Консультация на тему: Пробелы в знаниях. Что делать? Дидактические средства борьбы с неудачами в учебе

В школе мы дружно отсиживались на задних партах, а тысячи вопросов о мироздании все равно остались. Как восполнить пробелы?

По неясным причинам в школе нам было скучно читать учебники по различным «лишним» предметам: «Я будущий экономист, зачем мне это?». Отчасти, ты будешь прав, что это действительно тебе не нужно на ЕГЭ, но, согласись, лучше знать, чем не знать.

Будучи взрослыми, мы жадно впитываем книги о Вселенной, микробах, животных, анатомии и т.д., потому что мы выросли, а вопросы остались. Чем раньше мы начнем восполнять пробелы, тем лучше – все накопленные знания всегда понадобятся. Например, кто знал, что уроки каллиграфии приведут Стива Джобса к всемирной известности? Никогда не поздно начать. Начинай сейчас.

Мы попытались тебе убедить, что нагонять упущенные знания стоит, а теперь предлагаем пару книг, которые просто must read.


livelib.ru

1. Краткая история времени. Стивен Хокинг

Без лишних слов стоит сказать, что эта книга просто гениальна! После прочтения этой книги, захочется забронировать билет на ракету и улететь. Разве не кажется заманчивым теория струн, черные дыры, пространственно-временной контекст и многое другое? Прочитав книгу, можно идти на просмотр «Интерстеллар» и грамотно комментировать каждый момент. Эта книга даже не о космосе, а о магии и волшебстве, которое происходит у нас над головами.

vladtime.ru

2. Смотри, что у тебя внутри. Роб Найт

А ты знал, что количество клеток микробов превышает клетки человека в 10 раз? Гастриты, депрессии, аллергии – все это результат работы твоих микробов. Глупо ничего не знать о них, верно? Когда читаешь эту книгу, то чувствуешь себя маленьким ребенком, который от удивления постоянно открывает рот и бормочет: «Не может быть…». Знал ли ты, что диабет, артрит и депрессия очень часто вызваны тем, что… ты мало общался в детстве с животными и что, скорее всего, не было лета у бабушки, где большинство детей садят цветочки, едят вишню с дерева и бегают босиком по деревне. Эти и другие секреты наших сожителей можно найти в этой книге.


superomsk.ru

Да, на книгу это не смахивает, но это ресурс художественной феерии. За час можно посетить любой музей! Прямо сейчас я шагаю по музею Гуггенхайм. А сейчас я в Португалии любуюсь местным street art-ом.


wm-painting.ru

4. Мост через бездну. Паола Волкова

Экскурс в историю и искусство. Всего в этой серии 6 книг, каждая рассказывает о своем временном отрезке. Некоторые ругают госпожу Волкову за то, что повествование немного хаотично (оно и ясно: Паола Волкова прирожденный лектор, который захватывающе рассказывает обо всем), но обвинить ее в скучном изложении невозможно. Для тех, кому курс МХК показался поверхностным и слишком быстрым.

Департамент образования Пермской области

Пермский областной институт повышения квалификации работников образования ПОИПКРО

Кафедра методики начального обучения

Технология предупреждения и ликвидации пробелов в знаниях младших школьников

МОУ Половодовская средняя

общеобразовательная школа

Соликамского района

Научный руководитель:

, кандидат

педагогических наук

зав. кафедрой «Методика

начального обучения»,

Пермь, 2004

Введение

Глава 1. Проблема человеческих способностей

Глава 2.Система устранения пробелов в знаниях учащихся

2.1. Русский язык

2.2. Литературное чтение

2.3. Математика

2.4. Воспитательная работа

Заключение

Библиографический список

Приложения

Когда, изведав трудности ученья,

Мы начинаем складывать слова

И понимать, что есть у них значенье –

«Вода. Огонь. Старик. Олень. Трава»,-

По детски мы удивлены и рады

Тому, что буквы созданы не зря,

И первые рассказы нам награда

Но часто жизнь бывает к нам сурова.

И ному век случается прожить.

А он не может значащее слово.

Из пережитых горестей сложить.

С. Маршак

Введение

Большинство детей в школе плохо учится. Для многих из них неуспеваемость предопределена и абсолютна. Около сорока процентов учащихся средних школ из-за неуспеваемости выбывают до окончания обучения. Многие из оставшихся также фактически не справляются с программой, хотя и получают документ о среднем образовании . Если бы мы подняли наши стандарты, то увидели бы, как много у нас отстающих детей. Есть еще очень важная сторона обучения, где почти все дети терпят неудачу: мало кому удается развить в себе способность к обучению, постижению. Почему же дети плохо учатся? Причин много. Одни отстают потому, что боятся, другие – потому, что испытывают скуку, и третьи сбиты с толку.

Больше всего дети боятся подвести, разочаровать или рассердить окружающих их взрослых.

Скучно, потому что школьные предметы преподают им слишком серо и преподаватели не имеют возможности выйти за рамки ограниченных

требований на широкий спектр ума, способностей и таланта детей. Они сбиты с толку, потому что в потоке обрушивающихся на них в школе слов мало смысла. Высказывания нередко противоречат друг другу. Можно выделить два типа учеников – «продюсеры» и «мыслители». «Продюсеры» - ученики, которые заинтересованы лишь в выдаче правильных ответов и применяющих для этой цели удачно или неудачно правила и формулы. «Мыслители» - ученики, которые пытаются думать над значением задания и анализировать его.

Повышение эффективности обучения качества усвоения знаний – одна из центральных задач школы. Сложность ее решения связана с многогранностью процесса учения, обилием фактов, определяющих успех ее организации. На разрешение этой проблемы направлены усилия ученых, учителей, работников органов образования. Поиски путей оптимизации процесса обучения ведутся в научных коллективах с разных теоретических позиций.

Несмотря на разнообразие подходов к решению этой проблемы, цель этих поисков едина. Проблема такова, каким должен быть путь, с помощью которого можно, добиваясь полноценного усвоения учащимися школьной программы, обеспечивать развитие их познавательных возможностей, не допуская при этом перегрузки? Именно эта задача наиболее остро стоит перед школой. Каждому ученику должны быть созданы наиболее благоприятные условия для развития в соответствии с его склонностями и способностями.

Все это ставит перед собой школа весьма сложные и ответственные задачи, заставляет искать и находить наиболее оптимальные пути их решения. Учителя контролируют результаты усвоения и по ним судят об эффективности обучения. Но усвоение осуществляется не автоматически. Нужно организовать интеллектуальную активность. Надо тщательно отобрать средства усвоения, то есть приемы учебной деятельности. Без этого не может быть эффективного усвоения знаний. К оценке эффективности различных форм активизации познавательной деятельности учащихся следует подходить дифференцированно . Основное внимание сосредоточить на изложение знаний в определенной системе, в наглядной, доступной форме.

Дети обучаются рациональным приемам познавательной деятельности, стимулирующим их умственное развитие, что и соответствует задаче развивающего обучения. Если ученик что-что пропустил в объяснениях учителя, то, владея приемами познавательной деятельности, он может самостоятельно восполнить пробелы в знаниях. Учитель же, располагая знанием этих приемов, исходя из анализа их содержания, может быстро разобраться в причинах индивидуальных затруднений и принять действенные меры к их ликвидации. Осуществление этой работы приводит к тому, что учащиеся начинают не только эффективнее усваивать знания, но и требовательнее относится к результатам учебной деятельности, сознательно анализировать ее, критически оценивать свои возможности самостоятельно управлять учебной деятельностью. В этих условиях обеспечивается не только усвоение, но и формирование качеств ума, метода мышления, что сказывается в целом на развитие личности. Надо оценивать и анализировать две стороны обучения: результаты усвоения знаний и сдвиги в умственном развитии.

Анализ практики показывает, что много проблем, препятствующих успешности обучения школьников. Это социальная деградация населения. Особенно в сельской местности. Ребята не посещают детские сады, дома им тоже не уделяют должного внимания. Члены одной семьи имеют и общую наследственность, и общую среду. А какова среда основной массы населения – известно всем. Учителю необходимо не только хорошо знать содержание школьных программ, владеть современными методами обучения, но и обладать психологическими знаниями, позволяющими целенаправленно формировать учебную деятельность с учетом закономерностей умственного развития, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

Принимая во внимание все вышесказанное, темой своей курсовой работы я выбрала: «Технология предупреждения и ликвидации пробелов в знаниях школьников».

Задачи:

1.Изучение личностных особенностей школьника на основе способностей и диагностик.

Глава 1. Проблемы человеческих способностей

Проблема человеческих способностей всегда и у всех людей вызывала неподдельный интерес. Откуда берутся люди, способные и неспособные, талантливые и бездарные ? Почему не всякий вундеркинд становится гением, а гении во всех областях человеческой деятельности столь редки? Кто не задавал себе подобных вопросов? Проблема способностей выросла в крупную социальную проблему. Почему?

Невиданное еще в истории человечества ускорение научно - технического прогресса, лавинообразное нарастание наших познаний о мире и необходимость овладевать ими уже поставили перед педагогами ряд труднейших задач. Школа старается найти пути решения этих проблем. Это и увеличение срока обучения, пересмотр программ, усовершенствование самого процесса, переход на новые программы обучения и др. Все это конечно, шаги вперед, но шаги просто не соизмеримые с мощной поступью научно - технического прогресса. Проблема усложняется еще и тем, что она далеко не исчерпывается одним непрерывно растущим объемом знаний. Оказывается, одних даже обширных знаний уже недостаточно для полноценной подготовки квалифицированного работника. Нужно еще больше и больше не только знающих, но и способных к творческой деятельности людей.

Что же такое способности? Это индивидуальные особенности человека, от которых зависит успешность выполнения определенных видов деятельности . Способности не даны от природы в готовом виде, большое значение для их развития имеют задатки, однако, в конечном счете, способности могут сформироваться лишь в определенных условиях жизни и деятельности.

Генетики, сделавшие в последние годы крупные открытия в области наследственности задатков, тоже не едины во мнениях. Здесь очень много гипотез. Вся деятельность человека разделена на две различные части – исполнительскую и творческую. Развитие этих способностей идет принципиально различно:

А) развитие исполнительских способностей вначале идет быстро. Но затем, даже при благоприятных условиях, постепенно замедляется и имеет пределы развития – рекорды.

Б) Развитие творческих способностей даже при благоприятных условиях вначале идет медленно, и потому его начало остается незамеченным, но идет, ускоряясь, и пределов развития не имеет.

Исполнительские способности – продукт запоминания, повторения, тренировки и им подобных методов. Они – главный продукт традиционного обучения, в котором принуждение как движущая сила стоит на первом месте.

Творческие способности – продукт самодвижения, самостоятельного разрешения задач и вопросов, самостоятельного вскрытия закономерностей и связей между предметами и явлениями. Это продукт развития свободного, при котором интерес, увлечение и страсть – главные движущие силы. У любого ребенка могут развиться как исполнительские, так предопределяется генетической программой, то богатство возможностей умственного развития скрыто не в природе наследственности, а в сроках начала, методах и условиях развития ребенка.

Если бы математические способности зависели бы от «природы», то есть встречались бы равномерно среди людей, то не было бы «особых» школ из которых главным образом идет пополнение математических классов. Все школы в равной мере давали бы способных математиков. И если этого нет, то только потому, в «особых» школах есть «особые» учителя и у них «особая» методика обучения математике, создающая те благоприятные условия для развития творческих математических способностей, каких нет в других школах, такие же, как и в остальных, если оставить в стороне разницу в культурном уровне семей, тоже являющихся условием развития способностей.

Лишив ребенка своевременного и полноценного развития в младенчестве и дошкольном детстве, мы тем самым обрекаем его на всю жизнь на низкие темпы развития, на громадные затраты сил и времени на это развитие и на низкий конечный результат. И еще утверждаем: «Такой уж он уродился».

И это удел большинства людей.

Мои наблюдения за детьми позволяют сделать сравнительный анализ отличия способных и слабых учеников. Это люди разной жизненной ориентации. Способные дети любопытны, нет преград между ними и жизнью. Слабые менее любопытны, они живут в мире своих фантазий. Способные любят экспериментировать, стараются все увидеть и «пощупать» сами. Если у них не получается что-то одним способом, они найдут другой. Слабые боятся всего нового, их нужно подталкивать к экспериментированию, а если их попытка оказалась неудачной, для них это полное крушение. Способные ученики терпеливы. Они стойко переносят неопределенность и неудачи и продолжают попытки, пока не найдут истину. Они не любят, когда им подсказывают путь к решению. Слабый не терпит неопределенности и не выносит неудач. Для него поставленная задача не шанс победить, а угроза проиграть. Он ждет подсказки. Способные ученики идут вперед, рискуя, а слабые с опаской, они всего боятся, поэтому часто допускают ошибки.

В школу приходят ученики с разным запасом знаний, с разным потенциалом. Диагностика помогает выявить детей с низким уровнем развития, зону его ближайшего развития, помогает обнаружить пробелы в учебе, кому нужна педагогическая помощь. Систематические наблюдения за детьми позволяют ответить на вопросы: как ребенок обучается и воспитывается, происходят сдвиги, как воспринимает помощь и др. На основе диагностики составляю программу коррекционно–развивающую работу с детьми.

Использую методы диагностики, которые считаю необходимыми для меня: беседы с детьми и родителями, анкетирование, ежедневные наблюдения, тестирования и др.

Вопросы для «Дневника наблюдений»

Охотно ли учится

Ответственно ли относится к учебе

Переживает ли свои неудачи

Стремится ли к улучшению результатов

Активен ли на уроках

Дисциплинирован ли

Умеет ли организовать себя в работе.

Диагностирование – средство, определяющее направление коррекционной помощи ребенку. Педагогическая диагностика позволяет обнаружить феномен скрытой неуспеваемости детей, пробелы в обучении. Эти дети не владеют вниманием на уроке, не умеют сосредоточиться, слабо реагируют на плохие отметки, интеллектуально пассивные. Однотипные задания выполняют легко, а проблемные вызывают утомление. У них преобладают отрицательные эмоции.

Школьная диагностика выполняет общие задачи накопления, систематизации и оперативного использования информации об обучении каждого ученика для создания наиболее благоприятных условий для развития его способностей, наклонностей, дарований.

Опираясь на природные данные, можно определить портрет ученика. Для этого я использую тетрадь «Личный мир», в которой веду учет психологических возможностей учащихся. В ней фиксирую, каковы внимание каждого ученика (устойчивое или нет), культура речи , память (кратковременная или длительная), любознательность, быстрое или замедленное мышление.

Использую следующие виды диагностик:

· Тест на определение эмоционального благополучия ребенка. Рисуночный тест «Моя семья» (Кинетический рисунок семьи) - Дети рисуют свою семью. Простой карандаш не используют, только цветные. На основании специальных правил определяется эмоциональное благополучие каждой семьи.

· Анкета «Лидер класса»

(Выбор актива – каждый записывает 5 человек, которые смогут в этом году вести за собой, то есть помощников учителя)

· Диагностика внимания:

- «Методика исправь ошибку»

Таблицы Шульте [Приложение 1]

· Методы диагностики степени сформированности мыслительных процессов:

1. Выделение существенного.

2.Способность классифицировать понятия (Пятое слово лишнее).

3.Анализ отношений понятий.

· Диагностика памяти:

Зрительная память на образы

Слуховая память

Слуховая механическая память

Механическая зрительная память

Оперативная память

· Тест на определение темперамента

· Внимание, беглость чтения, расширение поля зрения (Чтение по таблице) [Приложение 2]

На основании результатов диагностики использую тренинги для развития интеллектуальных способностей детей по развитию восприятия, внимания, мышления, памяти. На основе результатов диагностик я составила план коррекционной работы по пробелам.

Глава 2. Система устранения пробелов в знаниях учащихся

Предупреждение и ликвидация пробелов в знаниях – одна из важнейших составляющих нашей профессии, неудовлетворительное качество этой работы ведет к накоплению пробелов в знаниях до той степени, когда их устранение становится для ученика практически невозможным, и он переходит в разряд стабильно неуспевающих.

Я веду таблицы индивидуальных пробелов в знаниях. Без них любая дополнительная работа неэффективна. Мышление младшего школьника находится на переломном этапе развитии. Происходит переход от наглядно-образного к словесно-логическому, понятийному. С развитием мышления связано возникновение таких важных умений, как анализ, внутренний план действий, рефлексия, что, прежде всего, характеризует обучаемость. Несформированность полноценной мыслительной деятельности приводит к тому, что усваемые ребенком знания оказываются фрагментарными, а порой и просто ошибочными. Это серьезно осложняет процесс обучения, снижает его эффективность. Моя задача – перевести учение с более низкого уровня активности на более высокий. Здесь присутствуют познавательный аспект: любопытство, теоретическая деятельность, мотивационный аспект: потребность в новом впечатлении, потребность в поисках истины.

Одна из причин нежелания учиться заключается в том, что ученику со слабыми способностями на уроке предлагается задание, к которому он еще не готов, с которым он не может справиться, а ученик с хорошими способностями, быстро справившись с заданием, скучает. Поэтому в своей работе я использую карточки, в которых задания дифференцированы (подобраны так, что при единой познавательной цели и общем содержании они отличаются разной степенью трудности). Задания составлены таким образом, то и достижению единой цели учащиеся идут разными путями,

1 уровень – базовые знания занковской системы

2 уровень – уровень повышенной сложности

3 уровень – творческий

Если не справляются с базовым уровнем, то я даю стандартный уровень для традиционного обучения.

Целесообразность поуровневого обучения обусловлена, стремлением создать более благоприятные условия для гуманизации образования, творческого развития каждого ученика с учетом его индивидуальных способностей и интересов. На всех уроках дети находят решение проблемы поставленной перед ними.

Моя цель – научить детей учиться! Успех в учении зависит только от них. Как же научить учиться, не занудными нотациями, нет!

Просто стараюсь выполнять 5 условий:

Диагностика;

Четкая структура урока;

Единые требования;

Содружество.

Есть тетрадь анализа контрольных работ, в которых отмечаю индивидуальные ошибки. Если вижу, что большая часть учеников допустила аналогичные ошибки, это уже говорит о том, что я не так объяснила. Нужны другие методы и приемы объяснения. Часто сама «ошибаюсь» и на уроках приучаю детей не бездумно списывать, а мыслить самостоятельно. Поощряю детей, увидевших мои ошибки. В процессе проведения уроков состояние, продвижения изменения каждого ученика его динамика фиксируется в тетради «наблюдений».

Решение кроссвордов, шарад, ребусов, логических задач, игр используется как разминка, отдых после серьезного обсуждения.

Для развития логического мышления использую игры из «Логического комода», где мной собрано более 150 игр по темам в отдельных коробочках с инструкцией. Игры направлены на визуальную, слуховую и тактильную стимуляцию процесса познания. Знания базируются на информации, а она

добывается через факты. «Логический комод» знакомит детей с искусством, музыкой, природой, историей, и другими увлекательными фактами [Приложение 3].

Материал пополняется новыми играми. С помощью «Логического комода» дети обогащают словарный запас, узнают много нового, развивают мыслительные операции. Некоторые игры простые, другие требуют напряжения ума, есть с очень трудными заданиями, здесь нужна помощь учителя, друга. Это и есть природное любопытство, здесь нет безразличия и «покоя души». А детская память автоматически запоминает какие-то понятия, которые пригодятся в учебной деятельности. Если ребенок получает за игру «5», его охватывает чувство самоупоения, это результат его усердия, его умственной деятельности. Важно показать ребенку, что человеку не дано знать всего, и чем больше знаешь, тем больше видишь перед собой белых пятен, которые предстоит заполнить. Игры развивают в детях любопытство, дают разносторонние глубокие знания. Знания нужны не как «мертвый» груз памяти, а как живой инструмент для решения любых учебных задач. На моих уроках ученики выступаю в роли «исследователей». Процесс учения у нас - поисковый, творческий. 10 лет я работаю по системе. Дети выдвигают свои гипотезы, доказывают, определяют ошибки. Мы договорились, что все ошибки в тетрадях мы «зажигаем» звездочкой (зеленой пастой). Этот метод помогает мне в главном – дети стали «маленькими учителями», кто больше за урок найдет ошибок в тексте (карточке), тот получает эмблему «Маленький учитель» и ему предоставляется право проведения фрагмента урока (заранее подготовленного вместе со мной). Ребята стараются, поэтому в контрольных работах у детей все меньше ошибок, что меня радует.

Использование разнообразных приемов и форм работы оживляет учебный процесс, активизирует мыслительную деятельность учащихся. Использую в работе раздаточный материал, учебные пособия, созданные своими руками и с помощью родителей. Широко использую приемы учебной работы повышенной трудности, привлекая для этого дополнительный материал, опоры-схемы, справочники. Использую новые технологии, ухожу от шаблона к творческому, разнообразному прогнозированию результатов успехов учеников. Зная индивидуальные особенности своих детей, я применяю по отношению к ним специальные приемы, облегчающие их учебную деятельность. Особое внимание уделяю слабым ученикам:

Не ставлю слабого в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа на него, даю ему время на обдумывание и подготовку;

Не даю им сложный материал, а разбиваю его на отдельные информационные блоки и даю их порционально, по мере усвоения;

Не заставляю отвечать их на новый, только что изученный материал, только после ответа сильных;

Осторожно оцениваю неудачи ученика, ведь ему и так плохо;

Даю время на исправление ошибок;

Переключаю внимание, создаю спокойную не нервозную обстановку.

Главная цель – получить обратную связь и выявить непонимание, а потом устранять обнаруженные пробелы.

Чтобы не произошло «выпадения» ребенка из коллектива, поддерживаю любую искорку в ответе слабого ученика. Организуем помощь в учении. За партами сидят сильные со слабыми. Часто они получают одно задание на двоих. Иногда приходится авансировать похвалой некоторых детей, но это потом окупается, ведь таким ребятам нужна атмосфера веры в спех.

Провожу классные олимпиады по предметам, где участвуют сначала в первом туре – все, во втором – полуфиналисты, в третьем – финалисты.

Радость познания дается человеку только тогда, когда он познает больше, чем требуется знать. Используя опыт Лысенковой, начинаем изучение трудных тем задолго до того, как начинается все ее изучение по программе. Помогают опоры и схемы, а также комментирование. Думаем вслух. Голос ученика на каждом уроке, класс ведут сильные. Мы не заучиваем правила, формулы. У каждого ученика есть общая тетрадь «Ключики знаний», в которой мы фиксируем основные формулы, правила в виде схем, таблиц и т. д. На каждом уроке эта тетрадь под рукой, при решении задач, упражнений дети работают с этой тетрадью.

Почти на каждом уроке стараюсь создать проблемные ситуации, которые повышают интерес ребят. Самостоятельная работа – один из главных видов активизации учащихся. Используем разные игровые приемы проверки, самопроверки, взаимопроверку, сверку с образцом, с помощью сигнальных карточек, магнитных досок (у каждого ученика), учеников – консультантов. Я сторонник письменного контроля знаний учащихся по русскому языку и математике. В журнал выставляю оценки за самостоятельные и контрольные работы, а за устные ответы я ставлю оценки только в дневник и очень редко.

2.1.Русский язык

При проверке тетрадей по русскому языку, а у нас, их несколько:

«Рабочая», в которой мы работаем в классе и самостоятельно дома, «Пишу грамотно» - в этой тетради мы каждый понедельник выполняем словарный диктант. После проверки (подчеркивание слова с ошибкой) дети зеленой пастой «зажигают» орфограмму звездочкой, а затем выписывают это слово на карточку и складывают в конверт «Мои ошибки». В этот же конверт попадают и карточки со словами, в которых допущены ошибки в тетради контрольных работ. В пятницу в начале урока русского языка мы работаем с конвертом «Мои ошибки». Перечитываем их, проговаривая орфоэпически и орфографически . Если раньше у нас очень много времени уходило на эту работу (было много ошибок), то сейчас совсем быстро! Есть дети, и таких стало больше, у которых совсем пустые конверты. В конце месяца я разрешаю убрать из конверта те слова, которые уже усвоены детьми, по собственному усмотрению ребят. Я боялась, что они сразу уберут много слов, но они молодцы. Некоторые говорили: «Я еще не уверен, пусть лежит, еще буду повторять». Самокритичные!

Есть у нас еще тетрадь «Пишу красиво!», - в которой мы работаем в четверг. Здесь мы работаем с предложениями, составленными на местном материале. Обращаем внимание на смысловое значение и на красоту и правильность письма. И последняя тетрадь для сочинений, в которых мы работаем один раз в месяц. Детям предлагаются такие темы сочинений:

Хорошее настроение! - Золотая осень

Телепередача - Что я вижу из окна

Я испугался - О чем мечтала сосулька!

Я – волшебница - Весенняя радость

Каникулы

Дети очень любят писать сочинения [Приложение 4]. Я им даю тему. Вначале они друг за другом рассказывают, о чем бы они хотели написать. Как правило, они стараются посоревноваться. Потом я говорю «Время». Дети поднимают руки и задают мне разные вопросы, я мало отвечаю сама, больше привлекаю к ответам детей. Вопросы разные: и по содержанию, и по написанию того или иного слова и по оформлению и т. д. А дальше начинается работа в черновиках. Перечеркивают, вставляют что-то, никакой каллиграфии, а ошибок!.. Потом дети шепотом читают друг другу свои сочинения (сразу выявляются погрешности) исправляют орфографические ошибки, используя словари. Переписывают на чистовик, проверяют.

Благодаря методике «зажигания звездочек», дети стали видеть орфограммы, меньше допускают ошибки. Для развития орфографической зоркости использую разные виды работ:

А) письмо с проговариванием;

Б) списывание;

В) комментированное письмо;

Г) письмо под свою диктовку (Игра «Эхо»);

Д) письмо по памяти;

Е) творческие работы;

Ж) грамматические работы;

З) грамматические зарядки и другие.

У ребят в общей тетради «Ключики знаний» памятки. Одна из них «Пишу грамотно».

Орнитология – птиц

Анатомия и физиология – растения

Геология – человека

География – животных

· Занятие «Мастерская»

1) Давайте поделимся друг с другом своими мыслями. Что вы представляете или чувствуете. Когда слышите слова: день, ночь.

2) Нарисуйте картинки (день, ночь)

3) Найдите картину художников на эту тему.

4) Группы слов, которые вам приходят на ум при слышании слов(день, ночь).

5) Какие звуки вы слышите днем, ночью?

и многие другие формы и методы работы на уроках литературного чтения.

Пристальное внимание уделяю технике чтения. Использую для этого фрагменты метода звукового ориентира по методике Алексея Михайловича Кушняра. Работать по этой методике я только начала, поэтому говорить о результатах ещё рано, но замечаю, что дети стали читать выразительнее, меньше допускают ошибок при чтении и увеличился темп чтения. Есть ребята, которые читают больше 100 – 120 слов, но я не тороплю детей. Пусть они читают 80 – 90 (оптимальный вариант), главное, чтобы они читали вдумчиво, выразительно, хорошо запоминали текст.

Развивая речь ребёнка, побуждаю его к самоанализу, самовоспитанию. Для этого мы используем читательский дневник, в котором ребята сами себя проверяют, сами себя воспитывают. Оценивают свои труды в чтении дополнительной литературы, в творческих делах (игровой материал, поэтические начальные азы, анализ текста со своей позиции, объяснение значения явлений и т. д.). На уроках литературы при чтении текста ребята упражняются в отработке орфографических навыков, видят как эти орфограммы «работают» в тексте. А также в читательских дневниках работают и родители. На родительском собрании научила их специальным упражнениям по технике чтения. Они усвоили, что чтение и работа над техникой чтения не одно и то же. Чтобы замеры по технике чтения не проходили эпизодически, а ежедневно, мы ввели в читательские дневники рубрику «Чтецкая минутка», за которую отвечают родители, они ежедневно проверяют технику чтения и фиксируют результат с подписью. Кроме этого контролируют дополнительное чтение (ежедневно) хотя бы одна страница, дети записываю название рассказа, автора, а родители подписываются в том, что они прослушали ребёнка. В классе есть мальчик, который заикается, Ридлер Женя. Замер техники чтения делаем чтением про себя. Потом проверяем понимание по вопросам. Мешает достижению успеха неровное дыхание, учу делать вдох на знак препинания.

Значение контроля за формированием навыка беглого чтения переоценить трудно. В результате этой работы снимается трудность в чтении, страх и неуверенность учащихся. Эта работа соединяет детей и родителей в достижении общей цели. Это им позволит в среднем звене сохранить качественную успеваемость. Также родители в читательском дневнике наравне с детьми получают домашнее задание [Приложение 9].

После каждого выполненного задания комиссия в составе родительского комитета со мной подводит итоги и награждает лучших «Почетными грамотами», которые отдаем детям для родителей. Меня всегда удивляет гордость детей за родителей, как же горят их глаза, на лице радостная улыбка, а

«Почетную грамоту» берут в руки как хрупкое стекло. И родителям тоже приятно получать награды, они с удовольствием выполняют мои задания.

2.3.Математика

Основная задача уроков математики – научить логически мыслить, развивать пространственное мышление, совершенствовать умения решения математических выражений. Результаты проводимых тестов, диагностик позволяют систематизировать действия учителя по контролю и оценке результатов, самостоятельных и контрольных работ. Дети разные по способностям, работать в обычном темпе трудно, поэтому приходится применять коллективный способ обучения. Делю на группы, в каждой из которых есть способные, середнячки и слабые. Они считаются группами сменного состава. Формы работы: бои, брейн-ринги, морские бои, маршрутные путешествия, аукционы. Например, урок-аукцион. Каждой группе – визитка. Руководит группой ученик - лидер. «Математики» - брокеры, поступают на работу в брокерскую контору. Брокер проверяет правильность выполненного задания, осуществляет «покупку». Лоты – задания дает учитель, который ведет аукцион. Определяю время выполнения задания и цену в рублях. Результаты покупки фиксируются на экране – компьютера (экран нарисован на листе). В конце подсчитывается капитал, приобретенный каждой компанией. Учатся наблюдать, рассуждать, общаться (для слабых – опоры, схемы, памятки). КСО – позволяет овладеть разными способами познания, помогает учащимся убедиться в своем знании или незнании, поднимает престиж знаний, обеспечивает уровень начального математического образования.

Учащиеся свободно находят математические закономерности и умеют использовать их в повседневной практике. Дифференцирование обучения является основным на уроках математики, в его основе лежит не тренировка (натаскивание), а устранение причин возникновения трудностей, главная из которых - неумение решать задачи. Это результат недостаточного развития логического мышления, зрительного и пространственного восприятия.

Мы составили памятку:

1) понять смысл задачи;

2) составить план решения;

3) выполнить решение;

4) осмыслить результаты решения в соответствии с условием задачи;

5) произвести проверку решения.

При решении задач я применяю следующие методические приемы:

1. Прием постановки системы вопросов (логическая основа условия ЛОУ).

2. Прием моделирования (модель, краткая запись – схемы, чертежи, таблицы).

3. Прием группировки данных задачи (анализ данных задач).

Стараюсь предметные действия тренировать на простых числах, не затуманивая сложностью вычислений, не свертываю промежуточные действия, пока дети полностью не освоят технику применения обобщенного опыта. Для развития логического мышления использую нестандартные задачи. Чтобы ребята хорошо решали задачи, в тетрадях «ключики знаний» вынесены основные «ключики», которые дети используют при решении.

и (+) по – () скорость (:)

на б.(+) в б. () время (:)

на м.(-) разл. На или по (:) расстояние ()

осталось (-) во сколько (:)

уменьшилось (+) одно число (:)

на сколько (-) цена (:)

косвен.: это на? (наоб. + -, -+) колическтво (:)

всего (+) стоимость (:)

третье число (-) Р=(+) см

было (+) S=() см

часть числа (:)

У котенка на лапе 5 когтей, а у цыпленка 4. Во дворе находятся 10 котят и цыплят, а когтей у всех у них 104. Сколько котят?

Провожу разминку для ума. Игра «Верите ли вы?»

Что все числа, меньше 100 и т. д.

Что сумма чисел 16 и 0 равна первому слагаемому?

Если к числу прибавить 3, то оно уменьшится на 3.

Если из числа вычесть это же число, то получится это же число и т. д.

Игру «Тренируем память». Очень хороший способ анализа, который называется «способом корзинки». Меня заинтересовал он, когда я познакомилась с ним в журнале «начальная школа» N 4 2003г. Мы раскладываем «содержимое» задач по «корзинкам». Ребятам понравился этот способ, и многие используют его при решении задач. Например: «С одного поля собрали 370т. зерна, а с другого – в 2 раза больше. Сколько тонн зерна собрали с этих двух полей?

Анализ: 1 поле 370т. ? т. 2 поле.

М в 2 раза б

Ученики 1 ряда называют цепочки слов. Затем весь класс повторяет всю цепочку. Например: 1 ученик – «сложение», 2 ученик - «сложение», «вычитание», «произведение», «уменьшаемое», 5 ученик и т. д. А потом весь класс повторяет всю цепочку математических терминов. Для самостоятельного составления задач использую таблицу.


Животные

Срок жизни

(года)

Скорость передвижения (км/ч)

Масса

Животные

Срок жизни

Скорость передвижения (км/ч)

Масса

Черепаха

Применяю тематические задачи познавательного характера. Например: «Каменная арифметика» [Приложение 10]

При решении трудных задач, с которыми дети не справляются, мы поступаем так: откладываем их до того времени, когда дети лучше подготовятся к выполнению этого задания.

Для того чтобы учащиеся хорошо освоили разряды чисел, использую таблицу разрядов сделанную родителями с тремя экземплярами карточек (4х 4,5) с цифрами от 0 до 9. Они хранятся в конверте. Проверяю устный счет. Например: задаю число 847, дети вставляют соответствующие карточки-цифры в таблицу разрядов. Работаем с числом.

1) единицы I разряда увеличьте на 2

2) единицы III разряда уменьшите на 3

3) единицы II разряда увеличьте и т. д.

Затем с полученным числом проводить такие же операции, в результате дети очень хорошо усваивают материал. Для умножения чисел предлагаю ребятам интересный способ – ступенькой. Дети очень быстро усваивают этот способ. И мне легко определить, где допущена ошибка. Простота умножения ступенькой заключается в том, что не надо запоминать числа (держать их в

уме), а трудное в этом способе – умение записать в нужном месте ступеньки однозначное число, но тут на помощь приходит памятка-опора.

Для закрепления таблицы умножения использую следующее дидактическое пособие. [ Приложения N 11]

Учу детей на уроках математики думать вслух. Есть у меня ребята, у которых затруднена операция абстрагирования, теряются при виде уравнений с многозначными числами. Здесь нам помогает модель. Ход рассуждений такой: «Пишу такое же число с другими числами, с которыми легко решать

1) х + 3699=8740

Икс равен 4, я нашел его, отняв от семи 3, то есть, от суммы известное слагаемое. Также решу и первое уравнение». Для ликвидации пробелов я провожу дополнительные занятия. Продолжительность таких занятий 10-15 минут, с небольшим количеством детей. Обязательно фиксирую успехи, а не неудачи, здесь присутствует положительный эмоциональный фон, дети с удовольствием остаются на такие занятия в качестве консультантов, приглашаю на такие занятия ребят способных, а по мере исправления ошибок и отработки материала, назначаю консультантами и слабых ребят, которые уже увереннее чувствуют себя.

Перед каждой контрольной мы проводим серию общих практических занятий, называемых «обзор». Если ребята не справились с ней, мы разбираем ошибки, затем снова практические занятия. Важно, чтобы ученик поверил в свои силы, увидел результат своего труда. На уроках математики приучаю детей мгновенно реагировать на ошибки. Поощряю внимание и готовность вмешаться! Для этого провожу игру «Лови ошибку», но нечасто! Даю примеры, выражения или задачи с ошибками. Дети должны определить ошибку, исправить и доказать правильное решение. На уроках математики детям нравятся игры в великие открытия. Когда они становятся Колумбами, Магелланами, членами экипажей, которые отправляются в походы, изучая страны новых знаний:

1) «Неграмотный король» (обучение решению задач)

2) «Планета квадрат» (Жители не умели вычислять площадь, их научил космонавт Женя.)

3) «Русские матрешки» (величины)

4) «Трудный путь муравья – разведчика» (порядок действий.)

Провожу математические разминки (тренировка памяти и логического мышления). Например:

1) наблюдаем числа

2) что изменилось

3) какие числа запишем в третий ряд? (412,421)

5) а теперь расположите все числа в порядке возрастания. 124, 142, 214, 241, 412, 421.

Тренировка слуховой памяти. Называю числа 42,28,36,24,54,18.

Сколько я назвала чисел?

Запишите их по памяти.

На эти числа запишите соответствующие случаи умножения.х6), 28(4х7) и т. д.

Предлагаю детям написать небольшие сообщения о роли математики в их жизни. Одной группе «Можно ли прожить без математики», 2 группе «Как люди научились считать», 3 группе «Из истории цифр», 4 группе «Как возникла математика» [Приложение 12].

В классе есть дети, которые делают ошибки в решении выражений, не могут определить порядок действий. Использую для устранения этих ошибок таблицу. Для объективности контроля качества усвоения и уровня сформированности процессом и для того, чтобы ученик из объекта обучения становился бы субъектом, мы используем магнитные доски (средство обратной связи) как для фронтального, так и для индивидуального контроля.

Известно, что детям свойствен дух состязания, поэтому провожу математическую викторину. В нее включаю вопросы различной трудности,

чтобы в ней могли участвовать все ученики. Ответы на каждый вопрос оцениваю определенным количеством очков. Кроме викторины один раз в год провожу математическую олимпиаду с целью выявления наиболее способных учащихся.

Все эти и многие другие виды работ способствуют развитию математических способностей учащихся, привитию интереса к математике.

2.4. Воспитательная работа

Вся моя воспитательная работа направлена, прежде всего, на формирование у ребенка умения учиться. Ученик должен определять границу своего знания и незнания, т. е. уметь оценивать себя. Оценка является одним из важных компонентов учебной деятельности. Ребенок, не умеющий оценивать свои учебные возможности, не становится хозяином своих интеллектуальных богатств. Он нуждается в оценке учителя. С самооценки начинается учебная самостоятельность, переход от просто старательного ученика к умеющему учиться, совершенствоваться.

Для того чтобы ребенок имел возможность сравнивать вои сегодняшние достижения с предыдущими, мы завели индивидуальные тетради «Мои достижения», в которых отмечаем результаты проверочных, контрольных работ по русскому языку и математике, а также контрольные замеры техники чтения, осуществленных на протяжении всего учебного года. Анализируя данные таблиц, дети определят задачи на будущее с учетом достигнутого. Удобно и для родителей, ведь они видят рост или отклонения в учебных делах своего ребенка. Дети знают, какие темы не усвоены, над чем надо поработать, если они видят конкретные результаты своей учебы.

Учу детей оценивать результаты своей работы. Использую для этого такой метод. При проверке заданий в тетрадях для проверочных работ проверяю работу, исправляю ошибки, но оценки не ставлю, разрешаю детям самим оценивать свою работу. Затем рядом ставлю свою оценку, если есть

расхождения – объясняю, но это бывает редко. Дети знают нормы оценок и правильно оценивают свою работу или работу соседа. Такая самооценка стимулирует ученика к самоконтролю.

Оценка учителя для младших школьников является основным мотивом и мерилом усилий, стремлений к успеху. Не ставлю в пример детям друг друга. А результаты каждого прежде и теперь. Не захваливаю ребят, которые хорошо учатся. А поощряю малейшее продвижение в учении слабого, но старательного ученика. Всегда оценку комментирую. В педагогической поддержке нуждаются все дети. В оценке деятельности нужна система. Есть у каждого учителя свои правила, традиции стимулирования, и я в своей работе использую следующие стимулы:

1. Опираюсь на желания;

2. Хвалю (но в меру);

3. Учитываю интересы и склонности;

4. Поддерживаю соперничество;

5. Обращаюсь к самолюбию;

6. Одобряю успехи;

7. Показываю достижения;

8. Показываю последствия поступков;

9. Использую таблицу «Радуга настроений», которую заполняют все дети в конце дня: квадратики закрашивают тремя цветами – красный – отличное настроение, зеленый – хорошее, черный – плохое).

10. Есть у нас почтовый ящик «Давай поговорим». Дети пользуются возможность поговорить с учителем (через записки) обо всем наболевшем.

11. За положительные успехи, ребята могут побывать в роли учителя «Маленький учитель», которые ведут фрагменты уроков.

12. Подмечаю все положительные качества в ребенке, показываю сильные стороны каждого всему коллективу. Тактично помогаю преодолеть недостатки.

13. Рефлексия урока: Что узнали? Где пригодятся вам эти знания? Как вы это узнали? Кто помог? Какова ваша роль?

14. Почетные грамоты за успехи в разных творческих находках.

15. Есть еще одна форма стимулирования – спорная, может не всем понравится в нравственном плане, но я уже несколько лет ее использую, постоянно изменяю форму, но содержание остается одним и тем же. Мы завели «трудовые книжки», в которых в конце месяца я записываю заработную плату каждому свою (за каждую оценку 5 – 10 коп.) Информация берется из дневника. Родители дома выдают «зарплату» ребенку, под свою личную подпись, ребенок подписывается в получении денег, затем они мне приносят «трудовые книжки» обратно. Я фиксирую выплаты. Есть такие родители, которые задерживают выплату, мы учитывая материальные затруднения,(хотя это бывает крайне редко) ведь зарплаты не ахти какие – самое большое 10 руб. Считаю, что ребенок будет ценить больше то, что заработает собственным трудом. Мы с родителями поговорили и решили, что на карманные расходы все родители дают детям деньги, пусть же эти деньги ребята заработают и узнают «вкус» этого заработка. Раньше мы итоги подводили в конце недели, дети приносили мне в понедельник деньги в «банк». Я вступала в роли банкира , потом в конце месяца выдавала им зарплату. Но это была большая нагрузка на меня в финансовом плане, вот мы и пересмотрели систему выплат «зарплат».

Родители – это наши помощники и друзья. Они часты гости не только на праздниках, но и на уроках. Проводим общественные смотры знаний, дни открытых дверей, и другие совместные мероприятия, но больше всего ребятам нравится «День семьи» 2 раза в месяц (по графику – в пятницу – у нас родительский день) приходят представители одной семьи, рассказывают о генеалогическом древе, о интересных случаях из жизни ребенка, о том, как они учились в школе. Приносят семейные фотографии, проводят игры. В конце встречи – обязательно витаминный стол (угощают своими блюдами). А дети, в сою очередь готовят памятные подарки для этой семьи. За два года учебы у нас побывали уже почти все семьи. Это мероприятие сближает, объединяет коллектив детей и родителей. Оформляем альбом «Летопись нашего класса».

В 2002 году разработала воспитательную систему класса, которую представила на районном семинаре заместителей директоров по воспитательной работе.

Сложившаяся система моей работы дает неплохие результаты. Несмотря на большой педагогический стаж, продолжаю учиться – знакомлюсь с опытом других учителей, проверяю все новое, передовое на своих уроках, делюсь с молодыми учителями своими находками.

Основной задачей для себя считаю – воспитание интереса у своих учеников, который помог бы им на всем протяжении учебного пути, стараюсь работать так, чтобы в знаниях детей не было белых пятен.

Заключение

Бич современной школы – непрочные и недейственные знания. Головы учеников «набиваются, как мешок, фактами, плохо усвоенными и идеями, плохо проверенными». Обо всем слышали, что-то выучили, но большей частью знают мало; поверхностно, приблизительно, а навыки пользования знаниями и умениями нередко отсутствуют вовсе. Как сделать знания прочными, действенными? Иного пути, чем многократное повторение изученного, нет. Повторение – это постоянное возвращение к старым знаниям, систематическое воспроизведение их в памяти учащихся. Забывание является результатом непрочного усвоения знаний, которые, исчезая из памяти сами, увлекают за собой и те элементы, из которых они были составлены.

Как обеспечить прочность знаний, как устранить ошибки, пробелы? Эта задача является главной для всех педагогов. Если мы хотим успешно решить эту задачу, повторение должно занять гораздо более важное место в нашей учебной работе. Основные требования к организации повторения:

1) Знание учениками цели и плана работы по повторению;

2) Активность;

3) Тщательный отбор материала;

4) Предупреждение возможных ошибок;

5) Обеспечить связь между новым и пройденным материалом;

6) Разнообразие приемов повторения;

7) Правильное распределение повторений во времени.

8) Связь основных видов повторения: повтор в начале учебного года, текущее и заключительное повторение. Стройная система повторения.

9) Выявить, как учащиеся усваивают материал, установить пробелы в знаниях, а также затруднения, возникающие у отдельных учеников. А затруднения у ребят довольно типичные:

· Неумение учиться и преодолевать трудности познавательной деятельности. (Усидчивость, умение читать и понимать текст, навыки запоминания, счета и вообще, математических операций, наблюдательность, твердость руки и владение письмом, аккуратность, ловкость. Внимательность, достаточный запас слов, начитанность, умение слушать и складно говорить, терпение, настойчивость, умения и навыки сотрудничества с окружающими, чувство ответственности – вот лишь часть умений, навыков и качеств, без которых трудно или даже невозможно добиться успеха в учении).

· Громадность школьного материала, который нужно усвоить и запомнить. (Государственные стандарты приводят к перегрузкам, усталости и сопротивлению детей).

· Отвлекающие факторы полнокровной детской жизни (соблазны – телевизор, игры, компьютер и др.)

· Однообразие. (Не хватает смены впечатлений движения).

· Плохая оснащенность ТСО.

И что же можем сделать мы – педагоги для того, чтобы детям выйти из создавшегося положения? Умело организовать обучение:

1) Четкое структурирование учебного материала облегчает его восприятие. (Если одни идеи вытекают из других, если ясна связь и обоснована последовательность сообщающихся сведений, дети легче их запоминают).

2) Логичное, яркое, увлекательное изложение побуждает школьников слушать, включаться в мир познания.

3) Своевременное чередование различных умственных занятий (чередование умственных действий с кратковременными расслаблениями).

4) Ситуация успеха – самый эффективный стимул познавательной деятельности. Даже если фактические успехи не очень значительны. Полезно некоторое время ставить более высокие оценки – для поднятия духа. Но делать это не часто. А только в индивидуальных случаях.

У каждого учителя должна быть продумана система фиксации, предупреждения и ликвидации пробелов.

Важно понять, что пробелы в знаниях – это не вина, а беда многих наших учеников, и наша задача – помочь ребятам понять, что надо делать, чтобы

в знаниях не было белых пятен, увенчанных двойкой в журнале. Надо учить детей творчески использовать свой опыт, закладывать способности к саморазвитию.

Вижу, что у моих детей есть потребность в знаниях, умеют самостоятельно мыслить, способны ориентироваться в новой ситуации, находят свой подход к выполнению новых задач, желают понять и найти свой способ решения проблем, способны высказать свою точку зрения, независимую от других. Умеют оценивать соседа на основе совместной проверки. При этом ребята сначала называют достоинства работы товарища, потом ошибки.

Индивидуально подхожу к каждому ребенку, вижу, к чему он склонен, что ему интересно и по силам. Добиваюсь развития ученика путем возбуждения, а не накопления (нагромождения) учебного материала. Ведь развитие – это раскрытие! Чтобы дети запомнили основной материал, я ввожу его для повторения почти на каждом уроке. Это дает прочность знаний, ученик видит, что он знает и материал устраивают даже самые слабые. Поощряю желание детей искать ответы самостоятельно. Учиться и не делать ошибок невозможно. Учеба состоит из проб и ошибок.

Задача учине допускать возникновения пробелов в знаниях; 2) сделать все возможное для того, чтобы поощрять хотя бы самые скромные достижения учащегося, превратить его в работу из постылой повинности в посильное и для него творчество.

Библиографический список

1. Гин А. Приемы педагогической техники. М., Педагогика, 2001.

2. Никитин Б., Никитина Л. Мы, наши дети и внуки. М., Молодая гвардия, 1989.

3. Рябцева С. Диалог за партой. М., Просвещение, 1989.

4. Соловейчик С. Час ученичества. М., Детская литература, 1986.

5. Холт Джон. Причины детских неудач. Кристалл, С-П, 1996.

6. Якиманская обучение. М., Педагогика, 1979.

7. Популярная психология для родителей. Под. ред. А. Бодалева, М., Педагогика, 1989.

8. Газета. Начальная школа. 2002 г.№6

9. Журнал. Народное образование. 2001 г.№1, (стр.127)

10. Журнал. Начальная школа. 1997 г.: №11, (стр.24, стр.46, стр. 73)

2000 г.: № 3, (стр.22, стр.60);

№5, (стр.63)

2002 г.: №3. (стр.37, стр.50)

2003 г.: №4, (стр.76)

№10, (стр.99, стр.110)

11. Журнал. Сельская школа. 2003г, №1 (стр.96)

Cначала ответим на вопрос: «Что же такое пробелы в знаниях?» По-простому можно сказать так: «Это то, что школьник на данный момент должен знать, но не знает.То, что должен уметь делать, но не умеет».

Все необходимые знания и умения по всем предметам для каждого класса прописаны в школьных учебных программах. Программами руководствуются авторы школьных учебников.Они закладывают в свои тексты все необходимые теоретические и практические компоненты. Поэтому учебник детализирует заложенные в программе знания и умения, выстраивает их усвоение в определенную последовательность. Со школьными программами постоянно сверяются учителя. Родители про школьные программы в лучшем случае только слышали.

Следующий важный вопрос: «Насколько критичны те или иные пробелы в знаниях?»Под критичным пробелом я понимаю тот пробел, который реально мешает усваивать новый материал. Если школьник в 5-м классе путается в таблице умножения, то о каком усвоении математики может идти речь? Под критичным пробелом я также понимаю тот пробел, который постоянно проявляется. Например, школьник не умеет применять правило проверки безударных гласных и часто делает подобные ошибки.В этом случае хорошей оценки по русскому языку он никогда не получит. И во взрослой жизни будет постоянно попадать впросак.

В школьных программах об этом ни слова. Там все знания и умения перечислены как равнозначные. В учебниках также почти невозможно встретить четкое выделение наиболее критичных знаний и умений. Почему так - в общем-то, понятно. Заведомо закладывать в программу или учебник второстепенность значительной части учебного материала неправильно. Последствия могут быть непредсказуемыми. Но и делать вид, что такой проблемы нет, тоже большая ошибка.

Важно также понимать, что в разных предметах критичность пробелов в знаниях проявляется по-разному.

Предметом, в котором прошлые и новые знания связаны наиболее тесно, является математика. Здесь каждый второй пробел является критичным. Примеров можно приводить множество, но это очевидно любому, кто вспомнит школьные годы и уроки математики.

В русском языке др угая проблема. Изучение новых тем постоянно сопровождается необходимостью доказывать, что пройденные правила правописания усвоены хорошо. Сам же материал связан между собой меньше, чем в математике. Вполне можно иметь существенные пробелы в разделе «Словообразование» и с успехом проходить темы раздела «Морфология». Подчеркну, я говорю о школьном варианте курса «Русский язык», а не о науках «Лингвистика», «Языкознание» и др.

Во многих школьных предметах связанность материала присутствует в основном в рамках отдельных разделов. Можно плохо знать раздел физики «Динамика» и получать хорошие оценки при прохождении раздела «Оптика». Чем помогут школьнику знания из ботаники при изучении анатомии человека?

Вывод из вышесказанного я хочу сделать следующий.

К пробелам в знаниях нужно относиться рационально. Критичные пробелы должны устраняться в безусловном порядке. На это нужно направлять все необходимые временные и иные ресурсы. Остальные пробелы - по ситуации. Собирается школьник поступать на филологический факультет?Значит,все пробелы в знаниях по русскому языку следует считать критичными. А вот к пробелам по химии или биологии можно относиться творчески.

Еще несколько важных вопросов. Насколько неизбежны пробелы в знаниях? Можно ли так организовать преподавание, чтобы пробелов не было? Что здесь зависит от учителя, а что от школьника?

Большинство родителей уверены, что пробелы в знаниях их детей - это следствие низкого уровня преподавания в современной школе. Попробую переубедить их и защитить честь современной школы.

В мире существуют две основные модели организации учебного процесса в школе:

Время пришло - все переходят к новому материалу.

Большинство стран мира, в том числе наша страна, строит школьное образование по второй модели.

Значит, разные ученики за одинаковое время проходят один и тот же учебный материал. И из этого возникает неизбежная проблема: у учеников накапливаются пробелы в знаниях. У кого - больше, у кого - меньше.

С этой проблемой учителя стараются бороться. Но на уроке сделать это практически невозможно. Детей в классе много, пробелы у них разные. Да и к новому материалу постоянно переходить нужно.

Единственная возможность - решать эту проблему за счетсамостоятельной работы ребенка. Но и здесь возникает ряд препятствий:

Обычный ученик не в состоянии адекватно оценивать собственные пробелы в знаниях;

Традиционные домашние задания не индивидуальны по своей сути, да и служат они в основном для закрепления только что пройденного материала;

Такая работа требует постоянного мониторинга (либо со стороны специалиста-предметника, либо со стороны родителя, либо при их совместном участии).

Поэтому обвинять школу и учителей в пробелах в знаниях некорректно. Это неизбежное следствие существующей модели организации образовательного процесса. Конечно, хороший учитель отличается от плохого тем, что у его учеников пробелов в знаниях меньше. За счет более интересных и понятных уроков. За счет настойчивости в преодолении ученической лени и хитрости. Иногда за счет дополнительных усилий, чаще всего - неоплачиваемых.

К данной ситуации пока лучше всего подходит поговорка: «Спасение утопающих - дело рук самих утопающих». Что и демонстрирует родительское сообщество, благодаря которому рынок репетиторских услуг в стране исчисляется огромными суммами.

Традиционное репетиторство сегодня воспринимается в обществе как альтернатива школе. Но это не совсем так, или даже совсем не так. Школа и репетиторство сегодня органично, но не очень экономично для семьи дополняют друг друга. У учителя нет возможностей для систематического устранения пробелов в знаниях всех своих учеников. Этим занимаются привлеченные репетиторы. Но ни один репетитор не занимается обучением с нуля. Он получает подопечного, который в той или иной степени учебный материал проходил.

Именно здесь, на мой взгляд, кроется нераскрытый потенциал использования компьютера в учебном процессе. На этом пути можно выйти на реальное повышение качества обучения при помощи простых и экономичных инструментов.

В следующий раз читайте заметку «Хорошая учеба - это активное применение и развитие интеллекта».

ВЫСТУПЛЕНИЕ

на педагогическом совете

Работа с неуспевающими, ликвидация пробелов, повышение интереса к обучению как путь повышения качества образования

учитель математики: Гатауллина Ф.Х.

Проблема неуспеваемости беспокоит всех: и взрослых, и детей. Очевидно, что на свете нет ни одного психически здорового ребенка, который хотел бы плохо учиться. Когда же мечты об успешных школьных годах разбиваются о первые "двойки", у ребенка сначала пропадает желание учиться, а потом он просто прогуливает уроки или становится "трудным" учеником, что чаще всего приводит к новым негативным проявлениям и в поведении. Неуспевающие учащиеся начинают искать людей, в кругу которых они не будут чувствовать себя ничтожными. Так они оказываются в дворовых компаниях, пополняя армию хулиганов, наркоманов.

Ученик может отставать в обучении по разным зависящим и независящим от него причинам:

u пропуски занятий по болезни;

u слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний;

u задержка психического развития. Часто дети с диагнозом обучаются в общеобразовательных классах в связи с отсутствием классов коррекционных или нежеланием родителей перевести ребенка в специализированный класс или школу;

u педагогическая запущенность: отсутствие у ребенка наработанных общеучебных умений и навыков за предыдущие годы обучения: низкая техника чтения, техника письма, счета, отсутствие навыков самостоятельности в работе и др.;

u неблагополучная семья;

u проблема «улицы»;

u прогулы.

Мы, учителя предметники, должны знать, почему ученик не усваивает учебную программу, как ему можно помочь в этом деле. Установить конкретно причины неуспеваемости учителю и классному руководителю должны помочь школьные узкие специалисты (врач, психолог, логопед, социальный педагог), родители ученика, он сам и его одноклассники.

Цели:

Ликвидация пробелов у учащихся в обучении;

Создание условий для успешного индивидуального развития ученика.

Что прежде всего нужно сделать в работе со слабоуспевающими?

Создать благоприятную атмосферу на уроке;

Своевременно оказывать помощь на дополнительных занятиях и организовать работу консультантов;

Изменить формы и методы учебной работы на уроках, чтобы преодолеть пассивность обучающихся и превратить их в активный субъект деятельности. Использовать для этого обучающие игры;

Освободить школьников от страха перед ошибками, создавая ситуацию свободного выбора и успеха;

Ориентировать детей на ценности: человек, семья, отечество, труд, знания, культура, мир, которые охватывают важнейшие стороны деятельности;

Культивировать физическое развитие и здоровый образ жизни.

План работы со слабоуспевающими учащимися

Мероприятия

1. Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения. Цель:

а) Определение фактического уровня знаний детей.

б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации.

Сентябрь

2. Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через беседы со школьными специалистами: классным руководителем, врачом, логопедом, встречи с отдельными родителями и, обязательно, в ходе беседы с самим ребенком.

Сентябрь

3.Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний.

В течение учебного года.

4. Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока

В течение учебного года.

5.Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.

В течение учебного года.

6.Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить.

В течение учебного года.

7.Поставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок.

В течение учебного года.

8. Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса, по возможности вести тематический учет знаний по предмету детей всего класса.

В течение учебного года.

9. Проводить дополнительные (индивидуальные) занятия для слабоуспевающих.

Учить детей навыкам самостоятельной работы.

В течение учебного года.

Как побудить учащихся в ходе урока к активной, интенсивной деятельности?

Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее приемлемым с моей точки зрения является групповая технология :

во-первых , потому, что в условиях классно урочной системы этот тип занятий наиболее легко вписывается в учебный процесс.

во-вторых , групповая технология обеспечивает не только успешное усвоение материала всеми учащимися, но и интеллектуальное, нравственное развитие учащихся, их самостоятельность, доброжелательность по отношению друг к другу, коммуникабельность, желание помочь другим.

Выделю преимущества группового обучения перед традиционным:

приобщение к важным навыкам жизни: действенное общение, умение слушать, умение встать на точку зрения другого, умение разрешать конфликты, умение работать сообща для достижения общей цели;

улучшение академической успеваемости;

воспитание самоуважения;

укрепление дружбы в классе, изменение отношения к школе;

отсутствие соревнования в учебной деятельности;

убеждение учащиеся в ценности взаимопомощи.

Для повышения эффективности и реального результата урока, активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики применяю систему ключевых задач. Её использование позволяет с одной стороны, включить в работу каждого ученика, а с другой развивает системное, логическое мышление учащихся. Для мотивированных детей появляется возможность проанализировать и оценить материал в полном объёме, сравнить разные методы решения, определить границы применимости для дальнейшего использования полученных знаний при решении более сложных задач.

Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходило на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание? Для эффективной учебной деятельности всех учащихся дифференцировать их по уровню подготовки, стимулировать школьников, которым хорошо дается математика, поддерживать тех, у кого возникают трудности. Именно поэтому я в своей работе использую элементы технологии «Дифференцированное обучение».

Формирование и развитие познавательных интересов – часть широкой проблемы воспитания всесторонне развитой личности. Принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике.

Под этим понятием подразумевается такое качество, которое характеризуется высоким уровнем мотивации в усвоении знаний и умений. Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой технологии. Одной из таких технологий является игровая. Игровая технология обеспечивает единство эмоционального и рационального в обучении.

На современном этапе развития трудно представить общество без компьютеров, поэтому одной из основных задач образования является введение человека в информационное пространство. С помощью компьютера можно значительно повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, облегчить проверку знаний, умений, навыков учащихся.

Пробелы в знаниях

Пробелы в знаниях есть у всех.
Появиться они могли по самым разным причинам, иногда совсем не зависящим от детей.
Кто-то заболел и пропустил уроки в школе. Это самая распространённая причина пробелов. Ведь некоторые темы представлены в учебниках совсем не лучшим образом.
А у кого-то проболела учительница. А когда вышла на работу, то была вынуждена нагонять время: в почасовую программу пропуск уроков учителем не заложен.
В этом году уроки были отменены из-за эпидемии гриппа. Это значит, что все учителя будут стараться нагнать упущенное время.
Кто-то из ребят что-то недопонял на уроке. Имеет право ребёнок что-то недопонять или понять неправильно?
Поверьте, перечисление причин можно продолжать до бесконечности. Но лучше поговорить не о причинах, а о последствиях.

1. Пробелы в знаниях - беда, но беда поправимая

Поэтому, столкнувшись с пробелом в знаниях ребёнка, не расстраивайтесь, а радуйтесь. Очень хорошо, что вы пробел обнаружили. Почему?
Пробелы в знаниях как незалеченные раны. Они беспокоят человека, приносят неудобства, ограничивают свободу. В школьной жизни они могут обернуться неприятными неожиданностями в виде плохих отметок. Получается, что пробелы в знаниях - это источник постоянных стрессов, которые истощают ребёнка, подрывают веру в себя и мешают жить. Зачастую ребята не могут сами определить, какие у них пробелы. Ребёнок знает, что он чего-то не знает. И всё. Почему ошибка в разборе? Не знает почему. Ребёнок не способен осознать, что когда три года назад у него была ангина, в школе объясняли новый материал, которого и в учебнике-то нет. Про ангину это так, только для примера, причины, как мы определили, могут быть разными.

2. Полезное предположение

Обязательно сделайте предположение: возможно, у моего ребёнка есть и другие пробелы в знаниях. Поверьте, редко, когда такое предположение не подтвердится. Почему? Потому что язык - это система, а не беспорядочный набор случайных элементов. Если ребёнок не знает один элемент, то он не знает и связей этого элемента с другими. Значит, свойства, признаки, функции, сама природа целых классов явлений для него непонятны.
Для того чтобы разобраться, что ребёнок знает, а чего не знает, а если знает, то понимает ли до конца, на этом сайте есть

Любой ребёнок может пройти диагностику и узнать, какие пробелы в знаниях у него есть.

3. Если в тетрадях ребёнка есть ошибки, отнеситесь к ним вдумчиво

Ошибки в написании - это одно, а в разборах - другое.
Многие ошибки симптоматичны. Часто у разных ошибок одна причина. Понять ее - значит найти верный путь. Так как язык - это система, то и ошибки могут носить системный характер.
Представьте себя врачом. С одной стороны, у одного заболевания бывают разные симптомы. А с другой - отдельные симптомы разных болезней могут совпадать. Для успешного лечения нужна правильная диагностика.
Такая же ситуация с ошибками. Ошибки - это не сама болезнь, а симптомы неблагополучия. Чтобы такие симптомы собрать и разобраться в них, определить их причины, мы предлагаем проходить тестирование на сайте так же регулярно, как и тренинги.

4. Если у ребёнка обнаружился недостаток в знаниях, то естественен вопрос: где их взять, из какого источника черпать?

Возьмите в руки учебник вашего ребёнка. Это тоже источник знания, точнее, один из источников.
Почитайте параграфы. Один за другим. Вдумчиво. Потратьте на это занятие час вашего времени. Потом оцените то, что вы узнали. Это много или мало? Помните, у ребёнка нет вашего опыта работы с информацией. Это значит, что объём усвоенного материала у него будет ещё меньше, а количество затраченного им времени ещё больше.
Даже если вы будете удовлетворены содержанием параграфов школьного учебника, подумайте о том, что этот источник знания не всегда у ребёнка под рукой. Что делать, если тему изучали в прошлом году? Два, три года назад? В нашей школе существует многолетняя традиция выдавать ребятам книжки в начале учебного года и забирать их в конце. Не все родители могут купить все школьные учебники. Это дорого, уверяю вас. И где их хранить? Большинство наших семей живёт в весьма стеснённых условиях. Да и откуда знать, какие книжки покупать? Какие из них нужнее?
Этот сайт - тоже источник информации. Побродите по учебным разделам один час. Сравните эффективность подачи материала здесь и в школьном учебнике.

5. Знание приходит через понимание, осознание

Никогда не заставляйте ребёнка учить правила по учебнику без понимания. Это не бесполезно - это вредно. Ничего, кроме отвращения к предмету, вы не добьётесь.
Если вы сторонник традиционных технологий, то вначале разберитесь во всём сами. Продумайте общую логику, а также все детали и мелочи. Потом передайте ребёнку саму суть. Объясняйте просто, доступно, как маленькому. Потом обязательно проверьте, как ребёнок вас понял.

На этом сайте весь теоретический материал школьного курса изложен в разделе Как устроен наш язык достаточно полно и просто. Толковое изложение было одной из моих главных задач. Здесь, в отличие от школьного учебника, теоретический материал разведён по разным разделам и рубрикам. Ориентироваться на сайте проще, чем в школьном учебнике. При этом здесь принят подход, при котором уровень понимания контролируется постоянно. Без всякой отсрочки ребёнок видит, насколько успешно он работает. Как только задание выполнено, тут же виден ответ.

Какой бы путь вы ни избрали, уверяю вас: и вы сами, и ваши дети испытаете чувство облегчения, когда выяснится, что теперь пробела нет, а его место занято знанием.


Вверх