Православный храм в жабинке. Церковь покровская в жабинке

Покровский храм города Жабинка - один из старейших православных храмов Брестчины. История храма уходит корнями в глубокое прошлое и связана с фамилией дворянского рода Непокойчицких. В веке на территории западной части современного города Жабинка появилось имение Непокойчице. Владельцы усадьбы принимали активное участие в общественной жизни Берестейского воеводства. Среди многочисленных селений, деревня Мыщицы, как часть родового гнезда, находилась во владении Непокойчицких.

Берестейское воеводство относилось к северо-западной части государства, крещеной в православие еще в период Киевской Руси . В письменных источниках под годом уже упоминается православная церковь в Мыщицах, построенная, вероятнее всего, на средства Непокойчицких. И в дальнейшем Непокойчицкие постоянно оказывали храму свое внимание и поддержку.

В году жабинковские земли вошли в Российскую Империю в состав Гродненской губернии. Мыщицкий православный храм, насчитывавший к середине XIX века почти трехвековой возраст, ветшал и постепенно приходил в упадок. В последней четверти XIX века церковь представляла собой жалкое зрелище. Старое деревянное строение было физически изношено и буквально разрушалось на глазах прихожан.

В году комиссия Черевачицкого благочиния, в состав которого входил храм в то время, была вынуждена признать: "Ни временною починкою, ни капитальной перестройкой Мыщицкая церковь в надлежащие вид и порядок приведена быть не может". Вот как описывает события жабинковский историк-краевед Анатолий Бензерук: "В конце зимы 1874 года в Мыщицы приехал черевачицкий благочинный Феофан Павлович. Вместе с местным священником Андреем Мижевским отец Феофан внимательно осмотрел церковь, отметив: здание размерами в 18x10x6 аршын "совсем не соответствует виду православного храма". Были поражены гнилью конструкции крыши и стен, зафиксированы смещения некоторых узлов. Разрушения и трухлявость были настолько существенными, что стены едва удерживались". Храм насчитывал свыше 2100 прихожан, которые жили в Мыщицах-Покровских, Абрамовичах, Салейках, Стеброве, Саках, Сеньковичах, Курпичах, Новосадах и Пшенаях, размещался рядом с железной дорогой, в полуверсте от станции Жабинка, а потому было решено построить начать сбор средств на постройку в этом месте церкви из кирпича.

Основное требование к строящимся в ту пору в Гродненской губернии храмам состояло в том, что церкви должны были быть похожи на великорусские не только по внешнему виду, но и по внутреннему устройству, например, чтобы иконы на иконостасах, характер живописи и фона соответствовали древнецерковным обычаям православных храмов. Строительство осуществлялось под наблюдением архитектора Николая Херсонского, однако шло медленно. По состоянию на 20 апреля года были "сделаны каменный фундамент церкви и начата рубка стен по готовому фундаменту".

Храм строился полтора года. В акте приемки храма от 14 октября года отмечено: "церковь устроена прочно, из хороших материалов".

14 ноября года черевачицкий благочинный Павел Михаловский совместно с 24 священниками освятил новопостроенный приходской храм.

При храме действовала церковноприходская школа. Функции директора школы и законоучителя исполнял настоятель церкви.

С самого начала церковь существовала на пожертвования благотворителей. Для храма жертвовались деньги, предметы церковного обихода, книги... Нередко благотворительность имела форму безвозмездного труда на строительных работах при храме. Архивные материалы свидетельствуют, что в и годах осуществлялись капитальные ремонты церкви.

Постепенно "станционный пункт" Жабинка разрастался в поселок, территориально поглощая небольшие окрестные деревушки, в том числе и деревню Мыщицы-Покровские.

В году, во время Первой мировой войны , по приказу властей была проведена массовая эвакуация имущества церквей Гродненской губернии в Центральную Россию. Эвакуации подлежали иконы, колокола, метрические книги, хоругви и даже мелкая церковная утварь. Служители церкви довольно подробно описывали количество, вес, материал отлитых колоколов, места их изготовления, а также их принадлежность к тому или иному храму. Эвакуированное имущество белорусских церквей хранилось в различных монастырях по всей России. К сожалению, сведения о местонахождении имущества Мыщицкой церкви не обнаружены.

В период оккупации города Жабинка кайзеровскими войсками немцы, придававшие большое значение сохранности железной дороги, использовали церковную колокольню как наблюдательный пункт.

Вскоре западная Беларусь была включена в состав Польши. В - годах восемь благочиний Брестчины входили в Полесскую епархию в составе Польской Православной автокефальной Церкви . Покровская церковь в города Жабинка входила в состав Кобринского благочиния.

С началом Второй мировой войны Брестчина (за исключением северных районов) была присоединена оккупационными властями к рейхскомиссариату "Украина", где действовала Автономная Украинская Православная Церковь Московской юрисдикции во главе с митрополитом Алексием (Громадским) . В годы военного лихолетья православные храмы на Брестчине функционировали. Вероятно, действовала и Свято-Покровская церковь в Мыщицах. К сожалению, официальных сведений об этом периоде истории храма не выявлено.

В непростое послевоенное время приход православной Свято-Покровской церкви функционировал, и даже в те годы советского периода, когда большинство храмов были закрыты и находились в бесхозном состоянии.

При храме активно действуют воскресная школа, молодежное братство в честь святителя Кирилла Туровского , сестричество в честь иконы Покрова Пресвятой Богородицы , клиросный хор и детский хор.

Настоятели

  • Андрей Мижевский (1885 - ?)
  • Иоанн Красковский
  • Иулиан
  • Виктор Ральцевич
  • Георгий Бондарук (1923 - 1924)
  • Стефан Шамардин (1925 - 1928)
  • Иоанн Чувардинский (1930)
  • Петр Котар (? - 1948)
  • Владимир Котар (1948 - 1958)
  • Николай Черкасевич (1958 - 1996)
  • Стефан Гапанюк (1996 - 2007)
  • Сергий Петрусевич (c 2007)

Использованные материалы

  • История храма на странице официального сайта храма:

Жабинка - районный центр Брестской области, расположенный в 30 км от областного центра. И хотя это небольшой город с населением в 13 тысяч человек, тем не менее, населённый пункт располагает несколькими достопримечательностями , заслуживающими внимания туристов. Одной из них является Покровская церковь, расположенная на улице Комсомольской, 82 в западной части города, недалеко от водохранилища Визжар.

Церковь была возведена в 1885 году из дерева и является образцом белорусского зодчества с характерными чертами, присущими такому архитектурному направлению как эклектика, получившему широчайшее распространение в странах Европы, в том числе и Российской империи, в состав которой на момент строительства храма входила Жабинка.

Церковь получила своё название в честь Покрова Пресвятой Богородицы - одного из великих православных праздников, который отмечается 1-го октября по юлианскому и 14-го октября по григорианскому календарю.

Согласно преданию, христианскому святому Андрею Юродивому, родившемуся в IX веке в Скифии, явилась Дева Мария. Произошло данное событие во Влахернской церкви Богородицы в предместье Константинополя, в котором хранилась почитаемая православными верующими реликвия - Риза Богородицы, представлявшая собой одежду Божьей Матери. В житии святого сказано, что Богородица явилась в храме, заполненном народом, когда там проходило всенощное бдение. Сопровождали Деву Марию Иоанн Предтеча и Иоанн Богослов. Остановившись рядом с амвоном, она сняла сияющий омофор, держа его в руках перед молящимся народом. Данное видение было растолковано как спасение горожан от противника, войска которого вскоре отошли от города. Это событие произошло в начале Х века, впоследствии получило широкую огласку и сегодня широко почитается верующими.

В архитектурном плане церковь в Жабинке представляет собой прямоугольник , имеющий притвор, основной объём и пятистенную апсиду с боковыми ризницами. Четырёхскатная крыша увенчана восьмигранным барабаном, на котором установлен полусферический купол. Ещё один купол расположен над колокольней. Храм имеет два входа: центральный и боковой, каждый из которых украшен треугольным фронтоном. Оконные проёмы обрамлены рустованными архивольтами. Фриз выполнен поясом городков.

Церковь принадлежит Брестской Епархии Белорусской Православной церкви и является действующим храмом. Настоятелем церкви с 2007 года является священник Сергий Петрусевич.

Сооружение изначально возводилось в качестве православной церкви. Строительство велось на протяжении полутора лет. Основной вклад в строительство церкви был внесён священником Андреем Мижевским, прах которого сегодня покоится на территории церкви.

В годы Первой мировой войны епархия на некоторое время приостановила свою деятельность, имущество церкви было эвакуировано. Колокольня храма использовалась в качестве наблюдательного пункта . Была ли церковь действующей во время Второй мировой войны, точно не известно. В послевоенное время храм был действующим.

Сегодня при церкви действуют воскресная школа, клиросный и детский хоры. Также активную деятельность осуществляют молодёжное братство и сестричество.

Свято-Покровская церковь была построена в 1885 году из дерева и является примером классического белорусского зодчества с элементами неоклассицизма. Строительство продолжалось полтора года, а звонкое звучание колоколов оповестило местных жителей о его освящении 14 ноября.
История храма начинается в 16 веке, и поэтому она считается одной из старейших церквей Брестчины. В те года на месте современного города Жабинка была деревня Мыщицы. К середине 19 века Мышицкий православный храм постепенно приходил в упадок после своей непростой трехвековой истории существования, а ближе к концу 19 века он стал практически разрушенным.
Новая построенная церковь была похожа на великорусскую не только по внешнему архитектурному ансамблю, но и по внутреннему убранству. Иконостасы и иконы по своему характеру живописи напоминают древнецерковные православные храмы.
Покровская церковь всегда существовала за счет благотворительности прихожан и доброты верующих людей. Она строилась и реконструировалась на пожертвования благотворителей, прихожане сами участвовали в строительстве, приносили книги, иконы, предметы церковного обихода.
Сейчас при храме открыта воскресная школа, молодежное братство и сестричество, а также детский и клиросный хор.

Вверх