Конспект открытого урока по физике. «Явление электромагнитной индукции. Обобщающий урок по физике "Магнитное поле. Электромагнитная индукция" Обобщение по теме электромагнитная индукция

ОТКРЫТЫЙ УРОК в 11 классе

«Обобщение знаний по теме электромагнитная индукция»

Цель урока : Обобщить и систематизировать знания по теме «Электромагнитная индукция»

Задачи:

1. Углубление приобретенных ранее знаний на основе понимания существенных, наиболее значимых характеристик и связей, отражённых через структуру знания.

2. Формирование видов деятельности по распознаванию и воспроизведению ситуаций, соответствующих знаниям темы «Электромагнитная индукция»;

3. Формирование и развитие УУД через организацию работы в группах;

4. Развитие творческих способностей учащихся, умения анализировать, моделировать, обобщать;

5. Воспитание чувства ответственности и взаимопомощи;

6. Расширение кругозора учащихся;

7. Оценка результатов работы.

Оборудование: демонстрационный гальванометр, полосовой магнит, катушка, модель трансформатора, фонарик инерционный, мобильный телефон, зарядное устройство, мультимедиапроектор, экран, компьютер.

Пояснения к проведению урока :

Учащимся задано домашнее задание – повторить учебный материал по теме: «Электромагнитная индукция», подготовить три презентации: «Биография М. Фарадея», «Применение явления ЭМИ». При подготовке к уроку можно использовать учебную литературу, энциклопедии, справочники, электронный учебник, ресурсы сети Интернет.

План урока:

    Организационный момент.

    Подготовка к основному этапу занятия – вхождение в урок (мотивация, актуализация знаний).

    Проверка домашнего задания.

    Обобщение изученного, усвоение новых знаний и способов деятельности:

а) фронтальный опрос;

б) групповая работа.

    Применение и закрепление знаний и способов деятельности:

а) решение качественных задач;

б) решение экспериментальных задач;

в) выступление с презентациями.

6. Итог урока.

7. Домашнее задание.

8. Рефлексия.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Учитель: Приветствие. Проверка готовности к уроку.

2. Вхождение в урок.

Учитель - Ребята, на территории нашей школы под землей проложен электропровод, по которому течет электрический ток. Провод требует замены. Как с помощью приборов определить местоположение провода. Назовите прибор или приборы. Объясните его применение, вспомните физические явления, на основе которых можно объяснить их использование. (Компас или магнитная стрелка. Стрелка будет отклоняться, т.к. вокруг проводника с током есть магнитное поле, оно и действует с некоторой силой на магнитную стрелку ).

На демонстрационном столе: инерционный фонарик, модель трансформатора, мобильный телефон с зарядным устройством. Учитель ставит вопрос перед детьми: «Что объединяет все эти приборы?»

Предполагаемый ответ учащихся: «В основе работы этих устройств лежит явление ЭМИ».

Учащимся предлагается сформулировать тему и цель урока.

Учитель записывает на доске тему урока: «Обобщение знаний по теме электромагнитная индукция».

3. Проверка домашнего задания.

Учитель: Проверка д/з будет происходить на разных этапах урока, пожалуйста, будьте внимательны и активны на уроке!

4. Обобщение изученного, усвоение новых знаний и способов деятельности.

Вводная беседа с элементами фронтального опроса на основе презентации №1

Учитель: Закон электромагнитной индукции – один из важнейших фундаментальных законов физики, которым, объясняются многочисленные явления в неживой и живой природе и который, поэтому лежит в основе многих разделов современной электро - и радиотехники и их практических приложений.

Явление электромагнитной индукции, применяется во многих областях науки и техники (энергетики, медицине, металлургической промышленности, электроники, электротехнике и т.д.). Открытие этого явления сыграло решающую роль в техническом прогрессе современного общества. Это явление является физической основой современной электротехники, обеспечивающей промышленность, транспорт, связь, сельское хозяйство, строительство и другие отрасли, быт и культуру людей электрической энергией.

Учитель: Ребята, явление ЭМИ изучалось в основной школе в 9 классе и в полной школе в 11 классе. Давайте попробуем выделить, какие знания были вами получены в 9 классе и что нового вы узнали в 11 классе по данной теме.

Учащиеся: В 9 классе явление ЭМИ изучалось на качественном уровне, были изучены и проведены опыты Фарадея, выполнена лабораторная работа «Изучение явления ЭМИ», решались качественные задачи по теме. В 11 классе – повторение изученного, введены новые физические величины, сформулирован закон Фарадея (закон ЭМИ), изучено правило Ленца (для определения направления индукционного тока), явление самоиндукции опыты Генри, решались расчетные и качественные задачи.

Учитель : А сейчас с помощью небольшой презентации под названием «Немое кино» повторим самое главное в данной теме. Ребята, ваша задача – озвучить кадры.

Презентация № 1.

Учитель : Английский физик Майкл Фарадей записал в своем рабочем дневнике «Превратить магнетизм в электричество». Фарадей был уверен в единой природе электрических и магнитных явлений , поэтому не случайно первый и самый важный шаг в открытии электромагнитных взаимодействий был сделан им. Для более глубокого и полного усвоения материала повторим знания по теме «Электрические и магнитные поля» Проведем сравнительную характеристику свойств электрического и магнитного поля.

Учитель: А сейчас для проведения групповой работы класс делится на три группы. Каждой группе свое задание. Максимальное время выполнения – 15 минут. После выполнения каждая группа выберет выступающего и представит свое задание. Время на отчет по выполненному заданию не более 3 минут. В конце выполнения от каждой группы на стол учителю подается лист с оценками учащихся. Будьте, пожалуйста, объективны.

Задание для 1 группы : Структурировать основное содержание темы ЭМИ. В таблице задан компонент структуры элементов знаний, необходимо заполнить его содержание.

2. Если Ф>0, то В↓ I В;

3. Если Ф<0, то ВВ;

4.I i – по правилу буравчика.

Применение ЭМИ: генераторы переменного тока, трансформаторы, запись и воспроизведение информации с пом магн ленты, детекторы металла, в электротехнике, медицине и т.д.

-





L –индуктивность (Гн), Ф - магнитный поток (Вб)

Задание для третьей группы : Составить вопросы по теме «Явление ЭМИ». Вопросы должны быть разного уровня сложности: репродуктивные – не менее 5 (на воспроизведение информации темы, изученной на основе учебника Г.Я. Мякишева физика 11 класс), расширяющие – не менее 3 (материал, выходящий за рамки изучения физики в пределах двух часов, с привлечение учебной литературы, например учебник В.А. Касьянова физика 11 класс, Г.Н Степанова физика 10 класс 2 часть и др), развивающие (с использованием дополнительной литературы, справочников, энциклопедий, интернета).

Например:

- репродуктивные :

1. В чем состоит явление ЭМИ?

2. Сформулируйте закон ЭМИ.

3. Как определить направление индукционного тока?

4. Самоиндукция, индуктивность – что является физическим понятием, что физической величиной? Дайте определение.

5. Как определить энергию магнитного поля?

- расширяющие:

1. Что такое токи Фуко? Где и почему они возникают?

2. Принцип действия электродинамического микрофона.

3. На чем основан принцип работы электропечей для плавки металлов?

4. Что такое время релаксации L-R цепи?

- развивающие:

1. Первыми электрическими приборами, в которых использовалось явление ЭМИ, были индукционные катушки. Каково было первое успешное применение индукционной катушки на практике? Ответ : Первое успешное применение индукционной катушки на практике было осуществлено в начале 40-х годов 19 века российским академиком Б.С.Якоби (1801-1874) для для воспламенения пороховых зарядов подводных электрических мин. Сооруженные под его руководством минные заграждения в Финском заливе преградили путь к Кронштадту двум англо-французским эскадрам. Огромная англо-французская эскадра, состоящая из 80-ти кораблей с общим числом орудий 3600, безуспешно пыталась прорваться к Кронштадту. После того, как флагманский корабль»Мерлин» столкнулся с подводной электрической миной, эскадра была вынуждена покинуть Балтийское море. В Европе тогда не имели понятия об электрических подводных минах.

2.Кем и когда индукционная катушка была впервые применена в качестве трансформатора? Ответ : Впервые индукционную катушку в качестве трансформатора применил талантливый русский электротехник Павел Николаевич Яблочков (1847-18940). В 1876 году он изобрел знаменитую «электрическую свечу» - первый источник электрического света, получивший широкое распространение и известный под названием «русского света». Благодаря своей простоте «электрическая свеча» в течение нескольких месяцев распространилась по всей Европе и даже достигла покоев персидского шаха и короля Камбоджи. Для одновременного включения в сеть нескольких «свечей» Яблочков изобрел систем «дробления электрической энергии» посредством индукционных катушек. Патенты на «свечу» и схему их включения он получил в 1876 году во Франции, куда вынужден был уехать из России, чтобы не попасть в «долговую яму».

Выступление учащихся по результатам работы в группах (по 3 минуты на выступление). В конце работы сдают учителю лист с оценками за работу.

5. Применение знаний и способов деятельности .

а) решение качественных задач

Учитель : Ребята, теперь попробуем применить свои знания к решению задач. На экране вы видите задания на определение направления силы индукционного тока. Задание для всего класса. Время выполнения 2 минуты.

Определите направление движения проводника в магнитном поле

Определите направление ЭДС индукции

б) выполнение экспериментального задания

Оборудование: гальванометр, катушка, провода.

Задание: с помощью оборудования показать один из опытов М.Фарадея и определить направление индукционного тока в катушке.

в) выступление учащихся с презентациями:

Биография М.Фарадея;

Применение явления ЭМИ.

6. Итог урока

Учитель: Предлагает учащимся подвести итог урока.

7. Домашнее задание.

Подготовить развивающие вопросы по изученной теме (для учащихся с высоким уровнем мотивации)

8. Рефлексия .

Учащимся предлагается оценить работу в группе по определенному алгоритму;

Ответить на вопросы анкеты, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку;

Выразить свое отношение к уроку в виде определенного символа.

Урок разработан учителем физики МБОУ СОШ № 192

Кировского района г Новосибирска – Конуриной С.И.

2012 г

Компонент структуры элементов знаний

Физические величины

Физические явления

Свойства тел, объектов, явлений

Структурные формы материи

Законы и правила

Методы познания

Приборы, механизмы, установки

Уважаемые ребята!

По итогам проведенного урока прошу вас заполнить анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку.

Закончите предложенные предложения

Возможные варианты ответа

Аргументация выбранного ответа

На уроке я работал

Активно /пассивно

Своей работой на уроке я

Доволен /не доволен

Урок для меня показался

Коротким / длинным

За урок я

Не устал / устал

Мое настроение

Стало лучше / стало хуже /

не изменилось

Материал урока мне был

Понятен / не понятен

Полезен / бесполезен

Интересен / скучен

Домашнее задание мне кажется

Легким / трудным

Интересно / не интересно

Фамилия, имя учащегося _____________________________

Задача №1.

На детский обруч наматывают 100 витков изолированной проволоки диаметром 0,2 мм. Концы этой проволоки соединить с помощью двух проводов длиной не менее 2 м к клеммам школьного демонстрационного гальванометра. Взять правой рукой ту часть обруча, от которой отходят эти провода. Держа обруч перед собой на вытянутой руке так, чтобы рука находилась в одной плоскости с ним, поворачивать руку и кисть руки в одном направлении, а затем быстро в обратном направлении на 180 градусов. Стрелка гальванометра отклонится от нулевого положения. Объясните это явление.

Задача №2.

Мимо полюса полосового магнита с постоянной скоростью движется медное кольцо, плоскость которого перпендикулярна оси магнита. Будет ли в этом кольце индуцироваться электрический ток?


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Крым «Джанкойский профессиональный техникум»
Разработка открытого урока
по физике
Обобщение и систематизация знаний по теме:
«Магнитное поле. Электромагнитная индукция»
Разработал: преподаватель физики
Ашимова Г.А.
2016
Тема урока: Обобщение и систематизация знаний по теме: «Магнитное поле. Электромагнитная индукция»
Цели урока:
Образовательные: повторить, обобщить и систематизировать знания теме: «Магнитное поле. Электромагнитная индукция»; способствовать совершенствованию ранее полученных знаний
Развивающие: способствовать развитию познавательного интереса, мыслительной деятельности и творческих способностей обучающихся; способствовать развитию памяти, логического мышления, внимательности, умений определять и объяснять понятия, анализировать и обобщать, относиться критически к своим ответам и ответам товарищей, а также способности использовать теоретические знания при решении задач.Воспитательные: содействовать воспитанию чувства ответственности, самостоятельности, добросовестности, максимальной трудоспособности, воспитание умения работать в коллективе, умения слушать своих товарищей и делать вывод, воспитание положительной мотивации получения знаний, их практической направленности.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Форма урока: интеллектуальная игра «Покорение на Вершины Знаний»
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Формы обучения: групповая форма обучения и индивидуальная форма обучения.
Элементы образовательных технологий:
информационно-коммуникационные технологии,
технология проблемного обучения,
технология уровневой дифференциации,
игровые технологии.
ТСО, раздаточный материал: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация урока, видеоролики опытов: «Сила Ампера», «Работа силы Ампера» «Опыт Фарадея», «Явление самоиндукции»; раздаточный дидактический материал.
Технологическая карта урока
Этап урока Задачи этапа Формы организа-ции учебной деятель-ностиДеятельность преподавателя Деятельность обучающихсяI. Организационный момент
Создать у обучающихся рабочий настрой и обеспечить деловую обстановку на уроке. Приветствует, проверяет готовность к уроку, осуществляет мотивацию учебной работы, сообщает тему урока и план работы. Приветствуют преподавателя, знакомятся с раздаточным материалом на столах. Студенты самостоятельно формулируют цели урока (Приложение №1-Лист самооценки)
II. Повторение и обобщение знаний 1 этап – «Разминка».
Актуализация опорных знаний Тестирование (Приложение №2)
Самоконтроль знаний
Повторить ранее полученные знания о магнитном поле и электромагнитной индукции.
Индиви-дуальнаяДемонстрирует на слайдах презентации вопросы к тестовым заданиям, комментирует задания, поясняет, объявляет критерии оценок.
После ответов студентов, объявляет правильные ответы, подводит итоги. Обучающиеся отвечают на вопросы теста. Затем выставляют себе оценку в лист самооценки
Критерии выставления баллов
За каждые 4 правильных ответа выставляется 1 балл, максимум-5 баллов
2 этап – «Объясни опыт». (Приложение №3)
Повторить, углубить и осмыслить ранее изученный материал, выделить опорные знания в данной теме. Научить находить причинно-следственные связи, делать выводы Индиви-дуальнаяДемонстрируются видео-ролики – «Сила Ампера», «Работа силы Ампера», «Опыт Фарадея», «Явления самоиндукции»
Разъясняет цель работы, задает вопросы обращает внимание обучающихся на главные выводы, законы, подводит студентов к осмыслению практического применения полученных знаний, оценивает ответы.
Вопросы:
Что такое сила Ампера?
.Как определить направление силы Ампера?
Как определить работу силы Ампера?
Что называется электромагнитной индукцией?
Условия возникновения индукционного тока.
Определение самоиндукции.
Почему не сразу прекращается свечение лампочки после выключения цепи.
Почему одна из ламп зажигается позднее другой?
Где на практике используют данные явления?
Обучающиеся объясняют опыт и отвечают на дополнительные вопросы.За правильный ответ – 1 балл.
3этап – Физический диктант (Приложение №4)

Повторить основные понятия, величины по данной теме Индиви-дуальная, парная Предлагает студентам ответить на вопросы. Задание и регламент времени повторяются дважды. После записи ответов учащимся предлагается проверить выполнение задания.
Обучающимся предлагается поднять руки – тем, кто получил отметки «5», затем «4», «3» и у кого прочерки. Таким образом, преподаватель выясняет уровень выполнения учащимися диктанта. Отвечают на вопросы физического диктанта, осуществляют взаимопроверку, выставляют свою оценку в лист самооценки.
Для этого обучающиеся меняются тетрадями с соседом по парте, раздаются листы с правильными ответами, далее ставят на полях «+», если ответ правильный и «-», если ответ неправильный.
Критерии оценок:
За 9-10 правильных ответов – оценка «5» За 7-8 правильных ответов – оценка «4» За 5-6 правильных ответов – оценка «3» Менее 5 правильных ответов – оценка «2»
4 этап - «Найди ошибку!»
Работа в группах
. Повторить основные формулы по изученной теме Группо-вая Раздает группам задание, объясняет порядок выполнения, оценивает ответы студентов.
На доске записана серия формул. Группам выдаются листы с формулами. В четырех из пяти формул допущены ошибки. Задача обучающихся - найти ошибки, указать на правильную запись формулы.
Регламент времени-5 минут Затем группа выходит к доске, по очереди указывает на ошибки или утверждают, что формула записана верно. Группа зарабатывает столько баллов, сколько будет правильных ответов. Студенты выставляют оценки в лист контроля знаний.
5этап – Решение задач -(Приложение №5).
На доске выражение: Знать физику – значит уметь решать задачи. (Энрико Ферми)
Группы получают дифференцированные задания.
Группы имеют право выбора задания Повторить применение основных законов по данной теме при решении задач. Группо-ваяФормулирует цель данного этапа, мотивирует деятельность обучающихся по решению задач, объясняет выбор типа задач, проверяет правильность решения и оформления задач, подводит итоги. Самостоятельно решают задачи в тетрадях. Затем один из студентов выходит к доске и записывает решение выбранной задачи.
Обучающиеся выставляют оценки в лист контроля знаний.
III. Итог урока.
Подвести итог урока, оценить работу
Индиви-дуальнаяОсуществляет указания по подсчёту средней оценки и подводит итоги работы обучающихся и урока.
Студенты подсчитывают средний балл за урок и сдают лист контроля преподавателю.
Выставление оценок за урок.
Критерии оценок:
«5»- 24,25 баллов
«4»- 20-23 баллов
«3»- 15-19 баллов
«2»- менее 15 баллов
IV.Домашнее задание:
(Приложение №6) Объявляет домашнее задание:
Составить кроссворд по теме: «Магнитное поле. Электромагнитная индукция».
Заполнить таблицу: «Сравнительные характеристики свойств магнитного и электрического полей» (Приложение №6) Записывают домашнее задание в тетради
Рефлексия (Приложение №7) Провести рефлексию, оценить свое настроение Индиви-дуальнаяПредлагает обучающимся провести рефлексию (мотивации и способов деятельности) – Установить флажки на плакате с изображением горы «Вершина знаний» Анализируют и оценивают свою работу на уроке. Прикрепляют флажки на плакате с изображением горы «Вершина знаний»
Приложение №1
Лист оценивания
Ф.И. студента Этапы урока; способ оценки
Индивидуальная работа Работа в группах Разминка (тестирование)
(самоконтроль)
(максимум- 5 баллов) 2. Объясни опыт
(оцениваетпреподаватель)
(максимум- 5 баллов) 3. Физический
диктант
(взаимоконтроль)
(максимум- 5 баллов) 4. «Найди ошибку»
(оценивает преподаватель)
(максимум- 5 балла) 5. Решение задач
(оценивает преподаватель(максимум- 5 баллов) Общий
балл Оценка за урок
Критерии оценок:
«5»- 24,25 баллов
«4»- 20-23 баллов
«3»- 15-19 баллов
«2»- менее 15 баллов.
Приложение 2
Тест по теме: «Магнитное поле. Электромагнитная индукция»
1. Что является источником магнитного поля?
А) неподвижная заряженная частица; В) любое заряженное тело; С) любое движущееся тело; D) движущаяся заряженная частица. 2. Что является основной характеристикой магнитного поля?А) магнитный поток; B) сила Ампера;
C) сила Лоренца;D) вектор магнитной индукции.
3. Выберете формулу для расчета модуля вектора магнитной индукции.А) ; B) ; C) ; D) .
4. Укажите направление вектора магнитной индукции поля в точке А, находящейся на оси кругового тока. (рис. 1).

Рис.1
А) вправо; B) влево; C) к нам; D) от нас; E) вверх; F) вниз. 5. Выберете формулу модуля вектора силы Ампера.А); B) ; C) ; D) .
6. На рис.2 стрелкой указано направление тока в проводнике, расположенного между полюсами магнита. В каком направлении будет двигаться проводник?

Рис.2
А) вправо; B) влево; C) к нам; D) от нас; E) вверх; F) вниз. 7. Как действует сила Лоренца на покоящуюся частицу?А) действует перпендикулярно вектору магнитной индукции; B) действует параллельно вектору магнитной индукции; C) не действует. 8. В какой точке рисунка (см. рис. 3) магнитное поле тока, протекающего по проводнику МN, действует на магнитную стрелку с наименьшей силой?
рис.3
А) В точке А; B) В точке Б; C)В точке В.
9.Как взаимодействуют два параллельных проводника, если электрический ток в них протекает в противоположных направлениях?
А) Сила взаимодействия равна нулю.
В)Проводники притягиваются.
С) Проводники отталкиваются.
10. Как взаимодействуют две катушки (см. рис. 4) при прохождении по ним токов указанных направлений?

Рис.4
А) притягиваются; B) отталкиваются; C) не взаимодействуют. 11.Как называется явление возникновения электрического тока в замкнутом контуре при изменении магнитного потока через контур?
А) Электростатическая индукция. B) Явление намагничивания.
С) СамоиндукцияD)Электролиз. Е) Электромагнитная индукция.
12.Кто открыл явление электромагнитной индукции?
А)X. Эрстед. B)Ш. Кулон. C) А. Вольта.
D) А. Ампер. E) М. Фарадей.F)Д. Максвелл.
13.Как называется физическая величина, равная произведению модуля В индукции магнитного поля на площадь S поверхности, пронизываемой магнитным полем, и косинусугла а между вектором В индукции и нормалью п к этой поверхности?
А) Индуктивность. B) Магнитный поток. C) Магнитная индукция.
D) Самоиндукция. E) Энергия магнитного поля.
14.Каким из приведенных ниже выражений определяется ЭДС индукции в замкнутом контуре?A)B)C)D)E)
15.При вдвигании полосового магнита в металлическое кольцо и выдвигании из него в кольце возникает индукционный ток. Этот ток создает магнитное поле. Каким полюсом обращено магнитное поле тока в кольце к: 1) вдвигаемому северному полюсу магнита и 2) выдвигаемому северному полюсу магнита.
A)1 - северным, 2 - северным. B) 1 - южным, 2 - южным.
C) 1 - южным, 2 - северным. D) 1 - северным, 2 - южным.
16.Единицей измерения какой физической величины является 1 Вебер?
А)Индукции магнитного поля. B)Электроемкости.
C)Самоиндукции. D) Магнитного потока. E) Индуктивности.
17.Как называется единица измерения индуктивности?
А) Тесла. B) Вебер.C)Гаусс. D) Фарад. E) Генри.
18.Каким выражением определяется связь энергии магнитного потока в контуре с индуктивностью Lконтура и силой тока I в контуре?
А). B).C)LI2,D)LI
19. Возникающий в замкнутом контуре индукционный ток своим магнитным полем противодействует тому изменению магнитного потока, которым он был вызван, – это …
А) Правило правой руки.B) Правило левой руки.
C) Правило буравчика.D) Правило Ленца.
20.Две одинаковые лампы включены в цепь источника постоянного тока, первая последовательно с резистором, вторая последовательно с катушкой. В какой из ламп (рис. 5) сила тока при замыкании ключа К достигнет максимального значения позже другой?

Рис. 5
А) В первой.
B) Во второй.
C) В первой и второй одновременно.
D) В первой, если сопротивление резистора больше сопротивления катушки.
E) Во второй, если сопротивление катушки больше сопротивления резистора.
Приложение № 3
Задание «Объясни опыт»
Видеоролики опытов: сила Ампера, работа сил Ампера, опыт Фарадея, явление самоиндукции.
Описание опытов
Опыт
Работа сил Ампера. Под действием силы Ампера проводник перемещается в ту или другую сторону в зависимости от направления силы тока, и, следовательно, сила совершает работу.
Опыт Самоиндукция.
Две лампочки соединены с источником тока, одна через реостат, другая через катушку индуктивности. При замыкании ключа видно, что лампочка, подключенная через реостат, зажигается раньше. Лампочка, подключенная через катушку индуктивности, зажигается позже, поскольку в катушке возникает ЭДС самоиндукции, которая препятствует изменению силы тока. Если часто замыкать и размыкать цепь, то лампочка, подключенная через катушку индуктивности не успевает загораться.

Опыт.
Сила Ампера. При пропускании тока через проводник, находящийся в магнитном поле на него действует сила направленная перпендикулярно силовым линиям магнитного поля. Когда изменяют направление силы тока, направление силы меняется на противоположное.
F=IBlsin
Опыт_Фарадея. При внесении магнита в катушку, соединенную с амперметром в цепи возникает индукционный ток. При удалении так же возникает индукционный ток, но другого направления. Видно, что индукционный ток зависит от направления движения магнита, и каким полюсом он вносится. Сила тока зависит от скорости движения магнита.

Приложение 4
Рекомендации по выполнению физического диктанта.
Физический диктант, рассчитан на 8-10 минут, предназначен для оценивания знаний по «МАГНИТНОЕ ПОЛЕ. ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ ИНДУКЦИЯ»
Физический диктант состоит из 10 основных физических терминов, явлений, формул, и 10 вопросов к ним.
(Студент сам выбирает верный, на его взгляд, ответ и ставит номер своего ответа напротив номера вопроса)
I ВАРИАНТ
Вопрос Ответ
1 МАЙКЛ ФАРАДЕЙ №__
2 АМПЕР №__
3 ИНДУКТИВНОСТЬ №__
4 МАГНИТНАЯ ИНДУКЦИЯ №__
5 СИЛА ЛОРЕНЦА №__
6 САМОИНДУКЦИЯ №__
7 МАГНИТНОЕ ПОЛЕ №__
8 СОЛЕНОИД №__
9 ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ ИНДУКЦИЯ №__
10 ИНДУКЦИОННЫЙ ТОК №__
II ВАРИАНТ
Вопрос Ответ
1 ИНДУКЦИОННЫЙ ТОК №__
2 ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ ИНДУКЦИЯ №__
3 СОЛЕНОИД №__
4 МАГНИТНОЕ ПОЛЕ №__
5 САМОИНДУКЦИЯ №__
6 СИЛА ЛОРЕНЦА №__
7 МАГНИТНАЯ ИНДУКЦИЯ №__
8 ИНДУКТИВНОСТЬ №__
9 АМПЕР №__
10 МАЙКЛ ФАРАДЕЙ №__
ВОПРОСЫ К ФИЗИЧЕСКОМУ ДИКТАНТУ

Цели урока:

  1. Проверка и закрепление знаний учащихся по данной теме.
  2. Развитие навыков систематизации знаний.
  3. Воспитание чувства ответственности за свою учёбу.

Оборудование:

  1. Керамические магниты.
  2. Прибор Ленца.
  3. Гальванометр, катушка, дугообразный магнит.
  4. Генератор переменного тока.
  5. Конструктор “Геомаг”.
  6. Дидактические материалы “А.Е. Марон 11 класс”.
  7. Диск “Уроки Кирилла и Мефодия” 10 класс уроки № 28-31.

Ход урока

I. Приветствие, ознакомление с планом урока.

1. Здравствуйте ребята, сегодня у нас пройдёт обобщающий урок по теме “Магнитное поле. Электромагнитная индукция”. На уроке присутствуют гости, это учителя физики нашего района. У них тоже есть такие же прекрасные ученики как вы, они будут волноваться и переживать за вас, поэтому давайте будем отвечать спокойно и уверенно.

2. Ребята, в конце сегодняшнего урока вы все получите оценки. Эта оценка будет выводиться из среднего арифметического из трёх оценок, которые вы должны получить в течении урока. Первую оценку вы получите за рассказ правила или объяснение формулы. Вторую оценку вы заработаете за решение задачи у доски или объяснение опытов, которые буду демонстрировать я и которые вы увидите на экране. Третью оценку вы получите за тесты, в которых будет по три задания.

3. Ребята, прежде чем начать работу, давайте вспомним что мы на сегодняшний день знаем о самых обыкновенных магнитах?

Ответ: Магнит в переводе означает “любящий камень”, издавна магнитом лечили людей, магнитам предписывали душу, у магнита есть два полюса.

II. Проверка знаний.

1. Рассказ правил и объяснение формул. (Они заранее записаны на доске)

Правила: буравчика, левой руки, Ленца

Определение: явления электромагнитной индукции, самоиндукции

Fa=B|I| L sin a
Fл=|q|vB sin a
Ф=BS cos a
E=vBL sin a
Eis=-L I/t
Wm=LI * I/2

3. На доске чертежи к задачам – учащиеся выходят по одному и находят неизвестную величину.

4. Учитель показывает опыты, ребята объясняют (на предыдущих уроках они эти опыты уже видели)

а) с керамическими магнитами – взаимодействие магнитов;
б) прибор Ленца – явление электромагнитной индукции;
в) гальванометр, катушка, магнит – появление переменного электрического тока;
г) генератор – загорание лампочки.

5. На экране демонстрируется кадры, учащиеся объясняют о чем они говорят

6. Вопрос: что общего между самоиндукцией и инерцией?
7. Какое наше изученное правило напоминает следующая картинка? Смотрите приложение 1
8. Работа с тестами из дидактического материала.

1 2 3
В - 1 В А А
В - 2 В Б Б

Через 5 минут показываю правильные ответы, шкалу оценивания.

III. Подведение итогов.

  1. Выставляем себе оценки, выводим среднее арифметическое.
  2. Сдаём листочки с оценками.

IV. Обобщение урока, благодарность учащимся за хорошую работу.

VI. Задание на дом:

Приготовить сообщение о применении всех сил и явлении, которые мы сегодня повторили в современной технике.

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Крым «Джанкойский профессиональный техникум »

Разработка открытого урока

по физике

Обобщение и систематизация знаний по теме:

«Магнитное поле. Электромагнитная индукция»

Разработал: преподаватель физики

Ашимова Г.А.

2016

Тема урока: Обобщение и систематизация знаний по теме: «Магнитное поле. Электромагнитная индукция»

Цели урока:

Образовательные : повторить, обобщить и систематизировать знания теме: «Магнитное поле. Электромагнитная индукция»; способствовать совершенствованию ранее полученных знаний

Развивающие : способствовать развитию познавательного интереса, мыслительной деятельности и творческих способностей обучающихся; способствовать развитию памяти, логического мышления, внимательности, умений определять и объяснять понятия, анализировать и обобщать, относиться критически к своим ответам и ответам товарищей, а также способности использовать теоретические знания при решении задач.

Воспитательные : содействовать воспитанию чувства ответственности, самостоятельности, добросовестности, максимальной трудоспособности, воспитание умения работать в коллективе, умения слушать своих товарищей и делать вывод, воспитание положительной мотивации получения знаний, их практической направленности.

Тип урока : урок обобщения и систематизации знаний.

Форма урока : интеллектуальная игра «Покорение на Вершины Знаний»

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Формы обучения: групповая форма обучения и индивидуальная форма обучения.

Элементы образовательных технологий:

    информационно-коммуникационные технологии,

    технология проблемного обучения,

    технология уровневой дифференциации,

    игровые технологии.

ТСО, раздаточный материал: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация урока, видеоролики опытов: «Сила Ампера», «Работа силы Ампера» «Опыт Фарадея», «Явление самоиндукции»; раздаточный дидактический материал.

Технологическая карта урока

Этап урока

Задачи этапа

Формы организа-ции учебной деятель-ности

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

I . Организационный момент

Создать у обучающихся рабочий настрой и обеспечить деловую обстановку на уроке.

Приветствует, проверяет готовность к уроку, осуществляет мотивацию учебной работы, сообщает тему урока и план работы.

Приветствуют преподавателя, знакомятся с раздаточным материалом на столах. Студенты самостоятельно формулируют цели урока (Приложение №1-Лист самооценки)

II . Повторение и обобщение знаний

1 этап – «Разминка».

Актуализация опорных знаний Тестирование (Приложение №2)

Самоконтроль знаний

Повторить ранее полученные знания о магнитном поле и электромагнитной индукции.

Индиви-дуальная

Демонстрирует на слайдах презентации вопросы к тестовым заданиям, комментирует задания, поясняет, объявляет критерии оценок.

После ответов студентов, объявляет правильные ответы, подводит итоги.

Обучающиеся отвечают на вопросы теста. Затем выставляют себе оценку в лист самооценки

Критерии выставления баллов

За каждые 4 правильных ответа выставляется 1 балл, максимум-5 баллов

2 этап – «Объясни опыт ». (Приложение №3)

Повторить, углубить и осмыслить ранее изученный материал, выделить опорные знания в данной теме. Научить находить причинно-следственные связи, делать выводы

Индиви-дуальная

Демонстрируются видео-ролики – «Сила Ампера», « Работа силы Ампера », «Опыт Фарадея», «Явления самоиндукции»

Разъясняет цель работы , задает вопросы обращает внимание обучающихся на главные выводы, законы, подводит студентов к осмыслению практического применения полученных знаний, оценивает ответы.

Вопросы:

    Что такое сила Ампера?

    Как определить направление силы Ампера?

    Как определить работу силы Ампера?

    Что называется электромагнитной индукцией?

    Условия возникновения индукционного тока.

    Определение самоиндукции.

    Почему не сразу прекращается свечение лампочки после выключения цепи .

    Почему одна из ламп зажигается позднее другой?

    Где на практике используют данные явления?

Обучающиеся объясняют опыт и отвечают на дополнительные вопросы.

За правильный ответ – 1 балл.

3этап – Физический диктант (Приложение №4)

Повторить основные понятия, величины по данной теме

Индиви-дуальная , парная

Предлагает студентам ответить на вопросы. Задание и регламент времени повторяются дважды. После записи ответов учащимся предлагается проверить выполнение задания.

Обучающимся предлагается поднять руки – тем, кто получил отметки «5», затем «4», «3» и у кого прочерки. Таким образом, преподаватель выясняет уровень выполнения учащимися диктанта.

Отвечают на вопросы физического диктанта, осуществляют взаимопроверку, выставляют свою оценку в лист самооценки.

Для этого обучающиеся меняются тетрадями с соседом по парте, раздаются листы с правильными ответами, далее ставят на полях «+», если ответ правильный и «-», если ответ неправильный.

Критерии оценок:

За 9-10 правильных ответов – оценка «5» За 7-8 правильных ответов – оценка «4» За 5-6 правильных ответов – оценка «3» Менее 5 правильных ответов – оценка «2 »

4 этап - «Найди ошибку!»

Работа в группах

Повторить основные формулы по изученной теме

Группо-вая

Раздает группам задание, объясняет порядок выполнения, оценивает ответы студентов.

На доске записана серия формул. Группам выдаются листы с формулами. В четырех из пяти формул допущены ошибки. Задача обучающихся - найти ошибки, указать на правильную запись формулы.

Регламент времени-5 минут

Затем группа выходит к доске, по очереди указывает на ошибки или утверждают, что формула записана верно. Группа зарабатывает столько баллов, сколько будет правильных ответов. Студенты выставляют оценки в лист контроля знаний.

5этап – Решение задач - ( Приложение №5 ).

На доске выражение: Знать физику – значит уметь решать задачи. (Энрико Ферми)

Группы получают дифференцированные задания.

Группы имеют право выбора задания

Повторить применение основных законов по данной теме при решении задач.

Группо-вая

Формулирует цель данного этапа, мотивирует деятельность обучающихся по решению задач, объясняет выбор типа задач, проверяет правильность решения и оформления задач, подводит итоги.

Самостоятельно решают задачи в тетрадях. Затем один из студентов выходит к доске и записывает решение выбранной задачи.

Обучающиеся выставляют оценки в лист контроля знаний.

III . Итог урока.

П одвести итог урока, оценить работу

Индиви-дуальная

Осуществляет указания по подсчёту средней оценки и подводит итоги работы обучающихся и урока.

Студенты подсчитывают средний балл за урок и сдают лист контроля преподавателю.

Выставление оценок за урок.

Критерии оценок:

«5»- 24,25 баллов

«4»- 20-23 баллов

«3»- 15-19 баллов

«2»- менее 15 баллов

IV .Домашнее задание:

(Приложение №6)

Объявляет домашнее задание:

    Составить кроссворд по теме: «Магнитное поле. Электромагнитная индукция».

    Заполнить таблицу: «Сравнительные характеристики свойств магнитного и электрического полей» (Приложение №6)

Записывают домашнее задание в тетради

Рефлексия (Приложение №7)

Провести рефлексию, оценить свое настроение

Индиви-дуальная

Предлагает обучающимся провести рефлексию (мотивации и способов деятельности) – Установить флажки на плакате с изображением горы «Вершина знаний»

Анализируют и оценивают свою работу на уроке. Прикрепляют флажки на плакате с изображением горы «Вершина знаний»

Приложение №1

Лист оценивания

Ф.И. студента

Этапы урока; способ оценки

Индивидуальная работа

Работа в группах

    Разминка (тестирование)

(самоконтроль )

(максимум- 5 баллов)

2. Объясни опыт

(оценивает

преподаватель)

( максимум- 5 баллов )

3. Физический

диктант

(взаимоконтроль)

( максимум- 5 баллов)

4. «Найди ошибку»

(оценивает преподаватель )

( максимум- 5 балла)

5. Решение задач

(оценивает преподаватель

( максимум- 5 баллов)

Общий

балл

Оценка за урок

Критерии оценок:

«5»- 24,25 баллов

«4»- 20-23 баллов

«3»- 15-19 баллов

«2»- менее 15 баллов.

Приложение 2

Тест по теме: «Магнитное поле. Электромагнитная индукция»

1. Что является источником магнитного поля?

А) неподвижная заряженная частица; В ) любое заряженное тело;
С ) любое движущееся тело; D ) движущаяся заряженная частица.
2. Что является основной характеристикой магнитного поля?
А) магнитный поток;
B ) сила Ампера;

C ) сила Лоренца; D ) вектор магнитной индукции.

3. Выберете формулу для расчета модуля вектора магнитной индукции.
А) ;
B ) ; C ) ; D ) .

4. Укажите направление вектора магнитной индукции поля в точке А, находящейся на оси кругового тока. (рис. 1).

рис.1

А) вправо; B ) влево; C ) к нам; D ) от нас; E ) вверх; F ) вниз.
5. Выберете формулу модуля вектора силы Ампера.
А);
B ) ; C ) ; D ) .

6. На рис.2 стрелкой указано направление тока в проводнике, расположенного между полюсами магнита. В каком направлении будет двигаться проводник?

рис.2

А) вправо; B ) влево; C ) к нам; D ) от нас; E ) вверх; F ) вниз.
7. Как действует сила Лоренца на покоящуюся частицу?
А) действует перпендикулярно вектору магнитной индукции;
B ) действует параллельно вектору магнитной индукции;
C ) не действует.
8. В какой точке рисунка (см. рис. 3) магнитное поле тока, протекающего по проводнику МN, действует на магнитную стрелку с наименьшей силой?

рис.3

А) В точке А; B ) В точке Б; C )В точке В.

9.Как взаимодействуют два параллельных проводника, если электрический ток в них протекает в противоположных направлениях?

А) Сила взаимодействия равна нулю.

В)Проводники притягиваются.

С) Проводники отталкиваются.

10. Как взаимодействуют две катушки (см. рис. 4) при прохождении по ним токов указанных направлений?

рис.4

А) притягиваются; B ) отталкиваются; C ) не взаимодействуют.
11. Как называется явление возникновения электрического тока в замкнутом контуре при изменении магнитного потока через контур?

А) Электростатическая индукция. B ) Явление намагничивания.

С) Самоиндукция D )Электролиз. Е) Электромагнитная индукция.

12. Кто открыл явление электромагнитной индукции?

А) X . Эрстед. B )Ш. Кулон. C ) А. Вольта.

D ) А. Ампер. E ) М. Фарадей. F ) Д. Максвелл.

13.Как называется физическая величина, равная произведению модуля В индукции магнитного поля на площадь S поверхности, пронизываемой магнитным полем, и косинус
угла а между вектором В индукции и нормалью п к этой поверхности?

А) Индуктивность. B ) Магнитный поток. C ) Магнитная индукция.

D ) Самоиндукция. E ) Энергия магнитного поля.

14. Каким из приведенных ниже выражений определяется ЭДС индукции в замкнутом контуре?

A ) B ) C ) D ) E )

15. При вдвигании полосового магнита в металлическое кольцо и выдвигании из него в кольце возникает индукционный ток. Этот ток создает магнитное поле. Каким полюсом обращено магнитное поле тока в кольце к: 1) вдвигаемому северному полюсу магнита и 2) выдвигаемому северному полюсу магнита.

A) 1 - северным, 2 - северным. B ) 1 - южным, 2 - южным.

C ) 1 - южным, 2 - северным. D ) 1 - северным, 2 - южным.

16. Единицей измерения какой физической величины является 1 Вебер?

А)Индукции магнитного поля. B )Электроемкости.

C )Самоиндукции. D ) Магнитного потока. E ) Индуктивности.

17. Как называется единица измерения индуктивности?

А) Тесла. B ) Вебер. C )Гаусс. D ) Фарад. E ) Генри.

18. Каким выражением определяется связь энергии магнитного потока в контуре с индуктивностью L контура и силой тока I в контуре?

А). B ). C ) LI 2 , D ) LI

19 . Возникающий в замкнутом контуре индукционный ток своим магнитным полем противодействует тому изменению магнитного потока, которым он был вызван, – это …

А) Правило правой руки. B ) Правило левой руки.

C ) Правило буравчика. D ) Правило Ленца.

20 . Две одинаковые лампы включены в цепь источника постоянного тока, первая последовательно с резистором, вторая последовательно с катушкой. В какой из ламп (рис. 5) сила тока при замыкании ключа К достигнет максимального значения позже другой?

рис. 5

А) В первой.

B ) Во второй.

C ) В первой и второй одновременно.

D ) В первой, если сопротивление резистора больше сопротивления катушки.

E ) Во второй, если сопротивление катушки больше сопротивления резистора.

Приложение № 3

Задание «Объясни опыт»

Видеоролики опытов: сила Ампера, работа сил Ампера, опыт Фарадея, явление самоиндукции.

Описание опытов

Опыт

Работа сил Ампера.

Под действием силы Ампера проводник перемещается в ту или другую сторону в зависимости от направления силы тока, и, следовательно, сила совершает работу.

Опыт Самоиндукция.

Две лампочки соединены с источником тока, одна через реостат, другая через катушку индуктивности. При замыкании ключа видно, что лампочка, подключенная через реостат, зажигается раньше. Лампочка, подключенная через катушку индуктивности, зажигается позже, поскольку в катушке возникает ЭДС самоиндукции, которая препятствует изменению силы тока. Если часто замыкать и размыкать цепь, то лампочка, подключенная через катушку индуктивности не успевает загораться.

Опыт.

Сила Ампера.

При пропускании тока через проводник, находящийся в магнитном поле на него действует сила направленная перпендикулярно силовым линиям магнитного поля. Когда изменяют направление силы тока, направление силы меняется на противоположное.

F = IBlsin

Опыт_Фарадея.

При внесении магнита в катушку, соединенную с амперметром в цепи возникает индукционный ток. При удалении так же возникает индукционный ток, но другого направления. Видно, что индукционный ток зависит от направления движения магнита, и каким полюсом он вносится. Сила тока зависит от скорости движения магнита.

Приложение 4

Физический диктант, рассчитан на 8-10 минут, предназначен для оценивания знаний по «МАГНИТНОЕ ПОЛЕ. ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ ИНДУКЦИЯ»

Физический диктант состо и т из 10 основных физических терминов, явлений, формул, и 10 вопросов к ним.

(Студент сам выбирает верный, на его взгляд, ответ и ставит номер своего ответа напротив номера вопроса)

I ВАРИАНТ

Вопрос

Ответ

1

МАЙКЛ ФАРАДЕЙ

__

2

АМПЕР

__

3

ИНДУКТИВНОСТЬ

__

4

МАГНИТНАЯ ИНДУКЦИЯ

__

5

СИЛА ЛОРЕНЦА

__

6

САМОИНДУКЦИЯ

__

7

МАГНИТНОЕ ПОЛЕ

__

8

СОЛЕНОИД

__

9

ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ ИНДУКЦИЯ

__

10

ИНДУКЦИОННЫЙ ТОК

__

II ВАРИАНТ

Вопрос

Ответ

1

ИНДУКЦИОННЫЙ ТОК

__

2

ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ ИНДУКЦИЯ

__

3

СОЛЕНОИД

__

4

МАГНИТНОЕ ПОЛЕ

__

5

САМОИНДУКЦИЯ

__

6

СИЛА ЛОРЕНЦА

__

7

МАГНИТНАЯ ИНДУКЦИЯ

__

8

ИНДУКТИВНОСТЬ

__

9

АМПЕР

__

10

МАЙКЛ ФАРАДЕЙ

__

ВОПРОСЫ К ФИЗИЧЕСКОМУ ДИКТАНТУ

Обобщающий урок:

«Электромагнитная

индукция»

Холмогорова А.А.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Актуализация знаний

Исследовательская работа.

Рефлексия.

1. Понравился ли тебе урок?

Приложение.

1.

5. Подведение итогов.

Рефлексия.

1. Понравился ли тебе урок?

2.Какие моменты урока считаешь наиболее интересными?

3.Какие трудности испытывал на уроке?

4.Замечания и предложения на будущее.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по физике в 11 классе.

Обобщающий урок:

«Электромагнитная

индукция»

Разработала учитель физики Сокольчинской СОШ №3

Холмогорова А.А.

Организационная структура урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Актуализация знаний

Формулирует вопросы, актуализирующие опорные знания по теме урока.

1.В чем заключается явление электромагнитной индукции? Кем и когда было открыто это явление?

2.По рисунку определите направление индукционного тока в проводнике

3.Сформулируйте за кон электромагнитной индукции.

4.Какую силу называют силой Лоренца? Как определить ее направление?

5.На рисунке изображен замкнутый проводник, движущийся в однородном магнитном поле. Определить направление индукционного тока.

6.В чем заключается явление самоиндукции?

7.В каких единицах выражается индуктивность?(После ответа можно рассказать историю почему писатель взял псевдоним О Генри)

8.Записать формулу для нахождения энергии магнитного поля тока.

Включаются в деловой ритм урока, отвечают на вопросы, делают записи.

Один ученик у доски, остальные в тетради определяют направление индукционного тока.

Записывают формулу, дают определение.

По правилу находят направление.

1 Гн

Исследовательская работа.

Учитель предлагает рассмотреть компьютерные модели. См. приложение.

Изучают компьютерную модель, используя диск «Открытая физика часть2». Делают выводы и отвечают на вопросы в приложении.

Контроль и самопроверка знаний.

Учитель предлагает проверить знания учащихся по данной теме с помощью теста из «Открытой физики часть 2» «Электромагнитная индукция»

Проверяют свои знания в форме компьютерного тестирования. Получают информацию о реальных результатах учения.

Рефлексия.

Учитель мобилизирует учащихся на оценку своей деятельности во время урока.

Осмысливают свою деятельность на уроке, проводят самооценку своих результатов. Отвечают на вопросы:

1. Понравился ли тебе урок?

2.Какие моменты урока считаешь наиболее интересными?

3.Какие трудности испытывал на уроке?

4.Замечания и предложения на будущее.

Приложение.

  1. Откройте в разделе электромагнитная индукция окно с изображением схемы движения проводника в однородном магнитном поле.

Нажмите кнопку старт. Пронаблюдайте, как изменяется магнитный поток, за какое время прошло это изменение. Запишите формулу для вычисления ЭДС индукции. Вычисли ЭДС и сравни полученный результат с данным.

На данном рисунке определи направление индукционного тока и запиши.

2. Открой окно модели опыт Фарадея1.

Опускайте и поднимайте магнит сначала медленно затем быстро. Тоже самое проделайте с катушкой. В каком случае магнитный поток изменяется быстрее? Сделай вывод.

3. Открой окно модели опыт Фарадея2. Рассмотрите модель.

Как меняется ток при замыкании и размыкании первичной обмотки? Почему в индикаторной катушке наблюдается краткий импульс тока?

4. Открой тест из раздела «Электромагнитная индукция». Ответы на вопросы запиши в тетрадь, необходимые вычисления делай тоже в тетради. Обоснуй свои ответы.

5. Подведение итогов.

Ответь на следующие вопросы:

Рефлексия.

1. Понравился ли тебе урок?

2.Какие моменты урока считаешь наиболее интересными?

3.Какие трудности испытывал на уроке?

4.Замечания и предложения на будущее.


Вверх