Как быстро научиться азбуке морзе. Самостоятельное обучение азбуке морзе Чтение азбуки морзе

В сущности, "выучить морзянку" - это всего лишь твердо запомнить полсотни несложных звукосочетаний, натренироваться быстро записывать соответствующие им буквы и цифры и научиться ритмично воспроизводить то же самое телеграфным ключом. Никаких особых способностей для этого не требуется. Как и при любой учебе, самое главное - ваша настойчивость и регулярность занятий.

Многие радиолюбители работают в эфире со скоростью 100 - 150 знаков в минуту, а некоторые способны принимать и передавать до 250 - 300 знаков в минуту. Всё это достигается тренировкой. Во время связи радиолюбители обычно записывают только ту часть информации, которую им нужно сохранить, а большую часть передач воспринимают без записи, непосредственно на слух, как обычную речь. Для передачи с большими скоростями вместо простого ключа Морзе часто используют полуавтоматический или (реже) клавиатуру, однако прием ведут все равно на слух - это намного надежнее и удобнее, чем с помощью любых декодирующих устройств.

Лучше всего обучаться и тренироваться под руководством опытного радиолюбителя, но вполне можно делать это и совершенно самостоятельно. В интернете можно найти много разных учебных и тренировочных программ. Попробуйте разные программы, не ленитесь внимательно изучить все те рекомендации, которые обычно к ним прилагаются.

Сколько времени требуется для освоения азбуки?

Нормальный режим занятий - 2-3 раза в неделю по 1,5 - 2 часа в день (уроками минут по 25 - 30, с перерывами). Еще лучше - каждый день хотя бы по часу (по полчаса утром и вечером). Минимум - 2 занятия в неделю по 2 часа. Занятия реже, чем 1 раз в 3 - 4 дня, малоэффективны, так же, как и более 3 часов подряд.

При нормальном режиме занятий, прием текстов со скоростью 40 - 60 знаков в минуту (с записью принятого) осваивается примерно в течение 3-х месяцов (а иногда и значительно быстрее).

Самое главное - это регулярность и полная сосредоточенность во время занятий.
Значительные перерывы на этапе обучения могут свести всю проделанную работу на нет. Не закрепленные практикой уроки улетучиваются из памяти очень легко, и приходится вновь начинать почти все сначала. Причиной неудач является именно нерегулярность занятий.

В то же время, когда "морзянка" полностью и надежно освоена, она не забывается (точно так же, как умение ездить на велосипеде) и остается с человеком на всю жизнь. Даже после многолетнего перерыва бывает достаточно немного потренироваться - и все прежние навыки восстанавливаются.

Нет людей, которые не могли бы освоить прием и передачу азбуки Морзе до скоростей 70 - 90 знаков в минуту. От способностей и возраста зависит только требуемое на это время - от 2 до 6 месяцев.

С чего начать?

Начинать следует только с приема. Обучаться передаче ключом следует после того, как будет более-менее освоен прием всех букв и цифр.

Скорость передачи отдельных знаков (букв и цифр) нужно установить такую, при которой стандартные тексты могли бы передаваться со скоростью около 70-100 знаков в минуту (или около 18-25 слов "Paris" в минуту, т.е. 18-25 WPM), однако скорость передачи одного знака за другим (то есть реальную скорость передачи) следует установить сначала не более 10-15 знаков в минуту (около 2-3 WPM), чтобы между знаками получались достаточно большие паузы.

С самого начала нужно запоминать звучание комбинаций коротких и длинных звуковых сигналов, соответствующих каждой букве и цифре, только как цельных музыкальных мелодий, и ни в коем случае не пытаться подсчитывать или запоминать, сколько там "точек и тире". Ни в какие таблицы с точками и тире даже не заглядывайте.

Существует также методика запоминания телеграфной азбуки с помощью так называемых словоформ, или "напевов". Подбирают такие слова или фразы, которые при напевном произношении напоминают мелодии знаков, переданных "морзянкой". Например, буква G = "Гаа-гаа-рин", буква L = "лу-наа-ти-ки", M = "маа-маа" и т.п.
Этот метод имеет свои преимущества и недостатки. Преимущество в том, что ряд букв на самом деле удаётся быстрее запомнить. Но есть и недостатки. Во-первых, далеко не для всех знаков азбуки можно подобрать сколько-нибудь осмысленные словоформы, тем более - начинающиеся с того самого знака, который они должны напоминать. Если пытаться придумывать какие-то искусственные "слова" или фразы, а тем более - начинающиеся не с той буквы или цифры, то учащемуся приходится запоминать еще одну лишнюю "азбуку". Во-вторых, при распознавании услышанного знака мозг вынужден делать двойную работу: сначала ставить в соответствие тональным сигналам разученную словоформу, и только после этого словоформу переводить в соответствующий знак.

Согласно одной из легенд, метод словоформ был изобретён (или стал широко применяться) во время второй мировой войны, когда потребовалось в срочном порядке, без всякого отбора по профпригодности, подготавливать десятки тысяч радистов для низовых сетей связи (на уровне взвода и роты). При этом исходили из того, что такому радисту достаточно хоть как-нибудь освоить "морзянку" на минимальном уровне. В то же время кандидатов в классные радисты отбирали, и учили более тщательно - без словоформ.

Итак, повторю еще раз: запоминайте звучание звуковых сигналов, соответствующих каждой букве и цифре, только как цельных мелодий и никогда не пытайтесь подсчитывать, сколько там "точек и тире"!

Знаки азбуки должны с самого начала передаваться сжато, чтобы отдельные тональные посылки в них не удавалось вычленить и пересчитать. Скорость передачи в начальный период обучения можно понижать только за счет увеличения пауз между знаками, а лучше - в основном за счет увеличения пауз между словами (группами знаков).

За один день рекомендуется выучивать сначала по 5-7 букв, а к концу алфавита - по 3-4 буквы. Последовательность разучивания знаков не очень важна. По одной из методик начинают с букв A, E, F, G, S, T, на следующем уроке - D, I, M, O, V, затем - H, K, N, W, Z - B, C, J, R - L, U, Y - P, Q, X. По другой методике - сначала E, I, S, H, Т, M, O, далее - A, U, V, W, J - N, D, B, G - R, L, F - K, Y, C, Q - P, X, Z.

Если осваивать буквы в соответствии с частотой их использования, например, в английском языке, то уже на самом начальном этапе учебы из них можно будет составлять много разных слов и осмысленных фраз. Это интереснее, чем тренировки с несмысловыми текстами. В таком случае порядок разучивания букв может быть следующим: E, T, A, O, I, N, S - R, H, L, D, C - U, M, F, P - G, W, Y, B - V, K, X - J, Q, Z.

Знаки препинания (знак вопроса, дробная черта, знак раздела и запятая) можно оставить напоследок. Отвлекаться на изучение дополнительных букв национальных алфавитов (русского, немецкого и др.) пока не следует. Для начала важно хорошо освоить международную азбуку (латинский алфавит из 26 букв и цифры).

На каждом занятии сначала тренируются в приеме ранее изученных знаков, затем отдельно разучивают очередную порцию новых, потом принимают тексты, составленные только из новых знаков, а затем - из старых и новых знаков с некоторым преобладанием новых.

Добавлять новые знаки следует только после того, как будет достаточно надежно освоен прием уже изученных. В течение большей части занятий каждый принятый знак нужно обязательно каждый раз записывать. Вполне нормально, что сначала будет довольно много ошибок и пропусков.

Чтобы сигналы телеграфной азбуки быстрее запомнились, старайтесь во всякий свободный момент, везде, где позволяет обстановка, насвистывать или напевать их (например, делая какую-нибудь простую физическую работу, или, идя по улице и увидев вывеску либо номер автомашины, старайтесь вспомнить и воспроизвести, как должны звучать "морзянкой" разные буквы и целые слова).

Иногда, после того как пройдено около 20 букв, может почувствоваться, что прогресс замедлился и с добавлением каждого нового знака возникает всё больше ошибок при приеме. Это вполне естественно, так как теперь набор знаков становится более разнообразным. Выход из положения прост - нужно на несколько дней полностью отложить в сторону всё, что уже хорошо усвоено, и заниматься исключительно новыми буквами. Когда они будут надежно разучены, можно будет вновь отдельно вспомнить ранее освоенные, а затем - тренироваться в приеме уже всего алфавита.

Очень важно не останавливаться на достигнутом, а стараться как можно быстрее развить и закрепить успехи. Как только Вы разучили все буквы и цифры, начинайте пытаться "вылавливать из эфира" хотя бы некоторые из них в передачах медленно работающих любительских радиостанций (это будет получаться не сразу!).

В то же время, пока не достигнута скорость приема порядка 50 зн/мин, не стоит соревноваться с другими. Все люди разные от рождения, у каждого свой собственный, генетически обусловленный жизненный ритм и скорость восприятия новых навыков. Соревнуйтесь пока только с собой.

Как наращивать скорость приема?

После того как азбука разучена, следует постепенно переходить от приема сжато передаваемых знаков с большими паузами между ними к приему текстов со стандартными соотношениями длительности всех элементов. Паузы между знаками нужно понемногу сокращать (прежде всего - внутри групп и слов), чтобы реальная скорость передачи приближалась к 50-60 знакам в минуту (14-16 WPM), а в дальнейшем - и выше. Допустимо также временно уменьшить "сжатость" знаков (но не ниже 16 WPM), чтобы сблизить скорость их передачи со скоростью подачи текстов, при которой Вы в состоянии их записывать (пусть пока еще и с ошибками). Тексты для тренировок должны состоять из слов (поначалу - коротких), а также из трех- пятизначных цифровых, буквенных и смешанных групп. Объём радиограмм надо постепенно увеличивать, чтобы время, требуемое на передачу каждой, выходило сначала около 2...3 минут, а в дальнейшем, с повышением вашей натренированности - и до 4...5 минут.

Старайтесь записывать слова и группы почти не отрывая букву от буквы, а карандаш от бумаги. Если при приеме текста не удалось сразу записать какой-то знак, то лучше пропустите его (сделайте на его месте прочерк или оставте пробел), но не задерживайтесь и не пытайтесь вспоминать, иначе пропустите несколько следующих.

Если обнаруживается, что постоянно путаются одни и те же сходно звучащие знаки (например, V и 4 или B и 6), то нужно использовать попеременно два способа: 1) принимать тренировочные тексты из одних только этих знаков; 2) временно исключать из текстов по одному знаку из каждой пары путающихся. Например, исключить буквы V и B, оставив цифры 4 и 6, а на другой день - наоборот.

Абсолютно безошибочного приема можно пока не добиваться. Если ошибок в контрольных текстах не более 5 процентов и они не повторяются явно, значит можно и нужно повышать скорость.

Полезное упражнение - прослушивание знакомых текстов на повышенной скорости с одновременным отслеживанием их по готовой распечатке.

Старайтесь делать свои тренировки разнообразными - варьируйте скорость, тональность сигналов, содержание текстов и т.д. Время от времени полезно пробовать делать скоростные "рывки" - например, принимая небольшой текст из коротких групп, составленных из ограниченного набора букв или одних только цифр, но со скоростью значительно выше обычной.

Когда будет надежно освоен прием со скоростью около 50 знаков в минуту, желательно начать постепенный переход к записи принятого с отставанием на один знак. То есть записывать очередной знак не сразу, а во время звучания следующего - это помогает наращивать скорость приема. Опытные радисты при больших скоростях передачи текстов обычно записывают их с отставанием на несколько знаков и даже на несколько слов.

Тогда же нужно приступить к тренировкам по приему слов и целых фраз на слух без записи. Сначала при приеме без записи попытайтесь мысленно выстраивать перед своим взглядом нечто вроде "бегущей строки" из прозвучавших знаков. В дальнейшем часто встречающиеся короткие слова и кодовые выражения следует привыкать распознавать целиком, не разделяя их на отдельные буквы.

Специально для тренировки в приеме текстов регулярно ведёт передачи центральная радиостанция Американской радиолюбительской лиги W1AW. Довольно мощные сигналы этой cтанции обычно бывают хорошо слышны у нас на частотах 7047,5, 14047,5, 18097,5 и 21067,5 кГц (в зависимости от прохождения). Как правило передаются отрывки статей из журнала "QST".
Расписание этих передач на зимний период следующее:

UTС вид дни недели

00:00 CWs Mon, Wed, Fri
00:00 CWf Tue, Thu
03:00 CWf Mon, Wed, Fri
03:00 CWs Tue, Thu
14:00 CWs Wed, Fri
14:00 CWf Tue, Thu
21:00 CWf Mon, Wed, Fri
21:00 CWs Tue, Thu

Обозначения в таблице:
CWs = медленные передачи (slow) = 5, 7, 10, 13 и 15 WPM
CWf = быстрые передачи (fast) = 35, 30, 25, 20, 15, 13 и 10 WPM
Дни недели здесь указаны по EST - стандартному времени восточного побережья США (UTC минус 5 часов). Полное расписание работы W1AW можно найти по адресу

Немного истории

В 1838 г. профессор живописи Нью-йоркского университета США Сэмюэль Морзе (1791-1872 г.г.) (рис.1), занимаясь параллельно вопросами передачи информации, предложил систему кодирования букв и цифр для передачи их по проводным каналам связи, в последствие названной его именем. Все буквы, цифры и знаки препинания азбуки Морзе кодировались в виде последовательностей точек и тире . К настоящему времени кодировка отдельных символов существенно изменилась, но предложенная С. Морзе система передачи осталась: точки, тире и интервалы между ними имели фиксированную длительность - длительность тире равнялась длительности трех точек или трех интервалов.

Рисунок 1. Сэмюэль Морзе

Рисунок 2. Первый телеграфный ключ

Первый телеграфный ключ (рис.2) изготовил и использовал молодой, талантливый помощник С. Морзе: Альфред Вейл (1807-1859 г.г.) (рис.3) .

Рисунок 3. Конструктор первого телеграфного ключа Альфред Вейл

С его помощью в 1844 г. было передано первое сообщение «морзянкой» из столицы США (г. Вашингтон) в г. Балтимор (рис.4) .

Рисунок 4. Первая телеграмма

Сегодня таких телеграфных ключей вы уже не встретите, они стали достоянием частных коллекционеров и музеев.

Введение

Рисунок 5 и 6 . Виды телеграфных ключей

Для передачи радиограмм используются два типа ключей: механический и электронный .

В последнее время для передачи текстовых сообщений многие радиооператоры и радиолюбители применяют клавиатуру персонального компьютера и специальную «телеграфную» программу. Существуют также компьютерные программы, «расшифровывающие» коды Морзе в смысловые фразы, но никакая программа не сможет заменить профессионального радиста!

Изучение азбуки Морзе лучше начать на обычном механическом ключе: формируется «почерк», легче запоминаются символы.

А с несложным электронным устройством для изучения азбуки Морзе читатели могут познакомиться в этой статье. Генератор Морзе поможет самостоятельно изучить «морзянку»; благодаря малым размерам, автономному питанию и достаточно большой мощности его можно использовать для коллективных тренировок, в тестах и соревнованиях. Простая электрическая схема и конструкция генератора позволит собрать надежное устройство из набора МАСТЕР КИТ NM5036 даже начинающему радиолюбителю. Генератор Морзе послужит хорошим учебным пособием для изучения основ радиоэлектроники.

Генератор Морзе NM5036

Для тех, кто совершает первые шаги в мир радиосвязи, предлагаемый генератор будет очень полезен. Он пригодится на занятиях по изучению азбуки Морзе и поможет получить практические навыки работы на телеграфном ключе. Небольшие размеры платы и возможность работы от батареи позволяют собрать устройство целиком в небольшом корпусе, поэтому его можно использовать не только дома, но и брать с собой на занятия в радиошколу.

Таблица 1. Технические характеристики генератора Морзе

Генератор Морзе выполнен на основе универсальной схемы несимметричного мультивибратора (VT1, VT2). Рабочая частота мультивибратора определяется номиналами резисторов R1, R2, R3, R4 и конденсатором C1. Принципиальная электрическая схема показана на рис.7, а фотография устройства – на рис.8.

Рисунок 7. Схема простейшего генератора

В табл. 2 приведен перечень элементов, необходимых для самостоятельной сборки генератора.

Для питания устройства необходим источник питания, обеспечивающий выходное напряжение 3,0…9,0 В. Следует учитывать, что изменение напряжения питания приводит к изменению громкости и рабочей частоты генератора. К генератору можно подключить низкоомные головные телефоны (например, от аудиоплеера) или небольшую динамическую головку.

Рисунок 8. Фотография звукового генератора

Таблица 2. Перечень элементов.

Позиция Номинал Примечание Кол
R1 270 кОм Красный, фиолетовый, желтый 1
R2, R4 22 кОм Красный, красный, оранжевый 2
R3 22 кОм Подстроечный резистор 1
R5 560 Ом Зелёный, голубой, коричневый 1
С1 0,01мкФ Керамический конденсатор
Вариант маркировки – 104
1
С2 - Не устанавливать -
С3 - Не устанавливать -
VТ1 BC557 Корпус ТО92-1 1
VT2 BD137-16 Корпус ТО126
Возможна замена на КТ815
1
X1 BAT/SNAP Разъем питания батареи +9В 1
А503 Печатная плата 40х30 мм 1

Внешний вид печатной платы А503 показан на рис.9 и рис.10.



Рисунок 9 и 10. Печатная плата

Изучаем самостоятельно азбуку Морзе

Известно несколько методик изучения азбуки Морзе , но все они основаны на периодическом повторении каждой буквы, до полного запоминания её « мелодии». Самый лучший способ изучить «морзянку» - в радиоклубе или радиошколе оборонного спортивно-технического общества: квалифицированные тренеры в течение нескольких месяцев регулярных тренировок сделают из вас профессиональных телеграфистов. Если у вас такой возможности нет, можно научиться азбуке Морзе самостоятельно. Автору известно очень много радиолюбителей, которые успешно освоили «морзянку» самостоятельно.

Для самостоятельного обучения азбуки Морзе прилагается учебная таблица 3. Вы можете прослушать все звуки, щелкнув по ссылке напротив буквы

Табл. 3, Телеграфная азбука Морзе (ти – точка, таа – тире)

Буквы русского алфавита и цифры Буквы латинского алфавита Словесное обозначение знака Морзе Слоговое обозначение знака Морзе Код Морзе: длительность тире равно длительности трёх точек
А A Айда ай-даа ти-таа
Б B Баки текут баа-ки-те-кут таа-ти-ти-ти
В W Видала ви-даа-лаа ти-таа-таа
Г G Гаражи гаа-раа-жи таа-таа-ти
Д D Домики доо-ми-ки таа-ти-ти
Е E Есть есть ти
Ж V Иди ж сюда и-диж-сю-даа ти-ти-ти-таа
З Z Закатики заа-каа-ти-ки таа-таа-ти-ти
И I Иди и-ди ти-ти
Й J Куда пошла ку-даа-поо-шлаа ти-таа-таа-таа
К K Как дела каак-де-лаа таа-ти-таа
Л L Лунатики лу-наа-ти-ки ти-таа-ти-ти
М M Мама маа-маа таа-таа
Н N Нету нее-ту таа-ти
О O Около оо-коо-лоо таа-таа-таа
П P Пила поет пи-лаа-поо-ет ти-таа-таа-ти
Р R Работа ра-боо-та ти-таа-ти
С S Самолет са-мо-лет ти-ти-ти
Т T Так таак таа
У U Убегу у-бе-гуу ти-ти-таа
Ф F Филимончик фи-ли-моон-чик ти-ти-таа-ти
Х H Химичите хи-ми-чи-те ти-ти-ти-ти
Ц C Цапли наши цаап-ли-наа-ши таа-ти-таа-ти
Ч --- Чаша тонет чаа-шаа-тоо-нет таа-таа-таа-ти
Ш --- Шаровары шаа-роо-ваа-рыы таа-таа-таа-таа
Щ Q Щука жива щуу-каа-жи-ваа таа-таа-ти-таа
Ь X Я мягкий знак яя-мяг-кий-знаак таа-ти-ти-таа
Ы Y Ты не мыта тыы-не-мыы-таа таа-ти-таа-таа
Э --- Электроники э-лек-троо-ни-ки ти-ти-таа-ти-ти
Ю --- Юлиана ю-ли-аа-наа ти-ти-таа-таа
Я --- Я мал, Я мал я-маал-я-маал ти-таа-ти-таа
1 И только одна и-тооль-коо-оод-наа ти-таа-таа-таа-таа
2 Я на горку шла я-на-гоор-куу-шлаа ти-ти-таа-таа-таа
3 Ищу радиста и-щу-ра-дии-стаа

Телеграфная азбука или «морзянка» — изобретение англичанина Самуэла Морзе — используется в любительской радиосвязи и по сей день. Несмотря на появление компьютеров, и широкого распространения цифровых видов связи не только у профессионалов, но и у любителей, телеграф (или CW) остается одним из основных видов излучения.
Современные Лицензии на работу в эфире позволяют использовать некоторые любительские диапазоны и без знания телеграфа, однако могу авторитетно заявить, такие радиолюбители теряют значительную часть потрясающих ощущений, которые дарит нам мир любительского радио. Как говорил известный полярник-радиолюбитель Эрнст Теодорович Кренкель (RAEM): Радиолюбитель не знающий телеграфа — радиоинвалид…

Поскольку наше хобби весьма многогранно, то среди радиолюбителей встречаются и убежденные телеграфисты (CW ONLY) и противники этого вида излучения. Я не хочу вам ничего навязывать, а просто предлагаю попробовать все же изучить телеграф, а затем уже решать: пользоваться вам им или нет, тем более,что минимальные требования по приему CW необходимы для получения радиолюбительской лицензии 1-3 категории.

В азбуке Морзе каждой букве соответствует комбинация из длинных посылок (тире) и коротких посылок (точек). За единицу длительности в телеграфной азбуке принимается длительность точки. Длительность тире равняется длительности трех точек. Пауза между знаками в букве — одна точка, а между буквами в слове 3 точки. Пауза между словами 7 точек.

Вся сложность изучения азбуки Морзе заключается в том, что недостаточно просто запомнить комбинацию точек и тире для каждой буквы. Даже наоборот, это очень вредно для последующего серьезного изучения CW. Поначалу, на малых скоростях, вам, возможно, удасться просчитать количество точек и тире, но при увеличении скорости вы наверняка собъетесь!

Для того чтобы серьезно изучить телеграф нужно запоминать не количество точек и тире в букве, а ‘напевы’, которые получаются, когда звучит буква целиком. Таким образом, когда вы слышите напев ‘Фи-ли-мон-чик’, то это значит была передана буква ‘F’.

В сущности, «выучить морзянку» — это всего лишь твердо запомнить полсотни несложных звукосочетаний, натренироваться быстро записывать соответствующие им буквы и цифры и научиться ритмично воспроизводить то же самое телеграфным ключом. Никаких особых способностей для этого не требуется. Как и при любой учебе, самое главное — ваша настойчивость и регулярность занятий.

Многие радиолюбители работают в эфире со скоростью 100 — 150 знаков в минуту, а некоторые способны принимать и передавать до 250 — 300 знаков в минуту. Всё это достигается тренировкой. Во время связи радиолюбители обычно записывают только ту часть информации, которую им нужно сохранить, а большую часть передач воспринимают без записи, непосредственно на слух, как обычную речь. Для передачи с большими скоростями вместо простого ключа Морзе часто используют полуавтоматический или (реже) клавиатуру, однако прием ведут все равно на слух — это намного надежнее и удобнее, чем с помощью любых декодирующих устройств.

Лучше всего обучаться и тренироваться с помощью компьютера под руководством опытного радиста или радиолюбителя, но вполне можно делать это и совершенно самостоятельно. В интернете можно найти много разных учебных и тренировочных программ (для этого достаточно провести поиск, например, по ключевому слову «morse»). Попробуйте разные программы, не ленитесь внимательно изучить все те рекомендации, которые обычно к ним прилагаются.

Сколько времени требуется для освоения азбуки?

Нормальный режим занятий — 3 — 4 раза в неделю по 1,5 — 2 часа в день (уроками минут по 25 — 30, с перерывами). Еще лучше — каждый день хотя бы по часу (по полчаса утром и вечером). Минимум — 2 занятия в неделю по 2 часа. Занятия реже, чем 1 раз в 3 — 4 дня, малоэффективны, так же, как и более 3 часов подряд.

При нормальном режиме занятий, прием текстов со скоростью 40 — 60 знаков в минуту (с записью принятого) осваивается примерно в течение месяца (а иногда и значительно быстрее).

Самое главное — это регулярность и полная сосредоточенность во время занятий. Лучше заниматься полчаса, ни на что не отвлекаясь, чем дергаться между уроком и другими делами в течение трех часов. Отключайте телефон и всё остальное, что может помешать. Если Вы знаете, что ближайший месяц будет слишком сильно загружен, то лучше отложите начало учебы на другое время. Но если уж взялись — то не отступайтесь, и тогда успех обязательно придет. К тому же, изучение «морзянки» может оказаться неплохим способом снятия стресса от забот и хлопот трудового дня.

Значительные перерывы на этапе обучения могут свести всю проделанную работу на нет. Не закрепленные практикой уроки улетучиваются из памяти очень легко, и приходится вновь начинать почти все сначала. Причиной неудач является именно нерегулярность занятий.

В то же время, когда «морзянка» полностью и надежно освоена, она не забывается (точно так же, как умение ездить на велосипеде) и остается с человеком на всю жизнь. Даже после многолетнего перерыва бывает достаточно немного потренироваться — и все прежние навыки восстанавливаются.

Нет людей, которые не могли бы освоить прием и передачу азбуки Морзе до скоростей 70 — 90 знаков в минуту. От способностей, возраста и состояния здоровья зависит только требуемое на это время — от 2 до 6 месяцев.

С чего начать?

Начинать следует только с приема. Обучаться передаче ключом следует после того, как будет более-менее освоен прием всех букв и цифр.

Скорость передачи компьютером отдельных знаков (букв и цифр) нужно установить такую, при которой стандартные тексты могли бы передаваться со скоростью около 70-100 знаков в минуту (или около 18-25 слов «Paris» в минуту, т.е. 18-25 WPM), однако скорость передачи одного знака за другим (то есть реальную скорость передачи) следует установить сначала не более 10-15 знаков в минуту (около 2-3 WPM), чтобы между знаками получались достаточно большие паузы.

С самого начала нужно запоминать звучание комбинаций коротких и длинных звуковых сигналов, соответствующих каждой букве и цифре, только как цельных музыкальных мелодий, и ни в коем случае не пытаться подсчитывать или запоминать, сколько там «точек и тире». Ни в какие таблицы с точками и тире даже не заглядывайте.

Существует также методика запоминания телеграфной азбуки с помощью так называемых словоформ, или «напевов». Подбирают такие слова или фразы, которые при напевном произношении напоминают мелодии знаков, переданных «морзянкой». Например, буква G = «Гаа-гаа-рин», буква L = «лу-наа-ти-ки», M = «маа-маа» и т.п.
Этот метод имеет свои преимущества и недостатки. Преимущество в том, что ряд букв на самом деле удаётся быстрее запомнить. Недостатков значительно больше. Во-первых, далеко не для всех знаков азбуки можно подобрать сколько-нибудь осмысленные словоформы, тем более — начинающиеся с того самого знака, который они должны напоминать. Если пытаться придумывать какие-то искусственные «слова» или фразы, а тем более — начинающиеся не с той буквы или цифры, то учащемуся приходится запоминать еще одну лишнюю «азбуку». Во-вторых, при распознавании услышанного знака мозг вынужден делать двойную работу: сначала ставить в соответствие тональным сигналам разученную словоформу, и только после этого словоформу переводить в соответствующий знак. Даже при быстром произношении или мысленном воспроизведении словоформ, они звучат намного медленнее, чем реальная «морзянка», передаваемая с очень низкой скоростью. Это мешает в дальнейшем наращивать скорость приёма. Поэтому я не могу рекомендовать эту методику. Однако можно в крайнем случае воспользоваться и ею, но только частично, если мелодию одного или нескольких знаков телеграфной азбуки никак не удаётся запомнить, или если пара каких-то сходно звучащих знаков постоянно путается.

Согласно одной из легенд, метод словоформ был изобретён (или стал широко применяться) во время второй мировой войны, когда потребовалось в срочном порядке, без всякого отбора по профпригодности, подготавливать десятки тысяч «одноразовых» радистов для низовых сетей связи (на уровне взвода и роты). При этом исходили из того, что такому радисту достаточно хоть как-нибудь освоить «морзянку» на минимальном уровне, а через месяц-другой он всё равно погибнет на фронте. В то же время кандидатов в классные радисты отбирали, и учили более тщательно — без словоформ.

Итак, повторю еще раз: запоминайте звучание звуковых сигналов, соответствующих каждой букве и цифре, только как цельных мелодий и никогда не пытайтесь подсчитывать, сколько там «точек и тире»!

Знаки азбуки должны с самого начала передаваться сжато, чтобы отдельные тональные посылки в них не удавалось вычленить и пересчитать. Скорость передачи в начальный период обучения можно понижать только за счет увеличения пауз между знаками, а лучше — в основном за счет увеличения пауз между словами (группами знаков).

По одной из методик начинают с букв A, E, F, G, S, T,
на следующем уроке — D, I, M, O, V,
затем — H, K, N, W, Z — B, C, J, R — L, U, Y — P, Q, X.

По другой методике — сначала E, I, S, H, Т, M, O,
далее — A, U, V, W, J — N, D, B, G — R, L, F — K, Y, C, Q — P, X, Z.

Если осваивать буквы в соответствии с частотой их использования, например, в английском языке, то уже на самом начальном этапе учебы из них можно будет составлять много разных слов и осмысленных фраз. Это интереснее, чем тренировки с несмысловыми текстами.

В таком случае порядок разучивания букв может быть следующим: E, T, A, O, I, N, S — R, H, L, D, C — U, M, F, P — G, W, Y, B — V, K, X — J, Q, Z.

К цифрам приступают после всех букв (сначала четные и ноль, затем — нечетные). Знаки препинания (знак вопроса, дробная черта, знак раздела и запятая) можно оставить напоследок. Отвлекаться на изучение дополнительных букв национальных алфавитов (русского, немецкого и др.) пока не следует. Для начала важно хорошо освоить международную азбуку (латинский алфавит из 26 букв и цифры).

На каждом занятии сначала тренируются в приеме ранее изученных знаков, затем отдельно разучивают очередную порцию новых, потом принимают тексты, составленные только из новых знаков, а затем — из старых и новых знаков с некоторым преобладанием новых.

Добавлять новые знаки следует только после того, как будет достаточно надежно освоен прием уже изученных. В течение большей части занятий каждый принятый знак нужно обязательно каждый раз записывать — в одних тренировках на компьютерной клавиатуре, в других — от руки на бумаге. Пишите некрупными строчными буквами, хорошо заточенным мягким простым карандашом или легко пишущей шариковой ручкой. Вполне нормально, что сначала будет довольно много ошибок и пропусков.

Чтобы сигналы телеграфной азбуки быстрее запомнились, старайтесь во всякий свободный момент, везде, где позволяет обстановка, насвистывать или напевать их (например, делая какую-нибудь простую физическую работу, или, идя по улице и увидев вывеску либо номер автомашины, старайтесь вспомнить и воспроизвести, как должны звучать «морзянкой» разные буквы и целые слова).

Иногда, после того как пройдено около 20 букв, может почувствоваться, что прогресс замедлился и с добавлением каждого нового знака возникает всё больше ошибок при приеме. Это вполне естественно, так как теперь набор знаков становится более разнообразным. Выход из положения прост — нужно на несколько дней полностью отложить в сторону всё, что уже хорошо усвоено, и заниматься исключительно новыми буквами. Когда они будут надежно разучены, можно будет вновь отдельно вспомнить ранее освоенные, а затем — тренироваться в приеме уже всего алфавита.

Очень важно не останавливаться на достигнутом, а стараться как можно быстрее развить и закрепить успехи. Как только Вы разучили все буквы и цифры, начинайте пытаться «вылавливать из эфира» хотя бы некоторые из них в передачах медленно работающих любительских радиостанций (это будет получаться не сразу!).

В то же время, пока не достигнута скорость приема порядка 50 зн/мин, не стоит соревноваться с другими. Все люди разные от рождения, у каждого свой собственный, генетически обусловленный жизненный ритм и скорость восприятия новых навыков. Соревнуйтесь пока только с собой.

Как наращивать скорость приема?

После того как азбука разучена, следует постепенно переходить от приема сжато передаваемых знаков с большими паузами между ними к приему текстов со стандартными соотношениями длительности всех элементов. Паузы между знаками нужно понемногу сокращать (прежде всего — внутри групп и слов), чтобы реальная скорость передачи приближалась к 50-60 знакам в минуту (14-16 WPM), а в дальнейшем — и выше. Допустимо также временно уменьшить «сжатость» знаков (но не ниже 16 WPM), чтобы сблизить скорость их передачи со скоростью подачи текстов, при которой Вы в состоянии их записывать (пусть пока еще и с ошибками). Тексты для тренировок должны состоять из слов (поначалу — коротких), а также из трех- пятизначных цифровых, буквенных и смешанных групп. Объём радиограмм надо постепенно увеличивать, чтобы время, требуемое на передачу каждой, выходило сначала около 2…3 минут, а в дальнейшем, с повышением вашей натренированности — и до 4…5 минут.

Старайтесь записывать слова и группы почти не отрывая букву от буквы, а карандаш от бумаги. Если при приеме текста не удалось сразу записать какой-то знак, то лучше пропустите его (сделайте на его месте прочерк или оставте пробел), но не задерживайтесь и не пытайтесь вспоминать, иначе пропустите несколько следующих.

Если обнаруживается, что постоянно путаются одни и те же сходно звучащие знаки (например, V и 4 или B и 6), то нужно использовать попеременно два способа: 1) принимать тренировочные тексты из одних только этих знаков; 2) временно исключать из текстов по одному знаку из каждой пары путающихся. Например, исключить буквы V и B, оставив цифры 4 и 6, а на другой день — наоборот.

Абсолютно безошибочного приема можно пока не добиваться. Если ошибок в контрольных текстах не более 5 процентов и они не повторяются явно, значит можно и нужно повышать скорость.

Для тренировок можно использовать и магнитофон. Попросите кого-либо из знакомых радиолюбителей подготовить несколько кассет с записями различных текстов — несмысловых (буквы и цифры в произвольном порядке группами по 3 и группами по 5 знаков; в начале обучения — только с теми знаками, которые уже освоены) и смысловых (слова, кодовые выражения, образцы типовых радиосвязей) с различными скоростями передачи. Желательно, чтобы к аудиозаписям были точные распечатки содержания — для проверки того, что Вы примете.

Полезное упражнение — прослушивание знакомых текстов на повышенной скорости с одновременным отслеживанием их по готовой распечатке.

Старайтесь делать свои тренировки разнообразными — варьируйте скорость, тональность сигналов, содержание текстов и т.д. Время от времени полезно пробовать делать скоростные «рывки» — например, принимая небольшой текст из коротких групп, составленных из ограниченного набора букв или одних только цифр, но со скоростью значительно выше обычной.

Когда будет надежно освоен прием со скоростью около 50 знаков в минуту, желательно начать постепенный переход к записи принятого с отставанием на один знак. То есть записывать очередной знак не сразу, а во время звучания следующего — это помогает наращивать скорость приема. Опытные радисты при больших скоростях передачи текстов обычно записывают их с отставанием на несколько знаков и даже на несколько слов.

Тогда же нужно приступить к тренировкам по приему слов и целых фраз на слух без записи. Сначала при приеме без записи попытайтесь мысленно выстраивать перед своим взглядом нечто вроде «бегущей строки» из прозвучавших знаков. В дальнейшем часто встречающиеся короткие слова и кодовые выражения следует привыкать распознавать целиком, не разделяя их на отдельные буквы.

Программы помогающие изучение телегарфа

Очень хорошая, свободно распространяемая программа для тренировки в «схватывании налету» передач с большой скоростью — «RUFZ» (от немецкого слова Rufzeichen — позывной, т.к. автор программы — немецкий радиолюбитель DL4MM). Она проста в использовании и работает под DOS на любом, самом примитивном компьютере.

Компьютер через громкоговоритель передает Вам какой-нибудь из нескольких тысяч любительских позывных, хранящихся в соответствующем файле программы. Вы набираете принятый позывной на клавиатуре по ходу приема (или целиком, если записываете на бумаге) и нажимаете «Enter». Если позывной принят безошибочно, то следующий прозвучит быстрее. Если допущена ошибка, следующий позывной прозвучит медленнее. За каждый принятый позывной программа начисляет Вам очки, которые зависят от скорости, числа ошибок и сложности позывных. После того как передано определенное количество позывных (по умолчанию — 50), игра завершается и Вы можете проанализировать, какие были допущены ошибки, какова была максимальная скорость приема и сколько очков набрано (кстати, проводятся даже соревнования — кто наберет больше очков).

В ранних версиях программы (первой и второй) можно легко редактировать файл с набором позывных, можно заменить их словами, кодовыми выражениями или просто отдельными буквами и группами. В третьей версии такой возможности нет, но зато можно изменять по своему вкусу звучание (через звуковую карту компьютера) и запрашивать повторение переданного позывного, если не удалось принять его сразу. Тренировки с «RUFZ» очень увлекательны и все время заставляют оператора работать на пределе своих возможностей.

Как правильно установить и отрегулировать телеграфный ключ?

Во-первых, нужно приобрести или сделать самому надежный и удобный ключ с хорошими контактами, с легким ходом без люфта и с рукояткой по своей руке.

Желательно, чтобы коромысло ключа было жестким и достаточно длинным (14…17 см). У стандартных ключей подвеска оси коромысла обычно бывает на кернах. Керны нужно тщательно отрегулировать и зафиксировать контргайками, чтобы не было никакого люфта, но вертикальный ход должен оставаться очень легким. Наилучший способ подвески — на прецизионных миниатюрных шариковых подшипниках. Пружина должна быть натянута минимально, лишь настолько, чтобы ключ только не замыкался сам. Хорошо работают ключи, у которых вместо пружины используется небольшой магнит. Вертикальный ход рукоятки (головки) ключа сначала должен быть около 1,5…2 мм, а когда скорость передачи будет доведена до 50 знаков в минуту, то его следует уменьшить до 1…0,8 мм. Рабочий контакт должен четко, без дребезга, замыкаться при нажатии на головку ключа с силой около 20…30 г. Контакты нужно регулярно чистить. Обычно это делают, протягивая между ними полоску плотной бумаги и одновременно нажимая на головку ключа.

Во-вторых, место установки ключа нужно очень тщательно подобрать так, чтобы при длительной работе на передачу не уставала рука, да и всё тело. Сядьте за своим рабочим столом прямо, расправьте плечи. Спина прямая, удобно опирается на спинку стула, а правая рука согнута в локте под прямым углом — плечевая часть руки свободно спускается вертикально вдоль бока, а предплечье и кисть — горизонтальны (как если бы они лежали на удобном подлокотнике). Кисть руки, скорее всего, окажется приблизительно над срединой правого края Вашего правого бедра. Это и будет наиболее удобное место, где лучше всего могла бы находится рукоятка ключа. Оптимальное место крепления ключа окажется, по-видимому, ниже поверхности стола. Если разница высоты невелика, то ключ можно установить прямо на краю стола.

Если стол высокий, то лучше прикрепить под столешницей что-то вроде полочки или консоли для ключа. При этом вокруг головки ключа должно быть достаточно много свободного пространства, чтобы ничто не стесняло движений руки. В любом случае нужно, чтобы опора была твердой и совершенно устойчивой, а ключ к ней хорошо прикреплен (бывает удобно пользоваться винтовой струбцинкой). Скорее всего, место установки ключа понадобится неоднократно уточнять в процессе тренировок, добиваясь наибольшего удобства.

Как правильно передавать ключом Морзе?

Головку ключа равномерно охватывают тремя пальцами (большим, указательным и средним) — не слишком сильно, но цепко, не выпуская её в процессе передачи. Большой и средний пальцы охватывают по бокам нижнее скругление головки, кончик указательного находится посредине дальней от Вас кромки верхнего скругления головки. Безымянный палец и мизинец должны быть слегка поджаты к ладони. Локоть, предплечье, запястье, кисть руки и коромысло ключа должны находиться на одной прямой горизонтальной линии. (Всё это выполнить намного проще, чем описать!)

В исходном положении вся рука от локтя до кисти должна слегка оттягивать головку ключа вверх, но не должна быть изогнута в лучезапястном суставе. В процессе передачи вертикальные движения должны обязательно осуществляться по всей длине руки от локтя до кисти. Запястье должно оставаться не напряженным, а эластичным, и, слегка прогибаясь вверх и вниз в пределах 3…4 см, исполнять роль только амортизатора, но не источника колебаний. Отжатия должны осуществляться движением предплечья вверх, а не силой пружины ключа.

Нажатия и отжатия нужно осуществлять быстрыми, энергичными движениями, они должны сопровождаться четким и одинаковым по силе стуком рабочего и противоположного контактов.

Как тренироваться в передаче простым ключом?

Тренировки начинают с отработки ритма, передавая несколько раз по 40-90 секунд непрерывные серии коротких и серии длинных посылок (нажатий), стараясь удерживать стабильный темп и соотношение длительностей нажатие/отжатие 1:1 — в первом случае, а во втором — 3:1. Если есть возможность, эти упражнения хорошо делать в такт с метрономом. Затем переходят к передаче серий из последовательно чередующихся коротких и длинных посылок, а только после этого — к передаче сигналов азбуки Морзе.

Ни в коем случае нельзя торопиться, внимание должно быть сосредоточено не на скорости, а прежде всего — на ритмичности и четкости Вашей передачи. Скорость придет постепенно, в процессе тренировок. Длительность звучания коротких посылок («точек») и пауз между посылками одного знака должны быть равными. Длинные посылки («тире») и паузы между буквами должны быть втрое, а промежутки между словами — в пять-семь раз продолжительнее «точек».

Перед каждой тренировкой, чтобы «настроиться» на правильный ритм, полезно послушать высококачественную передачу (компьютер или магнитофонную аудиозапись) с заведомо стандартными соотношениями длительности всех элементов азбуки Морзе именно на такой скорости, с которой Вы сами намерены передавать. Время от времени можно упражняться, передавая ключом в унисон со звучанием стандартной передачи (для этого нужно, конечно, заранее подготовить распечатку ее текста).

Для тренировок заранее подготавливайте соответствующие тексты (из расчета на 3-4 минуты передачи каждый). Лучше всего, если они напечатаны или четко написаны от руки достаточно крупными заглавными буквами. Стандартные тренировочные радиограммы (несмысловые) обычно состоят из пятизначных групп, по пять групп в строке, и передаются в том же порядке, как и обычный текст, т.е. строка за строкой. Смысловой текст для тренировки в передаче подойдет из любой газеты или книги с крупным латинским шрифтом. Время от времени в качестве текстов для передачи неплохо пользоваться также таблицами телеграфных кодов и сокращений — попутно они будут запоминаться.

Если при передаче текста произошла ошибка, следует передать серию не менее чем из семи «точек» и повторить полностью все слово или группу знаков сначала.

После передачи каждого текста (3-4 минуты) давайте руке расслабиться и отдохнуть около минуты. Опытные радисты в состоянии вести передачи ключом часами почти без перерывов, но это достигается только длительными тренировками. Увеличивать нагрузку следует очень постепенно. Не следует тренироваться после тяжелой физической работы.

Качество своей передачи контролируют на слух, включив в цепь ключа любой простейший звуковой генератор. Можно также записывать передаваемые вами сигналы на магнитофон, чтобы затем послушать их еще раз, как бы со стороны. Время от времени полезно вести контроль и визуально, используя осциллограф с достаточно большим послесвечением и медленной (несколько секунд) разверткой, Y-вход которого можно подключить параллельно выходу звукового генератора или магнитофона. На экране будут хорошо видны все отклонения от стандартных соотношений длительности посылок и пауз.

Когда будут достигнуты достаточный автоматизм и стабильно хорошее качество, нужно приступить также и к тренировкам по передаче слов, фраз и кодовых выражений без написанного текста — прямо «из головы».

На следующем этапе желательно довести до автоматизма передачу стандартных вариантов любительской радиосвязи — так, чтобы в дальнейшем, при реальной работе в эфире, Вам не требовалось каждый раз задумываться о простейших процедурах.

Что такое полуавтоматический телеграфный ключ?

Полуавтоматические телеграфные ключи появились в конце XIX века еще на проводных линиях связи. Это были механические устройства с маятниковым вибратором, который обеспечивал автоматическую передачу серии «точек», а «тире» обычно формировали почти так же, как на простом ключе Морзе — вручную, по отдельности.

Самая популярная модель была разработана и выпущена американской фирмой «Vibroplex», поэтому вообще ключи такого рода часто называют виброплексами. Эта фирма существует по сей день и продолжает успешно производить и продавать всё те же телеграфные ключи.

Примерно с середины прошлого века стали широко использоваться так называемые электронные полуавтоматические ключи. Такой ключ состоит из манипулятора и электронного блока. Манипулятор — это, в сущности, переключатель с двумя контактами, замыкающимися при небольшом отклонении его рукоятки вправо и влево от нейтрального положения. Электронный блок обеспечивает в выходной цепи последовательности коротких или длинных посылок заданной длительности при замыкании соответственно правого или левого контактов манипулятора. Его основу обычно составляют тактовый генератор прямоугольных импульсов и простая логическая схема. В состав этого блока входят также выходные цепи (реле) для управления передатчиком и звуковой генератор для самопрослушивания передачи.

Манипулятор полуавтоматического электронного ключа

Манипуляторы электронных ключей бывают очень разнообразных конструкций.

Рукоятка может быть одинарная, общая для обоих контактов, или сдвоенная — из двух половинок, расположенных параллельно — каждая для замыкания своего контакта. С одинарной рукояткой бывает сложнее добиться четкой работы манипулятора — после нажатия в одну из сторон, возвращаясь в нейтральное положение, такая рукоятка может по инерции отклониться дальше и замкнуть противоположный контакт.

В самом примитивном виде это может быть упругая пластинка, например, кусок полотна от слесарной ножовки, одним концом прикрепленная к вертикальной стойке на горизонтальном основании (дощечке), а на другом конце имеющая небольшую плоскую рукоятку и пару контактов с обеих сторон. Таким же образом можно соорудить за полчаса из подручных материалов и вполне работоспособный сдвоенный манипулятор.

Требования к манипулятору полуавтоматического ключа во многом сходны с требованиями к простому ключу Морзе — отсутствие люфтов, хорошие контакты и очень легкий рабочий ход. Главное отличие в том, что нажатия производятся в горизонтальной плоскости поочередно большим и указательным пальцами, а физические усилия здесь намного меньше.

Типичные параметры манипулятора (ориентировочно):
1) габариты рукоятки:
-длина: 30…50 мм (по горизонтали);
-ширина: 20…35 мм (по вертикали);
-толщина: одинарной 4…8 мм, сдвоенной 10…15 мм;
-высота нижнего края над поверхностью стола: 7…15 мм;
2) горизонтальный ход (от нейтрали до контактирования в обе стороны): по 0,6…1,2 мм;
3) усилие, необходимое для контактирования: 10…15 граммов;
4) устойчивость к перегрузкам при усилиях, приложенных к рукоятке в любом направлении, не менее 3 кгс;
5) материал рукоятки: лучше всего эбонит или твердые породы дерева.

Манипулятор должен давать оператору четкое тактильное ощущение моментов контактирования. И еще, что не менее важно, — он должен быть просто красивым. Ведь он у вас будет всё время на виду.

Электронная часть ключа.

Электронная часть ключа обычно оформляется в виде отдельной от манипулятора конструкции. Часто этот узел бывает встроен прямо в передатчик. Во всех случаях нужно, чтобы ручка регулятора скорости (периода работы тактового генератора) находилась в удобном месте, так как часто приходится изменять скорость прямо во время передачи. Стандартное отношение длительностей «точек» и «тире» равно 1:3. Некоторые операторы предпочитают, чтобы «тире» формировались чуть более растянуто, длительностью до 3,3…3,5 длительности «точки», но это не рационально при высокой скорости передачи. Длительность пауз между посылками внутри каждого знака должна автоматически обеспечиваться равной длительности «точек». Эти соотношения должны сохраняться в сигналах, излучаемых в эфир, поэтому иногда приходится корректировать параметры цепей манипуляции передатчика, добиваясь, в частности, одинакового времени задержки переднего и заднего фронтов радиоимпульсов телеграфных посылок. Паузы между знаками, по длительности равные одному «тире», а между словами — двум «тире», должен выдерживать сам оператор. По мере надобности он может варьировать их в процессе передачи (можно делать паузы немного больше стандартных, но не меньше!). Электронным ключом невозможно передавать без одновременного прослушивания передаваемых сигналов (то есть постоянно должна присутствовать обратная связь между движениями руки и выходными сигналами ключа). Поэтому при разработке электронной схемы нужно учесть, что в начале передачи очередного знака тональный сигнал самопрослушивания должен появляться не позднее, чем через 5…7 миллисекунд, считая с момента первого замыкания контактов манипулятора. Хорошо также, если схема обеспечивает запоминание одного нажатия каждого из контактов, если оно произошло, когда еще не закончилась передача посылки, вызванной замыканием противоположного, и, по окончании передаваемой посылки, выдает после стандартной паузы посылку, соответствующую «запомненному» нажатию (так называемая «память точки»). Однако эту дополнительную автоматику лучше использовать не с самого начала тренировок, а на более позднем этапе, когда уже будет надежно достигнута скорость передачи свыше 60-80 знаков в минуту. Где устанавливать манипулятор полуавтоматического ключа? Манипулятор ключа должен находиться именно там, где это удобно оператору, а не наоборот. Сядьте за столом так, как Вам удобно, правую руку свободно положите пред собой локтем и всем предплечьем на стол. Кисть руки должна естественно лежать на столе, большой и указательный пальцы слегка вытянуты, а остальные слегка подобраны к ладони. Манипулятор установите на столе так, чтобы его рукоятка пришлась посредине между концами большого и указательного пальцев. В процессе тренировок уточните наиболее удобное место установки манипулятора. В любом случае стол должен быть устойчивым, а манипулятор надежно зафиксирован на его поверхности. Чаще всего стараются сделать основание манипулятора массивным (например, из стальной или бронзовой пластины массой до 1…1,5 кг) и дополнительно прилепляют его к поверхности стола небольшими кусочками пластилина (лучше — пластичным резиноподобным герметиком, т.к. он не оставляет следов). Как правильно работать на полуавтоматическом ключе? В отличие от работы на простом ключе, физические усилия при работе на полуавтоматическом требуются намного меньшие. Правая рука (у левшей- соответственно, левая) должна совершенно свободно лежать на столе всем предплечьем в таком положении, которое Вам удобно. Манипуляция осуществляется не всей рукой, а только кистью, главным образом — большим и указательным пальцами. Остальные пальцы свободно лежат на столе, слегка подогнутые под ладонь. Не нужно удерживать рукоятку манипулятора всё время. В исходном положении между пальцами и рукояткой может быть небольшой зазор. Пальцы не должны быть напряжены и начинают движение немного «с размаху» только тогда, когда нужно сделать нажатие в ту или другую сторону. Нажатием в какую сторону должны передаваться «точки», а в какую — «тире»? У механического полуавтомата для передачи серии «точек» требуется резкое нажатие с некоторым усилием, чтобы привести в действие маятниковый вибратор, а длительность каждого «тире» целиком обусловлена нажатиями контакта другим пальцем. Поэтому на виброплексе «точки» обычно предают более сильным большим пальцем, а «тире»- указательным. С электронным ключом ситуация иная — усилия нажатий в обе стороны одинаковы и невелики, а указательный палец, как более подвижный, больше подходит для передачи коротких «точек». Однако никто еще не доказал и не опроверг преимуществ или недостатков «правостороннего» или «левостороннего» движения, так что при работе на электронном ключе это не имеет существенного значения и является только делом привычки. Когда-то некоторые радиолюбители предлагали вести передачу на полуавтоматическом ключе левой рукой. Они мотивировали свое предложение тем, что если в правой руке всегда карандаш, то можно оперативнее переходить от передачи к записи принятого, и наоборот. Предложение получило некоторое распространение лет двадцать пять назад, но ожидаемый эффект никем не был подтвержден. На практике гораздо удобнее большую часть времени левую руку держать в зоне расположения основных органов управления радиостанцией (в том числе и регулятора скорости ключа), а правой — попеременно вести записи и передавать. Многие из тех, кто ведет аппаратный журнал все еще на бумаге, а не на компьютере, и во время передачи оставляют карандаш в руке, а не кладут его на стол. Вообще, это тоже главным образом дело привычки. Когда одна из рук хорошо «обучена» передавать, то при желании легко научиться это делать и другой. Для этого приходится реверсировать подключение контактов манипулятора, чтобы «точки» и «тире» передавались одноименными пальцами другой руки (движения рук симметричны). Методика тренировок такая же, как и на простом ключе, за исключением «разминки» — передача длинных серий «точек» и «тире» в начале тренировки здесь не требуется. Можно сразу отрабатывать передачу с небольшой скоростью отдельных букв и цифр, переходя от простых к сложным, а когда это будет освоено — к передаче различных текстов. Что такое «ямбический ключ»? Ямбическим ключом (iambic keyer) называют электронный ключ, отличающийся от обычного полуавтоматического только тем, что при замыкании обоих контактов манипулятора он формирует на выходе серию следующих поочередно коротких и длинных посылок. Разумеется, манипулятор такого ключа должен быть со сдвоенной рукояткой и независимо действующими правым и левым контактами. Таким образом, чтобы, например, передать букву С (латинскую), оператору достаточно только сжать пальцами рукоятку манипулятора на нужное время, то есть сделать лишь одно движение вместо четырех, как на обычном полуавтомате. Экономия движений получается и на других знаках, где «точки» и «тире» перемежаются (например, буквы P, Q, Y, X). Однако опыт лучших радистов-скоростников не выявил какой-либо заметной разницы в результатах у приверженцев ямбического и обычного режимов работы. Работа на ямбическом ключе несколько отличается от обычной, так что при переходе от одного к другому приходится переучиваться. До тех пор, пока не накоплен значительный опыт работы на том или ином ключе, способ передачи лучше не менять. Ямбический ключ можно использовать для передачи обычным, «неямбическим» способом, если пользоваться одинарным манипулятором или сдвоенным, но отрегулированным так, чтобы его противоположные контакты не могли замыкаться одновременно.

Бесплатный сервис перевода русского и латинского текста в код Азбуки Морзе и обратно. Если скрипт не срабатывает, попробуйте включить поддержку Javascript в Вашем браузере.

Символы в таблице активные. При нажатии левой кнопкой мышки на символ или код Морзе, они добавятся в окно ввода.


Русский
символ
Латинский
символ
Код
Морзе
А A
Б B
В W −−
Г G −−
Д D
Е и Ё E
Ж V
З Z −−
И I
Й J −−−
К K − −
Л L
М M −−
Н N
О O −−−
П P −−
Р R
С S
Т T
У U
Ф F
Х H
Ц C − −
Ч Ö −−−
Ш CH −−−−
Щ Q −− −
Ъ Ñ −− −−
Ы Y − −−
Ь X − −
Э É
Ю Ü −−
Я Ä − −
Русский
символ
Латинский
символ
Код
Морзе
1 −−−−
2 −−−
3 −−
4
5
6
7 −−
8 −−−
9 −−−−
0 −−−−−
.
, . − − −
! , −− −−
! − − −−
? −−
" −−−−
" − −
; − − −
: −−−
- − −
+ − −
= − −
_ (подчёркивание) −− −
/ − −
(− −−
(или) ) − −− −
&
$ − −
@ −− −
Ошибка Error
Конец связи End contact − −

P.S. Следует отметить, что хотя русская азбука Морзе частично совпадает с латинской, но всё же есть некоторые отличия (сравнивал на русской и английской страницах Википедии - там же можно посмотреть таблицы кодов). Например:

  • символ "точка" в русском варианте: · · · · · · , а в латинском: · – · – · –
  • запятая в русском: · − · − · − , а в латинском: – – · · – –
  • восклицательный знак в русском: − − · · − − , а в латинском: – · – · – –
  • открывающая скобка в латинском: – · – – · , а закрывающая – · – – · – , а в русском обе скобки одинаковые: – · – – · –
  • некоторые символы вроде & + _ $ есть только в латинском варианте

Поэтому при спорных моментах, например, конвертировать код − − · · − − в восклицательный знак (по-русской версии) или в запятую (по латинской), предпочтение отдаётся русской версии, поскольку раз Вы читаете это сообщение на русском, то предполагается, что для Вас важнее именно русский вариант.

В то же время, раз в русском нет такого нужного знака как + (а для кого-то может быть нужнее $ :), то я добавил этот знак также и в русскую кодировку. Если данный вариант Вас не устраивает, при наличии минимальных знаний по Javascript и HTML Вы всегда можете подправить этот скрипт под свои нужды.

К слову сказать, это моё первое в жизни творение на языке Javascript и наверняка в нём есть куча недостатков. Не судите строго:).

P.S. Разрешается свободно копировать и цитировать данную статью при условии указания открытой активной ссылки на источник и сохранения авторства Руслана Тертышного.

P.P.S. Если хотите освоить азбуку Морзе в интересной форме, предлагаем Вам игру "Магия Морзе 2" , созданную Русланом Богдановым.

Программа Morse Trial генерирует радиограммы азбукой Морзе с изменяемой скоростью, паузами и тоном. Возможна загрузка текста из вашего файла, а также случайная генерация текста. Есть возможность добавления шумов при прослушивании радиограмм для большей реалистичности.

Азбука Морзе, код Морзе, «Морзянка» - способ кодирования букв алфавита при помощи длинных и коротких сигналов, так называемых «тире» и «точек» (а также пауз, разделяющих буквы). За единицу времени принимается длительность одной точки. Длительность тире равна трём точкам. Пауза между знаками в букве - одна точка, между буквами в слове - 3 точки, между словами - 7 точек. Была названа в честь американского изобретателя Сэмюэля Морзе, который изобрёл её в 1835. Азбука Морзе является первым цифровым способом передачи информации. Телеграф и радиотелеграф первоначально использовали азбуку Морзе; позже стали применяться код Бодо и ASCII, которые более удобны для автоматизации. Впрочем, сейчас и для азбуки Морзе есть средства автоматической генерации и распознавания. Для передачи русских букв использовалось коды сходных латинских букв; это соответствие алфавитов позже перешло в МТК-2, а потом в КОИ-7 и КОИ-8 (однако в азбуке Морзе букве Q соответствует Щ, а в МТК и КОИ-Я).

Основное предназначение программы Morse Trial — улучшение навыков приема телеграфа. Скачать программу для тренировок Morse Trial можно

Но если вы еще не владеете азбукой Морзе , — то пройти самостоятельное обучение можно на сайте LCWO по методу Коха

Метод Коха - простой путь прямой выработки рефлексов. Однако он требует либо наличия компьютера с соответствующим программным обеспечением либо персонального тренера. Именно по этой причине метод Коха игнорировался так много лет. Теперь, когда компьютер занял привычное место на столе радиолюбителя у метода Коха есть все шансы стать стандартом подготовки радиооператора-телеграфиста.

Обучение происходит следующим образом:

  • Вы настраиваете вашу программу, чтобы она генерировала сигналы телеграфной азбуки со скоростью порядка 20 слов в минуту для знака, но с несколько увеличенными паузами (эффективная скорость должна быть порядка 15 слов в минуту).
  • Затем вы берете бумагу и карандаш и начинаете принимать. На первом уроке компьютер должен передавать только два символа. То есть на первом уроке вам надо распознать только два варианта. Принимаете текст 5 минут, затем проверяете правильность принятого текста, и рассчитываете процент верных знаков.

LCWO — этот интернет помощник именно для самостоятельного изучения телеграфа. Сайт после Вашей регистрации станет Вашим персональным учителем. Вы будете овладевать телеграфом в процессе игры в «угадайку» — будете вырабатывать условные рефлексы на звучание знаков и их запись — хотите — рукой, хотите — на клавиатуре. Метод разработан достопочтенным Людвигом Кохом специально для индивидуального обучения. На сайте вам предложат пройти 40 уроков, к следующему уроку переходите только после освоения предыдущего. От Вас требуется только регулярность занятий, частота и продолжительность четко не регламентируются. Ничего грузить в компьютер не нужно. Заниматься можете с любого компьютера, имеющего выход в интернет дома, на работе, интернет-кафе.

Вверх