I. общая характеристика глагола, его основы и классы

32. Глагол как часть речи. Инфинитив. Морфологические и синтаксические особенности инфинитива. Значения форм инфинитива в конкретных речевых условиях.

Глагол – разряд слов, которые обозначают действие, состояние и т.д. как процесс и обладают категориями лица, времени, наклонения, вида, залога (все эти категории имеют отношение к выражению процесса), а также категориями числа и рода. Основная функция глагола – функция сказуемого.
Глагол имеет два типа форм: спрягаемые и неспрягаемые. Спрягаемые формы представляют изменение глагола по лицам, временам, наклонениям. Неспрягаемые формы – это формы, не имеющие указанного изменения: инфинитив, причастие и деепричастие. Основная функция глагола реализуется главным образом спрягаемыми формами: "Вы слышите: грохочут сапоги"; "Полночный троллейбус, по улицам мчи".
Вся система глагольных форм обладает способностью управлять формами имени существительного: заниматься (занимаюсь, занимаешься и т.д., занимавшийся, занимаясь) делами. К каждой из глагольных форм могут примыкать наречия: усердно заниматься (занимаюсь, занимавшийся, занимаясь).

Инфинитив

Инфинитив (от лат. infinitivus - "неопределенный") – это исходная форма глагола, которая называет действие, состояние и т.д. безотносительно к лицу, времени, наклонению, т.е. сам по себе инфинитив не обладает категориями лица, времени, наклонения. Однако в конкретных речевых условиях инфинитив может выражать значения, свойственные тому или иному времени и наклонению. Например: "Быть бычку на веревочке". В этой поговорке инфинитив употребляется в значении будущего времени с оттенком безусловности осуществления действия. В случае, если при инфинитиве есть отрицание, идея безусловности реализуется как условная невозможность, неосуществимость действия. То же значение – убежденность в неосуществимости действия – выражается и при использовании вместо отрицания конструкции где + дательный падеж (обычно местоимения): "– Поди прочь, безумный мальчишка! Где тебе ездить на моем коне? На первых же шагах он тебя сбросит..." (Л.). Очевидно поэтому, что употребление инфинитива, подобное приведенному ниже, неудачно.
Инфинитив может выражать и значение, свойственное формам прошедшего времени. Например: "Разыграть такого дурака. Стрелять два раза и не попасть. Этого я себе никогда не прощу" (Ч.)
С соответствующей интонацией (о которой на письме сигнализирует восклицательный знак) инфинитив способен выразить значения, свойственные повелительному наклонению, обычно категорический приказ, категорическое требовани.
В сочетании с частицей бы инфинитив может передать и значение желательности действия, характерное для сослагательного наклонения (но с оттенком понимания того, что это трудноосуществимая мечта).
Многообразны синтаксические функции инфинитива; он может быть не только сказуемым (подобно спрягаемым формам глагола), но и подлежащим, дополнением, определением и обстоятельством. Например: "Признаюсь, хоронить таких людей, как Беликов, – это большое удовольствие" (Ч.) (подлежащее); "Пашню пахать – не руками махать" (пог.) (подлежащее и сказуемое); "Григорий дал коню отдохнуть" (Шол.); "Она [песенка] возникает с рассветом вдруг, медлить и лгать не обученная" (Б.Ок.) (дополнение); "Наташа привычно рассмотрела туалеты дам, осудила манеру держаться" (Л.Т.); "Ты клятву давал, Санька, – сказал он, – бороться и искать, найти и не сдаваться" (Кав.) (определение); "Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру" (Гог.) (обстоятельство).
Подавляющее большинство глаголов имеет инфинитив с суффиксом -ть, причем некоторые из них кончаются на -сть, -зть. Среди глаголов на -сть, -зть есть как литературные, так и нелитературные, просторечные. Просторечны те глаголы на -сть, -зть, к которым есть однокоренные синонимы на -сти, -зти, например: месть – мести; несть – нести; привезть – привезти.
Небольшая часть глаголов имеет инфинитив на -ти и -чь: брести, обрести, плести, везти, ползти и др.; беречь, лечь, мочь, печь, стеречь, течь и др.

33.Основы глагола. Классы глагола

У глагола выделяются две основы: основа инфинитива и основа настоящего/простого будущего времени. (Иногда выделяется ещё и основа прошедшего времени, но у большинства глаголов она совпадает с основой инфинитива.) Часть глагольных форм образуется от основы инфинитива, а другая часть - от основы настоящего/простого будущего времени. Эти две основы у многих глаголов различаются.
Чтобы выделить основу инфинитива, нужно отделить формообразующий суффикс инфинитива: нес - ти, писа - тъ, говори - ть, чита - ть, рисова - ть.
Чтобы выделить основу настоящего/простого будущего времени, нужно от формы настоящего/простого будущего времени отделить личное окончание (обычно берётся форма 3 лица множественного числа): нес - ут, пиш - ут, говор - ят, читаj - ут, pucyj - ут.
Чтобы выделить основу прошедшего времени, нужно от формы прошедшего времени отбросить формообразующий суффикс -л- и окончание (можно использовать любую форму, кроме формы мужского рода единственного числа, так как в ней может быть представлен нулевой суффикс, что затрудняет выделение основы): нес - л-а, писа - л-а, говори - л-а, чита - л-а, рисов а - л-а.
Существуют глаголы, у которых совпадают основы инфинитива и настоящего/простого будущего времени и от них отличается основа прошедшего времени: ид - ти, ид - ут, ш - л-а. Есть глаголы, у которых все три основы различны: промокну - ть, промокн - ут, промок - л-а; тере - тъ, тр - ут, тер - л-а. Есть глаголы, у которых все три основы совпадают: нес - ти, нес - ут, нес - ла.
Глагольные формы, которые образуются от основы инфинитива
1.Формы прошедшего времени изъявительного наклонения: нес-л-а, написа-л-а, говорила, читала, рисовал-а. 2.Формы условного наклонения: нес-л-а бы, написа-л-а бы, говорила бы, читала бы, рисовала бы. 3.Действительные причастия прошедшего времени: нес-ш-ий, написа-вш-ий, говоривший, читавший, рисовавший. 4.Страдательные причастия прошедшего времени: унесённый, написанный, нарисованный. 5.Деепричастия совершенного вида: написав, сказав, прочитав, нарисовав.
Глагольные формы, которые образуются от основы настоящего/простого будущего времени
1.Формы настоящего и простого будущего времени изъявительного наклонения: несу, напиш-у, говорю, pucyj-y (рисую).
2.Формы повелительного наклонения: неси, напиши, говори, чита) (читай), рису) (рисуй).
3.Действительные причастия настоящего времени: несущий, пиш-ущ-ий, говорящий, читаj-ущ-ий (читающий), pucyj-ущ-ий (рисующий).
4.Страдательные причастия настоящего времени: нес-ом-ый, читаемый,рисуемый.
5.Деепричастия несовершенного вида: нес-я, говоря, читая.

Классы глаголов, характеризующиеся соотношением данных основ, которое свойственно и вновь образуемым глаголам, называются продуктивными, например глаголы типа садятся - садиться (ср. приземлиться, прилуниться). Те же глаголы, по образцу которых новые глаголы не создаются, принадлежат к непродуктивным классам, например, глаголы типа колют - колоть, полют - полоть и др.
Продуктивных глагольных классов пять:
1-й класс объединяет глаголы с основой неопределенной формы на -а(ть) и с основой настоящего времени на -aj: читать - читаj-ут (читают).
2-й класс - глаголы с основой неопределенной формы на -е(ть) и с основой настоящего времени на -ej: жале-тъ - жалеj-ут (жалеют).
3-й класс - глаголы с основой неопределенной формы на -ова (-ева) (ть) и с основой настоящего времени на -yj: советовать - советуj-ут (советуют), горева-ть - горюj-ут (горюют).
4-й класс - глаголы с основой неопределенной формы на -ну(ть) и с основой настоящего (будущего простого) времени на -н-: прыгнуть - прыгн-ут.
5-й класс - глаголы с основой неопределенной формы на -и(ть) и с окончанием третьего лица мн. ч. настоящего времени -ат, -ят: мо-ли-ть - мол-ят.
Непродуктивные классы обычно объединяют небольшое количество глаголов. Классификация их затрудняется наличием мелких особенностей в небольших группах глаголов, а иногда и в отдельных глаголах (например, есть, ехать). Число непродуктивных классов постепенно сокращается, так как они подвергаются воздействию классов продуктивных (например, входят в употребление формы мяукают вместо мяучут, мурлыкают вместо мурлычут, полоскают вместо полощут, махают вместо машут по аналогии с глаголами 1-го продуктивного класса). В печати можно встретить параллельное употребление обеих форм, хотя многие из новых форм находятся еще за пределами кодифицированного литературного языка.
Иногда формы различаются оттенками значений: поезд двигается (приходит в движение) и поезд движется (находится в движении)

Категория лица глагола показывает, кто является производителем действия с точки зрения говорящего. Так, формы 1-го лица говорю, смеюсь
(ед. ч.), говорим, смеемся (мн. ч.) указывают, что действует сам говорящий (ед. ч.) или группа лиц, включая говорящего (мн. ч.). Формы 2-го лица: говоришь, смеешься (ед. ч.), говорите, смеетесь
(мн. ч.) указывают, что действует собеседник (ед. ч.) или собеседники (мн. ч.) говорящего. Наконец, формы 3-го лица говорит, смеется (ед. ч.), говорят, смеются
(мн. ч.) указывают, что действует тот (ед. ч.) или те (мн. ч.), кто не принимает участия в беседе, но о ком идет речь.
Значение лица проявляется у глаголов в изъявительном наклонении (см. ниже) в настоящем и будущем времени (говорю, буду говорить). В прошедшем времени сама по себе глагольная форма на лицо не указывает; лицо определяется контекстом, в первую очередь с помощью местоимений: «Я спал, ты спал, он (ребенок) спал». Кроме того, значение 1, 2 и 3-го лица имеют глаголы в повелительном наклонении (см. ниже).
Подавляющее большинство русских глаголов имеет 6 личных форм: читаю, читаешь, читает, читаем, читаете, читают. Однако существует относительно небольшое число глаголов, у которых этих форм либо больше шести, либо меньше шести. Это так называемые изобилующие и недостаточные глаголы.
Некоторые глаголы имеют двойные формы для выражения значения одного и того же лица: машет – махает, кудахчет – кудахтает, каплет – капает, связует – связывает, движет – двигает и т.д. Параллельные формы возникают, как уже говорилось выше, под воздействием глаголов продуктивных классов. Так, например, глаголы на ать, основа настоящего времени которых оканчивается на –aj-
(т.е. глаголы 1-го класса): играть – играю, думать – думаю, считать – считаю, подчиняют себе многие другие глаголы на -ать: махать, метать и т.д. В результате появляются вариантные формы: машет – махает, мечет – метает и т.д.
Между возникшими вариантами, как правило, наблюдаются различия: а) стилистические; б) смысловые. Так, например, в паре махает – машет первая форма является разговорной, а вторая нейтральной; в паре хлестает – хлещет
первая форма просторечная, а вторая – нейтральная; в паре двигается – движется первый вариант нейтральный, а второй умеренно-книжный. Формы метает – мечет
равноправны стилистически, но различаются в смысловом отношении: «Спортсмен метает копье», но: «Рыба мечет икру».
Варианты в паре связывает – связует различаются сразу двумя свойствами. Форма связывает имеет несколько значений. Можно связывать концы двух веревок; о дружбе можно сказать, что она связывает (континенты), можно связывать кого-либо каким-нибудь обещанием и т.д. А форму связует можно употребить только в одном значении – «соединять, устанавливать связь, общение, близость, общность между кем-(чем-)нибудь»: «Дружба связует континенты». Вместе с тем эти две формы различаются и стилистически: связывает – нейтральное, а устаревшее книжное связует
придает речи оттенок патетичности.
Некоторые глаголы, наоборот, не имеют всех из возможных шести личных форм. Эти глаголы называют недостаточными. Так, нельзя образовать формы 1-го лица ед. числа от глаголов победить, убедить, галдеть, затмить и т.п.; нет форм 1, 2 и 3-го лица ед. числа у глаголов сбежаться, толпиться; не имеют форм 1-го и 2-го лица глаголы щениться, нестись, ржаветь.
Отсутствие отдельных личных форм может быть обусловлено:
1)традиционным представлением о неблагозвучности произношения: убедить, победить, галдеть, шелестеть, исколесить, голосить, затмить, простереть и др.;
2)лексическим значением глагола. Так, значение глаголов толпиться, скопиться и т.п. связано с представлением о множестве участников и исключает возможность употребления глаголов в единственном числе. Глаголы, которые обозначают процессы, происходящие в природе: осыпаться, сквозить, светать, гаснуть и т.д., или глаголы, называющие действия животных: нестись (о птицах), щениться, жеребиться и т.д., не употребляются в 1-м и 2-м лице. Однако при употреблении подобных глаголов в переносном значении эти формы легко появляются: «Я таю, жертва злой отравы» (П.); «Что это у вас яйца наполовину битые?»– «Почем я знаю! – весело отозвалась продавщица. – Я ведь сама не несусь» (газ.).
Некоторые глаголы называют такие процессы, состояния, значение которых не соотносится ни с каким действующим лицом. Это обозначение состояний природы, человека: светает, смеркается, вечереет, нездоровится, хочется, угораздило. Безличные глаголы употребляются в форме, совпадающей в настоящем времени с формой 3-го лица единственного числа, а в прошедшем времени – с формой единственного числа среднего рода: «Светает. Все шире разверзается неба рот. Ночь пьет за глотком глоток он» (Маяк.); «Стемнело. Вдоль аллей, над сонными прудами, Бреду я наугад» (Бун.).
Иногда в безличном значении выступают некоторые личные глаголы. Например: «Как поздней осени порою. Бывают дни, бывает час. Когда повеет вдруг весною И что-то встрепенется в нас» (Тютч.); «Не видно птиц. Покорно чахнет лес, опустевший и больной. Грибы сошли, но крепко пахнет В оврагах сыростью грибной» (Бун.); «Мело, мело во всей земле, во все пределы, Свеча грела на стеле, свеча горела» (Паст.).
Следует обратить внимание на те случаи, когда личный глагол в безличном значении использован в таком предложении, где в принципе возможно и иное построение: с подлежащим, указывающим на субъект действия, и тем же самым (или близким по значению) глаголом, употребленным в личной форме. Например: «Еще не стемнело совсем, а мороз к вечеру неистово окреп. Колюче-ошпаривающим ветром дуло со стороны темно-малиновой, придавленной к земле щели заката, и будто из стороны в сторону мотало над высотой гремящую пальбу боя. Сильно несло сметаемой с брустверов ледяной крошкой, острой, как битое стекло, кололо в губы, в глаза» (Бонд.). Здесь допустима синонимическая замена: «ветром дуло»– «дул ветер», «несло, кололо ледяной крошкой»– «неслась, колола ледяная крошка». Однако варианты с безличной и личной формами глагола различаются экспрессивными и смысловыми нюансами. Предложения, содержащие подлежащее и сказуемое (личный глагол), рисуют более конкретную, «бытийную» картину мира. А употребление глаголов в безличном значении приводит к тому, что действия, обозначенные этими глаголами и называющие процессы, происходящие в природе, становятся в восприятии читателя более загадочными, расплывчатыми, таинственными. И такой же таинственной, призрачной и зыбкой становится и сама картина мира, изображенная писателем.


Две основы глагола Формы глагола образуются от двух основ. Первой является основа инфинитива (от нее образуются собственно инфинитив, прошедшее время и сослагательное наклонение, причастие и деепричастие прошедшего времени), а второй основа настоящего времени (от нее образуются настоящее время, повелительное наклонение, причастие и деепричастие настоящего времени). Чтобы найти основу инфинитива, надо от формы единственного числа женского рода прошедшего времени отнядь конечное -ла.


Формы, образуемые от основы инфинитива Собственно инфинитив образуется от основы инфинитива при помощи суффикса -ть. Сочетание инфинитива с вспомогательным глаголом быть образует будущее время глаголов несовершенного вида. Форма прошедшего времени образуется от основы прошедшего времени при помощи суффикса -л- и окончаний, указывающих на род и число: -0 для мужского рода единственного числа, -а для женского рода единственного числа, -о для среднего рода единственного числа, -и для множественного числа.


Основа инфинитива (или прошедшего времени) определяется путем отделения суффиксов инфинитива -ть, -ти, -сть, -сти или суффикса прошедшего времени -л, например: писа-ть, реза-тъ, зна-тъ, вез-ти, кла-стъ, гре-сти. У некоторых глаголов основа инфинитива и основа прошедшего грсмени не совпадают; ср.: бере-чь берег, берег-ла, грес-ти греб, греб-ла, сохну-ть сох, сох-ла,


При помощи присоединения к форме прошедшего времени частицы бы образуется форма условного наклонения. От основы прошедшего времени при помощи суффикса -вш- и окончаний прилагательного образуется действительное причастие прошедшего времени, при помощи суффикса -ан(н)- страдательное причастие.




Основа настоящего времени определяется путем отделения окончания 3-го лица множественного числа настоящего или будущего простого времени, например: пиги- ут,-реж-ут, знaj-ym (знают), корм-am (кормяд); Чтобы найти основу настоящего времени, надо от формы 3-го лица множественного числа настоящего времени отнядь окончание -ат или -ут (окончаний -яд и -ют не существует это чисто графические варианты: их наличие после гласной говорит, что основа настоящего времени оканчивается на суффикс -j-, после согласной о том, что основа оканчивается на мягкий согласный).


Например, китать: китала основа инфинитива кит-а-, китают (= кит-а-j-ут) - основа настоящего времени кит-а-j- водить: водила основа инфинитива вод-и-, водяд основа настоящего времени вод"- (но в первом лице единственного числа основа вояж-), назвать: назвала основа инфинитива на-зв-а-, назовут основа настоящего времени на-зов-


Соотношения этих основ очень сложно. Выделяется более 20 типов образования основы настоящего времени от основы инфинитива, хотя новые глаголы образуются только по пяди из них. В результате дать какие- либо правила определения одной по другой невозможно.


Russian.cie.ru/time_new/rus/grammar/

II. Система глагольных форм. Основы глагола. - раздел Образование, МОРФОЛОГИЯ...

Глаголы в формах настоящего, будущего и прошедшего времени и в любом из наклонений называются личными, илиспрягаемыми . Кнеличным, илинеспрягаемым формам глагола, как уже было отмечено, относятся инфини­тив, а также причастия и деепричастия (если рассматривать причастия и деепричастия не как самостоятельные части речи, а как формы глагола).

Хотя все четыре формы глагола имеют свой набор морфологических признаков, общими для всех являются категории вида, залога, переходности/непереходности.

Все формы глагола образуются от двух глагольных основ: основы настоящего времени и основы инфинитива.

Основа настоящего времени может быть получена, если от глагола 3 лица множественного числа настоящего времени отделить личные окон­чания (пиш - ут, чита - ют).

От основы настоящего времени образуются:

· личные глаголы в настоящем/будущем времени (нес+у - несу , нес+ешъ - несешь , нес+ет - несет );

· глаголы повелительного наклонения (чита+й - читай , нес-и - не­си );

· действительные причастия настоящего времени (чита+ющ+ий - читающий , нес+ущ+ий - несущий );

· страдательные причастия настоящего времени (чита+ем+ый - читаемый );

· деепричастия несовершенного вида (чита+я - читая ).

Основу инфинитива (она часто совпадает с основой прошедшего времени) можно получить, если от инфинитива отделить суффикс (видеть - виде , нести - нес ). Эту же основу можно получить, если отделить суф­фикс л , от глагола прошедшего времени (слушал - слуша ).

Иногда основа инфинитива не совпадает с основой прошедшего времени (печь - пе , пекла, пек - пек ; грести - гре , гребла, греб).

От основы инфинитива образуются:

· личные глаголы в прошедшем времени (чита+л - читал );

· глаголы в сослагательном наклонении (чита+л + бы - читал бы );

· действительные причастия прошедшего времени (чита+вш+ий - читавший );

· страдательные причастия прошедшего времени (прочита+нн+ый -прочитанный , расколо+т+ый - расколотый );

· деепричастия совершенного вида (прочита+в (вши) - прочитав ).

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

МОРФОЛОГИЯ

На сайте сайт читайте: МОРФОЛОГИЯ. Г Ф Рахимкулова...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

КРЕДИТНО-МОДУЛЬНЫЙ КУРС
Введение: цели и задачи изучения курса «Морфология современного русского языка» на факультетах (отделениях) журналистики университетов Данное учебное посо

МОДУЛЬ I. ИМЕННЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ
Комплексная цель модуля I: · дать теоретическое представление о морфологии современного русского языка, который изучается на семантико-структурной основе; · предс

Грамматическое значение
Лексикология и морфология изучают слово. Но лексикология изучает словарный состав языка. В этом разделе важно изучить значения слов. Например, слово земля имеет несколько значений: 1. Третья

Грамматических значений
Синтетический - грамматическое значение в одном слове Аналитический - грамматическое значение в двух словах а) окончания: кн


Вопрос о природе морфологических категорий знаменательных частей речи – один из самых спорных в современной грамматической теории. Выделяются в целом 2 типа грамматических категорий. 1) Кл

Система грамматических (морфологических) категорий в современном русском языке
Типы грамматических категорий Классификационные Словоизменительные Смешанного типа РОД име

Знаменательные и служебные части речи.
Части речи – это класс, группа слов, объединенных общностью категориального значения, морфологических признаков и синтаксических функций. Из этого определения следует, что

Основные отличия знаменательных частей речи от служебных
Знаменательные части речи Служебные части речи 1. Выражают понятия 1. Понятий не выражают 2. Выполняют номин

Вопросы для самопроверки
1. Что такое грамматика? Из каких частей она состоит? 2. Что изучает морфология? Каковы ее основные задачи? 3. Какое значение является в слове грамматическим? Чем оно отличается о

Морфологические признаки
Итак, основу грамматического значения имени существительного определяет понятие предметности, которое объединяет в одну группу слова, обозначающие конкретный предмет (стол), отвлеченное поня

II. Лексико-грамматические разряды имен существительных
По своим лексическим и грамматическим признакам имена существительные делятся на следующие лексико-грамматические разряды: · собственные и нарицательные; · одушевленные и неодушев

Средства выражения родового значения существительных
Показатели родового значения Средства выражения Примеры Морфологический показатель Окончание имени существительного

Род несклоняемых существительных
а)Несклоняемые названия людей определяются реальным биологическим полом (мужской род – месье, камикадзе; женский род – мисс, мадам, леди). б) Названия животных – это, в основ

IV. Число имен существительных
Имена существительные имеют два грамматических значения числа: единственное и множественное. Существительные в единственном числе обозначают один предмет (стол), существительные во множестве

Система падежей. Склонение
Падежимен существительных выражает отношение имени существительного к другим словам в словосочетании и предложении. В русском языке шесть падежей. Именительный падеж являе

Типы склонения имен существительных
Имена существительные по отношению к словоизменению Склоняемые Несклоняемые 1-е склонение 2-е склонение

Вопросы для самопроверки
1. Дайте определение имени существительного как части речи, укажите его семантические, морфологические признаки, синтаксические функции. 2. Назовите лексико-грамматические разряды имен сущ

Орфографический тренинг
Задание 1.Допишите окончания существительных ко времен __ об инфляци __ в Заполярь __ о гени __ о сумм __ в


«Имя существительное как часть речи» 1. Определите имя существительное как часть речи 2. Какие имена существительные

Морфологические признаки
Прилагательное объединяет в одну группу слова, обозначающие признак как качество или свойство предмета (красивый, добрый, хороший), через отношение к другому предмету: неодушевленному (ду

II. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных
Имена прилагательные по характеру лексического значения и грамматическим признакам делятся на три лексико-грамматических разряда: 1. Качественные прилагательные обозначают

Переход прилагательных из одного разряда в другой
В современном русском языке процесс перехода прилагательных из одного разряда в другой является живым и активным, что отражают приведенные ниже таблицы.


Сравнительная степень или компаратив - это форма прилагательного, обозначающая, что названный ею качественный признак представлен в большей степени, чем тот же признак, названный п

Образование простой и сложной сравнительной степени
Превосходная степень указывает на превосходство (наибольшую меру) признака в одном предмете (лице) по сравнению с группой однородных предметов (лиц). Простая прево

Синтаксические функции кратких прилагательных
· Именная часть составного именного сказуемого: Все хорошо под сиянием лунным. · Обособленное определение: В открытом поле надо мной гуляет, волен и беспутен, январский ветер

Образование краткой формы.
Краткие формы имен прилагательных образуются при помощи: 1) усечения окончания, если основа слова оканчивается на р, л, д, т: (круглый – кругл, бодрый – бодр

V. Склонение имен прилагательных
Имена прилагательные представлены следующими типами склонений: 1. I склонение. К первому склонению относятся все качественные и относительные прилагательные с твердой, мяг

Склонение качественно-относительных прилагательных с твердой, мягкой и смешанной основой
Ед. число Мн. число Им. п. красивый синий строгий костюм красивые синие строгие костюм

Признаки субстантивированных прилагательных
· Приобретают род, число, падеж, подобно существительным (портной - м.р.; приданое - ср.р.; мостовая - ж.р.); · Могут иметь при себе определения (каменная мосто

VII. Переход других частей речи в прилагательные
Переход других частей речи в прилагательные называется адъективацией (от лат. adjectivum - прилагательное). Чаще всего в прилагательные переходят причастия. 1) Полная адъе

Вопросы для самопроверки
1. Дайте определение имени прилагательного как части речи, укажите его семантические и грамматические признаки. 2. Перечислите лексико-грамматические разряды имен прилагательных; приведите

Орфографический тренинг
Задание 1Укажите, как пишутся суффиксы в приведенных прилагательных е/и е/и с/ск глянц __ вый кра __ вой милост __ вый вещ __ в


«Имя прилагательное как часть речи» 1. Определите прилагательное как часть речи 2. Охарактеризуй

Морфологические признаки
Наиболее существенный признак этой части речи – способность участвовать в счете, которая может проявляться по-разному: - обозначать сумму счета (три стола); - обозначать за

II. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Их характеристика.
При выделении разрядов числительных в первую очередь учитывается своеобразие лексической семантики данной группы слов, которые по-разному называют количественные признаки считаемых предметов (тр

III. Разряды числительных по структуре
По структуре имена числительные могут быть: · простыми · сложными · составными Данная классификация учитывает морфемный состав числительных: Про

IV. Склонение числительных
1) Склонение числительного один. Склоняется как местоимение этот (один - этот, одного - этого и т.д.). 2) Склонение числительных два (мужской и средний род), две

Вопросы для самопроверки
1. Дайте определение имени числительного как части речи; покажите, на каком основании выделяется эта часть речи. 2. Возможна ли классификация числительных по структуре? На какие разряды? П

Орфографический тренинг
Задание 1Укажите, в каких сложных словах имеется элемент – дву, а в каких – двух Дву бортный дву атомный дву жильный дву


«Имя числительное как часть речи» 1. Охарактеризуйте имя числительное как часть речи 2. Укажите начальную форм

Морфологические признаки
В смысловом отношении, местоимение, взятое само по себе, характеризуется высокой степенью абстракции, обобщеннымуказанием на предмет, признак, количество. И только в тексте реализуется его конкретн

II. Лексико-грамматические разряды местоимений. Их общая характеристика
Наибольшее распространение получила классификация, основанная на семантическом принципе. По значению все местоимения делятся на 9 разрядов. 1) Личные (я – мы; ты – вы;

Склонение местоимений-существительных
· Склонение личных и возвратных местоимений Косвенные падежи личных местоимений образуются при помощи супплетивных основ. Возвратное местоимение себя не имеет именительного п

Склонение местоимений-прилагательных
· Склонение местоимений мой, твой, свой, чей, ваш, наш. У местоимения чей гласный е беглый: он отсутствует во всех падежах, кроме именительного и сходного с ним вините

IV. Переход местоимений в другие части речи
· В функции местоимения может выступать числительное один, когда в контексте приобретает указательное или неопределенное значение: И она думала только об одном: устоять, удер

Вопросы для самопроверки
1. Охарактеризуйте местоимение как части речи; приведите примеры. 2. Укажите различия в понимании границ местоимения как части речи. Чья позиция представляет вам наиболее правильной?

Орфографический тренинг
Задание 1Вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки. н__чего не делать н __что необъяснимое н __ (под) каким видом н __ в (чем) сомне


«Местоимение как часть речи» 1. Определите местоимение как часть речи 2. Укажите начальную форму местоимения

ТЕСТ РУБЕЖНОГО КОНТРОЛЯ К МОДУЛЮ I
1. Что понимается под с/с «именные части речи» 2. Какие имена существительные называются собственными?

Комплексная цель модуля II
Русский глагол обладает довольно сложной системой формообразования, однако в практических курсах русского языка ему уделяется недостаточно внимания. В частности, в школьном курсе вообще никак не от

Морфологические признаки
Значение действия как процесса у глагола выражается категориями: вида– отношением действия к его внутреннему пределу (решать - решить); наклонения – отношен

III. Неопределенная форма глагола (инфинитив).
1. Инфинитив- «словарная», начальная, исходная форма глагола. Он на­зывает процесс абстрактно, то есть не связывает его со временем, в те­чение которого он длится, с теми, кто осущ

Вид глагола
Категория вида принадлежит к числу важнейших характеристик глагола. Любой русский глагол является глаголом совершенного или не­совершенного вида, многие глаголы составляют видовые пары: зажечь -

Переходность и непереходность глаголов
Переходные глаголы - это глаголы, которые обозначают действие, направленное на какой-нибудь предмет (объект), причем этот предмет должен выражаться существительным в винительном па

Залог глагола
Значительная часть глаголов русского языка способна выступать в противопоставленных конструкциях типа Рабочие строят дома - Дома строятся рабочими. Секретарь подписывает протокол - Протокол подп

Спряжение глаголов
Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением(вузком смысле этого слова). Спрягаются глаголы только в изъявительном наклонении в настоящем и будущем времени. В русском

Наклонение глагола
Наклонение - это устанавливаемое говорящим отношение действия к действительности. Русский глагол имеет три наклонения: · изъявительное (пишу), · п

Категория лица. Безличные глаголы.
Лицо - одна из важнейших характеристик глагола. Лицо присуще глаголам настоящего и будущего времени изъявительного наклонения, а также глаголам повелительного наклонения. Категория

Категория числа и рода глагола
Категория числа и рода глаголов – это не самые важные характеристики глагола, так как они характеризуют не столько само действие, сколько субъектов действия. Число глаголов

Орфографический тренинг
Задание № 1.Вставьте пропущенную букву, выделите суффикс. 1 завед _ вать 1 бесед _вать 2 совет _ вать 2 разв _ вать (мысль) 3 высме _ вать 3 гор _ вать


«Глагол как часть речи» 1.Определите глагол как часть речи 2.Подробно охарактеризуйте неопределенную форму

Признаки прилагательного
· Изменяемость по родам (поющий ребенок, поющая девочка, читающий книгу студент, прочитанная студентом книга). · Изменяемость по числам (цветущий сад – цветущие сады).

Признаки глагола
· Вид – совершенный / несовершенный (сделавший (сделать) – делавший (делать).). · Залог – действительный / страдательный (инженер, сконструировавший маши

Значение и образование действительных причастий
Действительные причастия называют признак предмета по действию, которое производит сам предмет (врач, вылечивший больного; руководитель, принимающий решение). Действи

Значение и образование страдательных причастий
Страдательные причастия называют такое действие-признак, которое испытывает на себе действующее лицо или предмет. · Страдательное причастие настоящего времени

III. Переход причастий в другие части речи
Причастия, совмещающие в себе признаки глагола и имени прилагательного, переходят в прилагательные. Процесс перехода причастий в прилагательные называются адъективацией.Адъективаци

Признаки адъективации причастий
· Утрата зависимых слов (жареный на масле картофель (прич.) – жареный картофель (прил.)). · Употребление в переносном значении (извиняющаяся девушка (прич.) – извин

Орфографический практикум
Задание № 1.Вставьте пропущенные буквы в суффиксы причастий. 1 выкач_нная нефть из бака 1 пряч_щийся 2 ищ_щий 2 кле_щий 3 пристрел_нный (


«Причастие как особая форма глагола» 1.Охарактеризуйте причастие как особую форму глагола 2. Какие из приведен


I.Общая характеристика деепричастия II.Значение и образование деепричастий 1.Значение и образование деепричастий несовершенного вида 2.

Признаки глагола
· Общность лексического значения. Например, у деепричастия прочитав и глагола прочитать общее лексическое значение – воспринять что-либо написанное или напечатанное. · Общая

Значение и образование деепричастий несовершенного вида
Деепричастие несовершенного видаобычно обозначает действие, одновременное с действие глагола-сказуемого: Мой грустный товарищ, махая крылом, кровавую пищу клюет под окном. (

Значение и образование деепричастий совершенного вида
Деепричастие совершенного вида обычно обозначает предшествующее действие (Снявши голову, по волосам не плачут). В постпозиции такое деепричастие может обозначать по

III. Переход деепричастия в другие части речи
Деепричастия, совмещающие в себе признаки глагола и наречия, могут переходить в наречия. Этот процесс называется адвербиализацией. Адвербиализация деепричастия заключается в утрате

Деепричастие как особая форма глагола
1. Охарактеризуйте деепричастие как особую форму глагола 2. Какие из глагольных признаков свойственны деепричастию 1.

ТЕСТ РУБЕЖНОГО КОНТРОЛЯ К МОДУЛЮ II
1. Найдите двувидовый глагол в каждой из групп. Составьте предложения, употребив найденные глаголы в значении совершенного и несовершенного вида 1. венчать, выкупать, да

СЛОВА КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ
Комплексная цель модуля III: · подчеркнуть особую специфику двух частей речи – наречия и слов категории состояния, - которая состоит в абсолютной неизменяемости и является

II. Разряды наречий по значению
По своему общему значению наречия делятся на две группы: · обстоятельственные · определительные. Обстоятельственные наречия обозначают различные условия

III. Степени сравнения наречий
Степени сравнения могут образовывать только качественные наречия, образован­ные от качественных прилагательных. Простая сравнительная степень наречийобразуется с помощью с

IV. Степени качества наречий
Наречия, образованные от качественных прилагательных, имеют степени качества. К степеням качества относятся: · суффиксальные образования: долго - долгонько, давно – давненько

V. Образование наречий
Наречия могут образовываться от: 1) существительных (без удержу, издали, посредине бегом, торчком, внизу, исподлобья); 2) от качественных прилагательных с суффиксами

VI. Переход наречий в другие части речи
Наречия могут переходить в незнаменательные части речи: 1) наре­чия близ, вместо, вопреки, кроме, перед, поверх, сквозь, среди окончательно перешли в предлоги. Наречия вблизи, вг

Орфографический тренинг
Задание 1.Определите конечную гласную в наречиях 1 искос_ 1 попуст_ 2 досух_ 2 сызмал_ 3 наскор_ 3 дословн_ 4 сослеп_ 4 попуст_ 5 посух


«Наречие как часть речи» 1. Охарактеризуйте наречие как часть речи 2. Укажите основные способы образования н

Вопросы для самопроверки
1. Почему выделенная Л.В. Щербой новая часть речи «категория состояния» получила быстрое признание у лингвистов? 2. В чем принципиальное отличие слов категории состояния от наречий, кратки

Текст для анализа
1. Тихо и туманно в лесу. 2. Утро тихо и звонко. 3. Лошадки стоят тихо. 4. Студент слушал преподавателя сосредоточенно. 5. Много войск сосредоточено на этом участке. 6. Лицо ученицы было с

Текст для анализа
1. Эта песня лучше. 2. Мальчик лучше рисует. 3. Больному стало лучше. 4. Цветы последние милей роскошных первенцев полей. Они унылые мечтанья живее пробу

ТЕСТ РУБЕЖНОГО КОНТРОЛЯ К МОДУЛЮ III
1. Определите, какой частью речи являются выделенные слова: 1. наречием; 2. прилагательным в краткой форме; 2. безлично-предикативным словом (категорией состояния).

МОДУЛЬ IV. СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ
Комплексная цель модуля IV: · дать общую характеристику служебных частей речи, то есть указать на те грамматические особенности, которые кардинально отделяют их от знамена

I. Служебные части речи
Служебные части речи не называют явлений действительности, а указывают на отношения, существующие между этими явлениями. Это предлоги, союзы, частицы. Их иногда называют «частицами

III. Синтаксические функции предлогов
Выражая идею отношения, предлоги по своему грамматическому значению сопоставимы с падежными окончаниями, поэтому выступают вместе сними в едином функциональном комплексе, образуя предложно-падежную

IV. Отношения, выражаемые предлогами
Связывая слова в составе словосочетаний и предложений, предлоги могут выражать разнообразные отношения: · пространственные (положить под диван); ·

Разряды предлогов по происхождению
По своему происхождению предлоги бывают: · непроизводные –потерявшие связи со словами, от которых они образованы (в, на, без, до, из-за и др.); · п

VI. Переход в предлоги других частей речи
Большая часть предлогов в русском языке принадлежит непроизводным, наиболее древним предлогам. Кроме них, в русском языке много производных предлогов, т.е. таких, которые произошли от наречий, суще

Вопросы для самопроверки
1. Какая группа слов в русском языке относится к предлогам?Приведите примеры таких слов. 2. Можно ли предлоги считать отдельной частью речи и почему? 3. Какие отн

Орфографический тренинг
Задание 1. Раскройте скобки 1 (на) встречу 1 (за) исключение ошибок 2 (в) следствие болезни 2 (в) связи с прогрессом 3 (в) силу обстоятел


«Предлог как служебная часть речи» 1. Охарактеризуйте служебные части речи 2. Охарактеризуйте пр

Сочинительные союзы. Разряды по значению
Сочинительные союзы - грамматический класс союзов, используемых для соединения однородных членов предложения и частей сложноподчиненного предложения. По значению выделяютс

Подчинительные союзы. Разряды по значению
Подчинительные союзы - союзы, служащие для связи синтаксически неравноправных единиц главного и придаточного предложения в составе сложноподчиненного предложения. По значе

III. Союзы и союзные слова
Союзные слова - разряд местоименных слов, используемых для связи предложений. В качестве союзных слов употребляются: · вопросительные местоимения-существительные (кто,

IV. Разряды союзов по происхождению и структуре
По своему происхождению русские союзы делятся на две группы: · непроизводные (первообразные), унаследованные русским языком из общеславянского фонда(а, и, но, да).

Вопросы для самопроверки
1. Какие группы слов в русском языке принято называть союзами? Можно ли их называть союзами? Можно ли называть отдельной частью речи? 2. Каково значение и функции союзов? Можно ли утвержда

Орфографический тренинг
Задание 1.Отметьте предложения, в которых подчеркнутые слова написаны правильно 1.Чтобы не говорили, я выполню эту работу. 2.Мы пришли сюда, чтобы п

Орфографический тренинг
Задание 1.Раскройте скобки 1 что(бы) то ни было 1 то (же) самое 2 что (бы) знать, надо учиться 2 делать все то (же) 3 во что (бы) то ни стало 3 он то(же)


«Союз как служебная часть речи» 1. Охарактеризуйте союз как служебную часть речи 2. Дайте определение сочинитель

I. Частицы и части речи
Частицы – класс слов, который придает различные дополнительные смысловые оттенки как словам, так и предложениям и служит для создания различных форм слова (Вот мой дом; п

Разряды частиц по значению и синтаксической функции
По своему значению и функциям частицы делятся на четыре разряда: 1) Частицы, выражающие общие смысловые оттенки значений слов в речи. К ним относятся:

Разряды частиц по происхождению и структуре
По происхождению частицы делятся на две основные группы. 1. Непроизводные (первообразные) частицы(де, дескать, лишь, мол, бы, да, же, -ка, не, нет, неужели, ни, ну, -с,

Вопросы для самопроверки
1. Какие группы слов в русском языке называют частицами? 2. Укажите признаки, объединяющие разные частицы в одну часть речи. 3. С какими знаменательными и служебными словами сходн

Орфографический тренинг
Задание 1.Вставьте частицы не или ни 1 Где бы вы … были, пишите нам. 2 В Белоруссии мало семей, где бы … жертв войны. 3 Мы … к кому не обра


«Частица как служебная часть речи» 1. Охарактеризуйте частицу как служебную часть речи 2. Укажите разряды частиц

I. Общее понятие о модальности. Модальные слова
Модальность – одна из основных категорий предложения, формирующих предикативность как отнесенность высказывания к действительности. Модальность объективная (основн

Разряды модальных слов по значению
По значению обычно выделяют две группы модальных слов: · модальные слова с утвердительным значением, выражающие реальность сообщаемого, его достоверность (несомненно, конечно, безусловн

Разряды модальных слов по происхождению
Соотносительность модальных слов со знаменательными частями речи обусловливается их происхождением из слов знаменательных, в силу чего в языке возникли так называемые функциональные омонимы. Среди

Вопросы для самопроверки
1.Что такое модальность и каковы ее основные виды? 2. Какие способы выражения модальности есть в русском языке? Покажите на примерах. 3. Являются ли модальные слова частью речи и


«Модальные слова в современном русском языке» 1. Почему модальные слова занимают особое место в системе частей речи современного русского языка

I. Значение междометий
Междометия- относительно непродуктивная часть речи, не относящаяся ни к служебным, ни к знаменательным словам, выражающая (но не называющая) эмоции, волеизъявления. (Например, О

Лексико-грамматические разряды междометий
В русском языке существуют три лексико-грамматических разряда междометий: · эмоциональные, выражающие различные чувства удивления, одобрения, угрозы, укоризны, страха, печ

Разряды междометий по происхождению
По происхождению междометия делятся на непроизводные, к которым в современном языке относятся и некоторые заимствования (ах, ох, ух, ой, эге, гоп, бис, браво, ура и др.), и

III. Синтаксические функции междометий
В составе предложения междометие выполняет разнообразные синтаксические функции. 1. В условиях контекста междометие может занимать позицию относительно самостоятельного высказывания (так н

IV. Междометия и звукоподражательные слова
По морфологическим и синтаксическим особенностям, а также по характеру соотнесенности с реалиями к междометию примыкают звукоподражательные слова являющиеся подражаниями звукам жив

Вопросы для самопроверки
1. Какую группу слов в русском языке принято относить к междометиям? Приведите примеры. 2. Правомерно ли считать междометие отдельной частью речи? Почему? 3. На какие разряды по з

Орфографический тренинг
Задание 1.Найдите междометия, поставьте нужные знаки 1 Вам бы писателем быть ей(ей)! 2 Вот (те) раз! 3 Еду, еду в чистом поле: колокольчик дин(дин).


«Междометие и звукоподражательные слова как служебные части речи» 1. Охарактеризуйте междометие как часть речи

ТЕСТ РУБЕЖНОГО КОНТРОЛЯ К МОДУЛЮ IV
1. Выпишите сочинительные и подчинительные союзы. Укажите их значение 1. Должно быть, я был страшно возбужден и бестолков, ибо только через несколько секунд заметил, что

Тест №1
1. Укажите имя существительное общего рода 1. террор 3. молодёжь 2. регби 4. выскочка 2. Укажите притяжательное прилагательное 1. весёлый 3. шоколадный

Тест №2
1. В какой строке допущена ошибка в образовании формы слова? 1) восьмистами рублями 2) о сорока трех ящиках 3) к шестидесяти метрам 4) об обеих бочках 2

Вопросы к экзамену
1. Введение в морфологию: основные понятия и задачи курса. 2. Части речи и принципы их классификации. 3. Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен су

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Жизнь современного человека невозможно представить вне контактов со средствами массовой информации. Пресса, телевидение, радио и другие медиа оказывают сильнейшее влияние на формирование социальног

ГЛОССАРИЙ
БЕЗЛИЧНЫЕ ГЛАГОЛЫ -лексико-грамматический разряд глаголов, не сочетающихся с подлежащим и обозначающих состояние природы (вьюжит, пуржит); живых существ (знобит, нездоров

НЕОПРЕДЕЛЕННО-КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ -
лексико-грамматический разряд числительных, включающий слова много, немного, мало, сколько, несколько, столько и др. (Немного лиц мне память сохранила... (П.))

Список сокращений
Имена цитируемых писателей А. А. – А. Ахматова А. Б. – А. А. Блок А. В. – А. Вознесенский Арс. – Арсеньев А. Г. – А. Галич А. Гр. – А. С. Грибо

Словари, энциклопедии, справочники
1. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М., 1969. 2. Вакуров В.Н., Рахманова Л.И., Толстой И.В., Формановская Н.И. Трудности русского языка. Словарь-справочник. М., 1993.

Монографии
1. Бондарко А.В. Вид и время русского глагола (значение и употребление). М., 1971. 2. Бондарко А.В., Буланин А.Л. Русский глагол. М., 1967. 3. Буланин А.Л. Трудные вопросы морфоло

ГЛАГОЛ

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГЛАГОЛА, ЕГО ОСНОВЫ И КЛАССЫ

ОСОБЕННОСТИ ГЛАГОЛА КАК ЧАСТИ РЕЧИ

1. Общая характеристика глагола.

2. Инфинитив как начальная форма глагола, его семантика, грамматические свойства и особенности употребления.

Общая характеристика глагола

Глагол – это самостоятельная часть речи, которая выражает грамматическое значение процесса , имеет морфологические категории вида, залога, наклонения, времени, лица, числа, рода, в предложении может выполнять все синтаксические функции , но спрягаемые формы глагола чаще всего используются как сказуемые :

Дети идут в школу. Студенты учатся . Он недавно приехал .

Под процессом в грамматике понимают:

1) действия лиц, неживых предметов, явлений (Я читаю. Самолёт летит. Идёт дождь. Радость охватила меня );

2) состояния лиц, неживых предметов и явлений (Ребёнок спит. Студенты ждут каникул. Дождь перестал );

3) отношения между людьми, предметами и явлениями (Они знают друг друга. А равняется В. Буре предшествовал ветер ).

Грамматические категории русских глаголов выражают отношения названных ими действий к различным факторам . Так, категория вида выражает отношение глагольного действия к его внутреннему пределу (законченности/незаконченности), категория времени – отношение действия к моменту речи или другой точке отсчёта, категория лица – отношение действия к участникам акта общения и т.д.

При этом разные формы одного и того же глагола имеют разное количество и разный набор грамматических категорий (например, формы настоящего и будущего времени изъявительного наклонения имеют категории лица и числа: читаю, читаем, читаешь, читаете и т.д., а формы прошедшего времени – категории рода и числа: читал, читала, читало, читали ). Вместе с тем каждая форма глагола обязательно обладает грамматическими значениями вида изалога .

Все формы одного глагола называют одно и то же действие (то есть имеют одинаковую лексическую семантику ) и отличаются друг от друга только грамматическими значениями . Например, формы глагола читаю и читал называют одно и то же действие, но первая форма указывает на то, что действие происходит в момент речи (настоящее время) и производит его один субъект (единственное число), который сам о нём говорит (1-е лицо), а вторая форма относит действие к прошлому (прошедшее время) и указывает на то, что его производил один субъект (единственное число), который обозначается существительным мужского рода (именно с такими существительными употребляются формы прошедшего времени с нулевым окончанием, выражающим грамматическое значение мужского рода).

Таким образом, к глаголам относят все слова, которые выражают значение процесса и имеют грамматические категории вида и залога .

Формы глаголов обычно делят на спрягаемые и неспрягаемые . К неспрягаемым формам относятся инфинитив , причастие и деепричастие . Спрягаемыми называют те формы глагола, у которых есть категория наклонения .

Инфинитив как начальная форма глагола, его семантика, грамматические свойства и особенности употребления

Начальной формой глагола, то есть его лексемой , которая представляет все словоформы, входящие в глагольную парадигму, является инфинитив .

Инфинитивы отвечают на вопросы что делать? (если глагол несовершенного вида ) или что сделать? (если глагол совершенного вида ).

Инфинитив является неизменяемой и неспрягаемой формой глагола. Он имеет только две грамматические категории вида и залога :

Форму инфинитива можно узнать по особым грамматическим суффиксам , которых всего три :

1) суффикс -ть . Он присоединяется к основам на гласный (чита-ть, люби-ть, пе-ть и др.), а также к небольшой группе основ на -з – и -с – (лез-ть, ес-ть, клас-ть, крас-ть, прочес-ть, учес-ть, сес-ть, упас-ть, грыз-ть и др.);

2) суффикс -ти . Этот суффикс присоединяется к основам на согласный (вез-ти, вес-mu, грес-ти, плес-mu, ид-ти и др.). На суффикс -ти всегда падает ударение (исключение составляют глаголы с приставкой вы -, в которых ударение переносится на префикс: нести – вы́нести , грести – вы́грести );

3) суффикс -чь . Этот суффикс встречается в небольшой группе глаголов, у которых в конце основ настоящего и будущего времени появляются заднеязычные [г ] или [к ] (бере-чь – берег-ут, испе-чь – испек-ут ).

Хотя инфинитив является неизменяемой формой глагола, он может выполнять функции всех членов предложения:

1) подлежащего и сказуемого , например:

Курить (подлежащее) – здоровью вредить (сказуемое).

2) дополнения – в таких случаях инфинитив обозначает действие не того, кто назван подлежащим, а другого лица:

Он (подлежащее) посоветовал брату не курить (названное инфинитивом действие должен выполнить брат).

3) определения – в этих случаях инфинитив примыкает к именам существительным:

У него появилось желание (какое?) написать книгу.

4) обстоятельства – в этой функции инфинитив примыкает к глаголам:

Я зашёл (с какой целью?) проститься .

Инфинитивы могут использоваться в значениях других глагольных форм :

1) с помощью инфинитивов часто выражаются категоричные (например, военные) приказы :

Стать в строй! Поднять флаг!

В таких случаях формы инфинитива синонимичны формам повелительного наклонения (например: Стань в строй! );

2) употребляясь с частицей бы , формы инфинитива выражают примерно те же значения, что и формы сослагательного наклонения , то есть значения желательности или возможности действия:

Мне бы отдохнуть сейчас, но времени нет (сравните: Я бы отдохнул сейчас, но времени нет ).

Быть бы ему хорошим врачом, но он выбрал другую профессию (сравните: Он был бы хорошим врачом , но выбрал другую профессию);

3) в разговорной речи формы инфинитива могут использоваться в значении будущего времени. При этом они выражают убеждённость в том, что действие обязательно произойдёт:

Быть беде! (то есть: будет беда! ).

Вам меня не понять (то есть: вы меня не поймёте ).

Основные термины

Вопросы

1. Что такое глагол?

2. Какие грамматические категории имеют русские глаголы?

3. Какие синтаксические функции выполняют в предложениях разные глагольные формы?

4. Что понимают под процессом в грамматике?

5. Что выражают грамматические категории глаголов?

6. Какие грамматические категории есть у всех форм глагола?

7. Какое значение является одинаковым у разных форм одного и того же глагола?

8. Какими значениями отличаются друг от друга разные формы одного глагола?

9. Какие формы глагола являются неспрягаемыми?

10. Какие формы глагола относятся к спрягаемым?

11. Что такое инфинитив?

12. На какие вопросы отвечают глаголы в форме инфинитива?

13. Какие грамматические категории имеет инфинитив?

14. Какие грамматические суффиксы имеют формы инфинитива?

15. Какие синтаксические функции в предложении выполняют формы инфинитива?

16. В каких значениях могут употребляться формы инфинитива?

ОСНОВЫ И КЛАССЫ РУССКИХ ГЛАГОЛОВ

1. Две основы русских глаголов и правила их выделения.

2. Виды звуковых отличий между двумя основами одного глагола.

3. Продуктивные и непродуктивные классы русских глаголов.

4. Классы глаголов и типы их спряжения.

Продуктивные и непродуктивные классы русских глаголов

По особенностям звуковых соотношений двух основ глаголы делятся на грамматические классы . В разных грамматиках и учебниках выделяется разное количество таких классов, но среди них насчитывают всего пять продуктивных , то есть таких , по образцу которых в современном русском языке образуются новые глаголы .

Вопросы

1. Как определить основу инфинитива?

2. Какие формы глагола образуются от основы инфинитива?

3. Как определяется вторая основа глагола?

4. Какие формы образуются от основы настоящего времени глаголов несовершенного вида?

5. Какие глагольные формы образуются от основ будущего времени глаголов совершенного вида?

6. Как называются группы глаголов, которые выделяются по соотношению двух глагольных основ?

7. Какие классы глаголов относятся к продуктивным?

8. Сколько продуктивных классов имеют русские глаголы?

9. Какие глаголы относятся к первому продуктивному классу?

10. Какое соотношение основ наблюдается у глаголов второго продуктивного класса?

11. Какие глаголы относятся к третьему продуктивному классу?

12. Какие глаголы относятся к четвёртому продуктивному классу?

13. Какое соотношение двух основ имеют глаголы пятого продуктивного класса?

14. К какому типу спряжения относятся глаголы 1-го, 2-го, 3-го и 4-го продуктивных классов?

15. Какие лично-числовые окончания имеют глаголы первого спряжения в формах настоящего и будущего времени?

16. К какому спряжению относятся глаголы 5-го продуктивного класса?

17. Какие лично-числовые окончания имеют глаголы второго спряжения?

18. Чем отличаются глаголы непродуктивных классов от глаголов продуктивных классов?

19. Почему некоторые глаголы имеют вариантные формы настоящего или будущего времени?

2. Семантические отличия между однокоренными глаголами совершенного и несовершенного вида.

3. Понятие видовой пары. Видовые пары многозначных глаголов.

4. Способы образования видовых пар в современном русском языке.

5. Одновидовые глаголы и их группы.

6. Двувидовые глаголы, их особенности.

Вопросы

3. Что такое «внутренний предел действия»?

5. Какие действия обозначаются глаголами несовершенного вида?

6. На какой вопрос отвечают начальные формы глаголов несовершенного вида?

7. С какими словами и словосочетаниями употребляются глаголы несовершенного вида?

8. Какие действия обозначаются глаголами совершенного вида?

10. Какими элементами значения отличаются друг от друга однокоренные глаголы совершенного и несовершенного вида?

11. Какие глаголы составляют видовую пару?

12. Чем отличаются глаголы, составляющие видовую пару?

13. Как образуют видовые пары многозначные глаголы?

14. Что такое имперфективация?

15. Какие суффиксы и в каких случаях используются при имперфективации?

16. Как называется образование глаголов совершенного вида от глаголов несовершенного вида?

17. Почему не каждая приставка может образовать видовую пару от глагола несовершенного вида?

18. Какие глаголы называются одновидовыми?

19. Какие действия обозначают одновидовые глаголы несовершенного вида?

20. Какие действия называют одновидовые глаголы совершенного вида?

21. Какие глаголы относятся к двувидовым?

2. Активные и пассивные конструкции, их значение и структура.

3. Средства выражения семантики страдательного залога в русском языке.

4. Возвратные глаголы действительного залога и их значения.

Вопросы

2. Какие грамматические значения и грамматические формы имеет категория залога?

3. В каких конструкциях употребляются глаголы действительного залога?

4. Какое строение имеет активная конструкция?

5. Какое значение выражает активная конструкция?

6. Какие конструкции называются пассивными?

7. Какое значение выражают пассивные конструкции?

8. Чем выражено значение объекта действия в пассивных конструкциях?

9. Как выражается значение субъекта действия в пассивных конструкциях?

10. Какие формы имеют глаголы в пассивных конструкциях?

11. При каких условиях глагол с постфиксом -ся относится к страдательному залогу?

12. Почему в пассивных конструкциях может отсутствовать название субъекта действия?

13. Какими формами глагола выражается значение страдательного залога?

14. Какие глаголы называются переходными?

15. Какие глаголы относятся к возвратным?

16. Какие значения выражают возвратные глаголы?

1. Грамматические значения категории наклонения.

3. Грамматические значения и образование форм сослагательного наклонения.

4. Употребление форм повелительного и сослагательного наклонений в переносных значениях.

Наклонения

Глаголы в формах сослагательного наклонения могут выражать два вида значений :

1) желательное значение выражает целесообразность действия с различными оттенками – совета, необходимости, пожелания:

Хоть бы они пришли поскорей! (пожелание).

Ты бы поговорила с ним (совет).

2) условно-гипотетическое значение выражает возможность действия:

Из него получился бы хороший музыкант (форма глагола указывает на возможность того, о чём говорится).

Если бы ты внимательно слушал , ты бы всё понял (первая глагольная форма называет условие, при котором могло бы совершиться действие, названное второй формой сослагательного наклонения).

Глагольные формы сослагательного наклонения выражают

грамматические значения вида, залога, числа и рода . Как видно из предыдущих примеров, эти формы являются аналитическими и состоят из глагола с суффиксом -л – (омонимичного форме прошедшего времени изъявительного наклонения) и частицы бы , например: читал бы, читала бы, читало бы, читали бы.

Частица бы в предложении может занимать любое место кроме начального, например:

Я выпил бы чаю.

Я бы выпил чаю.

Чаю бы я выпил .

Грамматические значения рода и числа у форм сослагательного наклонения выражаются с помощью окончаний :

нулевого в формах мужского рода: сделал(0) бы ,

-а в формах женского рода: сделал(а) бы .

-о в формах среднего рода: сделал(о) бы ,

-и в формах множественного числа: сделал(и) бы .

Вопросы

Общая характеристика категории наклонения

2. Как называются глагольные формы, которые имеют категорию наклонения?

4. Какое действие обозначается формами изъявительного наклонения?

5. Какое значение имеют формы повелительного наклонения?

6. Почему формы повелительного наклонения выражают значение нереального действия?

7. Какие действия обозначаются формами сослагательного наклонения?

Значения и образование форм повелительного наклонения

8. Какие грамматические категории имеют формы повелительного наклонения?

11. Какие формы повелительного наклонения чаще всего используются говорящими?

12. Кого просят выполнить действие, обозначенное формой второго лица единственного числа повелительного наклонения?

13. Как образуются формы второго лица единственного числа повелительного наклонения?

14. Какие глаголы имеют в форме второго лица единственного числа нулевое окончание?

15. В каких случаях формы второго лица единственного числа имеют окончание -и ?

17. В каких случаях используются формы второго лица множественного числа повелительного наклонения?

18. Как образуются формы второго лица множественного числа повелительного наклонения?

19. В каких случаях используются формы третьего лица повелительного наклонения?

20. Как образуются формы третьего лица единственного и множественного числа повелительного наклонения?

21. Когда используются формы первого лица множественного числа повелительного наклонения?

22. Как образуют формы первого лица множественного числа повелительного наклонения глаголы несовершенного вида?

23. Как образуются формы первого лица множественного числа повелительного наклонения у глаголов совершенного вида?

24. Почему у русских глаголов нет форм первого лица единственного числа повелительного наклонения?

Значение и образование форм сослагательного наклонения

25. Какие виды значений выражают формы сослагательного наклонения?

26. Какие грамматические категории имеют формы сослагательного наклонения?

27. Как образуются формы сослагательного наклонения?

28. Чем выражены значения рода и числа в формах сослагательного наклонения?

29. Какое место в предложении может занимать частица бы?

III. ГРАММАТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ И ОБРАЗОВАНИЕ ФОРМ ИЗЪЯВИТЕЛЬНОГО НАКЛОНЕНИЯ

Глагольные формы изъявительного наклонения очень разнообразны и имеют большое количество грамматических категорий . Набор грамматических категорий у разных форм изъявительного наклонения неодинаков, но все его формы выражают грамматическое значение времени .

1. Грамматические значения категории времени и её связь с категорией вида глаголов.

2. Понятия абсолютного и относительного времени глаголов.

3. Значение и употребление форм прошедшего времени.

4. Семантика и употребление форм настоящего времени глаголов. Актуальные и неактуальные значения форм настоящего времени в современном русском языке.

5. Значение и использование форм будущего времени совершенного и несовершенного вида.

Вопросы

2. Что является точкой отсчёта глагольного времени?

3. Какие грамматические значения времени имеют глаголы изъявительного наклонения?

5. Какие грамматические значения времени имеют в изъявительном наклонении глаголы несовершенного вида?

6. Какие грамматические значения времени имеют в изъявительном наклонении глаголы совершенного вида?

7. В каком случае время глагола является абсолютным?

8. Какое время глагола называется относительным?

9. В каких случаях глаголы выражают относительное значение времени?

10. Какие значения выражают формы прошедшего времени глаголов совершенного вида?

11. Какие действия обозначаются формами глаголов прошедшего времени несовершенного вида?

12. Какое значение настоящего времени называется актуальным?

13. Какие виды неактуальных значений настоящего времени могут выражать глаголы?

14. В каких случаях формы настоящего времени употребляются в значении будущего времени?

15. Что такое «настоящее историческое время»?

16. Какие действия обозначаются формами будущего времени глаголов совершенного вида?

17. Какие действия обозначают формы будущего времени несовершенного вида?

2. Образование форм прошедшего времени от основ инфинитива на гласный.

3. Особые правила образования форм прошедшего времени.

Образование форм прошедшего времени от основ инфинитива на гласный

При образовании форм прошедшего времени у большинства русских глаголов суффикс -л – вместе с родо-числовыми окончаниями присоединяется к конечному гласному основы инфинитива :

стоя (ть)+л +(0 )→стоял ,

говори (ть)+л +(0 )→говорил ,

стоя (ть)+л +(а )→стояла ,

говори (ть)+л +(а )→говорила ,

стоя (ть)+л +(о )→стояло ,

говори (ть)+л +(о )→говорило ,

стоя (ть)+л +(и )→стояли ,

говори (ть)+л +(и )→говорили .

У таких глаголов совпадают (то есть являются одинаковыми по составу) основы инфинитива и форм прошедшего времени .

3. Особые правила образования форм прошедшего времени

Есть несколько групп глаголов , у которых формы прошедшего времени образуются по особым правилам . Большинство таких правил связаны с тем, что в русском языке перед нулевым окончанием (то есть в формах глаголов прошедшего времени мужского рода) не может быть двух согласных .

Если при образовании форм именных частей речи между двумя согласными основы перед нулевым окончанием обычно появляется гласный (вишня – вишен, умный – умён ), то в формах мужского рода прошедшего времени глаголов из двух конечных согласных остаётся только один – или последний согласный основы инфинитива, или суффикс -л -:

вез (ти)→вёз , но: мес (ти)→мёл .

Это правило прежде всего распространяется на те группы глаголов, у которых при образовании форм прошедшего времени происходит усечение конечных звуков основы инфинитива :

а) у глаголов с основой инфинитива на -ере (ть ) (например, тереть ) в формах прошедшего времени усекается конечный гласный -е -. В результате последним звуком основы становится согласный -р -, а в формах мужского рода у глаголов этого типа наблюдается нулевой суффикс прошедшего времени:

вытере (ть) → вытер , вытерла, вытерло, вытерли;

запере (ть) → запер , заперла, заперло, заперли;

умере (ть) → умер , умерла, умерло, умерли.

б) у глаголов с основой инфинитива на -ну (ть ), обозначающих длительные процессы (например, мокнуть ), в формах прошедшего времени усекается суффикс -ну -, если перед ним стоит согласный . В результате такого усечения конечным звуком основы остаётся согласный, а в формах мужского рода наблюдается нулевой суффикс:

гасну (тъ)→ гас , гасла, гасло, гасли;

мёрзну (ть) → мёрз , мёрзла, мёрзло, мёрзли.

Это правило распространяется и на приставочные глаголы совершенного вида с суффиксом -ну -, которые обозначают результат длительного действия:

высохнуть → высох, высохла, высохло, высохли (сравните: сохнуть).

Примечания :

1) от этих глаголов нужно отличать глаголы совершенного вида четвёртого продуктивного класса, у которых суффикс -ну – имеет словообразовательное значение однократности действия и сохраняется в формах мужского рода :

толкну(ть) → толкнул, толкнула, толкнуло, толкнули;

кивну(ть) → кивнул, кивнула, кивнуло, кивнули;

2) не происходит усечения основы у глаголов, состоящих из одного слога , и образованных от них глаголов с приставками (типа гну(ть) -гну+л– → гнул, гнула, гнуло, гнули , а также согну(ть) – согну+л– → согнул, согнула, согнуло, согнули ).

в) у глаголов с суффиксом -чь – (например: печь, беречь ) в формах прошедшего времени к основе инфинитива всегда добавляется конечный согласный [г] или [к] второй основы того же глагола . Таким образом, чтобы правильно образовать формы прошедшего времени таких глаголов, нужно сразу же определить их основу настоящего или будущего времени:

пе (чь ) – пек (ут ), следовательно, основа прошедшего времени этого глагола пек пёк, пекла, пекло, пекли ;

бере (чь ) – берег (ут ), значит, основа прошедшего времени этого глагола – берег -, а формы прошедшего времени – берёг, берегла, берегло, берегли .

Следует запомнить, что основы прошедшего и настоящего (будущего) времени у глаголов с суффиксом -чь всегда совпадают : берёг – берег (ут ), смог смог (ут );

г) у глаголов с основой инфинитива на -з (например, ползти ) в формах мужского рода прошедшего времени наблюдается нулевой суффикс:

вез (ти) – вёз, везла, везло, везли,

лез (ть) – лез, лезла, лезло, лезли;

д) глаголы с основой инфинитива на -с – по способам образования форм прошедшего времени делятся на три группы :

1) несколько глаголов (нести, пасти, спасти, трясти ) образуют формы прошедшего времени так же, как глаголы с основой на -з -:

нес (ти) – нёс, несла, несло, несли,

пас (ти) – пас, пасла, пасло, пасли.

спас (ти) – спас, спасла, спасло, спасли,

тряс (ти) – тряс, трясла, трясло, трясли.

Эти глаголы имеют одинаковые основы инфинитива, форм прошедшего времени и настоящего или будущего времени: спас (ти ) – спас спас (ут ), тряс (ти ) – тряс тряс (ут );

2) у глаголов грести и скрести (а также образованных от них с помощью приставок) конечный [с ] основы инфинитива в формах настоящего или будущего времени чередуется с [б ]: грес (ти ) – греб (ут ). скрес (ти ) – скреб (ут ). В формах прошедшего времени таких глаголов [с ] заменяется звуком [б ], а формы мужского рода имеют нулевой суффикс :

грес (ти ) – грёб, гребла, гребло, гребли ;

наскрес (ти ) – наскрёб, наскребла, наскребло, наскребли .

Таким образом, у этих глаголов одинаковыми являются основы форм прошедшего времени и форм настоящего или будущего времени: нагрёб нагреб (ут ), скрёб скреб (ут );

3) у остальных глаголов в формах прошедшего времени конечный [с ] основы инфинитива усекается, а суффикс -л – присоединяется к предыдущему гласному основы, например:

вес (ти) – вёл, вела, вело, вели ;

мес (ти) – мёл, мела, мело, мели ;

упас (ть) – упал, упала, упало, упали .

У этих глаголов в основах настоящего или будущего времени конечный -с – основы инфинитива чередуется с -д – или -т -: мес (ти ) – мет (ут ), упас (ть ) – упад (ут ).

Как видно из примеров, образование форм прошедшего времени глаголов с основой инфинитива на -с – зависит от звуковых соотношений основ инфинитива и основ настоящего или будущего времени.

е) супплетивные формы прошедшего времени имеет глагол идти: шёл, шла, шло, шли . Супплетивные формы прошедшего времени образуют и однокоренные приставочные глаголы: уйти -ушёл, ушла, ушло, ушли и др.

Таким образом, в формах женского и среднего рода , а также в формах множественного числа прошедшего времени грамматический суффикс -л – всегда материально выражен .

Основные термины

Вопросы

1. Какие грамматические категории имеют формы прошедшего времени глаголов?

2. Какие окончания имеют формы прошедшего времени?

3. Какие значения выражают окончания форм прошедшего времени?

4. Какая морфема выражает грамматическое значение прошедшего времени?

5. Как образуются формы прошедшего времени у большинства глаголов с основой инфинитива на гласный?

6. У каких групп глаголов формы прошедшего времени образуются по особым правилам?

7. У каких глаголов при образовании форм прошедшего времени усекаются основы инфинитивов?

8. Как образуются формы прошедшего времени у глаголов с суффиксом инфинитива -чь ?

9. Как образуются формы прошедшего времени у глаголов с основой инфинитива на согласный?

10. В чём особенность образования форм прошедшего времени от основ инфинитива на -с -?

11. Какие глаголы имеют супплетивные формы прошедшего времени?

Вопросы

3. Какие грамматические значения выражают окончания форм настоящего и будущего времени?

4. Сколько лично-числовых форм в настоящем и будущем времени имеют глаголы несовершенного вида?

5. Сколько лично-числовых форм будущего времени имеют глаголы совершенного вида?

6. Какое значение имеет форма первого лица единственного числа?

7. С каким личным местоимением употребляется форма первого лица единственного числа?

8. К кому относит действие форма первого лица множественного числа?

9. С каким личным местоимением употребляется форма первого лица множественного числа?

10. Какое значение имеет форма второго лица единственного числа?

11. С каким личным местоимением употребляется форма второго лица единственного числа?

12. В каких случаях используются формы второго лица множественного числа?

13. С каким личным местоимением употребляется форма второго лица множественного числа?

14. Почему формы первого и второго лица могут употребляться без личных местоимений?

15. К кому или чему относит действие форма третьего лица единственного числа?

16. Чем выражается субъект действия, названного формой третьего лица единственного числа?

17. Какие процессы обозначаются безличными глаголами?

18. Что обозначают безлично-возвратные глаголы?

19. Как выражен субъект состояния, названного безлично-возвратным глаголом?

20. В каких случаях личные глаголы выражают безличные значения?

21. Чем обозначается субъект действия, названного формой третьего лица множественного числа?

23. В каких случаях формы третьего лица множественного числа выражают неопределённо-личное значение?

24. Какое значение глагольных форм называется обобщённо-личным?

ОБРАЗОВАНИЕ ЛИЧНО-ЧИСЛОВЫХ ФОРМ НАСТОЯЩЕГО И БУДУЩЕГО ВРЕМЕНИ

1. Два типа спряжения глаголов.

2. Правила определения типа спряжения глагола.

3. Чередования звуков в основах настоящего и будущего времени глаголов.

4. Виды соотношений между основами инфинитивов и основами настоящего (будущего) времени.

5. Причины отсутствия некоторых лично-числовых форм у отдельных глаголов.

6. Образование форм будущего времени у глаголов несовершенного вида.

Два типа спряжения глаголов

Формы настоящего времени глаголов несовершенного вида и будущего времени глаголов совершенного вида образуются от вторых глагольных основ с помощью окончаний, которые , как уже отмечалось, выражают грамматические значения лица и числа .

Изменение глаголов по лицам и числам (то есть образование лично-числовых форм глагола) называют спряжением . В зависимости от состава лично-числовых окончаний выделяют два типа спряжения глаголов .

Глаголы первого спряжения имеют такие лично-числовые окончания :

У глаголов второго спряжения следующие лично-числовые окончания :

Таким образом, чтобы правильно образовать формы настоящего времени глагола несовершенного вида или формы будущего времени глагола совершенного вида, нужно знать, к какому спряжению этот глагол относится .

2. Правила определения типа спряжения глаголов

Все глагольные формы образуются от 2-ух глагольных основ: основы инфинитива и основы настоящего времени.

Основа инфинитива находится путем отбрасывания формообразующего суффикса ТИ/ТЬ/ЧЬ. Чаще оканчивается на гласный, поэтому называется вокалической. Чаще всего совпадает с формой прошедшего времени (нес-ти, нёс ).

Основа настоящего времени находится путем отбрасывания окончаний у глаголов в форме 3 л., мн. ч. (они):читают – читай-ут; нес-ут . Чаще всего она оканчивается на согл. и ее называют консонантной.

Глагольные формы, образуемые от

От глагола могут образовываться не все формы, это зависит от переходности и вида глагола.

У неперех. гл. нет страд. прич.

У сов. в. гл. нет наст. вр.

Таким образом, самое благоприятное соотношение признаков имеют глаголы перех., несов. вида.

1. Определите форму глагола, выделите ее показатель.

Все запланировано, открой дверь, ты произвел расчет, Маша звонит, чтобы ты все подготовил, еще увидишься, мост закрыт, долго спим, население в этом заинтересовано, поймите меня правильно, свято хранимые традиции, я совсем замерз, кабы знал заранее, не разговаривай с ним, дверь заперта, развевающийся флаг, ты храним судьбою, скоро вы прилетите, напишите мне, когда приедете, если напишете, я успокоюсь, не увидел бы сам, не поверил бы.

Основа инф. образуется путем отсечения суф. инф., основа н. вр. – отсечения окончания от формы 3 л., мн. ч.

2. Определите у данных глаголов основу инфинитива и о.Н.Вр.

В основах разных форм одного глагола могут обнаруживаться исторические чередования согласных, которые возникли в результате фонетических процессов (под влиянием ст/сл яз.).

Приведите примеры глаголов с данными чередованиями в основах. Сопоставьте о.и, основу 1 л., ед. ч., основу 3 л. ед. ч. и 3 л. мн. ч. В каких личных формах глагола исторические чередования обнаруживаются.

От основы инф. данных гл. образуйте все возможные формы. Объясните различия в значении и написании глаголов.

прич. пр. вр.

дееприч. сов. в.

сослагат. накл.

обессилить

обессилеть

осиротить

осиротеть

обезлюдить

обезлюдеть

обеднить

обеднеть

обезденежить

обезденежеть

Выделите у глаголов основу н. вр. и о. инф. Определите класс глагола. Образуйте от основ все возможные формы. Объясните, почему та или иная форма не образуется.

Отцвести, отцветать, формироваться, сформировать, сформировываться, выстилать, прыгнуть, колыхаться, выздороветь, нравиться, двигать, блестеть, метать.

Вверх