Методика логической и механической памяти. Методика «Изучение логической и механической памяти» у младших школьников. Методики диагностики мышления

Современный мир перенасыщен информацией, потоки новостей обновляются каждую секунду, и мозгу приходится как-то справляться с этими немыслимыми объемами. Для того чтобы адекватно воспринимать все вокруг, человек должен быть настоящим суперменом. Но, к сожалению, сверхспособностями мы не обладаем, а уместить все получаемые знания в голове уж очень сложно.

Какая бывает память?

В зависимости от способов запоминания информации, память разделяют на механическую и логическую. Последнюю еще часто называют смысловой. Виды механической памяти могут быть следующими: наследственная и прижизненная.

Механическая память

Главным отличием данного типа памяти является заучивание любой информации только в той форме, в которой она подается. Механическая память основана на нервных связях первой сигнальной системы. Когда человек изучает информацию, которая выражается в словах, то оставаться в голове будут как раз сами слова, ровно в точности, как они были восприняты. Если речь идет о физических упражнениях, то человек запомнит сами движения, которые ему требуется повторить, и только в той последовательности, в которой они зрительно воспринимались. При этом логическое или смысловое содержание материала отходит на второй план, но, конечно же, не теряет своего значения. Объем механической памяти неисчерпаем.

Когда лучше всего работает механическая память?

Конечно, такой способ заучивания, особенно в школах или университетах, - не показатель уровня знаний. Однако и он имеет свои положительные стороны. К примеру, если вы изучаете иностранный язык, нужно в обязательном порядке запомнить не только как произносятся новые слова, но и как они пишутся. Это невозможно осуществить, если не сконцентрироваться на заучивании их в точных зрительных и слуховых образах. При усвоении трудных профессиональных терминов задействована именно механическая память, в противном случае последние запоминаются и воспроизводятся с ошибками и речевыми искажениями. Также механическая память работает при ознакомлении с несложными физическими упражнениями на уроках физкультуры или в тренажерных залах.

Положительный результат заучивания того или иного материала при использовании механической памяти основывается на фиксации определенных связей между частями изучаемой информации по принципу ассоциаций.

Однако мало только заучить нужную информацию во внешнем ее проявлении, важно суметь надолго задержать ее в памяти. Осуществляется это за счет большой пластичности нервной системы. И уже спустя пару повторений образуются и закрепляются в голове прочные связи. Чаще всего это наблюдается у тех, кто обладает поистине выдающейся механической памятью. Если таковых способностей у человека не имеется, заучить нужную информацию можно путем многократного повторения, благодаря чему слабые нервные связи становятся крепче, повторяются необходимые пути между определенными частями коры головного мозга, которые имеют важное значение в запоминании полученной информации.

Как происходит механическое заучивание материала?

Основной прием механической памяти - это заучивание посредством многократного прочтения, просмотра или повторения определенных элементов. Данные манипуляции весьма примитивны, их суть заключается в стопроцентном повторении одного и того же материала в образах первой сигнальной системы, что помогает прочному закреплению нервных связей.

Что касается учебы, материал, заученный механически, воспроизводится только в выражениях и действиях, изначально взятых за основу, без всяких отклонений. Если при обучении были допущены ошибки, то они будут повторяться и при воспроизведении материала.

То же самое касается и движений: заученное физическое упражнение или несложный танец будут воспроизводиться точно в такой же форме, в которой были представлены. Если при повторении движений или материала будут созданы иные условия, отличные от тех, которые использовали во время запоминания, механически заученное упражнение будет повторяться с трудом, так как человеку будет достаточно сложно приспособиться к изменениям. По этой причине упражнение не получается повторить в точности, как оно было выучено.

Логическая память

Главное отличие логической памяти от механической в том, что направлена она в большей степени не на запоминание, а на понятие смысла получаемой информации. Логическая память основывается на работе мышления. Для того чтобы информация подверглась логическому запоминанию, она сначала анализируется, разбивается на составляющие, которые подразделяются на важные и не очень существенные.

Логическая память - это результат мыслительной работы, которая находит свое выражение в виде слов, схем, рисунков и так далее, отражающих в сознании человека в первую очередь смысл исследуемого, а не визуальные или слуховые проявления.

Отличия логической памяти от механической

В первую очередь - это особенности воспроизведения: логическая память проявляется в форме самостоятельно осмысленного изложения, в то время как механическая - в виде точного повторения информации.

Логическая память имеет множество составляющих, это должен быть не только поверхностный анализ материала, но и его понимание, осмысление и воспроизведение в словесной форме. Логическая память так же, как и механическая, нуждается в повторении предоставленной информации. Без регулярного возвращения к полученным сведениям знания не будут закреплены в памяти на 100 %.

Еще одно существенное отличие заключается в том, что при механической памяти повторения направлены на запоминание одних и тех же связей, которые неизменны. Именно поэтому при каждом повторении воспроизводится один и тот же текст или движение. Например, стихи школьники заучивают в четко установленной последовательности. Это механическая память, которая в любом другом случае не достигнет своей цели.

При логическом запоминании человек старается понять смысл исследуемой информации, которая при каждом новом повторении может отличаться от предыдущей. Смысл остается тем же, а выражаться он может каждый раз по-новому. Логическая и механическая память по методике изучения весьма различны.

Продуктивность

Логическая память куда продуктивнее механической. Объяснение этого факта простое - логическая память основывается на многочисленных и многообразных связях. Научным образом доказано, что информация, которая осталась в голове посредством логического заучивания, сохраняется намного лучше, чем точно такая же информация, но усвоенная при помощи механической памяти.

Это интересно: как показывает практика, материал, который был выучен с помощью логической памяти, может сохраниться на всю жизнь, без последующих повторений. А вот механически заученная информация очень быстро забывается; остается в голове надолго только при регулярных повторениях. Изучение логической и механической памяти продолжается и по сей день, ведь возможности головного мозга до сих пор не исследованы на 100 %.

Благодаря памяти человек ежедневно использует опыт: свой собственный и предков. Однако логическая и механическая память - это сложные механизмы, который имеют свои нюансы.

  • Человек начинает пользоваться памятью уже в утробе матери, начинает она работать спустя 20 недель после зачатия. Зародыш даже реагирует на шум ультразвуковой проверки. Ученые придерживаются мнения, что человек может вспомнить все, что с ним происходило не только в детстве, но даже в утробе матери.
  • Память индивидуальна, так как на нее влияет множество факторов. Например, у одних лучше развита у других слуховая. Лучше всего запоминается информация, которая интересна человеку. Но способность к запоминанию всегда можно тренировать.
  • Возраст - это не всегда ухудшение памяти. Часто можно услышать жалобы на плохую память от людей пожилого возраста. Но это не совсем верно, все дело в том, что ко взрослому возрасту человек перестает учиться, пропадает навык напрягать память, и она никак не тренируется. Например, актеры, которые всю свою жизнь заучивали новые роли, и в старости без проблем справляются с объемными текстами. Это лишний раз доказывает, что развитие памяти зависит лишь от тренировок, а не от возраста.
  • Навык забывать также присутствует у человека. Ведь все запомнить невозможно, а умение забывать является настоящим спасением для человеческого мозга. Память сама регулирует нагрузку, освобождая голову от ненужной информации или впечатлений. Но это совсем не значит, что старая информация напрочь стирается, данные просто переходят из стадии активности в стадию пассивности, откуда их, при большом желании, можно извлечь.

Память всегда можно улучшить тренировками, приемом витаминов и правильным питанием.

Posted by Анастасия on августа 31, 2013 . Комментарии (0)

Цель : исследование логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов.

Оборудование : два ряда слов (в первом ряду между словами существует смысловая связь, во втором ряду отсутствует), секундомер.

Первый ряд:

  • кукла - играть
  • курица - яйцо
  • ножницы - резать
  • лошадь - сани
  • книга - учитель
  • бабочка - муха
  • снег - зима
  • лампа - вечер
  • щетка - зубы
  • корова - молоко

Второй ряд:

  • жук - кресло
  • компас - клей
  • колокольчик - стрела
  • синица - сестра
  • лейка - трамвай
  • ботинки - самовар
  • спичка - графин
  • шляпа - пчела
  • рыба - пожар
  • пила - яичница

Порядок исследования . Ученику сообщают, что будут прочитаны пары слов, которые он должен запомнить. Экспериментатор читает испытуемому десять пар слов первого ряда (интервал между парой - пять секунд). После десятисекундного перерыва читаются левые слова ряда (с интервалом десять секунд), а испытуемый записывает запомнившиеся слова правой половины ряда. Аналогичная работа проводится со словами второго ряда.

Обработка и анализ результатов . Результаты исследования заносятся в следующую таблицу.

Объем смысловой и механической памяти

Posted in: Tags:

Методика «Определение типа памяти» для младших школьников Цель: определение преобладающего типа памяти. Оборудование: четыре ряда слов, записанных на отдельны... Исследование фонематического восприятия у младших школьников с дисграфией Курсовая работа на тему: "Исследование фонематического восприятия у младших школьников с дисграфией... Методика «оценка оперативной зрительной памяти» Оперативную зрительную память ребенка и ее показатели можно определить при помощи следующей п...

Добавить комментарий

Required Please choose another name

Required Please enter a valid e-mail

Afghanistan Albania Algeria Argentina Armenia Australia Austria Azerbaijan Bahrain Bangladesh Belarus Belgium Belize Bermuda Bolivarian Republic of Venezuela Bolivia Bosnia and Herzegovina Brazil Brunei Darussalam Bulgaria Cambodia Canada Caribbean Chile Colombia Costa Rica Croatia Czech Republic Denmark Dominican Republic Ecuador Egypt El Salvador Estonia Ethiopia Faroe Islands Finland France Georgia Germany Greece Greenland Guatemala Honduras Hong Kong S.A.R. Hungary Iceland India Indonesia Iran Iraq Ireland Islamic Republic of Pakistan Israel Italy Jamaica Japan Jordan Kazakhstan Kenya Korea Kuwait Kyrgyzstan Lao P.D.R. Latvia Lebanon Libya Liechtenstein Lithuania Luxembourg Macao S.A.R. Macedonia (FYROM) Malaysia Maldives Malta Mexico Mongolia Montenegro Morocco Nepal Netherlands New Zealand Nicaragua Nigeria Norway Oman Panama Paraguay People"s Republic of China Peru Philippines Poland Portugal Principality of Monaco Puerto Rico Qatar Republic of the Philippines Romania Russia Rwanda Saudi Arabia Senegal Serbia Serbia and Montenegro (Former) Singapore Slovakia Slovenia South Africa Spain Sri Lanka Sweden Switzerland Syria Taiwan Tajikistan Thailand Trinidad and Tobago Tunisia Turkey Turkmenistan U.A.E. Ukraine United Kingdom United States Uruguay Uzbekistan Vietnam Yemen Zimbabwe

Required Цель : исследование логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов.

Оборудование : два ряда слов (в первом ряду между словами существует смысловая связь, во втором ряду отсутствует), секундомер.

Первый ряд:


  • кукла – играть

  • курица – яйцо

  • ножницы – резать

  • лошадь – сани

  • книга – учитель

  • бабочка – муха

  • снег – зима

  • лампа – вечер

  • щетка – зубы

  • корова – молоко

Второй ряд:


  • жук – кресло

  • компас – клей

  • колокольчик – стрела

  • синица – сестра

  • лейка – трамвай

  • ботинки – самовар

  • спичка – графин

  • шляпа – пчела

  • рыба – пожар

  • пила – яичница
Порядок исследования . Ученику сообщают, что будут прочитаны пары слов, которые он должен запомнить. Экспериментатор читает испытуемому десять пар слов первого ряда (интервал между парой – пять секунд). После десятисекундного перерыва читаются левые слова ряда (с интервалом десять секунд), а испытуемый записывает запомнившиеся слова правой половины ряда. Аналогичная работа проводится со словами второго ряда.

Обработка и анализ результатов . Результаты исследования заносятся в следующую таблицу.

Объем смысловой и механической памяти

Лекция 21. Методы исследования мышления
НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ. МЕТОДИКА “ДВОЙНОЙ СТИМУЛЯЦИИ” (МЕТОДИКА ВЫГОТСКОГО-САХАРОВА)

Наглядно-образное мышления относится, как и наглядно-действенное, к чис лу очень ранних видов. Его формирование относится к периоду от 2-3 лет до 5-6 лет. Ребенок познает действительность с помощью формирования пер цептивных признаков, являющихся обобщенными и помогающими узнавать новые объекты, уверенно манипулировать с известными, классифицировать в определенные группы, т. е. у ребенка интенсивно развивается мышление в доступной для него форме, более высокой по сравнению с наглядно-дей­ственным видом. У взрослого человека наглядно-образное мышление во мно гом опирается на свойства понятийного абстрактно-логического мышления, в чистом виде как бы уходит на периферию. Но в некоторых случаях, напри мер при хорошей развитости правого полушария головного мозга, в некото рых профессиях - художника, скульптора, дизайнера, маляра - оно оста ется главным видом и у взрослых (по И. П. Павлову - тип художественно го мышления).

Единицей наглядно-образного мышления является перцептивный образ с составляющими его типичными признаками для явлений и объектов действительности. Признаки могут быть полными и неполными, частичными, адекватными или неадекватными, привычными и необычными, осознанны ми и подсознательными. Сам процесс развития мышления состоит в посто янном изменении, коррекции и осознании признаков, составляющих перцеп тивный образ.

Методика “двойной стимуляции” была предложена для изучения соот несения признаков двух уровней: сенсорно-перцептивных, которые основа ны на сенсорных свойствах объектов, и вербальных, которые основаны на абстрактных символических признаках. В целом по этой методике хорошо прослеживаются, например, с помощью метода наблюдения, основные мыс лительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирова ние.

ИССЛЕДОВАНИЕ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДИКИ “ПИКТОГРАММА”

Данная методика относится к числу наиболее распространенных, причем она позволяет получить достаточно обширные сведения, касающиеся не только особенностей наглядно-образного мышления, но и особенностей эмо ционального состояния испытуемых, направленности их сознания, личност ных свойств. Это позволяет использовать методику для самых разнообраз ных целей, например при арттерапии, оценке межличностных отношений, при установлении иерархических ценностей.

Методика была предложена отечественным нейропсихологом А. Р. Лурией в 1936 г. Вначале эта методика предназначалась только для клиниче ских испытаний , но ее простота и информативность до сих пор позволяют расширять сферу ее применения.

Сущность методики состоит в передаче какого-либо вербально обозна ченного понятия через его образ. Само название - пиктограмма - обозна чает рисуночное письмо, когда предметы, события и действия обозначают ся рисунками или условными знаками. Это характерно для неграмотных людей, детей, некоторых народностей, например американских индейцев, некоторых народностей нашего Севера. Иногда такой способ коммуника ции признается самым эффективным в некоторых службах, например УВД, где достаточно скрупулезно конструируются различные типы запрещающих или разрешающих знаков. Испытуемому не дается никаких ограниче ний по поводу полноты и содержания образа, так же как и по поводу ис пользуемых материалов: цвета, размера, времени. Все же для удобства про ведения учебного эксперимента можно порекомендовать испытуемым придерживаться определенного порядка выполнения задания в виде таблиц.

При обработке экспериментальных данных учитывают не только показатели всех четырех критериев, но и процедурные вопросы (легкость выполнения задания, эмоциональное отношение к нему, потребность в более широком пространстве и пр.).

Для получения основных экспериментальных результатов студенты обмениваются тетрадями и экспертным способом оценивают пиктограммы. Самый важный критерий - это критерий адекватности. Иногда для оцени достаточно одного рисунка, иногда необходимо получить дополнительны! сведения у его автора. В случае обоснованности связи между предложенным понятием и его пиктограммой эксперт ставит знак “+”, при отсутствии связи - знак “-”. Норма характеризуется высокими показателями по кри терию адекватности - от 70 % и выше.

ПОНЯТИЙНОЕ МЫШЛЕНИЕ. ОЦЕНКА ПОНЯТИЙНОГО МЫШЛЕНИЯ

С ПОМОЩЬЮ МЕТОДИКИ “СРАВНЕНИЕ ПОНЯТИЙ”

Понятийное мышление относится к позднему виду. Для того чтобы исполь зовать в качестве орудия мышления понятия, надо пройти достаточно дли тельный период осознанного и адекватного владения ими. Обычно понятий ное мышление связывают с взрослым человеком, для которого этот вид яв ляется не только основным и самым удобным, но и подчиняющим себе, бук вально пронизывающим все остальные виды, особенно наглядно-действен ное и наглядно-образное. Понятие определяется как единица мышления, от ражающая общие и наиболее существенные признаки предметов и явлений действительности и выражающаяся в словесной (вербальной) форме. В он тогенезе ребенок под влиянием окружающих его взрослых также может пользоваться понятиями, но у него они скорее используются в приблизи тельном неосознанном виде, за что и получили даже название “псевдопоня тий”. Впрочем, и взрослый человек, особенно пользующийся вербальными знаками другого, неродного языка, довольно часто уходит на этот путь, ре зультатом которого являются многочисленные ошибки коммуникаций.

Сравнивая понятия между собой, испытуемый проводит обследование общего поля семантических признаков и отбирает наиболее устойчивые, наиболее характерные. В некоторых случаях инструкцию меняют с целью определения творческих возможностей испытуемого, и ему предлагают пару понятий из заведомо разных семантических сфер: предположим, найти об щий признак для таких пар понятий, как “ложка” и “лодка”. В предлагаемой методике, составленной из 22 пар сравниваемых понятий, испытуемый сам должен установить наличие общего семантического поля и отдифференцировать “однополевые” пары от несопоставимых, которые соответствуют раз ным семантическим полям. Если испытуемый не видит различий между од нородностью-разнородностью понятий и находит общие признаки у любых пар, ему можно приписать не только хорошую фантазию и склонность к во ображению, но и склонность к резонерским демагогическим рассуждениям, которая может проявиться и в ряде других методик.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОНЯТИЙНОГО МЫШЛЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДИКИ “ИСКЛЮЧЕНИЕ ЛИШНЕГО”

Одним из наиболее распространенных в практике исследования мышления любых видов является метод “Исключение лишнего”. С помощью этого ме тода можно достаточно убедительно показать особенности аналитической и синтетической деятельности мозга. Так, например, если испытуемым предъявить несколько названий рек России - Волга, Лена, Ангара, Иртыш, Обь - и попросить выбросить одно лишнее название, то чаще всего испыту емые исключают слово “Волга”, поскольку все остальные реки находятся на территории Сибири. Иногда появляются ответы “Иртыш” по причине грам матических особенностей рода (все остальные названия женского рода), иногда - “Ангара” (единственный приток Енисея). По степени обобщенно сти признаков ответ “Волга” наиболее правилен. Аналогично оцениваются результаты и при использовании картинок с четырьмя нарисованными пред метами, где один предмет надо исключить: например, на карточке нарисова ны керосиновая лампа, электрическая лампочка, свеча и солнце, где пра вильный ответ - “солнце”. Рассуждения типа “надо удалить свечу, она бы стро сгорает и невыгодна” свидетельствуют о снижении и даже искажении уровня обобщений.
ВЫДЕЛЕНИЕ СУЩЕСТВЕНЫХ ПРИЗНАКОВ
В предлагаемой методике используется 24 набора достаточно близких по смыслу понятий. Задачей испытуемых является отбор в каждой строчке только двух слов, наиболее тесно связанных с тестовым словом, стоящим перед скобками. Возможно обсуждение первого задания с целью снятия всех вопросов и затруднений испытуемых. Кстати, по этим вопросам эксперимен татор может составить представление об особенностях процесса мышления, например, о его излишней конкретности, расплывчатости, слабой сосредо точенности на цели.

Образец методики

Война (самолет, пушки, сражение, ружья, солдаты). Чтение (глаза, книга, картина, печать, слово). Сад (растения, садовник, собака, забор, земля). Сарай (сеновал, лошади, крыша, стены). Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода). Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед). Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево). Деление (делимое, карандаш, делитель, бумага). Игра (карты, игроки, штрафы, наказание, правила).Кольцо (диаметр, алмаз, проба, круглость, печать).

Газета (правда, приложение, телеграмма, бумага, любовь, текст, редактор).

Книга (рисунок, война, бумага, любовь, текст).

Землетрясение (пожар, смерть, колебание, почва, шум)

Библиотека (город, книги, лекции, музыка, читатели).

Лес (лист, яблоня, охотник, дерево, волк).

Спорт (медаль, оркестр, состязание, победа, стадион).

Больница (помещение, сад, врач, радио, больные).

Любовь (розы, чувство, человек, город, природа).

Патриотизм (город, друзья, родина, семья, человек).

Мебель (стулья, стол, дерево, сервант, шкаф).

Факультет (кафедра, декан, здание, студент, улица).

Оружие (танки, самолеты, хлопушки, пушки, железо).

Овощи (огурец, свекла, арбуз, морковь, яблоко).

При сравнении своих ответов с правильными испытуемые оценивают свои результаты в баллах, где 2 балла соответствуют двум правильно выб ранным словам, 1 балл соответствует одному правильно выбранному слову и 0 баллов, когда испытуемый не смог выбрать ни одного правильного слова. Результаты суммируются. Максимальное количество баллов равно 48 бал лам, результаты менее 24 баллов оцениваются как неудовлетворительные, свидетельствующие о неумении испытуемых сравнивать, анализировать и обобщать выделенные признаки.

Правильно выбранные слова:сражение, солдаты; глаза, слово; рас тения, земля; крыша, стены; берег, вода; здание, улица; углы, сторона; де лимое, делитель; игроки, правила; диаметр, круглость; текст, редактор; бу мага, текст; голос, мелодия; колебание, почва; книги, читатели; лист, дере во; состязание, победа; врач, больные; чувство, человек; родина, человек; стулья, стол или сервант, шкаф; декан, студент; танки, пушки; свекла, мор ковь.

ИССЛЕДОВАНИЕ ПОНЯТИЙНОГО МЫШЛЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДИКИ “ЛОГИКА СВЯЗЕЙ”

Методика “Логика связей” чаще всего используется в классической литературе под названием “Сложные аналогии”, но, поскольку методики “Простые аналогии” и “Сложные аналогии” различаются между собой по дальнейшему увеличению абстрагирования и дифференциации именно отношений между понятиями, предлагается более точное название ее - “Логика связей”.Методика направлена на выяснение того, в какой мере испытуемым доступно понимание абстрагированных типов связей между отдельными понятиями, а также распространение этого понимания на другие конкретные при меры. Кроме того, она позволяет выяснить способность испытуемых логи­чески мыслить, уметь различать типы связей, критически соотносить их между собой. Практика показала, что применение этой методики на испытуемых с недостаточным образованием вообще бессмысленно, и ее рекомендуют использовать только при наличии среднего и даже высшего образования.

Методика состоит из двух этапов. Вначале испытуемым предлагают специальный верхний раздел бланка, где перечисляются 6 типов разных связей между понятиями, и предлагают самостоятельно или в крайнем случае с по мощью экспериментатора определить эти связи. Если испытуемый оказывается не в состоянии выполнить эту часть задания, дальнейшее проведение эксперимента не имеет смысла. В случае положительного результата пере ходят ко 2-й части методики. Испытуемым предъявляются 20 пар понятий, рядом с которыми расположен цифровой ряд от 1 до 6 по количеству определяемых связей. Задача испытуемого состоит в выборе правильной цифры, обозначающей один из 6 типов связей. Правильный ответ оценивается в 1 балл, неправильный - 0 баллов. Результаты суммируются. Максимально возможный результат - 20 баллов, результаты менее 10 баллов считаются неудовлетворит

Логичность умозаключений

Выделение существенных признаков
Лекция 22. Диагностика творческой одаренности


    1. Использование различных методик диагностики творческих способностей позволило выявить общие принципы оценки креативности:
а) индекс продуктивности как отношение числа ответов к количеству заданий;

б) индекс оригинальности как сумма индексов оригинальности (т.е. обратных величин по отношению к частоте встречаемости ответа в выборке) отдельных ответов, отнесенная к общему числу ответов;

в) индекс уникальности как отношение количества уникальных (не встречающихся в выборке) ответов к общему их количеству.


    1. Для повышения качества тестирования креативности необходимо соблюдение таких основных параметров креативной среды, как:

      • отсутствие ограничения по времени;

      • минимизация мотивации достижения;

      • отсутствие соревновательной мотивации и критики действий;

      • отсутствие в тестовой инструкции жесткой установки на творчество.
Следовательно, условия креативной среды создают возможности проявления креативности, при этом высокие показатели тестирования значимо выявляют креативных личностей.

В то же время низкие результаты тестирования не свидетельствуют об отсутствии креативности у испытуемого, так как творческие проявления спонтанны и неподвластны произвольной регуляции.

Таким образом, методики диагностики творческих способностей предназначены, в первую очередь, для фактического определения креативных личностей в конкретной выборке на момент тестирования.

(методика Е.Торренса, адаптирована А.Н.Ворониным, 1994)

Условия проведения

Тест может проводиться в индивидуальном или групповом варианте. Для создания благоприятных условий тестирования руководителю необходимо минимизировать мотивацию достижения и сориентировать тестируемых на свободное проявление своих скрытых способностей. При этом лучше избегать открытого обсуждения предметной направленности методики, т.е. не нужно сообщать о том, что тестируются именно творческие способности (особенно творческое мышление). Тест можно представить как методику на “оригинальность”, возможность выразить себя в образном стиле и т.д. Время тестирования по возможности не ограничивают, ориентировочно отводя на каждую картинку по 1 - 2 мин. При этом необходимо подбадривать тестируемых, если они долго обдумывают или медлят.

Предлагаемый вариант теста представляет собой набор картинок с некоторым набором элементов (линий), используя которые, испытуемым необходимо дорисовать картинку до некоторого осмысленного изображения. В данном варианте теста используется 6 картинок, которые не дублируют по своим исходным элементам друг друга и дают наиболее надежные результаты.

В тесте используются следующие показатели креативности:


        1. Оригинальность (Ор), выявляющая степень непохожести созданного испытуемым изображения на изображения других испытуемых (статистическая редкость ответа). При этом следует помнить, что двух идентичных изображений не бывает, соответственно, говорить следует о статистической редкости типа (или класса) рисунков. В прилагаемом ниже атласе приведены различные типы рисунков и их условные названия, предложенные автором адаптации данного теста, отражающие общую существенную характеристику изображения. Следует учесть, что условные названия рисунков, как правило, не совпадают с названиями рисунков, данными самими испытуемыми. Поскольку тест используется для диагностики невербальной креативности, названия картинок, предложенные испытуемыми, из последующего анализа исключаются и используются только в качестве вспомогательного средства для понимания сути рисунка.

        2. Уникальность (Ун), определяемая как сумма выполненных заданий, не имеющих аналогов в выборке (атласе рисунков).
Инструкция к тесту

Перед вами бланк с недорисованными картинками. Вам необходимо дорисовать их, обязательно включая предложенные элементы в контекст и стараясь не выходить за ограничительные рамки рисунка. Дорисовывать можно что угодно и как угодно, бланк при этом можно вращать. После завершения рисунка необходимо дать ему название, которое следует подписать в строке под рисунком.

Обработка результатов тестирования

Для интерпретации результатов тестирования ниже представлен атлас типичных рисунков контрольной выборки менеджеров (23-35 лет). К каждой серии рисунков рассчитан индекс Ор по выборке. Для оценки результатов тестирования испытуемых, относящихся к контингенту менеджеров или схожему с ним, предлагается следующий алгоритм действий.

Необходимо сопоставить дорисованные картинки с имеющимися в атласе, обращая внимание при этом на использование сходных деталей и смысловых связей; при нахождении схожего типа присвоить данному рисунку оригинальность, указанную в атласе. Если в атласе нет такого типа рисунков, то оригинальность данной дорисованной картинки считается 1,00, т.е. она уникальна. Индекс оригинальности подсчитывается как среднее арифметическое оригинальностей всех картинок, индекс уникальности – как сумма всех уникальных картинок. Используя процентильную шкалу, построенную для этих двух индексов по результатам контрольной выборки, можно определить показатель невербальной креативности данного человека как его место относительно данной выборки:


1

0%

20%

40%

60%

80%

100%

2

0,95

0,76

0.67

0,58

0,48

0,00

3

4

2

1

1

0

0

Примечание:

1 - процент людей, результаты которых превышают указанный уровень креативности;

3 - значение индекса уникальности.

Пример интерпретации: пусть первый из анализируемых Вами рисунков схож с картинкой 1.5 атласа. Ее оригинальность - 0,74. Второй рисунок схож с картинкой 2.1. Ее оригинальность - 0,00. Третий рисунок ни на что не похож, но первоначально предлагаемые к дорисовке элементы в рисунок не включены. Такая ситуация интерпретируется как уход от задания и оригинальность данного рисунка оценивается 0. Четвертый рисунок отсутствует. Пятый рисунок признан уникальным (не имеет аналогов в атласе). Его оригинальность - 1,00. Шестой рисунок оказался схожим с картинкой 6.3 и его оригинальность 0,67. Таким образом, индекс оригинальности для данного протокола:

Индекс уникальности (количество уникальных картинок) данного протокола - 1. Результаты рассмотренного выше протокола показывают, что испытуемый находится на границе между 60 и 80% людей, чьи результаты приведены в атласе. Это означает, что примерно у 70% испытуемых из данной выборки невербальная креативность выше, чем у него. При этом индекс уникальности , показывающий, насколько действительно новое может создать человек, в этом анализе является вторичным из-за недостаточной дифференцирующей силы данного индекса, поэтому определяющим здесь служит суммарный индекс оригинальности.

ДИАГНОСТИКА ВЕРБАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ

(методика С.Медника, адаптирована А.Н.Ворониным, 1994)

Методика направлена на выявление и оценку существующего у испытуемых, но часто скрытого или блокируемого вербального креативного потенциала. Методика проводится как в индивидуальном, так и в групповом варианте. Время на выполнение заданий не ограничивается, но поощряются временные затраты на каждую тройку слов не более 2-3 мин.

Инструкция к тесту

Вам предлагаются тройки слов, к которым необходимо подобрать еще одно слово так, чтобы оно сочеталось с каждым из трех предложенных слов. Например, для тройки слов “громкая – правда – медленно” ответом может служить слово “говорить” (громко говорить, говорить правду, медленно говорить). Вы можете изменять слова грамматически и использовать предлоги, не изменяя при этом стимульные слова как части речи.

Постарайтесь, чтобы ваши ответы были как можно оригинальнее и ярче, попробуйте преодолеть стереотипы и придумать нечто новое. Постарайтесь придумать максимальное количество ответов на каждую тройку слов.

Интерпретация результатов тестирования

Для оценки результатов тестирования предлагается следующий алгоритм действий. Необходимо сопоставить ответы испытуемых с имеющимися типичными ответами и при нахождении схожего типа присвоить данному ответу оригинальность, указанную в списке. Если в списке нет такого слова, то оригинальность данного ответа считается равной 1,00.

Индекс оригинальности подсчитывается как среднее арифметическое оригинальностей всех ответов. Количество ответов может не совпадать с количеством “троек слов”, так как в одних случаях испытуемые могут дать несколько ответов, а в других – не дать ни одного.

Индекс уникальности равен количеству всех уникальных (не имеющих аналогов в типовом перечне) ответов.

Используя процентильную шкалу, построенную для этих индексов и показателя “количество ответов” (индекса продуктивности), можно определить место данного человека относительно контрольной выборки и,соответственно, сделать вывод о степени развития у него вербальной креативности и продуктивности:


1

0%

20%

40%

60%

80%

100%

2

1,00

0,94

0,91

0,86

0,81

0,61

3

19

6

4

3

2

0

4

49

20

15

12

10

1

Примечание:

1 - процент людей, результаты которых превышают указанный уровень;

2 - значение индекса оригинальности;

3 - значение индекса уникальности;

4 - количество ответов.

Пример интерпретации результатов: если у испытуемого сумма оригинальных ответов составила 20,25 и всего в его протоколе 25 ответов, то индекс оригинальности составит 0,81. Предположим, что количество уникальных ответов этого испытуемого равно 16. Учитывая, что основным показателем является индекс оригинальности, можно сделать вывод, что данный человек по уровню своего вербального творческого потенциала находится между 60 и 80% испытуемых из контрольной выборки, т.е. 70% выборки обладают суммарным показателем вербальной креативности выше, чем у него.

Индекс уникальности здесь показывает, сколько новых решений способен предложить испытуемый в общей массе выполненных заданий.

Количество ответов показывает, прежде всего, степень вербальной продуктивности и свидетельствует об уровне понятийного мышления. Кроме того, этот индекс в значительной мере коррелирует с мотивацией достижения, т.е. чем выше количество ответов, тем выше личная мотивация достижения испытуемого.

СТИМУЛЬНО-РЕГИСТРАЦИОННЫЙ БЛАНК

Фамилия, инициалы _________________________________

Возраст _______ Группа ____________ Дата _______________

Вам предлагаются тройки слов, к которым необходимо подобрать еще одно слово так, чтобы оно сочеталось с каждым из трех предложенных слов.

Ответы записывайте в бланк ответов в строку с соответствующим номером.

СТИМУЛЬНЫЕ ТРОЙКИ СЛОВ

1. случайная - гора - долгожданная

2. вечерняя - бумага - стенная

4. далеко - слепой - будущее

5. народная - страх - мировая

6. деньги - билет - свободное

7. человек - погоны - завод

8. дверь - доверие - быстро

9. друг - город - круг

10. поезд - купить - бумажный


Слово

Словосочетания

Слово

Словосочетания

1

11

2

12

3

13

Лекция 23.Методики диагностики межличностных отношений
Выделяют следующие методы: 1) социометрический, 2) референтометрический, 3) изучения мотивационного ядра межличностных выборов, 4) изучения сплоченности коллектива.

СОЦИОМЕТРИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА

Слово "социометрия" буквально означает "социальное измерение". Методика разработана американским психологом Дж.Морено и предназначена для оценивания межличностных отношений неформального типа: симпатий и антипатий, привлекательности и предпочтительности.

Членам изучаемой группы предлагают перечислить в порядке предпочтения тех товарищей по группе, с которыми они хотели бы вместе работать, отдыхать и т.п. Вопросы о желании человека совместно с кем-либо участвовать в определенной деятельности называются критериями выбора. Различают слабые и сильные критерии выбора. Чем важнее для человека намечаемая деятельность, чем более длительное и тесное общение она предполагает, тем сильнее критерий выбора. Обычно в исследовании сочетаются вопросы разных типов. Они подбираются так, чтобы выявить стремление человека к общению с членами группы в различных видах деятельности (труде, учении, досуге, доверительной дружбе и т.д.).

Число выборов, полученных каждым человеком, является мерилом положения его в системе личных отношений, измеряет его "социометрический статус". Люди, которые получают наибольшее количество выборов, пользуются наибольшей популярностью, симпатией, их именуют "звездами". Обычно к группе "звезд" по числу полученных выборов относятся те, кто получает 6 и более выборов (если при условиях опыта каждый член группы делал 3 выбора). Если человек получает среднее число выборов, его относят к категории "предпочитаемых", если меньше среднего числа выборов (1-2 выбора), то к категории "пренебрегаемых", если не получил ни одного выбора, то к категории "изолированных", если получил только отклонения – то к категории "отвергаемых".

Для каждого члена группы имеет значение не столько число выборов, сколько удовлетворенность своим положением в группе:

К уд = число взаимных выборов/число выборов, сделанных данным человеком.

Так, если индивид хочет общаться с тремя конкретными людьми, а из этих троих никто не хочет общаться с этим человеком, то К уд – 0/3 = 0.

Коэффициент удовлетворенности может быть равен 0, а статус (количество полученных выборов) равен, например, 3 у одного и того же человека – эта ситуация свидетельствует о том, что человек взаимодействует не с теми, с кем ему хотелось бы. В результате социометрического эксперимента руководитель получает сведения не только о персональном положении каждого члена группы в системе межличностных взаимоотношений, но и обобщенную картину состояния этой системы. Характеризуется она особым диагностическим показателем – уровнем благополучия взаимоотношений (УБВ). УБВ группы может быть высоким, если "звезд" и "предпочитаемых" в сумме больше, чем "пренебрегаемых" и "изолированных" членов группы. Средний уровень благополучия группы фиксируется в случае примерного равенства ("звезды" + "предпочитаемые") = ("пренебрегаемые" + "изолированные" + "отверженные"). Низкий УБВ отмечается при преобладании в группе лиц с низким статусом , а диагностическим показателем считается "индекс изоляции" – процент людей, лишенных выборов в группе.

Социометрическая процедура может иметь целью:
а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;
б) выявление «социометрических позиций», т. е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии , где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»;
в) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

Надежность процедуры зависит прежде всего от правильного отбора критериев социометрии, что диктуется программой исследования и предварительным знакомством со спецификой группы.

Требование экспериментатора раскрыть свои симпатии и антипатии нередко вызывает внутренние затруднения у опрашиваемых и проявляется у некоторых людей в нежелании участвовать в опросе. Когда вопросы или критерии социометрии выбраны, они заносятся на специальную карточку или предлагаются в устном виде по типу интервью. Каждый член группы обязан отвечать на них, выбирая тех или иных членов группы в зависимости от большей или меньшей склонности, предпочтительности их по сравнению с другими, симпатий или, наоборот, антипатий, доверия или недоверия и т. д.

Примеры вопросов для изучения деловых отношений
1. а) кого с своих товарищей из группы Вы попросили бы в случае необходимости предоставить помощь в подготовке к занятиям (в первую, вторую, третью очередь)?
б) кого из своих товарищей из группы Вы не хотели бы просить в случае необходимости предоставлять Вам помощь в подготовке к занятиям?
2. а) с кем Вы поехали бы в продолжительную служебную командировку?
б) Кого из членов своей группы Вы не взяли бы в служебную командировку?
3. а) кто из членов группы лучше исполнит функции лидера (старосты, профорга и т.д.)?
б) кому из членов группы тяжело будет исполнять обязанности лидера?

Примеры вопросов для изученным личных отношений
1. а) К кому в своей группе Вы обратились бы за советом в трудной жизненной ситуации?
б) с кем из группы Вам не хотелось бы ни о чем советоваться?
2. а) если бы все члены Вашей группы жили в общежитии, с кем из них Вам хотелось бы поселиться в одной комнате?
б) если бы всю Вашу группу переформировали, кого из ее членов Вы не хотели бы оставить в своей группе?
3. а) кого из группы Вы пригласили бы на день рождения?
б) кого из группы Вы не хотели бы видеть на своем дне рождения?

При этом Социометрическая процедура может проводиться в двух формах. Первый вариант - непараметрическая процедура. В данном случае испытуемому предлагается ответить на вопросы социометрической карточки без ограничения числа выборов испытуемого. Если в группе высчитывается, скажем, 12 человек, то в указанном случае каждый из опрашиваемых может выбрать 11 человек (кроме самого себя). Таким образом, теоретически возможное число сделанных каждым членом группы выборов по направлению к другим членам группы в указанном примере будет равно (N-1), где N- число членов группы. Точно так же и теоретически возможное число полученных субъектом выборов в группе будет равно (N-1). Сразу уясним себе, что указанная величина (N-1) полученных выборов является основной количественной константой социометрических измерений. При непараметрической процедуре эта теоретическая константа является одинаковой как для индивидуума, делающего выборы, так и для любого индивидуума, ставшего объектом выбора. Достоинством данного варианта процедуры является то, что она позволяет выявить так называемую эмоциональную экспансивность каждого члена группы, сделать срез многообразия межличностных связей в групповой структуре. Однако при увеличении размеров группы до 12-16 человек этих связей становится так много, что без применения вычислительной техники проанализировать их становится весьма трудно.

Другим недостатком непараметрической процедуры является большая вероятность получения случайного выбора. Некоторые испытуемые, руководствуясь личным мотивом, нередко пишут в Опросниках: «выбираю всех». Ясно, что такой ответ может иметь только два объяснения: либо у испытуемого действительно сложилась такая обобщенная аморфная и недифференцированная система отношений с окружающими (что маловероятно), либо испытуемый заведомо дает ложный ответ, прикрываясь формальной лояльностью к окружающим и к экспериментатору (что наиболее вероятно).
Анализ подобных случаев заставил некоторых исследователей попытаться изменить саму процедуру применения Метода и таким образом снизить вероятность случайного выбора. Так родился второй вариант - параметрическая Процедура с ограничением числа выборов. Испытуемым предлагают выбирать строго фиксированное число из всех членов группы. Например, в группе из 25 человек каждому предлагают выбрать лишь 4 или 5 человек. Величина ограничения числа социометрических выборов получила название «социометрического ограничения» или «лимита выборов». Многие исследователи считают, что введение «социометрического ограничения» значительно превышает надежность социометрических данных и облегчает статистическую обработку материала. С психологической точки зрения социометрическое ограничение заставляет испытуемых более внимательно относиться к своим ответам, выбирать для ответа только тех членов группы, которые действительно соответствуют предлагаемым ролям партнера, лидера или товарища по совместной деятельности. Лимит выборов значительно снижает вероятность случайных ответов и позволяет стандартизировать условия выборов в группах различной численности в одной выборке, что и делает возможным сопоставление материала по различным группам.

В настоящее время принято считать, что для групп в 22-25 участников минимальная величина «социометрического ограничения» должна выбираться в пределах 4-5 выборов.
Недостатком параметрической процедуры является невозможность раскрыть многообразие взаимоотношений в группе. Возможно выявить только наиболее субъективно значимые связи. Социометрическая структура группы в результате такого подхода будет отражать лишь наиболее типичные, «избранные» коммуникации. Введение «социометрического ограничения» не позволяет судить об эмоциональной экспансивности членов группы.

Социометрическая карточка или Социометрическая анкета составляется на заключительном этапе разработки программы.

Когда социометрические карточки заполнены и собраны, начинается этап их математической обработки. Социоматрица (таблица) . Вначале следует построить простейшую социоматрицу. Результаты выборов разносятся по матрице с помощью условных обозначений. Таблицы результатов заполняются в первую очередь, в отдельности по деловым и личным отношениям. По вертикали записываются за номерами фамилии всех членов группы , которая изучается; по горизонтали - только их номер. На соответствующих пересечениях цифрами +1, +2, +3 обозначают тех, кого выбрал каждый испытуемый в первую, вторую, третью очередь, цифрами -1, -2, -3 - тех, кого подопытный не избирает в первую, вторую и третью очередь.

Взаимный положительный или отрицательный выбор обводится в таблице (независимо от очередности выбора). После того, как положительные и отрицательные выборы будут занесены в таблицу, надо подсчитать по вертикали алгебраическую сумму всех полученных каждым членом группы выборов (сумма выборов). Потом надо подсчитать сумму баллов для каждого члена группы, учитывая при этом, что выбор в первую очередь равняется +3 баллам (-3), во вторую - +2 (-2), в третью - +1(-1). После этого подсчитывается общая алгебраическая сумма, которая и определяет статус в группе.

Анализ социоматрицы по каждому критерию дает достаточно наглядную картину взаимоотношений в группе. Могут быть построены суммарные социоматрицы, дающие картину выборов по нескольким критериям, а также социоматрицы по данным межгрупповых выборов. Основное достоинство социоматрицы - возможность представить выборы в числовом виде, что в свою очередь позволяет проранжировать членов группы по числу полученных и отданных выборов, установить порядок влияний в группе. На основе социоматрицы строится социограмма - карта социометрических выборов (социометрическая карта.

Социограмма . Социограмма - графическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический критерий. Социограмма позволяет произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений в группе в пространстве на некоторой плоскости («щите») с помощью специальных знаков (рис. ниже). Она даёт наглядное представление о внутригрупповой дифференциации членов группы за их статусом (популярностью). Пример социограммы (карты групповой дифференциации), предложенной Я. Коломинским, см. ниже:

--> позитивный односторонний выбор,
позитивный обоюдный выбор,
------> негативный односторонний выбор,
негативный обоюдный выбор.

Социограммная техника является существенным дополнением к табличному подходу в анализе социометрического материала, ибо она дает возможность более глубокого качественного описания и наглядного представления групповых явлений.

Методика №1

Цель:

Оборудование : Пары слов. В одной колонке пары слов со смысловыми связями, в другой-пары слов, не связанные по смыслу:

  • Нож-резать;
  • Ручка-писать;
  • Ученик-школа;
  • Курица-яйцо;
  • Лёд-коньки;
  • Небо-рак;
  • Рыба-песня;
  • Ботинки-стол;
  • Дерево-крыша;
  • Спички-кровать.

Процедура исследования: Педагог предлагает ребёнку внимательно послушать и запомнить слова, после чего медленно зачитывает пары слов из 1-ой колонки с интервалом между парой 5 секунд. После 10 сек. перерыва читаются левые слова с интервалом 15 сек., а ребёнок называет запомнившееся слово правой половины колонки. Аналогичная работа проводится со 2-ой колонкой слов.

Обработка результатов: Сопоставляются данные из 1-ой и 2-ой колонок, подсчитываются коэффициенты логической и механической памяти: количество правильно воспроизведённых слов/ 5. Идеальный вариант - 1. Делается вывод, какие лучше запоминать слова с механической или логической связью.

Методика №2

Цель : Исследование зрительной памяти.

Оборудование : 20 картинок.

Процедура исследования: Педагог предлагает ребёнку внимательно посмотреть и запомнить картинки (10 шт.). Интервал между предъявлением картинок - 2 сек. Затем нужно сделать перерыв - 10 сек. Далее педагог перемешивает картинки, которые были предъявлены ребёнку, с новыми картинками (10 шт.). Затем надо разложить все 20 картинок на столе. После чего педагог предлагает ребёнку выбрать и назвать только те картинки, которые были показаны в самом начале.

Обработка результатов: Полученные результаты выражаются в процентах, и делается вывод о степени развития зрительной памяти у ребёнка.

Методика №3

Цель: Исследование логической памяти и механической памяти.

Оборудование: короткий рассказ с чёткими смысловыми единицами, например, «Галка и голуби».

Процедура исследования: Педагог читает рассказ и просит ребёнка воспроизвести его содержание.

Обработка результатов: Подсчитывается количество и полнота воспроизведённых смысловых единиц.

Методика №4

Цель: Проследить зависимость запоминания от особенностей личности.

Оборудование: Слова для запоминания: спичка, ведро, вода, друг, мыло, окно, школа, книга, ромашка, кукла, мороженое, шкаф, платье, заяц, песок.

Процедура исследования: Педагог предлагает ребёнку внимательно послушать и запомнить слова, после чего медленно зачитывает их с интервалом в 5 секунд. После 10 сек. перерыва ребёнок воспроизводит запомнившиеся слова.

Обработка результатов: При анализе результатов обращают внимание на то, какие слова лучше воспроизведены ребёнком. Чаще всего лучше запоминаются эмоционально окрашенные слова или слова личностно значимые для ребёнка.

Цель: Исследование особенностей логической памяти, в частности, характер опосредованного запоминания. Эта методика даёт очень много ценной информации о состоянии памяти и мышления у ребёнка, которая может быть использована при дифференциации УО от нормы или ЗПР.

Оборудование: 12 слов и столько же, связанных с ними по смыслу, картинок.

Процедура исследования: Перед ребёнком кладут стопкой 12 картинок лицом вниз. Картинки необходимо положить в той последовательности, в которой будут произноситься слова. Педагог называет слово «играть» и предлагает ребёнку взять первую картинку, после чего спрашивает: «Почему при помощи этой картинки (кукла) можно запомнить слово «играть»?». Ребёнок объясняет связь между словом и картинкой, после чего откладывает эту картинку в сторону (лицом вниз). Таким же образом проводиться работа с остальными картинками и словами. На последнем этапе задания ребёнку предлагают брать картинки (по 1-ой) и воспроизводить связанные с ними слова. При воспроизведении слов картинки берутся не в той последовательности, в которой ребёнок брал их при запоминании слов.

Обработка результатов: По данным Л. В. Занкова, нормально развивающиеся дети овладевают операцией осмысленного запоминания к 10 годам. Умственно отсталые дети этого возраста не владеют приёмами осмысленного запоминания и припоминания. Картинка им только мешает. Нормально развивающиеся дети 10 лет запоминают более осмысленно, чем умственно отсталые дети 15-ти летнего возраста. Дети с имбецильностью указанного возраста даже не понимают смысла предложенного задания.

А. И.Леонтьевым)

Цель: изучение особенностей памяти (опосредованного запоминания). Представляет ценный материал для анализа характера мышления, способности ребёнка к образованию смысловых связей между словом и наглядным образом (картинкой).

Оборудование: 12 картинок и 6 слов для запоминания.

Процедура исследования: Перед ребёнком раскладывают все 12 картинок в любом порядке, но так, чтобы все они были ему видны. Инструкция: «Тебе будет нужно запомнить слова. Для того чтобы это было легче сделать, нужно каждый раз, когда я буду называть слово, выбирать такую картинку, которая потом поможет припомнить это слово. Вот, например, к слову «книга» подойдёт картинка «очки», потому что, чтобы лучше (удобнее) читать книгу нужны очки». Далее ребёнку называют слова и каждый раз при выборе им картинки, необходимо спрашивать: «Как эта картинка поможет запомнить слово.…Все отобранные ребёнком карточки откладываются в сторону. Спустя 40 или 60 минут ребёнку в произвольном порядке показывают по одной картинке и просят припомнить для запоминания, какого слова эта карточка была им отобрана. При этом обязательно спрашивают, как удалось припомнить это слово.

Обработка результатов: Совершенно неважно, какую картинку выберет ребёнок. Установление связи между словом и картинкой носит сугубо индивидуальный характер, Важно, чтобы ребёнок установил содержательную смысловую связь между предъявляемым для запоминания словом и тем, что изображено на картинке.

А. И. Леонтьевым было доказано, что у нормально развивающихся детей 7-ми и старше лет опосредованное запоминание преобладает над непосредственным. С возрастом этот разрыв увеличивается ещё больше в пользу опосредованного запоминания. К 15 годам нормально развивающиеся дети могут воспроизводить все 100% предъявляемого материала. Дети со слабой работоспособностью значительно лучше запоминают материал при опосредованном запоминании, т. к. смысловая связь создаёт им дополнительную опору для запоминания. У нормально развивающихся детей смысловые связи между картинкой и словом образуются легко. Они говорят о характере знаний, представлений и жизненного опыта, иногда с помощью данной методики можно сделать вывод о способности ребёнка к обобщениям. У умственно отсталых детей трудности образования связей проявляются в замедленном темпе выбора картинки. Связи отличаются бедностью и однообразием, даваемые детьми объяснения скупы и односложны. Иногда имеет место излишняя детализация в перечислении подробностей рисунка, а иногда, сделав правильный выбор картинки, они не могут выразить словами смысловую связь. Дети с имбецильностью задания не понимают.

Методика №7

Цель: определение быстроты запоминания, полноты, точности и последовательности воспроизведения. Выясняется способность контролировать свои действия, работать сосредоточено и с интересом.

Оборудование: Текст «Что придумал Серёжа?».

Процедура исследования: Ребёнку даётся инструкция: «Послушай внимательно рассказ. Потом расскажешь о том, о чём сейчас я прочитаю». Текст прочитывается повторно только в том случае, если ребёнок не в состоянии его воспроизвести после одного прослушивания.

Обработка результатов: Нормально развивающиеся дети, как правило, с первого прослушивания полно и точно воспроизводят рассказ. Для умственно отсталых детей характерно фрагментарное запоминание материала. При воспроизведении они допускают неточности, нарушения смысла и последовательности. Им не всегда помогает помощь в форме наводящих вопросов.

Методика №8

Цель : Исследование особенностей зрительной памяти и внимания.

Оборудование: 5-6 картинок, на которых изображены знакомые детям предметы.

Процедура исследования: Ребёнку предлагают внимательно посмотреть и запомнить 5(6) картинок, которые выложены перед ним на столе в определённой последовательности, в течение 10 сек. После чего картинки убираются. Через 10 сек. ребёнку предлагается новая инструкция: « Возьми картинки и положи их так, как они лежали в самом начале».

Обработка результатов: Нормально развивающиеся дети, как правило, без особых затруднений раскладывают картинки в нужном порядке. Умственно отсталые дети путаются в расположении картинок, испытывают затруднения.

Методика №9

Цель: Изучение особенностей зрительной памяти и внимания.

Оборудование: 2 одинаковые картинки, отличающиеся друг от друга некоторыми деталями.

Процедура исследования: Ребёнку предъявляют 1-ую картинку и предлагают внимательно посмотреть и запомнить на ней все предметы, их количество и месторасположение (демонстрация картинки - 1 минута). После чего картинка убирается. Через 10 сек. предъявляется 2-ая картинка. Инструкция: «Чем отличаются картинки?» или «Что изменилось?».

Обработка результатов: Фиксируются правильно названные и неправильно названные предметы. Нормально развивающиеся дети справляются с заданием, называют правильно предметы, которые были не нарисованы или которые появились. Умственно отсталые дети испытывают большие затруднения, без помощи не обходятся.

Методика №10

Цель: Оценка состояния памяти, утомляемости, активности внимания.

Оборудование: 10 слов, не имеющие между собой никакой смысловой связи.

Процедура исследования: Первое объяснение: «Сейчас я прочту 10 слов. Слушать надо внимательно и запоминать. Когда закончу читать, сразу же повтори столько слов, сколько запомнишь. Повторять можно в любом порядке». Педагог медленно и четко читает слова. Когда ребёнок их повторяет, педагог ставит в своём протоколе крестики под этими словами. Второе объяснение: « Сейчас я снова прочту те же самые слова, а ты опять должен (-а) повторить их: и те, которые ты уже называл (-а), и те, которые ты пропустил (-а) в первый раз – все вместе, в любом порядке». Педагог снова ставит крестики под словами, которые воспроизводит ребёнок. Далее опыт повторяется 3-ий, 4-ый и 5-ый раз, но без каких-либо инструкций. Педагог просто говорит: «Ещё раз». В случае если ребёнок называет какие-то лишние слова, педагог записывает их рядом с крестиками, а, если они повторяются, ставит крестики под ними. Никаких разговоров не должно быть.

Спустя 50 – 60 минут, педагог снова просит ребёнка воспроизвести эти слова (без напоминания). Эти повторения обозначаются кружочками.

Протокол методики №8 умственно отсталого ребёнка

Слова Лес Хлеб Окно Стул Вода Брат Конь Гриб Игла Лёд

№ повторений

№5 + + + + + +

Через 1 час 0 0 0

По этому протоколу может быть выведена «кривая запоминания».

Обработка результатов: У нормально развивающихся детей «кривая запоминания» носит примерно такой характер: 5, 7, 9 или 6, 8, 9 или 5, 7, 10 и т. д., т. е. к третьему повторению ребёнок воспроизводит 9 или 10 слов; при последующих повторениях (всего не меньше 5-ти раз) количество воспроизведённых слов – 10. Умственно отсталые дети воспроизводят сравнительно меньшее количество слов. Они могут воспроизводить лишние слова и застревать на этих ошибках (особенно дети с текущим органическим заболеванием головного мозга). «Кривая запоминания» может указывать и на ослабление активного внимания, и на выраженную утомляемость. Иногда «кривая запоминания» может иметь форму «плато». Такая стабилизация свидетельствует об эмоциональной вялости, отсутствии интереса (при слабоумии с апатией).

Методика №11

Цель: Исследование понимания и запоминания текстов, особенностей устной речи испытуемых.

Оборудование: Тексты: басни, рассказы, имеющие иносказательный смысл (подтекст). Они предоставляют возможность последующего обсуждения.

Процедура исследования: Ребёнку предлагают внимательно прослушать рассказ и запомнить его. Педагог читает текст. После чего ребёнок воспроизводит его. Устный рассказ педагог записывает дословно или с помощью магнитофона (диктофона). Главное внимание должно быть смещено с самостоятельного пересказа на обсуждение рассказа, т. е. на вопросы и ответы по поводу его содержания.

Обработка результатов: При лёгких степенях олигофрении наблюдается дословное, почти правильное изложение деталей начала рассказа при непонимании ими переносного смысла (подтекста) рассказа. Нормально развивающиеся дети, как правило, понимают иносказательный смысл (подтекст) рассказа и правильно его воспроизводят.

Методика изучения внимания

Методика «Числа и буквы»

Инструкция: Перед вами таблица с 49 числами - 25 в мелком шрифте и 24 - в крупном. Нужно отыскивать числа в мелком шрифте от 1 до 25 в возрастающей последовательности, а в крупном от 24 до 1 в убывающей. Делать это надо поочередно: 1 - в мелком шрифте, 24 - в крупном, 2 - в мелком, 23 - в крупном и т.д. Когда найдете число, запишите его в контрольный бланк вместе со стоящей рядом с ним буквой.

Время выполнения задания - 5 мин.

Контрольный бланк:


Методика «Найди ошибку в пословицах»

Инструкция : Найди ошибку в пословицах. Время для выполнения задания – 3 минуты. В бланке для ответов под соответствующем номером пословицы напиши букву, на которую необходимо заменить неправильно написанную букву:

1. Когда на горе раб свистнет.

2. Конек – делу венец.

3. Лучше хлеб с содой, чем пирог с бедой.

4. Была бы фея, а хомут найдется.

5. Бедность не порог.

6. Где мед, там и муки.

7. Дурная голова рогам покоя не дает.

8. Без хозяина лом сирота.

9. Клип клипом вышибают.

10. Доброе слово и мошке приятно.

11. С глаз долой – из сердца вой.

12. С лица воду не лить.

13. Свято тесто пусто не бывает.

14. Первый блин колом.

15. На горе шапка горит.



Образец бланка для ответов:

Ключ для проверки:

«S-тест»

Определение скорости распределения и переключения внимания.

Ребенку дается бланк с различными элементами фигур и целыми фигурами – эталонами.

Попросите ребенка внимательно на элементы фигур и, сравнивая их с эталонами, одним-двумя штрихами дополнить их до целостных фигур.

Проведите тренировку на отдельном листочке. Убедитесь, что ребенок понял задание.

Оценивается число правильно дополненных фигур, а также скорость выполнения всего задания.

Дети 6-7 лет справляются со всем заданием за 3-4 минуты и делают не более 5 ошибок.

Методика изучения памяти

«Диагностика кратковременной слуховой памяти»

Объём слуховой памяти младших школьников можно определить с помощью методики «10 слов». Слова зачитываются учителем громко, чётко, выразительно.

Инструкция . После произнесения 10 слов запиши все слова, которые запомнил.

Слова : лапа, яблоко, гроза, утка, обруч, мельница, попугай, листок, карандаш, девочка.

Оценка результата . После первого предъявления дети должны воспроизвести 6 слов.

Методика «Изучение логической и механической памяти» у младших школьников

Цель : исследование логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов.

Оборудование : два ряда слов (в первом ряду между словами существует смысловая связь, во втором ряду отсутствует), секундомер.

Порядок исследования . Ученику сообщают, что будут прочитаны пары слов, которые он должен запомнить. Экспериментатор читает испытуемому десять пар слов первого ряда (интервал между парой – пять секунд). После десятисекундного перерыва читаются левые слова ряда (с интервалом десять секунд), а испытуемый записывает запомнившиеся слова правой половины ряда. Аналогичная работа проводится со словами второго ряда.

Обработка и анализ результатов . Результаты исследования заносятся в следующую таблицу.

Объем смысловой и механической памяти

«Методика «Память на числа»»

Методика предназначена для оценки кратковременной зрительной памяти, ее объема и точности. Задание заключается в том, что обследуемым демонстрируется в течение 20с. таблица с 12 двузначными числами, которые нужно запомнить и после того, как таблица убрана, записать на бланке.

Инструкция: «Вам будет предъявлена таблица с числами. Ваша задача заключается в том, чтобы за 20с. запомнить как можно больше чисел. Через 20с. таблицу уберут, и вы должны будете записать те числа, которые вы запомнили».

Оценка кратковременной зрительной памяти производилась по количеству правильно воспроизведенных чисел. Норма взрослого человека - 7 и выше. Методика удобна для группового тестирования

«Методика опосредованного запоминания А.Н. Леонтьева»

Методика предназначена для диагностики памяти у подростков.

Нужно подобрать 15 слов, которые будут предложены для запоминания, а также потребуется набор карточек с картинками.

Слова для запоминания:

Набор карточек для опосредованного запоминания:

умывальник, лошадь, стул, топор, перья, телефон, тетрадь, лампа, лейка, карандаш, цветок, лопата, шапка, грабли, дерево, картина, самолет, домик, стакан, зеркало, трамвай, стол, ключ, мяч, картинки.

Слова можно давать довольно отвлеченными друг от друга.

Называется слово, на выбор карточки отводится 15-20 секунд, многие подростки осуществляют этот выбор раньше. После каждого выбора расспросить учащегося, почему он сделал именно этот выбор.

Затем следует занять ученика какой-нибудь другой работой на 15 минут. По истечении этого времени ему демонстрируются карточки, которые он выбрал для опосредованного запоминания. Количество правильно названных слов свидетельствует о развитии у ребенка логических связей в процессе запоминания.

Вверх