Урок литературы конь с розовой гривой презентация. Презентация к уроку "Нравственные уроки героя по рассказу В. П. Астафьева "Конь с розовой гривой". Главный герой рассказа

Урок мудрости и доброты

(по рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»)

Сколько лет прошло! Сколько событий минуло! А я всё не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой.

В. Астафьев.

Цели урока :

    раскрыть идейное содержание рассказа, характеры главных героев, отношение к ним автора и способы выражения авторской позиции; обучать анализу художественного произведения с целью раскрытия авторского замысла; продолжить работу над такими литературоведческими понятиями, «антитеза», «сюжет» «литературный характер»;

    развивать умение переходить от личных читательских оценок к авторскому пониманию характеров героев, ситуации, жизни; умение характеризовать героев, развивать творческое воображение, обогащать словарный запас учащихся;

    заинтересовать учащихся творчеством В.П.Астафьева, обратить их внимание на характеры героев, воспитывать добрых и порядочных людей.

Словарная работа : доброта, мудрость, красота, совесть, память, нравственность.

Оборудование: портрет В.П. Астафьева, памятки, иллюстрации к рассказу, кластеры, презентация, песня «Родительский дом».

Звучит первый куплет и припев песни «Родительский дом».

«Все мы родом из детства…»

Прежде, чем мы перейдём к теме нашего урока, обратим внимание на слова французского писателя Антуана де - Сент Экзюпери.

Как вы их понимаете?

Да, именно в детстве закладываются и формируются те человеческие качества, которые будут у него потом на протяжении всей жизни.

Как эти слова согласуются со словами из песни «Родительский дом – начало начал…»

Портрет В.П.Астафьева.

Мы продолжаем размышлять над одним из самых замечательных рассказов для детей русского писателя прошлого века Виктора Астафьева «Конь с розовой гривой» . В его основу лёг случай из жизни автора. Рассказ небольшой по объёму, но как много мы узнаём из него о жизни героев, их характерах.

Стихотворение К.Кулиева.

Мы знаем, что название сборника, куда входит рассказ «Конь с розовой гривой» называется «Последний поклон», а первое его название «Страницы детства» и к нему В.Астафьев в качестве эпиграфа берет стихотворение К. Кулиева «Детство».

Почему?

Какое слово можно назвать здесь ключевым?

(Воспоминания )

Какие слова являются однокоренными к этому слову?

(Помнить, память …) - Почему же человек столько переживший и испытавший, прошедший страшную войну, почти через сорок лет вспоминает о таком незначительном событии из далёкого детства? (Человек запоминает те события, которые сыграли в его жизни значительную роль.) Тема урока «Уроки мудрости и доброты» Итак, тема нашего урока «Уроки мудрости и доброты». - А как вы понимаете слово «доброта»? - Как это слово объясняется в толковом словаре? (Толковый словарь)

Прежде, чем приступить к анализу рассказа, вспомним, что такое рассказ.(Словарь литературных терминов)

Кто главные герои рассказа?

Почему же бабушку, которой в рассказе отводится так мало места, мы все считаем главной героиней рассказа?

Сюжет здесь очень прост. Что такое сюжет? (Словарь литературных терминов)

Сюжет – это событие, или ряд событий, изображённых в произведении.

Восстановим основные сюжетные моменты рассказа.

    Обещание бабушки купить пряник;

    Сбор ягод;

    Наставления Саньки;

    Переживания;

    «Отчёт и расчёт».

Мы знаем, что в любом произведении есть следующие моменты: Завязка, развитие действия, кульминация, спад действия и развязка . Вспомните, что означают эти термины? (Словарь литературных терминов)

Что нужно было сделать, чтобы заслужить его? (Текст)

Бабушка возвратилась от соседей и сказала мне, что левонтьевские ребятишки собираются на увал за земляникой, и велела сходить с ними.

- Наберёшь туесок. Я повезу свои пряники в город, твои тоже продам и куплю тебе пряник.

- Конём, баба?

- Конём, конём.

Почему пряничный конь был таким желанным подарком? (Текст)

Пряник конём! Это же мечта всех деревенских малышей. Он белый – белый этот конь, а грива у него розовая, хвост розовый, копыта тоже розовые.

Бабушка никогда не позволяла таскаться с кусками хлеба. Ешь за столом. Иначе будет худо. Но пряник – совсем другое дело! Пряник можно сунуть под рубаху, бегать и слышать, как конь лягает копытами в голый живот. Холодея от ужаса – потерял – хвататься за рубаху и со счастьем убеждаться – тут он, тут конь-огонь.

С таким конём почету сколько, внимания! Ребята левонтьевские к тебе так и этак ластятся. И в чижа тебе первому бить дают, и из рогатки стрельнуть, чтоб только им позволили потом откусить от коня либо лизнуть его. Когда даёшь левонтьевскому Саньке или Таньке откусывать, надо держать пальцем то место, по которое откусить положено, и держать крепко, иначе Санька или Танька так цапнут, что останется от коня хвост да грива».

Итак, пряник – это не только лакомство и игрушка, а что ещё?

Возьмите заготовки и составьте кластер «Пряник». Не заполняйте все, в конце урока мы ещё вернёмся к этому заданию.

Почему бабушка поручила Витьке самому собирать ягоды для того, чтобы получить желанный подарок?

(Любая награда должна быть заслужена своим трудом, тогда она ценится больше.)

Утром «с орлами-то дяди Левонтия и отправился я по землянику трудом заработать пряник…» (текст)

Что мы знаем о семье дяди Левонтия?

Чем эта семья отличается от семьи Витьки?

«Ребёнок учится всему…

Как вы понимаете эту народную мудрость?

Возьмите памятки и дайте сжатую характеристику семье Левонтия и бабушки.

Кто особенно выделялся среди левонтьевской «орды»? (Текст)

«Исцарапанный, с шишками на голове от драк и разных других причин, с цыпками на руках и ногах, с красными окровенелыми глазами, Санька был вреднее и злее всех левонтьевских ребят».

Расскажите, пожалуйста, как ведут себя дети по пути на увал, какие поступки совершают? (Текст)

«Парнишки вольничали, боролись, бросали друг в друга посудой, ставили подножки, раза два принимались драться, плакали, дразнились…

по пути заскочили в чей-то огород и, поскольку там ещё ничего не поспело, напластали луку- батуна, наелись до зелёной слюны…

Наконец ребята дошли до увала, где росла земляника. Что же там произошло?

Почему Витька не хотел идти с ними?

(Он ещё не выполнил свою работу, не набрал ягод, а он знал, что без них не получит пряник.)

После чего он присоединился к ребятам?

Санька стал его дразнить. (Текст)

Бабушки Петровны испугался? Эх ты!

Зато мне бабушка пряник конём купит!

Может, кобылой! Скажи уж лучше – боишься её и ещё жадный!

Я?

Ты!

Я?

Ты, ты!

Жадный?

Жадный!

А хочешь, все ягоды съем?

Слабо!

Мне слабо! Мне слабо! Вот! Ешьте вместе со мной! (едят ягоды)

Я ещё у бабушки калач украду!

Давай!

Только одного калача мало!

Шанег прихвати!

А лучше ещё и пирог!

Лишнее не будет!

Ладно!

Витька поддался на провокацию Саньки, ему не хочется выглядеть трусом и «жадиной», он хочет быть в глазах ребят героем, ни в чём от них не отставать. Мы знаем, что основное средство характеристики героя – поступок . Витя проявляет слабость, хочет показать себя «смельчаком» и вместе со всеми совершает один плохой поступок за другим

День проходит незаметно, Витька на время забывает о своём поступке, но вот пора возвращаться домой.

«Грустно. Тоска на сердце – предчувствует оно встречу с бабушкой, отчёт и расчёт» .

Почему он не хочет сказать бабушке правду?

Что ему посоветовал Санька?

И Витя соглашается, он решает обмануть бабушку, а первый обман рождает другие.

Что такое кульминация? (Словарь литературных терминов)

Какие ещё плохие поступки пришлось ему совершить?(Текст)

«Я пробрался тайком в кладовку, вынул из ларя калач и принёс его Саньке под рубахой. Потом ещё принёс и ещё, пока Санька не нажрался».

Какой же можно сделать вывод?

Нельзя поддаваться слабости, нужно уметь отвечать за свои поступки, иначе ложь рождает новую ложь, а проступок может перерасти в преступление.

Что Витя чувствует после всех событий? (Текст)

«Бабушку надул. Калачи украл! Что только будет? – терзался я ночью, ворочаясь на полатях. Сон не брал меня, покой «андельский» не снисходил на мою варначью душу… А что если слезть с полатей, забраться к бабушке под одеяло и всё-всё рассказать? Я прислушался. Снизу доносилось трудное дыхание старого человека…Нет уж, я не буду спать до утра, скараулю бабушку, расскажу обо всём: и про туесок, и про домовиху с домовым, и про калачи, и про всё, про всё»…

Мы знаем, что этим мыслям не суждено было сбыться – Витька уснул. Утром он «слоняется» по дому и идёт с «левонтьевскими» на рыбалку. Там он отвлекается от своих горьких мыслей, но ненадолго.

А сейчас обратим внимание на пейзаж, который рисует автор. Вспомним, что такое литературный пейзаж и какую роль он играет в произведении. (Словарь литературных терминов)

«День был ясный, летний. На длинных стеблях болтались из стороны в сторону синие колокольчики и, наверное, только пчёлы слышали, как они звенели. Возле муравейника на обогретой земле лежали полосатые цветки граммофончики, и в голубые их рупоры совали головы шмели. Они ненадолго замирали…должно быть, заслушивались музыкой. Берёзовые листья блестели, осинник сомлел от жары, сосняк по увалам был весь в синем куреве. Над Енисеем солнечно мерцало…Тени скал лежали неподвижно на воде… Железнодорожный мост колыхался тонким кружевцем…»

И от этой красоты ещё тяжелее на душе у мальчика, ещё сильнее он ощущает свою вину. На реке появляется лодка, в ней Витя видит бабушку. Он убегает, понимая, что расплаты не миновать. Тётя приводит его домой.

Утром Витя слышит, как бабушка всем рассказывает о его преступлении. Он хочет «скорее помереть». Витька изо всех сил сдерживается, но жалость дедушки вызывает поток слёз, это уже не слёзы страха, а слёзы раскаяния. Мальчик понимает свою вину и ждёт справедливого наказания.

Как же наказала его бабушка? (Текст)

«И срамила же меня бабушка…того дивного коня с розовой гривой».

- Почему бабушка так поступила?

Что она – неграмотный простой человек поняла?

Какое же ещё качество характера проявляется здесь кроме доброты?

Как вы считаете, что такое мудрость?

А как это слово объясняется в толковом словаре?

Какой урок извлёк Витя из бабушкиного урока?

Что такое развязка ? (Словарь литературных терминов)

Давайте вернёмся к нашим кластерам и посмотрим, какие слова можно туда добавить. (Любовь, память )

На всю жизнь запомнил Виктор Петрович этот случай из жизни, пронёс светлые воспоминания о бабушке. В рассказе «Последний поклон» он пишет:

«И живёт в сердце вина. Гнетущая, тихая, вечная. Виноватый перед бабушкой, я пытаюсь воскресить её в памяти, поведать о ней другим людям, чтоб в своих бабушках и дедушках, в близких и любимых людях отыскали они её, и была бы её жизнь беспредельна и вечна, как вечна сама человеческая доброта … Нет у меня таких слов, чтоб смогли передать всю мою любовь к бабушке, оправдали бы меня перед нею… Я знаю, бабушка простила бы меня. Она всегда и всё мне прощала. Но её нет. И никогда не будет. И некому прощать».

Эти слова посвящены не только Екатерине Петровне, а всем близким людям, которые воспитывают нас своей любовью, мудростью и добротой.

Напишите, пожалуйста, синквейн «Бабушка».










Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели и задачи:

Познавательные:

  • познакомить учеников с жизнью и творчеством В.П.Астафьева;
  • показать автобиографический характер рассказа;
  • отработать умения давать характеристику персонажам произведения, производить сравнительную характеристику персонажей, пересказывать близко к тексту;
  • умение формулировать проблемные вопросы и отвечать на них;
  • определять тему и основную мысль литературного произведения;
  • рассмотреть нравственные проблемы, поднятые в рассказе.

Развивающие:

  • развивать устную монологическую и диалогическую речь учащихся;
  • развивать умение вести дискуссию;
  • развивать умение сопоставлять, анализировать.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к творчеству В.П.Астафьева;
  • воспитывать патриотизм и любовь к Родине;
  • воспитывать нравственное мировосприятие учащихся.

Оборудование:

  • выставка книг В.П.Астафьева;
  • фотографии, иллюстрирующие жизнь писателя;
  • проектор;
  • презентация к уроку.

Опережающее домашнее задание:

  • рисунки учащихся к рассказу;
  • план рассказа.

Ход урока

1) Организационный момент.

Сообщение темы и цели урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом замечательного сибирского писателя В.П.Астафьева, окунемся в мир сибирской деревни 30-х годов прошедшего столетия, попробуем понять смысл данного произведения и для себя ответить на извечные вопросы нравственности и морали.

2) Выступление заранее подготовленного учащегося с небольшим сообщением о жизни В.П.Астафьева.

"Виктора Петровича Астафьева по праву называют истинно русским писателем. Родился 1 мая 1924 в д.Овсянка Красноярского края, в семье крестьянина. Родители были раскулачены, Астафьев попал в детский дом. Во время Великой Отечественной войны ушел на фронт добровольцем, воевал простым солдатом, получил тяжелое ранение. Вернувшись с фронта, Астафьев работал слесарем, подсобным рабочим, учителем в Пермской области. В 1951 в газете "Чусовской рабочий" был опубликован его первый рассказ Гражданский человек. В Перми вышла и первая книга Астафьева "До будущей весны" (1953)."

Хочу добавить, что Рассказ "Конь с розовой гривой" входит в сборник под названием "Последний поклон", который писатель создавал на протяжении нескольких лет. Рассказ "Конь с розовой гривой" был опубликован в 1963 году и имеет автобиографический характер.

Итак, а сейчас проверим ваше внимание. Опрос:

Как называлось село, в котором родился писатель? (Овсянка).

Совершенно верно. Село Овсянка находится в Красноярском крае, на берегу Енисея, в очень живописном уголке сибирской природы. С этим местом у Астафьева связаны и самые горькие, и самые светлые воспоминания. До последних дней жизни Виктор Петрович не покидал свою малую родину, дарующую ему силы и вдохновение. Давайте сейчас посмотрим презентацию и представим то место, где писатель постигал уроки жизни.

Просмотр презентации.

Какое настроение возникает при просмотре? Помогают ли зрительные образы постичь смысл произведения?

Почему детство маленького Вити можно назвать трагическим? (Он рано потерял мать; ему было всего семь лет, когда она утонула в Енисее)

Какие воспоминания сохранил Астафьев о бабушке Катерине Петровне? (Через всю жизнь пронес писатель самые теплые и добрые воспоминания о своей бабушке. Она оставила неизгладимый след в жизни внука, оказала влияние на формирование самых лучших нравственных качеств. Это истинно русский характер, вобравший в себя все нравственные начала.)

С каким рассказом Астафьева вы уже познакомились в прошлом году? Чем похожи эти рассказы?("Васюткино озеро". В обоих рассказах поднимаются нравственные проблемы: становление личности, закалка характера, постижение непростых жизненных истин.)

Вывод: рассказ "Конь с розовой гривой" автобиографичен; через личные переживания писателя воспроизведен рассказ о целом поколении людей, чье детство выпало на трудные предвоенные годы; именно в такое трудное время ковался народный русский характер, формировались нравственные устои.

3) Давайте обратимся к тексту рассказа и озвучим его план, составленный вами дома.

(Обсуждение плана рассказа). А сейчас на основе вашего плана составьте таблицу-характеристику каждого пункта плана.

Примерный план:

  1. Левонтьевское семейство.
  2. За земляникой (пряник конем).
  3. В лесу.
  4. Ссора.
  5. Жалко ягод.
  6. Шалости на реке.
  7. Санька советует обмануть бабушку.
  8. Кража калача.
  9. Бабушка уезжает на рынок.
  10. Рыбалка.
  11. Переживания мальчика в ожидании бабушки.
  12. Обман раскрыт.
  13. Бабушка простила.
  14. Дивный конь с розовой гривой.
  15. Урок на всю жизнь.

Таблица-характеристика эпизода.

№ п/п ЭПИЗОД ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ
1. Левонтьевское семейство.
2. За земляникой (пряник конем).
3. В лесу.
4. Ссора.
5. Жалко ягод.
6. Шалости на реке.
7. Санька советует обмануть бабушку.
8. Кража калача.
9. Бабушка уезжает на рынок.
10. Рыбалка.
11. Переживания мальчика в ожидании бабушки.
12. Обман раскрыт.
13. Бабушка простила.
14. Дивный конь с розовой гривой.
15. Урок на всю жизнь.
ВЫВОД

Обсуждение таблицы.

4) Творческая работа - характеристика персонажа.

Класс разделить на пять групп (бабушка, Витя, дядя Левонтий, тетка Васеня, Санька). Представитель группы выбирает карточку с именем персонажа, затем герой рассказа обсуждается в группе. Через 10 минут группа представляет своего персонажа; остальные должны угадать, о ком идет речь.

5) Беседа с классом.

Какова тема и основная мысль рассказа Астафьева?

Когда и где происходят события рассказа?

Кто повествует об этих событиях?

Почему Витя любил бывать в семье дяди Левонтия?

Почему бабушка запрещала внуку общаться с левонтьевскими ребятишками?

Расскажите, какие моменты вы изобразили на своих рисунках. Объясните, почему именно эти эпизоды вам больше всего понравились?

(Учащиеся представляют свои работы)

Попробуйте сами сформулировать проблемные вопросы к данному рассказу (запись в тетрадях). Учащиеся задают друг другу вопросы.

6) В заключение сделаем выводы о самом главном (по вопросам учебника):

Каким предстает перед нами герой рассказа? Нарисуйте устно его портрет.

Почему бабушка, несмотря на обман внука, купила ему "пряник конем"?

Какие нравственные уроки извлек герой из этой истории?

Прочитайте заключительные слова рассказа. Объясните их смысл.

7) Рефлексия.

Сочини "синквейн" на тему урока. Учащиеся работают 2-3 минуты, затем озвучивают свои "синквейны". Например,

  • Русский характер.
  • Закаленный, истинный, сибирский.
  • Любит, страдает, помнит.
  • Послание будущим поколениям.
  • Астафьев.

8) Заключительное слово учителя.

Мне хочется закончить наш урок словами Виктора Петровича Астафьева:

"И не только в защиту себя, для спасения своей души в этой мятущейся жизни трудится стихотворец, он верит, что слово его спасет мир от бурь и потрясений:И так было всегда - поэзией двигала вера в доброту и милосердие:"

С нами осталось Слово Астафьева, нетленные уроки жизни, которые мы черпаем из его произведений.

8) Выставление оценок.

Домашнее задание.

Письменно составить словарик сибирских диалектизмов, местных слов. Подумать, как эти слова помогают охарактеризовать героев рассказа.









Включить эффекты

1 из 9

Отключить эффекты

Смотреть похожие

Код для вставки

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Рецензии

Добавить свою рецензию


Аннотация к презентации

Презентация на тему "В.П, Астафьев "Конь с розовой гривой" дает характеристику друзей главного героя, черты характера главного героя. В качестве шаблонов использованы фотографии, демонстрирующие жизнь в деревне. Изображения призваны проиллюстрировать основные события в рассказе.

  1. Завязка
  2. Характеристика друзей главного героя
  3. Черты характера главного персонажа
  4. Кульминация
  5. Развязка
  6. Выводы

    Формат

    pptx (powerpoint)

    Количество слайдов

    Немилов М., Рябов Ю.

    Аудитория

    Слова

    Конспект

    Присутствует

Слайд 1

  • Текст - Михаил Немилов
  • Оформление - Юрий Рябов

Слайд 2

В этом произведении рассказывается о деревенском мальчике- сироте, которому бабушка пообещала привезти «Пряник конём» за то, что тот соберёт ягод, а бабушка их продаст. Об этом прянике мечтали все деревенские мальчишки. Пряник этот: «белый-белый; А грива у него розовая, хвост розовый, глаза розовые, копыта тоже розовые.»Если у кого-то появлялся такой пряник, то остальные сразу начинали уважать, подлизываться, почести оказывать, чтобы только им позволили откусить от пряника кусочек или хотя бы лизнуть его.

Слайд 3

Один из друзей мальчика, Санька, давал дурные советы и побуждал на дурные поступки. Сначала Санька на спор заставил мальчика выбросить из туеска, наполненного наполовину, ягоды. Мальчик так и поступил. Потом посоветовал заполнить опустевший туесок травой, а сверху присыпать ягодами; мальчик опять последовал совету.

Слайд 4

От радости бабушка не стала проверять ягоды, похвалила за работу и легла спать. Ночью паренёк не мог заснуть. Он размышлял о том, что с ним будет и решил наутро признаться во всем бабушке.

Слайд 5

Наутро, когда мальчик проснулся, бабушки уже не было дома (уехала в город). Мальчишка очень расстроился. Он пошёл с друзьями порыбачить на озеро. По вечер увидел плывущую с другого берега на лодке бабушку. Он побежал к дому, но,когда увидел идущую от лодки бабушку, решил убежать подальше оттуда.Мальчик ещё долго слышал бабушку, кричавшую вслед, но вскоре крик затих. Он бежал так долго, что и сам не заметил, как оказался на верхнем конце села.

Слайд 6

Паренек вспомнил, что именно там живёт его двоюродный братишка Кеша. Тётя Феня – Кешина мама, накормила мальчика, но на ночь остаться не разрешила. Тётя отвела его к бабушке.Бабушка очень ругалась и сердилась, поэтому мальчик быстро забрался в кладовку.А бабушка ещё долго разговаривала с тётей Феней.

Слайд 7

Наутро, когда проснулся, он обнаружил, что приехал дедушка. Мальчик долго страшился выйти, но вошёл дедушка, они поговорили и дедушка придал юноше уверенность.Мальчишка вышел из кладовки; бабушка всё еще злилась. Он сел за стол и стал есть приготовленную ему еду. Бабушка ещё долго ворчала и ругалась.Он не спорил, потому что знал, что будет хуже.Парнишка не надеялся ни на какое прощение или снисходительность, Но в самом конце бабушка со словами: «Бери, бери, чего смотришь? Глядишь, зато ещё когда обманешь бабушку…» - протянула внуку коня с розовой гривой.

Слайд 8

***Произведение Астафьева очень поучительное,т.к. в нем описываются как плохие черты характера: обман, мошенничество; так и хорошие черты: доброта, доверчивость,снисходительность.

  • Слайд 9

    Конец!

  • Посмотреть все слайды

    Конспект

    Цели урока

    Задачи урока :

    Оборудование

    Методические приемы

    План урока:

    3. Словарная работа. 1 мин.

    6. Физминутка. 1 мин.

    9. Тестирование. 7 мин.

    10. Домашнее задание 1 мин.

    ХОД УРОКА

    1. Слово учителя.

    2. Фронтальный опрос .

    3. Словарная работа : увал, туесок, шаньга.

    4 . .

    5. Инсценирование эпизодов . Работа в группах.

    Физминутка

    7. Работа по иллюстрациям.

    8. Тестирование. (Приложение 1)

    9. Выводы. Обобщения. Оценки с комментированием.

    Приложение 1

    1. Как зовут бабушку героя?

    а) Алёша; б) Миша; в) Коля.

    Литература




    4. Рассказы В.П.Астафьева.

    Цели урока : углубить понимание идейно-художественного богатства рассказа, учить разгадывать замысел автора, хорошо ориентироваться в тексте.

    Задачи урока :

    1. Обучение анализу поступков героев через слова, действия (глаголы).
    2. Формирование у школьников таких нравственных качеств как честность, доброта, долг.
    3. Воспитание чувства сострадания и любви ко всему живому у учащихся, вызвать интерес к урокам литературы.

    Оборудование : иллюстрации к рассказу, тесты, компьютер с проектором, словарные слова (увал, туесок, шаньга).

    Методические приемы : беседа по вопросам, пересказ эпизодов, выразительное чтение, анализ текста, сценки.

    План урока:

    1. Вступительное слово учителя. Сообщение цели и темы урока. 1 мин.

    2. Фронтальный опрос по проверке усвоения содержания учащимися. 5 мин.

    3. Словарная работа. 1 мин.

    4. Пересказ эпизодов с использованием опорных - слов глаголов. 8 мин.

    5. Работа в группах. Инсценирование отдельных эпизодов. 5 мин.

    6. Физминутка. 1 мин.

    7. Работа с текстом (выборочное чтение). 5 мин.

    8. Работа по иллюстрациям. 5 мин.

    9. Тестирование. 7 мин.

    10. Домашнее задание 1 мин.

    11. Подведение итогов урока. Оценки с комментированием. 1 мин.

    ХОД УРОКА

    1. Слово учителя.

    Основная тема многих рассказов Астафьева - тема взросления, становления личности человека. Писатель показывает, как один, казалось бы, незначительный случай может повлиять на всю жизнь человека, что делает человека старше, меняет его. Случай, описанный в рассказе, как раз из таких.

    Класс разделён на две группы, где одна группа выискивает слова, характеризирующие положительные качества героя-рассказчика, а другая группа - отрицательные качества его, глаголы, сопутствующие слова находят и подтверждают примерами из текста. В конце урока учащиеся составляют полную характеристику героя-рассказчика.

    2. Фронтальный опрос .

    Что является завязкой рассказа?

    (Эпизод, в котором рассказывается, как бабушка послала героя за земляникой и пообещала ему "пряник конем". Это почти сказочное начало.)

    Исполнилась ли мечта мальчика - получить "пряник конем"? (Да, исполнилась. Это был сказочный конь: "По скобленому кухонному столу, как по огромной земле с пашнями, лугами и дорогами, на розовых копытцах скакал белый конь с розовой гривой")

    Казалось бы, счастливое завершение истории. Но какой ценой достался мальчику этот конь? Почему через много лет, после многих событий, автор пишет: "А я все не могу забыть бабушкиного пряника - того дивного коня с розовой гривой"? Попробуем ответить на эти вопросы вслед за автором,

    Каким образом герой надеется осуществить свою мечту? (Герой отправляется за земляникой вместе с левонтьевскими ребятишками, чтобы "трудом своим заработать пряник". Обратим внимание на инверсию "трудом своим", которая выделяет слово. "труд" - мальчик понимает, что даром ничего не достается)

    Какие важные детали вы отметили в описании дороги на увал? (Соседские ребята "несли бокалы с отбитыми краями, старые, наполовину изодранные на растопку берестяные туески... ковшик без ручки". Битая посуда не только признак бедности, а признак отношения к вещам, к труду вообще. Такие люди и сами не любят работать, и не ценят чужой труд. Обратим внимание, с какой посудиной идет за земляникой герой-рассказчик: "Я брал старательно и скоро покрыл дно аккуратненького туеска". В этой семье знают цену труду)

    Как ведут себя по дороге соседские ребята? Какие глаголы по могают понять отношение автора к их поведению?

    3. Словарная работа : увал, туесок, шаньга.

    4 . Пересказ эпизода с использованием опорных слов-глаголов .

    ("Левонтьевские орлы бросали друг в друга посудой, барахтались, раза два принимались драться, плакали, дразнились"; "заскочили в чей-то огород", "напластали беремя луку-батуна" (значит, нарвали столько, сколько поместилось в полы рубашки); "наелись до зеленой слюны, а недоеденный побросали". Глаголы действия показывают, что ведут себя эти ребята неразумно, как маленькие зверьки: хватают, сколько могут урвать, при этом еще и дерутся)

    Как противопоставлены герои в эпизоде сбора ягод? (Герой рассказа трудится старательно, даже не потому что ему хочется пряника - он по-другому не умеет: "Я брал старательно". Вспоминает слова бабушки: "Главное - закрыть дно посудины", это помогает ему, подгоняет: "стал собирать ягоды скорее". Герой не решается идти на речку, пока не собраны ягоды, "не набрал полную посуду". "Лев онтьевские" же хитры, ленивы, к тому же ябеды. Старшой "надавал пинков" и брату, и сестре за то, что "жрали" ягоды. Здесь опять автор использует значимые глаголы: "рассердился", "бросил", "жрут", "валяются", "подскочил", "пнул", "взвыл", "кинулся", "бьются", "катаются", "раздавили")

    Как герой оказался в зависимости от Саньки?

    5. Инсценирование эпизодов . Работа в группах.

    (Санька использует беспроигрышный прием - поддразнивает героя: "Бабушки Петровны испугался! Эх ты!", и тот проговаривается о прянике. Санька "что-то быстро смекнул": "Скажи уж лучше - боишься ее, и еще жадный!" Тут герой и попадается "на уду": "А хочешь, все ягоды съем?" Отступать было поздно. Мальчику важно было "не спасовать, не струсить, не опозориться", не показаться жадным. Так и получилось, что "левонтьевская орда" вмиг уничтожила землянику, с таким трудом собранную мальчиком)

    Какие слова передают внутреннюю борьбу героя, прежде чем он отказался от того, чему учила бабушка? (Эти слова: "покаялся", "хорохорился я", "гаснущим голосом", "напустил на себя отчаянность", "махнул на вес рукой". Тут уж героя понесло - он хвастается: "Я еще у бабушки калач украду!" Он становится таким же, как левонтьевские ребята)

    Как после этого развлекались ребята? Пересказ эпизода и обобщения после этого. (Развлечения их были жестокими: растерзали рыбину "за некрасивый вид", "пуляли камнями в пролетающих птичек и подшибли стрижа", тот умер. Похоронив стрижа, скоро забыли о нем, потому что нашли новое развлечение: "забегали в устье холодной пещеры, где жила... нечистая сила")

    Как левонтьевские ребята и рассказчик относятся к своим по ступкам? (Левонтьевским все нипочем: Санька "заржал", он злорадствовал: "Нам-то ништяк! Ха-ха! А тебе-то хо-хо!" Рассказчик понимает, что ему проступок с рук не сойдет, понимает, что виноват. Герои противопоставлены через действия: "тихо плелся я за левонтьевскими ребятами" - "они бежали впереди меня гурьбой и гнали по дороге ковшик без ручки")

    Физминутка

    Почему герой решил обмануть бабушку? (Во-первых, "бес" Санька научил, как обмануть бабушку, во-вторых, герой был уже подготовлен к этому обману всеми глупыми и дурными поступками, совершенными за день. К этим поступкам добавились еще мел-кис пакости, на которые подбил героя Санька - герой крадет калачи, чтобы ублажить шантажиста и ябеду Саньку. К тому же он боялся наказания и хотел избежать неприятностей)

    Только ли страх перед бабушкой мучит героя? Как он меняется в ходе своих размышлений? (Мальчику нелегко дался обман: он "даже чуть было не всплакнул", потом "приготовился к каре за содеянное злодейство". То есть он понимает, что совершил "злодейство". Поэтому его мучит совесть: "Бабушку надул. Калачи украл. Что только будет?" "А что если разбудить ее и все-все рассказать?" Даже на рыбалке мальчик думает: "И зачем я так сделал? Зачем послушался левонтьевских? Вон как хорошо было жить! Ходи, бегай и ни о чем не думай. А теперь?" Мальчик вспоминает и о бабушке, и о матери, и о дедушке, жалеет себя: "И пожалеть меня некому". Но когда Санька опять начинает учить его, как обмануть бабушку, передразнивает ее, герой решает: "Не буду так делать! И слушаться тебя не буду!" Когда показывается лодка с бабушкой, стыд гонит героя прочь)

    6. Работа с текстом (выборочное чтение).

    Найдите описание рыбалки, описание летнего дня: "День был ясный, летний". Прочитаем выразительно. Какова роль пей зажной зарисовки? (Сначала герой просто наслаждается теплом, запахами трав, цветов: "клонились к земле рябенькие кукушкины слезки", "на длинных хрустких стеблях болтались из стороны в сторону синие колокольчики", "лежали полосатые цветки-граммофоны". Постепенно его взгляд поднимается вверх - на листья березы, осинник, сосняк. Он вглядывается вдаль, видит кружево моста, откуда должна приплыть бабушка. Он внутренне готовится к встрече и объяснению с ней, его мучит стыд. Мир природы, красота и гармония летнего дня контрастируют с миром обмана и эгоизма, куда был вовлечен мальчик, которому не хватило мужества не пойти на поводу у "левонтьевских")

    Какова развязка истории? (Развязка растянута, все никак не разрешается внутренний конфликт героя с самим собой, мучительно тянется осознание вины. Герой слышит, как бабушка рассказывает о своем и его позоре дедушке: "Тут я провалился сквозь землю вместе с бабушкой и уже не мог разобрать, что говорила она дальше, потому что закрылся полушубком, забился в него, чтобы помереть скорее". Мальчик чувствует, что всему миру явен его позор, что каждому встречному бабушка рассказала об обмане, что он не только обманул бабушку, а виноват и в том, что бабушка невольно обманула покупателей земляники. Наконец, напряжение достигает кульминации: дедушка пожалел мальчика, и накопившиеся слезы "хлынули безудержно". Дедушка помог внуку выйти из невыносимого положения: "Попроси прощенья...")

    7. Работа по иллюстрациям.

    Какой эпизод запечатлен на иллюстрации к рассказу? Опишем рисунок.

    Почему бабушка купила все-таки "пряник конем" обманувшему ее внуку? (Бабушка верила в него, понимала, что он мучится и раскаивается в своих "злодеяниях". Милосердие, доброта и прощение сделали то, чего не сделало бы самое тяжкое наказание. Потому и пишет через много лет

    8. Тестирование. (Приложение 1)

    9. Выводы. Обобщения. Оценки с комментированием. Какие нравственные качества мы должны воспитывать в себе?

    Приложение 1

    Тест по рассказу В.П.Распутина "Конь с розовой гривой"

    1. Как зовут бабушку героя?

    а) Михайлова; б) Николаевна; в) Петровна.

    2. Что просил шантажом у главного героя его лучший друг?

    а) калач; б) булку; в) шаньга.

    3. Как звали брата героя, которого тётка Августа забрала с собой на лесоучасток?

    а) Алёша; б) Миша; в) Коля.

    4. Что произошло с матерью героя?

    а) Она утонула; б) Её сбила машина.

    5. Как звали тётку, которая после побега героя с речки от бабушки накормила его?

    а) Васяна; в) Петровна; в) Феня.

    6. Как назывался предмет, который ребята взяли в лес?

    а) корзинка; б) ведерко; в) туесок.

    Литература

    1. Поурочные разработки по литературе 6-й класс. (В помощь школьному учителю). В.Я.Полухина, В.П.Журавлев.
    2. Учебник для общеобразовательных учреждений (в двух частях) 2008 г.
    3. Критические статьи из журнала "Литература в школе" 2005 г. № 6.
    4. Рассказы В.П.Астафьева.

    Комбинированный урок с интеграцией в историю. Папка содержит технологическую карту урока и презентацию.

    Просмотр содержимого документа
    «Дужнова_Конь_с_роз_гривой_урок»

    Дата

    Предмет, класс

    Литература, 6 класс

    Учитель

    Дужнова Елена Алексеевна

    Тема урока

    Жизненные уроки в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

    Тип урока

    Комбинированный с интеграцией в историю

    Цели урока

    1. Дидактические:

      знакомство с художественным миром В. П. Астафьева

      анализ рассказа «Конь с розовой гривой»

    2. Развивающие:

      совершенствовать диалогическую и монологическую речь учащихся

      расширять и обогащать словарный запас школьников

      совершенствовать навыки работы с текстом

    3. Воспитательные:

      воспитывать у учащихся чувство ответственности за свои поступки

      воспитывать чувство доброты, стремление оставаться человеком в любых ситуациях

    4. Коммуникативные:

      совершенствовать умение работать в группах

    Планируемые результаты

    Предметные : углубить понимание идейного замысла рассказа, формировать умение анализировать литературное произведение, понимать авторскую позицию и своё отношение к ней, характеризовать героев.

    Метапредметные : развивать навыки осмысленного чтения и анализа, умения структурировать знания и представлять их разными способами, совершенствовать диалогическую и монологическую речь, способствовать формированию основ коммуникативной рефлексии, эффективного сотрудничества с взаимным контролем и оказанием необходимой помощи.

    Личностные: создать на уроке условия для мотивации устойчивого познавательного интересав достижении поставленной цели, потребности в самовыражении и самореализации; воспитывать у учащихся такие нравственных ценности, как доброта, совестливость, умение признавать свои ошибки, оценивать свои действия.

    Ресурсы

      http://dic.academic.ru/

      http://nsportal.ru/

      http://enc-dic.com/

    Оборудование

    Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор, одежда для инсценировки.

    Наглядно-демонстрацион­ный материал

    Презентация по теме урока, выполненная учителем. Карточки с заданиями.

    Основные понятия

    Конь, розовый, пряник, обман, символ

    Организационная структура урока

    Деятельность учителя

    Деятельность

    учащихся

    Формируемые умения

    1. Мобилизующий этап.

    Цель.

    Включение в деятельность.

    Формулирование темы урока.

    Вступительное слово учителя.

    СЛАЙД 1 Прочитайте стихотворение.

    Не ищи себе оправдания,
    не надейся, что всё обойдётся,
    коль другим приносишь страдания,
    всё сполна тебе же вернётся!
    Вор теряет то, что своровано,
    а предатель познает предательство,
    ложь обманщикам уготована,
    ты дождёшься своих обстоятельств…
    по заслугам судьба будет дадена,
    все на место однажды встаёт,
    ты не веришь? но глупость печальная -
    это тоже от жизни урок.

    Тавлади

    Что, по-вашему, означает выражение «жизни урок» ?

    Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем сегодняшнем уроке? СЛАЙД 2

    Обдумывают ответы на поставленные вопросы, высказывают свои версии толкования понятий, работают с толковым словарём. Пытаются сформулировать тему урока.

    П: понима­ют познавательную задачу.

    Р: планируют (в сотрудничестве с учите­лем и одноклассниками или самостоятельно) необходи­мые действия, операции.

    К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

    2. Мотивация к учебной деятельности.

    Актуа­лизация знаний.

    Целеполагание.

    Цель.

    Повторение изученного материала, постановка проблемного вопроса.

    Ребята, напомните, пожалуйста, какое событие лежит в основе рассказа «Конь с розовой гривой»?СЛАЙД 3

    Случалось ли вам обманывать? Какие чувства вы при этом испытывали?

    Почему же тогда своему рассказу Астафьев дает такое поэтичное название «Конь с розовой гривой»? Ведь можно было предложить другое название, например, «Обман»?

    Давайте послушаем нашего героя, попробуем понять чувства, которые он испытывает, держа в руках этого сказочного коня.СЛАЙД 4

    А что вносит в название эпитет «розовый»?СЛАЙД 5

    Случайна ли форма пряника – «конем»? СЛАЙД 6

    - Символом чего стал ПРЯНИК для героя рассказа?

    Слушают учите­ля, отвечают на вопросы. Формулируют цели и задачи учебной деятельности в диалоге с учи­телем.

    Выразительно читают отрывок из текста. Работают со словарями.

    Делают выводы.

    П: выпол­няют учебно-познаватель­ные действия в материали­зованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

    Р: определяют цели и задачи урока.

    К: слуша­ют, задают вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обо­сновывают свою точку зрения.

    3. Первичное усвоение новых знаний.

    Цель.

    Обучение характеристике персонажа и анализу текста.

    Экскурс в историю. (Приложение 1) СЛАЙДЫ 7, 8

    Минакова Алёна и Щеколдина Дарина подготовили историческую справку о прянике.

    Давайте их послушаем.

    ПРЯНИКИ НА МАСЛЕНИЦУ СЛАЙД 9

    Беседа. СЛАЙД 10

    - Каким вы себе представляете главного героя рассказа – Витю ? (Защита рисунков )

    - Какие качества Вити вам нравятся, а какие – нет?

    - Какие черты характера героя есть у вас?

    Двое рассказывают о прянике, остальные слушают выступления и отвечают на вопросы выступающих. Рассказывают, каким они представляют главного героя на основе собственных рисунков.

    Формулируют собственные мысли, высказы­вают и обосно­вывают свою точку зрения.

    В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы.

    Л: имеют жела­ние осознавать свои труд­ности и стремятся к их пре­одолению; проявляют спо­собность к самооценке своих действий, поступков.

    П: извлекают необходимую информацию, выдвигают гипотезы и их обоснование.

    К: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, прислушиваются к мнению одноклассников.

    4. Первичное закрепление.

    Цель.

    Отработка приёмов анализа текста.

    Работа в группах. (Приложение 2) СЛАЙД 11

    1 группа:

    1. Озаглавьте отрывок.

    2 группа: Перечитайте эпизод со слов «Тихо плелся…» до слов «про всё, про всё».

    1.Озаглавьте отрывок.

    СЛАЙД 12

    3 группа (3 человека): Каждый получает карточку с описанием героя рассказа, которого ему нужно изобразить. Класс старается угадать героя.

    Работают в группах.

    Знакомят с результатами рабо­ты группы, слу­шают и обсуж­дают ответы товарищей.

    Л: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рас­суждать о причинах своего успеха или неуспеха в уче­нии, связывая успехи с трудолюбием.

    П: извле­кают необходимую инфор­мацию из прослушанного объяснения учителя, выска­зываний одноклассников, систематизируют собствен­ные знания.

    Р: планируют необходи­мые действия, работают по плану. Контроль проделанной работы, оценивание.

    К: строят небольшие монологические высказывания, осуществ­ляют совместную деятель­ность в парах и рабочих группах с учётом конкрет­ных учебно-познавательных задач.

    5. Контроль усвоения.

    Цель.

    Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом.

    Итог урока СЛАЙД 13

    Сейчас на слайде будут появляться пословицы и высказывания. Давайте с помощью них перечислим, какие же жизненные уроки несёт в себе рассказ Астафьева?

    - Объясните заключительные слова рассказа: «Сколько лет с тех пор прошло! Сколько событий минуло! А я все не могу забыть бабушкиного пряника - того дивного коня с розовой гривой». СЛАЙД 14

    Составляют и произносят мо­нологи, слушают одноклассников, оценивают их. Отвечают на во­просы.

    Л: понимают, в чем значение знаний для человека.

    П: приоб­ретают умения использо­вать полученные знания в практической деятельности и повседнев­ной жизни.

    К: фор­мулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

    6. Рефлексия.

    Домашнее задание.

    Цель.

    Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

    СЛАЙД 15 Рефлексия.

    СЛАЙД 16 Домашнее задание.

    Оценивают свою работу на уроке. Учащиеся по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске.

    Записывают домашнее задание.

    Л : формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками.

    Р : анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты; оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата.

    К: строят небольшие монологические высказывания.

    ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

    Сладкая традиция - пряники

    Самое любимое и давнишнее лакомство на Руси - пряники. Они исполняли роль игрушек, подарков, символов, имея чудесное свойство долго не черстветь и сохранять свои вкусовые качества. В тесто для них добавляют самые разнообразные пряности, оттого и название такое. По сей день существуют знаменитые тульские, вяземские, ржевские, архангельские пряники и традиции, связанные с ними.

    Популярность тульского пряника настолько была велика, что о нем рассказывали сказки и даже в старинных былинах упоминали о печатном прянике, которым богатыри заедали вина заморские.

    Сказать, когда и кто изготовил первый пряник, невозможно. Но процесс изготовления был долгим и творческим. Об этом говорят нам пряничные доски, формы для пряников, сохранившиеся до наших дней. Вырезали их строго из березы или груши, возраст которых около 30 лет, сушили от 5 до 20 лет при естественной температуре так, чтобы не попадали на них лучи солнца. И лишь только тогда мастера вырезали на них рисунки.
    С пряниками связано множество народных традиций и обрядов. Пряники дарили на именины, ими играли на ярмарке. Важное место пряник занимал и в этикете: в конце пира гостям подносили особые разгонные пряники, давая тем самым понять, что пора и честь знать, отправляться восвояси. На свадьбе пряник играл роль блюда, на которое гости клали деньги, даря их молодоженам. Существовали особые «почетные» пряники, которые дарили в знак уважения.
    К сожалению, в сегодняшнем разнообразии лакомств пряник не занимает такого почетного места, но достойным гостинцем может быть вполне. Его можно подарить не только детям, но и взрослым в знак уважения и любви на любой праздник. А если в вашем доме еще и пекут пряники, значит, вы продолжаете исконно русскую традицию!

    ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

    1 группа: Перечитайте эпизод со слов «Вскоре братья…» до слов «Ладно». Выполните задания.

    Вскоре братья как-то незаметно помирились, перестали обзываться и решили спуститься к Фокинской речке, побрызгаться.
    Мне тоже хотелось к речке, тоже бы побрызгаться, но я не решался уйти с увала, потому что еще не набрал полную посудину.
    - Бабушки Петровны испугался! Эх ты! - закривлялся Санька и назвал меня поганым словом. Он много знал таких слов. Я тоже знал, научился говорить их у левонтьевских ребят, но боялся, может, стеснялся употреблять поганство и несмело заявил:
    - Зато мне бабушка пряник конем купит!
    - Может, кобылой? - усмехнулся Санька, плюнул себе под ноги и тут же что-то смекнул; - Скажи уж лучше - боишься ее и еще жадный!
    - Я?
    - Ты!
    - Жадный?
    - Жадный!
    - А хочешь, все ягоды съем? - сказал я это и сразу покаялся, понял, что попался на уду. Исцарапанный, с шишками на голове от драк и разных других причин, с цыпками на руках и ногах, с красными окровенелыми глазами, Санька был вреднее и злее всех левонтьевских ребят.
    - Слабо! - сказал он.
    - Мне слабо! - хорохорился я, искоса глядя в туесок. Там было ягод уже выше середины. - Мне слабо?! - повторял я гаснущим голосом и, чтобы не спасовать, не струсить, не опозориться, решительно вытряхнул ягоды на траву: - Вот! Ешьте вместе со мной!
    Навалилась левонтьевская орда, ягоды вмиг исчезли. Мне досталось всего несколько малюсеньких, гнутых ягодок с прозеленью. Жалко ягод. Грустно. Тоска на сердце - предчувствует оно встречу с бабушкой, отчет и расчет. Но я напустил на себя отчаянность, махнул на все рукой - теперь уже все равно. Я мчался вместе с левонтьевскими ребятишками под гору, к речке, и хвастался:
    - Я еще у бабушки калач украду!
    Парни поощряли меня, действуй, мол, и не один калач неси, шанег еще прихвати либо пирог - ничего лишнее не будет.
    - Ладно!

    1. Озаглавьте отрывок.

    __________________________________________________________________

    2.

    _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    3. Сделайте вывод, исходя из темы урока: каким качеством должен обладать человек, оказавшись в ситуации соблазна, провокации?

    ___________________________________________________________________

    2 группа: Перечитайте эпизод со слов «Тихо плелся…» до слов «про всё, про всё»

    Тихо плелся я за левонтьевскими ребятами из лесу. Они бежали впереди меня гурьбой, гнали по дороге ковшик без ручки. Ковшик звякал, подпрыгивал на камнях, от него отскакивали остатки эмалировки.
    - Знаешь че? - проговорив с братанами, вернулся ко мне Санька. - Ты в туес травы натолкай, сверху ягод - и готово дело! Ой, дитятко мое! - принялся с точностью передразнивать мою бабушку Санька. - Пособил тебе воспо-одь, сиротинке, пособи-ил. И подмигнул мне бес Санька, и помчался дальше, вниз с увала, домой.
    А я остался.
    Утихли голоса ребятни под увалом, за огородами, жутко сделалось. Правда, село здесь слышно, а все же тайга, пещера недалеко, в ней домовниха с домовым, змеи кишмя кишат. Повздыхал я, повздыхал, чуть было не всплакнул, но надо было слушать лес, траву, домовые из пещеры не подбираются ли. Тут хныкать некогда. Тут ухо востро держи. Я рвал горстью траву, а сам озирался по сторонам. Набил травою туго туесок, на бычке, чтоб к свету ближе и дома видать, собрал несколько горсток ягодок, заложил ими траву - получилось земляники даже с копной.
    - Дитятко ты мое! - запричитала бабушка, когда я, замирая от страха, передал ей посудину. - Восподь тебе пособил, воспо-дь! Уж куплю я тебе пряник, самый большущий. И пересыпать ягодки твои не стану к своим, прямо в этом туеске увезу…
    Отлегло маленько.
    Я думал, сейчас бабушка обнаружит мое мошенничество, даст мне что полагается, и уже приготовился к каре за содеянное злодейство. Но обошлось. Все обошлось. Бабушка унесла туесок в подвал, еще раз похвалила меня, дала есть, и я подумал, что бояться мне пока нечего и жизнь не так уж худа.
    Я поел, отправился на улицу играть, и там дернуло меня сообщить обо всем Саньке.
    - А я расскажу Петровне! А я расскажу!..
    - Не надо, Санька!
    - Принеси калач, тогда не расскажу.
    Я пробрался тайком в кладовку, вынул из ларя калач и принес его Саньке, под рубахой. Потом еще принес, потом еще, пока Санька не нажрался.
    «Бабушку надул. Калачи украл! Что только будет?» - терзался я ночью, ворочаясь на полатях. Сон не брал меня, покой «андельский» не снисходил на мою жиганью, на мою варначью душу, хотя бабушка, перекрестив на ночь, желала мне не какого-нибудь, а самого что ни на есть «андельского», тихого сна.
    - Ты чего там елозишь? - хрипло спросила из темноты бабушка. - В речке небось опять бродил? Ноги опять болят?
    - Не-е, - откликнулся я. - Сон приснился…
    - Спи с Богом! Спи, не бойся. Жизнь страшнее снов, батюшко…
    «А что, если слезть с полатей, забраться к бабушке под одеяло и все-все рассказать?»
    Я прислушался. Снизу доносилось трудное дыхание старого человека. Жалко будить, устала бабушка. Ей рано вставать. Нет уж, лучше я не буду спать до утра, скараулю бабушку, расскажу обо всем: и про туесок, и про домовниху с домовым, и про калачи, и про все, про все…

    1. Озаглавьте отрывок. _________________________________________________________________

    2. Найдите слова, которые передают внутреннее состояние мальчика. Дайте оценку чувствам героя.

    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    3. Сделайте вывод, исходя из темы урока: каким качеством должен обладать человек, чувствующий угрызения совести?

    __________________________________________________________________________________

    1. Левонтий

    В день получки у нас бывал полный праздник! На столе чего только не было! Я приказывал своим детям освободить место за столом для соседского мальчишки-сироты, ведь с его матерью мы кололи бадоги, пока она, горемычная, не потонула в реке. Сердечная была женщина: всегда опохмелит, если приду. Мальчонку тоже было жалко, и мы все вместе часто ударялись в рев, и такая доброта охватывала нас, что все сыпалось и вываливалось на стол, все наперебой угощали его. А поздно вечером, изрядно выпив, я начинал размышлять над вечным вопросом: «Что такое жисть?». А еще порой любил я затянуть песню морских скитальцев, слышанную в плаваниях:

    Приплыл по акияну
    Из Африки матрос,
    Малютку облизьяну
    Он в ящике привез…

    2. Санька

    Все от мала до велика, вооружившись наполовину изодранными на растопку берестяными туесками, мы отправились за земляникой. По дороге бросали друг в друга посудой, барахтались, два раза принимались драться, плакали, дразнились, пока не пришли в лес. Сначала ягоды собирали тихо и старательно, но потом старшо́й увидел, что кто-то ест землянику вместо того, чтобы сыпать ее в бидон. Я подрался со старши́м; катаясь по земле, мы раздавили всю землянику. На речке я выловил руками мерзкую на вид рыбину, сравнил ее со срамом, и мы растерзали пищуженца на берегу за некрасивый вид. Еще мы забегали в устье холодной пещеры, где жила нечистая сила. Я забежал дальше всех!

    3. Бабушка

    Только разложила ягоды для продажи, подходит ко мне дамочка, культурная, в шляпке иговорит: «Я у вас эти вот ягодки куплю». «Пожалуйста, - ей говорю, - милости прошу. Ягодки-то сиротинка горемычный собирал». Опрокинула туесок ей в сумку, а вместо ягод трава посыпалась. Стыдно стало страшно, ведь обманщицей меня посчитают! Стала я перед дамочкой извиняться, а народ уже вокруг собрался, все посмеиваются надо мной. Хоть сквозь землю от стыда провались! Пришлось ей других ягод насыпать».

    Просмотр содержимого презентации
    «Дужнова_Конь_с_роз_гривой»

    Не ищи себе оправдания, не надейся, что всё обойдётся, коль другим приносишь страдания, всё сполна тебе же вернётся! Вор теряет то, что своровано, а предатель познает предательство, ложь обманщикам уготована, ты дождёшься своих обстоятельств… по заслугам судьба будет дадена, все на место однажды встаёт, ты не веришь? но глупость печальная - это тоже от жизни урок.

    Тавлади


    Жизненные уроки в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

    Комбинированный урок литературы с интеграцией в историю. 6 класс.

    Разработала учитель русского языка и литературы Дужнова Е.А.



    «Пряник конем! Это ж мечта всех деревенских малышей. Он белый-белый, этот конь. А грива у него розовая, хвост розовый, глаза розовые, копыта тоже розовые. Бабушка никогда не позволяла таскаться с кусками хлеба. Ешь за столом, иначе будет худо. Но пряник - совсем другое дело. Пряник можно сунуть под рубаху, бегать и слышать, как конь лягает копытами в голый живот. Холодея от ужаса - потерял, - хвататься за рубаху и со счастьем убеждаться - тут он, тут конь-огонь! С таким конем сразу почету сколько, внимания! Ребята левонтьевские к тебе так и этак ластятся, и в чижа первому бить дают, и из рогатки стрельнуть, чтоб только им позволили потом откусить от коня либо лизнуть его. Когда даешь левонтьевскому Саньке или Таньке откусывать, надо держать пальцами то место, по которое откусить положено, и держать крепко, иначе Танька или Санька так цапнут, что останется от коня хвост да грива.»


    РО́ЗОВЫЙ , -ая, -ое; -ов; розовее.

    1. Цвета недозрелой мякоти арбуза, цветков яблони, белый с красно-ватым оттенком. Розовая заря. Розовые щечки (румяные).

    2. перен. То же, что радужный . Розовые мечты.

    3.Сквозь розовые очки смотреть на кого (что) представлять всё в приятном виде, смотреть на всё жизнерадостно, не замечая плохого.

    4. В розовом свете видеть кого (что) то же, что сквозь розовые очки

    смотреть .

    Ро́зовый прил.

    1.соотн. с сущ. роза I 1., 2., связанный с ним

    2. перен.Такой, который заключает в себе только радостное, приятное; ничем не омрачённый.

    Толковый словарь Ожегова

    Современный толковый словарь русского языка Ефремовой



    Сладкая традиция - пряники

    Вяземский пряник

    Ржевский пряник

    Старинная форма для пряников

    Тульский пряник


    Сладкая традиция - пряники

    Разгонный пряник



    Главный герой рассказа

    Художник Евгений Мешков. Издательство ЭКСМО, 2012


    Работа в группах

    1 группа: Перечитайте эпизод со слов «Вскоре братья как-то незаметно помирились…» до слов «Ладно». Выполните задания.

    1. Озаглавьте отрывок.

    2. Найдите слова, которые передают внутреннее состояние мальчика. Дайте оценку чувствам героя.

    3. Сделайте вывод, исходя из темы урока: каким качеством должен обладать человек, оказавшись в ситуации соблазна, провокации?

    2 группа: Перечитайте эпизод со слов «Тихо плелся я…» до слов «про всё, про всё». Выполните задания.

    1.Озаглавьте отрывок.

    2.Найдите слова, которые передают внутреннее состояние мальчика. Дайте оценку чувствам героя.

    3. Сделайте вывод, исходя из темы урока: каким качеством должен обладать человек, чувствующий угрызения совести?


    Работа в группах

    3 группа (3 человека): Каждый получает карточку с описанием героя рассказа, которого ему нужно изобразить.

    Бабушка

    Санька

    Левонтий


    Дитя как сундук: что в него положишь, то потом и достанешь.

    Человек отражается в своих поступках.

    Милосердие - это дар Господа, который, будучи правильно употреблен, уподобляет нас самому Богу, насколько это вообще возможно...

    Жизненные

    уроки

    Когда своя голова есть на плечах, ей чужая не поводырь.

    Сколько веревочке не виться, а конец будет.

    Доброе дело веками помнится.

    Без раскаяния нет прощения.


    «Сколько лет с тех пор прошло! Сколько событий минуло! А я все не могу забыть бабушкиного пряника - того дивного коня с розовой гривой»?


    Рефлексия

    • сегодня я узнал…
    • было интересно…
    • было трудно…
    • я понял, что…
    • теперь я могу…
    • мне захотелось…
    • я задумался о…
    • я смог…
    • я попробую…
    • меня удивило…
    • я почувствовал, что…

    Домашнее задание

    1 вариант. Нарисовать портрет бабушки, попробовав передать особенности ее характера на рисунке.

    2 вариант. Нарисовать портрет Саньки, попробовав передать особенности его характера на рисунке.

    Сделать к рисункам подписи, используя цитаты из текста.

    В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой»






    По страницам биографии

    • Виктор Петрович Астафьев родился в 1924 году в селе Овсянка недалеко от Красноярска. В 1931 году его мать утонула в Енисее, и мальчика взяли к себе дедушка и бабушка. Когда отец с мачехой переехали в заполярный порт Игарку, Астафьев убежал из дома, беспризорничал, воспитывался в детском доме. Затем закончил железнодорожную школу ФЗО и работал составителем поездов под Красноярском. Осенью 1942 года Астафьев ушел добровольцем на фронт, был шофером, артразведчиком, связистом, был ранен и контужен. После войны поселился на Урале, сменил много профессий, работал слесарем, литейщиком, грузчиком. В 1951 году стал сотрудником газеты «Чусовой рабочий», начал писать и печатать свои рассказы, затем повести и романы. Первый сборник рассказов «До будущей весны» был напечатан в 1953 году. Астафьев написал много повестей и романов для взрослых. Но особенную радость доставляла писателю работа для детей. Один из первых его детских рассказов - «Васюткино озеро». Детские рассказы составили известный сборник «Конь с розовой гривой».

    «Конь с розовой гривой»

    • Расскажите, где и когда происходит действие рассказа.
    • Кто главные герой рассказа? От чьего лица ведется повествование? Какие еще герои запомнились?
    • Что удивило вас в этом рассказе? Какие вопросы вам хотелось бы обсудить на уроке?

    Словарная работа

    • Диалéкт - местное наречие, говор. Диалектúзмы - слова или обороты речи из какого-нибудь диалекта, употребленные в литературном языке. Необычными показались слова, которые обозначают предметы или явления, характерные для того места и времени, о котором рассказывает писатель, например: увал, туесок, бадога, супротив села, заполошная, шурунет, шаньга, заимка, поскотина. Значения этих слов даны в сносках. Увáл - пологий холм, имеющий значительную протяженность. Туесóк - берестяная корзинка с тугой крышкой. Бадога - длинные поленья. Заполóшная - суетливая. Шáньга - булочка с творогом, ватрушка. Заúмка - земельный участок вдали от села, освоенный (вспаханный) его владельцем. Поскóтина - пастбище, выгон. Яр - крутой край оврага.


    Словарная работа

    • Как вы понимаете слова и выражения: малой, старшой, потатчик, спокинул, «сбодали», «привечала»; в речи дяди Левонтия - «слободу люблю», «Ничто глаз не угнетат!».

    • - Расскажите о семье Левонтия. Чем она отличалась от других семей? - «Сам дядя Левонтий в теплые вечера выходил на улицу в штанах, державшихся на единственной медной пуговице с двумя орлами, и в бязевой рубахе вовсе без пуговиц». Какая деталь в этой фразе обращает на себя внимание читателя? Какое отношение к Левонтию передает автор с помощью этой детали?
    • - Найдите в тексте отрывок, рисующий дом дяди Левонтия. Прочитайте его. Какие детали говорят о неустроенности жизни этой семьи?
    • - Какую пословицу употребляет бабушка, когда говорит о семье Левонтьевых?
    • - О чем говорит фраза: «У кого-то левонтьевские „сбодали“ жердь...»?

    • Рассказчик говорит: «Дядя Левонтий плавал когда-то по морям, любил море, а я любил его». Детские интонации мы слышим в словах: «Моя мать утонула. Чего хорошего? Я нынче сирота. Несчастный человек, и пожалеть меня некому. Левонтий только пьяный жалеет, и все. А бабушка только кричит да нет-нет и поддаст - у нее не задержится». Мы видим, что мальчику кажется, будто бабушка не любит его, а дядя Левонтий любит. - Так ли это на самом деле? Что хочет сказать нам автор? - Можно ли назвать пьяные слезы дяди Левонтия проявлением любви к мальчику? - Были ли в вашей жизни такие ситуации, когда вам казалось, что вас не любят, а потом вы поняли, что это совсем не так?

    Эпизод «Поход за ягодами на увал».

    • Прочтите эпизод «Поход за ягодами на увал» со слов «Вот с ребятишками дяди Левонтия...» до слов «...получилось земляники даже с «копной».

    Работа над текстом эпизода

    • Вернемся к абзацу: «Вот с ребятишками дяди Левонтия... мы скоро пришли в лес, на каменистый увал». - Найдите глаголы в этом отрывке.

    Бросали, барахтались, принимались драться, плакали, дразнились, заскочили, не поспело, напластали, наелись, побросали, оставили, пищали, пришли

    • - Как вы понимаете значение выражения «напластали беремя луку-батуна»?
    • - Как эти глаголы характеризуют «левонтьевских орлов»?
    • - Перечислите кратко события этого похода на увал.
    • - Почему Митя высыпал ягоды в траву? Какие чувства он испытал при этом? Проследите по тексту. «- А хочешь, я все ягоды съем? - сказал я это и сразу покаялся: понял, что попал на уду». «- Мне слабо? Хорохорился я, искоса глядя в туесок. Там было ягод уже выше середины. - Мне слабо? - повторял я гаснущим голосом и, чтобы не спасовать, не струсить, не опозориться, решительно вытряхнул ягоды в траву...» «Мне досталось всего несколько малюсеньких ягодок. Жалко ягод. Грустно. Но я напустил на себя отчаянность, махнул на все рукой. Все равно уж теперь». - Почему автор пишет: «Навалилась левонтьевская орда...»? Какое отношение он передает к детям дяди Левонтия этими словами? - Что заставило мальчика говорить: «Я еще у бабушки калач украду!»? - Кто рассказывает нам об этом дне: рассказчик или взрослый человек? Кто мог бы сказать фразу: «Так интересно и весело провели мы день...»? Как вы думаете, как относится к событиям этого дня автор?

    • - Кому из левонтьевских ребятишек автор уделяет больше внимания? - Прочитайте портрет Саньки.
    • - Что можно сказать об отношении автора к детям дяди Левонтия? Как автор их называет?
    • - Речь каждого из героев Астафьева отличается от речи остальных героев. С помощью каких примет мы отличаем, кому принадлежат те или иные слова?
    • - Для чего автор делает различимой речь каждого героя?

    • * Характеристика героя - описание особенностей, свойств героя с помощью портрета, рассказа о поступках. * Речевая характеристика героя - описание характерных, отличительных свойств, качеств героя с помощью речи.
    • - Что мы можем сказать о Таньке и Саньке по их речи?

    Домашнее задание

    • Подготовить ответы на 7-8 вопросы учебника (с. 106, ч. 2). Составить цитатный план для рассказа о Саньке Левонтьеве, о бабушке Катерине Петровне (по выбору ученика).

    Литература:

    • Литература. 6 класс. Учеб. для общеобраз. организаций. В 2 ч. Ч1/ [В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин]. Под ред. В.Я. Коровиной. – 2-е изд. – М. Просвещение, 2013 – 303 с.
    • Ерёмина О. А. Уроки литературы в 6 классе. Книга для учителя. –
    Вверх