Проект «Лес - наше богатство» проект (средняя, старшая группа) на тему. «Лес - наше богатство!» Познавательно-исследовательский проект Лес наше богатство проект в подготовительной группе

Познавательно-исследовательский проект.

Цель:

    Получить новую информацию о лесных обитателях и растениях, об опасностях в лесу и доступных для детей способах охраны лесных богатств.

    Донести до сознания детей, что лес – наше богатство.

    Активизировать знания детей, учить использовать их в жизни и деятельности.

Задачи:

    Учить детей понимать, что лес – наше богатство.

    Познакомить детей с деревом, как материалом, профессиями людей деревообрабатывающей промышленности, изделиями из дерева.

    Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы, формировать эстетические чувства.

    Развивать интерес к родной природе, желание больше узнать об особенностях своего края, о природном разнообразии страны.

    Формировать бережное отношение к природе, побуждать желание охранять её от разрушений, а при необходимости восстанавливать.

    Воспитывать бережное отношение к растительности леса, к его лесным жителям.

    Учить соблюдать правила поведения в лесу, понимать последствия экологически неграмотного поведения (разведение костров, уничтожение деревьев, сбора растений).

    Развивать творческие способности (умение видеть «в обычном необычное», мастерить поделки из природного материала).

Срок реализации проекта: 1 год (долгосрочный).

Участники проекта: старшей группы, воспитатели, родители.

Поэтапное планирование проектной деятельности.

I . Обозначение, определение цели проекта и его мотивация.

1. Беседа по темам: «Деревья», «Лесные ягоды, цветы, грибы», «Насекомые».

2. Подбор картинного материала, оформление книжного и логопедического уголков детскими книгами, предметными и сюжетными картинками по теме.

3. Чтение рассказов и стихов:

    Н.Сладков «Лесная книга жалоб»;

    Н.Матвеева «В лесу»;

    Я.Аким «Лето» и др.

II . Привлечение детей и родителей к участию в планировании деятельности и реализации намеченного плана.

    Направления проектной деятельности

1. Работа по развитию речи:

    обогащение и активизация словаря в рамках темы;

    развитие словесно-логического мышления у дошкольников;

    заучивание стихов и загадок, чтение рассказов.

2. Работа с семьей:

    привлечение родителей к обогащению словаря по теме;

    организация семейных экскурсий в лес (предоставление фотографий для оформления фотовыставки);

    изготовление плакатов для выставки (по темам на выбор: «Берегите лес!», «Опасности в лесу», «Лес- наше богатство»).

    изготовление поделок из природного материала (на тему: «Поделки из природного материала»).

3. Творческая деятельность детей:

    коллективная работа-коллаж «Лесная полянка».

Коллективная работа «Полевые цветы».

III . Обработка полученной в ходе проектной деятельности информации и ее оформление.

1. Выставка экологических плакатов.

2. Презентация в программе Power Point .

Занятие по экологии «Вот так лес! Полон лес загадок и чудес!».

Цели:

    воспитывать положительное отношение к природе;

    дать некоторые знания об обитателях леса;

    подвести к пониманию значения леса в жизни человека, необходимости охранять лес.

Содержание:

    Беседа о весне.

    Ознакомление с «лесными правилами».

Если в лес пришел гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только чур не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь:

Даже очень громко петь.

Испугаются зверюшки,

Убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай,

Никогда не забывай:

Мусор с травки убирай.

Зря цветы не надо рвать!

Из рогатки – не стрелять;

Ты пришел не убивать!

Бабочки пускай летают,

Ну кому они мешают?

Здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу всего лишь гость.

Здесь хозяин – дуб и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги!

    Начало путешествия в лес.

    Беседа о деревьях.

    Беседа о лесных птицах.

    Физкультминутка.

    Беседа о лесных цветах.

    Итог:

Богата природа нашей страны, но ее богатства не бесконечны, поэтому ее не нужно беречь и охранять.

Рыбе нужна вода, птице – воздух, зерно и лес, а человеку нужна Родина.

Охранять природу- значит охранять Родину!

Занятие по формированию лексико-грамматического строя речи «Лесное путешествие»

Цели:

    закрепить обобщающие понятия;

    упражняться в определении первого звука в слове;

    в согласовании имен существительных с личными местоимениями «мой», «моя», «мое», «мои»;

    в образовании уменьшительно-ласкательных форм существительных;

    активизация словаря;

    развивать внимание, память, словесно-логическое мышление.

    Дидактическая игра «Угадай картинку»

На ковре разбросаны перевернутые картинки, на которых изображены насекомые. Дети берут по одной, рассматривают. Воспитатель просит поднимать и называть ту картинку, название которой начинается на определенный звук.

Например: «Первый звку . У кого такое насекомое?» (Стрекоза)»

Предлагаются картинки: оса, улитка,пчела, муха, жук, шмель, бабочка, стрекоза, комар, гусеница, муравей.

    Дидактическая игра «Жадина»

Воспитатель: У меня есть знакомый мальчик Витя. Он- жадина. Увидит конфету и кричит: «Это моя конфета», увидит автобус и кричит «Это мой автобус». А если бы он попал в лес, чтобы он сказал, интересно?

Воспитатель просит детей встать вокруг него.

У меня волшебный мяч. Кому я его брошу, тот превращается в жадину!

Ответы детей: «Это мое дерево», «Это мой гриб» и т.д.

    Дидактическая игра «Угадай по описанию»

Дети садятся на ковер.

Воспитатель берет в руки картинку, не показывая ее детям. Им сообщается, что на картинке нарисовано то, что можно встретить в лесу (например: елка, береза, бабочка, кукушка, ромашка). Вызывается желающий ребенок. Он (возможна помощь других детей) задает вопросы воспитателю типа: «Какого цвета?», и т.д.

    Дидактическая игра «Составь слово»

Дидактическая игра «Угадай веточки по картинке»

Итоги воспитателя с детьми.

Лес нас радует своими цветами, пением птиц, дает нам грибы и ягоды.

Давайте станем добрыми и мы- не будем ломать ветки, топтать цветы, пугать птиц!

Изготовление и выставка поделок из природного материала на тему: «Поделки из природного материала».

Соловьева Мария Павловна
Экологический проект «Лес - наше богатство» (средняя группа)

Экологический проект " Лес - наше богатство ", средняя группа .

Срок реализации : 3 месяца (март - май) .

Тип проекта : познавательно - исследовательский.

Участники : дети, родители, воспитатель.

ЦЕЛЬ : дать информацию о лесе на основе наблюдений, исследовательской и практической деятельности детей в природе и с ее объектами.

ЗАДАЧИ : - формировать эмоционально - положительное отношение к лесу;

Вызвать интерес к конкретному объекту - дереву; вызвать желание оберегать, защищать, заботиться о нем;

Сформировать отношение к дереву, как к живому существу (оно растет, развивается, дышит) ;

О строении, функциях его частей (корень, кора, ствол, крона,

Закрепить правила и навыки экологически безопасного и грамотного общения с лесом.

1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.

1. Собрать картинки деревьев (береза, дуб, осина, ель, ива, пустыни и леса.

2. Подготовка материала к дидактической игре " Оденем дерево", подвижной игре "Угадай дерево" (приготовить шапочки с листиками) .

3. Сделать фото нашей рощи (редкая, деревьев мало) и в разные периоды (ранняя и поздняя весна, фото обоженного дерева.

4. Подготовить "Правила поведения в лесу" (картинки) для ознакомления с детьми.

2. ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП.

1. Ежедневно отмечать календарь погоды и природы (ранняя и поздняя весна, особенно деревья, траву - их изменения.

2. Дать детям знания о деревьях, их разновидностях (рассматривание картинок, чтение художественной литературы) .

3 Организовать с детьми экскурсию в рощу, парк, к частным домам.

4. Собрать с детьми плоды деревьев (береза - сережки, дуб - желуди, ель, сосна - шишки) .

5. Организовать с детьми д/и "Плоды и листья", "Какой листик", упражнения "Покажи и назови части дерева", "Какой бывает лес?".

6. Рисование с детьми на темы : "Весеннее дерево" (ладошкой, лепка "Береза и ель".

7. Попросить родителей принести спил от дерева; нарисовать дома вместе с детьми "Весенний лес".

3. ИТОГОВЫЙ ЭТАП (май) .

1. Экологическое открытое занятие "Лес - наше богатство ".

2. Фото выставка "Наши экскурсии".

3. Выставка детских рисунков на тему " Весенний лес".

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ "ЛЕС - НАШЕ БОГАТСТВО ".

Цель : развивать у детей эстетическое восприятие мира природы, обогащать и уточнять представления о лесе, в том числе о видах деревьев, об их строении, учить делать умозаключения при проведении простейших опытов (возраст деревьев, значение корня, семян,учить соблюдать правила поведения в лесу; развивать творческое воображение, память, внимание.

Ход ЗАНЯТИЯ

Дети сидят на стульчиках. Стук в дверь, появляется старичок - лесовичок.

Лесовичок : Здравствуйте, ребята, лесной Вам привет!

Дети : Здравствуйте!

Лесовичок : Я пришел к вам в гости, чтобы пригласить вас в мое лесное царство

Хотите туда попасть? Вы готовы?

(Идут за лесовичком в зал, оформленный в стиле леса) .

Дети присаживаются на стульчики.

Лесовичок : Вот деревья здесь стоят,

И листвою шелестят,

Ручьи малые текут,

Громко птицы здесь поют,

Кто немного помолчит,

Для тех лес вдруг зазвучит. (звучит фонограмма "Звуки леса") .

БЕСЕДА О ДЕРЕВЬЯХ : Царство мое - лес, в нем много деревьев. Что вы знаете о них? Что такое дерево? (Дерево = самое большое растение) . Назовите его части. Как вы думаете, дерево живое? (Да) . Почему? (Оно растет, дышит, питается, у него появляются детки - побеги) . А кто еще живет в лесу? (Звери и птицы) . Чем же отличаются деревья, растения от зверей и птиц. (Деревья молчат и не могут двигаться) .

ПОДВИЖНАЯ ИГРА "Кто быстрее?" (Воспитатель делит детей на 3 команды, одевает им шапочки с листочками - дубовые, березовые, кленовые. Игровая задача : собраться вокруг своего дерева по команде, кто быстрее).

Лесовичок : Друг за другом вы успевали, деревья правильно вы одевали. А теперь, мои друзья, загадаю вам загадки я. (Дети отгадыают загадки и находят отгадки на картинках) .

Лесовичок : Ай, да молодцы! Все деревья узнали! Ребята, скажите,для чего нужен лес, зачем его беречь? (показ картинок пустыни и леса) . А сами мы можем вырастить лес?

ОПЫТЫ С ДЕРЕВЬЯМИ И ИХ СЕМЕНАМИ.

1. Подуть на семена березы в ладошке, чтобы они разлетелись (так в природе с помощью ветра разносятся семена) .

2. Узнать возраст дерева - молодое или старое - по спилу (сосчитать количество колец) .

3. Что держит дерево? (корни) : опыт с землей и воткнутым кустиком без корней и с корнем.

Лесовичок : А сейчас, ребята, я хочу узнать, знаете ли вы правила поведения в лесу?

(показывает картинки - правила) .

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ :

Хорошо вы знаете правила - вот вам от меня угощение! (конфеты -грибочки) . Дети угощаются конфетами, а лесовичок смотрит, куда дети положат бумажки от конфет, бросят их в лесу или возьмут с собой.

Молодцы! В лесу нельзя сорить, нужно собрать мусор в пакеты и выбросить его дома в мусорное ведро.

Лесовичок : А что же - мы еще в лесу?

Нужно возвращаться!

Мы на миг закроем глазки,

Открываем - мы не в сказке.

В детский сад нам всем пора!

До свидания, детвора!

МБОУ «Вышинская СОШ»
Исследовательская работа
на тему:
«Лес ­ наше богатство!»
Выполнила: Чигирь Вика,
ученица 5 класса
Руководитель: Лазарева Н.Е.,
учитель географии
1

2015­2016
Оглавление
1.Введение…………………………………………………………………….3
1.1. Общий взгляд на проблему охраны лесов...............................................3­5
1.2. Роль и значение леса для всего живого на Земле ………………………..4
2. Исследование в моём селе………………………………………………….5­9
2.1. Деятельность Вышинского территориального лесничества в деле охраны
леса………………………………………………….…………………………….4
2.2. Охраняемые природные территории……………………………………….
2.3. Проблема пожаров…….………………………………....………………….5
3. Результаты и выводы …………………………………………………7­9
4. Заключение …………………………………………………………………….…9
5. Использованные источники ………………………………………………….9­10
2

Леса занимают большую часть территории Зубово­Полянского района.
Моё родное село Выша лес окружает со всех сторон. И меня, как и любого
неравнодушного человека, волнует экологическое состояние леса на
территории моего поселения, т.к. мне не безразлична судьба моей малой
Родины.
Цель работы:
Выяснить роль и значение леса для всего живого на Земле, показать
уязвимость и беззащитность природной зоны лесов; выяснить, какие меры
принимаются работниками местного лесного хозяйства для охраны леса, с тем,
чтобы спрогнозировать его судьбу в дальнейшем.
Задачи:
1) Изучить научную литературу по вопросу роли и значения лесов.
2) Проследить статистику лесных пожаров в пределах Вышинского
лесничества и их масштабы.
3) Показать необходимость участия каждого жителя поселка в деле
охраны лесных массивов.
Актуальность работы:
Данная работа имеет познавательное и хозяйственное значение, так как
сделанные выводы позволяют задуматься о необходимости принятия мер по
охране леса на территории села и его восстановлении.
Методы исследования:
­Научный (изучение необходимой литературы, анализ статей);
­Социологический (опрос специалистов);
­Картографическое исследование (изучение географического положения
лесов Вышинского лесничества на территории Республики Мордовия);
­Составление схемы «Значение леса».
3

Сроки исследования:
­Исследование проводилось с декабря 2015 года по март 2016 года.
Результаты исследования
Было выявлено, что лес – богатство, которым природа одарила наше село.
Но даже сотни тысяч гектаров могут со временем оскудеть и обеднеть, если
пользоваться им неумело и нерационально.
1. Введение
1.1. Общий взгляд на проблему охраны лесов
Охрана леса ­ это насущная проблема современности, к которой никто не
должен оставаться равнодушным. Ведь будущая жизнь людей в полной мере
зависит от того, удастся ли нам защитить лес, а также многие виды растений и
животных от исчезновения.
Как защитить лес? Зачем нужно охранять биологическое разнообразие?
Лес, как известно, ­ это легкие планеты Земля. Без растущих зеленых
растений человечество будет обречено на скоропостижную гибель. Людям
просто не хватит кислорода, столь необходимого им для дыхания. Также лес
является кормильцем и врачом для человека. Здесь можно найти съедобные
грибы, ягоды, орехи и разнообразные травы, обладающие целебными
свойствами.
Кроме того, в лесу на законных основаниях обитают различные виды
диких животных, птиц, рыб. Лесные прогулки полезны для здоровья людей,
находиться на лоне природы ­ истинное удовольствие для глаз и для души.
Одним словом, лесные ресурсы являются национальным достоянием каждой
страны, поэтому следует уделять особое внимание их защите.
1.2. Роль и значение лесов.
4

1. Лес позволяет улучшить гидрорежим всех крупных и мелких
водоемов, чьи бассейны расположены на территории массивов. Защита почвы
от разрушения осуществляется как за счет видов, произрастающих в
естественных условиях, так и благодаря специальным посадкам, которые с
недавних пор все чаще используются людьми. Леса помогают сохранить
минеральный состав почвы. Стоковые воды, проходя через слои грунта,
освобождаются от вредных твердых примесей.
2. Лес – главная кладовая растительного вещества на планете. Именно
поэтому в сообществе имеется большое видовое разнообразие травоядных,
хищных и всеядных животных, которые образуют пищевые цепочки. Благодаря
этим связям в природе сохраняется равновесие. Многие лесные обитатели
являются опылителями растений, участвуют в распространении семян, помогая
представителям флоры размножаться и выживать. Звери и птицы имеют
промысловое значение в хозяйственной деятельности людей. Человек добывает
здесь ценный мех, мясо. Сегодня охота на животных регулируется законом, что
способствует восстановлению и сохранению некоторых видов.
3. Рассматривая роль леса в природе и жизни людей, нельзя обойти
вниманием потребность человека в древесине. Она всегда была велика, не стала
меньше и сегодня. Более того, в современной хозяйственной деятельности она
приобретает глобальный характер. Прогнозы, касающиеся сокращения
использования древесного сырья, не оправдываются ни в России, ни на
мировом рынке. Наметившаяся тенденция может привести к тому, что
древесина станет дефицитным сырьем, а это окажет влияние на производство
многих товаров потребления, необходимых для человека.
4. Роль леса в природе и жизни людей очень важна в период
стремительного роста городов. Терапевтическое воздействие зеленых
насаждений на организм человека доказано медиками. Именно по этой причине
дома отдыха, санатории, реабилитационные центры чаще всего располагают в
5

лесной зоне. Люди, прогуливаясь по рощам, паркам, скверам, получают
огромное эстетическое наслаждение, что приводит к улучшению общего
самочувствия.
2. Исследование в моём селе
2.1. Деятельность Вышинского территориального лесничества в деле
охраны лесов
В нашем селе вопросами охраны леса занимается ГКУ «Вышинское
территориальное лесничество». Свое исследование я провела при помощи
опроса специалистов данного учреждения. Мне были предоставлены все
необходимые статистические и картографические данные.
Мною было выяснено, что Вышинское территориальное лесничество
расположено в юго­западной части Республики Мордовия, на территории
Зубово­Полянского муниципального района. Лесничество на западе граничит с
Рязанской областью, на юге с Пензенской областью. Северная граница
проходит смежно с Зубово­Полянским территориальным лесничеством.
В приложении 1 показано местоположение Вышинского
территориального лесничества на территории Республики Мордовия.
Вышинское территориальное лесничество организовано приказом
Рослесхоза от 27.06.2007 № 295. Общая площадь Вышинского лесничества
составляет 55791 га, в него входят 3 участковых лесничества. Структура
Вышинского территориального лесничества, площади участковых лесничеств,
приведены в таблице 1.
Структура Вышинского территориального лесничества
№№
п.п.
Наименование
участковых
Административный
район
Общая
площадь,
Таблица 1
6

лесничеств
2
(муниципальное
образование)
3
Известковское
Зубово­Полянский
Вышинское
Зубово­Полянский
Ширингушское
Зубово­Полянский
1
1.
2.
3.
Всего по лесничеству
Зубово­Полянский
Всего:
га
4
22405
17384
16002
55791
55791
Лесные земли занимают 95,8 % от общей площади земель лесного фонда;
земли, покрытые лесной растительностью – 93,7 %, что свидетельствует о высоком
уровне использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов на его площади.
Нелесные земли занимают 4,2 % общей площади лесничества. Преимущественно
они представлены болотами (1,6 %), дорогами и просеками (1,0 %).
ГКУ «Вышинское территориальное лесничество» активно занимается
лесовосстановлением,
которое осуществляется в целях восстановления
вырубленных, погибших, поврежденных лесов. Лесовосстановление должно
обеспечивать восстановление лесных насаждений, сохранение биологического
разнообразия лесов, сохранение полезных функций лесов. Лесовосстановление
проводится на вырубках, гарях, рединах, прогалинах, и других пригодных для
лесовосстановления землях.
Искусственное восстановление лесов осуществляется путем создания
лесных культур: посадки сеянцев, саженцев, черенков или посева семян лесных
растений. И в этом большую помощь оказывает школьное лесничество. Члены
школьного лесничества занимаются выращиванием саженцев, принимают участие в
их посадке, уходе; проводят экологические акции, трудовые десанты.
2.2. Охраняемые природные территории.

Изучая «Лесохозяйственный регламент Вышинского территориального

лесничества», я с удивлением узнала, что на территории Лесничества имеются
особо охраняемые природные территории (ООПТ) – памятники природы, к
которым относятся:
 «Дерево сосны черной». Памятник природы создан для сохранения
одиночного экземпляра редкого древесного североамериканского вида
сосны черной (возраст 80­100 лет). Находится он в границах квартала 7 на
кордоне Зеленый Известковского участкового лесничества.
 «Искусственный лес из лиственницы посадки 1917 года». Данный
памятник природы создан с целью сохранения самых старых насаждений
лиственницы на территории республики. Расположена охраняемая зона в
границах квартала 18 выдела 2 Известковского участкового лесничества и
занимает площадь 0,4 га.
 «Сосновая роща» ­ участок соснового леса, имеющий рекреационное
значение, занимает площадь 1,6 га. Расположена в границах квартала 59
выдела 26 Ширингушского участкового лесничества.
 «Торфяное болото Большое». Данный памятник природы создан с целью
сохранения редкой в Республике Мордовия экосистемы болота низинного
типа с присутствием таежной флоры и фауны. Занимает территорию
площадью 82,0 га и расположено в границах квартала 106 выделов 13, 32,
48, квартала 107 выделов 1­17 Вышинского участкового лесничества.
2.3. Проблема пожаров.

Большой урон лесному хозяйству приносят пожары, которые нередко
уничтожают лесных площадей больше, чем их восстанавливают.
8

Причины лесных пожаров разнообразны. Возгорания по­прежнему

происходят вблизи населенных пунктов, и основными их виновниками являются
местные жители. Неконтролируемые сельскохозяйственные палы, начало сбора
дикорастущих растений, вырубка лесов – все это способствует возгоранию.
Нельзя забывать и главную экономическую причину – низкий жизненный уровень
людей, когда грибы и ягоды являются важным источником их дохода.
Мне были предоставлены данные о лесных пожарах на территории
Вышинского лесничества с 2010 года. В этом 2010­ом пожароопасном году было
зафиксировано 15 возгораний и уничтожено леса 3500 га. В 2011, 2012, 2013
годах возгораний не зафиксировано. В 2014 году – зафиксировано 1 возгорание,
уничтожено 0,5 га леса.
3. Результаты и выводы
Чтобы подвести итог сказанному, обязательно нужно упомянуть несколько
важных факторов:
1. Компоненты, образующие экосистему, тесно взаимосвязаны.
2. Леса влияют на климат Земли.
3.
Древесное сырье активно используется человеком в хозяйственной
деятельности.
4. Насаждения оказывают оздоровительное воздействие на человеческий
организм.
Как результат, мною составлена схема "Значение леса в природе и жизни
людей",

У страны есть богатства немалые,
Недр земных не учесть чудеса,
Но важней очень многих, пожалуй,
Для дыханья Земли – леса!
В них здоровья и мудрости кладези,
В них несказанная краса,
В них источник естественной радости,
Это – жизни основа - леса!

Целевая группа : Дети подготовительной к школе группы, их родители.

Масштаб : Сентябрь 2011 г. – май 2012 г.

Основание для разработки

Самая актуальная проблема нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Этот чрезвычайно важный аспект экологии не может остаться в стороне от участия педагогов.

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности ребенка, его экологической культуры и экологического сознания.

Лес, как большая экологическая система, предоставляет для этого огромные возможности. Общеизвестно, что в последнее время значительно ухудшилось состояние лесов Татарстана. Этому способствуют лесные пожары, вырубки, выпас скота, загрязнение атмосферы, истощение ресурсов, захламление лесов и т.д. Для того, чтобы лес был здоровым и красивым нужно гарантировать ему защиту.

Проблема заключается в отсутствии экологической культуры и природоохранного сознания.

Причины этому следующие:

  1. Недостаток научных знаний о природе.
  2. Несформированность экологического сознания у детей и родителей.
  3. Отсутствие системы непосредственного общения с природой (экскурсии, прогулки в природу).

Цель :Развитие у детей осознанно-нравственного отношения к лесу, как к экосистеме.

Задачи :

  1. Формировать у детей элементарные экологические знания о лесе.
  2. Дать представления о последствиях неправильного отношения к лесу.
  3. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к лесу у детей и взрослых.

Стратегия и механизмы реализации

Реализация проекта осуществляется в течение учебного года и представляет собой:

  1. Сбор и анализ первичной информации по данной проблеме. Изучение и переработка практического материала в изучаемых публикациях.
  2. Создание творческой группы (воспитатель, старший воспитатель, музыкальный руководитель, библиотекарь) для разработки различных методических рекомендаций, материалов для консультации с родителями.
  3. Первоначальная диагностика детей и анкетирование родителей по проблеме.
  4. Составление перспективного плана, конспектов.
  5. Проведение серии занятий, экскурсий.
  6. Создание условий в предметно-развивающей среде группы.
  7. Совместные формы работы с родителями.

Реализацию проекта осуществляют дети под руководством педагога и с помощью родителей.

Материальные затраты :

  • Познавательная литература;
  • Художественные и изобразительные средства: бумага для оформления консультации, сценария, альбома, рисунков; фломастеры, краски, гуашь.

Ожидаемый результат :

  1. Сформировавшиеся элементарные экологические представления о лесе.
  2. Осознанное отношение к природе Татарстана.
  3. Сформировавшиеся представления о том, что сохранность природных объектов – обязанность человека.
  4. Активное участие (предположительно 92%) родителей в реализации проекта. Понимание родителями важности бережного отношения к лесу.

Трансляция опыта : Презентация результатов проекта:

  • Знакомство с идеями опыта на методическом объединении воспитателей района;
  • Открытые мероприятия с детьми и родителями группы.

Дальнейшее развитие проекта: Использование проекта по ознакомление с другими экосистемами.

Этапы реализации проекта

Этапы Содержание работы Срок Ответственный
1 этап
информационно-подготовительный
Анкетирование родителей по проблеме;
Обсуждение целей и задач проекта с участниками проекта;
«Банк идей» (поиск, изучение эффективных технологий и методик в области развития экологического сознания у детей и взрослых);
Создание условий необходимых для реализации проекта;
Подходы к взаимодействию с сотрудниками лесничества, родителями.
Обоснование, предсказание путей реализации проекта.
сентябрь Руководитель проекта,
воспитатели
2 этап
основной
(практический)
Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по развитию экологического сознания у детей;
Совершенствование предметно-развивающей среды в группе (экологический центр, информационный стенд);
Проведение серии занятий с детьми по развитию представлений о лесе;
Родительский всеобуч (просвещение родителей по вопросам природоохранительной деятельности человека);
Разработка и накопление методических материалов, разработок, рекомендаций по проблеме.
октябрь-апрель Руководитель проекта,
воспитатели
3 этап
Заключительный
Разработка результатов по реализации проекта. май Руководитель проекта

График проектных мероприятий

Задача Мероприятия Срок Ответств.
1. Формировать у детей экологических знаний о лесе. Познавательное занятие «Удивительный лес» (расширять знаний о лесах Татарстана, представителях флоры и фауны); ноябрь Воспитатели
Познавательное занятие «Лес и мы» (уточнить знания детей о разных видах леса, воспитывать осознанно-бережное отношение к природе родного края) февраль Воспитатели
Выставка семейных коллажей «Лес – мой зеленый друг» (расширять кругозор и представления детей о лесе); декабрь Воспитатели
Родители
Познавательное занятие «В гости к деревьям»
(продолжать знакомить детей с особенностями разных видов деревьев, взаимосвязи растений с окружающей средой);
январь Воспитатели
Викторина «Мы – друзья леса»
(развивать познавательный интерес к жизни леса и его обитателям, воспитывать экологическую культуру детей);
март Воспитатели
Творческое рассказывание «Прогулка в лес» (уточнить умение детей в рассказах отражать свое отношение к миру природы); апрель Воспитатели
Консультация для родителей «Экологические игры с детьми на прогулке в лесу»
(привлечь родителей к проблеме воспитания у детей любви к природе)
март Воспитатели
2. Познакомить с правилами поведения в природе. Экскурсия в лес
(познакомить детей с профессиями, связанными с лесом, научить детей поведению в лесу);
октябрь Воспитатели
Родители
Познавательное занятие «Как вести себя в природе»
(изучить с детьми нормы и правила поведения в природе, побуждать детей к фантазии);
ноябрь Воспитатели
Познавательное занятие «Прогулка в лес»
(прививать детям культуру поведения в лесу; учить бережно относиться ко всему, что там растет и живет);
декабрь Воспитатели
Познавательное занятие «Путешествие в зимний лес»
(уточнить знания детей о профессии лесника, углубить у детей чувство причастности к окружающему миру,
февраль Воспитатели
Составление альбома «Правила поведения в лесу»
(закреплять знания о правилах поведения в лесу);
январь Воспитатели
Родители
Рисование на тему «После отдыха в лесу» (развивать умение отражать в продуктивных видах деятельности свое отношение к миру природы);
февраль Воспитатели
Чтение художественной литературы (прививать любовь к природе средствами художественной выразительности); октябрь-май Воспитатели
Советы родителям «Правила поведения в лесу» февраль Воспитатели
3. Дать представления о последствия неправильного отношения к лесу.
Формирование экологической культуры.
Совместная прогулка в лес вместе с родителями (наблюдение примеров неправильного отношения к лесу); апрель Воспитатели
Родители
Развлечение «Здравствуй, наш зеленый лес!» (закрепление умений детей замечать отрицательное воздействие человека на природу и умение исправлять их); апрель Воспитатели
Акция «Вырасти зеленого друга» (посадка саженцев кустов, деревьев); октябрь Воспитатели
Родители
Встреча с работником лесничества города (знакомство с примерами нанесения вреда лесу) январь Воспитатели
Работник лесничества
Экологическое развлечение с детьми и их родителями «Мы идем в поход в лес»
(привлечение внимания детей и их родителей к проблеме охраны окружающей среды, формирование экологической культуры).
май Воспитатели
Родители

Список литературы :

  1. Жильцова Н.М Большая энциклопедия для дошкольников «Красный Пролетарий», 1998.
  2. А.С. Степановских Охрана окружающей среды – М.: Юнити, 2003.
  3. Добро пожаловать в экологию: часть 2. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста: Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы, – М.: АРКТИ, 2004.
  4. Дошкольникам о Татарстане/ учебно-методическое пособие. Богомолова М.И., Шарафутдинов З.Т., – Набережные Челны, 2004.
  5. Экологическое воспитание дошкольников: Практическое пособие (под ред. Л.Н. Прохоровой, – М.: АРКТИ, 2004.
  6. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы, – М.:: АРКТИ, 2004.
  7. Ю.В. Новиков Природа и человек – М.: Просвещение, 2006.
  8. Красная книга Республики Татарстан (животные, растения, грибы). Щеповских А.И. Издание второе. – Казань. Издательство «Идел -Пресс», 2006.
  9. Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания С.Н. Николаева, – М.: ООО Фирма Издательство АСТ, 2008.
  10. Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова Сценарии занятий по экологическому воспитанию – М.: ВАКО, 2008.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Липницкая СОШ (дошкольная группа)

Проект

по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста в процессе

интеграции разных видов деятельности по теме:

«Лес – наше богатство»

В сосновом бору,
В березовой роще,
Где так многогранно желание жить,
Мне, сильному, только добрее и проще
И человечней хочется быть.
А.Яшин

2017г.

Актуальность проекта: Самая актуальная проблема нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Большинство людей считают лес источником продуктов жизнедеятельности или местом отдыха. И мало, кто задумывается о дальнейшей судьбе леса, о его обитателях, да и том, что вообще в лесу есть множество разнообразных жителей. После отдыха людей в лесу остаются не затушенные костры, бутылки, мусор, вся эта негативная позиция взрослых отражается на дошкольниках, так как дети в первую очередь берут пример с родителей. Статистические данные говорят о том, что из-за нарушений правил поведения человека на природе увеличилось число лесных пожаров. Современные дети мало общаются с природой, редко бывают с родителями в лесу, с трудом различают деревья и кустарники, не говоря уже о знаниях том, какую пользу приносит лес и почему его нужно беречь. Поэтому, чтобы сохранить леса здоровыми и красивыми, дающие нам кислород, красоту, тепло, предметы обихода, гарантировать лесу защиту, нам необходимо воспитывать экологическую культуру дошкольников с раннего возраста, формируя отзывчивость, любознательность, способность управлять своим поведением на природе. С этой целью мы разработали экологический проект «Лес – наше богатство», который позволит расширить и углубить представления детей и их родителей о зелёных друзьях, о которых нужно заботиться, беречь и сохранять, научатся соблюдать правила поведения на природе. Выявленные проблемы позволили определить цель и поставить задачи.

Цель:

    Получить новую информацию о лесных обитателях и растениях, об опасностях в лесу и доступных для детей способах охраны лесных богатств.

    Донести до сознания детей, что лес – наше богатство.

    Активизировать знания детей, учить использовать их в жизни и деятельности.

Задачи:

    Учить детей понимать, что лес – наше богатство.

    Познакомить детей с деревом, как материалом, профессиями людей деревообрабатывающей промышленности, изделиями из дерева.

    Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы, формировать эстетические чувства.

    Развивать интерес к родной природе, желание больше узнать об особенностях своего края, о природном разнообразии страны.

    Формировать бережное отношение к природе, побуждать желание охранять её от разрушений, а при необходимости восстанавливать.

    Воспитывать бережное отношение к растительности леса, к его лесным жителям.

    Учить соблюдать правила поведения в лесу, понимать последствия экологически неграмотного поведения (разведение костров, уничтожение деревьев, сбора растений).

    Развивать творческие способности (умение видеть «в обычном необычное», мастерить поделки из природного материала).

Срок реализации проекта: 1 месяц(октябрь).

Участники проекта: дети разновозрастной группы, воспитатели, родители.

Проект подготовили воспитатели дошкольной группы: Семерова С.Н., Самарина Е.В.

Первый этап – выбор темы

Каждая из времен года детская память запечатлевает как картинку: осенний листопад, новогодняя елка, первый ручей, проталина, молодая зелень листвы… Вместе эти картинки создают устойчивое представление о месте, где мы осознаем себя, то есть о нашей Родине.

На экскурсиях, на прогулках обращая внимание детей на красоту нашей природы, заметила, что дети с большим интересом знакомятся с окружающей средой, но практически не замечают деревьев, кустарников, не обращают внимания на поломанные ветки.

Это и определило тему проекта «Лес – наше богатство».

Второй этап: разработка проекта.

Подобрать художественную и методическую литературу;

Чтение рассказов и стихов:

    Н.Сладков «Лесная книга жалоб»;

    Н.Матвеева «В лесу»;

    Я.Аким «Лето» и др.

Приготовить иллюстрации с изображениями, флоры и фауны наших лесов;

Подобрать загадки о насекомых, стихи о деревьях. (Приложение №1)

Вовлечь родителей в участие в проекте, вызвать желание оказать помощь.

Дидактические и подвижные игры (Приложение №3)

- Беседа по темам: «Деревья», «Лесные ягоды, цветы, грибы», «Насекомые».

- Подбор картинного материала, оформление книжного уголков детскими книгами, предметными и сюжетными картинками по теме.

- Экскурсии.

Викторина « Природа – наш друг?».
(воспитывать экологическую культуру детей).

Выставка рисунков «Осень золотая!»

Праздник " Осень" совместно с родителями.

II . Привлечение детей и родителей к участию в планировании деятельности и реализации намеченного плана.

-Направления проектной деятельности

1. Работа по развитию речи:

Обогащение и активизация словаря в рамках темы;

Развитие словесно-логического мышления у дошкольников;

Заучивание стихов и загадок, чтение рассказов.

2. Работа с семьей:

Привлечение родителей к обогащению словаря по теме;

Изготовление плакатов для выставки (по темам на выбор: «Берегите лес!», «Опасности в лесу», «Лес- наше богатство»).

Изготовление поделок из природного материала (на тему: «Природа и фантазия»).

Изготовление книжек- малышек " Подаркиосени"

Конкурс осенних букетов " Осень"

Консультации для родителей:

«В лес вместе с ребенком»

«В союзе с природой» (Приложение №2)

3. Творческая деятельность детей:

- коллективная работа-коллаж «Лес- наше богатство».

Выставка поделок из природного материала " Бабочка"

Коллективная работа «Осень».

Рисование на тему " Осень пришла"

4. Консультация для родителей и педагогов:

(Приложение № 4)

III . Обработка полученной в ходе проектной деятельности информации и ее оформление.

1. Презентации в программе Power Point .

Ожидаемые результаты:

Наблюдая за явлениями и объектами окружающей природы, у детей формируется эмоциональное восприятие к миру природы. Мир природы станет неотъемлемой частью мира каждого ребенка. Реализация проекта поможет сформировать в сознании детей понятия ценностей, а также основ охраны природы (леса); повысить уровень знаний по охране окружающей среды;

Дети приобретут практические навыки по уходу за живыми объектами, научатся анализировать, обобщать, делать выводы, отражать свои впечатления через различные виды деятельности (речевую, продуктивную, игровую), контролировать свои поступки, поведение при общении с природой, чтобы не причинить ей вреда.

Итоги проекта:

Лес нас радует своими цветами, пением птиц, дает нам грибы и ягоды.

Давайте станем добрыми и мы- не будем ломать ветки, топтать цветы, пугать птиц!

Изготовление и выставка поделок из природного материала на тему: «Бабочка»

Выставка книжек малышек на тему "Подарки осени"

ЭКСКУРСИЯ

Выставка поделок " Природа и фантазия"

И. Токмакова

Осинка

Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мёрзнет в жару.

Дайте осинке

Пальто и ботинки –

Надо согреться

Бедной осинке.

Дуб

Дуб дождя и ветра

Вовсе не боится.

Кто сказал, что дубу

Страшно простудиться?

Ведь до поздней осени

Он стоит зелёный.

Значит, дуб выносливый,

Значит, закалённый.

Сосны

Сосны до неба хотят дорасти,

Небо ветвями хотят подмести,

Чтобы в течение года

Ясной стояла погода.

Ели

Ели на опушке -

До небес макушки -

Слушают, молчат,

Смотрят на внучат.

А внучата - ёлочки,

Тонкие иголочки -

У лесных ворот

Водят хоровод.

Рябина

Красненькую ягодку

Мне дала рябина.

Думал я, что сладкую,

А она как хина!

То ли эта ягодка

Просто не дозрела,

То ль рябина хитрая

Подшутить хотела?

Пословицы и поговорки о лесе:

И лес шумит дружней, когда деревьев много.

Даже дуб в одиночестве засыхает, а в лесу живёт века.

Возле леса жить – голодному не быть.

Что в лесу родится – дома пригодится.

Лес богат, не как наш брат.

В лесу живём, по-лесному и поём.

Каково в лесу кликнется, таково и аукнется.

Из-за леса стоячего не видно леса лежачего. |

Поле видит, а лес слышит.

В лесу и сковорода звонка.

Грибов ищут – по лесу рыщут.

Лесная трава сочнее степной.

Ветер не подует – лес не зашумит.

Над лесом дождь дважды идёт.

Лес да цветы – земное царство, воздух в лесу – лучшее лекарство.

Лес и вода – родные брат и сестра.

Лес весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимою согревает.

Лес зимой – второй тулуп.

Больше леса – больше снега, больше снега – больше хлеба.

В сильный ветер в лесу тихо, а на поле лихо.

Загадки о лесе:

На горе шумит, а под горой молчит. (Лес)

Зимой - с седой бородой, летом новая вырастает. Осенью отпадает. (Лес)

Весной - в цветном платьице, зимой - в белом сарафане. (Лиственный лес)

И летом весело, и осенью сытно, и зимой тепло. (Дерево)

Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает. (Дерево)

Падают с ветки золотые лепестки. (Листья)

Осенью кружатся, на землю ложатся, с земли не встают и тут изгнивают. (Листья)

Сидит - зеленеет, летит - пожелтеет, падёт - чернеет. (Лист)

Пан Панович упал в колодец, воды не смутил и сам не потонул. (Лист)

Зелена, а не луг, белена, а не снег, кудрява, а не человек. (Берёза)

Зимой и летом одним цветом. (Ель, сосна)

Что цветет без цвета? (Сосна)

Платье потерялось, пуговицы остались. (Черёмуха)

Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина)

В лесу на поляне стоит кудрявый Ваня в зелёном кафтане; богач не велик, а орешками наделит. (Орешник)

Красненько, кругленько, листочки продолговатенькие. (Рябина)

Мягок, а не пух, зелен, а не трава. (Мох)

Какую траву и слепой знает? (Крапива)

Что не сеяно родится? (Трава)

Приложение № 2

Консультация для родителей

«В лес вместе с ребенком»

Во время прогулок нужно учить малышей любоваться красотой и многообразием природы, наблюдать, находить сходства с живыми или сказочными существами, поддерживать интерес и любовь к природе, бережное отношение к ней.

Встретив ручеёк, остановитесь, послушайте, как журчит вода, спойте с малышом песенку воды. Бросьте в ручей лист дерева, понаблюдайте за его движениями по течению. Удивитесь сочетанию, восхититесь красотой и неповторимостью цветов вокруг. Огорчитесь тем, что сорванные, они быстро потеряют красоту. Это ваше огорчение должен почувствовать и ребёнок, чтобы он унёс с прогулки не только радость и восторг от познанного, увиденного, но и желание сохранить эту красоту, сберечь её для других.

На прогулке, даже если вы заняты своими мыслями, нельзя забывать, что стоит только вместе с сыном или дочкой наклониться к земле, можно увидеть другой мир – мир жизни насекомых. Придумайте вместе сказку о Муравьином царстве, и для ребёнка эта прогулка будет очень интересной, она сблизит вас совместными переживаниями.

Уходя из леса, наведите порядок на месте стоянки, поблагодарите его за гостеприимство, радость, испытанную при общении с природой. Объясните ребёнку, что лес даёт чистый воздух, спасает летом от зноя, дарит людям и лесным обитателям грибы, ягоды и орехи.

Дома предложите ребёнку зарисовать свои впечатления от прогулки, из лесных находок смастерите поделки, которыми можно украсить комнату.

Очень важно перекинуть мостик доверия между вами и вашими детьми, быть единомышленниками и союзниками во всех творческих начинаниях.

Консультация для родителей

«В союзе с природой»

Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с животными существами, может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на ребёнка в семье.

В детском саду воспитатели большое внимание уделяют прививанию навыков ухода за растениями, животными, птицами.

Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Человек всегда был и остается сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщению к богатству духовной культуры. Мир, окружающий ребёнка - это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе источник детского разума. Все дети от природы любознательны. Круг их интересов очень широкий. Среди вопросов, которые они задают нам взрослым, есть и такие, что вызваны различными явлениями, объектами природы. Чтобы лучше понять всё живое, что нас окружает, надо родителям чаще бывать в поле, на лугу, в лесу, у реки, в парке, уметь увидеть красоту во всём и замечать всё интересное. Как распускаются первые листочки, почему зимой ель очень зелёная, а у других листья попадали. От нас взрослых, зависит, будет ли ребёнок любознательным, как у него развивается речь. Чем больше ребёнок увидел и понял, тем ярче и образнее его речь, тем охотнее он общается со сверстниками, легче входит в контакт с взрослыми. Умение излагать свои мысли, помогает лучше учится в школе. Он на деле убедится в том, что ни одно явление не возникает беспричинно, само по себе и ни что не исчезает бесследно. В процессе систематических целенаправленных наблюдений, ребёнок учиться думать и отвечать на вопросы «Почему? »

И пусть такая работа сложная, многотрудная, но в результате её, в сознании ребёнка с раннего детства закладываются основы любознательности, пытливости, умение логически мыслить, делать умозаключения, выводы.

Дети любят ходить с взрослыми в лес, не забудьте с ним поздороваться: «Здравствуй лес, дремучий лес, полный сказок и чудес! », а уходя попрощаться с ним:

Солнце прячется в тумане,

Лес дремучий до свиданья!

Защитил ты нас от зноя

Дал здоровья, свежих сил

И гостинцем угостил.

Надо всегда напоминать детям, много видит и слышит только тот, кто идет не спеша, ступает неслышно, тогда он многое увидит, как шелестят листья, роса на траве, бельчонок лакомится сладкой земляникой, а птицы кормят своих птенцов, а вот тут и ежиха с ежатами. Поиграйте с детьми в игру: «Лесные запахи». Предложите сначала детям понюхать, как пахнет земляника, мох, листья мяты, ромашки аптечной и т. д. Сначала брать 2-3 растения, а потом побольше, дети понюхают, а потом узнают с закрытыми глазами каким растением пахнет. Вспомните загадки, маленькие стихи о растениях, приметы.

Заметали муравейник - понаблюдайте за жизнью муравьев, какие они дружные, навалились кучей на гусеницу, тащат её к своему домику - это они очищают лес от вредителей. Угостите их сахаром или конфеткой и понаблюдайте, как они любят сладкое.

В лес можно ходить в разное время года и любоваться им, замечать неполадки и устранять их. Убрать сухие ветки на тропинке, подвязать надломанную ветку, посадить дерево.

Правильно делают те родители, которые во время прогулки обращаются с природой и ребёнком. «Смотри как красиво! », «Какой сегодня белый, пушистый снег! », «Как тебе кажется, на что похоже облако! » и т. д.

Дети после игр со снегом радостные возвращаются домой. Здесь тепло и уютно.

Надо всегда помнить всем взрослым и детям, что Земля - это общий наш дом, человек живя в этом доме должен быть добрым, заботиться, чтобы всему живому было хорошо.

Дети должны не только знать правила поведения, но и понимать, почему к тем или иным объектам природы надо относиться именно так, а не как-нибудь иначе. Поэтому при рассмотрении конкретных экологических ситуаций важно показать значимость человеческого фактора в изменении состояния окружающей среды. Это позволит обоснованно подвести детей к выводу о необходимости защиты и охраны природных объектов, мест их обитания.

Основы экологической культуры закладываются в детском возрасте, поэтому и воспитатель должен быть экологически грамотен.

Приложение № 3

Дидактические игры:

«Что было бы, если из леса исчезли… »

Воспитатель предлагает убрать из леса насекомых:

Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы?

Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.

Дидактическая игра «Узнаю деревце»

Взрослый предлагает малышам назвать деревья, о которых он спрашивает.

Какое дерево имеет белую кору и желтеет одним из первых? (Берёзка)

Листочки какого дерева напоминают гусиную лапку? (Клена)

Какое дерево сравнивают с казаком, богатырем? (Дуб)

С какого дерева пчелы собирают летом мед? (С липы)

Какое дерево имеет вместо листочков иголки? (Ель, сосна)

Дидактическая игра «Сравни»

Педагог побуждает детей завершить начатые предложения, использовав для этого сравнительные обороты.

Например:

Листья у калины осенью как. (Золото, солнышко)

Калиновые ягодки блестящие, как. (Бусы, драгоценные камни)

Калина хороша, как. (Красивая девушка, красавица, царевна)

В о с п и т а т е л ь. Молодцы. Полюбуемся прекрасной калиной. Как мы назовем калину ласково, нежно? (Калинонька)

Калину издавна считают символом нашего родного украинского края. Ее красными гроздьями украшают караваи, которые подают дорогим гостям, калину мастерицы вышивают на праздничных украинских рушниках.

Дидактическая игра «Какой лист? »

Задачи: совершенствовать знания различать листья трёх деревьев, учить образовывать прилагательные, развивать устную речь, внимание, память.

Ход игры: дети сидят по кругу и передают друг другу корзинку. По очереди достают листок, говорят, с какого он дерева и образуют прилагательное. Например: это лист с берёзы- берёзовый лист.

Дидактическая игра «С какого дерева лист? »

Задачи: совершенствовать умение дифференцировать, деревья по их стволам и листьям, развивать внимание, наблюдательность, память, воображение.

Атрибуты: нарисованные на отдельных листах стволы трёх разных деревьев, осенние листья этих деревьев.

Ход игры: листья россыпью лежат вокруг рисунков стволов деревьев. Дети должны разложить листья на своё дерево.

Подвижные игры:

Подвижная игра «Листопад»

Задачи: совершенствовать умение выполнять движения по тексту стихотворения, развивать память, внимание, закреплять знания о приметах осени.

Ход игры: дети держат в руке свой листочек и встают в круг. По ходу чтения стихотворения машут листьями и в конце кидают их вверх, имитируя листопад.

Дует, дует ветер,

Дует, задувает,

Жёлтые листочки

С дерева срывает.

Листья солнцем наливались.

Листья солнцем пропитались.

Налились, отяжелел

И по ветру полетели.

Падают, падают листья,

В нашем саду листопад…

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

Подвижная игра «Осенний букет»

Задачи: совершенствовать умение дифференцировать листья разных деревьев, развивать наблюдательность, внимание.

Ход игры: дети стоят по кругу, в центре - листья. Под музыку дети движутся по кругу. Музыка прекращается, каждый ребёнок выбирает себе листок. Дети с листьями одного дерева составляют осенний букет, проговаривая с какого дерева листья. Далее дети кладут листья в круг, и игра начинается заново

Подвижная игра «Найди пару»

Задачи: учить составлять пары листьев по одному признаку, указанному взрослым, закреплять знания о форме, цвете и размере, развивать слуховое и зрительное восприятие.

Ход игры: дети стоят по кругу, в центре - листья (их количество по количеству детей и подобраны листья так, чтобы можно было составить пары листьев). Дети идут по кругу со словами: «Раз, два, три - лист скорей бери! » Каждый берёт листок. Воспитатель говорит: «Найдите себе пару - листочек такого же цвета»

Приложение № 4

Консультация для педагогов и родителей

«Значение словесных экологических игр в детском саду»

В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Игра- это эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен.

Словесные игры могут скрасить досуг, прогулку в дождь, вынужденное ожидание, не требуют каких-либо условий, оснащения, Их лучше всего проводить со старшими дошкольниками, которые имеют уже достаточно широкий круг представлений о природе и у которых за словом возникает образ предмета. Эти игры интенсивно развивают мышление: гибкость и динамичность представлений, умение привлекать и использовать имеющиеся знания, умение сравнивать и объединять предметы по самым различным признакам, развивают внимание, быстроту реакции.

Такого рода игры требуют от ребенка умений воссоздать образ предмета в его пространственном выражении. Отсюда в процессе игры формируется и развивается ориентировка ребенка в пространстве, умения различать и устанавливать величину и пропорции предмета, пространственные отношения. Игра способствует накоплению практически действенной ориентировки в пространстве: четкая ориентировка в пространственных отношениях входит в содержание конструктивных умений, которые формируются в игре.

Детям нравятся игры, в которых они могут с помощью движений изобразить крону дерева, порыв ветра. Такие игры возможны только после неоднократных наблюдений и апробаций различных движений. После экскурсии в лес, можно изображать лесных зверей, растительность (высокое дерево, широкий куст, маленький цветочек) ; если были на лугу, то передать полет бабочек, стрекоз, жучков и др.

Для детей эти игры интересны тем, что они имеют возможность упражняться в умении выделять характерные признаки предмета, называть их словами, воспитывают внимание. Имеется целый ряд сборников, из которых воспитатель может выбрать игры с природным содержанием, с нужной на данное время дидактической задачей.

Экологические игры позволяют сместить акцент с усвоения дошкольниками готовых знаний на самостоятельный поиск решений предложенных игровых задач, что способствует умственному воспитанию.

Использование в играх естественных природных объектов, их изображений создает положительный эмоциональный фон для формирования эстетических чувств детей. Соотнесение детьми своих действий в природном окружении с этическими эталонами, представленными в игровых заданиях, способствует нравственному воспитанию. Осознание себя как части природы, ценностное отношение к себе, равно как и к другим живым организмам, содействует физическому развитию. Усваивая цвета, их оттенки, форму предметов, манипулируя игрушками и другим игровым оборудованием, приобретая определенный чувственный опыт, дети начинают понимать красоту окружающего мира.

Данные игры могут проводиться как предварительно перед обобщающим занятием, так и в качестве самостоятельных тренингов.

Занятие по экологии «Вот так лес! Полон лес загадок и чудес!».

Цели:

    воспитывать положительное отношение к природе;

    дать некоторые знания об обитателях леса;

    подвести к пониманию значения леса в жизни человека, необходимости охранять лес.

Содержание:

    Беседа об осени.

    Ознакомление с «лесными правилами».

Если в лес пришел гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только чур не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь:

Даже очень громко петь.

Испугаются зверюшки,

Убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай,

Никогда не забывай:

Мусор с травки убирай.

Зря цветы не надо рвать!

Из рогатки – не стрелять;

Ты пришел не убивать!

Бабочки пускай летают,

Ну кому они мешают?

Здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу всего лишь гость.

Здесь хозяин – дуб и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги!

    Экологическая тропа « Осень».

    Беседа о деревьях.

    Беседа о лесных птицах.

    Физкультминутка.

    Беседа о лесных цветах.

    Итог:

Богата природа нашей страны, но ее богатства не бесконечны, поэтому ее не нужно беречь и охранять.

Рыбе нужна вода, птице – воздух, зерно и лес, а человеку нужна Родина.

Охранять природу- значит охранять Родину!

Занятие по формированию лексико-грамматического строя речи «Лесное путешествие»

Цели:

    закрепить обобщающие понятия;

    упражняться в определении первого звука в слове;

    в согласовании имен существительных с личными местоимениями «мой», «моя», «мое», «мои»;

    в образовании уменьшительно-ласкательных форм существительных;

    активизация словаря;

    развивать внимание, память, словесно-логическое мышление.

    Дидактическая игра «Угадай картинку»

На ковре разбросаны перевернутые картинки, на которых изображены насекомые. Дети берут по одной, рассматривают. Воспитатель просит поднимать и называть ту картинку, название которой начинается на определенный звук.

Например: «Первый звук [ c ]. У кого такое насекомое?» (Стрекоза)»

Предлагаются картинки: оса, улитка, пчела, муха, жук, шмель, бабочка, стрекоза, комар, гусеница, муравей.

    Дидактическая игра «Жадина»

Воспитатель: У меня есть знакомый мальчик Витя. Он- жадина. Увидит конфету и кричит: «Это моя конфета», увидит автобус и кричит «Это мой автобус». А если бы он попал в лес, чтобы он сказал, интересно?

Воспитатель просит детей встать вокруг него.

У меня волшебный мяч. Кому я его брошу, тот превращается в жадину!

Ответы детей: «Это мое дерево», «Это мой гриб» и т.д.

    Дидактическая игра «Угадай по описанию»

Дети садятся на ковер.

Воспитатель берет в руки картинку, не показывая ее детям. Им сообщается, что на картинке нарисовано то, что можно встретить в лесу (например: елка, береза, бабочка, кукушка, ромашка). Вызывается желающий ребенок. Он (возможна помощь других детей) задает вопросы воспитателю типа: «Какого цвета?», и т.д.

    Дидактическая игра «Составь слово»

Дидактическая игра «Угадай веточки по картинке»

Вверх