Английская аристократия начала 20 века. Как одеваются английские аристократы, их вкусы и стиль. Имущественное положение британских аристократов

Владельцам великолепных особняков приходится идти на жертвы, чтобы сохранить наследие.

Писатель Нэнси Митфорд как-то сказала: «Аристократия в республике - что курица без головы: еще бегает по двору, хотя на самом деле уже мертва».

«Хотя многие герои этой книги уже немолоды, их взгляды точно нельзя назвать устаревшими, ведь им удалось приспособиться к новым временам и иначе взглянуть на фамильные владения».

А так и не скажешь. Книга повествует о 16 великолепных старинных домах и их владельцах. Наследников, пишет Реджинато, с боем заставляли открывать свои покои для бесконечных толп туристов, а одна женщина, имевшая больше титулов, чем королева Англии, была вынуждена переехать из георгианского особняка в обычный фермерский дом.

Еще один домовладелец, Джон Кричтон-Стюарт, 7-й маркиз Бьют, оказался не в состоянии содержать Дамфрис Хаус, палладиевую виллу XVIII века в графстве Эйршир, Шотландия, а заодно и поместье с неоготическим особняком; и только вмешательство Чарльза, принца Уэльского, помогло уберечь дом от продажи. Реджинато рассказывает: «Аукцион был отменен. Несколько грузовиков, доверху набитых фамильными сокровищами, уже направлялись в Лондон, когда им было велено возвращаться домой».

1 /5 Большая библиотека в Гудвуд-Хаус, Западный Суссекс

Но так ли плохо, если дом все-таки продают?

С точки зрения поклонников сериала «Аббатство Даунтон», все эти лорды, леди, маркизы и графы занимаются благородным, даже донкихотским, делом: они борются за сохранение блеска и красоты фамильных имений. Но с другой стороны, Реджинато лишь описал быт небольшой группы людей, которые по собственной воле тратят жизнь на содержание неоправданно больших домов. Вряд ли кому-то придет в голову жалеть правнучку инвестиционного банкира, которая изо всех сил пытается сохранить семейный загородный дом на Лонг-Айленде. А ведь положение английских «современных аристократов» ничуть не бедственнее ее, просто они куда дольше этим занимаются.

1 /5 Луггала, особняк в графстве Уиклоу, Ирландия, принадлежащий наследнику империи Guinness

Практически все имения из книги Реджинато находятся в Великобритании, а их владельцы в большинстве случаев принадлежат к классу землевладельцев, чьи деньги и власть начали испаряться на заре промышленной революции. После того, как по Англии прошлась Первая мировая война, погубившая многих дворянских наследников (с 1914 по 1918 года на полях сражений погибли 1157 выпускников Итонского колледжа), великие дома Соединенного Королевства оказались в довольно плачевном состоянии. Только уловки, вроде выгодного брака, могли спасти фамильные владения (например, Бленхеймский дворец был «спасен» браком по расчету между 9-м герцогом Мальборо и богатой американской наследницей Консуэло Вандербильт).

Даже семейство Ротшильдов, чьи успехи на банковском поприще сделали их относительно невосприимчивыми к меняющейся британской экономике , отказались от содержания впечатляющего поместья Уоддесдон в графстве Бакингемшир. Реджинато рассказывает: «После Второй мировой войны Уоддесдон стал слишком дорого обходиться даже для Ротшильдов». Так особняк, все его содержимое и 66 га земли перешли в ведение Национального фонда по охране исторических памятников, достопримечательностей и живописных мест Великобритании.

1 /5 Поместье Уоддесдон, переданное Ротшильдами в дар Национальному фонду

Этот список можно продолжить. Файнсы, владевшие замком Броутон с 1377 года, живут на «частной стороне» дома; остальные помещения открыты для публики по £9 за вход. Члены семьи, пишет Реджинато, порой и сами стоят за кассой в местной сувенирной лавке.

Лорд Эдвард Меннерс, второй сын 10-го герцога Ратленда, унаследовал усадьбу в графстве Дербишир. Один из флигелей он превратил в гостиницу «Павлин», а летом пускает туристов в парадные залы главного здания. Реджинато отмечает, что «в отличие от тех, кто воспринимает большие и старые усадьбы как непосильную ношу, Меннерс называет свою „делом всей жизни“».

Другими словами, все эти люди могут по-прежнему называть себя аристократами, но правящим классом они от этого не становятся. А вот управляющим хедж-фондами, например, не приходится взимать плату за вход в собственные покои.

1 /5 Третья зала для приемов и церемоний в Бленхеймском дворце

Однако есть и исключения.

В книге описаны два дома, принадлежащие очень богатой семье Кавендишей. В первом, относительно скромном коттедже, жила Дебора Кавендиш, герцогиня Девонширская. Она покинула 297-комнатный Чатсуорт-хаус, когда ее сын вступил в права наследства. Реджинато пишет, что она всегда высоко ценила компактное очарование таких домов.

«Иметь все такое маленькое - это восхитительная роскошь!», - говорила герцогиня.

Еще одну резиденцию семьи Кавендишей, замок Лисмор в графстве Уотерфорд, Ирландия, Реджинато называет просто - «запасным домом».

1 /5 Дебора Вивьен Кавендиш, герцогиня Девонширская в своем «Старом доме викария» (The Old Vicarage)

Пожалуй, самый великолепный из описанных великих домов принадлежит членам королевской семьи нового поколения. Дадли Хаус, лондонская резиденция катарского шейха Хамада бен Абдалла аль-Тани, площадью 4 тыс км², насчитывает 17 спален и один бальный зал длиной в 15 м; ее примерная стоимость составляет 440 млн долларов. Говорят, когда королева Елизавета впервые посетила эту резиденцию, она лишь сухо заметила, что по сравнению с ней «Букингемский дворец выглядит довольно скучно».

1 /5 Интерьер Дадли Хауса в центре Лондона

Хотя ее слова и можно было бы принять за сомнительный комплимент одного короля другому, скорее, это говорит о том, что понятие «настоящей» аристократии в европейском обществе подразумевает лишь налет былой славы, подобно той, что проглядывает с глянцевых страниц прекрасной книги Реджинато. Правда, за всей этой валоризацией и ностальгией по богатому прошлому легко забыть, что в свое время все эти дома предназначались только для того, чтобы демонстрировать богатство, власть и статус их владельцев. Сегодняшние аристократы возводят свои дома по тем же канонам; просто дворянству нашего времени титулы раздает совет директоров, а не королева.

Англия была мультикультурной страной задолго до новейшей истории, и аристократия нередко заводила себе вторых жен в своих колониях. Так, например, исследования показывают, что в конце 19 века треть чиновников Ост-Индской компании оставляла свои товары на индийских жен и своих англо-индийских детей. Но вот такой мезальянс, чтобы аристократ, наследник пэра, взял в жены чернокожую нигерийку на территории самой Англии, произошло впервые в 2013 году. Первую черную маркизу Великобритании, виконтессу Уэймут, зовут Эмма Тинн (в девичестве Маккуистон). Она дочь нигерийского нефтяного магната, экс-модель, пищевой блогер и начинающая кулинарная телеведущая, мама маленького сына. Когда ее муж Кевлин, виконт Уэймут, наследник поместья Лонглит, унаследует титул отца, Эмма станет Леди Бат.


На самом деле Эмма - нигерийка только наполовину.
Отца Эммы зовут Лади Джадесими (Ladi Jadesimi). Он сын англиканского священнослужителя. В 1966 году он закончил Оксфордский университет. Занимал должности директоров крупных фирм Нигерии. А в 90-ые годы начал инвестировать в нигерийскую нефтяную промышленность. На данный момент он является исполнительным директором Lagos Deep Offshore Logistics Base, известной как LADOL. Лади Джадесими - один из самых богатых людей Нигерии. С бывшей женой Алеро (Alero) у них четверо детей.

Мать Эммы,Эйлин Пейшенс Пайк (так ее звали при рождении), родилась в Брайтоне. Ее отец был матросом. В 17 лет она работала парикмахершей в Уэймуте (город в Дорсете) и выскочила замуж за Яна Маккуистона, 25-летнего торгового представителя. Через полгода пара переехала в Гемпшир, где Эйлин родила сына Яна, а позже дочь Саманту. Как и почему брак Эйлин распался неизвестно, но в какой-то момент Эйлин решила изменить жизнь. Эйлин Пейшенс исчезла и родилась Сюзанна Луиза. В молодости мать Эммы была очень красива, и имя Сюзанна Луиза ей подходило больше. Сюзанна Луиза вынырнула в Лондоне.
К началу 80-х Сюзанна Луиза стала богемной тусовщицей. Она вращалась в среде богатых лондонцев и экзотических иностранцев, иракцев, нигерийцев и прочей публики. Они собирались в домах друг друга, выпивали и обсуждали искусство, поэзию и прочие вопросы высокой материи.

Сюзанна, мама Эммы сейчас

Сюзанна ходила на тусовки вместе со своей дочерью Самантой. По воспоминаниям окружающих Сюзанна была потрясающе красива, и одевалась она стильно и вызывающе. Любила приходить в короткой кожаной юбке, чтобы показать свои красивые ноги. Большинство женщин не одобряло то, что она водила с собой ребенка, к тому же она одевала девочку очень старомодно.
На одной из таких тусовок Сюзанна познакомилась с богатым нигерийцем Лади Джадесими. У них вспыхнул бурный, но краткосрочный роман. От этого романа и родилась Эмма. В то время, как говорят, Лади был симпатичным, обаятельным человеком, тихим и задумчивым, но его ахиллесовой пятой были женщины, причем, блондинки. Поэтому не удивительно, что он запал на Сюзанну. В то время он еще был женат (позже он развелся, но остался в хороших отношениях со своей женой).

родители Эммы на свадьбе дочери

Эмма родилась в 1989 году в больнице в Паддингтоне.

В свидетельстве о ее рождении Сюзанна И Лади дали один и тот же адрес в Кенсингтоне в качестве своего постоянного места жительства. Лади так же перенес свою резиденцию поближе к дому Сюзанны (который он ей снимал), чтобы иметь возможность чаще бывать у нее. Не известно сколько продолжались их отношения, но Сюзанна отзывается о Лади, как о "своем добром друге и хорошем человеке" и благодарит за то, что он дал ей Эмму.
Старший брат Эммы, Ян (который по семейной традиции изменил имя на Иен), в 27 лет женился на 30-летней леди Сильвии Тинн, тете Кевлина, за которого позже вышла замуж сама Эмма. Эмме тогда было 4 года, она была подружкой невесты, и тогда же впервые она увидела Кевлина. Позже она виделась с ним на семейных встречах.
Эмма жила в Лондоне с матерью и сестрой Самантой в доме в Белгравии, который Саманта купила на деньги, оставленные ей австралийским строительным магнатом, мульти-миллионером, Джоном Робертсом, с которым у нее были длительные любовные отношения. Эмма изучала историю искусств в лондонском колледже, мечтала быть актрисой, но кинозвезды из нее нее не получилось (ее "чуть не выбрали" на роль в Игре престолов), и она переключилась на кулинарию.

Карьера модели Эммы тоже не была слишком удачной, в модельном бизнесе слишком многим приходится жертвовать. Но портфолио Эммы хорошо.

Хотя быть хозяйкой Лонглит-хауса гораздо лучше, и фотосессии получаются ничем не хуже

Конечно, Эмму можно считать самовлюбленной глупышкой, которая постоянно постит фото себя, любимой, то в твиттере, то в инстаграме, и радуется, как маленькая, публикациям о себе в глянцевых журналах, но пусть первым бросит в нее камень тот, кто имеет инстаграм, фейсбук или жж только других посмотреть.

Журналистка, которая брала у Эммы большое интервью для женской колонки, говорит о ней так: Эмма непосредственна и экзотична, как райская птица. Когда она кружилась в своей широкой юбке посреди комнаты, я подумала о том, что поняла, почему Кевин женился на ней. Если бы этот холодный каменный дом, с темными старыми коридорами с рекламой собак-поводырей на стенах, был моим, и с этими родителями, я бы цеплялась за ноги Эммы, как малыш.

Кевлин происходит из необычной, экстравагантной, аристократической семьи.
Отец Кевлина, Александр Джордж Тинн, 7-й маркиз Бат, родился в Лондоне, но вырос и до сих пор живет в своем имении Лонглит, в огромном особняке елизаветинских времен. Закончил, как водится, Итон и Оксфорд. В Оксфорде был президентом Буллингдон клуба, имеет звание лейтенанта лейб-гвардии, путешествовал по всему миру, был одним из основателей Уэссекской региональной партии, был на стороне выборов в Европейский парламент. Когда после смерти отца унаследовал его титул, сидел в палате лордов от либеральных демократов.

В 1969 году женился на Анне Гармати, известной, как Анна Гаэль, венгерке по происхождению. У них двое детей: леди Ленка и Кевлин Тинн, виконт Уэймут.
В 1976 году маркиз Бат поменял свою родовую фамилию Thynne на Thynn. Ему хотелось, чтобы его фамилия рифмовалась с "pin" (булавка), а не с "pine" (сосна).
Маркиз Бат известен своей экстравагантной, яркой одеждой, которую он начал носить еще в 1950 году, будучи студентом-художником в Париже.

Как художник маркиз Бат очень плодовит. Особенно известны его эротические фрески из Камасутры. Из-за этих фресок у него началась настоящая война с собственным сыном. Перед своей свадьбой Кевлин уничтожил несколько эротических фресок в своем крыле дома. Этого отец не может простить сыну до сих пор. Из-за этих фресок он не пошел и на свадьбу сына.

Маркиз Бат еще известен своими любовными похождениями. Он открыто имел сексуальные отношения с более чем семьюдесятью женщинами во время своего брака. Этих женщин он поселил в коттеджах и называл их wifelets. Эти "наложницы" еще одна головная боль его сына, он их постепенно выселяет.

О своем свекре Эмма говорит так: "Он искал гармонию, которую для него олицетворяли женщины, свободная любовь и дети. Это довольно распространенная позиция для тех, чья молодость пришлась на 60-е годы прошлого столетия".

Мать Кевлина, Анна Гаэль, родилась в Будапеште. Во время войны, как беженка, попала в Париж, здесь же и познакомилась с Александром Тинном.

В течение года путешествовала с ним по Южной Америке. Анна хотела стать актрисой, и даже получила несколько ролей во французских телешоу. Время от времени она навещала Александра в его имении, но замуж вышла за французского телевизионного режиссера. Даже замужем Анна продолжала навещать Александра. Карьера актрисы у нее не получилась, и с мужем она развелась (а зачем нужен этот козел, если из жены телезвезду сделать не может?). В конце концов Анна забеременела от Александра и вышла за него замуж.

Александр и Анна в поместье Лонглит

До 1970 года Анна пыталась сделать карьеру актрисы, но в конце концов, отказалась от всех попыток и переключилась на журналистику. Журналистом она была неплохим. Освещала конфликты во Вьетнаме, Южной Африке и Северной Ирландии. Написала два романа, опубликованные во Франции. Родила двоих детей: сына Кевлина, наследника титула, и дочь Ленку, которая очень ценится в мире британской моды.
Из-за Эммы у Анны начались разногласия с сыном.

После того, как Кевлин сообщил матери о своей предстоящей женитьбе, Анна сказала ему: ты уверен, что хочешь уничтожить 400 лет нашей родословной? Кевлин пытался игнорировать слова матери, но она настаивала, тогда он вычеркнул ее из списка приглашенных на его свадьбу и запретил ее пускать, если она явится без приглашения. Кто бы говорил, но не бывшая неудачная актриса, снявшаяся лишь в паре эротических фильмов, изображавших лесбийскую любовь, и большую часть времени прожившая во Франции со своим любовником.

Матери, имевшей прозвище "голая леди Лонглита" стоило бы осторожнее критиковать свою будущую невестку перед сыном. Сейчас, когда любовник старой леди Уэймут умер, она чаще бывает в доме сына (отец передал управление имением сыну в 2010 году). По словам Эммы Анна ее игнорирует. При встрече Эмма здоровается со свекровью первой, на что свекровь обычно отвечает: ах это ты, я тебя не заметила. Отношения с внуком у бабушки тоже лишь формальные.

Вот в такой семье родился Кевлин Генри Ласло Tинн, виконт Уэймут. Его эксцентричный отец, хотя сам окончил Итон и Оксфорд, отправил сына учиться в простую сельскую школу, и Кевлин зарабатывал себе на карманные деньги, убирая туалеты в ночном клубе Оскар на территории усадьбы.

В 16 лет Кевлин убедил отца отправить его в школу-интернат Bedales, известную своими либеральными взглядами. Но в 17 лет его их этой школы выгнали за курение марихуаны. Кевлин сдал экзамены в другой школе и поехал изучать экономику и философию в Университетском колледже Лондона.
В 1996 году, когда Кевлину был 21 год, он родился заново. Во время путешествия в Дели со своей невестой Джейн Кирби и деловым партнером, они оказались в том месте, где произошел террористический акт. Был взорван отель, в котором они жили. Сам Кевлин не пострадал, он даже помогал выносить раненых, но его невеста и деловой партнер погибли.
Почти год Кевлин приходил в себя, но когда пришел в себя, стал другим человеком. Он начал карьеру в сфере инвестиционно-банковских услуг, создал Wombats, международную сеть хостелов.

В 2009 году Кевлин стал председателем компании Longleat Enterprises, которая занимается содержанием и эксплуатацией Лонглит-хауса и Сафари-парка на территории семейного поместья Лонглит, а также коммерческой деятельностью в Чеддер-ущелье, на Мендип Хиллз в Сомерсете. Вместе с исполнительным директором Кевлин разработал новые атракционы в Сафари-парке: "Королевство джунглей", "Храм обезьян", "Небесные охотники".
Чтобы модернизировать особняк и создать новые программы для сафари-парка, Кевлину пришлось поднять арендную плату в поместье, что вызвало возмущение жителей. Кевлину пришлось разруливать эту ситуацию, оплачивая, например, счета за отопление местным пенсионерам.
Кевин и его отец - попечители Благотворительного фонда Лонглит.
Внешне Кевлин - типичный "west country" аристократ: непритязательный, вежливый, неуклюжий.

Заново Эмма и Кевлин познакомились в ночном лондонском клубе Soho House в 2011 году. По словам окружающих Эмма свела Кевлина с ума.

В ноябре в ночном клубе Аннабель Кевлин сделал ей предложение.
Эмма вспоминает это так: мы были на вечеринке, и в середине ночи он сделал мне предложение. Я заставляла его говорить это снова и снова, пока он не утонул в моем поцелуе.
В 2012 году пара объявила о помолвке, а в 2013 году они поженились.

В 2014 году Эмма родила сына, следующего наследника Лонглита. Ребенок дался Эмме не просто. У никогда не болевшей раньше Эммы, во время беременности обнаружили расстройство гипофиза. У нее начались страшные головные боли. Она лежала на кровати пластом, не двигаясь, и ей казалось, что ее мозг истекает кровью. Давление зашкаливало. На 37-й недели беременности ее срочно госпитализировали и приняли решение делать кесарево сечение. Ребенок родился здоровым.

Во время беременности Эмма пополнела, но сейчас снова приобрела прежнюю форму. Ей нравится быть мамой и хозяйкой Лонглита. Эмма превратила старую кухню в магазинчик подарков, демонстрационную кухню и продовольственный магазин с большим выбором продуктов, которые производятся в Лонглите. Она сама проверяет все рецепты, надеется восстановить старый огород и снова начать готовить собственные соусы Лонглита для макаронных изделий. На вопрос почему они здесь живут, принимая во внимание разногласия в семье, Эмма отвечает: Кевлин вырос здесь. Он должен быть здесь. Офис его тоже находится здесь. Кевлин работает очень моего - он должен это делать. Без постоянного ремонта Лонглит провалится в землю Уилтшира.
Эмма считает, что с помощью своей красоты, вкусной еды и развлечений она сможет сделать своего мужа счастливым. Наверное, это наивно, но если Эмма верит в это и муж ей по-настоящему дорог, пусть ей повезет.

Четсворт – одно из самых известных аристократических поместий. Прошлогодние расходы на его содержание составили 2 миллиона фунтов.
Фото с сайта http://www.chatsworthimages.com/

В Англии не только газоны возделываются в течение веков. Безо всяких перерывов на экспроприацию здесь существует класс помещиков, у которого от прежних феодальных привилегий остались одни воспоминания, но звания и огромные угодья по-прежнему передаются по наследству. Довольно закрытая помещичья жизнь вызывает любопытство публики, поэтому так популярны у англичан телевизионные проекты с игрой в лордов и леди. Хотя, наигравшись, народ все равно стремится заглянуть в окна подлинной усадьбы, чтобы узнать, как живут ее владельцы, настоящие помещики.

Верхи, низы

Шесть утра. Первой по правилам просыпается судомойка – она должна разогреть кухонную плиту, чтобы вскипятить воду для чая, а также мальчик-слуга, который чистит обувь и выносит ночные горшки.

Но на кухне все идет наперекосяк, потому что судомойка Люси покинула телепроект. В реальной жизни девушка учила французский язык и не знала, что такое ручная стирка и приготовление обедов, а здесь ей приказали работать по 16 часов в сутки и запретили подниматься наверх.

Робу, 23-летнему генетику из Лондона, досталась роль второго лакея, он решил, что весело проведет время. Но после нескольких дней жизни в поместье XXI век перестал казаться ему реальным. Обитатели дома не пользовались ни мобильными телефонами, ни другой современной техникой. Выглянув в окно, они могли увидеть лишь 56-акровый ландшафт и иногда – экипаж с лошадьми.

Прекрасный дом, озеро для лодочных прогулок, образцовая молочная ферма, чайная комната, крокет и теннис в саду, лошади и экипажи в конюшне только что отреставрированного имения Мандерстон на границе Англии и Шотландии обеспечили истинно английскую атмосферу столетней давности. В нее окунулись на три месяца добровольцы – участники телевизионного проекта под названием «Усадьба эдвардианской эпохи». Пятеро счастливчиков превратились в членов семьи лорда. По условиям проекта они не должны были браться ни за какую работу.

Четырнадцать остальных стали их слугами и быстро познали суровость старой иерархической системы, разделявшей мир поместья на верхний – господский, и нижний – плебейский, уровни. Ванну принимать им разрешалось раз в неделю, зато работать они были обязаны с утра до ночи и все время помнить правила поведения, которыми в эдвардианском доме регулируются отношения господина и слуги.

Каждый лакей и слуга, имевший доступ на верхние этажи, нес еще ответственность за определенного члена семьи. «Невероятно, как крепко ты привязываешься к этому человеку, – удивлялся Роб. – Когда ты являешься слугой и не принимаешь самостоятельных решений, то неожиданно чувствуешь себя внутренне свободным. До чего же сильно изменилось общество с тех пор».

Да, золотая эдвардианская эпоха земельной аристократии прошла и стала последней, названной по имени монаршей особы. Интерес к ней велик. Поэтому задуманный в 2001 году сериал «Усадьба эдвардианской эпохи» имел успех, расходы продюсеров на материальную базу и многочисленных специалистов окупились.

А Великобритания и сегодня остается страной крупных поместий. Руководство того же 4-го канала предположило, что тему верхов и низов стоит продолжить в современных декорациях. И не ошиблось, выпустив очередной проект в духе нового телевизионного реализма.

Что увидел дворецкий

В новом сериале слуги были настоящими. Дворецкий, солидный и сдержанный мужчина, имел 20-летний профессиональный опыт. Он работал в семьях аристократов или просто богачей в Канаде, Франции и России. Ему и остальным слугам предстояло оценить поведение членов семейного клана Каллагенов, которых, как подопытных мышей, поселили в имении стоимостью 30 миллионов и предложили вести жизнь богатых аристократов со всеми ее атрибутами. Три брата с семьями боролись за большой денежный приз – предстояло выяснить, кто лучше других освоится с ролью лорда и леди.

Слуги оказались снобами и за закрытыми дверями обсуждали манеры своих хозяев. Те действительно были людьми простыми, считали признаком утонченности оттопыренный мизинец. Одна из героинь в первый день по наивности потребовала налить ей шампанского в ванну, другая перебрала спиртного во время званого обеда, где она была хозяйкой, и наговорила гостям, настоящим лордам, бестактностей. Слугам было над чем похихикать.

Каллагены, когда первая эйфория прошла, переругались между собой и захотели обратно, в свои дома на рабочих окраинах. «Мне надоело все время быть на виду. Я хочу сама стирать, готовить и убирать за собой», – сказала Мойра, которая, хотя и стала победительницей, с радостью вырвалась из этой позолоченной клетки.

Сериал «Что увидел дворецкий» стал очередным успехом, но вызвал споры о гуманности таких опытов над людьми. Хотя каждый из Каллагенов старался изо всех сил воплотить свое представление об аристократизме, недостаток образования и воспитания сделали их посмешищем.

Многие англичане, подобно Каллагенам, пребывают в неведении о жизни верхних слоев общества. Верхи спускаются вниз только при большой необходимости, для них иерархическая лестница не место для игр, а реальность. Например, они покидали свои угодья для участия в демонстрации против запрета охоты на лис. Народ мог увидеть их сердитые румяные лица. Нечасто появляется такая возможность.

Как живется этим настоящим – не телевизионным – английским помещикам?

«Надеюсь, в раю будет так же хорошо»

Гроб с телом одиннадцатого герцога Девонширского медленно провезли по подъездной аллее его имения Четсворт, сквозь ряды слуг в черно-белой униформе. Он скончался в возрасте 84 лет, оставив титул и поместье сыну, который стал двенадцатым герцогом Девоншира.

Четсворт – один из самых известных помещичьих комплексов севера Англии. Его архитектура, парковые пейзажи, лестница водяного каскада и художественные коллекции считаются первоклассной туристической достопримечательностью и просто прекрасным местом, где хочется остаться. Один посетитель написал в книге отзывов: «Надеюсь, в раю будет так же хорошо».

Мастера, придумавшие водные эффекты Четсворта четыреста лет назад, максимально использовали возможности этого переменчивого элемента стихии. Тишина прудиков и слабых течений контрастирует с бурными потоками, водопадами, фонтанами – большими и малыми. Знаменитый каскад состоит из 24 каменных ступеней. Каждая – отличается от предыдущей, так же как и звук падающей с них воды.

В отличие от других аристократических семейных гнезд, выхолощенных ради посещения публики, этот частный дворец хранит за своим фасадом жизнь, мало изменившуюся за несколько десятилетий.

Мир поместья кажется доступным – можно купить билет и провести здесь день, прыгая по водяным ступенькам, устраивая пикники на зеленой лужайке, свободно заходя во дворец, который писатель Даниэль Дефо называл «самым великолепным зданием». На самом же деле этот мир закрыт для посторонних, даже сельские новости и сплетни приходят сюда с опозданием. В эпоху супермаркетов Четсворт хочет сохранить почти феодальную автономию и обеспечивает себя многим необходимым. Рыба – из собственной речки, дичь – из своего леса, свежие продукты с – фермы, фрукты – из оранжереи. Школа швей и собственное мебельное производство поддерживают самостоятельность этого натурального хозяйства. Даже гроб, в котором провожали в последний путь герцога, плотник изготовил из дуба, срубленного в парке.

В летний сезон число работников здесь доходит почти до 600. Помимо 12 человек обычной домашней прислуги – лакеев, горничных, экономок и поваров – существует еще «команда по уходу за текстилем», которая поддерживает в порядке ковры, шторы, балдахины в спальнях; есть человек, заводящий часы; есть каменщик; художник, создающий различные таблички и указатели; два землекопа, отвечающих за работу стоков и дренажных систем; библиотекарь; хранитель коллекций; а также два архивариуса.

Мастер на все руки Джон, ответственный за состояние лестниц в доме, каждую среду начинает с выполнения своей дополнительной обязанности – он заводит все 64 часовых механизма. В поместье 297 помещений; для их уборки включается армада пылесосов численностью 40 штук; общая длина коридоров в доме превышает километр; блестят 7873 чисто вымытых оконных стекла – и все это огромное хозяйство освещают 2084 электрические лампочки, доводя ежегодный счет за потребление электроэнергии до 24 тысяч фунтов стерлингов.

Прошлогодние расходы на содержание Четсворта составили 2 миллиона фунтов. Покрыть их помогли деньги, собранные с более чем двух миллионов посетителей. За этими приходно-расходными процессами следит личный казначей герцога, он же управляющий поместьем, Джон Оливер.

Мистер Оливер живет в Четсворте всю жизнь, с того дня в 1946 году, когда он появился на свет в помещении герцогской конюшни. Его отец был шофером, мать помогала на кухне, дед работал главным садовником. В этой семейной династии нет ничего необычного для Четсворта, где связь между хозяевами и слугами проходит через поколения. Джон начал свою карьеру в 1961 году учеником плотника, а его старшие братья уже трудились здесь: «В те времена казначей, управляющий, экономки вызывали страх и беспрекословное подчинение персонала. Сейчас мы выглядим более-менее демократично, по крайней мере для посторонних, – бизнес обязывает. Но внутренние перемены небольшие. Наверное, самая заметная из них – люди уже не хотят посвящать этой работе свою жизнь с 14 лет и до старости и ищут перемен».

Тем не менее управляющий предпочитает брать на работу тех, кто приходит сюда навсегда. 113 человек из штата работают в поместье более 40 лет.

На сайте Четсворта сегодня перечислены рабочие вакансии: требуются работники в кафе и ресторан для туристов, шеф-повар в закрытый спортивный клуб, продавец в фермерский магазин, уборщики офисов. Но семья герцога избегает нанимать чужаков для работы в самом дворце – из соображений безопасности.

Преданность ценится: многие слуги получили хорошие дома в близлежащих владениях в прижизненное пользование. На ежегодном празднике для персонала герцог объявляет благодарности и награждает лучших. Когда старший брат мистера Оливера, его предшественник на посту управляющего, уходил на пенсию, герцог пригласил всю семью Оливеров на прощальный обед. Их старая мать тогда разрыдалась от переполнивших ее чувств – бывшая судомойка, она сидела за столом рядом с герцогиней.

Память верного слуги хранит и другие картины – он помнит, как 15-летним мальчиком втаскивал лестницу в хозяйскую столовую, помогая старшему напарнику. Их перед тем заверили, что в комнате никого нет. К своему ужасу, они застали там обедавшего герцога, который как раз подносил вилку ко рту. Длинная лестница помешала быстро развернуться и отступить обратно, поэтому Джон испуганно сказал: «Простите, ваша светлость, мы только раму хотели починить». И получил вежливый ответ: «Это замечательно, но не могли бы вы сделать это чуть позже?». Предки нынешнего герцога отличались большей холодностью и строгостью.

Барышни-крестьянки

Не все поместья Англии являются таким прекрасно налаженным предприятием, как Четсворт.

Леди Ингилби, владелица замка Рипли в северном Йоркшире, иногда вспоминает любимую шутку мужа о том, что наследование этого замка было подобно победе в лотерее, но без получения денежного приза. Чтобы добыть прибыль, они пускают в замок туристов и постояльцев, сдают его в аренду для свадеб и банкетов. Леди называет себя не только помещицей, но и работницей. Посетители не могут поверить, что дама в бальном платье, недавно водившая их по залам, и женщина, работающая вилами в саду, – одно и то же лицо. У ее семьи нет личных слуг, но под ее руководством находятся 100 человек обслуживающего усадьбу персонала.

Свою работу в роли хозяйки замка леди Ингилби воспринимает как лицедейство. «Я всегда должна быть вежливой и ровной – люди не забывают грубое обращение со стороны титулованных особ».

Другая «барышня-крестьянка», графиня Денбих, живет в Ньюнхэм Пэддокс, где предки ее мужа обосновались еще в 1433 году. В течение 570 лет, до открытия в 2003 году парка скульптур, земли поместья использовались только как сельскохозяйственные. Молодой графской чете пришлось самостоятельно расчищать лесные заросли и прокладывать дорожки для публики. Сегодня они работают с мужем посменно – встречая посетителей в лесном домике-галерее...

Сара Калландер Беккет унаследовала от предков Комбермиэ Эби, основанное в 1133 году. Вернувшись домой после многих лет жизни и работы в Америке, она обнаружила дом в печальном состоянии. Без финансов, но с деловой хваткой и контактами, Сара успешно переоборудовала старые конюшни в пятизвездочные гостиничные номера, а затем начала сдавать замок в аренду для корпоративных вечеринок и семинаров.

Хозяйка Квинби Холл, что в Лейчестершире, Обин де Лисли, тоже прежде работала менеджером, делала карьеру в крупной компании и никогда не думала, что бросит все это ради жизни в поместье XVII века, сады и архитектуру которого она будет показывать туристам. Она использует свои навыки в бизнесе, чтобы заработать средства для поддержания дома, который давно нуждается в ремонте. (В первый же месяц их жизни там прорвало верхнюю трубу и залило все нижние этажи.) Владельцы Квинби Холл утверждают, что знаменитый сыр Стилтон был изобретен экономкой, которая много лет назад работала в поместье.

Некоторые помещики предпочитают предоставить весь дом экскурсантам. Фиона, графиня Карнавонская, владелица Хайклиа – усадьбы в сто комнат в Хэмпшире, живет в маленьком пятикомнатном коттедже.

Бииип... Фулфорд

Среди английских помещиков попадаются характеры эксцентричные, заставляющие вспомнить гоголевские «Мертвые души».

Обедневший аристократ Фулфорд ни за что не хочет продавать свой огромный дом в Южном Девоне, хотя у него нет ни слуг, ни денег. Он ходит по усадьбе с металлоискателем, в надежде найти зарытые предками клады, за плату показывает шокированным туристам свой ободранный дом и портреты предков. Его босоногие дети играют в футбол в старинных залах, отбивая мячом куски старинной лепнины. Леди Фулфорд ругает их и тут же на скорую руку реставрирует лепнину – с помощью моментального клея.

Речь хозяина поместья отличается экспрессией. Любимое его словечко – нецензурное, из тех, что отбиваются звездочками в тексте, а в эфире глушатся бипами. В документальный фильм про Фулфордов цензоры навставляли столько этих бипов, что разговоры аристократического семейства звучали так, как будто их слушаешь по испорченной телефонной линии.

Недавно Франсис Бииип... Фулфорд (нецензурное слово навсегда приклеилось к его имени) выпустил книжку – руководство для тех упрямых аристократов, которые живут в бедности, но хотят держать марку.

Он делится своими секретами. Первый – как сэкономить на приеме гостей. Найденные на задворках хорошего ресторана бутылки наполнить дешевым вином. Плюс – стаканчик портвейна для насыщенного цвета. Как следует встряхнуть – и подавать. Все будут в восторге. Те же фокусы можно проделать с водкой, джином и виски. В рецепте джина с тоником от Фулфорда очень много тоника и капля джина, другая капля размазана по краям стакана, для запаха.

Второй секрет – гардероб. Аристократ должен одеваться в дорогие вещи, пусть и старые. Их можно найти в магазинах секонд-хенда и носить десять лет, качество ведь хорошее. И, наконец, самое важное – как содержать огромный дом. Лучше всего его не трогать, все 50 комнат пусть остаются как есть – с лысыми коврами, облезлыми обоями и сломанными стульями. Проблема отопления решается просто – его надо отключить. Хотя, признается Фулфорд, он имеет слабость включать обогрев раз в году – в качестве рождественского подарка жене...

Недостает только подъезжающего к поместью английского Чичикова.

Новые английские сквайры

Усадьбы требуют денежных вливаний, и свежие деньги приходят в сельскую Англию – вместе с новой разновидностью помещиков. Эти помещики не носят твиды, их выговор не отполирован в частных школах. Это футболисты «Манчестер Юнайтед», «Ньюкасла», «Ливерпуля», и в последнее время – «Челси», зарабатывающие около ста тысяч фунтов всего за одну неделю. С 2003 года они купили больше 20 поместий стоимостью от 2 миллионов.

Старые аристократы заволновались по поводу новых соседей. Что если те начнут переделывать старый уклад под себя? Пример уже есть – нападающий из «Манчестер Юнайтед» Уэйн Руни разрушил прекрасное поместье тридцатых годов в Чешире и построил «дворец» для себя и своей подруги, подтвердив еще раз, что хороший вкус ни за какие деньги не купишь.

Сегодня очевидно: если когда-нибудь и придет английской помещичьей идиллии конец, он случится под звуки рэпа, гудки навороченных автомобилей и шум вульгарных вечеринок.

В.П. Эфроимсон

Гениальность и генетика

Два фрагмента из книги

Английская аристократия XVIII-XIX веков

Английская аристократия и состоятельное дворянство XVIII-XIX веков по существу узурпировала или монополизировала возможности оптимального развития и реализации талантов. Что из этого вышло, можно видеть, вспомнив исследования В.Гана (см. Keynes J.M.,1956), который изучил родственные связи между выдающимися англичанами.

«Одна из наиболее поразительных связей, описанных м-ром Ганом, - пишет Кейнес, - это кузенство Драйдена, Свифта и Горация Уолпола. Все трое происходят от Джона Драйдена...

Проведенный Ганом анализ потомства Джона Рейда, павшего в битве при Флоддене в 1515 году, показывает, что к этому потомству относится в XVIII веке Босуэлл, историк Робертсон, архитектор Роберт Адам и Брутам, а к его более поздним потомкам относятся Бертран Рассел, Гарольд Никольсон, Брюс Локкарт и генерал Бут Теккер.

Профессора Тревелианы и Роза Маколей являются близкими родственниками Т.Б.Маколея...» и т.д.

«Остается упомянуть самую замечательную семью из всех - великий род Виллиерсов, от которых происходят все честолюбивые пленительницы, чарующие манерами и голосом, притом со столь крепким орешком где-то внутри, что они были фаворитками и любовницами наших монархов уже в семнадцатом веке, а с тех пор остаются любимицами парламентской демократии.

В течение двухсот лет не было кабинета министров, в котором не было бы потомков сэра Джорджа Виллиерса и сэра Джона Сент-Джона, двух сельских джентльменов времени правления Якова I, сын первого из которых женился на дочери второго. Знаменитое потомство этих двух семей слишком обширно, чтобы его можно было здесь рассмотреть, но внушителен и простой список: первый герцог Бэкингемский, фаворит Якова I; Барбара, графиня Кестльмен и герцогиня Кливленд, любовница Карла II; Арабелла Черчилль, любовница Якова II; Елизавета, графиня Оркнейская, любовница Уильяма III, названная Свифтом «самой умной женщиной, с которой ему когда-либо пришлось познакомиться». Далее следуют второй герцог Бэкингемский, лорд Рочестер, лорд Сэндвич, герцог Бервикский, герцог Мальборо, третий герцог Графтон (премьер-министр при Георге), оба Питта, Чарлз Джеймс Фоке, Чарлз Таунсенд, лорд Кестльри, Непиры, Гарвей, Кавендиши, герцоги Девонширские, леди Эстер Стенхоп, леди Мэри Уортли, Монтегью, Филдинг, Уинстон Черчилль... Это действительно «голубая кровь» Англии...

Какой вывод надо сделать? Значит ли, - спрашивает Кейнес, - что если бы мы могли проследить наши родословные за четыре столетия, то все англичане оказались бы кузенами? Или же верно, что некоторые небольшие кланы произвели знаменитых личностей вне всяких пропорций относительно численности этих кланов? Ган не дает нам научного вывода, но только очень скептичный и осторожный читатель к этому выводу не придет».

Государственное устройство Англии, особенно со времен Тюдоров, закрепляя титул и наследство по праву майората за старшим сыном, оставляло следующим сыновьям возможность проявить себя (Кавендиш был четырнадцатым ребенком в семье графов Корк). Если не получивший наследство потомок знатного рода проявлял на службе в колониях, в министерствах, в парламенте действительно большую деловитость и талант, то его быстро повышали и он, что чрезвычайно важно, мог достигнуть высокого положения уже в молодые годы, быстро обгоняя своих менее знатных сверстников. Система имела то преимущество, что развивала у этой потомственной знати необычайно мощный рефлекс цели: они знали, что их усилия и способности не останутся незамеченными и быстро возведут их на самый верх социальной лестницы. Но требовалось делать дело!

Считавшийся довольно пустоголовым Артур Уэлсли отправляется служить на континент, затем, разочаровавшись, возвращается в Англию и становится парламентарием. Вскоре, однако, он уезжает с полком в Индию. Там Уэлсли начинает необычайно трудолюбиво изучать военное дело, местные условия, организацию походов в специфических условиях - все это не без покровительства и большой помощи брата, генерал-губернатора Индии. Уэлсли одерживает первые победы, быстро повышается по служебной лестнице и прибывает в Англию заслуженным полководцем, которого можно послать в Испанию против маршалов Наполеона. Так Уэлсли стал великим Веллингтоном.

Родись знатным - образование ты получишь. А если захочешь пойти на беспрерывные труды и проявишь талант, то за повышением дело не станет: империя велика, ты еще молодым, не растратив сил, доберешься до высот, где эти силы полностью понадобятся.

Такова была система монополизации знатью всех возможностей карьеры. Эта система рано отдавала власть в руки знатных, молодых, энергичных, талантливых людей. Эта система немало способствовала двухсотлетнему процветанию Англии.

Конечно, осознание того, что твои способности, знания, труды, эрудиция, ораторский и организационный талант, ум (если все это имеется и мобилизовано тобой) будут замечены и щедро вознаграждены, было очень важным стимулом для английской аристократии. Например, Питту Младшему, второму сыну великого министра, доставалась по наследству только небольшая рента, нечто вроде прожиточного минимума, да «плацдарм» - место в парламенте «от гнилого местечка», либо офицерский патент. Дальше нужно было доказать, на что ты пригоден, и пользоваться протекцией. Именно таков был путь и Питта, и Веллингтона, и Пальмерстона, и Уинстона Черчилля. Добавим здесь, что мы не знаем одного: сколько людей с аналогичными исходными возможностями не развились и не реализовались.

Мы можем согласиться с выводом о том, что некоторые роды Англии действительно поставляли великих и необычайно даровитых людей сверх всякой пропорции численности членов этих родословных. Но именно потому, что почти только члены этих родов имели максимальные возможности для развития и реализации своих дарований. При всех чудовищных недостатках аристократическая система позволяла талантам, рождавшимся в среде знати, проявляться и реализовываться очень рано, без затраты индивидом огромной доли сил на подъем вверх по социальной лестнице.

Когда же в других странах контингенты, из которых могли выбираться таланты, необычайно расширились, эта же старая система в значительной мере привела к падению Англии. Ее «верхний слой» оказался неконкурентоспособным, поскольку она черпала своих лидеров из очень ограниченного круга лиц. Дизраэли, Роберте, Ллойд Джордж, Макдональд были редкими исключениями. Монополизация возможностей подъема маленькой прослойкой населения - самоубийственна. Можно высказать предположение, что Англия выстояла и выросла в мировую державу потому, что в других странах старой Европы «подбор кадров» шел еще хуже. Но с демократизацией высшего образования, с наступлением истинно Нового времени крах давно изжившей себя системы привилегий стал неизбежен.

Интеллигенция Германии XVIII-XIX веков

Замечательной аналогией к той даровитой части английской аристократии и «джентри», которую не удовлетворяло обеспеченное существование уважаемых в окрестностях сквайров, которая шла на тяжелейшую, опаснейшую и труднейшую морскую, военную или политическую службу, является в Германии прослойка той пасторской и университетской интеллигенции, которая обеспечила расцвет германской мысли, сделала Германию страной философов, мыслителей, поэтов - прежде всего на основе социальной преемственности.

Тюбингенский профессор медицины Карл Бартили и его жена, дочь профессора-юриста Бургхарда, являются предками Уланда, Гельдерлина, Шеллинга. В родстве с этой семьей состоят Шиллер, Гауфф, Кернер, Мерике, Гегель, причем среди 110 мужчин - предков Гегеля не менее 48 имели высшее образование.

От виттенбергского реформиста Бренца происходят Уланд, Гауфф, Герок, выдающийся юрист Якоб Мозер, философ Целлер, поэт Людвиг Финк.

Местечковый староста XV века Иоган Фаут оказался у корней того генеалогического древа, в котором мы встречаем Шиллера, Уланда, Мерике, Гельдерлина, Фишера, Герока, Гегеля, Шеллинга, Макса Планка.

Почти ничего неизвестно о предках-женщинах, но можно не сомневаться, что общим правилом был очень строгий брачный подбор если не по образовательному цензу жены, то уж бесспорно по образовательному цензу и духовному уровню ее семьи.

Семьи пасторов, учителей, преподавателей, ученых, как правило, не были ни состоятельными, ни богатыми, но высшее образование было почти обязательным для сыновей, а хорошее домашнее образование - для дочерей. Вместе с тем, протестантство в любых его вариантах сурово осуждало малейшую бездеятельность, неполную отдачу, требовало неустанной работы, трудового, делового образа жизни. Протестантство идентифицировалось с протестом против роскоши, праздного времяпрепровождения, обеспечивало высокую престижность трудолюбия, образованности и образования, умственной деятельности.

Нечто подобное написали о США в книге «Колыбели знаменитости» В. и М. Герцли (Goertzel V., Goertzel M.G.,1962). Они показали, что знаменитый человек имеет в 500 раз больше шансов оказаться родичем другой знаменитости, чем «рядовой» гражданин США. Это исследование, как и исследования школы Термана, Торманса и многих других ни в коем случае нельзя оставлять без внимания. Наоборот - они подлежат внимательному изучению и перечтению с позиций данных об огромном значении социальной преемственности.

Слишком сложна и неизбежна рекомбинация генов. Слишком сложны факторы социального подъема. Слишком трудны барьеры, преграждавшие развитие и реализацию наследственной одаренности, чтобы разительное число «500» можно было приписать генетическим факторам, к тому же зачастую полигенным и рецессивным. Слишком далек фенотип от генотипа в случае интеллектуальных особенностей. Но тем важнее детальное изучение средовых факторов, которые определяют огромный коэффициент, тем значительнее роль экзогенной стимуляции, полнота которой является подлинным термометром социальной справедливости в стране.

Уважаемые читатели! Мы просим вас найти пару минут и оставить ваш отзыв о прочитанном материале или о веб-проекте в целом на специальной страничке в ЖЖ . Там же вы сможете поучаствовать в дискуссии с другими посетителями. Мы будем очень благодарны за вашу помощь в развитии портала!

Ну что же, последний пост про Англию, Upper class или British Nobility.

Кстати, знаете, что в английском нет эквивалента слова «дворянство»? Потому что нет и не было такого социального явления. Nobility & Aristocracy не означают дворянство в русском понимании, а означают «аристократия», что совсем не одно и то же. К аристократии в России относилось примерно 100 семей, такие как Юсуповы и Голицыны. Большинство из них были потомками бояр, выслужившихся при Иване Грозном.

Но помимо аристократии в России были еще сотни тысяч просто дворян, в том числе мелкопоместных, большинство из которых жило только чуть лучше своих крепостных и было такими же темными. Это происходило потому, что титулы непрерывно размывались в поколениях. В Англии же был майорат, при котором титул наследовал только старший сын, а все остальные дети получали титул на один ниже. Например, старший сын Duke становился Duke, а остальные уже Marquesses. В свою очередь младшие дети Marquess были Earls, а поскольку титулов всего было шесть или семь, то они очень быстро исчезали совсем. Поэтому аристократия оставалась немногочисленной и была реальной nobility. Собственно для этого и была введена система майората.

Первая Мировая Война нанесла по английской аристократии тяжелый удар. Во-первых, погибло очень много мужчин из этого класса. Во-вторых, изменились условия и те, кто обслуживал поместья, ушли на фронт или на производство. Оставшиеся требовали такой оплаты, что большинство крупных поместий не могли их содержать и не могли существовать без них. Последней каплей стали death duties – налог на наследство, введенный в 1945, добивший бОльшую часть noble семей.

Поэтому сегодня в Англии очень мало, единицы, поместий и практически все из них открыты для посетителей с целью заработка и ухода от налогов. Но титулы сохранились и осталась культура британской аристократии. Одна из женщин из этого слоя – Саманта Кэмерон, прямой потомок Карла II. Диана тоже была из очень древнего и знатного рода Спенсеров, которые считались знатнее королевской семьи.

Диана вообще была яркой представительницей Upper class. Она не закончила даже 8 классов школы, потому что дважды не сдала выпускные экзамены. Это довольно типично для британской аристократии, образование в их среде никогда не считалось большим достоинством, да и способностей получить его хватает далеко не всем. В Англии есть целый класс школ, как правило boarding, где академические требования заметно ниже, чем в хороших школах, но в которые тем не менее очень трудно попасть из другого класса. Упор там делается на спорт и командные игры. В университеты выпускники этих школ тоже часто не идут, хотя сейчас это постепенно меняется.

Внешне женщины здесь похожи на женщин , но более небрежные и любящие экстравагантные вещи. Они думают, что too cool to care too much как они выглядят. Экстравагантность считается признаком этого I don’t give a damn отношения к внешности. На них могут быть надеты дикого цвета брюки, или порванный на локтях свитер, или пальто расшитое крокодилами. Но те, кто работает, стараются не выделяться, тут крокодилов нет. Вся остальная эстетика в этом классе мало отличается от Upper Middle Class, нет ни губ как у карпа, ни искусственного загара, ни блесток.

В комментариях к предыдущим статьям про Англию меня много спрашивали об иностранцах, тут живущих. Upper Class – это единственный класс, куда иностранцы (или представители других групп) не могут попасть как свои (да, и Наталья Водянова тоже). В этот класс нельзя выйти замуж, в нем надо родиться. Поэтому к нему не принадлежит и Кейт Миддлтон, а ее дети будут.

Иностранцы, приезжающие в Англию, for all intents and purposes попадают в тот класс, которому соответствуют своим образованием, работой, культурой и доходом. Живущие на пособие в Underclass, работающие на рабочих специальностях в Working class, специалисты среднего звена в Middle class, крупный бизнес, банкиры и олигархи в Upper Middle.

На этом серия про Англию заканчивается, и слава богу, как же она мне надоела.

Вверх