Сформулируйте определение объекта наблюдения переписи почтовых отделений. Что являеться объектом переписи почтовых отделений связи. Основные организационные вопросы и этапы статистического наблюдения
Как можно сформулировать определение объекта наблюдения:
1) переписи жилого фонда страны
Решение .
Напомнить, что под объектом наблюдения понимается некоторая статистическая совокупность, в которой проистекают исследуемые социально-экономические явления и процессы. Объектом наблюдения может быть совокупность физических лиц (население региона, страны, лица занятые на предприятиях отрасли и др.), физические единицы (машины, жилые дома), юридические лица (предприятия, фермерские хозяйства, коммерческие банки, учебные заведения).
Чтобы определить объект наблюдения необходимо определить границы изучаемой совокупности. Для этого следует указать важнейшие признаки, отличающие его от других сходных объектов. Например, для промышленных предприятий определить форму собственности, организационно-правовые формы предприятий, отрасли промышленности и регионы, подлежащие наблюдению.
1) Перепись жилого фонда
Границы наблюдения – территория страны, объектом наблюдения при переписи жилого фонда является совокупность жилых зданий и помещений всех форм собственности, в которых на момент переписи были прописаны и фактически проживали люди. Время наблюдения – критическая дата , по состоянию на которую учитывается жилой фонд.
Единица наблюдения - жилое здание или помещение.
2) Переписи научных учреждений республики
Границы наблюдения – территория страны, объектом наблюдения при переписи научных учреждений являются организации и учреждения в уставе которых записаны виды деятельности, классифицируемые как научная. Время наблюдения – критическая дата , по состоянию на которую учитываются научные учреждения.
Контрольные вопросы к теме «Статистическое наблюдение»
1. Назовите этапы статистического наблюдения.
2. В чем суть статистического наблюдения?
3. Что такое объект и единица статистического наблюдения?
4. С какой целью составляется план статистического наблюдения?
5. Что такое программа статистического наблюдения?
6. Как различается наблюдение с точки зрения охвата единиц наблюдаемой совокупности?
7. Назовите виды несплошного наблюдения.
8. Назовите способы статистического наблюдения.
9. Какие ошибки могут возникнуть в процессе наблюдения, какие существуют способы их предотвращения и контроля?
10. Как называется множество элементов, обладающих массовостью, качественной однородностью, определенной целостностью, взаимозависимостью состояний отдельных единиц и наличием вариации?
11. В каком документе статистического наблюдения определяется объект и задачи наблюдения?
12. Как называется перечень вопросов, на которые в процессе статистического исследования должны быть получены ответы о каждой единице совокупности?
13. Что является единицей наблюдения при переписи населения?
14. Как называется обследование, при котором регистрации подвергается только часть интересующей исследователя по какому-либо признаку совокупности и полученные результаты служат характеристикой всей совокупности?
Контрольные задания к теме «Статистическое наблюдение»
Задача 2.1
Сформулируйте определение объекта наблюдения:
а) переписи жилищного фонда города;
б) переписи научных учреждений;
в) переписи предприятий обрабатывающих производств.
Задача 2.2
Перечислите наиболее существенные признаки следующих единиц статистического наблюдения:
а) магазина;
в) театра;
г) обрабатывающего предприятия.
Задача 2.3
Какие бы вы наметили признаки, которые следовало бы регистрировать при проведении:
а) обследования работы городского транспорта в целях изучения путей улучшения перевозок пассажиров;
б) обследования предприятий обрабатывающих производств в целях изучения сменности работы оборудования.
Задача 2.4
Проведите логический контроль правильности заполнения мигрантом отрывного талона к листку выбытия:
Задача 2.5
Проведите логический контроль данных (табл. 2.3) о выпуске готовой продукции и полуфабрикатов по предприятиям производственного подразделения в отчетном периоде и внесите исправления:
Таблица 2.3 – Исходные данные
Задача 2.6
С помощью логического контроля проверьте ответы на вопросы переписного листа переписи населения:
а) фамилия, имя, отчество – Петрова Елена Ивановна;
б) пол – мужской;
в) возраст – 6 лет;
г) состоит ли в браке – да;
д) национальность – белоруска;
е) родной язык – русский;
ж) образование – высшее;
з) место работы – техникум;
и) занятие по месту работы – преподаватель.
В каких ответах вероятнее всего допущены ошибки и как их исправить?
Задача 2.7
Проверьте правильность данных (табл. 2.4) графы (столбца) и итоговых показателей в отчетности торгового предприятия за квартал, в тысячах денежных единиц.
Таблица 2.4 - Показатели отчетности торгового предприятия за квартал
Контрольные вопросы
- В чем заключается суть статистического наблюдения и каково его отличие от других видов наблюдений?
- Каковы требования к статистическому наблюдению?
- Программно-методологические вопросы обеспечения статистического наблюдения.
- Цель и задачи статистического наблюдения.
- Объект и ценз статистического наблюдения.
- Что представляет собой программа статистического наблюдения.
- Какие самые важные принципы и правила проведения статистического наблюдения?
- Каковы вопросы отображаются в организационном плане статистического наблюдения?
- Формы статистического наблюдения и их сущность.
- Разновидности статистического наблюдения и их сущность.
- Что называют ошибками статистического наблюдения?
- На какие две группы разделяются ошибки статистического наблюдения?
- Причины возникновения ошибок регистрации. Виды ошибок регистрации.
- Причины возникновения ошибок репрезентативности.
- Какие виды контроля результатов статистического наблюдения используют статистические органы?
- В чем суть логического контроля?
- В чем суть арифметического контроля?
Практикум 1. (по Шмойловой и др.)
Статистика
1.1. Назовите основные этапы в эволюции смыслового содержания термина Статистика».
1.2. Укажите, как именуется работник, для которого сбор статистических данных является родом профессиональной деятельности.
1.3. Назовите в качестве примера сферы социально-экономической жизни общества, изучаемые статистикой.
1.6. К каким видам (количественным или атрибутивным) относятся следующие признаки:
А) количество работников на фирме;
Б) родственные связи членов семьи;
В) пол и возраст человека;
Г) социальное положение вкладчика в Сбербанк;
Д) этажность жилых помещений;
Е) количество детей в семье;
Ж) розничный товарооборот торговых объединений.
1.7. Укажите, какие совокупности можно выделить в высшем учебном заведении для статистического изучения?
1.8. Укажите, какие можно выделить статистические совокупности кредитных учреждений; сферы потребительского рынка; крестьянских хозяйств; строительного производства
1.9. Какими количественными и атрибутивными признаками можно охарактеризовать совокупность студентов вуза?
1.15. Какими признаками – прерывными или непрерывными – являются:
А) численность населения страны;
Б) количество браков и разводов;
В) производство продукции легкой промышленности в стоимостном выражении;
Г) капитальные вложения в стоимостном выражении;
Д) процент выполнения плана реализованной продукции;
Е) число посадочных мест в самолете;
Ж) урожайность зерновых культур в центнерах с 1 га.
1.16. К каким видам (качественным или количественным) относятся следующие признаки:
А) тарифный разряд рабочего;
Б) балл успеваемости;
В) форма собственности;
Г) вид школы (начальная, неполная средняя и т. д.);
Д) национальность;
Е) состояние в браке.
1.17. Назовите общественные группы населения по источникам средств существования.
Статистическое наблюдение
2.2. Заполните формуляр переписи населения 2002 г. данными о себе и о других членах своей семьи по состоянию на критический момент (см. бланки в Интернет). Критический момент устанавливается по указанию преподавателя.
2.3. Проведите классификацию форм ответов на вопросы переписного листа переписи населения 2002 г. Результаты классификации представьте в следующей таблице:
2.5. Сформулируйте определение объекта наблюдения:
А) переписи почтовых отделений связи;
Б) переписи торговых предприятий;
В) переписи научных учреждений;
Г) переписи коммерческих банков;
Д) переписи больниц, поликлиник и других учреждений
здравоохранения;
Е) переписи школ;
Ж) обследование организаций о составе затрат на
рабочую силу.
2.6. Составьте перечень наиболее существенных признаков следующих единиц статистического наблюдения:
А) фермерское хозяйство;
Б) жилой дом (для жилищной переписи);
Г) библиотека;
Д) театр;
Е) совместное предприятие.
2.12. С целью изучения мнения студентов об организации учебного процесса вуза, в котором вы учитесь, необходимо провести специальное обследование. Требуется определить:
А) объект и единицу наблюдения;
Б) признаки, подлежащие регистрации;
В) вид и способ наблюдения;
Г) разработать формуляр и написать краткую инструкцию к его заполнению;
Д) составить организационный план обследования;
Е) произвести наблюдение в вашей студенческой группе и результаты его представить в виде таблиц.
2.17. В 1994 г. Госкомстат России проводил (через свои органы) единовременное обследование организаций о составе затрат на рабочую силу. К какому виду статистического наблюдения по признаку времени относится это обследование?
2.18. На оптовую торговую базу поступила партия товара. Для проверки его качества была отобрана в случайном порядке десятая часть партии, и путем тщательного осмотра каждой единицы товара определялось и фиксировалось его качество. К какому виду наблюдения (и по каким признакам) можно отнести это обследование партии товара?
2.19. Производится статистическое наблюдение. Ответы на вопросы формуляра наблюдения записываются на основании документов, содержащих соответствующие сведения. Как называется такого рода наблюдение?
2.20. Редакция журнала, желая выяснить мнение читателей о журнале и их пожелания по его улучшению, разослала анкету с просьбой ответить на содержащиеся в ней вопросы и возвратить ее в редакцию. Как называется в статистике такое наблюдение?
2.21. При проведении в 2002 г. переписи населения ответы на вопросы переписного листа записывались на основе ответов на них опрашиваемых лиц. Как называется такого рода наблюдение? Как называют работника переписи, производящего опрос населения и заполнение переписных листов?
2.22. Во время Всероссийской переписи населения 2002 г. счетчики посетили каждую семью и записывали в переписные листы каждого в отдельности члена семьи и его ответы на вопросы переписного листа. Как называется такой способ наблюдения?
2.26. С помощью логического контроля подвергните проверке следующие ответы на вопросы переписного листа переписи населения:
А) фамилия, имя, отчество – Иванова Ирина Петровна;
Б) пол – мужской;
В) возраст – 5 лет;
Г) состоит ли в браке в настоящее время – да;
Д) национальность – русская;
Е) родной язык – русский;
Ж) образование – среднее специальное;
З) место работы – детский сад;
И) занятие по этому месту работы – медицинская сестра.
В ответах, на какие вопросы вероятнее всего произведены ошибочные записи? Можно ли исправить какие-либо из них?
2.27. В одном из переписных листов переписи населения, имевшей критическим моментом 0 часов с 08 на 09 октября 2002 г., были произведены следующие записи:
А) фамилия, имя, отчество – Петров Сергей Иванович;
Б) пол – мужской;
В) возраст - 50 лет, родился в 4-м месяце 1925 г.;
Г) состоит ли в браке в настоящее время – нет;
Д) национальность – русский;
Е) образование – среднее;
Ж) место работы – ателье верхней одежды;
З) занятие по этому месту работы – бухгалтер;
И) общественная группа – рабочий.
Укажите, какие из ответов не согласуются между собой.
2.28. Проверьте с помощью счетного (арифметического) контроля следующие данные, полученные из статистической отчетности о работе детского сада:
А) всего детей в детском саду – 133;
Б) в том числе: в старших группах – 37, в средних группах – 43, в младших группах – 58;
В) из всего числа детей: мальчиков – 72, девочек – 66.
Если вы установили несоответствие между некоторыми числами, то считаете ли вы достаточными основания для внесения соответствующей поправки?
2.29. Проверьте следующие данные о выручке от обслуживания населения предприятиями связи района города и дайте наиболее вероятное объяснение несоответствия между числами, которые вы обнаружили (тыс. руб.):
Всего выручка – 255.
В том числе от:
продажи конвертов, марок, открыток и других видов товаров – 150,
подписки на периодические издания – 200,
продажи газет и журналов – 45.
2.30. Перепись населения проводилась в период с 9 по 16 октября 2002 г. Критическим моментом было 0 часов ночи с 08 на 09 октября. Счетчик пришел:
1) в семью № 1 - 11 октября. В этой семье 10 октября умер человек. Как должен поступить счетчик:
А) не вносить сведения об умершем в переписной лист;
Б) внести с отметкой о смерти;
В) внести без отметки о смерти;
2) в семью № 2 – 15 октября и попал на свадьбу. Два часа назад молодожены возвратились из загса после регистрации брака (до этого в зарегистрированном браке они не состояли). Что должен записать счетчик в ответ на вопрос «Состоите ли вы в браке в настоящее время» о каждом из супругов:
А) состоит;
Б) не состоит;
3) в семью № 3 – 16 октября. В семье 14 октября родился ребенок. Как должен поступить счетчик относительно этого ребенка:
А) внести в переписной лист;
Б) не вносить в переписной лист;
4) в семью № 4 – также 16 октября. Один из членов семьи на вопрос: «Состоит ли он в браке в настоящее время», ответил, что не состоит, и показал счетчику свидетельство о расторжении брака, в котором указано, что брак расторгнут в первый день переписи – 9 октября. Несмотря на возражения опрашиваемого, счетчик зарегистрировал его состоящим в браке. Правильно ли поступил счетчик?
2.31. В городское управление государственной статистики поступил от предприятия «Отчет промышленного предприятия о выполнении плана по труду» за II квартал текущего года. Все необходимые сведения о выполнении плана по труду в нем имеются, но нет подписей соответствующих должностных лиц. Можно направить этот отчет в разработку или нет?
Главная > Документ3. Статистические наблюдения
План изучения темы
Перечень вопросов | Литература | |
Студент должен знать: | ||
- определение статистического наблюдения; - формы, виды статистического наблюдения; - принципы статистического наблюдения; - способы наблюдения;- виды ошибок и контроль за ними; | Л-1 Л-2 Л-4 Л-5 | 19-36 12-18 15-22 14-24 |
- задачи по совершенствованию статистического наблюдения; | ||
уметь: | ||
- разрабатывать план проведения статистического наблюдения | ||
Методические указания При изучении темы следует уяснить, что наблюдение является пер-вым и исходным этапом статистического исследования. Необходимо уяснить основные принципы организации и проведения наблюдения, научиться решать практические задачи, встающие перед на-блюдателем. Четко уяснить что статистическое наблюдение является целена-правленным научно организованным процессом. Это выражается в том, что оно проводится с определенной, заранее установленной целью, орга-низуется по плану. Подготовка наблюдения включает в себя большой круг разного виды работ. Сначала необходимо решить программно-методологические вопросы его проведения, затем решить проблемы организационного характера, а затем проведение массового сбора данных непосредственно связанных с заполнением статистических формуляров. Необходимо уяснить основные организационные формы, виды и спо-собы статистического наблюдения, принципы классификации форм, ви-дов и способов наблюдения и применение их при решении задач. Важнейшей задачей наблюдения является получение доброкачест-венных, достоверных данных. Ее решение зависит от успешного выпол-нения требований, предъявляемых к наблюдателю. Однако надо иметь в виду что в ходе наблюдения могут возникнуть погрешности. Погрешно-сти появляющиеся в процессе наблюдения, называются ошибками на-блюдения Все погрешности, возникающие при сплошном наблюдении, называются ошибками регистрации. Для предупреждения или уменьше-ния размеров этих погрешностей в оргпланах наблюдения следует преду-сматривать специальные контрольные мероприятия (например, проведе-ние повторного наблюдения единиц наблюдения и т. п.). При несплошном наблюдении, в частности выборочном, могут возник-нуть специфические ошибки, называемые ошибками репрезентативности. Они появляются в силу того, что наблюдение является не сплошным. После получения статистических формуляров следует провести про-верку полноты и качеств собранных данных. Узловые вопросы изложены в схеме.
3.1. Сформулируйте определение объекта наблюдения:
а), переписи почтовых отделений связи; б), переписи торговых предприятий; в), переписи научных учреждений; г), переписи больниц, поликлиник и др. учреждений здравоохранения; д). переписи школ. 3.2. Составьте перечень наиболее существенных признаков следую-
щих единиц статистического наблюдения: а), фермерских хозяйств; в), вуза; б), жилого дома; г), совместного предприятия.
- Предполагается провести перепись скота в хозяйствах населения. Какой способ и вид наблюдения (по источнику сведений) вы предпочли бы для этой переписи. Мотивируйте свой выбор. В 1994 году Госкомстат России проводил (через свои органы) единовременное обследование организаций о составе затрат на рабочую силу. К какому виду статистического наблюдения по признаку времени относится это обследование?
Ознакомление с формами статистической отчетности сельскохозяй-ственных предприятий. 4. Сводка и группировка статистических данных
План изучения темы
Перечень вопросов | Литература | |
Студент должен знать: | ||
- понятие сводки и группировки, их значение и | Л-1 | |
применение; | Л-2 | |
- сущность статистической сводки и группировки; | Л-4 | |
- понятие о группировочном признаке; | Л-5 | |
- понятие об интервале; | ||
- понятие о рядах распределения и их применении | ||
при решении задач; | ||
уметь: | ||
- правильно определять группировочные признаки; | ||
- выбирать интервалы статистической группировки; | ||
- составлять группировки. |
Методические указания
При изучении данной темы следует уяснить, что важнейшим этапом исследования социально-экономических явлений и процессов является систематизация первичных данных и получение на этой основе сводной характеристики объекта в целом при помощи обобщающих показателей, что достигается путем сводки и группировки первичного статистическо-го материала. Следует уяснить, что по глубине и точности обработки материала различают сводку простую и сложную. Проведение сводки необходимо осуществлять по следующим этапам:
- выбор группировочного признака; определение порядка формирования групп;
- разработка системы статистических показателей для характеристи-ки групп и объекта в целом; разработка макетов статистических таблиц для представления ре-зультатов сводки.
- выделение социально-экономических типов явлений;
- изучение структуры явления и структурных сдвигов, происходящих в нем;
- выявление связи и зависимости между явлениями.
- типологическая; структурная;
Когда определено число групп, то следует определить интервалы группировок, которые могут быть равными и неравными.
Величина равного интервала может быть определена по следующей формуле: где: I – интервал, X mas и X min – максимальное и минимальное значения признаков совокупности, п – число групп. При группировке статистических данных каждая группа может характери-зоваться несколькими статистическими показателями. Если охарактеризовать группы лишь одним показателем, а именно численностью единиц, входящих в группу, то получатся ряды распределения, которые могут составляться по ко-личественному и качественному (атрибутивному) признакам. Отсюда их называют вариационными и атрибутивными рядами. Ряды распределения можно представить следующей схемой.
Схема 4. Ряды распределения
Практическое занятие 2
ILo материалам сельскохозяйственных предприятий проведите простую и комбинированную группировку. Результаты группировки оформите статистической таблицей и сделайте анализ.
Задачи и упражнения для самоконтроля
4.1. К каким группировочным признакам – атрибутивным или коли-
чественным – относятся: а) возраст человека; б) национальность; в) балл успеваемости; г) доход сотрудника фирмы; д) форма собственности? 4.2. Какие из указанных ниже группировок являются типологическими: а) группировка населения по полу; б) группировка населения по отраслям, занятого в народном хозяйстве; в) группировка капитальных вложений на строительство объектов
производственного и непроизводственного назначения; г) группировка предприятий общественного питания по формам соб-
ственности? 4.3. Известны следующие данные по основным показателям деятель-
ности крупнейших банков одной из областей России (данные условные)
(тыс. руб.)
№ п/п | Сумма активов | Собствен-ный капи-тал | Привлечен-ные ресурсы | Балансо-вая при-быль | Объем вложе-ний в государ-ственные цен-ные бумаги | Ссудная задолжен-ность |
1 | 2 | 5 | 7 | |||
1 | 645,6 | 8,1 | 30,8 | |||
2 | 636,9 | 9,5 | 25,7 | |||
3 | 629,0 | 38,4 | 26,4 | |||
4 | 619,6 | 38,4 | 25,3 | |||
5 | 616,4 | 13,4 | 20,9 | |||
6 | 614,4 |