Исследовательская работа на тему "алфавит". Детский исследовательский проект «Зачем человеку нужны буквы? Применение алфавита в жизни

Русский алфавит создан братьями Кириллом и Мефодием на заказ действующего императора. Но для чего понадобился алфавит самому императору?

Применение алфавита в повседневной жизни

Допустим, вы ищете нужный номер в телефонной книге. Это так быстро и удобно - пролистать до нужной буквы и найти его. Или вы попросили книгу в библиотеке, и её быстро нашли в электронной базе книг. Но всё чаще использование алфавита заменяется поиском - ввёл начальные несколько букв и система автоматически выдаёт список результатов.

Но существуют некоторые ситуации, в которых алфавит незаменим - когда отсутствует электроника. Например, вам нужно найти определённую бумажную книгу в магазине или библиотеке. Ведь намного быстрее и проще посмотреть на определённой полке, чем рыться в общей куче?

Актуальным остаётся значение алфавита при составлении списков людей. Как определить, кого записывать первым, кого вторым? Человек может обидеться или подать в суд за ущемление его прав. А так можно оправдываться алфавитным порядком - твоя фамилия начинается на "Б", а его - на "А", поэтому он первый.

Алфавитный порядок используется при изучении списка товаров или прайс-листов - благодаря ему все позиции легко объединяются между собой и их становится легче изучать, например:

  • Ручка Maxriter - 10 руб.;
  • Ручка Flair - 13 руб.;
  • Степлер - 400 руб.

Чтобы поступить в школу/перейти в какой-то класс, у учеников проверяют знание алфавита. Иногда его незнание может повлечь за собой отказ в поступлении или переводе.

Что значить "знать алфавит"

Знать алфавит - значит знать точное количество букв в нём, их порядок. Если ребёнок может назвать каждую букву, но при этом не может рассказать их порядок - он не знает алфавит.

В итоге, можно сделать вывод, что в современном мире поисковая функция алфавита понемногу уходит на второй план - её заменяет электронный поиск. Но он всё ещё остаётся отличным средством упорядочивания информации в любом виде - материальном (книги, записи, список товаров) или нематериальном (список номеров в телефоне, отображение файлов на ноутбуке).

Сначала люди пользовались только устной речью. Потом постепенно возникла и широко распространилась письменная речь. В устной речи мы имеем дело со звуками в словах (звуки мы произносим и слышим), а в письменной - с буквами, которыми обозначаются эти звуки (буквы мы видим, читаем и пишем). Буквы бывают печатными и рукописными; большими (заглавными) и маленькими. Буквы располагают в определённом, обязательном для всех порядке, и тогда они называются алфавитом (или азбукой), а такой порядок - алфавитным. В русском алфавите 33 буквы: 10 гласных, 21 согласная и две буквы -Ъ и Ь,- которые не обозначают звуков. По алфавиту размещают слова в словарях и справочниках, составляют разные списки. В алфавитном порядке расположены, например, слова в орфографическом словаре, названия учреждений и фамилии жителей в телефонном справочнике, фамилии авторов в библиотечной картотеке. Алфавит нужно знать для изучения любого языка. Алфавит является важной частью развития цивилизации и культуры (освоение других наук и передача знаний другим людям). Хорошее знание алфавита помогает человеку в жизни.

Образовательные:

  • систематизировать знания об алфавите;
  • показать необходимость знания алфавитного порядка для его использования в различных сферах деятельности современного человека;
  • способствовать развитию орфографической зоркости;
  • продолжить формировать умение пользоваться словарями.

Развивающие:

  • расширять кругозор учащихся;
  • развивать речь, мышление;
  • развивать познавательную и творческую активность учащихся.

Воспитательные:

  • воспитывать умение работать в коллективе;
  • учить "оценивать собственную деятельность на уроке;
  • воспитывать потребность в знаниях.

Оформление: на шторах закреплен красочный алфавит.

Оборудование:

  • презентация к уроку;
  • толковые словари С.И.Ожегова на каждую парту;
  • листы формата А4 с заданием "Буратино" для каждого ученика;
  • карточки с буквами для каждого ученика для соревнования по рядам
  • блокнот, записная книжка;
  • диск с песней "Буратино" (муз. А.Рыбникова, сл. Ю.Энтина);
  • раздаточный материал для учителей (на открытом уроке):
  • листы с темой и задачами урока (Приложение 1);
  • листы "алфавитный портрет учителя" (Приложение 2);
  • листы с заданием "Буратино" (Приложение 3).

Ход урока

I. Орг. Момент.

Сегодня гости к нам пришли.
Спасибо им за их вниманье.
Чтоб время зря не провели,
Приложим наши все старанья.

II. Чистописание.

Угадайте, какую букву мы сегодня будем вспоминать на минутке чистописания.

Буква эта знаменита,
Вы узнать её должны.
Звуком этой важной буквы
Поют песню груднички.

Дети прописывают одну строчку заглавной буквы "А", а другую строчной буквы "а".

III. Знакомство с новым словарным словом .

А чем знаменита эта буква? (Стоит в начале алфавита).

Что же такое алфавит?

Давайте вспомним, как звучит алфавит. Только ещё раз напомню вам, что каждая буква алфавита имеет своё название.

Мы много говорили про алфавит. Но ещё не познакомились со словом "алфавит", как со словарным словом. Сейчас мы это недоразумение устраним.

Итак, слово "алфавит". (На презентации появляется слово "алфавит".) (СЛАЙД 1).

Какой слог ударный в этом слове? Значит, нам надо запомнить, что безударные гласные обозначены здесь буквами "а". Запомнить это нам поможет история возникновения этого слова.

Алфавит назван так по названию двух первых греческих букв "альфа" и "вита". (СЛАЙД 2)

Название первой греческой буквы полностью поселилось в слове алфавит за исключением мягкого знака.

Дети прописывают слово алфавит.

IV. Сообщение темы и цели урока.

Как вы думаете, ребята, какова тема нашего сегодняшнего урока?

Да, ребята, мы посвятим ещё один урок теме "Алфавит". Целью нашего сегодняшнего урока является необходимость ещё раз доказать себе, насколько важен алфавит в нашей жизни.

Дети, а кто знает, каким русским словом-синонимом можно заменить слово "алфавит"? (Словом азбука).

Правильно! Слово "азбука" тоже произошло от названия двух первых букв: "аз" и "буки". (СЛАЙД 3)

Есть замечательная пословица: "Азбука - к мудрости ступенька".

Как вы понимаете смысл этой народной мудрости?

Давайте запишем это предложение в тетради. (На доске это предложение с комментированием записывает один ученик).

Физ. минутка для глаз. (СЛАЙД 4)

На экране под музыку перемещается буква в заданной траектории. Дети должны глазамиследить за ее перемещением по экрану.

V. Работа по обобщению, ранее полученных знаний.

Ребята, для чего же нам нужен алфавит? Кто в нашей школе использует знания алфавита? (Библиотекарь, секретарь, учитель).

А как вы думаете, можно сказать, что алфавит помогает экономить время, не тратить его зря?

Давайте докажем это.

К доске учитель вызывает двух учеников. Он сообщает, что одному из них сейчас дадут блокнот, а другому записную книжку с алфавитом.

Ребята, как вы думаете, чем отличаются друг от друга блокнот и записная книжка? (Записная книжка составлена по алфавиту, а блокнот - нет.)

И в блокноте и в записной книжке записан телефон Суздалевой Галины Ивановны. Представим себе, что вам срочно нужно мне позвонить.

Давайте посмотрим, кто быстрее его найдёт.

Попробуем ещё раз? (Записан телефон поликлиники).

Дети делают вывод, что, конечно, алфавит помогает сэкономить время.

А раз алфавит так необходим, то давайте потренируемся пользоваться им в обычной жизненной ситуации.

Задание 1.

Сейчас мы поможем библиотекарю расположить книги в алфавитном порядке по фамилиям их авторов.

Эта писательница написала поучительный рассказ "Печенье". (Осеева)

Кто написал произведение "Заплатка"? (Носов)

Кто написал стихотворение "Я лишний"? (Барто)

Дети работают в тетрадях. Затем один ученик выходит к доске и на магнитах располагает в алфавитном порядке фамилии авторов.

Правильность ответа проверяется на экране. По щелчку вылетают фамилии авторов. (СЛАЙД 6).

Задание 2.

Угадайте, с чем будет связано следующее задание.

Он на полках обитает,

Всё обо всём он вечно знает.

Какие словари вы уже знаете?

Конечно, это словарь.

А сейчас, используя алфавит, попробуем найти в Толковом словаре значение одного слова. Но до этого попытаемся сами определить его значение.

Это слово "баклуши".

(Предположения учащихся.)

Затем ученики находят данное слово в словаре. Далее объяснение учителя и на СЛАЙДЕ 7 появляется статья из Толкового словаря Ожегова.

Баклуши - чурки для выделки мелких изделий.

Бить баклуши - бездельничать.

(Учитель объясняет значение слова - чурки.)

А мы с вами бьём баклуши на уроке?

Физ. минутка.

Каждый ученик получает определенную букву. Дети должны встать в алфавитном порядке. Какой ряд быстрее.

Задание 3.

Ребята, на физ. минутке мы использовали знания алфавита для игры. А давайте еще поиграем.

Детям раздаются альбомные листы, на которых разбросаны буквы алфавита. Их надо соединить в алфавитном порядке, чтобы получилось изображение. (У учеников, которые правильно расположили буквы, появляется силуэт Буратино).

Звучит песня "Буратино", а у учителя в руках кукла Буратино (для открытого урока можно пригласить старшеклассника, который сыграет роль Буратино).

Вы, конечно, знаете этого сказочного героя. Помните, он сначала отказался от своей Азбуки, а потом понял, что учиться необходимо.

Задание 4. (Обыгрывается с использованием куклы Буратино).

Сейчас Буратино попросил меня, чтобы вы разгадали еще одно слово. Он сказал, что оно очень важное в жизни каждого человека. Разгадывать его мы будем тоже с помощью знаний алфавита.

(На столе у учителя лежат вырезанные буквы, из которых дети после выполненных заданий получат слово "порядок").

Это слово состоит из 7 букв.

1) Первая буква этого слова стоит в алфавите перед буквой Р. (П)

2) Вторая буква стоит в алфавите после буквы Н. (О)

3) Третья стоит после буквы П. (Р)

4) Четвёртая стоит в алфавите последняя. (Я)

5) Пятая буква слова - пятая буква и в алфавите. (Д)

6) Шестая стоит между буквами Н и П. (О)

7) Последняя буква в нашем слове стоит после Й. (К)

Запишем это важное слово в тетради. А вы знаете, что с этим словом есть замечательная пословица: "Порядок - душа всякого дела". (СЛАЙД 8)

Перепишем по памятке её к себе в тетрадь. (Списывание ведется по памятке, разработанной М.С.Соловейчик).

Пусть эта пословица станет вашим девизом в жизни.

VI. Подведение итога.

Что на уроке вы сегодня узнали?

Кто считает, что он замечательно сегодня поработал?

А кто считает, что бил баклуши?

Заключительное слово учителя.

Алфавит - вот ключ к ответам,
Ведь ответы в словарях.
И воспользуйся советом:
Знанья - свет во всех делах.

Тема: « Как мы используем алфавит?»

Тип : урок открытия новых знаний в рамках деятельностного подхода.

Технология: на ситуативной (игровой) основе

Цель : Сформировать способность учащихся к новому способу действия; повторить порядок букв в алфавите, названия букв.

Задачи:

    Систематизировать знания учащихся об алфавите.

    Развивать у учащихся умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы.

    Способствовать воспитанию любви к русскому языку, культуре общения, внимательности, аккуратности, усидчивости, эстетических чувств, любви и бережного отношения к окружающему миру.

Планируемые результаты

Предметные. Обучающийся получит возможность научится:

    принимать и сохранять учебную задачу в течении урока ;

    осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

    правильно называть буквы;

    записывать слова в алфавитном порядке;

    определять положение заданной буквы в алфавите: ближе к концу, к середине, к началу;

    объяснять, где могут пригодиться знания об алфавите.

Метапредметные.

Регулятивные УУД:

    организовывать своё рабочее место под руководством учителя;

    осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном;

    уметь проговаривать последовательность действий на уроке;

    оценивать себя и одноклассников.

Познавательные УУД:

    ориентироваться в учебнике;

    понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;

    способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).

Коммуникативные УУД:

    соблюдать простейшие нормы речевого этикета;

    планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником, способов взаимодействия;

    формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

    участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

Личностные.

    принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе;

    проявлять уважение к своим одноклассникам в ходе дискуссии по теме урока;

    формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

    учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу;

    ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата;

Межпредметные связи: окружающий мир

План урока

    Реализация построенного проекта.

    Физминутка.

    Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

    Рефлексия. Оценивание.

    Домашнее задание.

Ход урока:

1. Мотивирование к учебной деятельности.


Ребята, к нам сегодня пришли гости, повернитесь, поздоровайтесь, теперь можете сесть поудобнее.

Долгожданный дан звонок-

Начинается урок.

Каждый день – всегда везде,

На занятиях в игре,

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

Учитель спросит- надо встать.

Когда он сесть позволит- сядь.

Ответить хочешь- не шуми,

А только руку подними.

Ребята, сегодня у нас необычный гость. А кто он, вы узнаете, когда выполните непростое задание. У вас на краю стола лежит конверт, в котором находятся элементы букв. Вы должны собрать букву и приклеить ее к альбомному листу.

А теперь поднимите вверх листок с буквой. Давайте вместе прочитаем, какие слова у нас получились. (Азбука и Алфавит).

Кто же наш гость ребята, вы узнаете, если отгадаете загадку. Слайд №2

    На странице букваря
    33 богатыря.
    Мудрецов богатырей
    Знает каждый грамотей.

Слайд №3

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Ребята, как вы думаете, что обозначают эти слова и откуда они появились? Слайд №4

А кто является создателем первого славянского алфавита?

Об этом нам расскажет Огаркова Екатерина.

СОЗДАТЕЛИ СЛАВЯНСКОЙ АЗБУКИ КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ

В конце 862 года князь Великой Моравии (государство западных славян) Ростислав обратился к византийскому императору Михаилу с просьбой прислать в Моравию проповедников, которые могли бы распространять христианство на славянском языке (проповеди в тех краях читались на латинском языке, незнакомом и непонятном народу).

863 год считается годом рождения славянской азбуки.
Создателями славянской азбуки были братья Кирилл и Мефодий.

Император Михаил направил в Моравию греков – учёного Константина Философа (имя Кирилл Константин получил при принятии монашества в 869 году, и с эти именем вошёл в историю) и его старшего брата Мефодия.
Выбор не был случайным. Братья Константин и Мефодий родились в Солуни (по-гречески Салоники) в семье военачальника, получили хорошее образование. Кирилл обучался в Константинополе при дворе византийского императора Михаила III, хорошо знал греческий, славянский, латинский, еврейский, арабский языки, преподавал философию, за что и получил прозвание Философ. Мефодий был на военной службе, затем несколько лет управлял одной из областей, населённых славянами; впоследствии удалился в монастырь.
В 860 году братья уже совершили поездку к хазарам с миссионерской и дипломатической целями.
Чтобы иметь возможность проповедовать христианство на славянском языке, необходимо было сделать перевод Священного писания на славянский язык; однако азбуки, способной передать славянскую речь, в тот момент не существовало.
За создание славянской азбуки и принялся Константин. В работе ему помогал Мефодий, также хорошо знавший славянский язык, так как в Солуни жило очень много славян (город считался полугреческим, полуславянским). В 863 году славянская азбука была создана (славянская азбука существовала в двух вариантах: глаголица – от глаголъ – «речь» и кириллица ; до сих пор у учёных нет единого мнения, какой из этих двух вариантов был создан Кириллом). С помощью Мефодия был сделан перевод ряда богослужебных книг с греческого на славянский язык. Славяне получили возможность читать и писать на своем языке. У славян появился не только свой, славянский, алфавит, но и родился первый славянский литературный язык, многие слова которого до сих пор живут в болгарском, русском, украинском и других славянских языках.
Болгарская церковь установила день памяти Кирилла и Мефодия – 11 мая по старому стилю (24 мая по новому стилю). В Болгарии также учрежден орден Кирилла и Мефодия.

3. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема)

Посмотрите, ребята, как выглядела кириллица и глаголица и сравните с русским алфавитом. Слайды №5-9

Вывод темы урока (проблемы урока).

Откройте учебник стр. 81 проверим, правильно ли вывели тему.

    познакомимся с правильным названием букв

    научимся выстраивать слова в алфавитном порядке

    узнаем, как используют алфавит

4. Реализация построенного проекта.

А теперь проведем минутку чистописания. Для этого мы выполним упр.122 на с.82.

    Прочитайте.

    Каких букв здесь нет?

    Назовите эти бувы.

    Запишите пропущенные буквы.

Слайд № 11.

- Спишите. Объясните смысл пословицы. Слайд №12

Аз да буки, а там и науки.

(Ученики объясняют смысл пословицы, делают выводы)

Игра «Знаешь алфавит- угадаешь слово»

    Первая буква этого слова стоит в алфавите последней,

    вторая- за буквой ж,

    третья между буквами ъ и ь,

    четвёртая- перед буквой л. (язык)

    Первая буква этого слова стоит в алфавите после ч,

    вторая- перед л,

    третья- пятая гласная,

    четвёртая- после к,

    последняя- первая буква алфавита. (школа)

Запишите слова, посчитайте, сколько в них букв и звуков. Чем отличаются буквы и звуки? (ответы детей)

Блиц-опрос

    Прочитай в алфавитном порядке все гласные буквы. (отвечают мальчики)

    Прочитай в алфавитном порядке все согласные буквы. (отвечают девочки)

Давайте вспомним, как расположить слова в алфавитном порядке?

Слайд №16

5. Первичное закрепление с проговариванием внешней речи.

- А теперь выберите задание понравившейся степени сложности

1.Продолжи алфавит: К… … Ч.

2.Спиши слова, расположив их в алфавитном порядке:

дежурный, арбуз, бабочка, класс, лев, машина, гора, тарелка, яблоко.

3. Напиши буквы в словах в алфавитном порядке: смоты. ушд, ныбти, свьоа, онет, кижё, шёр.

6. Физкультминутка. Слайд №19

Алфавит мы изучали,

Мы писали, мы читали.

Мы немножко отдохнём

И опять писать начнём.

Задание «Покажи печатную букву своим телом»

1) Н, М,Л (работа в парах)

2)Р,Х,О(индивидуальная работа)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Вставьте пропущенные буквы и расположите слова в алфавитном порядке. Слайд № 20

Т…традь, п…нал, к…р…ндаш, учит…ль, п…ртфель, дев…чка, мальч…к, р…бота.

Слайд № 21 Взаимопроверка.

Ребята, можно ли проверить данные слова? А как мы называем такие слова? А как можно проверить их написание. (Дети делают вывод, что словарные слова можно найти в орфографическом словаре)

Слайд № 22 Работа со словарем.

- Как вы думаете, что может помочь нам найти слово.

Действительно, все слова в словаре расположены в алфавитном порядке. Как мы можем использовать алфавит?

Работа со словарями, знакомство детей со словарями в учебнике. Учитель показывает словари, которые есть в школьной библиотеке.

Орфоэпический словарь поможет правильно произносить слова.

А теперь я проверю, как вы знаете буквы. Я загадаю вам несколько загадок.

Слайд № 23

Буква на букву дивится,

Словно в зеркало глядится:

«Сходство есть, наверняка,

Только нету языка». (С и Э)

Слайд № 25

Взялись за руки друзья

И сказали: «Ты да я-

Это мы!» А между тем

Получили букву… (М)

Слайд № 27

Посмотри на колесо-

И увидишь букву… (О)

Слайд № 29

Чтобы «О» не укатилась,

Крепко к столбику прибью.

Ой, смотри-ка, что случилось:

Получилась буква… (Ю)

8. Рефлексия. Оценивание.

Слайд № 31

Итог урока

Какую проблему решали на уроке? Как используем алфавит?

Как используем алфавит? Для работы со словарями.

Дополни предложения

Я узнал(а) на уроке ……………..

Мне понравилось……………..

Я научился(лась) на уроке…

Оценивание.

Самооценка учеников друг другом и учителем. Плакаты для самооценки.

Для кого проблема урока решена полностью? (смайл с улыбкой - ЖЕЛТЫЙ)

Кто испытывал затруднение? (смайл без улыбки - КРАСНЫЙ)

Кому нужна моя помощь? (смайл грусный - СИНИЙ)

9 . Домашнее задание. Слайд № 32

    Выполнить упр.125 на с. 83 (записать слова в алфавитном порядке и проверить их расположение по орфографическому словарю на с.136);

Международный детский творческий фестиваль «Южный полюс»

Исследовательская работа

«АБВГДЕЙКа» или «Что такое алфавит и азбука и зачем их нужно знать?»

МБОУ Чулымская средняя общеобразовательная школа

Руководитель: Кодесникова

Наталия Викторовна

пос. Чистое Поле Балахтинского района Красноярского края , Россия

Введение……………………………………………………………………

Глава I. О русской азбуке и алфавите ……………………………………

§ 1. Определение понятий «азбука» и «алфавит»…………………...

§ 2. История появления алфавита и азбуки………………………….

Глава II. Практическая часть работы……………………………………..

§ 1. Выяснение роли алфавита на работе и в жизни людей……….

§ 2. Описание процесса создания модели алфавита………………..

Заключение…………………………………………………………………

Список литературы………………………………………………………...

Приложения………………………………………………………………...

Приложение 1. Стихотворения об азбуке………………………….

Приложение 2. Азбука в картинках………………………………….


Введение

«Запишите слова в алфавитном порядке…», «Подумайте, зачем слова в словарях расположены в алфавитном порядке…», «Расположите по алфавиту буквы каждой строки…». Такие задания мы встретим в нашем учебнике по русскому языку , когда будем заканчивать обучение во втором классе. Интересно то, что на страницах учебника нет чёткого и точного определения, что такое алфавит.


Мы предположили, что если мы не будем знать, что это такое и откуда он взялся, то при выполнении заданий у нас будут некоторые трудности.

Этим и обосновывается актуальность выбранной нами темы.

Проблема заключается в том, что не все современные школьники, не говоря уже о взрослом населении, знают алфавит, и поэтому не могут использовать его в своих целях.

Поэтому цель нашей работы заключается в том, чтобы оценить роль алфавита и азбуки в жизни людей.

Для достижения этой цели нами были выдвинуты следующие задачи :

1. Выяснить, что означают слова «алфавит» и «азбука».

2. Описать историю появления русского алфавита (или азбуки).

3. Сходить на экскурсию к людям разных профессий, чтобы узнать, где им помогает знание алфавита.

4. Провести анкетирование с целью выяснения значимости знания алфавита.

5. Создать модель азбуки, как один из способов запоминания букв алфавита.

Для раскрытия темы мы привлекали материал из энциклопедий и словарей на печатной основе и ресурсы сети Интернет.

Гипотезой нашего исследования является предположение о том, что

1. слова «алфавит» и «азбука» обозначают одно и то же;

2. алфавит и азбуку придумали для чего-то…;

3. знать алфавит и азбуку совсем необязательно.

Практическая значимость нашей работы заключается в том, что модель, созданной нами азбуки можно будет использовать для знакомства первоклассников с буквами для лучшего их запоминания.

Для достижения цели и решения вышеперечисленных задач мы использовали такие методы и приёмы как: анализ литературы по теме работы, сравнительно-исторический анализ, экскурсия, моделирование, иллюстративный метод, сопоставление и обобщение данных, и кроме того методы социального исследования такие как: сравнительный метод, наблюдение, опрос, выборочное обследование.

Глава I. о русской азбуке и алфавите

§ 1. Определение понятий «алфавит» и «азбука»

Прежде чем вести разговор об азбуке и алфавите, мы посчитали необходимым дать им определения на основе известных источников определений.

В свободной энциклопедии – Википедии – говорится о том, что азбука – это «(от аз и буки) кириллический алфавит. Иногда другие алфавиты» , а алфавит – это порядок букв в азбуке» .

В словаре русского языка говорится о том, что алфавит – это «то же, что азбука в первом значении . В свою очередь азбука в первом значении «это – совокупность букв, принятых в данной письменности, располагаемых в установленном порядке, алфавит». . Во втором значении алфавит – это «порядок букв, принятый в азбуке».

В электронной версии Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия мы прочитали, что слово алфавит произошло от названия первых двух букв греческого алфавита: альфа и бета, новогреческого - вита, и означает совокупность букв, слоговых знаков и др. графем данной системы письма, расположенных в определенном порядке .

Здесь же мы тоже прочитали о том, что слова «алфавит» и «азбука» имеют одинаковое значение. Современный алфавит составлен на основе азбуки (кириллицы). В нём 33 буквы расположены в определённом порядке.

В словаре мы прочитали о том, что синонимами слова азбука являются «алфавит, абевега, буквица», которые означают «собрание в порядке всех букв» .

В этом же словаре мы узнали о других значениях слова «азбука»:


1. учебник для изучения грамоты (букварь);

2. начальные основы какой-либо науки;

Таким образом, на основании разных словарей и энциклопедий мы определили, что слова «алфавит» и «азбука» зачастую являются по отношению друг к другу синонимами.

Глава I. О русской азбуке и алфавите

§ 2. История алфавита и русской азбуки

В нашем учебнике по русскому языку говорится, что «слово азбука – русское, а слово алфавит – греческое. Образовались эти слова одинаково – из названий первых букв. Раньше буква а называлась аз , а б буки . Так получилось слово азбука . Греческое название азбуки алфавит » .

Попробуем проверить, насколько эти факты совпадают с фактами из других источников.

Из универсального словаря по русскому языку мы узнали, что слово азбука переделано из греческого άλφαβητος и состоит из названий двух первых букв греческого алфавита – альфа и бета .

Мы прочитали о том, что азбука не всегда была в таком виде, в котором мы привыкли её видеть и использовать. В IX веке была создана одна из первых славянских азбук просветителями Кириллом и Мефодием на основе греческого алфавита и названя по имени просветителя Кирилла – Кириллица. Действовала эта азбука до 1708 года. С изображением этого алфавита мы впервые встретились в учебнике «Русская азбука» на уроке литературного чтения в 1-ом классе .

Там же прочитали про создателей азбуки Кирилла и Мефодия .

На рисунке ниже мы привели иллюстрации из Русской азбуки, на которых изображены Кирилл и Мефодий.

В славянском алфавите две первые буквы носят название аз и буки . Такие названия придумал создатель азбуки Кирилл. Его идея заключалась в том, чтобы каждой букве придать какое-либо значение. Первую букву он назвал «аз» , что в переводе с древнеболгарского означает «я» . Таким образом, я была первой буквой алфавита. Вторая буква называлась «буки» , что означало «буква» . Третья буква в алфавите «веди» была образована от древнеславянского глагола и означала «знать» . Получается, что первые три буквы можно было понимать как «я букву знаю» .

Мы также узнали, что само слово азбука впервые встретилось в письменных источниках XIII века.

В словаре говорится о том, что «в 1620 году было зарегистрировано другое название – азведи . Это связано с тем, что в греческом языке не различаются звуки б и в . Поэтому Кириллу пришлось вместо одной буквы бета ввести две – буки и веди . Греческая β произносилась как нечто среднее между б и в . В нашем языке это два разных звука. Соответственно возникла необходимость в создании двух букв. Появилось у нас слово алфавит , заимствованное у греков. Вместо беты в нём фигурирует вита . Так произносили это слово в средние века, и именно таким оно дошло до наших времён.

§ 1. Выяснение роли Алфавита на работе и в жизни людей

Итак, какую же роль играет алфавит в жизни людей и всего общества в целом?

Мы уже знаем о том, что когда мы выучим алфавит, то на уроках русского языка будем выполнить упражнения на знание алфавита.

Про азбуку и алфавит известны некоторые детские песни, такие как «Азбука» Островского, «АБВГДЕЙКА»

Если мы откроем любой из словарей, то увидим без особого труда, что слова в этих словарях расположены в алфавитном порядке.

С алфавитом мы встретились в книге «Русские пословицы и поговорки», где все пословицы и поговорки выстроены в алфавитном порядке. В предисловии к сборнику говорится о том, что «алфавитный способ размещения пословиц существует издавна. Это вносит порядок в сборник. При алфавитном порядке сами собой выделяются весьма значимые для пословиц начальные слова» . Авторы сборника говорят о том, что «алфавитный порядок помогает понять обобщённый, переносный смысл пословиц, что правильно было бы распространить принцип алфавитного размещения на каждое значимое слово и тогда поиск нужной пословицы был бы значительно облегчен. Но тогда каждую из пословиц пришлось бы повторять в сборнике столько раз, сколько в ней слов» .

Здесь же мы нашли несколько пословиц и поговорок про азбуку: «Аз да буки избавят ли от муки?», «Аз не вяз, и, содрав лыко, не сплести лаптей», «Азбука к мудрости ступенька».

На основе алфавита построена обучающая игра «Баба Яга учится читать», в которой есть упражнения на запоминание букв алфавита, а также на проверку знания его.

Для выяснения ответа на вопрос «Какова роль алфавита в жизни людей?» мы провели опрос среди школьников и взрослых (родителей и работников школы).

В анкетировании приняли участие взрослых и школьников. Всем им предлагалось ответить на три вопроса.

Первый вопрос в нашей анкете звучал так: «Знаете ли вы алфавит?».

Оказалось, что известен алфавит 100% взрослым и 78% учащимся 1-4 классов.

На вопрос «Используете ли вы знание алфавита в своей работе или в учёбе?» только 95 % взрослых и 52 % школьников ответили положительно. 4 % взрослых и 38 % школьников не используют знание алфавита в работе или в учёбе, а 1 % взрослых и 10 % школьников затруднились дать ответ на этот вопрос.

На вопрос «Используете ли вы знание алфавита в повседневной (обычной) жизни?» утвердительно ответили 5 % школьников и 15 % взрослого населения. Не используют в повседневной жизни знание алфавита 90 % школьников и 80 % взрослых. По 5 % из обеих категорий затруднились ответить на вопрос.

С нашим руководителем мы побывали в кабинете у секретаря-делопроизводителя школы Татьяны Борисовны Баховой, от которой узнали, что в школе существует алфавитная книга учащихся. В этой книге фамилии всех учеников расположены в алфавитном порядке, благодаря чему очень легко найти ту или иную фамилию.

Кроме того, она показала нам алфавитную книгу в электронной базе данных , где мы увидели свои фамилии и прочитали данные, которые отражены про нас в этой базе. Узнали также, что самое больше количество учащихся в нашей школе, фамилии которых начинаются на букву «Ш» - их оказалось 35.

Классный руководитель Виктория Владимировна Пахомова показала нам классный журнал, в котором список учащихся нашего класса сделан в алфавитном порядке.

В школьной библиотеке Елена Николаевна Идатчикова показала нам, как можно облегчить себе поиск книги, если знаешь алфавит. Вся художественная литература на полках располагается в алфавитном порядке.

Знание алфавита очень помогает также и при работе с алфавитным каталогом.

Посетив узел почтовой связи, мы узнали, что каталоги периодической печати создаются на основе алфавитного порядка. Это означает, что если знаешь название журнала, на который хочется оформить подписку, то благодаря алфавитному указателю легко найти страницу, где отражены подписной индекс, стоимость подписки и краткая информация о журнале.

Мы также проанализировали списки погибших солдат у памятника неизвестному солдату и выяснили, что фамилии героев ВОВ собраны в том же алфавитном порядке. Это подтвердило гипотезу, что знать алфавит нужно для удобства поиска нужной информации.

https://pandia.ru/text/78/168/images/image015_7.jpg" width="265" height="198 src=">

В ближайшем будущем мы планируем посетить сельский фельдшерско-акушерский пункт и узнать у фельдшера Натальи Петровны Чанчиковой, где медицинские работники используют знание алфавита в своей деятельности. Кроме того, в ближайшее время планируем осуществить экскурсию в сельскую администрацию, чтобы узнать, где знание алфавита используется работниками администрации сельсовета.

На сегодняшний день через беседы с учителем, секретарём и библиотекарем школы мы выяснили, что знать алфавит человеку необходимо для скорости нахождения нужной информации. Узнали, что знание алфавита нужно не только тем людям, чья профессия связана с образованием, но и всем другим.

Глава II. Описание практической части работы

§ 2. Описание процесса создания модели алфавита

Мы узнали, что способов запоминания алфавита много.

Один из способов – это запоминание алфавита при помощи рифм и стихотворений. В приложении к нашей работе даны два стихотворения из «Русской азбуки», которые можно использовать тем, кто ещё не знает или уже забыл порядок букв в алфавите.

Ещё один способ это создание и дальнейшее рассматривание иллюстраций к каждой букве алфавита. Одну из таких моделей алфавита мы обнаружили в Букваре, который был выпущен в 1985 году .

https://pandia.ru/text/78/168/images/image018_5.jpg" width="193 height=264" height="264">DIV_ADBLOCK192">

Суждение о том что, алфавит придуман для чего-либо, подтверждено фактами применения данной буквенной последовательности в практической деятельности людей разных профессий.

Наше предположение о том, что знать алфавит и азбуку совсем необязательно является ложью, так как знание алфавита помогает быстро находить важную и необходимую информацию и этим значительно облегчает её поиск.

Экскурсии к людям разных профессий и на различные предприятия позволили нам убедиться в том, что знанием алфавита пользуются люди, работающие не только в сфере образования.

Анкетирование, проведённое нами с целью изучения роли алфавита в жизни людей, позволило узнать различные точки зрения на эту проблему.

Список литературы

1. Азбука [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ru. wikipedia. org/wiki/%D0%90%D0%B7%D0%B1%D1%83%D0%BA%D0%B0

2. Алфавит [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ru. wikipedia. org/wiki/%D0%90%D0%BB%D1%84%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%82

3. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия [Электронный ресурс на 10 CD]

4. Горецкий. – М.: Просвещение, 1985. – 127 с.: ил.

5. Даль Даль: дополнительный том «Толкового словаря живого великорусского языка»/под ред. – М.: Белый город, 2008. – 544 с.; ил.

7. Ожегов русского языка: Ок. 57 000 слов/Под ред. чл.-корр. АН СССР. – 20-е изд., стереотип. М.: «Русский язык», 1989. – 750 с.

9. Русские пословицы и поговорки/Под ред. В. Аникина; Предисл. В. Аникина; Сост. Ф. Селиванов; Б. Кирдан; В. Аникин. – М.: Худож. Лит., 1988. – 431 с.

Иллюстрации алфавитов заимствованы из Букваря (1985 г.), учебника по русскому языку для 2-го класса (2009 г.), и РусскоЙ азбуки для 1-го класса (2009 г.)

Приложение 1.

Господин учитель Жук

Как-то летом на лужайке

Господин учитель Жук

Основал для насекомых

Школу чтенья и наук.

Вот стрекозы, мушки, мошки,

Пчёлы, осы и шмели,

Муравьи, сверчки, козявки

На урок к жуку пришли.

«А» - акула, «Б» - букашка,

«В» - ворона, «Г» - глаза…

Шмель и муха, не болтайте!

Не шалите, стрекоза!

«Д» - дитя, «Е» - единица»,

«Ж» - жаркое, «З» - зима…

Повторите, не сбиваясь:

«И» - игрушка, «К» - кума!

Кто учиться хочет с толком,

Пусть забудет в школе лень…

«Л» - лисица, «М» - мартышка,

«Н» - наука, «О» - олень.

«П» - петрушка, «Р» - ромашка,

«с» - сверчок, «Т» - таракан,

«У» - улитка, «Ф» - фиалка,

«Х» - ходили, «Ц» - цыган.

Так наш Жук, махая розгой,

Учит азбуке стрекоз,

Мушек, мошек и козявок,

Мурашей, шмелей и ос.

Песенка-азбука

Тридцать три родных сестрицы,

Писаных красавиц,

На одной живут странице,

А повсюду славятся!

К вам они сейчас спешат,

Славные сестрицы, -

Очень просим всех ребят

С ними подружиться!

А, Б, В, Г, Д, Е, Ж

Прикатили на еже!

З, И, К, М, М, Н, О

Дружно вылезли в окно!

П, Р, С, Т, У, Ф, Х

Оседлали петуха, -

Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я –

Вот и все они, друзья!..

Познакомьтесь с ними, дети!

Вот они – стоят рядком.

Очень плохо жить на свете

Тем, кто с ними не знаком!

Крюков Никита Сергеевич Комаровский Федор Николаевич Богачев Артем Витальевич

Мы дружим с книгой давно. Сначала для нас читали мама и папа, а теперь мы сами можем в любое время сесть и прочесть какую-нибудь сказку или стихотворение. Все слова состоят из букв, без которых не смогло бы существовать само чтение. На каждом уроке обучения грамоте авторы проекта знакомились с новой буквой и новым звуком, и их очень заинтересовало: откуда же произошли буквы, кто их придумал, как они изменялись со временем, зачем людям нужен алфавит, кто является его создателями, где он применяется. Отсюда тема проекта «Алфавит всем надо знать!». Поэтому целью работы стало знакомство с историей создания алфавита. Авторы проекта полагают, что: алфавит был создан давно и у него есть создатели; слова алфавит и азбука означают одно и тоже; знание алфавита имеет важное значение в нашей жизни; одноклассники не знают историю развития азбуки. В результате исследования цель была достигнута: путём подбора информации из различных источников. Данная работа имела просветительскую и практическую направленность: авторы провели опрос среди одноклассников, взяли интервью у библиотекаря детской городской библиотеке №19 . Работу обобщили в виде создания классной библиотеки, составили алфавитный каталог. Своими выводами поделились с учащимися своего класса на классном часе «Алфавит вокруг нас!».

Скачать:

Предварительный просмотр:

Городской конкурс проектов для младших школьников

«Эвритошка-2013»

секция: русский язык; родная речь; литературное творчество

Название работы:

«Алфавит всем надо знать!»

Крюков НикитаСергеевич

Комаровский Федор Николаевич

Богачев Артем Витальевич

Научный руководитель:

Макаренко Наталья Александровна-

учитель начальных классов МБУ школы №1

Тольятти 2013

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3-4

1. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ АЛФАВИТА

1.1. Что такое алфавит и азбука…………………………………………….5-6

1. 2 . Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки ………………..6-8

1. 3. Дальнейшее развитие русской азбуки..………………………….…..9

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Зачем нужен алфавит? ……………………………………………......10-11

2.2. Исследование результатов опроса одноклассников…………….........12

2.3. Создание классной библиотеки............................................................13-14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………..……………………………....15

Список использованной литературы ………………………..16

ПРИЛОЖЕНИЕ..............................................................................................17-18

Введение

В старину учились дети,

их учил церковный дьяк,

приходили на рассвете

и твердили буквы так:

А и Б - Аз и Буки,

В как Веди, Г - Глаголь.

И учитель для науки

по субботам их порол.

Вот какой чудной вначале

наша грамота была.

Вот каким пером писали -

из гусиного пера.

Мы дружим с книгой давно. Сначала для нас читали мама и папа, а теперь мы сами можем в любое время сесть и прочесть какую-нибудь сказку или стихотворение. С тех пор как мы научились читать, мы стали чувствовать себя самостоятельными и взрослыми. Но ведь все слова состоят из букв, без которых не смогло бы существовать само чтение. На каждом уроке обучения грамоте мы знакомились с новой буквой и новым звуком, и нас очень заинтересовало: откуда же произошли буквы, кто их придумал, как они изменялись со временем, зачем людям нужен алфавит, кто является его создателями, где он применяется. Отсюда тема нашего проекта «Алфавит всем надо знать!». Поэтому целью нашей работы стало знакомство с историей создания алфавита.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  • узнать, что такое алфавит и азбука;
  • выяснить, кто и когда придумал алфавит;
  • познакомиться с дальнейшим развитием азбуки;
  • выяснить, зачем нужен алфавит;
  • провести небольшой опрос среди учащихся первого класса;
  • создать классную библиотеку.

Объект исследования: русский алфавит.

Предмет исследования: история создания русского алфавита.

Гипотеза исследования:

Мы полагаем, что:

  • алфавит был создан давно и у него есть создатели;
  • слова алфавит и азбука означают одно и тоже;
  • знание алфавита имеет важное значение в нашей жизни;
  • наши одноклассники не знают историю развития азбуки.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования : поиск и изучение информации, наблюдение, сравнительный анализ, обобщение, анкетирование, интервью.

1.История создания алфавита

  1. . Что такое алфавит и азбука

История алфавита уходит в глубину веков. Первой попыткой остановить и сохранить слово была картинка. Понадобились сотни лет для того, чтобы она стала знаком - условным сочетанием черточек, клинышков и линий. Но что надобно было сделать, чтобы тебя поняли? Рисовать каждый предмет? Каждое слово? Часть слова - слог?

Три с половиной тысячи лет назад родилась буква. Знак для звука. Всего только одного звука. Но теперь этими знаками можно было вписать любое слово, мысль, рассказ. Достаточно произнести две буквы старого русского алфавита: "аз", "буки", чтобы получилась "азбука"- название всех букв сообща, расставленных по порядку. Слово «алфавит» произошло от названий первых букв греческого алфавита «альфа» + «бета» (правильнее вита) в XVI веке. Алфавит или азбука – это буквы, расположенные в определенном порядке.

Слово «азбука» произошло от названий первых букв русского алфавита: Азбука = аз + буки. Слово «азбука» пришло к нам в XIII веке.

В сущности, слово "азбука" можно считать "переводом" слова "алфавит", которое случилось от первых двух букв греческой азбуки - альфы и беты. Письменность не оставалась чем-то раз и навсегда сведениям. Каждый народ приспосабливал ее к твоему языку, к его особенностям и традициям. При этом количество букв могло увеличиться или уменьшиться. Одни приходилось изобретать, от других - отказываться либо переделывать их. Постепенно буквы меняли и свой внешний облик. Они ложились на бок, поворачивались справа налево и слева направо, более того вставали на голову. Начиная свою жизнь рисунком - иероглифом, многие из них изменялись так, что уловить связь между ними может только специалист.

Алфавит, которым мы пользуемся сейчас, выглядит так:

Рис.1

1.2. Кирилл и Мефодий - создатели славянской азбуки

В энциклопедии «Я познаю мир» (2) сказано, что у англичан алфавит состоит всего из 26 букв, у греков из 24, а у русских- целых 33 буквы! А ведь 33 буквы в русском алфавите не так давно- с 1918 года, а раньше...

Русский алфавит произошел от славянского, созданного в 863 г. двумя учеными монахами - братьями Кириллом и Мефодием на основе греческого. Оба они хорошо знали язык южных славян и были посланы византийским императором в Моравию - научить местных славян богослужению на их родном языке. Для перевода священных книг и понадобился новый алфавит. Так родились первые славянские азбуки - глаголица (от слова "глагол"- по-старославянски "слово") и кириллица. Кириллица - азбука, составленная в конце 9 –начале 10 века Кириллом и Мефодием, братьями из Солуни (ныне Салоники в Греции), на основе греческого алфавита. Было в ней 43 буквы, у каждой свое название - аз, буки, веди, глаголь, добро, есть, живете, зело, земля, иже, како, люди, мыслете, наш, он, покой, рцы, слово, твердо, ук, ферт, и так далее.

Рис.2 Выглядела она так:

Писатели составляли для легкости запоминания целые предложения из этих слов, например, аз-а, буки-буквы, ведаю-знаю. Глаголю-говорю, добро- хорошо, есть-жить... Или рцы- говори слово твердо. Сочинялись стихи, была даже азбучная молитва. Обучение чтению в те времена занимало 2-3 года. Сначала учитель заставлял детей запоминать названия букв, затем складывать из них слоги, потом слова.

Сидит ученик, читает по буквам: «Мыслете-аз-мыслете-аз». Что получилось? Оказывается – «мама». Я не случайно выбрала такое непонятное слово. Ведь в те времена не было специальных рассказов для детей. И дети учились читать совершенно непонятные им тексты молитв. Представляете, как трудно было тогда научиться читать? Только самые усидчивые и настойчивые дети осваивали чтение.

Большинство людей в древности не умело читать и писать. Поэтому самые лучшие, самые умные люди стали думать над тем, как облегчить детям заучивание непонятных букв. Как сделать это занятие более интересным и занимательным. Азбуки стали оформлять тщательно выполненными красивыми рисунками. Название букв упростили и придумали азбуку, в которой были изображения предметов, названия которых начинались на ту или иную букву алфавита. Этот способ запоминания букв используется до сих пор. Конечно, написание букв сильно изменилось, некоторые буквы исчезли, но основа осталась. Кирилл и Мефодий считали, что у славянского народа обязательно должна быть своя письменность. Они говорили: разве не для всех светит солнце, разве не для всех идёт дождь, разве не всех кормит земля? Все люди равны, все люди-братья, все равны перед Господом, и всем нужна грамота. Именно ту, которую мы изучаем.

Кирилл и Мефодий взяли греческий алфавит и приспособили его для звуков славянского языка. Так что наша азбука - “дочка” греческого алфавита.

Многие наши буквы взяты из греческого, поэтому они и с виду на них похожи.

В память о великом подвиге Кирилла и Мефодия 24 мая во всем мире празднуется День славянской письменности.

1.3. Дальнейшее развитие русской азбуки

Азбука, созданная Кириллом и Мефодием, очень отличается от той, которой мы пользуемся сейчас. Как же она изменялась со времен? Пришел 1708 год, Петр Ị изменил азбуку: он сделал проще написание некоторых букв, ввел так называемый « гражданский шрифт».

И все-таки правописание оставалось сложным. Попробуй запомнить, когда нужно писать «иже», а когда « и с точкой». Да еще и «ер»- твердый знак. Его ставили в каждом слове, заканчивающемся твердой согласной. Эти сложности сохранялись до 1918 года, когда была проведена очередная реформа правописания.

Число букв сократилось до 33, упростили названия букв (вместо «аз», « буки», «веди»- «а», «бэ», «ве» и т.д), перестали писать «ъ» в конце слова. Осваивать грамоту стало гораздо легче.

А от кириллицы в нашей речи остались поговорки. Например, о неграмотном, пишущем с ошибками человеке говорят: «Он пишет «корова» через «ять». То есть пишет букву, которой в этом слове нет.

Ру́сский алфави́т (ру́сская а́збука) - алфавит русского языка, в нынешнем виде с 33 буквами существующий фактически с 1918 года (официально лишь с 1942 года: ранее считалось, что в русском алфавите 32 буквы, поскольку Е и Ё рассматривались как варианты одной и той же буквы).

2. Практическая часть исследования

2.1. Зачем нужен алфавит?

Нет необходимости разъяснять значение алфавита в нашей жизни. Каждый хотя бы раз держал в руках справочник, обращался к словарям. Работа с литературой такого рода очень трудна и даже невозможна без свободного владения алфавитом. У каждого есть телефонная книжка, где все записано в алфавитном порядке. Приходя в библиотеку или составляя собственную библиотечку дома, тоже не обойтись без него. Этот список можно продолжать до бесконечности.

Алфавит - это система, порядок. А что даёт такая система? Прежде всего, экономию времени. И это уже не мало в наш быстротечный век.

Изобретение алфавита – огромный шаг вперед в развитии культуры, благодаря которому письменность стала доступной многим людям.

Прапрадедовской порой стали буквы в чёткий строй.

Все на месте тут как тут, «Русской азбукой» зовут.

По-другому «Алфавит» стал повсюду знаменит.

В результате нашего исследования (где и кем используется алфавит) мы пришли к следующим выводам:

1) В городской детской библиотеке № 19. Там книги на полках расставлены не только по темам, но и в алфавитном порядке, по фамилии авторов, ещё в библиотеке есть картотека. Учётные карточки с названием книг и фамилий авторов тоже в алфавитном порядке.

В библиотеке нашей

На полке, дружно в ряд,

Для школьников несметные

Сокровища стоят.

2) В орфографическом словаре мы можем узнать правильное написание различных слов. Слова располагаются по алфавиту. Алфавитный порядок устанавливается не только для буквы, с которой начинается слово, но и для всех последующих. В каждом орфографическом словаре есть список имён. Чтобы не ошибаться, надо чаще заглядывать в словарь.

3) В классном журнале соблюдается строгий порядок. Все фамилии в алфавитном порядке.

4) На избирательном участке во время выборов. Таблички с буквами в алфавитном порядке указывали на первую букву фамилии избирателей.

5) В регистратуре поликлиники карточки посетителей расположены по участкам в алфавитном порядке.

6) В телефонном справочнике. Телефоны предприятий, различных служб и учреждений расположены в алфавитном порядке. Квартирные телефоны тоже в алфавитном порядке.

7) В энциклопедиях, в конце есть указатель, понятия расположены здесь в алфавитном порядке и рядом написаны номера страниц.

Есть такие стихи о пользе знания алфавита:

«Алфавит вокруг нас»

Чтоб в массе информации не смог я закопаться,

Мне алфавит – помощник, я должен вам признаться.

Чтоб в потоке сведений не утонуть в ночи,

Порядок алфавитный запомни, заучи!

Отыщется в книге любое понятие,

Стоит нам только открыть указатель.

А рядом смотрите, номер странички!

Наш поиск был очень экономичен!

В самом толстом словаре нам теперь не заблудиться!

И не надо три часа перелистывать страницы!

В порядке алфавитном слова здесь расположены.

Читайте, просвещайтесь, и знанья преумножите.

Все буквы по порядку назвать легко могу.

Ведь алфавит встречается нам на любом шагу:

Школа, больница, детский сад, аптека,

Институт, милиция, музей, библиотека.

Расписание движения поездов,

Коды регионов и городов.

На страницах поиска в интернете

Алфавит использован при ответе.

Классный журнал, телефонная книга,

Всё, что нам надо – отыщется мигом.

2.2. Исследование результатов опроса одноклассников

В конце исследования мы провели среди одноклассников опрос. Были предложены следующие вопросы:

  • Любите ли читать?
  • Знаете ли вы, что такое алфавит?
  • Кто придумал алфавит?
  • Зачем нужен алфавит?
  • Применяете ли вы алфавит в жизни?

В опросе приняли участие 29 человек. Результаты опроса следующие:

2. Знают, что такое алфавит- 20 человек

3. Знают, кто придумал алфавит - 0

4. Знают, зачем нужен алфавит- 21 человек

5. Применяют алфавит в жизни – 22 человека

Нас порадовало, что наши одноклассники тоже любят читать и большинство из них знает, зачем нужен алфавит и применяет его в жизни. Значит, мы можем не только обмениваться книгами, но и обсуждать прочитанное.

Как мы и предполагали никто из них не знает, кто и когда придумал алфавит.

2.3. Создание классной библиотеки

Для того, чтобы создать классную библиотеку, мы взяли интервью у библиотекаря детской библиотеки №19. «Как составить картотеку для классной библиотеки?», - спросили мы.

Библиотекарь: «Всех книг человек не в состоянии прочитать, даже если очень захочет. Читать надо наиболее интересные, нужные для вас книги. Как же найти в огромном книжном море нужную вам книгу? Здесь нам помогут библиотечные каталоги и картотеки. По каталогам, не подходя к книжным полкам, можно заочно познакомиться со всеми книжными богатствами библиотеки.

В картотеке сосредоточен богатейший запас разнообразной информации. Их составляют, исходя из запросов читателей.

Алфавитная картотека призвана обеспечить поиск литературы по признаку, чаще всего известному читателю,- заглавию и имя автора. Карточки этой картотеки содержат минимум сведений - название произведения, его жанр, имя автора. Эту картотеку отличает простота создания и использования. Материал расположен по алфавиту.

В нашей классной библиотеке карточки расставлены в порядке алфавита авторов или названий книг. Одноклассникам мы предложили разобрать книги, подклеить, разложить в алфавитном порядке, выбрать классного библиотекаря.

Заключение

Теперь мы знаем, что алфавит был создан очень давно, и у него есть создатели: Кирилл и Мефодий. Сейчас в русском алфавите 33 буквы, он стал более понятен и не сложен в запоминании. Слова алфавит и азбука означают одно и тоже. Алфавит нужен везде для наведения порядка. И поэтому необходимо выучить его наизусть. Без знания алфавитного порядка нам сложно пользоваться словарём, трудно найти информацию в энциклопедиях и справочниках, не сможем хорошо учиться в школе и работать, когда станем взрослыми.

Знание - это сила!

И за это АЛФАВИТУ: «Спасибо!»

Список использованной литературы

  1. Бархударова С.Г., Протченко И.Ф., Скворцова Л.И., Орфографический словарь русского языка. Издательство «Русский язык», 1974.
  2. Гранник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии – М., «Просвещение», 1991 г.
  3. Леонтьев А. А. Мир человека и мир языка. М.: Дет. лит., 1984.
  4. Материал из Википидии-свободной энциклопедии.Сайт http://ru.wikipedia.org
  5. « Русская азбука»: учебник для 1 кл./ В.Г. Горецкий, В.А.Кирюшкин. М.: Просвещение, 2000,-с.214
  6. Сайт http://uspi.ru/study/inteach/kurs_intel/teacher_project/mamasheva/sait.htm.
  7. Саплина Е.В., Саплин А.И. Введение в историю.
  8. « Я познаю мир»: Дет.энцикл.: Культура/ Н.В.Чудакова. М.: АСТ, 1996.- с. 19.

Вверх