Специфика профессиональной деятельности психолога, этические и квалификационные требования к нему. Основные сферы и задачи деятельности психологов Наблюдение за работой психолога

Профессиональное и личностное в деятельности психолога очень часто бывают тесно связаны. Трудно быть в личностном плане одним, а в профессиональной деятельности совершенно другим. Поэтому личностные качества составляют важный фундамент профессиональной успешности психолога. В связи с расширением сферы услуг в области психологии актуальной является проблема качества профессиональной подготовки практического психолога. За последние годы в нашей стране произошло резкое увеличение общего числа специалистов, которые считают себя психологами. К сожалению многие из них всего лишь владеют документами, подтверждающими их квалификацию и в своем большинстве не имеющими государственного значения. В силу ряда причин за этот же промежуток времени наблюдается рост потребностей в получении психологической помощи. Расширился и спектр психологических проблем. Реализация научных знаний в различных областях практики, возросшая степень влияния современной психологической науки на социальные, экономические и другие процессы, повысили ее значение для общества в целом. Профессия психолога, обладающая возможностью оказывать влияние на индивида, на группу людей, решать их практические задачи, приобрела специфическую ценность для общества. С учетом особенностей профессиональной деятельности психолога, в частности психолога-практика, особое значение приобретает его ответственность за свою работу. Очевидный факт, что от профессиональной деятельности психолога-практика, независимо от того, в какой сфере он работает, зависит, во многом психологическое состояние людей, что в свою очередь определяет в известной степени результаты труда последних, их общее состояние, как психологическое, так и физическое. Далеко не каждый человек, даже не каждый дипломированный психолог, может стать психологом-практиком. Определяющим фактором в профессиональной деятельности психологов-практиков в первую очередь является формирование у них необходимых профессионально-значимых качеств. Кроме того, специфика профессии психолога-практика такова, что при отсутствии у последнего необходимых для успешной профессиональной деятельности соответствующих личностных качеств, каким бы багажом профессиональных знаний он не обладал, даже при наличии хорошо сформировавшихся профессиональных умений и навыков, он не может считаться специалистом высшей квалификации.

Профессиональная деятельность психолога направлена на оказание психологической помощи конкретному человеку или группе людей в ходе решения возникших у них душевных проблем, т.е. приходить им на помощь в трудное для них время. Свои профессиональные знания психолог-практик должен применить для того, чтобы успокоить конкретного человека во время постигшего его горя, случившегося несчастья, возникающих при решении каких-то проблем, трудностей.

Необходимость оказания психологической помощи требует от психолога-практика не только всестороннего изучения ситуации, в которой оказался клиент, или группа людей, но и непосредственного вмешательства. Одним из важных условий эффективной психологической помощи становится целевая установка психолога-практика, мотивы его профессиональной деятельности. Действительно ли он желает оказывать помощь людям, делая доброе дело, или же смотрит на оказываемую помощь, как на возможность больше зарабатывать на несчастьях людей? Какие чувства испытывает он в ходе оказания помощи: моральное удовлетворение от сознания, что во время пришел на помощь в трудные для клиента дни, или же остался довольным, что получил хорошее материальное вознаграждение (деньги, ценный подарок)? Могут быть и другие мотивы оказания помощи: приобретение профессионального опыта, формирования соответствующих умений и навыков, сбор необходимого материала для доклада, отчета, статьи. Психолог-практик, как профессионал, должен представить весь путь психологической помощи, ее поэтапность, продолжительность, а не скорую результативность. Клиент при несчастии должен с помощью психолога-практика ощущать, что жизнь его хоть и трагична, но не безысходна.

Одним из важнейших качеств деятельности психолога является его профессиональная компетентность, или профессионализм, включающий в себя профессиональные знания, умения, навыки и способности. К числу характеристик профессиональной компетентности также относятся: диапазон профессиональных возможностей, совершенное владение инструментарием, приемами и технологиями профессиональной деятельности. Профессиональная компетентность психолога проявляется в творческом характере его деятельности, в активном поиске новаторских подходов и инновационных технологий, личной инициативе и профессиональной коммуникабельности. Психолог должен быть разносторонне подготовленным специалистом. Поэтому его профессиональная эрудиция должна включать в себя не только знания в области психологии, но и определенную совокупность знаний в области истории, культурологии, философии, педагогики, социологии, политологии, экономики, права, филологии, физической культуры, математики и информатики, а также знания в области концепций современного естествознания. Профессиональные умения определяют успешность практической деятельности психолога, его способность применять психологические знания к выполнению своих обязанностей: конкретные действия, приемы, психологические "техники".

Профессиональные навыки - это упрочившиеся, легко и уверенно выполняемые профессиональные действия, которые позволяют психологу эффективно выполнять работу. Чем больше опыт, тем больше профессиональных навыков приобретает специалист. Рассмотрим основные требования к подготовленности психолога по профессиональным дисциплинам.

В области психологии специалист должен:

· понимать цели, методологию и методы профессиональной деятельности психолога;

· владеть инструментарием, методами организации и проведения психологических исследований;

· понимать специфику предмета психологии, ее связи с другими дисциплинам;

· знать историю развития и современные проблемы психологической науки;

· знать закономерности эволюции психики животных, сходство и качественное различие психики животных и человека; филогенез и онтогенез человеческой психики;

· понимать мозговые механизмы психических процессов и состояний; · знать природу деятельности человека, функции психики в жизнедеятельности человека;

· знать закономерности формирования и функционирования его мотивационной сферы;

· знать психологические закономерности познавательных процессов (ощущений, восприятия, памяти, воображения, мышления, речи); · знать механизмы внимания, эмоциональных явлений, процессы волевой регуляции; · иметь понятие о личности и индивидуальности, структуре личности и движущих силах ее развития;

· знать психологические закономерности общения и взаимодействия людей в группах, межгрупповых отношениях;

· знать закономерности психического развития человека на каждой возрастной ступени;

· знать основные закономерности психологии образования;

· знать критерии нормы и патологии психических процессов, состояний, деятельности человека, пути и средства компенсации и восстановления нормы;

· иметь представление о психологических проблемах трудовой деятельности человека;

· знать основные сферы и виды деятельности психолога;

· знать основы психодиагностики и психологического консультирования;

· знать основы психотерапии, коррекционной и развивающей работы психолога;

· владеть методами психологического просвещения и преподавания психологии.

Психологические проблемы пронизывают всю нашу жизнь, то есть психолог может найти себе применение практически во всех сферах жизнедеятельности человека и не только человека (как известно, психологи изучают жизнь животных, птиц, рыб, микроорганизмов, целостных экологических систем и т. п.). Но здесь сразу же возникают вопросы: кто определяет, какими проблемами должен заниматься психолог, а какими - не должен (иначе получается, что все проблемы, связанные с человеком, должны решать только психологи, а в других профессиях надобность просто отпадает).

Другой вопрос: как психолог должен решать имеющиеся психологические проблемы, только ли он сам определяет формы, методы и условия своего труда?

Чтобы привнести некоторую ясность в подобные вопросы, В. И. Слободчиков и Е. И. Исаев выделяют два понимания «практической психологии»:

1) практическая психология как «прикладная дисциплина», особенностью которой является «ориентация на академическую исследовательскую психологию естественнонаучного типа»;

2) практическая психология как «особая психологическая практика», где главная ориентация не на исследование психики, а на «работу с психикой».

В дополнение и развитие такого разделения можно добавить следующее: «прикладная психология» даже по своему названию ориентирована на помощь в решении тех задач, которые уже поставлены перед психологом его «заказчиками».

Например, руководством какого–то предприятия. Здесь психолог как бы дан «в придачу» («придан») уже работающим специалистам, то есть он как бы помогает этим специалистам лучше выполнять свои функции. При таком понимании психолог действительно может реализовать себя в самых различных сферах производства.

Можно выделить, наряду с некоторыми упоминавшимися выше, примерно следующий перечень сфер, где психолог может найти для себя применение:

1. Космическая психология, где психолог может исследовать и формировать готовность будущих космонавтов к выполнению своих полетов, а также разрабатывать рекомендации для оптимизации подготовки космонавтов, оказанию медико–психологической реабилитации после полетов и т. п.

2. Авиационная психология, направленная на оптимизацию психологических условий работы пилотов, диспетчеров аэропортов, других работников летных служб.

3. Индустриальная (производственная) психология и близкая к ней психология управления (организационная психология). Заметим, что теоретически возможно выделение «своей», специфической психологии по каждой отрасли производства (строительная психология, металлургическая психология и т. п.). Правда, практически такое выделение не всегда делается. Иногда как отдельную сферу выделяют психологию менеджмента, психологию предпринимательской деятельности и т. п.

4. Медицинская психология и патопсихология, где одним из важных аспектов является построение взаимоотношений психологов с медиками. Правда, традиционно в данном направлении психологии больше внимания уделяется исследованию самих больных.

5. Педагогическая психология (психологические особенности образования и детей, и взрослых, а также проблемы непрерывного и опережающего профессионального образования). Как один из вариантов педагогической психологии выделяется школьная психология.

6. Правовая и юридическая психология, перед которой стоят особо сложные проблемы в условиях реально «не правового государства», зараженного идеей коррупции и вседозволенности (в том числе и в среде самих правоохранительных органов).

7. Психология туризма и организации досуга.

8. Некоторое время назад (в начале 80–х годов - времени проведения Олимпийских игр в Москве) в СССР была очень популярна спортивная психология.

10. Политическая психология, где психолог в последнее время оказывается востребован в различных отношениях, в том числе в организации избирательных компаний и межпартийной политической борьбы.

11. Военная психология, где деятельность психолога весьма многообразна, в том числе в связи с событиями, происходящими в «горячих точках», и необходимостью подготовки бойцов к деятельности в экстремальных ситуациях и психологической помощи им в период и по окончании службы.

Во всех этих и других случаях психологу приходится, с одной стороны, не терять свой специфический предмет (психику, субъектность человека), а с другой стороны, учитывать специфику работы в той отрасли, которую он обслуживает. Исходя из этого, психолог–прикладник со временем вынужден все больше и больше исследовать, а в ряде случаев и включаться в ту производственную среду, где он пытается оптимизировать коллективную деятельность работников. Таким образом, он фактически сам постепенно превращается в неотъемлемого участника производственного процесса и становится реальным членом данного трудового коллектива (поскольку без него коллектив уже не сможет эффективно работать). Именно поэтому психологов все чаще приглашают на работу (постоянную работу) в различные фирмы и организации. Психолог, работающий в организации, стратегические задачи определяет, как правило, не сам, но он самостоятельно ставит перед собой и реализует тактические и оперативные задачи.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»

рисование - 5-6 минут. Чтобы усложнить задание, одному из игроков можно завязать глаза, тогда «зрячий» игрок должен руководить движениями «незрячего». На первых этапах игры временные ограничения можно снять, чтобы игроки могли получить опыт взаимодействия в паре без посторонних помех. В процессе игры взрослый может сопровождать действия участников комментариями по поводу необходимости договора в паре для достижения лучшего результата. После игры с детьми проводится беседа об их ощущениях, возникших в процессе рисования, было ли им комфортно, что им мешало, а что помогало .

Таким образом, психолого-педагогическая организация образовательного процесса для ребенка с СДВГ может создавать условия для снижения проявлений основного симптомокомплекса этого симптома и оптимизировать его школьную и личностную успешность. Список использованной литературы:

1.Романчук О.И. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей /пер. с украинского. - М.: Генезис, 2010.С. 8

2.Семина М.В.,Чинчикова А.И. Основные вопросы теории и практики педагогики и психологии // Исследование внимание у детей СДВГ: сб. статей. - Омск, 2015. С. 188-190.

3.Семина М.В.,Чинчикова А.И. Сопровождение ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности // Отечественная наука в эпоху изменений: постулаты прошлого и теории нового времени: ежемесячный журнал Национальной ассоциации ученых (НАУ). - Екатеринбург. №2(7), 2015, ч.8. С.144-146.

4.Широкова Г.А., Жадько Е.Г Практикум для детского психолога. - Ростов н/Д: Феникс, 2011. С. 168-179.

© Семина М.В., Чинчикова А.И., 2015

Черникова Кристина Сергеевна

Магистрант 2 курса Центра Магистерской Подготовки Программа «Дошкольное образование» Омский государственный педагогический университет Г. Омск, Российская Федерация, E-mail: [email protected]

СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА

Аннотация

В статье рассматривается важность профессиональной деятельности психолога, ее специфика, особенности, а также виды психологической помощи, такие как консультирование, психологическая реабилитация, коррекция, психотерапия, обучение, просвещение и профилактика.

Ключевые слова Деятельность психолога, психологическая помощь, ее виды

От качества работы психолога зависят изменения в жизни людей. Психолог может оказать как большую помощь, так и нанести огромный вред. Успешная работа психолога зависит от его профессиональных навыков. В отечественной и зарубежной психологии исследованием профессиональной деятельности психолога занимались такие ученые, как Б.П. Бархаев, Ф.Е. Василюк, И.В. Дубровина, А.К. Маркова, Р.В. Овчарова, и др .

Профессиональная деятельность психолога - это весьма сложная и ответственная область деятельности. Эта деятельность требует соответствующего образования, определенного профессионального

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_

мастерства. Успешность деятельности психолога зависит также от его личностно-профессиональных качеств. Профессиональная деятельность психолога подразумевает взаимодействие с людьми, соответствующее влияние на них, определенное изменение их судьбы, и важную роль в эффективности этого взаимодействия играет эмпатия. Эмпатия позволяет эффективно исследовать личностные особенности людей, их внутренние переживания.

На психологах лежит огромная ответственность за жизни людей, поэтому к ним предъявляется ряд социально-этических и профессиональных требований. Степень соответствия требованиям профессии отражается в профессиональной квалификации. Профессиональная квалификация является составной частью профессионализма специалиста-психолога. Соблюдение всех требований позволяет специалисту-психологу продуктивно осуществлять свою профессиональную деятельность. Основной род профессиональной деятельности - это оказание психологической помощи своим клиентам. Под психологической помощью подразумевается система мероприятий, которые проводятся психологом и направлены на предупреждение, смягчение или преодоление различного рода психологических затруднений, возникающих у человека или группы людей, посредством практической психологии. Для того чтобы понять суть психологической помощи, нужно подробнее остановится на ее видах. К основным видам психологической помощи относятся: психологическое консультирование, психологическая реабилитация, психологическая коррекция, психотерапия, психологическое обучение, психологическое просвещение и психологическая профилактика. Данные виды психологической помощи объединены в общую систему, они не являются разрозненными, их цель - дополнять друг друга и составлять некую целостность .

Психологическое консультирование подразумевает индивидуальную работу с психологическими трудностями клиента. Во время психологического консультирования психолог решает психологические трудности клиента, повышает его компетентность не только в жизненных вопросах, но и в вопросах личностного функционирования. Психологическая реабилитация - это вид деятельности, направленный на восстановление психических сил и личностного статуса клиента, нарушенных вследствие каких-либо психологических травм или негативных событий.

Психопрофилактика - это деятельность психолога, направленная на сохранение здоровья психики, создание благоприятных условий для дальнейшей жизни, а также предупреждению появления психологических трудностей. В рамках психопрофилактики проводится психологическая разгрузка, психологическая экспертиза жилого и рабочего пространства, обучение техники саморегуляции. Психологическое обучение и просвещение - это комплекс мероприятий по формированию представлений о закономерностях функционирования человеческой психики, развитию новых социально-психологических навыков, построению эффективных взаимоотношений с другими людьми и т.д. Психотерапия и психокоррекция - деятельность, направленная на реконструкцию психологических образований человека, его личностный рост, воссоздание гармоничных отношений с окружающей средой, ослабление действия психотравмирующих факторов, оптимизацию психологического климата в коллективе. Психореабилитация

Это деятельность, направленная на восстановление психических функций и личностного статуса человека, нарушенных вследствие психотравмирующих факторов .

Успешность психолога определяется знанием всех перечисленных видов психологической помощи и умением в нужный момент использовать определенные техники и методы для наилучшей помощи человеку в трудной жизненной ситуации.

Список использованной литературы:

1. Роднина А.М. Мастерство психологического консультирования / Под ред. А. А. Бадхена, А. М. Родиной.

СПб.: Речь, 2007. - 240 с.

2. Шапарь В.Б.Практическая психология.Психодиагностика групп и коллективов:уч.пособие/ В.Б.Шапарь. -Ростов н/Д.:Феникс,2006.-448с.

© Черникова К.С., 2015

Для рассмотрения специфики деятельности психолога, а также его личностных характеристик, представляется важным дать определение профессии психолог. Становление психологии как науки произошло в 1879 году, когда В. Вундт основал первую лабораторию экспериментальной психологии, именно к этому периоду можно отнести зарождение профессии психолог. Существует значительное количество определений понятия "психология", одно из них звучит следующим образом: Психология - наука, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека и групп людей. Предметом психологии является изучение психики человека. Из такого определения следует, что психологом можно назвать специалиста, занимающегося изучением проявлений, способов и форм организации психических явлений личности в различных областях человеческой деятельности для решения научно-исследовательских и прикладных задач, а также с целью оказания психологической помощи. При рассмотрении специфики деятельности и личности психолога, отталкиваясь от концепции С.Л. Рубинштейна, в данной работе психолог будет рассматриваться "как личность и как субъект профессиональной деятельности, характеризующийся своей направленностью, мотивационно-потребностной сферой, ценностями, установками, своим характером и способностями".

Профессия психолога относится к группе социономических профессий, к профессиям типа "человек-человек". Важной характеристикой профессий "человек - человек" является профессиональное общение. При этом, следует отметить, что человек или группа людей выступают не как социальная среда, условие деятельности, а рассматриваются в качестве объекта и предмета деятельности психолога. В качестве предмета профессиональной деятельности психолога специалистами зачастую выделяется субъектность. Отношение психолога к клиенту можно отнести к категории профессиональных межличностных отношении?, в которых психолог выступает субъектом, а клиент объектом отношения.

Деятельность психолога, как и любая другая, имеет специфические цели, функции и способы оказания помощи. Для начала, необходимо определить функции деятельности психолога как субъекта психологической работы, представляющие собой объективные и наиболее характерные совокупности профессиональных задач. Деятельность психолога может носить очень разнообразный характер, она крайне разнопланово и полифункциональна по своему характеру, классификация, предложенная Зеер Э.Ф., включает в себя следующие функции:

1. диагностическая, подразумевающая психологическое изучение и регистрацию особенностей личности, коллектива на основе наиболее существенных параметров, а также диагностирование возможных отклонений от нормы, выявление и оценивание основных факторов, оказывающих влияние на успешности деятельности и психологического состояния людей;

2. исследовательская функция психолога заключается в изучении последних как научных, так и практических достижений в психологии, адаптация новых методик и расширение научно-методических знаний;

3. прогностическая функция подразумевает прогнозирование направленность развития и предсказание возможного состояния основных психологических характеристик изучаемого объекта;

4. информационная функция включает в себя сообщение клиентам сведений об их психологическом состоянии, повышение уровня их социально-психологической компетентности;

5. конструктивно-проектировочная функция означает отбор и структурирование материала, формирование и комплектование коллективов, групп, проектирование оптимальных условий состояния объекта и условий его деятельности;

6. учебно-методическая функция подразумевает обучение использованию на практике знаний психологии, разработку методических документов;

7. экспертная функция включает в себя оценку возможных вариантов решения проблем с точки зрения психологии, а также заключение о психологическом состоянии оцениваемого;

8. консультативная функция подразумевает оказание помощи людям, дача рекомендаций по нахождению наиболее оптимального варианта действий в сложных психологических ситуациях;

9. коррекционно-развивающая функция заключается в оказании помощи в изменениях, способствующих личностному самовыражению и развитию, а также успешному решению различных задач;

10. коммуникативная функция нацелена на установление контакта с партнером, обмен сообщениями, эмоциональным состоянием, раскрытие внутреннего мира собеседника, отслеживание его невербальных реакций, а также оказание взаимного влияния на поведение и мысли партнера по общению.

Становится очевидно, что каждая из функций деятельности профессионального психолога обладает отличается собственными задачами, особенным предметным содержанием, отсюда появляется необходимость в специфических методологических и практико-методических средств, профессиональной компетентности специалиста и культуры. Деятельность психолога - профессионала имеет ряд своих особенностей, к которым относятся:

1. Наличие у специалистов теоретической базы, в которой собраны систематизированные, обобщенные представления о психике и психологии;

2. Опора специалистами на метод научного познания, дающий возможность ориентироваться в многообразии научных проблем. Метод научного познания применителен специалистами как к самим себе, так и к своей научно-практической деятельности, что является основой их профессиональной рефлексии, другими словами, основой методологической базы психолога.

3. Применение специалистами специализированных методик для достижения научных, диагностических или формирующих целей. Данные методики представляют собой научно обоснованные и верифицируемые конкретные способы деятельности.

4. Необходимость постепенного формирования чувства ответственности у консультируемых клиентов.

5. Обязательный обмен опытом, повышение квалификации.

6. Обладание особым профессиональным тактом и следование профессионально-этическим нормам.

7. Способность к постоянному профессиональному развитию и саморазвитию психолога-профессионала.

Важность соблюдения психологом всех вышеупомянутых условий обусловлена тем фактом, что психологическую деятельность можно отнести к помогающей, направленной на поддержание личности в критические для нее моменты жизнедеятельности, на активизацию в ней внутреннего психического потенциала. В основе выбора профессии психолога, как правило, лежит выраженная гуманитарная ориентация личности. Гуманитарные науки изучают нечто специфическое именно для человека, то, что трудно поддается принципам познания и объяснения, принятым в науках о природе. Понимание человека как особого явления требует особого подхода к его изучению, поскольку носит принципиально иной характер. Данная профессия подразумевает ориентацию на социальный интерес, интерес к личности, к взаимодействию между людьми. Субъект помогающей деятельности не просто осуществляет целенаправленный акт помощи, но и использует специальные навыки, знания при реализации акта помощи. В то же время, исследователи отмечают тот факт, что успешность профессиональной деятельности психолога в значительной степени зависит не просто от уровня владения психологическими знаниями, но и от особенностей развития его личности. Специалисты отмечают, что своеобразие помогающих профессий заключается в том, что сам субъект деятельности несет в себе первичный "инструмент" работы. Реализация помощи, в первую очередь, заключается в способности психолога устанавливать помогающие отношения. Психолог по роду своей деятельности постоянно взаимодействует с людьми, несет значительную ответственность, а также испытывает эмоциональную нагрузку. Развивающий и оздоравливающий эффект в ходе терапии возникает именно благодаря созданию уникальной атмосферы эмпатии, установлению искренних и теплых взаимоотношений между психологом и клиентом, способствующих самораскрытию. По этой причине к специалистам предъявляется ряд личностных требований. Как уже было сказано, основным инструментом, средством воздействия психолога на других людей является он сам, его воля, чувства, сознание, речь, поступки, его личность в целом. Б.С. Братусь в статье "К проблеме человека в психологии" задался вопросом, в чем же конкретно заключается специфика личности в качестве основного психологического инструмента. Согласно автору, "человек - единственный из всех живых существ, кто не принадлежит своему виду, роду по факту рождения", по этой причине ему необходимо присвоить человеческую сущность. Способность человека к формированию и самостроительству в самом себе человека предполагает существование своего рода психологического орудия или органа, отвечающего за руководство этим ни с чем не сравнимым процессом. Этот орган и есть сама личность человека. Таким образом, нельзя говорить о том, чтов самой личности заложен конечный смысл, напротив, этот смысл образуется благодаря ее складывающимся отношениям, связям с содержательными характеристиками бытия человека. При изучении человеческой сущности авторы сходятся во мнении, что смыслообразующая, наиболее значимая характеристика человека заключается в его отношении к другому человеку. Наиболее ярко эта мысль была выражена С.Л. Рубинштейном:". первейшее из первых условий жизни человека - это другой человек. Отношение к другому человеку, к людям составляет основную ткань человеческой жизни, ее сердцевину. "Сердце" человека все соткано из его человеческих отношений к другим людям; то, чего оно стоит, целиком определяется тем, к каким человеческим отношениям человек стремится, какие отношения к людям, к другому человеку он способен устанавливать. Психологический анализ человеческой жизни, направленный на раскрытие отношений человека к другим людям, составляет ядро подлинно жизненной психологии. Здесь вместе с тем область "стыка" психологии с этикой". Нормальное развитие личности возможно только при условии отношения к другому как к самоценности, способности реализовать это отношение посредством любви и самоотдачи, к свободному проявлению воли. Таким образом, если рассматривать личность как способ или инструмент достижения человеком своего понятия, своей сущности и развития, мы можем оценивать психолога по тому, как он служит этому назначению, содействует приобщению личности к ее сущности. Но это не представляется возможным без постоянного развития личности самого специалиста, из чего можно говорить о еще одной специфики профессиональной деятельности психолога, которая заключается в значимость именно личностного развития в развитии профессионализма психолога. В ходе изучения динамики профессионального самосознания психологами-практиками, В.М. Просенковой было показано, что смысл данной профессии заключается в личностном росте, развитии субъективности и определенных личностных характеристик, к которым можно отнести осознание себя как профессионала, а также принятие силы и слабости Я. Возможно, профессия психолога сама по себе является источником постоянного развития, роста личности. Рост психолога в данном случае понимается в контексте его личностно-профессионального развития, что подразумевает непрерывный процесс как личностных, так и деятельностных, социокультурных изменений, происходящих в течение времени под влиянием соответствующего обучения, воспитания и самосовершенствования. Выбор "быть психологом" - это своего рода вызов, поскольку делает неизбежным постоянную работу личности над собой, познание самого себя, столкновение с собой. Поскольку психологи обращены к другим людям собой, очень важна способность честно отвечать на вопросы о том, каковы мои сильные и уязвимые стороны, чего я боюсь. Специфика данной деятельности подразумевает осознанное отношение личности к собственным потребностям, переживаниям, мыслям, влечениям, мотивам поведения, другими словами, развитого самосознания. Это подразумевает эмоционально-смысловую оценку собственных возможностей при основании выбора действий, соответствующих целям. Сознательность отношения к своему бытию благоприятствует образованию "образа Я", который лежит в основе акта целеполагание как в профессиональной деятельности, так и в жизни в целом.

Одна из особенностей деятельности психолога заключается в том, что это деятельность, требующая значительной эмоциональной вовлеченности личности, высокий уровень нравственности, личной ответственности за последствия профессиональной деятельности, поскольку требует от психолога участия в принятии ответственных решений, связанных с безопасностью человека. Так, нравственность и психология являются тесно связанными категориями, поскольку, будучи системным свойством, нравственность очерчивает мотивационно - смысловую сферу личности психолога, является неотъемлемой частью его профессиональной деятельности. Говоря же об ответственности психолога за последствия собственных действий, Э.Ф. Зеер акцентирует внимание на социально-профессиональной ответственности как стремлении и умении оценивать собственное поведение с точки зрения пользы или вреда для общества, профессионального коллектива или отдельной личности. Ответственность подразумевает осознание долга и социальных мер в ответ на социально важные, значимые поступки. Подобное взаимодействие становится фактом сознания, а в последствии приобретает смысл в профессиональном поведении.

В процессе выбора профессии человек постоянно сталкивается с влиянием самых различных факторов, что порой приводит к ошибочному решению, совершенному под давлением. Основная трудность заключается в том, что выбирающему профессию необходимо разобраться в огромном разнообразии профессий, понять их содержание, требования, которые они предъявляют человеку, кроме того, оценить адекватно собственные возможности, способности и интересы. Не следует также забывать о важности одобрения выбора направления деятельности значимого Взрослого. Именно по этим причинам возникает противоречие между существенной неопределенностью представлений и знаний учащихся о принципах, рациональных основаниях, лежащих в основе выбора профессии и достижении успеха в трудовой сфере, и настоятельной необходимостью и потребностью выбрать какой-то конкретный путь среди множества возможных вариантов, в связи с наступлением определенного возраста. По мнению специалистов, если бы выбор профессии совершался личностью на основании того, в какой степени личность по своим индивидуально-психологическим качествам соответствует требованиям профессии, определенного разочарования можно было бы избежать. Для понимания того, какими личностными качествами должна обладать личность, Р.Б. Кеттелл и его сотрудники (1979) впервые сделали попытку вывести типовой профиль личности психолога, который включает в себя развитые интеллектуальные способности, эрудированность, эмоциональную устойчивость, независимость, упорство и настойчивость, уверенность в себе, находчивость и оригинальность, способность к самоконтролю, высокий уровень сенситивности, стремление к самостоятельному анализу и пониманию фактов, событий, критичность мышления, а также терпимость, стремление к самопознанию. В психологическом портрете психолога ученый отметил выраженность трех шкал: А - готовностьк контактам, В-общая интеллектуальность, N - способность к поддержанию контакта. Однако было отмечено, что роль данных факторов различна у психологов-практиков и психологов-теоретиков. Так, практики имеют большую готовность к контактам (фактор А), им в большей степени свойственна не насыщаемость контактами с другими людьми, социальная смелость, в то время как у теоретиков более выражен фактор В, то есть общая интеллектуальность. Отечественные психологи также осуществили попытку выделить качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности психологов, таким образом, ко всем вышеперечисленным качествам можно добавить безоценочное отношение к людям, развитая интуиция, умение прогнозировать события и творческое начало. Осознание собственных индивидуальных характеристик способствует успешному установлению взаимоотношений с другими людьми, построению партнерских отношений, что является важной способностью для будущего специалиста-психолога. Исходя из результатов изучения Т.А. Верняевой индивидуально-психологических свойств студентов психологических факультетов, можно предположить, что будущие психологи обладают определенным набором качеств, к которым можно отнести интуитивность, чувствительность, экстравертированность, а также способность к планированию. }

Вверх