Древние римляне и греки считали варварами. Значение слова варвары в справочнике персонажей и культовых объектов греческой мифологии. Великое переселение народов

Варвары — это слово, которое сегодня часто используется по отношению к нецивилизованным или жестоким личностям, которые своими действиями разрушают или уничтожают культурные ценности и другие творения людей, полезные для общества. Возник этот термин в Древней Греции, где варварами называли чужестранцев. Древние римляне также начали использовать слово "варвары", но несколько расширили его понятие. Давайте заглянем в историю и узнаем, какова этимология его происхождения и как его значение менялось с течением времени.

Кто они — варвары?

Именно так в Древней Греции и Риме называли тех, кто был гораздо ниже развит в отношении культуры и не обладал передовыми на тот момент знаниями. Варварами могли именоваться представители разных наций, например германцы, готы, славяне, кельты. Кроме того, этот ярлык вешался на примитивные в общественной организации группы (например, на кочевников) или низшие социальные классы, также ведущие примитивный образ жизни и не обладавшие элементарными научными знаниями (например, на нищих). Это касалось граждан как внутри, так и вне собственной страны. В качестве альтернативы этот термин иногда использовался с противоположной коннотацией: варварами восхищались, а их образы романтизировались. Они преподносились обществу как герои, свободные в своем выборе, сильные, смелые, способные постоять за свой народ. Яркий пример такого положительного варвара - Конан-воин из рассказов Роберта Говарда. Этот образ стал невероятно популярен после удачной экранизации произведений писателя.

В идиоматическом или образном использовании слово «варвар» также может быть индивидуальной ссылкой на бесчувственного и безжалостного человека. В современном мире это обозначение обычно употребляется как обобщение, основанное на утвердившемся стереотипе.

Германцы-варвары

Но вернемся к историческим фактам и попытаемся разобраться, почему и кого римляне называли варварами. Справедливости ради, начать нужно с древних греков. Все мы знаем, что именно они "качали" колыбель нашей цивилизации. В Древней Греции задолго до Рождества Христова, еще в V веке до новой эры, уже существовали водопровод и канализация, возводились прекрасные храмы, которыми мир восхищается и поныне, необычайно развитыми были медицина, математика, философия, искусство. Древние римляне многое заимствовали у греков, например, алфавит. Постепенно их культура тоже расцвела и укрепилась.

В этот временной отрезок (I-II вв. до н. э.) многие другие народы еще вели племенной образ жизни. У них не только не было абсолютно никаких прогрессивных на тот момент технологий, они даже понятия не имели о многих очевидных вещах, жили по патриархальным законам, преклонялись жрецам и друидам. Поэтому совсем не трудно понять почему римляне называли варварами древних германцев или подобных им людей. Однако есть и другие объяснения этому явлению.

Этимология слова

Есть мнение, что всех чужестранцев называли варварами древние римляне и греки. Об этом пишут многие историки, ссылаясь на то, что речь других народов была мудрым грекам непонятной. Эта теория кажется верной, если обратить внимание на то, как звучит, например, немецкая речь. Некоторым она кажется слишком резкой, грубой и отрывистой, по сравнению с мелодичной итальянской или мягкой и ритмичной греческой. Тем, кто не знает немецкого языка, слышатся не отдельные слова, а только "вар-бар-бар-вар". Это еще одно объяснение, почему римляне называли германцев варварами.

Однако оно не может ответить, почему, например, древних египтян или византийцев они таким словом не называли, хотя те народы тоже общались на непонятном языке. Так кого и почему римляне называли варварами? Ответ может быть таким: это слово возникло случайно, на основе непонятного бормотания чужеземцев. Надо сказать, что у греков и поныне сохранилась такая черта - давать яркие и емкие по смыслу эпитеты, которые впоследствии становятся общепринятыми выражениями. Также в их языке есть много слов, слагающихся из повторяющихся слогов. Например, "я-я" (бабушка), "вэ-вэ" (разумеется), "на-на", "по-по", "да-да" и другие. Вполне допустимо, что они иронично спародировали разговоры чужеземцев.

Появившееся новое слово закрепилось. Далее нужно допустить, что те чужеземцы были не высокообразованными египтянами, а полудикими кельтами, с которыми грекам довелось повстречаться на запутанных дорогах истории. Тогда все становится на свои места. Те, кого называли варварами римляне и греки, бормотали нечто нечленораздельное, плюс, не обладали элементарными научными знаниями. Раз возникнув, ироничное прозвище закрепилось, а после начало свою самостоятельную жизнь.

Термин в современном мире

Сегодня значение этого слова далеко от первоначальных римско-греческих корней. Яркий пример — речь 2012 года, озвученная президентом Бараком Обамой в Нью-Йорке. В ней он во всеуслышание назвал варварством преступления, совершаемые против детей, рабство и военное насилие.

Когда Обама использовал термин «варварский», он не имел в виду людей, которые не разговаривают на латинском или греческом.

Еще немного о Древних Греции и Риме

Самое раннее упоминание слова «варвар» в литературе Древнего мира содержится в описаниях Гомера, который называет этих людей «барбарофони». Что значит "бар-бар", мы уже объяснили. "Фони" на греческом - это "голос", а в неточном переводе "речь". Нет никаких сомнений в том, что одной из основных причин появления слова была лингвистическая. Любопытный факт состоит в том, что между древними греками не было согласия относительно того, кто и как говорит по-гречески, так как в стране существовало более сотни диалектов. Многие из них сохранились и сейчас, поэтому жителей Крита с трудом понимают, например, в Македонии. Раньше различия диалектов были гораздо существеннее. Поэтому ряд ученых полагает, кого римляне и греки называли варварами, они и сами толком не знали. Возможно, такое прозвище звучало в адрес граждан своей же страны, говорящих на непонятном диалекте.

Поэтому исходное значение слова «варвар» не относилось к актам зла, а скорее к тем, кто не владел наиболее распространенными и употребляемыми наречиями.

Кого называли варварами римляне

Значение этого термина резко изменилось на закате Римской империи, когда некоторые народы начали посягать на земли римлян. Эти "варвары" почти никогда не объединялись. Некоторые грабили Римскую империю, а другие — становились ее союзниками.

Рим активно развивал различного рода отношения с готами, вандалами, герулесами, суэвеями, саксами, гепидами, а также сарматами, аланами, гуннами, аварцами, пиктами, карпи и исавриями.

Например, Аттила, который является, пожалуй, самым известным «варваром» того периода, управлял огромной империей, контролировавшей другие группы чужеземцев. В начале своего правления он объединился с римлянами против бургундцев, а позже восстал против римлян и выступил против них во Франции.

Позитивная коннотация

Стоит отметить, слово «варвар» не имело отрицательного значения для всех в Римской империи. Примерно в 440 г. христианский священник Сальвий писал, что почти все варвары, принадлежащие к одной расе или к родственникам, любят друг друга, а римляне преследуют друг друга.

Он отмечал, что многие бедные римляне обращаются к чужеземцам за помощью. Они ищут человеческого взаимодействия среди варваров, потому что от римлян получают лишь это варварскую бесчеловечность. Поэтому на вопрос, кого римляне называли варварами, нет однозначного ответа. Как, впрочем, и на многие другие вопросы из истории человечества.

Философская трактовка термина

Среди современных ученых и среди широкой общественности определение, кого римляне называли варварами и почему, вызывает множество споров.

Если и есть в истории человечества общая характеристика, которая объединяет все когда-либо существовавшие цивилизации, то это идеологическая потребность защищаться не только против собственных врагов, но и против врагов-цивилизаций.

Исходя из этого, термин «варвар» может быть распространен даже на Древний Китай, а также на все народы, живущие за пределами определенной страны. Действительно, слово «варвар» можно распространить на любую культуру, которую можно рассматривать как вражескую цивилизацию, социальная структура которой существенно отличается от структуры того государства, которое применяет по отношению к чужеземцам термин «варвар».

Вывод

Пока древние греки иронизировали над теми, кто не говорил по-гречески, то есть являлся варваром, значение этого термина менялось. Трансформация смысла данного слова достигла такой степени, что древние греки, наверное, не узнали бы его в современном контексте.

Именно поэтому сейчас ответ на вопрос, кого древние римляне называли варварами, пока ждет дополнительного исследования.

Римляне были просто окружены варварами! Варвары были на западе, варвары были на севере, и на востоке были варвары. Тех, что на севере и на западе (кельтов, готов и германцев), римляне не воспринимали всерьез (как примитивных и нецивилизованных). Однако с восточными варварами этот номер не прошел. Там Римская империя нашла равных себе по силам противников.

Соперники не уступали Риму в двух областях: в военной и интеллектуальной. Персидская империя остановила римские территориальные притязания на востоке. С другой стороны, Рим «переварил» эллинский мир, поглотив его, но в результате греческий менталитет начал трансформировать римский. Как сказал римский поэт Гораций: «Греция порабощенная поработила своего дикого завоевателя». В обоих случаях римская вера в собственное превосходство пошатнулась от этих коллизий. Но история, которая нам досталась, история величия Рима, как-то ухитряется игнорировать этот факт.

Завоевание Греции привело к тому, что Рим становился все более греческим, пока не оказалось вполне естественным переместить имперскую резиденцию в греческий город Константинополь. Когда развитие Рима превратило его в преимущественно восточную державу, тяжелый конфликт с Персией стал важнейшей проблемой для империи. Упорная борьба продолжалась несколько столетий и в итоге заставила империю выжать все соки из Запада, чтобы оплатить оборону Востока.

Но в то время, пока Римская империя становилась все более греческой, и сама Греция преображалась под влиянием Рима. Хотя римляне привыкли видеть Грецию храмом культуры, литературы и искусства, она была также самой передовой в научном и техническом отношении цивилизацией на планете. Но где бы римляне ни правили, они отметали все новое. И нигде мертвящий римский застой не проявил себя так сильно, как в случае с эллинским миром.

«АНТИКИФЕРСКИЙ МЕХАНИЗМ»

В 1900 г. человек по имени Элиас Стадиатос нырял за губками в море у побережья греческого острова Антикифера. Когда он вылез на палубу ржавой посудины, служившей станцией ныряльщикам, глаза у него были бешеные и он невнятно бормотал, будто видел на морском дне «кучу голых женщин». Как оказалось, бедолага не страдал галлюцинациями. Он наткнулся на обломки корабля с бесценным грузом произведений искусства, затонувшего в древние времена - предположительно, по пути в Рим.

В течение нескольких следующих месяцев ныряльщики поднимали со дна сокровища найденного клада: ювелирные и гончарные изделия, посуду, фурнитуру, множество других сокровищ, включая каменные статуи и небольшие бронзовые статуэтки. Среди этих богатств была обросшая водорослями и изъеденная коррозией странная металлическая штуковина. Ныряльщик вытащил ее, потому что заметил бронзу под слоем продуктов коррозии, но она не показалась заслуживающей внимания на фоне такого множества чудесных классических произведений искусства. Кроме того, на суше под воздействием воздуха она почти сразу развалилась на несколько кусков, а то, что было ее деревянным кожухом, рассохлось. И лишь много лет спустя выяснилось, что именно эта «штуковина» была самой ценной находкой, поскольку она полностью меняла наши взгляды на древний мир.

На странном устройстве были выгравированы астрономические символы, в течение примерно 50 лет остававшиеся неразгаданной головоломкой для академических умов. Кое-кто предполагал, что это некое подобие астролябии (старинное навигационное устройство), другие уверяли, что сделать такой прибор было не под силу древним грекам. В любом случае, эта штука была сложнее астролябии. Она явно вообще не греческая, настаивали ученые.

В итоге в Афинский музей приехал британский физик и историк науки Дерек де Солла Прайс, чтобы произвести длительное и тщательное исследование загадочного объекта. Через 8 лет он объявил, что находка представляет собой некую разновидность замысловатого часового механизма. В нем содержалось около 30 шестеренок, а на поверхности были обнаружены надписи, которые можно было датировать I в. до н. э. Эта гипотеза показалась настолько сомнительной, что некий профессор заявил Прайсу, что вероятность истинности его предположения крайне мала, разве что кто-то, проплывавший над этим местом более чем через 1000 лет после кораблекрушения, бросил механизм за борт.

В 1971 г., по-прежнему уверенный в своей правоте, Прайс убедил Греческую комиссию по атомной энергии провести эксперимент с использованием гамма-излучения для исследования этого куска бронзы. Полученные фотопластинки позволили Прайсу реконструировать устройство и твердо определить дату его изготовления. Он обнаружил, что реконструированный им механизм, который выглядит как прибор XVIII в., на самом деле представляет собой механическую счетную машину, созданную, вероятно, около 80 г. до н. э. на острове Родос, вблизи юго-западной оконечности современной Турции. Прибор показывал положение Солнца и Луны на циферблатах, размеченных не на день или неделю, а на целых четыре года!

Внезапно стало ясно, что историки воспринимали неримский мир совершенно неправильно. В то время как римский календарь отставал больше чем на 80 дней, так что люди праздновали весенние праздники посреди лета, в греческой мастерской на Родосе сконструировали и изготовили прибор, который показывал точное положение небесных тел, обеспечивая удобное считывание данных с циферблатов.

Майкл Райт, бывший куратор по инженерной механике Музея науки в Лондоне, реконструировал «антикиферский механизм». Модель имела 76 шестеренок и одну стрелку, совершавшую полный оборот за 76 лет! Получилась сложная рабочая модель Солнечной системы. «Пользователь мог установить на циферблате любую дату, какую захочет, - говорил Райт, - и прибор показывал положение на небе Солнца, Луны и всех пяти известных тогда планет».

Назначение механизма не до конца понятно. Возможно, он использовался просто для определения фаз Луны или затмений, а может быть, для астрологических предсказаний. В древнем мире астрология была фундаментальной наукой, движущей силой для развития астрономии в Египте и Вавилоне, что привело к разработке передовых математических методов расчета видимого движения звезд и планет. (Фактически прочная взаимосвязь между астрологией, астрономией и математикой сохранялась вплоть до открытий Ньютона в XVII в.) Но, возможно, механизм был просто устройством для изучения загадок космоса - греки почитали абстрактные научные и философские изыскания.

Каким бы ни было назначение устройства, его конструкция далеко превосходила возможности римлян. В отличие от мнения большинства, другие культуры могли создавать и делали исключительно сложные машины - пока не приходили римляне.

РИМ-РАЗРУШИТЕЛЬ

Рим создал свою империю, разрушая иные цивилизации. Карфаген, один из крупнейших городов древнего мира, был стерт римлянами с лица земли в 146 г. до н. э. В столице карфагенян были огромные библиотеки с книгами на языке этого народа - пуническом. От него не сохранилось ни единой строчки. Храм в Иерусалиме был разрушен дотла, а его содержимое перевезено в Рим, так что мы можем только гадать, что там происходило при жизни Иисуса. Нам известно, что у друидов было свое учение, но практически все их записи уничтожены. Религиозную философию даков греки сравнивали с учениями Моисея и Пифагора, но она исчезла без следа.

Сколько же вреда нанесли римляне развитию цивилизации? Этого мы, наверное, никогда не узнаем. Но самым поразительным и незамеченным историками было уничтожение технологических достижений эллинов. Вопреки тому, что нам внушали, мир эллинов был миром металлических зубчатых передач и точных часов, поршней и паровых машин - миром передовой инженерии. Древние описывали диковинные машины, но без точно выверенных гаек и болтов, подобные вещи существовали только в воображении. Долгое время считалось, что такие изобретения, как винторезный станок и универсальный шарнир, появились в XVII и XVIII вв. и легли в основу нашей индустриальной революции. Сейчас мы знаем, что эти изобретения использовались эллинами еще до I в. н. э. Как же греки их использовали?

Существует греческий папирус II в. до н. э. из Александрии, в котором перечислены выдающиеся исторические личности: законодатели, художники, скульпторы, архитекторы и - подумать только! - инженеры-механики. Среди них был некто Абдаракс, «построивший машины в Александрии». Это единственная запись, где встречается его имя. Нигде нет намека на то, что это были за машины и чем они были столь знамениты. Память о нем была уничтожена вместе с его достижениями. А о скольких Абдараксах у нас нет записей вообще?

Механики, если их знания нельзя было применить для убийства людей, римлян не интересовали. Римский инженер I в. до н. э. Витрувий перечисляет 12 авторов, которые писали о механике. Все они эллины. «Я наблюдаю, что в этой отрасли много публикуют греки, а наши собственные соотечественники - весьма мало». Нам известны труды лишь трех из них, и это единственное упоминание о восьми остальных. Абдаракс, разумеется, не то имя, которое могло впечатлить римлян. Оно не латинское. Оно варварское.

ГРЕЧЕСКИЕ ВАРВАРЫ

Но чем греки заслужили честь называться «варварами»? В конце концов, взглянув на греческий мир, мы увидим осколки классической цивилизации. И не сами ли греки придумали слово, которым обзывали заикающихся дикарей-чужестранцев?

Слово «варвар» не обязательно относилось к патлатому воину с севера. Еще в V в. до н. э. оно значило - «отличный от нас». В 431 г. до н. э. греческий историк Фукидид, пытаясь понять, почему Гомер не пользовался этим термином, заключил, что так случилось, «возможно, потому, что эллины еще не были отделены от остального мира».

Эллинами в то время именовали обитателей нынешней Южной Греции и ее колоний на берегах и островах Средиземного и Эгейского морей. Значительную часть грекоговорящих народов, включая большинство населения Северной Греции, однако, так не называли. Александр Великий, например, говорил по-гречески, но был родом из Македонии, расположенной на севере, поэтому греки считали его варваром. В 476 г. до н. э. его предок, Александр I Македонский, заявился на Олимпийские игры и захотел в них поучаствовать. Последовали гневные протесты со стороны других участников, говоривших, что они не желают соревноваться с варваром. Ему разрешили участвовать в состязаниях только после тщательного изучения генеалогии, которое доказало его эллинское происхождение, восходящее к Арго.

Вопрос заключался не в том, на каком языке человек говорил, а был ли «одним из нас». И многие жители греческих городов-государств остались при своем мнении. Через сто с лишним лет, когда другой македонский царь, Архелай, напал на греческий город, в речи, призывающей греков подняться на совместную борьбу с ним, прозвучало: «Станем ли мы, греки, рабами Архелая, варвара?» Демосфен, великий афинский государственный деятель и оратор, заявил, что отец Александра Великого, Филипп, «даже не варвар из какого-то места, которое можно с честью назвать, но тлетворный жулик из Македонии, где нельзя даже купить приличного раба». Надеемся, картина вам ясна.

Соответственно, с точки зрения эллинов, римляне тоже были варварами. Хотя эллины и готовы были рассматривать их как людей грекоподобных (когда те хорошо себя вели) и даже позволили им с конца III в. до н. э. соревноваться на Играх. Но как только эллины с римлянами ссорились, они называли их barboroi. Согласно Катону Старшему, римскому государственному деятелю III в. до н. э., греки «обычно называли нас варварами».

Римляне, конечно, не оставались в долгу.

Катон описывал греков как «морально опустившихся и психически больных». У этих варваров, говорил он, интересная литература, это правда, однако он предостерегал своего сына, чтобы тот ею не зачитывался. Точно так же, как и греки, римляне пользовались словом «варвар» для обозначения почти любого, кто не относился к их культуре И вплоть до II в. до н. э. греки попадали в эту категорию.

Позднее Римская республика стала полностью эллинизированной, так что ко времени Августа великие поэты, воспевавшие Рим, Овидий и Вергилий создавали видимость того, что Рим и Греция - единая цивилизация. Три века спустя во всей Восточной Римской империи доминировали греческий язык и греческая культура, хотя и видоизмененная. Фактически идентификация Римской империи через греческую культуру зашла так далеко, что в наше время греки определяют себя словом Romiosini - «римство». Но совсем не так обстояли дела в раннюю пору Римской республики.

Эллинизация римлян началась после того, как они разбили в 196 г. до н. э. Македонию и взяли под свой контроль Грецию. Примерно в это же время римляне начали посылать своих детей в школы, а отпрыски богатых семьей с 12–13 лет стали учить греческий язык.

Это, однако, не сделало римлян более гуманными по отношению к грекам. Когда в 171 г. до н. э. возобновилась война с Македонией, они полностью уничтожили это царство, разрушили большую часть Эпира и в течение последующих трех лет положили конец греческой государственности. Завоевание римлянами Греции было безжалостным и во многом обусловленным жаждой добычи. Когда в 146 г. до н. э. почти весь Пелопоннес и часть центральной Греции («Ахейская конфедерация») восстали против римского контроля, город Коринф был разрушен до основания, а его жители проданы в рабство.

Но к тому времени римляне рассматривали греков как источник цивилизации (humanitas), более утонченных, образованных и с более изысканными манерами, чем они сами. С другой стороны, греков презирали за то, что они были менее мужественными, чем их закаленные соседи с запада, склонны к упадничеству, любили роскошь и тратили время на поиск смысла жизни. Ни один честолюбивый римлянин, как бы он ни уважал греческую культуру, не желал, чтобы его путали с греком. Для «правильного» римлянина эллин не был «одним из нас».

НЕПОНИМАНИЕ ГРЕКОВ

Римская политика военной и политической экспансии и контроля над варварами на востоке имела поистине ужасающие последствия для судеб Европы. Механизм, найденный на Антикифере, показывает масштабы этой катастрофы. И только сейчас это становится понятно, поскольку в течение многих веков преобладало пренебрежительное отношение к текстам, повествующим о научных, математических и инженерных достижениях античности.

Римляне из высших классов с презрением относились к инженерному делу, а поскольку всегда ошибочно считалось, что классические Греция и Рим были практически единым культурным пространством, то часто утверждалось, будто и греческий подход был аналогичен. В XIX в. стали зарождаться сомнения: а действительно ли греки были такими умными? Если они так здорово соображали, то почему не сделали технических открытий, которые привели Европу к промышленной революции? Напрашивался унизительный для этих обывателей ответ: древние греки просто оставили решение всех практических забот своим рабам и слугам.

Чтобы подтвердить это, обычно цитировали Плутарха, полностью романизированного грека, сочинения которого относятся к началу II в. н. э. Он считал, что римское презрение к простой механике идет от древних греков. По его мнению, платоновская критика опыта означала, что «механика была отделена от геометрии, а философы ее отвергали и игнорировали». Плутарх спроецировал собственное отвращение к данному предмету на грека Архимеда: «Он рассматривал работу инженера и каждое отдельное искусство, связанное с повседневными нуждами, как занятие низкое и подобающее только ремесленникам». Архимед, триста лет как мертвый, не мог оспорить столь позорную оценку времени и труда, вложенных им в изготовление машин, и доказать, что такое утверждение - очевидная глупость.

Когда на заре Возрождения «Жизнеописания» Плутарха были повторно открыты, они стимулировали более уважительное отношение к классикам. К греческой литературе, философии и теоретической математике стали относиться с таким почтительным благоговением, какого никогда не было раньше. Но обученные в классических традициях схоласты скопировали и присущее, как им казалось, грекам презрение к практической инженерии и технике. Сохранившиеся греческие тексты практикующие эти предметы схоласты, принципиально невежественные в технике, либо полностью игнорировали, либо отвергали как совершенно фантастические.

Но это был римский, а не греческий образ мыслей. Греческая научная механика базировалась на очень высоком уровне развития практических и теоретических исследований. Все уничтожили римляне, которые не были заинтересованы и не нуждались в развитом обществе. Рим одержал победу в области нашего понимания истории техники такую же полную, как и в других областях. Римляне жили в строгих рамках, и все, что было вне этих границ, представляло, по их мнению, опасность. Это относилось к их образу мышления в той же мере, как и к их географии.

БОЕВЫЕ МАШИНЫ

Римские литературные источники не слишком много повествуют о технологических достижениях эллинов. Первый шаг в нашем познании древнегреческой науки сделал немецкий артиллерийский офицер времен Первой мировой войны Эрвин Шрамм, когда изготовил собственные реконструкции древних орудий. Его работа получила развитие в трудах британского историка Эрика Марсдена.

Самые ранние образцы поражающих воображение эллинских боевых машин относятся к 399 г. до н. э. Дионисий Старший, «тиран» (или, по-нынешнему, губернатор) Сиракуз, греческой колонии на Сицилии, которая воевала с североафриканским государством Карфаген, организовал военное научно-техническое предприятие. Значительная часть его изделий производилась по принципу «больше - значит лучше». Соответственно, лучшими боевыми кораблями были триремы - эффективные морские суда с тараном и тремя рядами весел. Были проведены испытания, чтобы выяснить, не станет ли корабль мощнее, если добавить дополнительные ряды гребцов. Эксперимент оказался успешным, и появились квинтиремы. Первая из них, отделанная серебром и золотом, была направлена за невестой Дионисия в город, в котором он нуждался как в союзнике. Сверкающий корабль с покрытым орнаментами носом, массивными деревянными бортами и 500 гребцами, дружно взмахивающими веслами, был впечатляющей демонстрацией организационных, экономических и технологических достижений греков.

В Сиракузах одновременно строилось 200 кораблей и еще 260 переоснащалось и ремонтировалось. Оружие и броня ковались в гигантских объемах. Но самое удивительное - инженеры Дионисия положили начало совершенно новому виду оружия - артиллерии. Раньше мощность снаряда зависела от силы и умения руки, которая его метала или натягивала лук, но теперь оружие стало механическим.

Построенную ими машину назвали «катапульта» (дословно «щитокол»). В ней сразу узнается самострел. Одним из самых любопытных моментов является то, что лук имел не типичную европейскую конструкцию, при котором кусок дерева сгибается и затем освобождается. Судя по всему, это была многослойная композиция из дерева, рога и сухожилий. Такая же технология применялась в луках монгольских степных кочевников. Этот лук представляет собой мощную массивную пружину, которую нагружают, сгибая в направлении, противоположном ее естественной кривизне (подобное устройство часто называют обратным луком). В руках опытного бойца она стреляет на 300 ярдов, а со 100 ярдов пробивает насквозь быка, независимо от того, в какую часть тела попал снаряд. Катапульта имела опорную ложу, зацеп для тетивы, ворот, которым оттягивался зацеп, ползун и спусковой крючок. Ею могли пользоваться даже неопытные бойцы после нескольких дней тренировки.

Следует также отметить, что Дионисий добился подобных результатов, применяя способы управления столь же передовые, как и инженерные изобретения. Он активно нанимал лучших в мире мастеров, предлагая им огромное жалованье; делил производственный процесс на отдельные блоки; лично поощрял и награждал тех, кто добивался успеха. Отличившиеся становились кем-то вроде «работников месяца».

Такие методы быстро переняли и применяли повсюду. Варвары из Македонии нашли их весьма полезными, а Филипп Македонский создал собственную исследовательскую организацию. Это, похоже, позволило перевести использование механической силы на совершенно иной уровень и заменить пружинный лук устройствами, извлекающими энергию из скручивания пучков сухожилий или волос. Двадцатилетний сын Филиппа Александр в 336 г. до н. э. получил в наследство царство и военные машины и отправился завоевывать мир, имея достаточно катапульт, чтобы прикрывать их огнем наступающие войска. Энергетика Александра Македонского стала, несомненно, важной составляющей его побед, но успех был обусловлен и применением в широких масштабах революционно нового механического оружия, перед которым не могли устоять имеющие традиционное защитное снаряжение противники. За 12 лет Александр покорил Малую Азию, Персию, Египет и значительную часть Индии.

После его смерти империя распалась, но Александр Македонский оставил неизгладимый след в истории человечества, а его преемники в Александрии и Македонии продолжили разработку новых военных технологий. В 305 г. до н. э., когда Рим был просто агрессивным итальянским городом, доказывающим свое первенство в мелких стычках с соседями, стены Родоса на Восточном Средиземноморье были атакованы новейшим оружием македонцев. «Гелеполис» («Сокрушитель городов»), осадную башню на восьми колесах высотой в современный 9-этажный дом, покрытую железными пластинами, двигали 2000 человек. В пластинах имелись закрытые створками бойницы, позволявшие метать различные снаряды. Для каждого типа снарядов - свои размеры бойниц.

Но Родос ответил собственным изобретением. Достоинства башни были сведены на нет яростным огнем самых больших и сложных в мире катапульт. Их снаряды сбивали железные пластины, а зажигательные стрелы подожгли башню. «Гелеполис» вынужден был отступить. В общей сложности в него попало 1500 катапультных стрел и 800 зажигательных снарядов.

До нас дошло описание одного из орудий, использовавшихся родосцами. Его составил около 200 года до н. э. грек, известный ныне как Филон Византийский. Он подробно описал механизм, приводимый в действие цепным приводом, который автоматически подавал стрелу за стрелой в лоток для стрельбы. Устройство выглядит удивительно современным, в сущности, это разновидность пулемета. Когда Эрвин Шрамм демонстрировал изготовленную им реконструкцию кайзеру Вильгельму II, вторая стрела попала точно в первую, расщепив ее надвое; Проблема заключалась в том, что орудие убивало бы одного и того же человека снова и снова, пока не сменило бы линию огня. Поскольку древние греки изобрели универсальный шарнир, орудие могло делать и это.

Древние греки всех чужеземцев называли варварами - "бормочущими", имея в виду, что они неверно или совсем плохо говорили по-эллински и, следовательно, не знали и не могли оценить греческих обычаев, наук и искусства. Эллины были уверены, что всё, созданное ими, является самым лучшим, и не утомляли себя сомнениями. Египтяне, финикийцы и другие народы, которым греки были многим обязаны, оказывались варварами, с их точки зрения.

Римляне считали варварами племена, жившие на северных и восточных рубежах Римской империи. Когда в I в. до н. э.. германские племена попытались перейти Рейн и занять принадлежавшие империи земли Галлии, легионы Юлия Цезаря прогнали их обратно и построили оборонительный вал - "Limes Romanus", ставший рубежом не только между римлянами и германцами, но по существу между двумя цивилизациями - римской и варварской.

Варварами римляне называли не только германцев, но и кельтов, славян, живших на обширных территориях, занимавшихся земледелием и скотоводством. Они выращивали ячмень, пшеницу, рожь, овощи (репу, лук, горох), а также лён, коноплю. Разводили тягловых быков, лошадей, овец, коз, охотились на пушного зверя, добывали руду и плавили из неё металлы. Всё это доставлялось в пограничные города Римской империи и обменивалось на рабов, оружие, предметы роскоши и вино. Старейшины, возглавлявшие роды и общины, на народных собраниях называли имена вождей, которые поведут воинские дружины на соседей. Сильные подчиняли слабых, создавая крупные племенные союзы: алеманский, сакский, франкский, западных и восточных готов, лангобардов, вандалов, бургундов. Война становилась ремеслом для многих из них. Римляне ценили храбрость и умение варваров владеть оружием: молодые мужчины-пленные пополняли ряды гладиаторов, оканчивая жизнь на аренах римских цирков; свободных привлекали к армейской службе. Со временем в римской армии варваров становилось всё больше и больше как среди солдат, так и среди командиров. Они предпочитали всему римскому свою одежду, оружие, применяли в бою собственную тактику и стратегию. Их формирования способствовали многим победам, одержанным Римом.

Варваров, как пленных, так и свободных, римляне поселяли на землях, опустошённых войной, используя как рабочую силу. В римском обществе появлялись и хорошо образованные, богатые варвары, что позволяло им занимать важные должности при императорском дворе, который был не чужд распространившейся моде на варварские костюмы, причёски, манеру поведения и разговора. Император Марк Аврелий Антонин вошёл в историю под именем Каракалла из-за своего пристрастия к одежде варваров: "каракаллой" германцы называли длинный плащ. Случалось, что на престоле Римской империи оказывались не римляне: императоры Диоклетиан и Максимиан были иллирийцами.

Варвары, занявшие привилегированное положение в Римской империи, являвшиеся высшими сановниками, становились фактическими правителями государства, которое переживало тяжелейший кризис в конце IV - начале V вв. н. э.. Об этом свидетельствовали многочисленные случаи появления узурпаторов, претендовавших на императорскую власть, волновавших народ, захватывавших города и поместья богачей. Целые области заявляли о своей независимости от центрального правительства. Армия отказывалась защищать интересы империи, а дезертирство приобрело угрожающие размеры. Человеческая жизнь потеряла ценность.

Именно тогда началось оживление на границах империи.

Массовые передвижения племён, вторжение их с периферии на территорию Римской империи, приведшее к утрате западной её части, историки назвали "Великим переселением народов". Начало его пришлось на IV-VII вв., когда кочевники Центральной Азии - хунны, за несколько веков преодолев огромные расстояния, добрались до плодородных равнин между Волгой и Доном. Здесь потомки хуннов, забывшие язык и историю своих предков, изменившиеся даже внешне, но не утратившие воинственности и жестокости в схватках с врагами, создали племенной союз. Их стали называть гуннами, покорителями обитавших в бассейне Дона аланов и многочисленных восточных готов (остготов) Причерноморья. Расправа победителей над побеждёнными была столь ужасна, что их соседи - западные готы (вестготы) не стали дожидаться своего смертного часа и бежали под защиту римских пограничных укреплений через Дунай на земли, принадлежавшие римлянам. Их поселили в Мезии, присвоили статус конфедератов - союзников империи, рассчитывая, что беглецы будут охранять и защищать владения империи от посягательств грозных гуннов.

Однако всё получилось по-другому: земли Мезии были бедны и не могли прокормить такое большое количество беженцев; местные чиновники, пользуясь бедственным положением готов, занимались вымогательством, расхищая продукты и деньги, направляемые центральным правительством на поддержку несчастных. Последней каплей, переполнившей чашу терпения, было вероломство римлян. Наместник области пригласил к себе на приём вождей готов. Пока те пировали, охрана наместника, спровоцировав дружинников-готов на вооружённое столкновение, перебила их. Возмущение охватило весь народ готов. Избрав вождём Фритигерна, человека смелого и закалённого в боях, восставшие захватывали один римский город за другим. Нашествие, подобно бурной реке, разливалось по землям империи. Оказалось, что у правительства нет сил, чтобы остановить его. Два года император Валент безуспешно пытался собрать войска для борьбы с готами. Отряды, которые посылались им навстречу, переходили на сторону восставших. Это было грозное предупреждение, свидетельство деморализации общества, когда родина - Римское государство - превратилась в гигантскую машину насилия и угнетения, а "чужие" становились ближе "своих".

Император западной части империи Грациан стал спешно искать полководца, который смог бы организовать отпор восставшим и спасти империю. Им оказался Феодосий, уроженец Испании, всю жизнь верно служивший Риму и никак не предполагавший стать августом. Будучи человеком умным, он, понимая, что рассчитывать на соотечественников не приходится, обратился за помощью к готским вождям. Был заключён договор, по которому им предоставлялось право жить на землях Малой Азии; кроме того, правительство обязалось дополнительно снабжать их зерном, скотом, освободить от податей и повинностей. Готы же обещали ежегодно выставлять 40 тыс. воинов.

Римское общество клонилось к упадку. Власть имущие были заняты только собственными интересами, не желая замечать, что империю всё больше теснят враги, а большая часть народа видит в них освободителей. Людей, серьёзно озабоченных судьбой империи, в обществе избегали, считая бесполезными. Однажды было решено очистить Рим от чужеземцев и проходимцев, так как прокормить огромное население города становилось труднее и труднее. Результаты этой кампании оказались неожиданными: из города были безжалостно изгнаны лишь учёные люди. Зато продолжали благоденствовать многочисленные певицы и танцовщицы, окружённые большим числом прислужников.

Вражда и смута терзали империю. Они не прекратились, а усилились после смерти Феодосия I, оставившего свои владения в наследство двум сыновьям: 18-летнему Аркадию и 11-летнему Гонорию, опекунами которых он назначил галла Руфина и вандала Флавия Стилихона. Пока дворцовые партии выясняли отношения, восстали готы. Они выбрали своим вождём Алариха - самого прославленного воина, происходившего из старинного знатного рода Балтов. Восставшие двинулись на Константинополь, но, получив выкуп, направились в Македонию и далее в Грецию, где уцелели лишь Афины, сумевшие откупиться.

В это время при дворе наследников Феодосия победу одержали сторонники Стилихона. Собранные им войска стали теснить Алариха, которому с трудом удалось избегнуть полного разгрома. Однако через год он вторгся в Италию. Вестготы представляли столь серьёзную силу, что Стилихон уговаривал императора Гонория и сенат дать Алариху выкуп - четыре тысячи фунтов золота - и получить передышку для реформы армии и государственного устройства, но император не решался. Один из сенаторов упрекал Стилихона, что предлагаемый им договор - не о мире, а о рабстве. Вскоре Стилихон был убит в результате заговора, жертвами которого стали многие друзья и сторонники Стилихона, а также варвары и их семьи, верно служившие до той поры империи. Возмущённые таким вероломством, оставшиеся в живых (числом более 30 тыс.) перешли на сторону Алариха и потребовали вести их на Рим. Сложившейся ситуацией Аларих воспользовался незамедлительно. Обвинив римлян в предательстве и нарушении обязательств, он призвал к оружию своих собратьев-готов и присоединившихся к ним гуннов и в 409 г. повёл их на Рим. По дороге его войска пополнялись как свободными римскими гражданами, так и рабами.

Очень скоро подошёл Аларих к Риму, который со времён Ганнибала не видел врагов возле своих стен. Вождь готов и его воины увидели перед собою огромный и богатый город. Его позолоченные кровли слепили глаза. В нём были чудесные дворцы, храмы, цирки и театры, возведённые из мрамора и украшенные статуями, фресками, мозаиками. Аларих приказал начать осаду "вечного города" и захватил гавань Остию, где находились все основные запасы хлеба. В Риме начался голод и распространилась эпидемия чумы. Осаждённым не приходилось рассчитывать на помощь: не было Стилихона, чья мудрость и энергия не раз спасали империю; император Гонорий заперся в стенах города-крепости Равенны и молился там о чуде - спасении от варваров.

Римляне начали с Аларихом переговоры. Сенат отправил к нему посольство. Однако Аларих назвал такую непомерную сумму выкупа, что растерявшиеся горожане спросили, что же останется у них после его выплаты. "Жизнь", - кратко ответил Аларих. Тогда горожане попытались его припугнуть, сообщив, что в городе много жителей, которые как один выйдут оборонять Рим. "Ну что же, - сказал Аларих, - чем гуще трава, тем легче её косить". Римляне согласились заплатить выкуп. Аларих снял осаду и отошёл.

Правительство Гонория не спешило выполнять условия мира, и Алариху надоело ждать. В том же году он вновь осадил Рим, и там опять начался голод. Аларих вынудил римский сенат объявить императора Гонория низложенным, а на его место избрать римлянина Аттала - болтуна и пьяницу. Но вскоре, убедившись в его полной непригодности, Аларих отправил его в свою музыкантскую команду, а знаки императорской власти отослал к Гонорию.

В это время Гонорий получил подкрепление: Константинополь прислал ему 4 тыс. солдат, а из Африки подошли суда, гружённые продовольствием. Император посчитал, что более заботиться о мире с варварами бессмысленно, и объявил о прекращении переговоров. В ответ на это Аларих в третий раз осадил Рим. Огромный город не имел сил защищаться, лишь горстка гвардейцев-наёмников пыталась сопротивляться. Пока длилась осада, голод и болезни косили людей. Современник тех событий писал: "Безумие голодающих дошло до предела, рвали друг друга на части, мать не щадила грудного младенца своего, и её чрево принимало то, что она родила". В довершение всего рабы-германцы подняли в городе восстание, устроили погром, открыли Соляные ворота и, числом 40 тыс., примкнули к осаждавшим. 14 августа 410 г. Аларих взял "вечный город". Три дня и три ночи длились грабёж и избиение жителей. Потом готы ушли, унося огромную добычу, уводя пленных, в числе которых была и сестра императора Гонория. Римляне, кроме всего, уплатили дань: 5 тыс. фунтов золота, 30 тыс. фунтов серебра, 3 тыс. драгоценных, окрашенных пурпуром одежд, 4 тыс. шёлковых, 3 тыс. фунтов перца и многое другое.

Аларих повёл своих воинов в хлебные, богатые области Римской империи - Кампанию, Сицилию, намереваясь завоевать и провинцию Африка - главную житницу империи, кормившую римлян. Однако этот план не осуществился из-за смерти Алариха, умершего 34 лет от роду в городе Консенции. Его похоронили в глубокой могиле, вырытой в русле реки Бузент, чьи воды были отведены в новое русло. Вместе с Аларихом погребли многочисленные бесценные сокровища, а затем, закопав могилу, воды реки возвратили в прежнее русло. Сподвижники Алариха перебили всех рабов, участвовавших в этих работах, чтобы никто не знал тайну погребения их вождя.

Пока правительства восточной и западной частей империи пытались мобилизовать все силы на защиту своих владений, прекратить смуты и беспорядки в государстве, надвигалась новая опасность. Вождь гуннов Аттила, правитель огромных территорий и многочисленных народов, начал поход, покорив племена, жившие по правому берегу Дуная, мечтая овладеть землями до самого Константинополя. Император Восточной Римской империи Феодосий II откупился, уплатив Аттиле 6 тыс. фунтов золота, признав себя и свой народ вечными данниками вождя гуннов и обещая ежегодно выплачивать ему 700 фунтов золота.

Аттила повёл свои войска во владения Западной Римской империи. В то время там правила мать малолетнего императора Валентиниана III, Галла Плацидия. Узнав о приближении неприятеля, она поручила командиру придворной гвардии Флавию Аэцию возглавить оборону. Он провёл несколько лет в плену у Алариха и неплохо знал нравы и черты характера варваров. Используя уговоры, угрозы, подкуп, он привлёк на свою сторону вандалов, франков и бургундов, а самое главное - наладил бесперебойную доставку продовольствия в Рим.

В 451 г. на Каталаунских полях, близ города Труа, произошла "битва народов", победа в которой досталась римлянам и их союзникам. Аттила бежал. Через год он вновь предпринял наступление и вновь был разбит, а вскоре умер. Его огромное государство вслед за этим прекратило своё существование, распавшись на мелкие владения, ставшие жертвами своих более сильных соседей.

Почти одновременно с Аттилой погиб и Аэций, пав жертвой очередного заговора, а через год и его воспитанник - император Валентиниан III. Вдова императора, Евдоксия, не имея другой возможности отомстить убийцам, обратилась к помощи вандальского короля Гейзериха, умоляя его защитить императорскую династию и восстановить её власть.

Гейзерих посадил своё войско на корабли, вошёл в устье Тибра и после короткой осады 2 июля 455 г. захватил "вечный город". Две недели его воины не только грабили, но и совершенно бессмысленно разрушали город. Такого опустошения и разгрома современники припомнить не могли. Один из них писал: "Всё разрушено и разграблено. Поля, города - всё изменило вид. Меч, огонь, голод - все бичи зараз губят род человеческий. На земле исчез мир: настал общий конец". Тем не менее Рим дожил до наших дней, оставшись столицей Италии, а вандалы давно исчезли с арены истории, оставив потомкам лишь своё имя как символ бессмысленного разрушения и осквернения - вандализма.

Западная Римская империя неотвратимо приближалась к бесславному концу, так и не сумев оправиться после столь страшного нашествия. С 455 по 476 г. сменилось около десятка императоров, не имевших реальной власти и ставших игрушками в руках проходимцев.

Население городов уменьшилось. Часть жителей была угнана в рабство, другие бежали.

Рим, полный жизни, с прекрасными зданиями, вызывавший восхищение современников, умирал: многие древние роды исчезли, другие - влачили бедственное существование, большие дворцы опустели и всё в них было мертво... В 476 г. один из самых влиятельных германских наёмников военачальник Одоакр низложил последнего императора Ромула, презрительно прозванного народом Августулом - Августёнком. Одоакр сохранил ему жизнь, поместил в подаренной ему вилле в Кампании и назначил щедрое содержание. Сам же Одоакр был признан императором Восточной Римской империи Зеноном как соправитель. 23 августа 476 г. считается датой падения Западной Римской империи и концом античного мира. Начинался новый период истории - Средние века, а на руинах части Римской империи создавались новые государства: вестготов, бургундов, франков, алеманнов, остготов и вандалов. Каждое из них имело свою историю.

Что же произошло дальше с жителями Западной Римской империи, когда она перестала существовать? У большинства простого народа появились новые повелители, а римская знать стала служить верой и правдой тем, кого она ещё недавно презирала и величала варварами. Те в свою очередь ценили знания своих новых подданных, охотно раздавая им высокие должности, наделяя землями и рабами. Дети и внуки прежних варваров, так боявшихся и ненавидевших античные города, называвших их "птичьими клетками" или "позолоченными гробницами", стали строить свои города-столицы, крепости, замки-резиденции, перенимая все черты нового для них образа жизни. Варвары перестали быть варварами.

Кто такие варвары

Ни один народ не называет себя словом «варвары». Ну н е то это слово. Его употребляют только по отношению к другим народам. Оно указывает на несхожесть. Им пользовались древние греки, когда шла речь о негреках, язык которых был непонятен. Им казалось, что чужестранец невнятно бормочет: «Ба-ба-ба… » Такое же слово, «барбара», означающее «заикающийся, невнятно говорящий», то есть – чужак, есть и в санскрите, языке Древней Индии.

Римляне адаптировали греческое слово и превратили его в прозвище (обычно презрительное) для народов, живущих вокруг. 1

Поскольку этот термин был подкреплен мощью и величием Рима, латинская интерпретация стала единственной, которая берется в расчет. Народы, прозванные римлянами «варварами», будь то испанцы, бритты, галлы, германцы, скифы, персы или сирийцы, остались навеки с этим клеймом. Слово «варварский» стало синонимом для обозначения всего, что противостоит цивилизации. В отличие от римлян варвары были примитивными, грубыми, невежественными, алчными и жестокими разрушителями. Римляне, сколько могли, сдерживали варваров, но в конце концов те прорвали кордоны, и дикие племена хлынули в Римскую империю, уничтожая вековые культурные достижения. Свет разума и цивилизации был затушен носившимися по всей Европе варварскими ордами. Они истребляли все, что было создано римлянами. Они разграбили и сам Рим, вергнув Европу в пучину «темных веков». Варвары принесли только хаос и невежество, царившие до тех пор, пока в эпоху Возрождения не был вновь зажжен светоч римского искусства и науки.

Впрочем, обычная история. Уникальность Рима заключалась не в его искусстве, науке или философии, не в его приверженности законам, гуманности или высокой политической культуре. На самом деле во всех этих областях Рим не опережал, а порой и отставал от народов, которые он завоевывал. Главной особенностью Рима была его первая в мире профессиональная армия. Нормальное общество состоит из крестьян, охотников, ремесленников и торговцев. Вступая в сражение, они полагаются не на знание военного искусства и умелое обращение с оружием, а на свой моральный настрой и личный героизм. В глазах тех, кто посылает воевать с ними обученных солдат, они выглядят животными. Но это суждение далеко от истины.

В действительности так называемым варварам мы обязаны больше, чем людям в тогах. И то, что мы по-прежнему смотрим на кельтов, гуннов, вандалов, готов, вестготов и другие народы как на варваров, означает, что мы попались в сети римской пропаганды. МЫ и сейчас позволяем римлянам определять наш взгляд на мир и историю.

Однако в последние 30 лет положение стало меняться. Археологические открытия позволили иначе взглянуть на сохранившиеся древние тексты, что привело к новой интерпретации событий прошлого. Теперь мы знаем, что Римская империя остановила развитие науки, и в частности, математики, на невероятно долгие полторы тысячи лет. Многое из того, что было известно и создано до прихода римлян, пришлось заново изучать и переоткрывать в совсем недавние времена.

Рим использовал свою армию, чтобы уничтожать окружавшие его культуры, расплачиваясь с воинами награбленными богатствами. Завоеванные народы романизировались, а все упоминания о них по возможности стирались. На самом же деле многое из того, что мы считаем достижением римской цивилизации, было заимствовано римлянами у варваров. Рим воевал мечами, щитами, броней и баллистами, скопированными у тех, с кем он сражался. Римские города строились за счет награбленного у богатых соседей. Что же касается знаменитых римских дорог, про них читайте дальше. Увы, многие из инженерных и научных достижений варварского мира были полностью уничтожены, и даже когда появлялись свидетельства этих открытий, в них не верили, ибо приписывали римлянам. Однако сейчас мы начинаем осознавать, что история заката римской цивилизации и погружения во тьму варварства насквозь фальшива.

Конечно, кельты поступили легкомысленно, не оставив нам письменных свидетельств, – им следовало бы знать, что отсутствие подтверждений, пропагандирующих их образ жизни, даст однозначный перевес в пользу римской версии истории! И все-таки, мы не должны верить всему, что рассказывают нам римляне. Вот, к примеру, мнение Юлия Цезаря о лосях.

Лоси лишены рогов, а их ноги не имеют суставов и связок, так что они не могут ни прилечь с целью отдыха, ни подняться, уnав по какой-то причине. Постелью им служат деревья. Лоси прислоняются к ним и так, слегка склоненные, отдыхают. Когда охотники обнаруживают следы этих животных, то, зная, куда те обычно направляются, подкапывают корни всех деревьев либо подпиливают ствол дерева так, чтобы оно казалось стоящим.

Лоси, nрислоняясь валят своим весом оставшееся без опоры дерево и падают вместе с ним 1 .

Это интересное зоологическое наблюдение с серьезностью повторили греческий географ Страбон 2 и энциклопедист Плиний Старший 3 . Похоже, что они перепутали с аналогичным рассказом о слонах, поведанным Аристотелем и также изложенным Страбоном. Это повествование стало частью «стандартного правдивого описания слонов» И просуществовало до конца XVII в. Сэр Томас Браун жаловался, что даже когда люди смогли своими глазами увидеть этих животных, опускающихся на колени и самостоятельно встающих, доверие к классическим авторитетам заставляло их отрицать очевидное 4 .

Точно так же, как люди веками отрицали, что у животных есть колени, хотя они их сами видели, так и восторженное отношение западного общества после Возрождения ко всему римскому убедило нас смотреть на многое в нашем прошлом глазами римлян, даже когда очевидные свидетельства противного бросались в глаза. Конечно, сейчас мы используем на практике вовсе не те сведения о лосях, которые сообщал Юлий Цезарь, однако, когда дело касается варваров, мы по-прежнему склонны принимать его оценки – оценки завоевателя, сметающего все на своем пути.

Стоит перевернуть картинку и взглянуть на историю с точки зрения неримлян, как многое начинает выглядеть совсем по-другому. Например, римская характеристика вандалов дала нам термин «вандализм», но мы увидим, что вандалы были высокоморальными, образованными, грамотными и часто более цивилизованными людьми, чем римляне.

Разграбление Рима готами и вандалами вовсе не было беспримерным актом уничтожения. Готы разрушили только одно здание, а вандалы вообще ни одного. В обоих случаях орудовали армии христиан. Но Римская империя сама уже приняла одну из форм христианства – католицизм – и старалась навязать эту форму религии всем остальным народам.

Католическая церковь триумфально распространялась по миру и, опять же, в добрых римских традициях, делала все возможное, чтобы перекроить людей и историю на свой лад. Церковь решала, какие документы останутся, а какие – нет. Все источники, которыми мы пользуемся, прошли через руки средневековых католических копиистов. Так что картина прошлого досталась нам, проделав непростой путь.

Эта книга – попытка пересмотреть историческую роль большинства европейских и азиатских народов, которые были зачислены в разряд варваров-злодеев, и одновременно дать новую оценку идеалу цивилизации – всепобеждающему Риму.


Кем были римляне? Ну не варварами

Поскольку слово «варвар» применялось римлянами для обозначения тех, кто римлянами не был, мы должны начать с Рима. Римляне имели четкую собственную концепцию. Они называли ее Romanitas. Этот концепт подразумевал знание латыни, уважение к латинской литературе, подчинение римским законам и традициям и даже следование обычаю иметь три имени. Все другие, все иностранцы были варварами и должны были испытывать страх перед Римом.

Довольно странно, но страх, похоже, играл ключевую роль в истории Рима, и, несмотря на могущество римлян, во всей их истории присутствует какая-то удивительная безысходность. Как если бы величие Рима было порождено паранойей и отчаянием. Другая странность заключается в

том, что главного события в истории Рима, которое уничтожило бы эту паранойю, возможно, никогда и не было.

Может быть, это просто легенда. В общем, правда это или ложь, но великий римский историк Ливий (59 г. до н. э.- 17 г. н. э.) об этом событии написал, и его запись стала с тех пор общепринятым историческим текстом для любого римлянина. Там было сказано, где римляне научились бояться варваров.


История Бренна

В конце IV в. до н. э., когда город Рим начинал главенствовать в центральной Италии, разноплеменная орда пересекла Апеннины со стороны Галлии и поселилась на Адриатическом побережье между нынешними городами Римини и Анкона. Эти люди называли себя сенонами. Сеноны основали город Сенигаллия. К сожалению, это было отличное местечко для пляжного отдыха, но никак не для земледелия. Поиски плодородной земли были нелегким делом – другие кельты уже расхватали лучшие участки. В итоге в 390 г. до н. э. сенонские воины оказались у ворот Клузия (современный Кьюзи, в Тоска не). «Тысячи странных людей… подобных которым горожане никогда не встречали, иноземные воины, вооруженные незнакомым оружием» 5 . Клузий не выглядел столь же защищенным, как другие города, где побывали пришельцы, и они потребовали хорошей земли для поселения.

Жители Клузия обратились к Риму с просьбой помочь в переговорах, и римляне с готовностью направили туда трех братьев из семейства Фабиев, чтобы те выступили в роли арбитров. Согласно Ливию, когда римские посланники спросили кельтов, кто дал им право требовать землю у людей из Клузия, «последовал высокомерный ответ, что их права – в их оружии и что все принадлежит храбрым» 6 .

Братья Фабии были молоды и заносчивы и оказались не самыми тактичными посредниками. Они, как утверждает Ливий, были «посланниками вспыльчивыми, более похожими на галлов, чем на римлян». Как оказалось, именно кельты больше уважали международные законы. Когда переговоры прервались, братья Фабии присоединились к горожанам и напали на сенонов. Один из братьев, Квинт Фабий, даже убил одного из кельтских вождей. Как отмечают и Ливий, и другой историк, Плутарх, закон запрещал посреднику браться за оружие, чтобы поддержать одну сторону в споре с другой.

Сеноны были справедливо разгневаны и решили направить своих послов в Рим с жалобой 7 .

К несчастью, братья Фабии принадлежали к очень могущественному семейству, и когда сенат вынес дело на суд жителей Рима, действия братьев были одобрены и, что еще хуже, Фабиев осыпали почестями. Кельтские послы предупредили римлян, что последуют ответные действия, и удалились к Клузию. Было решено научить этих выскочек-римлян уважать в будущем международные законы. Согласно Плутарху, армия под командованием Бренна прошла 80 миль от Клузия до Рима четко организованным маршем: «Вопреки ожиданиям, проходя, они никому не нанесли увечий, ничего не взяли с полей. Когда они шли мимо какого-либо города, то кричали, что идут в Рим, что их враги – только римляне и что они готовы стать друзьями всем остальным» 8 .

Этот «странный враг с края земли» смел римскую армию и ворвался в город, сжигал и грабил~ Многие римляне бежали, а те, кто не смог, нашли убежище на Капитолийском холме и оказались в осаде, которую Бренн со своей армией согласился снять только через шесть месяцев в обмен на тысячу фунтов золота.

Триста лет спустя Ливий рассказывает об ужасе и позоре поражения, которое давило на психику римлян в продолжении восьми веков: «Дополнительное оскорбление было добавлено к тому, что уже было достаточно постыдно, ибо гири, которые галлы принесли для взвешивания металла, оказались тяжелей обычных, а когда римский командир возразил, надменный варвар, швырнув на весы свой меч, воскликнул: «Vае Victis» – «Горе побежденным!» 9 . Похоже, что в действительности Ливия больше всего взбесило то, как дешево откупились от кельтов. «Вообразите, – пишет он, – тысяча фунтов золота – цена нации, которая скоро будет править миром!»

В то время, пишет Ливий, римляне всерьез подумывали о том, чтобы навсегда покинуть город. Но затем приняли решение отстроить его заново и никогда больше не оказываться в позорном положении побежденных. Легенда о Бренне стала одной из движущих сил римской экспансии. Кругом были варвары, ужасные дикари, и Риму нужно было укреплять свои границы. И не просто укреплять, но и отодвигать их все дальше и дальше, пока, в конце концов, все варвары не будут полностью романизированы. С этого момента Рим будет следовать доктрине упреждающих ударов, наносимых с целью подчинить себе все пограничные народы и обезопасить Рим от чужаков.

Хотя мы больше не верим, что существуют четвероногие млекопитающие без коленей, мы по-прежнему принимаем римскую точку зрения на мир, в котором слову «варвары» непременно сопутствует слово «орды». Римляне изобразили себя цивилизованными людьми, чья империя держала в страхе мир, населенный разрозненными племенами злобных дикарей.

Легенда о Риме начинается с истории Ромула и Рема, двух потерявшихся мальчиков, вскормленных волчицей. Римляне не видели в этой истории милой сказочки. Этим они хотели показать миру, что впитали с молоком матери волчий аппетит и свирепость. Самое время спросить: что было бы с миром, если бы волчица, вместо того чтобы вскормить, загрызла Ромула и Рема? Что, если бы не было Рима?

Что, если бы были одни варвары?

Варвары

(греч. barbaros - иностранец)

у греков и римлян название чужеземцев, как звукоподражание непонятному чужому языку (barbar). Философ Платон употреблял этот термин применительно к грекам в значении «некультурный, необразованный человек». Однако на протяжении всей античности основное содержание термина заключалось в противопоставлении отсталых племен и народностей -«культурным» грекам (а позднее и римлянам).

Поплинский Ю.К. О понятии «варвар» в античности // Африканский этнографический сб. Л., 1982. Вып. 13. С. 161-185.

(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, имена...

Варвары (греч. bárbaroi, лат. barbari)

звукоподражательное слово, которым древние греки, а затем и римляне называли всех чужеземцев, говоривших на непонятном им языке и чуждых их культуре. В начале н. э. название «В.» особенно часто применяли к германцам (См. Германцы) (в новое время в исторической науке вторжения германских и др. племён в первые века н. э. получили название варварские завоевания; королевства, основанные ими на территории Римской империи, - варварские королевства; запись обычного права германских племён - Варварские правды). Варварские завоевания сыграли большую роль в уничтожении рабовладельческого строя и в формировании феодальных отношений на территории Римской империи (см. также Великое переселение народов, Феодализм).

(греч. Bapbaroi - не греки, чужеземцы; лат. barbari) - звукоподражат. слово, к-рым древние греки, а затем и римляне называли всех чужеземцев как людей, говорящих на непонятном яз. и чуждых "настоящей" эллинской культуре. В начале нашей эры название "В." особенно часто применяли к германцам. От римлян это слово перешло и к другим народам Европы. В новое время термин "В." был перенесен и в ист. науку для обозначения совокупности народов, вторгавшихся в пределы Рим. империи (варварские завоевания) и основавших на ее терр. ряд самостоят. королевств (варварские королевства); записи обычного права этих народов известны под назв. варварских правд. Варварские завоевания сыграли большую роль в уничтожении рабовладельч. строя и в формировании новых, феод. отношений на терр. Рим. империи (см. статьи Феодализм, Великое переселение народов, а также статьи об отд. варварских племенах и гос-вах (бургунды, вестготы, остготы, вандалы, лангобарды, франки, Франкское государство и др.)).

...

ВАРВАРЫ

βάρβαροι. Это название относилось первоначально только к языку и обозначало человека иноязычного; так, карийцы, Il. 2, 867, называются βαρβαρόφωνοι. Египтяне также всех говорящих по-чужеземному называли В. (Hdt. 2, 158). Понятно, что с этим названием легко соединялось выражение некоторого презрения. Это противоположение неварвара В. особенно обнаружилось при более самобытном развитии народного духа и более высоком самосознании эллинов сравнительно с другими народами и особенно жителями Востока. Самой природой грек назначен был господствовать над В. Arist. Polib. 1, 2. διό φασιν οί ποιηταί βαρβάρων δ\" \"Έλληνας αρχειν εικός (Eur. Iph. Aul. 1379), ως ταυτο φύσει βάρβαρον και δουλον ον. ср. также 7, 6, где он припис...

(Barbari, Βάρβαροι). В древности этим названием обозначались люди, говорящие на чужеземном языке, и с этим названием соединялось некоторое презрение к иноязычным народам. Греки считали себя выше варваров, и мало-помалу слово варвар стало обозначать меньшее развитие и более низкую степень культуры. Во времена римского господства варварами назывались все непричастные к греко-римской цивилизации. (Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)

(Рим.1:14 , Кол.3:11) - означенное слово первоначально означало все земные народы, кроме Греков. Вследствие сего народонаселение всего шара разделялось на Греков и варваров. Посему слово: варвар означает чужестранца, не говорящего языком туземной страны. В книге Деяний (282), в послании к Римлянам (Рим.1:14) и к Колоссянам (Кол.3:11), словом варвар означается лицо, которое не принадлежало ни к Иудеям, ни к Грекам.

Варвары

Изнач. В. греки именов. представит. всех др. племен и народов, язык к-рых был для них непонятен и казался неблагозвуч. (непонятно болтающий). Отсюда возникло презрит. обознач. грубого и некультур. человека. Даже сами римляне назыв. себя иногда В. (напр., Плавт), пока греч. яз. и культура глубоко не укоренились в итал. среде. В эллин. времена В. именов. народы, к-рые находились вне среды влияния греко-рим. культуры или же находились на более низкой ступени культурн. развития (напр., германцы). Антич. понятие В. заимств. в христ. Византии и Зап. Европе, где оно приобрело знач. «безбожник» . В Византии В. назыв., кроме того, зап.-европ., а также др. христ. народы.


Древний мир. Энциклопедический...

Варвары (греч. барбарой). Изнач. "варварами" греки называли представителей всех других племен и народов, язык к-рых был для них непонятен и казался неблагозвучным. Позднее с этим словом стало ассоциироваться представление о более низком уровне образования и культуры. Но для Павла, к-рый был призван исполнить Божье поручение, разницы между греками и варварами не существовало: он был послан ко всем людям (Рим 1:14) . Перед Богом и в Церкви все равны; "нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского" (Гал 3:28; см. также Кол 3:11) . В Деян 28:2,4 гостеприимные мальтийцы названы барбарой, что в Синод. пер. передано как "иноплеменники".

Название всех чужеземцев у древних греков и римлян. В переносном смысле - грубые, невоспитанные, жестокие люди.

ВАРВАРЫ, у древних греков и римлян название всех чужеземцев, говоривших на непонятных им языках и чуждых их культуре (германцев и др.). В переносном смысле - грубые, некультурные, жестокие люди.

Варвары

звукоподражательное слово; так древние греки, затем римляне называли всех чужеземцев, говоривших на непонятном языке. В нач. 1-го тыс. в. называли германцев. Позднее, в Новое время, этот термин стал применяться в ист. науке для названия народов, вторгавшихся на территорию Рим. империи и основавших на ней ряд варварских королевств. В. называли племена бургундцев, вестготов , остготов, вандалов, лангобардов, франков и некоторые др.

Средневековый мир в терминах, именах и названиях. - Минск: Беларусь Е. Д. Смирнова Л. П. Сушкевич В. А. Федосик 1999

Вверх