«Земля – наш общий дом» план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему. Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром «Земля — наш общий дом» Что такое Земля

Социальный проект по экологическому развитию «Земля – наш общий дом» Вебер Е.А., специалист по социальной работе, МКУ «Центр социальной помощи семье и детям города Юрги» Кемеровская область. Участник конкурса «Социальные инновации — 2017»

Земля — наш общий дом

Антуан де Сент –Экзюпери.

Человек – это часть природы, и разрушая природу, он разрушает свое будущее, будущее своих потомков.

«Все мы пассажиры одного корабля по имени «Земля», и пересесть из него просто не куда».

Актуальность проекта

Мы живем в большом мире, который стал более населенным и менее чистым. Проблема грязной, измученной Планеты встала для всего человечества. Отношение к природе с позиции потребителя стало нормой. И эта норма ведет к страшным последствиям. Человек – это часть природы. Он должен взаимодействовать с ней и беречь ее. Пора пересматривать свои привычки и принципы. В школе, детском саду и дома нужно прививать навыки экологической грамотности.

Мама учит своего малыша простым и понятным вещам – как держать ложку, следить за своей одеждой, наводить порядок в доме. А Земля — наш общий дом, которому тоже нужна забота и порядок. И экологическая грамотность и умение относиться к природе как к доброму дому, должно воспитываться с раннего детства.

Проблема:

Низкий уровень осведомленности детей и их родителей об экологических проблемах, происходящих в мире и отсутствие сформированности у них системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей среде.

Цель:

  • Повысить уровень знаний детей о законах природы;
  • Пробудить интерес к экологическим проблемам;
  • Сформировать ответственное отношение к окружающему миру в целом.

Задачи:

  • Расширение кругозора;
  • Формирование бережного отношения к природе;
  • Привитие любви к природе;
  • Воспитание любви к Родине.

Методы работы:

  • технические (мультимедийный проектор, компьютер, экран),
  • методические (беседы, интерактивные игры, викторины, экскурсии).

Формы работы:

  • Индивидуальные;
  • Групповые;
  • Массовые.

Средства:

Методические пособия, игры, комплекты заданий, презентации, учебные фильмы и т.д.

Блоки проекта

1 блок – «Покормите птиц зимой» — на занятиях в творческой мастерской дети изготавливают самодельные кормушки для птиц. Во время прогулки дети развешивают изготовленные кормушки для птиц. После этого дети насыпают различные виды корма для разных видах птиц. По возвращению детей с прогулки с ними проводится беседа «Каких птиц я сегодня видел».

2 блок – «Живая планета» — создание живого уголка. В игровой комнате специалисты центры социальной помощи семьи и детям создают живой уголок. В живом уголке находятся различные виды животных и растений. Во время ознакомительной беседы об окружающем мире детям предлагается посетить живой уголок для получения полезной информации.

Данный блок делиться на 4 квартала:

1 квартал – «Животный и растительный мир нашего края». В данном блоке детям предлагается познакомиться с информацией о животном и растительном мире нашей области. На основе картинок, фильмов дети познают какие животные обитают и какие растения произрастают на данной местности;

2 квартал – «Островки радости». В конце зимы специалисты центра вместе с детьми начинают посадку семян для последующей весенней высадки рассады на территории центра;

3 квартал – «Я на природе, безопасный отдых». Перед началом летних каникул вместе с детьми проводятся информационно – познавательные беседы на тему «Безопасный отдых». По окончанию каникул детям предлагается создать фотовыставку «Я на природе»;

4 квартал – «Огородные истории». Перед наступлением дачного сезона с детьми проводятся интерактивные викторины о разнообразии овощных и ягодных культур. В начале учебного года детям предлагается создать фотовыставку «Огородные истории».

3 блок – «Экознайки» — данный блок направлен на познание окружающего мира. Раз в месяц с детьми проводятся экологические беседы, интерактивные игры, познавательные викторины. Так же дети посещают экскурсии в Краеведческом музеи, городские парки с целью изучения животного и растительного мира.

4 блок – «Любовь к природе начинается с семьи» — данный блок проводится вместе с родителями, так же в этом блоке проводятся познавательные беседы с родителями о бережном отношении к природе. Детям предлагается рассказать, как их семья заботится об окружающем мире, какие растения есть дома и как за ними ухаживать.

Акции проекта

Раз в квартал помимо представленных выше блоков проводятся экологические акции:

1 акция – «Энергосбережение глазами детей» — в течении 3 – х месяцев дети совместно со специалистами разрабатывали буклеты и листовки на такие темы как: «Экономия электрической энергии», «Экономия тепла», «Экономия воды». После завершения работы дети представляли данные работы.

2 акция – «День подснежника. Операция «Первоцвет» в России» — на протяжении 3 – х месяцев дети изучают появление из под снега первых цветов – Подснежников. Детям предлагается изучение материала, просмотр картинок, фильмов о подснежниках. Так же к данной акции можно привлечь и семью. По возможности съездить и посмотреть на первые Подснежники в лесу.

3 акция – «Экологический десант» — во время проведения данной акции с детьми организуются экологические десанты по уборке окружающей территории от мусора. Проводятся беседы о том, почему нельзя загрязнять окружающую среду, чем это плохо для человека и экологии. Так же детям предлагается создать выставку рисунков «Чистая планета».

4 акция – «Ёлочки – иголочки» — в течении 3 – х месяцев с детьми проводится конкурс рисунков на тему «Берегите лес», творческие занятия по созданию ёлочки своими руками из бросового материала, а так же проводятся беседы и познавательные занятия о хвойном лесе.

Сроки реализации: 12.2016- 12.2017(один год)

Ожидаемые результаты
  • у детей развита система представлений об окружающем мире;
  • сформировано желание бережно и созидательно относиться к окружающей природе;
  • существует мотивация участия в мероприятиях экологической направленности;

В рамках реализации проекта дети должны получить:

  • первоначальные навыки безопасного и экологически грамотного поведения на природе и в быту;
  • знания об основах экологической культуры;
  • знания о природе родного края;
  • знания о себе, как о части окружающего мира;
  • знания о значении природы в жизни человека.
Список литературы
  1. Бродский А. К. Общая экология / А. К. Бродский – М.: Издательский центр «Академия», 2007
  2. Воронков Н. А Экология общая, специальная, прикладная / Н. А. Воронков – М.: Агар, 2000
  3. Дажо Р. Основы экологии – М.: Издательство «Прогресс», 1975
  4. Николаева С. Н. Типовая модель экологического воспитания // Дошкольное воспитание – 2004, — №4
  5. Николаева С. Н. Экологическое воспитание младших школьников. Книга для воспитателей детского сада – М.: Мозаика – Синтез, 2004

Работа содержит приложения: презентацию и доклад к ней (архив).

Полный текст работы размещен на странице конкурса

Земля — наш общий дом

Час общения

Тема. «Земля-наш общий дом»

Цель: воспитывать бережное и уважительное отношение к природе.

Задачи:

1. Формировать экологическое сознание и чувство уважения к планете Земля.

2. Вызвать беспокойство за экологическое состояние планеты, и желание взаимодействовать с природой.

3. Развивать интерес, бережное отношение и любовь к окружающему миру.

Планируемый результат:

Личностные – формировать положительное отношение к природе;

Формировать представление о ценностях жизни.

Регулятивные - развивать умение разрешать внутренние разногласия;

Учиться высказывать предположение (версию);

Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Коммуникативные – формировать представление о том, что важно понимать друг друга;

Уметь договариваться и разрешать конфликты;

Уметь работать в группах.

Познавательные – получать информацию о состоянии природы в настоящее время;

Делать выводы в результате совместной работы.

Оборудование: к онверт с письмом,листы и фломастеры, презентация, мультфильм.

Ход мероприятия.

1. Введение в тему

Дети, послушайте внимательно стихотворение и попробуйте определить тему нашего часа общения.

Земля.

Замечательно, друзья,

Что наш дом родной - Земля.

Никаких сомнений нету -

Это лучшая планета!

С голубым высоким небом,

Зреющим на нивах хлебом,

Широтою океанов,

Высотою перевалов,

Шумной жизнью городов,

Тихим шелестом лесов.

Травы, звери, птицы, люди,

Всё, что было, есть и будет,

Всё, что видим мы кругом -

Это в космосе наш дом.

2. Сообщение темы занятия.

Прочитайте тему (слайд).

Тема нашего занятия: «Земля – наш общий дом».

3 Прочитайте стихотворение на экране.

Жить в зеленом царстве это

Хорошо зимой и летом.

Жизнь летает мотыльком,

Шустрым бегает зверьком,

В облаках кружится птицей,

Скачет по ветвям куницей,

Жизнь прекрасна,жизнь вокруг.

Человек природе друг!

О чем это стихотворение?

Всегда ли человек является другом природе?

4. Стук в дверь. (принесли письмо)

Ребята, нам кто-то отправил письмо. Я сама не знаю, от кого оно, сейчас я его вам прочитаю и вы сами скажете, кто его написал. После прочтения мы с вами решим, что делать и как помочь автору письма.

«Здравствуйте, дорогие ребята!

Обращаюсь к вам потому что больше не могу терпеть то,что происходит со мной.Человек –это самое развитое существо в мире.Ему подвластны все мои ресурсы,но он в последнее время перестал задумываться,что он сам часть меня.И поэтому он творит со мной непоправимые вещи:безжалостно вырубает мои леса,убивает животных, чистой воды в моих водоемах почти не осталось, из-за этого стало мало рыбы,в воздухе появились и все больше увеличиваются озоновые дыры. Идет глобальное потепление климата на планете Земля. Уважаемые дети, я понимаю,что многое зависит не от вас,но и вы часто рвете цветы, ломаете ветки, прямо себе под ноги бросает мусор. Все это тоже загрязняет меня и постепенно уничтожает.Помните,что брошенная вами газета будет год,а то и два года размокать и смешиваться с землей. С консервной банкой это произойдет через несколько десятков лет. Стеклянная бутылка будет меня обезображивать веками. Очень прошу вас остановиться и задуматься! Мы с вами одно целое и должны беречь друг друга.Надеюсь на ваше понимание. Ваша …(Природа).»

Ребята, кто написал это письмо?

5.Беседа по теме

Да,ребята,очень тревожное письмо мы получили.

Вы сразу догадались,от кого нам пришло письмо.А что вас натолкнуло на отгадку?

О чем из прочитанного вам было известно?

Что вас поразило?

О чем Природа умолчала в письме,а вы сами об этом знаете?На что она могла бы еще пожаловаться?

(На экране кадры загрязненного леса.)

Что же нужно делать,чтобы не случилось экологической катастрофы?

6.Игра «Если вдруг…»

Я предлагаю вам задуматься обо всем услышанном и поиграть со мной в игру « Если вдруг…».

Условия этой игры таковы: я вам буду давать начало ситуаций, а вы можете продолжить.

Например:если люди уничтожат все цветы на Земле...погибнут многие насекомые …не станет меда,очень ценного продукта для здоровья человека.

Продолжите теперь вы:

1)Если вдруг на пляжах перестанут убирать территорию … (не будет места для купания, загорания и отдыха)

2) Если вдруг вырубят все леса на земле … (не где будет собирать грибы, ягоды, орехи)

4) Если вдруг уберут из дворов мусорные баки… (во дворах будут стоять кучи мусора)

Да, ребята если не будет лесов, нам некуда будет идти на прогулку, за ягодами, лекарственными травами.

Групповая работа.

Составьте и запишите такие правила поведения в природе, которые помогут нам сохранить её.

7 .Просмотр мультфильма «На лесной тропе»

Как вели себя лисы, когда приехали отдыхать?

Что могло случиться из – за их поведения?

Ребята представьте себе, что вы оказались в лесу или на берегу реки, и перед вами огромное количество мусора, а ведь лесу живут птицы, животные и это наносит им вред.

Чтобы это не случилось, мы должны знать «правила природы»

Подумайте, что означают знаки. Задание будет такое «Подбери название»

«Осторожно, муравейник», «Не рвите цветы», «Не разводите костров в лесу», « Не разоряйте гнезд», « Не сорите», « Не ломайте ветки деревьев», « Не трогайте ядовитые грибы», « Не засоряйте мусором водоемы», « Дикие животные», «Осторожно, болото», «Не шуми в лесу», « Осторожно, молодняк»

Да, ребята, из нашей работы видите, что в природе все взаимосвязано и одно зависит от другого.

Давайте для закрепления прослушаем стихотворения.

Если в лес пришел гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь,

Даже очень громко петь.

Испугаются зверюшки,

Убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай,

Никогда не забывай

Мусор с травки убирать,

Зря цветы не надо рвать!

Из рогатки не стрелять:

Ты пришел не убивать!

Бабочки пускай летают,

Ну кому они мешают?

Здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать. Палкой бить.

Ты в лесу – всего лишь гость

Здесь хозяин –дуб и лось

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги!

Помоги лесным зверюшкам,

Приготовь для них кормушки.

И тогда любой зверек –

Будь то ласка иль хорек,

Еж лесной, речная рыба –

Скажет: «Ты мой друг! Спасибо!»

О чем стихотворения?

Значит не зря природа бьет тревогу и обращаясь к нам просит вас о разумном к ней обращении.

8. Физкультминутка.

9. Работа над пословицами

Ребята, существует много пословиц о природе. Сейчас выполним задание «Соедини и прочитай по стрелке пословицы»

Объясните,как вы понимаете смысл пословиц,записанных на экране.

Лес богатство и краса, береги свои леса!

Растения – земли украшения!

Лес – легкие Земли – береги, как свои.

Береги природу, она добром ответит.

Когда пьешь воду, помни об источнике.

Не сажал, не поливал, а рвать поспевал!

Давайте ребята посмотрим сценку «Любите все живое»

Как вы думаете, правильно поступил волк?

Что любит красная шапочка?

Значит, будем любить все живое.

Ребята, а сейчас я проверю, как вы усвоили сегодняшний материал. Я называю ситуацию, а вы скажите, как бы вы поступили.

1. В лесу вы видите непотушенный костёр, разбросанные банки, бутылки, мусор?

2. Вы шли по лесу и вдруг в траве увидели гнездо с маленькими птицами?

3. Зимой под окнами у вас собираются маленькие птички. Им холодно и голодно, а тебе дома тепло и уютно. Поможешь ли ты птичкам, и каким образом?

4. Во дворе вы видите как дети ломают ветки дерева?

10. Загадки.

Весь мир кормлю,

А сама не ем.

И топчу ее

И режу ее-

Она не серчает,

Добром отвечает.(Земля)

Если невидимка:

В дом не просится,

А прежде людей бежит,

Торопится.(Воздух)

Бродит одиноко

Огненное око

Всюду,где бывает.(Солнце)

Дом со всех сторон открыт.

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом,

Чудеса увидишь в нем.(Лес)

Если руки ваши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?(Вода)

Чем больше колец,

Тем старше жилец. (Дерево)

Ребята не только загадки, но и много стихов написали писатели о природе. Давайте послушаем.

1.Есть просто храм.

Есть храм науки,

А есть еще природы храм –

С лесами, тянущими руки

На встречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь.

Входи сюда, будь сердцем чуток,

Не оскверняй её святынь.

2.Берегите Землю! Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинке солнечные блики,

На камнях играющего краба.

Ястреба, парящего над полем,

Полумесяц над лесным пологом,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите Землю! Берегите!

3.Щади зверей и птиц,

Деревья и кусты,

Ведь это все слова,

Что царь природы ты.

Ты только часть её, зависимая часть

Что без неё и мощь твоя, и власть?

4.Но дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

5.Эту истину знаю от роду

И её никогда не таю:

«Кто не любит родную природу,

Тот не любит Отчизну свою!»

Значит, ребята, из услышанных стихотворений какой можем сделать вывод?

Рефлексия

Закончите предложение

Наша страна, Родина должна быть экологически чистой, всегда оставаться голубоглазой, с красивейшими реками, озёрами, лесами и полями.

Для этого я…

О чем вели беседу?

Что вам понравилось?

Какие выводы сделали?

Мы сегодня много говорили о том, что нужно беречь природу, беречь нашу Землю. Берегите каждое дерево, каждый кустик! Не рвите цветы, не ломайте деревья, не разоряйте гнезда!

Пусть каждый из вас посадит дерево, цветы и ухаживает с любовью за ними.

Ведь от каждого из нас зависит будущее нашей планеты, будущее родной Земли!

Давайте будем.

Беречь планету!

Во всей Вселенной

Похожей нету,

Во все Вселенной

Совсем одна,

Что будет делать

Светлана Акчева
Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром «Земля - наш общий дом».

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе.

«Земля – наш общий дом » .

Подготовила : воспитатель

Акчева С. А.

город Уфа

Цели :

1. Углубить представления о том, что планета Земля – это огромный шар , большая часть которого покрыта водой. Кроме воды есть материки – твердая земля – суша , где живут люди.

2. Познакомить детей с научной версией образования материков на планете Земля , с условными обозначениями суши , воды на картах и глобусах, с названиями и расположением материков на карте.

3. Подвести к пониманию уникальности нашей планеты, так как только на Земле есть жизнь .

4. Воспитывать стремление беречь нашу Землю .

5. Побуждать детей делать умозаключения на основе имеющихся сведений.

6. Развивать воображение , ассоциативное и творческое мышление.

7. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.

Материалы и оборудование :

Ноутбук, мультимедийное оборудование, презентация Power Point со слайдами

Входят дети.

Звучит мелодия русской народной песни «Родина» («Вижу чудное приволье» ).

Педагог. Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. Велика наша Родина! Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего Севера до южных морей, от Балтийского моря до Тихого океана. Это огромное государство! (слайд № 2)

Дети. Есть в России высокие горы, полноводные реки, глубокие озера, густые леса и бескрайние степи (слайды №3-9)

Дети. Есть маленькие речки, светлые березовые рощицы, солнечные полянки, овражки, болота и поля.

Педагог. Мы гордимся нашей великой Россией, её разнообразной природой , богатыми недрами. Но на свете есть и другие страны, где живут такие же люди, но говорят они на других языках. И у всех у нас есть общий дом . Если вы отгадаете загадку, то узнаете, как его название :

Ни начала, ни конца,

Ни затылка, ни лица.

Знают все, и млад и стар,

Что наш дом – большущий шар.

Дети. Земля .

Дети. А в народе ещё так говорят : «Никого не родила, а все матушкой зовут» .

Педагог. Что вы знаете о нашей планете? Какая она, Земля ?

Дети. Наша планета – это огромный–преогромный шар. Такой большой, что нужно много-много дней, даже месяцев, чтобы объехать его вокруг (слайд № 10)

Дети. Она круглая, как яблоко. Земля вертится вокруг Солнца , словно, самолетик вокруг башенки . Да ещё и сама вращается вокруг своей оси , крутится, как волчок, только медленно (слайд № 11)

А теперь давайте поиграем.

Игра называется «День – ночь» , правила игры вы знаете.

(Дети встают в круг. Педагог выбирает ребенка – «солнце»

Остальные дети изображают планету Земля .

Дети поворачиваются вокруг себя и вращаются по кругу.

По сигналу педагога дети останавливаются. Педагог спрашивает :

«У кого сейчас день?» , «У кого сейчас ночь?» .

Дети садятся на стулья.

Дети. Вместе с нашей планетой вокруг Солнца кружатся ещё восемь планет (слайд № 12)

Педагог. А как вы узнали, что это Земля ?

Дети. Наша планета голубого цвета (слайд № 13) .

Педагог. Почему она голубая?

Дети. На Земле много воды .

Дети. Когда космонавты глядят из космоса на нашу планету, она им кажется светящимся шаром прекрасного голубого цвета.

Педагог. Молодцы, ребята! А как вы думаете, почему на Земле есть жизнь ?

Дети. На Земле есть вода для питья и воздух для дыхания.

Педагог. Верно. Вода и воздух необходимы всем живым организмам.

Друзья мои! Но всегда ли люди имели эти знания? Оказывается, нет. А как же они себе рисовали Землю , на которой жили? Очень по-разному. Их представления кажутся нам сегодня фантастическими, сказочными, неправдоподобными. Давайте посмотрим, как они рисовали наш мир.

Демонстрация слайдов.

Педагог. В древности люди думали, что Земля огромная и плоская , как блин или как тарелка, и можно добраться до края Земли (слайд № 14) .

Одни говорили, что её поддерживают три огромных кита, которые плавают в океане.

Другие доказывали, что плоская Земля держится на трех слонах, слоны стоят на спине огромной черепахи, а черепаха плавает в океане… (слайд № 15-16) .

Даже находились смельчаки, которые мечтали добраться до этого края и посмотреть, а что там, на краю Земли , и можно ли с него упасть.

Люди отправлялись в путь пешком, или верхом на лошадях, или на корабле.

И добирались они до края Земли ? Как вы думаете?

Дети. Нет. Как только они добирались до моря или океана, то считали, что их путешествие закончено : вот он край Земли . Дальше уже ничего нет кроме воды.

Педагог. Дети, но были и такие люди, которые, дойдя до берега моря, пересаживались на корабль и продолжали своё путешествие. Вот эти мореплаватели и убедились, в конце концов, что, отправляясь в путь из какого-то места и двигаясь всегда в одном направлении, они почему-то возвращаются туда, откуда начали путешествие. «Почему же так происходит?» – задумались люди. Да потому, вдруг сообразил кто-то , что Земля не плоская , как блин. Нет, она круглая как шар.

Педагог. Большую роль в познании нашего мира сыграло время великих морских плаваний. Первое кругосветное путешествие совершил на пяти кораблях моряк-путешественник Магеллан (слайд № 17) .

Три года плыли его корабли всё вперед и вперед, не меняя направления и сверяя свой путь по звездам. Четыре корабля погибли в бурных водах океана. И только один корабль под названием «Виктория» обогнул Землю и вернулся в порт с другой, противоположной стороны. Так люди поняли, как велика наша Земля , и доказали, что Земля – шар и её можно объехать кругом.

Показ иллюстраций парусных кораблей (слайд № 18) .

Педагог. Почему люди в древности имели неправильное представление об устройстве нашего мира?

Дети. В древние времена люди не могли передвигаться по земле на большие расстояния. Ведь не было ни дорог, ни кораблей, ни поездов, ни самолетов. Поэтому дойти до «края земли » , чтобы проверить рассказы о китах, слонах, черепахе, никому не удавалось.

Физкультминутка.

Звучит «космическая» музыка. (слайд № 19) .

Есть одна планета – сад - руки вперед, ладони вверх

В этом космосе холодном - руками показываем большой круг.

Только здесь леса шумят – покачали руками.

Птиц скликая перелетных – машем руками.

Лишь на ней одной цветут – показали руками вниз.

Ландыши в траве зеленой – присели.

Береги свою планету, - руками показываем большой круг.

Ведь другой, похожей нету! - руки вперед, ладони вверх.

Игра в кругу с мячом.

Какая наша планета? (большая, круглая, огромная, голубая, зеленая, солнечная, светлая, добрая ) - Какой воздух (чистый, свежий) - Какое солнце (яркое, теплое, ласковое)

Что нужно делать, чтобы наша планета оставалась такой же красивой? (охранять, беречь, защищать, не сорить, любить природу)

Дети садятся на стулья.

Педагог. Много миллионов лет назад Земля представляла собой огромный материк (слайд № 20) . В результате стихийных катаклизмов этот материк стал разрушаться, от него стали отделяться большие и малые куски (слайд № 21) . Какие материки вы знаете?

Дети. Африка, Америка, Австралия, Европа, Азия, Антарктида.

Почти на каждом материке есть много стран. Нет их только в Антарктиде - там вечный холод, снега и льды.

Материки заселены животными, на них растут различные растения, живут разные народы.

Д/Игра «Чем похожи и чем отличаются?»

На 5 материках живет много людей. Они и разные, и похожи друг на друга.

(Похожи - одинаковое строение тела : есть руки и ноги и т. д. Отличаются - цветом кожи, цветом волос, разрезом глаз) (слайд № 22-27) .

Д/Игра «Кто где живет»

Франция-… …--- японец

Англия-…. …-- китаец

Америка-…. … -- россиянин

Кроссворд. А теперь, ребята, чтобы закрепить все знания, которые вы получили, мы с вами разгадаем кроссворд. Кто прочитает, какое в кроссворде главное слово?

Земля – наш общий дом для всех , кто на ней живет. Она всем нужна, и все, кто на ней живет, тоже нужны Земле . Сможет ли человек жить один на Земле ? Без птиц, животных, насекомых, рыб, деревьев, цветов, ягод, грибов и т. д.? Конечно же, нет! (слайд № 28-33) .

Предлагает послушать стихотворение В. Орлова «Общий дом » .

Ребенок слайд № 34

Под одною голубою

Общей крышей мы живем.

Дом под крышей голубой

И просторный, и большой.

Дом кружится возле Солнца,

Чтобы было нам тепло,

Чтобы каждое оконце,

Осветить оно могло.

Чтобы жили мы на свете,

Не пугаясь, не грозя,

Как хорошие соседи

Или добрые друзья.

Хотя человек на Земле – это самое разумное существо, он умнее и сильнее всех, но в этом и его беда. Человек на самолете летает выше орла, экскаватором копает землю глубже крота , на поезде едет быстрее оленя, дом строит из кирпичей крепче бобра и т . д. Но из-за того, что человек сильнее, он стал в некоторых местах причиной гибели природы : загрязненные водоемы, закопченный воздух, гибель многих животных и птиц, редких видов растений и т. д. Давайте вспомним правила поведения в природе.

Карточки с правилами поведения в природе. - Нужно назвать правило и объяснить, почему нельзя так делать.

Если человек умнее и сильнее всех, он должен все свои знания и умения направить на охрану и защиту природы на планете Земля .

Смотрю на глобус – шар земной,

И вдруг вздохнул он, как живой;

И шепчут мне материки :

«Ты береги нас, береги!»

В тревоге рощи и леса,

Роса на травах, как слеза,

И тихо просят родники :

«Ты береги нас, береги!»

Грустит глубокая река,

«Ты береги нас, береги!»

Остановил олень свой бег

«Будь человеком, человек!

В тебя мы верим – не солги.

Ты береги нас, береги!»

Смотрю на глобус – шар земной.

Такой прекрасный и родной.

И шепчут губы; «Сберегу!

Я сберегу вас, сберегу!»

(Е. Шкловский)

Первый ребенок. (слайд № 35-40) .

Наша планета Земля очень щедра и богата :

Горы, леса и поля – дом наш родимый, ребята!

Второй ребенок.

Давайте будем беречь планету,

Другой такой на свете нету.

Развеем над нею и тучи, и дым,

В обиду её никому не дадим.

Третий ребёнок.

Беречь будем птиц, насекомых, зверей.

От этого станем мы только добрей.

Украсим всю землю садами , цветами…

Все дети.

Такая планета нужна нам с вами!

На этом наше путешествие по нашей планете заканчивается. И я думаю, что вы не забудете то, о чем мы с вами сегодня говорили, и будете беречь птиц, насекомых, зверей. От того, как вы будете себя вести, будет зависеть будущее нашей планеты

Человеку пока не суждено понять, что Земля – это уникальное творение Вселенной, что это планета, летящая с огромной скоростью в пространстве, летящая по своей заданной траектории, планета, живущая и работающая по законам мироздания и есть – наш общий Дом. Человек, обычный человек, сидящий в своей квартире, в своей тихой уютной квартире, вряд ли может, а вернее сказать, никогда не сможет понять, представить и оценить этого Чуда! Он просто-напросто отгородился от Земли искусственно созданным миром, спрятался от всех проблем за стеной благополучия.
Почувствовать и понять, что Земля огромна и могущественна, что её силы как планеты величественны, человек, а вернее, человечек, такой маленький и ничтожный по своим размерам и силам, может только в одном месте – в горах – в огромных возвышающихся до небес Горах, низвергающих вниз миллионы литров воды в своих водопадах. Только в природе – девственной и нетронутой, непроходимой в своих лесах, горах и топях, он может осознать хрупкость человеческой жизни и свою полную зависимость от глобальных планетных событий.
Сейчас очень много говорят об экологии и экологических проблемах, но очень мало, что делается на самом деле. Призывать человека сохранить Землю – свой дом от разрушения, иногда кажется настолько невозможным, насколько невозможно представить себе варвара благоговейно застывшего перед мраморной статуей великого римского скульптора и не разбившего её.
И думается, что прежде, чем призывать человека к этому – к сохранению своего Дома, необходимо, чтобы он осознал и принял мысль о том, насколько сильно Человек зависит от состояния планеты – своего Дома. Надо, чтобы он почувствовал, ощутил на своей шкуре, что «Дисгармония в доме, и жизни спокойной Человеку – не видать!»
Я обращаюсь к Земле со словами, которые могли бы стать для каждого человека своеобразным кредо, словами, показывающими его отношение к ней: «Живи Планета! Живи мой Дом! Живи планета и процветай, живи и дай мне силы жить вместе с тобой!
Ведь планета наша – живая система – это космическое тело. Не хочу произносить слово «организм» это принижает суть планеты, не даёт нам понять глубину, мощь и глобальность её существования. Планета – наш Дом – поглощает и отдаёт (энергию космоса), рождает и разрушает (живые организмы и все тела), она бесконечно огромна для нас и бесконечно мала в пространстве Вселенной. Она являет нам свою сумасшедшую мощь и ничтожность перед мириадами звёзд Млечного пути. Она – сурова для одиноких путников и так беззащитна перед астероидами.
Я призываю - уважать её как свою Мать и не предавать!
Её надо Восхвалять и Любить!
Надо следовать принципам и заповедям:
– Сначала возлюби, потом познай!
– Сначала признай величие и мощь, и никогда не смей уничтожать её доспехи, части и структуры.
– Пользуйся в меру богатствами её и распределяй всё поровну меж нами – людьми.
Земля – наша мать – по сути своей: и химической, и физической и биологической. Наше прибежище во Вселенной, наш Дом - сражающийся с нами и за нас, спасающий и дающий, принимающий наши бренные тела на исходе жизни. Это – наш Дом!!!
Благословите Землю – родину, мать и дом! Сохраните её на века и миллионы лет!
Земля…Она молчаливая и незаметная для человека, спрятавшегося в маленьких коробочках своих городов, но в полный голос кричащая в торнадо и цунами, разрывающая свою поверхность толчками землетрясений и извергающимися вулканами, предупреждающая о боли, страдающая от взрывов бомб и испытаний, от глумления над её недрами, униженная презрением ничтожных соискателей её богатств.
Я обращаюсь к вам, Люди!
Верните себе свой Дом и перестаньте уже его уничтожать!
Обретите себя в своём доме!
Ведь, Сначала была Земля! и только потом… пришёл Человек!

Тема занятия: «Земля – наш общий дом»

Направление: экологическое.

Цель: обучение экологической грамотности.

Задачи:

1.Образовательная: сообщить знания о редких и исчезающих видах растений и животных.

2.Воспитательная: воспитать бережное отношение и любовь к природе.

3.Коррекционная: сформировать навыки поведения на природе.

Педагогические технологии: игровая, технология проблемного обучения, коррекционно-развивающая.

методы проведения: беседа, игра.

Оборудование: плакаты, глобус.

Словарь: экология.

1ч. Организационный момент:

Воспитатель (тихо звучит музыка)

Я сорвал цветок,
И он завял.
Я поймал жука,
И он умер в ладонях.
И тогда я понял,
Что прикоснуться к красоте
Можно только сердцем!

Здравствуйте, многоуважаемые экоколобки и все-все-все кто находится в этом зале. Вы, наверное, удивлены, что участников нашей интеллектуально-творческой игры я назвала "экоколобками"? Может быть, кто-нибудь догадался, почему? (Ответы детей)

Итак, экоколобки - это те ребята, которые сегодня выступают в роли исследователей экологических проблем нашего города, края, с которыми они сталкиваются на своем пути и пытаются помочь всем, кто попал или может попасть в беду.

Воспитатель: А вы знаете, где вы живете?

Мы живем на планете Земля, это и есть наш общий дом.

И сегодня мы будем учиться любить и беречь его - дом, в котором мы живем. У нас над головой общая крыша - голубое небо. У нас под ногами общий пол - земная поверхность. У нас одна на всех лампа и печка - ласковое солнышко. У нас общий водопровод - это дождевые и снежные тучи. Нам только кажется, что Земля наша огромная и необъятная. А если взглянуть на нее из космоса, то не такая уж она и большая. Всего за полтора часа ее можно облететь на космическом корабле. Так что нам действительно надо хорошо знать и беречь дом, в котором мы живем. А поможет нам в этом наука экология.

"Что такое экология?" (Ответы детей)

Экология - это наука, которая изучает, как изменения в природе влияют на жизнь растений, животных и человека.

В переводе с греческого языка слово "экология" означает "учение о доме". Речь идет о "природном доме", который есть у каждого растения, животного, человека.

Послушайте стихотворение "Земля - наш дом".

Мы речь свою ведем о том,
Что вся Земля - наш общий дом
Наш добрый дом, просторный дом
Мы все с рожденья в нем живем.
Еще о том ведем мы речь,
Что мы наш дом должны беречь.
Давай докажем, что не зря
На нас надеется Земля.

Воспитатель: В каком крае и городе мы живем? (ответы детей)

Чтобы узнать состояние экологической среды нашего города и края, я приглашаю Вас совершить путешествие на экопаровозике по родным местам. Для этого вам необходимо представится и занять места в вагонах (каждая команда представляется).

Первой на перрон приглашается команда:.

Следующая команда..:

За каждый правильный ответ команда получает "экоколобок". В конце путешествия мы посчитаем, сколько "экоколобков" набрала каждая команда. Я буду вашим проводником, а вы, экоколобки, мои пассажиры.

А теперь по вагонам и в путь!

IIч. . Основная:

Итак, первая наша остановка и станция "Лесная"

Край родной! Ты лесами красив.
Ты раскинул поля широко!
Серебристыми ветками ив
Шелестят берега над рекой

На этой станции мы поговорим с вами о лесных богатствах нашего заповедника и узнаем, какие проблемы существуют здесь.

Для этого нужно выполнить задание. Игра "Лишнее растение"

Вам предлагается убрать лишнее растение, которое не растут в наших лесах.

    тополь, осина, инжир

    сосна, ель, кипарис

    береза, клен, туя

    виноград амурский, баобаб, женьшень

    шиповник, адонис амурский, кактус

    бархат амурский, калина, персик

Лес - это наше богатство. К сожалению, многие растения находятся под угрозой исчезновения. Как вы думаете почему?

Ответы детей

Все правильно, необходимо соблюдать правила поведения в лесу.

Раздается стук.

Ребята, к нам еще кто-то в гости пришел. Слышите стук? (Входит мальчик с рюкзаком, из кармана торчит рогатка.)

Ты куда идешь?

В лес, конечно!

Я смотрю, гость какой-то странный (вынимает рогатку из кармана мальчика) .

Покажи, пожалуйста, с чем ты идешь в лес, а дети скажут, с чем можно, а с чем нельзя ходить в лес. Есть такие вещи, которыми можно пользоваться редко, осторожно, соблюдая строгие правила.

(Мальчик достает из рюкзака вещи.)

* Резиновые сапоги

Я собрался походить по кромке озера, пособирать ракушки.

* Зажигалка

Я решил, когда устану, посидеть у костра.

* Магнитофон

Я собирался послушать новые записи - хиты.

* Небольшое пластмассовое ведро.

В прошлый раз я с товарищем посадил по краю оврага кустики ивы. А сегодня хочу их полить.

* Пакет с крошками хлеба, крупой.

Это для уток. Они на озере живут. Я их часто подкармливаю.

Да я смотрю, ты молодец! Только не всегда разбираешься, что полезно делать в лесу, а чем можно создать неприятности. Любишь природу, пытаешься о ней заботиться. Но запомни, что нельзя причинять боль природе.

Ты обещаешь это? (Да, обещаю.)

А, вы, обещаете?

Теперь продолжим наш путь.

Кого еще мы можем встретить в наших лесах?

Следующая станция - "Жители леса"

1.Троп копытами касаясь.
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось.)

2.Меньше тигра, больше кошки,
Над ушами- кисти - рожки,
С виду котик, но не верь:
Страшен в гневе этот зверь. (Рысь)

3.Кто на своей голове лес носит? (Олень)

4.Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в зубке серенькой зимой
И в рыжей шубке - летом. (Белка)

5.Серый я, живу в лесу,
Знаю рыжую лису.
Песню грустную тяну,
Громко вою на луну. (Волк)

6.У меня роскошный хвост,
А характер мой непрост-
Я коварна и хитра,
Глубока моя нора. (Лиса)

7.Родственник домашней киске,
Этот зверь не робкий.
Бродит хищник уссурийский
По таежной тропке. (Тигр)

Как вы думаете, какое из этих животных самое величественное, самое красивое?

Амурский тигр (также известный, как Уссурийский, Сибирский или Восточно-сибирский тигр) один из самых малочисленных подвидов тигра, самый северный тигр. Он - объект поклонения многих народностей Дальнего Востока.

На языках народов Приамурья тигра часто называют "Амба" (большой), чтобы не накликать беду. (фильм о тигре)

А мы с вами будем охранять животных?

А теперь прежде, чем мы продолжим наш путь, предлагаю вам такую звериную зарядку.

Физминутка

Звериная зарядка.

Работа с детьми:

Давайте, остановимся и послушаем, кто это так чудесно поет?

Следующая станция "Птичьи разговоры"

Давайте проверим, хорошо ли вы знаете птиц и насколько внимательны?

Слушайте внимательно! Если я ошибусь, хлопните в ладоши.

(чтение шутливого стихотворения "Прилетели птицы")

Молодцы. Я вижу, что вы были внимательны и знаете птиц!

    Как мы с вами можем помочь птицам? (Ответы детей)

    Какая акция идет сейчас у нас в городе и нашем детском доме? Я предлагаю вам сейчас изготовить кормушки для птиц.

    Какие вы молодцы, вы уже столько добрых дел сделали. Давайте их назовем.

    Наше путешествие еще не закончилось, и мы продолжаем путь.

    Как хороши наши леса, поля, реки, озера, которые мелькают за окнами вагонов. Самые удивительные и живописные места носят не менее красивые названия. Следующая станция - "Рыбная"

Наша река очень большая по протяженности и полноводная, в ее глубинах так трудно найти рыб.

И здесь понадобятся ваши знания о рыбах, чтобы разгадать "зашифрованные слова"

    АУХА (УАХА)

    КАРАСЬ (АСЬКАР)

    ОСЕТР (ТРЕСО)

    КЕТА (ЕТАК)

  • САЗАН (НАЗАС)

    ЩУКА (АКУЩ)

    КАСАТКА (ТАСАККА)

Это, конечно, не полный список рыб, которые водятся в нашей реке Амур. Наша река очень богата рыбными ресурсами. Но многие рыбы, также как и растения, звери, птицы нуждаются в защите. Почему? Необходимо соблюдать правила поведения у водоемов.

Наше путешествие подходит к концу. И последняя станция "Экопитание"

Здесь нам предстоит выяснить, какие натуральные продукты и экологически чистые могут нам предложить герои мультфильмов.

Попробуйте по песням из мультфильмов отгадать, кто является героем этого мультфильма и какой продукт он может предложить.

1.песенка "Вини-Пуха"

2.песенка "Антошка"

3. песенка "Кто пасется на лугу"

4.песенка "Два веселых гуся"

Вот с таким хорошим настроением и полными корзинами натуральных продуктов отправляемся домой.

IIIч .Итоговая

Многоуважаемые экоколобки! Мы увидели и исследовали сколько проблем, существует в нашем Зеленом доме. Скажите, кто виноват в этом? Чем мы можем помочь нашей природе, нашему краю, городу, дому, в котором мы живем?

Теперь каждая команда подсчитают, сколько они заработали "экоколобков".

Вверх