Краткая характеристика курса умк перспектива. «Перспектива». Еще одна программа обучения в начальной школе. Программа «Перспектива» совпадает с фгос По пунктам Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования

(Система учебников «Перспектива» успешно прошла федеральную экспертизу на соответствие ФГОС НОО 2009г., получила положительные отзывы Российской академии наук (РАН) и Российской академии образования (РАО).

Все учебники системы «Перспектива» входят в Федеральные перечни учебников, рекомендованных или допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год.)

УМК программы «Перспектива» создан на концептуальной основе, отражающей современные достижения в области психологии и педагогики, с сохранением при этом тесной связи с лучшими традициями классического школьного образования России. При создании УМК учтены не только современные требования общества, но и культурно-историческая перспектива его развития. Программа Перспектива обеспечивает доступность знаний и качественное усвоение материала, всестороннее развитие личности младшего школьника с учетом его возрастных особенностей, интересов и потребностей. Учебно-методический комплекс учебников «Перспектива» создавался коллективом ученых и педагогов Российской академии наук, Российской академии образования, Федерального института развития образования в тесном сотрудничестве с издательством «Просвещение».

Уникальность комплекта для начальной школы «Перспектива» в том, что он создавался параллельно с разработкой Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Первые учебники и учебные пособия комплекта «Перспектива» начали выпускаться с 2006 года. В работе над комплектом «Перспектива» совместно с издательством «Просвещение» принимают участие ученые РАО, РАН, методисты и педагоги. Основополагающими принципами комплекта являются: гуманистический, принцип историзма, коммуникативный и принцип творческой активности. Такой принципиальный подход позволяет организовать процесс обучения с одной стороны под цель, направленную на получение знаний в соответствии с требованиями нового стандарта, с другой стороны как средство формирования универсальных учебных умений и личностных качеств, т.е. развитие и воспитание ребенка.

Идеологической основой системы учебников «Перспектива» является «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», направленная на формирование у подрастающего поколения системы ценностей гуманизма, созидания, саморазвития, нравственности как основы успешной самореализации школьника в жизни и труде и как условия безопасности и процветания страны.

Дидактической основой системы учебников «Перспектива» является дидактическая система деятельностного метода (Л.Г. Петерсон), синтезирующая на основе методологического системно-деятельностного подхода неконфликтующие между собой идеи из современных концепций развивающего образования с позиций преемственности научных взглядов с традиционной школой (Заключение РАО от 14.07.2006 года, Премия Президента РФ в области образования за 2002 год).

Методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход. Именно системно-деятельностный подход, заложенный в основу комплекта «Перспектива», позволяет ориентировать педагога на достижение личностных и метапредметных результатов обучения младших школьников.

Достижению указанных результатов способствует тематическое единство всех предметных линий комплекта, выраженных в следующих тезисах:

- «Я в мире и мир во мне»: важно, чтобы обучение способствовало построению образа «Я», которое включает в себя самопознание, саморазвитие и самооценку, формирование гражданской идентичности личности, принятие и осмысление нравственных и культурных ценностей, правил взаимодействия с окружающим миром.

- «Хочу учиться!»: ребенок часто задает вопрос «почему?», ему интересно знать все и обо всем. Наша задача сохранить этот интерес и при этом научить ребенка самостоятельно находить ответы, планировать свою деятельность и доводить ее до конца, оценивать результат, исправлять ошибки и ставить новые цели.

- «Я общаюсь, значит, я учусь»: процесс обучения невозможен без общения. Нам кажется чрезвычайно важным строить процесс обучения как совершенствование субъект-субъектного и субъект-объектного общения, то есть, во-первых, учить ребенка свободно вести конструктивный диалог, слушать и слышать собеседника, а во-вторых, формировать информационную культуру - находить необходимые источники знаний учить получать информацию из различных источников, анализировать ее, и, конечно, работать с книгой.

- «В здоровом теле здоровый дух!»: здесь важно и сохранить здоровье учеников в процессе обучения, и научить детей самим заботиться о здоровье, понимая, что здоровье – это не только физическая, но и духовная ценность. В этой связи, в понятие здоровье включены не только правила гигиены и правила безопасного поведения, но и определенные ценностные установки: умение сопереживать, сочувствовать, заботиться о себе, о природе, об окружающих людях, беречь и чтить то, что ими создано.

Заявленные тезисы авторы комплекта «Перспектива» раскрывают через тематические направления: «Моя семья - мой мир», «Моя страна - мое Отечество», «Природа и культура - среда нашей жизни», «Моя планета - Земля», которые интегрируют учебный материал разных предметов и позволяют эффективнее формировать у ребенка целостную картину мира.

Еще одно преимущество обучения по УМК «Перспектива» в том, что, система построения учебного материала позволяет каждому ученику поддерживать и развивать интерес к открытию и изучению нового. В учебниках задания предлагаются в такой форме, чтобы познавательная активность, познавательный интерес и любознательность ребенка переросли в потребность изучать новое, самостоятельно учиться. Ученик на каждом уроке, как бы, приоткрывает для себя содержание будущих тем. Обучение строится по диалектическому принципу, когда введение новых понятий и идей, первоначально представленных в наглядно-образной форме или в виде проблемной ситуации, предшествует их последующему детальному изучению. Каждый учебник снабжен системой заданий, направленных на развитие как логического, так и образного мышления ребенка, его воображения, интуиции. В учебниках системно выстроен теоретический материал, к которому предложены практические, исследовательские и творческие задания, позволяющие активизировать деятельность ребенка, применять полученные знания в практической деятельности, создавать условия для реализации творческого потенциала ученика.

Следующая особенность УМК «Перспектива» в контексте его соответствия требованиям ФГОС - это большие возможности для решения воспитательных задач. Реализация в УМК Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России направлена на формирование ценностного мировоззрения, воспитание и становление нравственной позиции личности младшего школьника. Эти задачи педагог решает в процессе обсуждения системы вопросов, проблемных и практических ситуаций, текстов, направленных на воспитание самых добрых чувств, любви и интереса к своей семье, малой и большой Родине, традициям и обычаям народов, проживающих на территории России, их культурному и историческому наследию.

Основой информационно-образовательной среды для начальной школы являются завершенные предметные линии системы учебников «Перспектива». Учебники эффективно дополняют рабочие и творческие тетради, словари, книги для чтения, методические рекомендации для учителей, дидактические материалы, мультимедийные приложения (DVD-видео; DVD-диски со сценариями уроков, реализующих деятельностный метод обучения; CD-ROM диски; презентационные материалы для мультимедийных проекторов; программное обеспечение для интерактивной доски и др.), Интернет-поддержка и другие ресурсы по всем предметным областям учебного плана ФГОС (ФГОС, раздел III, п.19.3.). Все это позволяет организовывать различные виды деятельности учащихся, эффективно использовать современные методы и технологии организации учебно-воспитательной работы.

Еще одной отличительной чертой системы учебников «Перспектива», обеспечивающей ему статус ядра информационно-образовательной среды для начальной школы, является разработанная специальная система навигации, позволяющая ученику ориентироваться как внутри УМК, так и выходить за его рамки в поисках других источников информации. Таким образом, система учебников «Перспектива» интегрирована в единую идеологическую, дидактическую и методическую систему, помогающую учителю обеспечивать требования современного образовательного процесса, определяемые ФГОС.

Для УМК «Перспектива» разработано новое методическое сопровождение - «Технологические карты», помогающие учителю реализовывать требования ФГОС в образовательном процессе. «Технологические карты» - это новый методический инструментарий, обеспечивающий учителю качественное преподавание нового учебного курса путем перехода от планирования урока к проектированию изучения темы. В «Технологических картах» определены задачи, планируемые результаты (личностные и метапредметные), указаны возможные межпредметные связи, предложен алгоритм прохождения темы и диагностические работы (промежуточные и итоговые) для определения уровня освоения темы учащимися. Карты размещены на сайте издательства «Просвещение» в разделе ««Перспектива» учителям». Кроме того, для учителей и родителей разработаны дополнительные интернет-ресурсы, включающие разработки уроков, статьи и комментарии, консультативную поддержку учителей и родителей (на вопросы родителей и учителей отвечают психологи, учителя, авторы).

Для того чтобы обеспечить эффективность использования системы учебников «Перспектива» в практической деятельности учителей, построена многоуровневая система повышения квалификации педагогов разных категорий (учителей начальной и средней школы, воспитателей дошкольных образовательных учреждений, завучей, директоров, методистов, преподавателей педколледжей и педвузов, психологов и др.), создающая условия для поэтапного освоения ими педагогических инструментов деятельностного обучения как на федеральном уровне (в Центре системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» АПК и ППРО), так и в регионах на основе принципа сетевого взаимодействия.

Созданные механизмы повышения качества работы педагогов в соответствии с требованиями ФГОС на единых идеологических, дидактических и методических основаниях открывает перспективу для реального перехода школы к реализации поставленных новых целей и ценностей образования и построения единого образовательного пространства обучения, воспитания и здоровьесбережения школьников.

Учебно-методический комплекс «Перспектива» (УМК «Перспектива») предлагает вариант эффективных, инструментальных ответов на эти и многие другие вопросы, основанных на объединении ресурсов, накопленных в последние десятилетия, с одной стороны, в российской методологической и педагогической научных школах (РАГС, РАО, АПК и ППРО) и реализованных в дидактической системе деятельностного метода обучения «Школа 2000...» (Л.Г. Петерсон), а с другой стороны — в специально разработанном в соответствии с требованиями ФГОС научно-методическом комплексе завершённых предметных линий учебников «Перспектива», позволяющем создать в классе и школе современную информационно-образовательную среду, адекватную целевым установкам концепции «Наша новая школа».

В чём новизна этого подхода? Какие преимущества он даёт по сравнению с другими подходами?

Прежде всего УМК «Перспектива» даёт чёткий и эффективный ответ на вопрос «Как обучать?». На этапе перехода к новой деятельностной парадигме образования новый деятельностный метод обучения, разработанный Л.Г. Петерсон на основе достижений российской методологической школы (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.), прошёл широкую практическую апробацию, воспринят учителями и доказал свою результативность как с точки зрения реализации ценностей традиционной школы, так и с точки зрения формирования личностных и метапредметных результатов образования ФГОС в их достаточной полноте (формирование универсальных учебных действий и умения учиться в целом).

Предложенные в УМК «Перспектива» принципиально новые дидактические основы организации образовательного процесса деятельностного типа, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, методический потенциал завершённых предметных линий в полном соответствии с учебным планом ФГОС обеспечивают создание здоровье сберегающей, развивающей и воспитывающей информационно-образовательной среды, соответствующей требованиям ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Учебно-методический комплекс «Перспектива» имеет полное программно-методическое обеспечение учебного плана ФГОС (раздел III,п. 19.3) и включает такие новые для начальной школы разделы, как основы духовно-нравственной культуры народов России, информатика, иностранные языки. Таким образом, комплекс «Перспектива» даёт целостный ответ на вопрос «С помощью чего учить?», в полной мере соответствующий требованиям ФГОС к методическому обеспечению образовательного процесса.

ВЕДУЩИЕ ЦЕЛЕВЫЕ УСТАНОВКИ И КОМПОНЕНТЫ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА «ПЕРСПЕКТИВА» В КОНТЕКСТЕ ФГОС

Главной целью учебно-методического комплекса «Перспектива» является создание информационно-образовательной среды, инструментально обеспечивающей включение каждого ребёнка в самостоятельную учебную деятельность, в процессе которой создаются условия для духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и надёжного достижения определённых ФГОС личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования посредством формирования универсальных учебных действий как основы ведущей образовательной компетенции — умения учиться.

Именно формирование у учащихся умения учиться, способностей к само изменению и саморазвитию наиболее эффективно способствует сегодня их духовно-нравственному становлению, освоению научной картины мира, успешному вхождению в культуру и созидательную жизнь общества, самоопределению и самореализации личности (Закон РФ «Об образовании», ст. 14, Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», ФГОС).

Основополагающим ядром УМК «Перспектива» является система учебников. Система учебников «Перспектива» интегрирована в единую идеологическую, дидактическую и методическую систему, помогающую учителю целостно обеспечивать весь комплекс требований к организации современного образовательного процесса, который определён ФГОС как инструмент реализации действующей нормативной базы образования.

Идеологической основой системы учебников «Перспектива» является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, направленная на формирование у подрастающего поколения системы ценностей гуманизма, созидания, саморазвития, нравственности как основы успешной самореализации личности в жизни и труде и как условие безопасности и процветания страны. Реализации задач духовно-нравственного развития и воспитания школьников средствами курсов предметной области «Филология» УМК «Перспектива» также способствует концепция гуманистической школы Л.Ф. Климановой.

Дидактической основой системы учебников «Перспектива» является дидактическая система деятельностного метода Л.Г. Петерсон, синтезирующая на основе системно-деятельностного подхода не конфликтующие между собой идеи из современных концепций развивающего образования с позиций преемственности с традиционной школой (Заключение РАО от 14.07.2006 года, Премия Президента РФ в области образования за 2002 год).

Методической основой системы учебников «Перспектива» является методический инструментарий завершённых предметных линий учебников по всем предметным областям учебного плана ФГОС (ФГОС, раздел III, п. 19.3) и специально разработанная система информационно-образовательных ресурсов, создающая условия для эффективного достижения поставленных перед современным образованием целей и задач (предметное содержание, дидактическое обеспечение, методическое сопровождение и художественно-полиграфическое исполнение).

Все компоненты УМК «Перспектива» прошли широкую практическую апробацию в различных регионах России с положительными результатами, что придаёт решению поставленных перед образованием задач надёжность, системность, прогнозируемость, результативность.

И снова здравствуйте! Не устали от изучения ? Не запутались в их названиях и авторах? Сможете вынести ещё одну? Хочу наконец-то поставить жирную точку в этом вопросе, но не закончив исследование в полной мере, не готова так поступить. Так что мужайтесь: сегодня на обсуждении программа обучения Перспектива.

План урока:

Ещё один традиционный проект

Комплект «Перспектива» относится к традиционной системе обучения в начальной школе, и разрабатывался он в 2006 году во время становления для первой ступени образования.

Учебные материалы были подготовлены по инициативе автора проекта — доктора педагогических наук Людмилы Петерсон совместно с издательством «Просвещение». В «перспективном» проекте приняли участие ученые академий образования и наук, практикующие педагоги и методисты.

Как и положено любому методическому комплекту, используемому в образовательном процессе в школе, «Перспектива» в своём составе имеет всё, что необходимо:

  • азбуку для 1 класса Л.Клемановой и этого же автора русский язык;
  • математику Г.Дорофеева;
  • литературу В.Горецкого;
  • информатику Т.Рудниченко;
  • «окружайку» А.Плешакова;
  • технологию Н.Роговцевой;
  • физкультуру на выбор педагога: или А.Матвеева, или И.Винера;
  • ИЗО Т.Шпикаловой;
  • музыку Е.Критской;
  • основы религии и этики по направлениям разных культур.

«Перспектива» предлагает изучение аж четырёх иностранных языков:

  • английского по стандартной или углублённой программам, а также по курсу «В Фокусе» или «Звёздный»;
  • испанского и немецкого по классической программе;
  • французского либо по курсу «Твой друг…», либо «В перспективе».

Следует отметить, что, как и многие другие учебные комплекты школьных образовательных программ, «Перспективный» столкнулся в 2014 с проблемой получения рекомендаций Минобразования. Под сомнение были поставлены учебники по математике и религии.

В результате математический труд Л.Петерсон «Учусь учиться» был заменён, а материалы по изучению религий в 4-5 классах доработаны. УМК «Перспектива» прошёл необходимые согласования в полном своём составе.

Перспективные цели, или как и чему учит программа

За основу своего образовательного проекта Людмила Петерсон взяла разработанную ею систему деятельностного подхода, за что в своё время получила премию Президента РФ. Сказано мудрёно.

На самом деле всё просто: это очередная попытка объединить в школьном обучении знакомый уже нам развивающийся подход и сложившуюся классику через универсальные умения ставить цели, решать задачи и отвечать за результаты.

Задача такого образования в школе – не дать готовую информацию, а научить ребёнка открывать новые знания самостоятельно. «Слышу – забываю, вижу – запоминаю, делаю – усваиваю», — это, помнится, мы уже с вами проходили.

В результате такой деятельностной методики у учебного комплекта «Перспектива» появилось несколько направлений, вокруг которых вертится весь образовательный «перспективный» процесс:


Все вышеперечисленные направления развития школьника воплотили идеи авторов в тематических учебных материалах: «Моя планета – Земля», «Моя страна – моё Отечество», «Моя семья – мой мир», «Природа и культура – среда нашей жизни».

«За» и «против» перспективного обучения

Отзывов по «Перспективе» на самом деле не так много, но для себя отметила, что совсем категоричной критики, как в других образовательных программах, например в , немного.

«…не понравились прописи: первоклашкам проблематично после написания от линии до линии определиться впоследствии в тетради с размером букв: заглавную и прописную пишут одинаково…»,

«…математика сначала изучает таблицу умножения, не дав понятия чисел до 100…»,

«…как научить грамоте детей, если в «Азбуке» есть ошибки?»,

«…упражнения в учебниках не соответствуют темам…».

А вот учебники для последующих 3 и 4 классов педагогам вполне подходят:

«…интересный окружающий мир, но часто требуется помощь родителей…»,

«…математика рассчитана на разных детей: слабым и сильным одновременно интересно работать, хорошо представлены задачи, одна тема предполагает их решение от 4 до 6 штук за урок, сильные дети могут попробовать свои силы в решении олимпиадных заданий…».

Мнения родителей представлены сухо и в двух словах сводятся к тому, что по письму детям в 1 классе задают очень мало, хотелось бы побольше, а математика Дорофеева проста и скучна для тех, кто желал бы овладеть знаниями уровнем повыше.

Больше всего родителей школьников беспокоит преемственность программы при переходе в среднее звено, так как она рассчитана только на начальную школу.

Высказать все «за» и «против» оказалось не так-то просто. Те, кто хотят быть «перспективными», делают, оказывается, это почти неслышно. Такая, скажем, нейтральная программа, не напрашивающаяся на комплименты, но и не подвергающаяся сильным критическим замечаниям.

Возможно, быть «серым кардиналом» не так и плохо, как думаете?

Надеюсь, что я немного помогла вам разобраться со всей сложностью многочисленных образовательных программ для начального обучения. Думаю, на этом можно поставить точку. Прощаюсь с вами, но совсем ненадолго.

Всегда ваша, Евгения Климкович.

Производитель: "Просвещение"

Серия: "Академический школьный учебник"

Концепция учебно-методического комплекса `Перспектива` разрабо тана в соответствии с требованиями Федерального государственного об разовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО). В концепции представлены: особенности реализации в УМК `Перспекти ва`, главная концептуальная идея и основополагающие принципы УМК, завершённые предметные линии учебников, входящие в его состав. От ражены особенности предметного содержания и методического обеспече ния УМК `Перспектива`, направленные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов в соответствии с требованиями ФГОС НОО. ISBN:978-5-09-028533-9

Издательство: "Просвещение" (2013)

Формат: 60x90/16, 96 стр.

ISBN: 978-5-09-028533-9

Купить за 154 грн (только Украина) в

Другие книги схожей тематики:

    Автор Книга Описание Год Цена Тип книги
    Петерсон Л.Г. Концепция учебно-методического комплекта «Перспектива» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО). В… - Просвещение, Перспектива 2013
    115 бумажная книга
    Л. Г. Петерсон, О. А. Железникова Концепция учебно-методического комплекса "Перспектива" разрабо­тана в соответствии с требованиями Федерального государственного об­разовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО). В… - Просвещение, (формат: 60x90/16, 96 стр.) Академический школьный учебник 2013
    149 бумажная книга

    См. также в других словарях:

      ПРОСВЕЩЕНИЕ - (философия) широкое культурное движение в Европе и Сев. Америке кон. 17 18 в., ставившее своей целью распространение идеалов научного знания, политических свобод, общественного прогресса и разоблачение соответствующих предрассудков и суеверий.… … Философская энциклопедия

      Просвещение - 1. Общая характеристика. 2. Идея «естественного человека». 3. Противоположность «цивилизации» и «естественного состояния». 4. «Гражданское общество» и политический идеал Просвещения. 5. Недостатки материализма эпохи Просвещения. 6. Художественный … Литературная энциклопедия

      просвещение - См … Словарь синонимов

      ПРОСВЕЩЕНИЕ - ПРОСВЕЩЕНИЕ, просвещения, мн. нет, ср. Действие по гл. просветить1 просвещать; образование, обучение. «Коммунисты комиссары, работавшие тогда в Красной армии, сыграли решающую роль в деле укрепления армии, в деле ее политического просвещения, в… … Толковый словарь Ушакова

      Просвещение - Просвещение ♦ Lumières Этим словом называют и конкретный исторический период, и заложенные им идеалы. Период – европейский XVIII век. Идеалы – разум, который уже Декарт назвал «естественным светом»; разум, освободившийся от оков богословия и … Философский словарь Спонвиля

      «Просвещение» - «Просвещение», издательское товарищество в 1896—1922 (с перерывами). Основано просветителем Н. С. Цетлиным при финансовой поддержке «Библиографического института Мейера» (Лейпциг). Контора издательства — на Невском проспекте, 50;… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург» - идейное течение 18 сер. 19 вв., основанное на убеждении в решающей роли разума и науки в познании естественного порядка, соответствующего подлинной природе человека и общества. Невежество, мракобесие, религиозный фанатизм просветители считали… …

      ПРОСВЕЩЕНИЕ - издательство (до 1964 Учпедгиз), Москва. Основано в 1931. Выпускает на русском языке учебники и учебные пособия для всех типов общеобразовательных школ и педагогических учебных заведений, методическую литературу, журналы, печатные наглядные… … Большой Энциклопедический словарь

    Начальная школа - важнейший этап в процессе общего образования школьника. За четыре года ему надо не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и научиться учиться – стать «профессиональным учеником».

    Ответственность учителя начальных классов всегда была исключительной, но в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования она существенно возрастает. В этой связи чрезвычайно важным и актуальным является качественное методическое сопровождение образовательного процесса в начальной школе. Поэтому, начиная работу с первым классом, все мы задумываемся, какой выбрать УМК. Я выбрала «Перспективу» и не жалею об этом.

    Учебно-методический комплекс «Перспектива» выпускается в издательстве «Просвещение» с 2006 г., ежегодно пополняясь новыми учебниками. Комплекс создавался параллельно с разработкой ФГОС начального общего образования, требования которого нашли свое теоретическое и практическое воплощение в учебниках УМК «Перспектива».

    УМК «Перспектива» создавался в стенах Федерального института развития образования, который возглавляет заведующий кафедрой психологии личности МГУ, академик А.Г. Асмолов. Думаю, это фамилия известна всем и в комментриях не нуждается.

    Методологической основой нового комплекса является системно-деятельностный подход. СЛАЙД 3 В этой связи в учебниках УМК «Перспектива» задания, направленные на включение детей в деятельность, выстроены в систему, позволяющую строить процесс обучения как двусторонний:

    Обучение как средство формирования универсальных учебных действий и личностных качеств младших школьников

    Обучение как цель - получение знаний в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы ФГОС.

    Ориентацию комплекта на достижение в процессе обучения результата, определенного ФГОС, можно обозначить четырьмя тезисами, которые отражают идеологию УМК «Перспективы». СЛАЙД 4

    «Я в мире и мир во мне»: важно, чтобы обучение способствовало построению образа «Я» (формированию Я-концепции), которая позволяет:

    формировать гражданскую идентичность - чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за благосостояние общества;

    формировать восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», уважение истории и культуры каждого народа

    формировать самоуважение и эмоционально-положительное отношения к себе, критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать;

    Формировать чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;

    осмыслить свои социальные роли, правила взаимодействия с окружающим миром;

    создать условия для самоопределения, смыслообразования;

    научить давать морально-этическую оценку событию, действию, поступку;

    побуждать к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты.

    «Хочу учиться!»: ребенок часто задает вопрос «почему?», ему интересно знать все и обо всем, наша задача сохранить этот интерес, но при этом:

    развивать широкие познавательные интересы, инициативу и любознательность, мотивы познания и творчества;

    формировать целеустремленность и настойчивость в достижении целей, готовность к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

    формировать умение учиться и способность к организации своей деятельности (планировать, корректировать, контролировать и оценивать свою деятельность).

    «Я общаюсь, значит, я учусь» : процесс обучения невозможен без общения. Важно строить процесс обучения на основе субъект-субъектных, а не субъект-объектых общений. Это позволит формировать:

    уважение к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников; готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию, вести конструктивный диалог;

    формировать информационную культуру - учить получать информацию из различных источников, анализировать ее, находить необходимые источники знаний и, конечно, работать с книгой.

    «В здоровом теле здоровый дух!»: важно не только сохранить здоровье в процессе обучения, но и научить детей заботиться о нем.

    формировать установки на здоровый образ жизни;

    формировать нетерпимость и умение противодействовать действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.

    Основной целью УМК «Перспектива» СЛАЙД 5 является всестороннее гармоничное развитие личности (духовно-нравственное, познавательное, эстетическое), реализуемое в процессе усвоения школьных предметных дисциплин.

    Основными задачами УМК «Перспектива» являются: СЛАЙД 6

    Общекультурное развитие - формирование целостной картины мира (образа мира) на основе интеграции культурного опыта в единстве научной и образно-художественной форм познания мира;

    - личностное развитие - формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе; ценностно-нравственное развитие учащегося, определяющее его отношение к социальному миру и миру природы, к самому себе; готовность к личностному выбору и принятию ответственности за него; способность к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; толерантность к мнению и позиции других;

    - познавательное развитие - развитие познавательных мотивов, инициативы и интересов учащегося на основе связи содержания учебного предмета с жизненным опытом и системой ценностей ребенка; гармоничное развитие понятийно-логического и образно-художественного мышления; формирование готовности к действиям в новых, нестандартных ситуациях; развитие творческого потенциала личности;

    - формирование учебной деятельности - формирование умения учиться, самостоятельно приобретать новые знания и умения, организуя процесс усвоения; развитие способности к самосовершенствованию;

    Развитие коммуникативной компетентности - умения организовывать и осуществлять совместную деятельность; осуществлять обмен информацией и межличностное общение, в том числе и умение, понимать партнера

    Людмила Георгиевна ПЕТЕРСОН СЛАЙД 7

    Людмила Георгиевна ПЕТЕРСОН – научный руководитель УМК «Перспектива», автор концепции.

    Людмила Георгиевна Петерсон – доктор педагогических наук, профессор, директор Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» Академии ПК и ППРО, Почетный работник высшего профессионального образования РФ, лауреат Премии Президента РФ в области образования за 2002 год, автор дидактической системы деятельностного метода обучения и действующих учебников математики «Учусь учиться» для дошкольников, начальной и средней школы.

    В течение нескольких десятилетий Л.Г. Петерсон вела разработку нового педагогического инструментария, позволяющего учителю не только обеспечивать высокий уровень математической подготовки детей, но и создавать те надпредметные умения и способности, которые легли в основу современного Стандарта образования.
    Дидактическая система Л.Г. Петерсон положена в основу концепции системы учебников «Перспектива», а курс математики «Учусь учиться» стал его системообразующей частью.

    СЛАЙД 8

    Людмила Федоровна КЛИМАНОВА - хорошо известна как автор статей, пособий, учебников и программ по русскому языку и литературному чтению для начальной школы.

    Ее многолетние исследования в области обучения чтению младших школьников легли в основу авторской программы «Литературное чтение» и серии учебников «Родная речь» для 1-4 классов, которые Климанова разработала совместно с В.Г. Горецким и М.В. Головановой.

    Хорошо известны учебники Людмилы Федоровны «АБВГДейка», «Читалочка», «Рисуй, думай, рассказывай», «Мой алфавит», «Пишу красиво» (в соавторстве с С.Г. Макеевой. Л.Я. Желтовской и др.), по которым уже многие годы с удовольствием обучаются младшие школьники.

    Климанова - автор программы «Введение в словесность» и уникальной системы обучения грамоте на коммуникативно-познавательной основе, которая позволяет формировать элементарные представления о языке, как важнейшем средстве общения и познания окружающего мира.
    Именно эта система легла в основу учебников нового поколения по обучению грамоте, русскому языку и литературному чтению, которые выходят в рамках УМК «Перспектива».

    СЛАЙД 9

    Андрей Анатольевич ПЛЕШАКОВ - известный автор учебников, рабочих тетрадей, тестов и других пособий по окружающему миру: в 90-х годах младшие школьники учились по его «Природоведению», а теперь - по учебникам «Мир вокруг нас».

    А.А. Плешаков написал удивительные книги «Зеленые страницы» - о живой природе и «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики» - о том, как стать добрым Великаном, другом всему живому. Андрей Анатольевич разработал первый в России атлас-определитель для начальной школы «От земли до неба» и курсы для дополнительного образования «Экология для младших школьников» и «Планета загадок».

    В настоящее время Андрей Анатольевич Плешаков вместе с Мариной Юрьевной Новицкой работает над новым поколением учебников по окружающему миру для учебно-методического комплекта «Перспектива» серии «Академический школьный учебник», которые выходят в издательстве «Просвещение».


    Очень интересной частью УМК Перспектива являются технологические карты

    «Технологическая карта» – новый вид методической продукции, обеспечивающей учителю эффективное и качественное освоение нового учебного курса путем перехода от планирования урока к проектированию учебного процесса по темам. В технологической карте дается описание процесса обучения в определенной структуре и в заданной последовательности. СЛАЙД 10

    Технологическая карта позволяет:

    1. реализовать стандарт образования;
    2. понять и в системе применить предложенную технологию по формированию у учащихся универсальных учебных действий;
    3. сформировать целостную картину мира за счет реального использования «межпредметных связей»;
    4. полностью использовать воспитательный потенциал УМК «Перспектива»;
    5. определить уровень раскрытия материала и соотнести его с изучаемым материалом в последующих классах;
    6. реализовывать региональный и школьный материал, основываясь на материале УМК «Перспектива»
    7. реализовать свой творческий потенциал (в технологической карте даются готовые разработки всех тем предметов учебного плана,
    8. педагог освобождается от рутинной непродуктивной работы по подготовке к урокам);
    9. индивидуализировать и дифференцировать учебный процесс .

    Для полноценного и эффективного использования технологических карт необходимо знать ряд принципов и положений, обязательных для работы с ней. Конструирование универсального инструментария (технологической карты) направлено на достижение результатов, заявленных в стандартах второго поколения. СЛАЙД 11 Стандарты отвечают на вопрос: «Чему учить?», технологическая карта – «Как учить », как помочь ребенку эффективно освоить содержание образования, достичь требуемых результатов

    По сравнению с традиционными «методичками» в технологической карте раскрывается тема изучения материала, а не один урок, что дает возможность системно освоить содержание от цели до результата, поставить и решить задачи достижения не только предметных результатов, но и личностных, и метапредметных результатов. СЛАЙД 12

    Технологическая карта включает в себя:

    1. название темы;
    2. число часов, отведенное на ее изучение;
    3. цель освоения учебного содержания;
    4. планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные);
    5. основные понятия темы;
    6. межпредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы);
    7. технологию изучения указанной темы;
    8. систему диагностических заданий, определяющих уровень усвоения материала на каждом этапе его изучения;
    9. контрольные задания по теме, определяющие достижение планируемых результатов в рамах изучения заявленной темы

    Образец технологической карты с комментарием

    Давайте посмотрим, как на конкретных страницах учебников мы можем проследить реализацию определенных УУД

    Первый учебник, который первоклассник берет в руки – это Азбука. СЛАЙД 13 Она состоит из двух частей, оформленных в едином стиле.

    Материал учебника разделен на три части.
    В добукварный период «Давайте знакомится!» формируются представление о понятии «общение», языке как средстве общения, слове как двусторонней единице, вводится знаково-символическая система. В букварный период «Страна АБВГДЕЙка» изучаются звуки и буквы, осваивается слоговое чтение.
    В основу изучения звуков и букв положен принцип частотности. Изучение звуков построено таким образом, что это создает возможность максимально быстро начинать читать. В послебукварный период
    «Про все на свете» совершенствуются навыки слогового чтения, дети учатся работать с текстом, слушать и слышать, интонировать, строить свои высказывания в зависимость от ситуации, составлять свой текст.

    каждая Азбука сопровождается электронным диском

    Отдельно хочется остановиться на условных обозначениях, принятых в учебниках. Во-первых, сразу бросается в глаза, что они созданы в единой системе. Во-вторых, только видя эти обозначения, учитель, а при определенной системе работы с детьми и ученик, может понять, на развитие каких УУД направлено то или иное задание.

    Давайте перелистаем некоторые страницы и увидим, как это все работает. Например, тема ЗНАКИ ГОРОДОВ РОССИИ . Здесь проходит работа над личностными УУД, а именно над самоопределением. Ребенок осознает себя гражданином России, новгородцем. Кроме того, так как представлены гербы разных городов, мы можем сравнить, почему для оформления герба выбраны именно такие изображения, то есть работа идет над развитием универсальных логических действий.

    Тема НА ЧТО КЛАД, КОГДА В СЕМЬЕ ЛАД. Здесь мы опять видим работу над личностными УУД, а именно над нравственно-этической ориентацией. А при работе над пословицами видим значок Сравни , то есть опять развиваем универсальные логические действия.

    И такую направленность на работу над развитием различных УУД мы видим на каждой странице Азбуки.

    Плюсы

    Оформление

    картинки вместо слов

    интересные тексты

    Минусы

    звуко-буквенный разбор

    Очень интересны Прописи в УМК Перспектива. Они состоят из четырех тетрадей. Первая называется РИСУЙ ДУМАЙ РАССАКЗЫВАЙ По ней мы работаем в добукварный период.

    Предназначена она для тренировки мелкой моторики руки и глазомера в качестве подготовительных упражнений к написанию букв. Здесь собраны все необходимые виды работы: разнообразные штриховки (вертикальная, горизонтальная, наклонная, разномерная, разнонаправленная, ломаная), рисование геометрических фигур (квадратов, треугольников, кругов, овалов, дуг), рисование обобщенных абрисов предметов (домиков, снеговиков, мышек, жуков и т.д.), обводка и раскрашивание рисунков, выписывание элементов печатных букв. Но, кроме этой, чисто утилитарной, функции, прописи способствуют развитию пространственного и временного восприятия окружающего мира. Дети должны поразмышлять над понятиями: что такое центр квадрата и круга, какой предмет больше, а какой меньше, какой путь длиннее, а какой короче, где находится направление вправо, а где влево, какие предметы сходны между собой, а какие различаются. Дети учатся сравнивать, сопоставлять, группировать, разграничивать, практически знакомятся с понятием множества и его элементами. ». И что еще более ценно – это то, что материал прописей «Рисуй, думай, рассказывай» тесно связан с жизнью и бытом современного ребенка. Это не только мир сказок, привычных детям с дошкольного возраста, не только игрушки, домашние и дикие животные и птицы, домашняя утварь и спортивное снаряжение, но и компьютер (с.21), пылесос (с. 26-27), шорты (с.29), электрочайник (с.7), электрический утюг (с.7, 30), фотоаппарат (с.30), одеяло в технике «пэчворк» (с.49). В сознании ребенка мир его дома не отделяется от мира школы

    Прописи «Мой алфавит» в двух частях также содержат ряд интересных находок. Учитывая большую трудоемкость процесса письма для первоклассников, автор вводит игровые моменты: ребусы, разделы «Загадки слов», метатезы (составление слов с помощью перестановки слогов), дописывание «потерянных» элементов букв, «буквенная мозаика» (составление букв из разрозненных элементов), чайнворды, раскраски.

    Большое внимание уделяется разнообразной работе со звуко-буквенными схемами слов. Не забыта и лексика: даны упражнения по определению многозначности слов, омонимов, по составлению тематических групп слов. Достаточно часто даются упражнения по развитию речи: составление предложений и текстов с включением изучаемых слов.

    То есть мы опять видим хорошо организованную работу над всеми видами УУД

    На каждом уроке по Прописям «Рисуй, думай, рассказывай», «Мой алфавит» проводится большая интеллектуальная аналитическая работа, которая предупреждает совершение речевых ошибок. Ни одно задание и упражнение не носит односторонний характер, они обучающие, развивающие, познавательные и воспитывающие.

    Прописи «Пишу красиво» предназначена для дальнейшей отработки навыков каллиграфии. Задания по написанию значительно усложняются. Это написание целых фраз, пословиц, ответов на вопросы, рассказов. На заключительных уроках это написание записок и писем, то есть практическое усвоение такого коммуникативно-ориентированного жанра, как эпистолярный

    Окружающий мир

    Содержание учебного материала опирается на небольшой, но очень ценный опыт первоклассника. Изучается то, что школьнику уже известно, близко и понятно, так что он может расширить знания в данной области, сделать для себя открытие. Основная задача заключается не в сообщении ученикам более или менее значительной информации, а в обучении свободно оперировать приобретенными, пусть незначительными пока, знаниями. Такой подход призван развивать способность ученика сознательно ориентироваться в разнообразных явлениях окружающей его природы и их связью с жизнью человека, воспитывать наблюдательность и любознательность, приучая тем самым к систематическому самостоятельному пополнению своего жизненного опыта.
    В учебнике знания по окружающему миру представлены в тесной связи между собой, что позволяет ученику представить целостную картину мира.
    Особенно нужно отметить то, что данный предмет решает важнейшие воспитательные задачи: воспитание патриотизма, любви к природе, своей семье, своему городу, своей малой родине.

    Отличительной чертой учебника является представление мира не как обособленного объекта изучения, а через личностное восприятие: мира твоей семьи, мира твоего класса, мира природы твоего двора, мира твоей школы, твоей Родины. И это не только национально-региональный компонент, что уже ценно, но и фактор, формирующий активную позицию ребенка к изучаемому предмету, мотивацию.
    Второй особенностью учебника является связь его с внеурочной деятельностью: некоторые темы не ограничиваются рамками урока, а имеют продолжение во внеклассной жизни детей. Это расширяет способ приобретения знаний: прочитать дополнительную литературу, найти по атласу-определителю, использовать материал детских сайтов, наблюдать за изучаемым объектом в домашних условиях, сочинять, рисовать, беречь.
    Некоторые задания требуют совета родителей, их эмоциональных впечатлений, воспоминаний. Авторы знакомят семью с новой, современной школой, где родители не пассивные наблюдатели, а активные участники образовательного процесса.
    Содержательная целостность всех компонентов урока, в том числе здоровьесберегающих. Выводы по каждой теме настолько выразительны и образны, что дети с удовольствием учат их наизусть.
    Чувственное восприятие изучаемого материала: картины, музыка, звуки природы. Дети наблюдают, слушают, нюхают, поют песни своего края, учатся видеть прекрасное вокруг и рядом, беречь и приумножать .

    Давайте посмотрим конкретные страницы. Например, говоря о развитии личностных УУД, мы обязательно имеем в виду профессиональное самоопределение, знакомство с миром профессий, их важностью и содержанием. Изучая тему « Учитель-друг и наставник», мы как раз говорим о важности этой профессии. Дома ребята с помощью родителей выполняют проектное задание - составляют рассказ о первом учителе своих родителей или делятся впечатлением о встрече со своей учительницей. Кроме этого, изучая тему «Люди – творцы культуры», ребята знакомятся с такими профессиями как художник-ювелир, врач-хирург, ткачиха, строитель. Здесь же первоклассники получают возможность рассказать о профессиях своих родителей, предварительно побеседовав с ними дома.

    Еще одним направлением в личностном определении является формирование идентичности личности, что включает в себя:

    внутреннюю позицию школьника

    представление о принадлежности к гендерной группе

    представление о своей семейной и социальной роли, о принятии этих ролей.

    Эту работу помогает хорошо организовать тема окружающего мира в образовательной программе «Перспектива» «Мы - люди», «Мы в семье», «Моя семья – часть моего народа»

    Например, изучая тему «Мы – люди» дети получают первое самое общее представление о гендерных различиях на уровне понятий «человек», «люди», «мужчины», «женщины»; осознают красоту и многообразие людей разного возраста и разной этнической принадлежности. Изучая тему «Мы в семье» первоклассники с помощью родителей создают свое родословное древо

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

    Вверх