Лингвистический энциклопедический словарь. Вестник российского университета дружбы народов. серия: международные отношения Программы и организация преподавания

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения - это ведущий российский научный журнал по международным отношениям, с 2001 г. издаваемый Российским университетом дружбы народов. Журнал включен в список ВАК по политическим, историческим и экономическим наукам.

В центре нашего внимания - актуальные международные проблемы и история международных отношений, региональная безопасность в Азии, Африке, Латинской Америке, отношения Север-Юг, сотрудничество в рамках БРИКС, ШОС, СНГ, международное образовательное сотрудничество. Тематическая направленность журнала отражена в названия постоянных рубрик: Международные экономические отношения, Прикладной анализ, Двусторонние отношения, Научные школы, История международных отношений, Портреты, Международное образовательное сотрудничество.

Среди наших авторов - ведущие российские исследователи-международники из российских вузов, а также институтов РАН, ведущие эксперты из европейских, американских и азиатских университетов. Многие наши авторы - преподаватели и аспиранты РУДН - выходцы из стран СНГ, Азии, Африки и Латинской Америки, которые изучают внешнюю политику своих стран и привносят свое, национальное (локальное) понимание глобальных проблем современности.

Политика сохранения данных: Полнотекстовый электронный контент журнала хранится в институциональном репозитории РУДН, включенном в проект NORA - Национальный агрегатор открытых репозиториев, и зарегистрирован в Directory of Open Access Repositories - OpenDOAR.

Информация обо всех статьях, опубликованных в журнале (метаданные и полные тексты), хранится в Научной электронной библиотеке. В НЭБ Вы можете осуществить расширенный поиск по статьям журнала (по ключевым словам, автору, названию, разделу)..

Полные тексты статей хранятся на сервере журнала.

Печатные экземпляры выпусков журнала передаются на постоянное хранение в Российскую книжную палату - филиал ИТАР-ТАСС, Российскую государственную библиотеку и другие ведущие библиотеки Российской Федерации.

Свободный доступ к полным текстам статей предоставляется на сайте журнала и в РИНЦ.

Согласно политике журнала авторы статей имеют право передавать третьим лицам электронную копию опубликованной статьи целиком или частично для включения статьи в базы данных и репозитории научной информации с целью продвижения академических или научных исследований или для информационных и образовательных целей при условии обеспечения ссылок на автора, журнал и издателя.

анонс

Международная конференция



Театр в публичном пространстве: эстетика, экономика и политика спектаклей in situ

Лаборатория историко-культурных исследований ШАГИ РАНХиГС и Институт театральных исследований Университета Париж III Новая Сорбонна объявляют приём заявок на международную конференцию, посвященную исследованию перформативных практик, разворачивающихся вне предназначенного для них сценического пространства (in situ), которая состоится в Москве 12-14 ноября 2020 г.

Мы предлагаем рассмотреть эстетические, экономические и политические принципы создания и продюсирования спектаклей in situ, в сравнительной перспективе Франции и России. Если во Франции сектор уличного и публичного искусства уже прошел институционализацию, результатом чего стали центры по созданию и прокату, информационные площадки и образовательные программы, то в России это складывающееся направление, примечательное, тем не менее, своими темпами развития. Конференция даст возможность сравнить и уточнить терминологию, сопоставить методы анализа спектаклей, эстетических и экономических особенностей их бытования, обговорить историю направления, текущее положение дел и перспективы развития.

Мы приветствуем в равной степени заявки как практиков, так и исследователей перформативных искусств и/или социологии и экономики культуры.

В рамках конференции объявляется прием заявок на следующие секции:
– Места, пространства, устройство проектов in situ
– Драматургия и эстетика спектаклей in situ
– Политические аспекты театра и перформанса в публичном пространстве
– Культурная политика и модели финансирования проектов in situ
– Гастроли: культурные, территориальные и языковые вызовы

Рабочие языки конференции: русский, французский.

Желающие принять участие в конференции должны до 10 апреля 2020 года прислать тезисы доклада (макс. 500 слов) и короткое CV на адрес [email protected]. Пожалуйста, указывайте в теме письма название секции, на которую подаете заявку. О решении оргкомитета кандидаты будут уведомлены до 25 апреля.

Оргкомитет конференции: Е.И. Гордиенко, В.В. Золотухин, Ю.Г. Лидерман, Е.Ю. Нагаева (ШАГИ РАНХиГС), А. Мутон-Реззук, Д. Уррутьяге (Париж III Новая Сорбонна).

анонс

Студенческая конференция


Академические диалоги-2020

Кафедра всеобщей истории ШАГИ РАНХиГС приглашает студентов старших курсов, магистрантов, аспирантов принять участие в работе секции «Власть, государство, общество в Большой Европе: проблемы политической и культурной истории» в рамках ежегодной конференции РАНХиГС.
О магистратуре кафедры →

31 мар (вт)

Конференция

Кафедра всеобщей истории


«Ответственность историка»

Принимаются заявки на участие в качестве докладчика во вторых Чтениях памяти Арсения Рогинского.
Тема чтений: «Ответственность историка».

Заявки принимаются до 9 марта 2020 г.
Подать заявку →

В рамках Чтений планируются три блока:

1."Историк и источник" - Как ответственность ученого проявляется в выборе предмета и методов исследования, борьбе за доступ к архивным источникам?

2. "Историк и просвещение"- Какие задачи решают историки вне рамок профессионального исследовательского сообщества? В фокусе внимания – публичная история, научно-популярные тексты и высказывания, преподавательская работа, неформальные исторические кружки.

3. "Историк сегодня" - Историк и государственная политика памяти: от противостояния до упреждающей лояльности и совместной работы. Опыт разных стран.

Заявки принимаются до 9 марта 2020 года. 16 марта мы отправим вам письмо, в котором дадим ответ по поводу вашего участия.

Каждое выступление будет длиться примерно 15 минут.

23, 24 мар (пн, вт)

Международный коллоквиум

Лаб. историко-литературных исследований


История и вымысел в литературе, культуре и обществе Золотого века (XVI-XVIII)

В рамках совместного научно-исследовательского проекта ЛИЛИ ШАГИ с Центром исследования культуры Золотого века (GRISO, Grupo de Investigación Siglo de Oro) Университета Наварры (Испания) в Памплоне состоится международный русско-испанский коллоквиум «La percepción del “otro” en las culturas europeas de los siglos XVI-XVIII: ¿asimilación o rechazo?» (Восприятие “чужого” в европейских культурах XVI-XVIII: приятие или отторжение?).

Целью проекта является исследование форм культуротворчества в испанской культуре Золотого века (XVI-XVII вв), а также изучение формы взаимодействия литературы и историографии с социальными и культурными практиками (обычай, ритуал, повседневность).

С русской стороны в проекте принимают участие: зав. Лабораторией ЛИЛИ д. филол.н., проф. И.В. Ершова, к. и. н., в.н.с., О.В. Ауров, к.филол. н., с.н.с. Н.А. Пастушкова, к.филол.н., доц. РГГУ М.Б. Смирнова, к.и.н., НИУ ВШЭ А.В. Марей, аспирант РГГУ Н. Киселева.
От центра GRISO Университета Наварры: директор ГРИСО, проф. Игнасио Арельяно, секретарь ГРИСО, проф. Карлос Мата Индурайн, проф., Хесус Мария Усунарис, проф. Бланка Отейса и др.

Осенью 2020 г. в рамках проекта в РАНХиГС пройдет конференция «STUDIA IBERICA-2. Факт и вымысел: способы взаимодействия и репрезентации в испанской культуре».

19 мар (чт)

19:00–21:00

Открытая лекция

Лаб. историко-культурных исследований


Страна любви и другие воображаемые миры в аллегорических картах XVII – XIX веков

Зав. Лабораторией историко-культурных исследований ШАГИ РАНХиГС Мария Неклюдова выступит с публичной лекцией в ГМИИ им. А.С. Пушкина в рамках программы «Лаборатория по исследованию миграции образов»

Все, читавшие «Винни-Пуха» А. Милна или трилогию «Властелин колец» Дж. Р. Р. Толкина, наверняка помнят карты, которые помогают ориентироваться в этих воображаемых мирах. Но не все знают, что один из первых романов, к которым были приложены карты, появился во Франции в середине XVII века. Карта, придуманная писательницей Мадлен де Скюдери и нарисованная художником-гравером Франсуа Шово, указывала путь в Страну Нежности, то есть аллегорически представляла зарождение любви. Вскоре появились пародии на эту карту и подражания ей – карты Страны Любви, Страны Кокетства, Страны Брака, Империи Бахуса и т.д. О начале этой моды и формировании традиции, дожившей до нашего времени, пойдет речь в лекции.

Научный доклад

Лаб. историко-культурных исследований


Спектакли in situ: философия французского театра в публичном пространстве

Доцент кафедры Культурологии и социальной коммуникации ШАГИ РАНХиГС Елена Гордиенко выступит с докладом в Центре франко-российских исследований
(мероприятие пройдет по-французски без перевода)

25 фев (вт)

19:00 – 20:30

Открытая лекция

Лаб. историко-культурных исследований


Ключевые понятия раннего Нового времени в современных исследованиях культуры и общества

Публичная лекция Ричарда Шолара, профессора Даремского университета (Великобритания) рамках конференции «Концептуализация раннего Нового времени: слова, образы и теории».

В последние десятилетия изучение «слов в истории» стало одним из основных направлений в исследованиях европейского общества и культуры. Хотя его разработка имеет некоторое сходство с тем, что делают историки политических идей, существует важное различие между их методами и подходом к слову в социокультурных исследованиях: очевидным образом, историки культуры с большим пристрастием относятся к языку.
Первая часть лекции профессора Шолара будет посвящена научному наследию британского теоретика и критика Реймонда Уильямса, и методологическим проблемам, связанным с его трудом «Ключевые слова» (1976). Во второй части лекции профессор Шолар предложит модифицировать модель Уильямса посредством сравнительного и мультилингвистического подхода, в особенности в том, что касается английской лексики.
В качестве примера профессор Шолар рассмотрит два слова-«мигранта», пришедшие в английский язык из французского, naïveté (наивность) и ennui (скука). Их непереводимость позволяет выявить важнейшие культурные и социальные черты англоязычного общества, среди которых не последнюю роль играет неоднозначное отношение ко всему иностранному и, конкретно, ко всему французскому.

Ричард Шолар – профессор, зам. директора Школы современных языков и культур Даремского университета, автор книг «Je-Ne-Sais-Quoi: столкновение с неопределенностью в Европе Раннего Нового времени» (2005) и «Монтень, искусство свободомыслия» (2010).

Лекция на английском языке (с переводом), предварительная регистрация обязательна.

А.А.Киреева в Школе восточных и африканских исследований Университета Лондона

23–30 октября доцент кафедры востоковедения А.А.Киреева находилась в Школе восточных и африканских исследований Университета Лондона (School of Oriental and African Studies, University of London), в которой проводила исследование в библиотеке Школы, выступила в рамках двух мероприятий, организованных Институтом Китая и Центром тайваньских исследований, а также приняла участие в семинаре по политике в области безопасности и дипломатии Японии, организованном Королевским колледжем Лондона.

Возможность провести исследование в библиотеке Школы восточных и африканских исследований Университета Лондона (School of Oriental and African Studies (SOAS), University of London) была предоставлена Европейской ассоциацией китайских исследований. Библиотека Школы восточных и африканских исследований - одна из лучших библиотек в мире по исследованию Азии, Африки и Ближнего Востока. В ней содержатся более 1,3 миллиона книг, а также обширная коллекция рукописей, манускриптов, редких книг, исторических хроник. Библиотека предоставляет доступ к электронным базам данных, содержащим статьи в ведущих академических журналах. Отличительной особенностью библиотеки, как и большого количества западных библиотек, является возможность самостоятельно выбирать интересующие книги, которые сгруппированы по тематическим разделам.

Доцент А.А.Киреева выступила на семинаре, организованном Институтом Китая Школы восточных и африканских исследований Университета Лондона, по теме поворота России на Восток и отношений России с Китаем, Северной Кореей и странами Северо-Восточной Азии. В своем выступлении она затронула роль Восточной Азии во внешней политике России, трансформацию политики России по отношению к Азии после ухудшения отношений с Западом в результате украинского кризиса в 2014 году, сильные стороны и вызовы стратегического партнерства России и Китая, комплекс отношений России с другими странами Северо-Восточной Азии - Северной и Южной Кореей и Японией. В дискуссии по итогам доклада приняли участие председательствующий на мероприятии директор Института Китая, профессор Стив Санг, преподаватели и студенты Школы, сотрудники Королевского объединенного института оборонных исследований, Института Востока и Запада.

По приглашению директора Центра тайваньских исследований Даффида Фэлла А.А.Киреева выступила с презентацией по теме «движения подсолнухов» на Тайване в 2014 году, массовых протестов среди молодежи и активистов по поводу действий правящей в тот период партии «Гоминьдан» по поводу заключения Соглашения по торговле услугами между КНР и Тайванем. Она проанализировала события с точки зрения тайваньской демократической модели, проблем консолидации демократии и централизации управления в руках партии «Гоминьдан» в период пребывания у власти президента Ма Инцзю, отношений между Тайванем и КНР, формирования тайваньской идентичности и политэкономии тайваньской модели развития. В мероприятии приняло участие большое количество студентов, магистрантов, аспирантов и сотрудников Школы восточных и африканских исследований, посещающих курсы по Тайваню или занимающихся исследованиями Тайваня. В результате активного обмена мнениями со студентами, преподавателями и исследователями завязалась оживленная дискуссия, посвященная социальным движениям на Тайване, тайваньской модели демократии, политическим партиям, политическому участию, тайваньской идентичности и отношениям между Тайванем и КНР.

Помимо этого, А.А.Киреева приняла участие в семинаре под названием «Трансформация дипломатической практики и политики Японии в области безопасности», проводившимся Королевским колледжем Лондона (King’s College London) и Свободным университетом Берлина (Freie Universität Berlin). В ходе семинара, организованного сотрудниками Королевского колледжа Лондона Джулио Пуглиесе и Алессио Паталано с британской стороны и профессором Вереной Блечингер-Тэлкотт и научным сотрудником Каем Шульцем с германской стороны, участники представили доклады и обсудили трансформацию внешней политики и политики Японии в области безопасности и обороны, изменение процесса принятия внешнеполитических решений, отношений Японии с США, Австралией, Индией, ЕС и Великобританией. Доцент А.А.Киреева приняла участие в рамках дискуссии в нескольких сессиях семинара.

Школа восточных и африканских исследований при Лондонском университете (School of Oriental and African studies) является важным центром подготовки специальных востоковедных кадров в Англии. Школа имеет следующие факультеты: 1) языков и культур Индии, Бирмы и Цейлона, 2) языков и культур Дальнего Востока, 3) языков и культур Ближнего и Среднего Востока, 4) языков и культур Африки, 5) фонетики и лингвистики и 6) восточной истории и права. За исключением историко-правового факультета основное внимание в школе уделяется изучению восточных языков. Во время второй мировой войны наибольшее количество студентов изучало японский и китайский языки.

Наряду с языковой подготовкой школа обеспечивает своих слушателей эпизодическими лекциями или краткими циклами лекций в среднем не более двух - трёх лекций по одной теме по вопросам истории, истории культуры или экономики изучаемых стран. Примером такого рода тематических циклов могут служить лекции, читанные на факультете Дальнего Востока: "Международные связи Японии между двумя войнами", "Японские колонии", "Религия в Японии", "Экономическая история Японии с 1868 года". Студенты-африканисты прослушали в 1944 г. лекции на следующие темы: "Социальная антропология", "Американский взгляд на колониальную администрацию", "Африканская музыка".

Факультеты школы выполняют практическую консультационную работу для английского министерства колоний. Следует отметить, что в совете школы представлен целый ряд английских ведомств, заинтересованных в подготовке востоковедных кадров; министерства иностранных дел, колоний, по делам Индии и военное. Председателем совета школы является видный колониальный деятель Англии лорд Хейли, занимавший в прошлом пост губернатора Бенгалии.

Профессорско-преподавательский состав школы в значительной мере состоит из специалистов но Индии и другим колониальным владениям Англии. Характерно, что из прочтённых в школе в 1944 г. двадцати с лишним публичных лекций три четверти были посвящены Индии и Бирме. Профессура факультета восточной истории и права состояла в 1944 г. из следующих специалистов: декан проф. Додвелл - история и культура британских, владений в Азии и специально Индии, капитан Филипс - история Индии, Барнет - старший лектор по истории Индии, проф. Минорский - история Ирана" Бернард Льюис - история ислама, Виттек- история Турции и турецкой культуры, Виси-Фицджеральд - индийское право. Мак Грегор - бирманское буддийское право, Фарнивол - история Бирмы, Холл - история Бирмы, подполковник Харт - история Индии, проф. Тоинби - история Ближнего Востока, Люс - древняя и средневековая история и эпиграфика Бирмы. Состав лекторов показывает явное преобладание в системе преподавания именно индо-бирманской тематики.

Согласно отчётам школы, основными общими курсами, поставленными в годы войны на факультете восточной истории и права, были курсы "История Азии" и "Мусульманское право". При этом количество слушателей на историко-правовом факультете значительно уступало другим факультетам, подготовлявшим главным образом переводчиков. Это отразилось и на научно-исследовательской печатной продукции школы, среди которой преобладают лингвистические работы, преимущественно педагогически-прикладного значения. Из немногих нелингвистических публикаций общего характера обращают на себя внимание статьи сэра Ричарда Винстэдта "Духовное беспокойство зависимых народов", "Обучение колониальных гражданских чиновников", "Антропология для колоний" (все они были опубликованы в журнале "The Quardian", статья Виси-Фицджеральда "Подготовка коммерческих представителей для Азии и Африки" и др.

Школа восточных и африканских исследований (School of Oriental and African Studies, SOAS) возникла в 1916 г. при Лондонском университете как Школа востоковедения, а в 1938 г. обрела современное наименование. Мощнейшей колониальной державе, каковой тогда была Великобритания, нужны были специалисты, разбирающиеся в особенностях экономики, политики, культуры и менталитета зависимых от неё народов, которые населяли в основном Азию и Африку. Поэтому потребность в таком учебном заведении была очевидной.

Но её сохранил и отказ Соединенного Королевства от почти всех своих заморских владений - т.к. теперь требовалось уже не управлять зависимыми территориями, а сохранять старые связи и развивать отношения с самостоятельными и равноправными партнерами. Поэтому именно на вторую половину ХХ-го, а особенно начало XXI-го веков и приходится максимальный расцвет учреждения. Так, с 70-х годов по сегодняшний день число обучающихся в нём выросло с примерно одной до почти шести тысяч. А в 2011 г. School of Oriental and African Studies получила право присуждать учёные степени, чем окончательно утвердилась в университетском статусе.

Достижения

Школа является единственным ВУЗом в Европе, где изучаются азиатские и африканские страны. Но авторитетна она не только в своём «амплуа» - например, по UK она становилась:

  • 3-й и 4-й в изучении соответственно юго-восточной Азии и Среднего Востока в 2011 г. (Complete University Guide);
  • 6-й в организации образовательного процесса в 2016 г. (RUR Ranking);
  • тогда же - 9-й в преподавании истории, философии, теологии и права (Times Higher Education).

А в 2009 г. ВУЗ удостоился королевской премии за существенный вклад в преподавание языков.

Таких высот институту удалось достичь во многом благодаря своей научно-исследовательской базе - в первую очередь открытой в 1973 г. библиотеке с одним из богатейших в мире фондов востоковедческой литературы (около 1,5 млн. бумажных и электронных носителей).

Программы и организация преподавания

SOAS предлагает желающим выучиться на бакалавра, магистра или доктора на факультетах:

На каждом факультете работает несколько кафедр, которых в целом насчитывается 19. Иностранным студентам, обучающимся по некоторым программам, предоставляются стипендии. Также ВУЗ постоянно организует краткосрочные летние курсы.

Перспективами трудоустройства будущих выпускников занимается Служба карьеры. Она устраивает различные семинары, тренинги и мастер-классы по поиску работы, а также встречи учащихся с сотрудниками HR-отделов и кадровых агентств; консультирует студентов в карьерных вопросах и предоставляет информацию о вакантных должностях из своей базы.

После занятий

Довольно активна и внеучебная жизнедеятельность студенческого сообщества - тем более что в институте такой специализации учеба и социальная жизнь тесно взаимосвязаны. Так, в галерее Брунея (построенной на пожертвования султана этого государства) периодически проходят разнообразные выставки произведений искусства стран Востока, а на её крыше в 2001 г. разбили настоящий японский сад как место для отдыха и медитаций.

Но учащимся есть чем заняться и кроме самосозерцания, т.к. здесь действует примерно 50 различных клубов по интересам - спортивных, кулинарных, политических, культурных (в том числе своя радиостанция c программами о современной мировой культуре) и других. И поскольку SOAS - это фактически филиал Лондонского университета, то её студенты могут вступать и в его сообщества.

Проживание

Приезжие могут разместиться в 2-х общежитиях, расположенных неподалеку от вокзалов Сент-Панкрасс и Кингс-Кросс и предлагающих соответственно 510 и 259 комнат с отдельными ваннами. В каждом из них есть общий зал с телевизором и DVD, вендинг-автоматами и прачечной.

Размещение также возможно в 7-ми межуниверситетских резиденциях London University. Везде проведены телефон и интернет.

Вверх