Обзор международных нормативных правовых актов по информационным технологиям. Правовая информатика: Учебное пособие

Акопов Г.Л., Гуде С.В., Шевчук П.С., Арбузов П.В., Фатхи Д.В. ПРАВОВАЯ ИНФОРМАТИКА Учебное пособие Ростов-на-Дону 2006 1. ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ И ПРАВОВАЯ ИНФОРМАТИКА............. 4 1.1. Информация и информационное общество..................................................... 4 1.2. Правовая информация, ее классификация....................................................... 7 1.3. Предмет и задачи правовой информатики..................................................... 12 2. ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА ПРАВОВОЙ ИНФОРМАТИКИ............. 16 2.1. Автоматизированные справочно-правовые системы.................................... 16 2.1.1. Зарубежные поисковые системы правовой информации......................... 17 2.1.2. Развитие российских справочно-правовых систем................................... 18 2.1.3. Справочно-правовые системы семейства КонсультантПлюс.................. 19 2.1.4. Универсальная система поддержки правоприменения «Гарант» ............ 23 2.2. Компьютеризация расследования уголовных дел......................................... 25 2.3. Автоматизированное рабочее место юриста................................................. 34 2.4. Применение ЭВМ в судебной экспертизе...................................................... 35 2.4.1. Дактилоскопическая экспертиза.................................................................. 35 2.4.2. Фоноскопические экспертизы..................................................................... 37 2.4.3. Компьютерные системы видеонаблюдения............................................... 38 2.5. Использование справочно-правовой системой КонсультантПлюс............. 42 2.5.1. Инструментарий справочной правовой системы КонсультантПлюс...... 42 2.5.2. Поиск документов......................................................................................... 43 2.5.3. Список документов....................................................................................... 45 2.5.4. Работа с текстом документа......................................................................... 46 2.5.5. Практические задания.................................................................................. 48 2.6. Особенности практического применения справочно-правовой системы Гарант............................................................................................................................ 49 2.6.1. Открытие информационной базы................................................................ 49 2.6.2. Основное меню.............................................................................................. 50 2.6.3. Работа с документами................................................................................... 51 2.6.4. Поиск документов......................................................................................... 54 2.6.5. Фильтры поиска............................................................................................ 57 2.6.6. Списки документов. Использование папок................................................ 58 2.6.7. Распечатка текстов, копирование и сохранение в файл............................ 60 2.6.8. Практические задания.................................................................................. 61 3. СФЕРА ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ................. 63 3.1. Понятие, состав и содержание информационной сферы.............................. 63 3.2. Область поиска, получения и потребления информации............................. 65 3.3. Область создания и распространения исходной и производной информации.................................................................................................................. 66 3.4. Область формирования информационных ресурсов, подготовки информационных продуктов, предоставления информационных услуг................ 68 3.5. Область создания и применения информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения........................................ 72 3.6. Область создания и применения средств и механизмов информационной безопасности................................................................................................................. 74 4. ИНФОРМАЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО................................ 4.1. Понятия, структура и общая характеристика информационного законодательства.......................................................................................................... 76 4.2. Информационно-правовые нормы Конституции Российской Федерации. 79 4.3. Законодательство об интеллектуальной собственности............................... 81 4.3.1. Законодательство об авторском праве и смежных правах....................... 81 2 4.3.2. Патентное законодательство........................................................................ 84 4.3.3. Законодательство о ноу-хау......................................................................... 85 4.3.4. Практические задания.................................................................................. 86 4.4. Законодательство о средствах массовой информации................................. 89 4.4.1. Практические задания. ................................................................................. 91 4.5. Законодательство о формировании информационных ресурсов, подготовке информационных продуктов, предоставлении информационных услуг............... 95 4.5.1. Общие вопросы законодательства об информационных ресурсах.......... 96 4.5.2. Законодательство о правовой информации.............................................. 100 4.5.3. Законодательство о персональных данных.............................................. 102 4.5.4. Законодательство о библиотечном деле................................................... 104 4.5.5. Законодательство об Архивном фонде Российской Федерации и архивах 105 4.5.6. Законодательство о международном обмене информацией................... 106 4.5.7. Практические задания. ............................................................................... 108 4.6. Законодательство о поиске, получении, передаче и применении информации................................................................................................................ 113 4.7. Законодательство о создании и применении информационных систем, их сетей, информационных технологий и средств их обеспечения........................... 118 4.8. Законодательство об информационной безопасности................................ 121 4.8.1. Практические задания................................................................................ 126 4.9. Отдельные информационно-правовые нормы в составе нормативных правовых актов отраслей Российского законодательства...................................... 128 4.9.1. Типовые информационно-правовые нормы, подлежащие включению в состав актов по отраслям законодательства......................................................... 129 4.9.2. Нормы об ответственности за правонарушения в информационной сфере 130 5. ЛИТЕРАТУРА......................................................... 3 1. ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ И ПРАВОВАЯ ИНФОРМАТИКА 1.1. Информация и информационное общество Развитие человечества сопровождалось ростом объема накопленных знаний и сведений, как о самом человеке, так и об окружающем его мире. Начиная с начала 20 столетия темпы информации резко возросли. Так, если в 19 столетии общая сумма человеческих знаний удваивались через 50 лет, то к 1950 г. - через каждые 10 лет, к 1970 г. - каждые 5 лет, а с 1990г. - ежегодно. Сложившуюся ситуацию нередко характеризуют с помощью выражения: “информационный взрыв”. Это происходит, главным образом, за счет информации, получаемой при проведении исследований поверхности, недр, атмосферы Земли, океанов, космического пространства, микромира и т.д. Основным источником наиболее значимой информации является наука, производящая научные знания - высшую форму информации. Интеллектуальный потенциал науки определяется ее способностью производить новую научную информацию на единицу потребляемой исходной информации. Специалистами в области информатики был установлен количественный закон увеличения информации в обществе. Этот закон представляется в виде экспоненциальной функции. В федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации», который был принят в России в 1995 году, даны следующие определения понятий информация и информационные ресурсы: - информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления; - информационные ресурсы - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах). Во всяком обществе информация выполняет следующие основные функции: интегративную - сплочения членов общества и социальных групп в единое целое; коммуникативную - общения и взаимопонимания; инструментальную - участия в организации производства и управлении; познавательную - как средство отражения объективной реальности и передачи данных. Мы являемся свидетелями существенного повышения роли и места информации в жизни личности, общества, государства. Информация сегодня превратилась в мощный реально ощутимый ресурс, имеющий даже большую ценность, чем природные финансовые, трудовые и иные ресурсы. Информация стала товаром, который продается и покупается. Информация превратилась в оружие, возникают и прекращаются информационные войны. Активнейшим образом развивается и входит в нашу жизнь трансграничная информационная сеть Интернет. Все это серьезно трансформирует жизнь личности, общества, государства. Цивилизация в целом и каждый из нас, в частности, находятся на стадии формирования общества нового типа - информационного общества. Это общество все еще непонятно для многих. Социальная система и право как один из основных регуляторов этой системы существенно отстают от темпов развития информационного общества, от непостижимых скоростей «наступления» на нас 4 новых информационных технологий и всемирной паутины Интернет - «строительного материала» информационного общества. Что же такое информационное общество? В соответствии с концепцией 3.Бжезинского, Д.Белла, О.Тоффлера, поддерживаемой и другими зарубежными учеными, информационное общество - разновидность постиндустриального общества. Рассматривая общественное развитие как «смену стадий», сторонники этой концепции информационного общества связывают его становление с доминированием «четвертого», информационного сектора экономики, следующего за тремя известными секторами - сельским хозяйством, промышленностью и экономикой услуг. При этом они утверждают, что капитал и труд, как основа индустриального общества, уступают место информации и знаниям в информационном обществе. Информационное общество - общество особое, не известное истории. Дать его определение трудно, однако можно перечислить основные особенности и характеристики: − наличие информационной инфраструктуры, состоящей из трансграничных информационно-телекоммуникационных сетей и распределенных в них информационных ресурсов как запасов знаний; − массовое применение персональных компьютеров, подключенных к трансграничным информационно-телекоммуникационным сетям (ТИТС). Именно массовое, иначе это не общество, а совокупность отдельных его членов; − подготовленность членов общества к работе на персональных компьютерах и в трансграничных информационно-телекоммуникационных сетях; − новые формы и виды деятельности в ТИТС или в виртуальном пространстве (повседневная трудовая деятельность в сетях, купля-продажа товаров и услуг, связь и коммуникация, отдых и развлечение, медицинское обслуживание и т.п.); − возможность каждому практически мгновенно получать из ТИТС полную, точную и достоверную информацию; − практически мгновенная коммуникация каждого члена общества с каждым, каждого со всеми и всех с каждым (например, «чаты» по интересам в Интернет); − трансформация деятельности средств массовой информации (СМИ), интеграция СМИ и ТИТС, создание единой среды распространения массовой информации - мультимедиа; − отсутствие географических и геополитических границ государств - участников ТИТС, «столкновение» и «ломка» национальных законодательств стран в этих сетях, становление нового международного информационного права и законодательства. Типичный пример информационной инфраструктуры такого ин- формационного общества - Интернет. Сегодня Интернет активно заполняет информационное пространство во всех странах и на всех континентах и является основным и активным средством формирования информационного общества. Объемы информационных ресурсов растут в Интернет экспоненциально. Все виды информации, функционирующей в обществе, можно назвать социальной информацией. Различают следующие виды социальной информации: - политическая; - экономическая; - научно-техническая; - массовая; 5 - правовая; - статистическая; - о чрезвычайных ситуациях; - о гражданах (персональные данные); - компьютерная; - и др. Политическая информация - информация о статике и динамике политических отношениях, политической линии государства, деятельности политических партий и общественных объединений, имидже политических деятелей, обо всех элементах политической системы общества. Экономическая информация - совокупность сведений, отражающих экономические процессы и отношения. Научно-техническая информация - это документированные или публично оглашаемые сведения об отечественных и зарубежных достижениях науки, техники и производства. Под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения. Информация о гражданах (персональные данные) - это сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность. Основными элементами информации о гражданах являются имя и фамилия, пол, дата и место рождения, место проживания, образование и семейное положение, сведения о социальном положении, принадлежности к политическим партиям и объединениям, физическом и психическом здоровье, финансовом положении, владении собственностью, о судимости и др. Термин компьютерной информации введен Уголовным кодексом РФ 1996 г. В статье 272 дано определение этого вида информации как информации на машинном носителе, в электронно-вычислительной машине (ЭВМ), системе ЭВМ или в их сети. Содержание статистической информации и информации о чрезвычайных ситуациях достаточно очевидны. Понятие и классификация правовой информации будут изложены ниже. По режимам доступа информацию можно разделить на: открытую (общедоступную) и информацию ограниченного доступа (государственную тайну, конфиденциальную информацию, коммерческую тайну, профессиональную тайну, служебную тайну). Государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной и оперативно- розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб без- опасности Российской Федерации (ст. 2 Закона РФ "О государственной тайне" от 24 июля1993г.). Конфиденциальная информация - документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством. Указ Президента РФ «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» от 6 марта 1997 г. определяет виды конфиденциальной информации. К ним относятся: - сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях. - сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства. 6 - служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (служебная тайна). - сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и так далее). - сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (коммерческая тайна). - сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них. Коммерческая тайна определяется как информация, которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности (Федеральный закон РФ «О коммерческой тайне» от 9 июля 2004г.). По видам носителей информация может быть представлена: - на бумаге; - на машиночитаемых носителях; - в виде изображения на экране ЭВМ; - в памяти ЭВМ; - на других носителях. 1.2. Правовая информация, ее классификация Данный вид информации особенно важен, поскольку правовая информатика ориентирована, в конечном счете, на оптимизацию потоков правовой информации в государственных структурах и на повышение эффективности ее использования. Правовая информация – используемые в общественной практике знания, сообщения, сведения о правовой сфере жизни общества (С.С.Москвин). Правовая информация – сведения (сообщения, данные) о фактах, событиях, предметах, лицах, явлениях, протекающих в правовой сфере, содержащихся в правовых источниках и используемых для решения задач правотворчества, правоприменительной и правоохранительной деятельности, защиты прав и свобод личности. Правовая информация имеет официальный и документальный характер. Для нее характерна системность. Например, вся совокупность нормативных правовых актов группируется вокруг Конституции РФ. Требования, которые предъявляются к правовой информации, могут быть сформулированы следующим образом: - правовая информация должна быть достоверной, т. е. объективно отражать реальность; - она должна быть полной, т. е. отражать все относящиеся к данному случаю факты, явления, процессы. Как научная категория информация в области права характеризуется рядом признаков (свойств), к числу которых относятся: известная самостоятельность сведений, данных; возможность многократного использования той или иной 7 информации; сохранение передаваемой информации у передающего или получающего субъекта; способность к обработке, интеграции и «сжатию»; возможность математического анализа информации; системность; коммуникативность. Информация в сфере права имеет ряд аспектов, и в частности вероятностный, семантический, прагматический, синтаксический и др. Циркулирующая в правовых образованиях информация разнообразна и разнородна. Она может содержаться в законах, иных нормативных актах, юридических решениях, в сознании государственных служащих, депутатов, на перфокартах, магнитных лентах и т.д. Общественные отношения, связанные с правовым режимом вновь принятых нормативных правовых актов, регулируются Федеральным законом "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, феде- ральных законов, актов палат Федерального Собрания" от 14 июня 1994 г., со- гласно которому на территории Российской Федерации применяются только те законы и акты палат Федерального Собрания, которые официально опубликова- ных. Эти документы могут быть доведены до сведения и в иных печатных издани- ях, по телевидению и радио, разосланы государственным органам и другим субъ- ектам права, распространены в машиночитаемом виде (ст. 5). Информацию в правовых образованиях можно классифицировать по разным основаниям и признакам. По роли в правовой системе информация разделяется на нормативную и ненормативную. Нормативная правовая информация создается в порядке правотворческой деятельности и содержится в нормативных правовых актах. К источникам нормативной правовой информации относятся законодательные и иные нормативные правовые акты, международные договоры и соглашения, общепризнанные нормы и принципы международного права. Сюда же относятся толкование правовых норм и обобщение правовой практики (например, судебной). При толковании норм права выявляется воля законодателя. Дополнительную ин- формацию дают следующие приемы толкования: логическое толкование, система- тическое толкование, разъяснение терминов, понятий, анализ типичных ситуаций в уголовно-правовой, гражданско-правовой и иных сферах судебной деятельности. Нормативная правовая информация может быть представлена в виде 4 уровней. 1. Международно-правовая информация - содержащиеся в международно- правовых договорах, соглашениях, конвенциях сведения, характеризующие отно- шения между государствами, народами, международными организациями, а также по поводу прав и свобод человека. 2. Правовая информация федерального уровня - информация, содержащаяся в Конституции РФ, в федеральных конституционных и федеральных законах, указах Президента РФ, постановлениях и распоряжениях правительства, решения Конституционного Суда, и т.д. 3. Уровень субъектов РФ (региональный уровень). В соответствии с Конституцией РФ республики в составе РФ имеют свое законодательство и конституцию. Край, область, город федерального значения – устав и законодательство. 4. Акты местного самоуправления, акты местных представительных органов, местной администрации, органов территориального общественного самоуправления. Местное управление не входит в состав государственных органов, 8 осуществляется в городах, сельских поселениях с целью решения населением местных вопросов. Ненормативная правовая информация создается, как правило, в порядке правоприменительной и правоохранительной деятельности. Например, это доказательства по уголовному, гражданскому или арбитражному делу. Это может быть информация, получаемая в результате проведения судебной экспертизы почерка или какого-либо другого криминалистического объекта. Ненормативная информация в виде данных социологических или статистических исследований используется в ходе организации правотворческого процесса, применяется для систематического информирования граждан, всех гражданских структур о наиболее актуальных явлениях, фактах и проблемах, существующих в правовой сфере. С помощью такой информации реализуются предписания правовых норм. Эта информация создается в объекте управления и движется в контуре обратной связи системы правового управления. К ненормативной правовой информации относятся: 1) общая информация о состоянии законности и правопорядка: − заявления, поступающие в прокуратуру, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ о соблюдении законности; − судебная, уголовная и прокурорская статистика; − информация о соблюдении прав и свобод человека (в том числе и по представлению Уполномоченного по правам человека); − социологические исследования об эффективности законодательных и иных нормативных правовых актов; 2) информация о гражданско-правовых отношениях, договорных и иных обязательствах (договоры, соглашения и т.п. документы); 3) информация, представляющая административную деятельность органов исполнительной власти и местного самоуправления по исполнению нормативных предписаний; 4) информация судов и судебных органов (судебные дела, судебные решения и т.п.); 5) информация, связанная с раскрытием и расследованием правонарушений: − криминологическая информация - данные о преступности и других правонарушениях, эффективности уголовных наказаний; − криминалистическая информация, используемая при доказательстве факта преступления и идентификации лица или группы лиц, совершивших преступление; − судебно-экспертная информация - информация, используемая при проведении судебных экспертиз для доказательства (или опровержения) факта преступления и вины обвиняемого; − оперативно-розыскная информация - информация, содержащая сведения, отражающие ход и результаты проведения оперативно- розыскных мероприятий по установлению и розыску лиц, совершивших уголовно наказуемые деяния и скрывающихся от правосудия, а также иные сведения и материалы. По версии специалистов «Консультант Плюс», правовую информацию можно определить как массив правовых актов и тесно связанных с ними справочных, нормативно - технических и научных материалов, охватывающих все сферы правовой деятельности. 9 Правовую информацию, в зависимости от того, кто является ее "автором", то есть от кого она исходит, и на что направлена, можно разделить на три большие группы: официальная правовая информация, информация индивидуально - правового характера, имеющая юридическое значение, и неофициальная правовая информация. Официальная правовая информация - это информация, исходящая от полномочных государственных органов, имеющая юридическое значение и направленная на регулирование общественных отношений. Официальная правовая информация, в свою очередь, подразделяется на нормативную правовую информацию и иную официальную правовую информацию. К иной (ненормативной) официальной правовой информации можно отнести: - ненормативные акты общего характера; - акты официального разъяснения; - правоприменительные акты. Информация индивидуально - правового характера, имеющая юридическое значение, - это информация, исходящая от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, и направленная на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений. Неофициальная правовая информация - это материалы и сведения о законодательстве и практике его осуществления (применения), не влекущие правовых последствий и обеспечивающие эффективную реализацию правовых норм. Некоторые свойства правовой информации выступают в качестве объекта правового регулирования. Правовой режим информации - это нормативно уста- новленные правила, определяющие степень открытости, порядок документирова- ния, доступа, хранения, распространения и защиты информации, организации со- вместимости отдельных видов информации. А.Ф. Шебанов в книге «Правовая информация» подразделяет всю циркулирующую в рамках механизма правового регулирования и иных систем правовую информацию на два вида: официальную и неофициальную. Известны и другие исследования проблемы классификации правовой информации в рамках механизма правового регулирования и иных правовых образований. Так, например, Н.Г. Беляева и В.И. Иванов рассматривали информацию в рамках правовых образований не только как совокупность сведений и данных о действующем праве, практике его осуществления, но и как совокупность сведений о правотворчестве, о научных теоретических разработках в области правовой действительности. Эта информация классифицировалась с точки зрения ее источников, к числу которых относились: нормативные юридические акты, издаваемые органами государства, т.е. законы, указы, постановления и иные письменные документы, закрепляющие решения соответствующих государственных органов и направленные на установление, изменение и отмену юридических актов; практика рассмотрения дел в органах суда и государственного арбитража, отражаемая в соответствующих официальных документах; сведения статистики о состоянии преступности; криминологические исследования и др. Наряду с этим правовая информация как источник необходимых сведений о правовой реальности подразделялась на информацию, направленную на совершенствование законодательства, оказание помощи органам государственного управления и правосудия в осуществлении ими конкретных функций, развитие научных исследований и разработок в области права, улучшение научных 10

Андреева О. А., Клочков В. В., Костенко М. А.,
Макаренко С. Н., Земченков Н. Ф., Дедюлина М. А.,
Кулик В. С., Тимошенко И. В.,
Дранников В. Н., Ельчанинова Н. Б.
Правоведение: учебное пособие
Под ред. д-ра юр. наук, профессора, действительного члена Российской академии естественных наук П. П. Баранова. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. - 299 с.

Предыдущая

11. Правовые основы защиты информации и государственной тайны

11.1. Систематизация правовой информации

К правовой информации относятся, прежде всего, правовые акты, а также вся информация, которая связана с правом. Например, материалы подготовки законопроектов и других нормативно-правовых актов, материалы их обсуждения и принятия, учета и упорядочения, толкования и реализации правовых норм. В правовую информацию включаются также материалы о правовом образовании и разработке научных концепций развития права.

Правовая информация – это массив правовых актов и тесно связанных с ними справочных, нормативно-технических и научных материалов, охватывающих все сферы правовой деятельности.

Правовую информацию, в зависимости от того, кто является ее «автором» (т.е. от кого она исходит), и на что она направлена, можно разделить на три группы: официальная, неофициальная и информация индивидуально-правового характера (см. рис.).

1. Официальная правовая информация – это информация, исходящая от полномочных государственных органов, имеющая юридическое значение и направленная на регулирование общественных отношений. Она делится на нормативно-правовую и иную официальную правовую информацию.

Нормативно-правовая информация – это совокупность нормативно-правовых актов во всем их многообразии.

Природу нормативно-правового акта характеризует, прежде всего, такой его признак, как государственность: государство, его органы устанавливают обязательные для всех правила поведения и обеспечивают их выполнение. Наличие в актах нормативных предписаний является хотя и не безусловным, но одним из характерных признаков нормативности. Для облегчения отграничения нормативных актов от индивидуальных нужно выделить внешние признаки нормативности предписаний: 1) неконкретность адресата (т.е. акт регулирует поведение неопределенного круга лиц); 2) возможность неоднократного применения предписания.

На практике при определении нормативности актов следует иметь в виду, что указанные признаки являются лишь внешними признаками нормативности, что главный признак - правотворческое значение акта, его направленность на установление, изменение или отмену норм права.

Иная официальная правовая информация включает официальные правовые акты, не носящие нормативный характер.

Акты общего характера создают серию правоотношений, в их исполнении участвуют многие субъекты, но эти акты исчерпываются однократным исполнением. Например, решение о проведении профилактических прививок, о строительстве завода и т.п.

Акты официального разъяснения действующих норм – это акты толкования Конституции РФ Конституционным судом РФ, руководящие разъяснения Пленума Верховного суда РФ, Пленума Высшего арбитражного Суда РФ.

Правоприменительные акты – это индивидуально-правовые акты, принимаемые органами законодательной, исполнительной власти, судебными, прокурорскими органами. В отличие от нормативного акта они относятся не к любому лицу, органу, организации, а к определенному, конкретному субъекту правоотношения. Например, судебный приговор, решение о назначении пенсии, Указ Президента РФ о назначении на должность министра и т.п.

Рис. Классификация правовой информации

2. Информация индивидуально-правового характера , имеющая юридиеское значение, отличается от официальной правовой информации тем, что исходит не от полномочных государственных органов, а от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий: граждан, организаций и т.п.

Акты, в которых содержится такая информация, носят индивидуально-правовой характер и направлены на создание, изменение или прекращение правоотношений. Например, договор поставки заключается между двумя конкретными организациями, влечет определенные юридические последствия – устанавливает права и обязанности сторон договора, прекращается после исполнения условий договора.

3. Неофициальная правовая информация – это материалы и сведения о законодательстве и практике его применения. Она отличается от официальной правовой информации и информации индивидуально-правового характера тем, что не влечет правовых последствий.

Неофициальная правовая информация, не являясь нормативной и порождающей юридические последствия, имеет, тем не менее, важное значение для эффективной реализации норм права.

Все рассмотренные виды правовой информации составляют в своей совокупности правовой информационный фонд .

Правовой информационный фонд, содержащий столь обширные и разнообразные сведения, может быть необходим органу, основной функцией которого является снабжение правовой информацией широкого круга других государственных органов и организаций. Однако органа с такими функциями в стране сейчас нет и, следовательно, не существует сосредоточенного в одном месте правового информационного фонда, содержащего все перечисленные выше сведения.

Каждый орган или организация аккумулируют у себя только ту информацию, которая необходима либо непосредственно для нужд данного органа или организации, либо также и для организаций их системы. Иными словами, каждый орган (организация), имеющий свой правовой информационный фонд, одновременно является и информатором, и потребителем информации.

Поскольку нормативно-правовые акты играют главную роль в осуществлении всех основных форм государственной деятельности, то информационный фонд, содержание которого составляют нормативно-правовые акты, называется основным (нормативным) информационным фондом .

Для любой правовой информации, кроме информации о нормативно-правовых актах, характерно то, что она может быть использована лишь в сочетании со сведениями, содержащимися в основном (нормативном) фонде, так как только в этом случае она может быть правильно оценена и использована. Эти свойства определяют дополнительный характер такой информации, не меняющийся в зависимости от того, необходимы ли эти сведения всем органам и организациям, части из них либо только одному или одной. Правовой фонд, содержащий такую информацию, называется дополнительным информационным фондом .

Необходимым условием информационного фонда является его полнота. Вся та информация, необходимость которой вызывается правовым положением и функциями формирующего фонд органа, должна содержаться в правовом информационном фонде. Особенно строго это правило должно соблюдаться при формировании основного (нормативного) информационного фонда.

Правовой информационный фонд имеет свойство постоянно разрастаться. Так, например, за последние два года в РФ только в области предпринимательского права вышло более 200 нормативных актов. Это дает основание полагать, что назрела серьезная необходимость в систематизации всей правовой информации, и, в частности, законодательства.

Наличие множества устаревших нормативно-правовых актов, не согласующихся с вновь принимаемыми законами, нарушает целостность законодательства. Остро ощущается необходимость в проведении ревизии всего законодательного массива, расчистке его от устаревших норм, противоречий, которые отрицательно сказываются на практике. Анализ судебной практики последних лет свидетельствует о том, что ошибки в деятельности судов зачастую связаны с коллизиями в самом законодательстве, со слабой оперативностью правотворческой деятельности по внесению в него необходимых изменений.

В систематизации законодательства нуждаются не только акты, которые были приняты давно, и действие которых сохраняется в наше время. Потребность в упорядочении испытывает и новое законодательство, тем более что число актов, в него входящих, значительно увеличилось. Так, было подсчитано, что каждый месяц, не считая парламентских каникул, принимается в среднем до 180 актов.

Примечательно то, что новое законодательство очень часто несогласованно и противоречиво. Такая несогласованность наблюдается между некоторыми кодифицированными актами, особенно если законодатель не вносит сразу изменения во все акты, регламентирующие тот или иной вид правоотношения. Зачастую встречаются несоответствия подзаконных актов законам, что не может быть оправдано никакими дополнительными полномочиями или чрезвычайной ситуацией. К сожалению, причиной такого противоречия в наших условиях стало явное соперничество законодательной и исполнительной власти.

Значение научно обоснованной систематизации правовой информации трудно переоценить. Она позволяет правотворческому органу в сравнительно короткий промежуток времени обозреть весь массив действующего законодательства. Имея дело с систематизированной правовой информацией, законодатель гораздо успешнее и с меньшей затратой сил и времени может выявлять несогласованности, противоречия, пробелы правового регулирования и принимать меры к их устранению.

Кроме того, систематизация необходима в целях повышения эффективности правоприменительной деятельности. Логически последовательное и компактное изложение правовой информации облегчает поиск нужной формы и уяснение ее смысла.

И, наконец, систематизация необходима для улучшения правового воспитания граждан, повышения правовой культуры. Делая законодательство более доступным широким слоям населения, она предоставляет им реальную возможность узнать из первоисточника, в чем заключаются требования государства.

Систематизация может быть направлена, во-первых, на достижение внутреннего единства юридических норм, т.е. на устранение коллизий и пробелов. В этом случае мы имеем дело с внутренней систематизацией законодательства. Во-вторых, она может иметь целью упорядочение правового материала, расположение его по определенным разделам и рубрикам, т.е. классификацию, облегчающую поиск необходимых нормативных актов. В этом случае мы получаем внешнюю систематизацию. Под классификацией понимается распределение объектов, изучаемых какой-либо наукой, по классам (разрядам, группам и т.д.) согласно определенным признакам, присущим одним объектам и отсутствующим у других.

Прежде чем начинать производить мероприятия по систематизации, необходимо четко уяснить: 1) что подвергается систематизации; 2) какие действия при этом необходимо совершать, какие способы и приемы систематизации необходимо применить; 3) какие принципы лежат в основе систематизации.

Четкое определение объекта систематизации неразрывно связано с познанием системы законодательства в целом либо ее составных частей. В результате такого познания устанавливается модель системы, к практическому воплощению которой законодатель будет стремиться. К научным принципам построения такой модели системы законодательства следует отнести: 1) принцип выделения объекта исследования (целого или части; в настоящее время более возможным представляется построение множества моделей, так как объем законодательства чрезвычайно велик); 2) принцип выделения исходного минимума элементов, позволяющих получить более полное описание системы законодательства (либо ее частей); 3) принцип последовательного вывода и описания множества актов, т.е. через предыдущее множество в порядке иерархии; 4) принцип непротиворечивости самой модели.

После установления того, что нужно создать, определяется модель совершаемых действий по приведению законодательства в систему. На практике такая модель, как правило, предполагает создание общего плана систематизации и рабочего плана каждой отраслевой кодификации.

Следующим важным шагом на пути систематизации законодательства является определение объема законодательного материала, подлежащего обработке. Осуществление этой операции тесным образом связано с таким принципом систематизации законодательства, как обозримость всего множества нормативно-правовых актов, без которой невозможна полнота охвата систематизируемого законодательства. Разрешить подобного рода задачу нелегко, поскольку объем законодательства сейчас настолько велик, что вряд ли кто-нибудь определит точную цифру ныне действующих нормативно-правовых актов.

Объединение нормативно-правового материала - следующий этап систематизации законодательства. На данной стадии необходимо учитывать следующее. Во-первых, при объединении нормативно-правового материала должна соблюдаться логическая последовательность каждого множества нормативно-правовых актов, будь то отрасль или институт законодательства. Во-вторых, учету должна подлежать и историческая преемственность отраслей законодательства. Особенно это необходимо тогда, когда на базе каких-то отраслей формируется новая отрасль законодательства. Например, природоохранное законодательство, воспроизводящее нормы земельного, водного, лесного законодательства, должно проводить сложившиеся “традиции” данных отраслей, “опыт” их систематизации. В-третьих, осуществляя отраслевую кодификацию, нельзя в целостные отраслевые акты включать, объединять целые институты другой отрасли законодательства. В-четвертых, при объединении нормативно-правового материала необходимо учитывать совместимость тех или иных групп актов по методу регулирования. В-пятых, единство нормативно-правовых актов во многом определяется единством тех принципов, которые лежат в основе той или иной группы актов. Поэтому очень важно не допускать их противоречия друг другу.

После проведения работы по объединению нормативных актов, составления учетно-регистрационной карточки проводится ревизия законодательства. Она позволяет забыть об основной исторической связи между ныне действующими актами и теми, которые были в прошлом, но фактически отменены или заменены другими.

В заключение встает вопрос о схеме сборника или кодифицированного акта. В отношении последнего она определяется внутриотраслевой систематикой законодательства. После определения схемы устанавливается название акта.

Рост количества и объемов нормативных актов в РФ - объективный процесс, с которым следует считаться. Ориентироваться в этом огромном материале без должной его систематизации затруднительно даже для высококвалифицированных юристов, не говоря уже о работниках государственного аппарата, а тем более о гражданах.

Подобное положение свидетельствует о том, что юридические службы и хозяйственные руководители не в состоянии отыскать необходимую им правовую информацию, прежде всего в силу запутанности и слабой организованности последней, в силу отсутствия многоаспектной и достаточно глубокой классификации хотя бы только законодательства. Поэтому остановимся более подробно на теоретических и практических аспектах организации массивов правовой информации, не касаясь проблем внутренней систематизации.

Важным, но, разумеется, не единственным направлением в решении проблем, возникающих при пользовании резко увеличивающейся информацией, в том числе заключенной в нормативных актах, является “сжатие” информации, т.е. запись большого количества информации на соответствующих носителях. Это осуществляется как путем преобразования формы представления информации, так и путем повышения емкости носителей информации. Примером первого способа могут служить аннотирование и реферирование информации. Микрофильмирование, запись информации на магнитные диски ЭВМ - второй путь сжатия информации. При этом “сжатие” можно осуществлять посредством записи как полного текста документа, так и его поисковых образов (в информационно-поисковых системах). Разумеется “сжатие” информации, заключенной в нормативных актах, отличается спецификой. Здесь менее всего пригодны реферирование и аннотирование. Однако другие способы вполне приемлемы. Следует подчеркнуть, что систематизация, кодификация законодательства, несомненно, являются одним из традиционных приемов “сжатия” правовой информации.

В любом случае “сжатие” правовой информации предполагает ее упорядочение, дает возможность более эффективно осуществить ее поиск, помогает обеспечить своевременность, полноту, точность выдачи информации.

Теория систематизации правового материала представляет собой научную основу организации физических массивов правовой информации и обеспечения ею потребностей и нужд системы государственного и хозяйственного управления. Существенное улучшение работы с правовой информацией, налаживание высокоэффективной справочно-информационной службы - весьма актуальная задача.

Объемы правовой информации увеличиваются практически с каждым днем. Возрастает число потребителей, нуждающихся в ее получении. Работники органов государственного и хозяйственного управления, правоохранительных органов, арбитража, юридических служб предприятий, учреждений и организаций все больше времени тратят на поиск и обработку информации, на подготовку исходного материала, оставляя все меньше времени на собственно творческий труд. А это свидетельствует о том, что служба правовой информации как одно из звеньев организационной и функциональной структур системы управления не соответствует потребностям сегодняшнего дня. Необходимость создания общегосударственной правовой информационно-справочной службы вызывается насущными задачами совершенствования системы управления обществом, улучшения законодательства и правоприменительной практики, укрепления законности и правопорядка.

Физической базой подобной справочной службы в области права является информационный фонд, создаваемый в процессе учета и научно обоснованной организации массивов правовой информации.

Служба правовой информации начинается со сбора и хранения правовой документации объекта информации, прежде всего, нормативно-правовых актов, правоприменительных актов органов государственной власти и управления, актов судебных и прокурорских органов, арбитражных решений. Одна из важнейших научных и практических проблем - организация учета этих материалов, и, прежде всего, законов и подзаконных нормативно-правовых актов, составляющих основной информационный фонд.

Учет нормативно-правовых актов - понятие собирательное. Оно охватывает деятельность государственных органов по сбору сведений не только о вновь изданных актах, но и обо всех происходящих в них изменениях. Для организации такого учета государственные органы создают специальные структурные подразделения, используют различные формы и методы сбора и обработки нормативно-правового материала. Разные по содержанию, все они имеют общее назначение - дать государственному аппарату максимально точные и исчерпывающие сведения о состоянии законодательства в целом, в отдельной отрасли, по отдельной проблеме.

Научно налаженный учет нормативно-правовых актов является основой службы правовой информации. На базе постоянного научно организованного учета нормативно-правовых актов составляются заключения и справки по действующему законодательству, обнаруживаются пробелы в праве, готовятся предложения об издании новых актов и отмене актов, потерявших свою силу. Такой учет необходим для кодификации законодательства, составления хронологических и систематических собраний законодательства, различных инкорпорированных сборников правовых актов.

Правильно организованный учет нормативно-правовых актов необходим и для успешного применения права в повседневной практической деятельности государственных органов, предприятий, учреждений, организаций, граждан. Особое значение имеет хорошо поставленный учет законодательства для деятельности органов правосудия и прокурорского надзора. Важную роль играет налаженный учет нормативно-правовых актов также и в процессе осуществления справочной работы по законодательству.

Предыдущая

Информационные технологии (ИТ) стали одним из ведущих факторов прогресса цивилизации, а их повсеместное использование сформировало новую сферу общественных отношений. Информационные технологии оказывают воздействие на самые различные стороны социального и экономического развития, государственного управления, повседневной жизни людей. Они, наряду с телекоммуникационными технологиями, составляют основу процессов информатизации, движения к информационному обществу. С возникновением новых общественных отношений, связанных с использованием информационных технологий, особую значимость приобретает правовое регулирование, обеспечивающее устойчивое и динамичное развитие этой сферы. Значительное количество правовых актов и активный нормотворческий процесс, возрастающий общественный интерес к данной проблематике обуславливают необходимость системного анализа действующего законодательства с целью выявления пробелов и противоречий, а также определения приоритетов в государственном регулировании.


Актуальность проблемы развития законодательства в сфере ИТ определяется также существенным влиянием соответствующих правовых норм на эффективность правового регулирования во всех сферах жизни общества. Расходы государства и бизнеса на информационное обеспечение своей деятельности, на создание и эксплуатацию дорогостоящих информационных систем, растут с каждым годом. При этом возникают правовые отношения, связанные с необходимостью более точного определения специфики создаваемых объектов комплексного характера (информационные базы; регистры, кадастры, реестры и классификаторы; интернет-ресурсы и сетевые интерактивные услуги) и организации их надлежащего учета. В гражданском обороте в настоящее время находятся большие объемы разнообразных информационных продуктов, их производители и пользователи заинтересованы в законодательной защите своих прав на эти продукты








1. В 1978 г. ЮНЕСКО в своей «Декларации об основных принципах, касающихся вклада средств массовой информации в укрепление мира и международного взаимопонимания, в развитие прав человека и в борьбу против расизма и апартеида и подстрекательства к войне» не только провозгласила основные ценности, которыми обладает человечество, но и отметила вехи и направления защиты этих ценностей в случае нанесения ущерба, посягательства на них путем враждебной информационной деятельности. Другие документы ЮНЕСКО: «Содействие предупреждению конфликтов и постконфликтному миростроительству», «Новые информационные и коммуникационные технологии», «Содействие независимым плюралистическим средствам массовой информации»


2. В разработанном и утвержденном в мае 1996 г. документе «ЮНЕСКО и информационное общество для всех» представлен не только анализ произошедшего к концу XX в. становления информационного общества, но и даны разработанные международным обществом вехи дальнейшего развития этого общества в информационной сфере. Документ призывает противостоять опасности «распространения искаженных произведений», «информации нетерпимого, расистского, насильственного или порнографического характера», «следить за методами обработки информации ради предотвращения придания ей злостного характера» и т.д.


3. Совет Европы принял с начала своей деятельности более 100 конвенций, деклараций, резолюций и рекомендаций, касающихся деятельности средств массовой информации и журналистов, а также властных структур государств-членов в отношении СМИ. Вот основные из них: «Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод» (1950 г.), ст. 10, которая провозглашает не только обеспечение прав и свобод гражданина в информационной сфере, но и ограничения в их осуществлении. Рекомендация Комитета министров СЕ «О свободном доступе к информации, находящейся в распоряжении властей» (25 ноября 1981 г.). В ней говорится не только об обеспечении людей информацией, которая им требуется, но определяется ответственность лиц, виновных в отказе предоставить информацию, и тех, кто этой информацией вознамерится злоупотребить. Европейская конвенция о трансграничном телевидении (Страсбург, 5 мая 1989 года). Конвенция не только провозглашает известные информационные свободы, но и вводит солидные требования, ограничения и запреты на использование малого экрана в корпоративных, эгоистических и монополистических целях во вред обществу. 4. Декларация о европейской политике в области новых информационных технологий (Будапешт, мая 1999 года). В этом документе отражено понимание Советом Европы возможностей новых информационных технологий в деле повышения открытости, транспарентности и эффективности управления на всех уровнях в целях укрепления демократической стабильности.


5. Резолюции, принятые Генеральной Ассамблеей в 2000 году: 55/28 резолюция «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникации в контексте международной безопасности» подчеркивает необходимость рассмотреть «существующие и потенциальные угрозы в сфере информационной безопасности» на международном уровне, а также «возможные меры по ограничению угроз, возникающих в этой сфере»; - 55/29 «Роль науки и техники в контексте международной безопасности и разоружения», в которой речь в первую очередь идет о технологиях двойного назначения, то есть тех, что могут применяться как в гражданских, так и в военных целях июля 2000 г. – Окинавская Хартия глобального информационного общества. 22 июля 2000 г. на Окинавском саммите лидеры «Восьмерки» сформулировали основные направления международной политики в области информационных технологий. 7. Соглашение о сотрудничестве в распространении массовой информации (Астана, 20 сентября 2002 года). Стороны, подписавшие соглашение: Правительство Республики Беларусь, Правительство Республики Казахстан, Правительство Кыргызской Республики, Правительство Российской Федерации и Правительство Республики Таджикистан.


8. Совместное заявление стран СНГ по развитию информационного общества (Санкт- Петербург, 1 июля 2003 года). Определили приоритетные задачи формирования информационного общества марта 2004 г. - Международная "Конвенция о киберпреступности". В разработке текста конвенции принимали участие 44 государства – члена Совета Европы при содействии Канады, США и Японии – государств-наблюдателей, а также ЮАР. 10. Международное сотрудничество РФ в области безопасности. Основные направления сотрудничества: 1. Запрещение разработки, распространения и применения информационного оружия. 2. Вхождение России в информационные телекоммуникационный мир всего мирового сообщества. 3. Разработка международных правовых норм в области информатизации. 4. Создание международных органов, которые контролировали бы деятельность в информационной сфере


Выводы: Информационно-коммуникационные технологии (ИТ) являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества XXI века. Их революционное воздействие касается образа жизни людей, их образования и работы, а также взаимодействия правительства и гражданского общества. Международная информационная безопасность должна быть всеобъемлющей. Становление и развитие мировой информационной индустрии объективно влияет на усиление взаимосвязи и взаимозависимости разных регионов и стран современного мира и вызывает необходимость решения большого числа международно-правовых проблем, связанных с осуществлением информационной деятельности на международной арене. Отсутствие четких политико-правовых решений в этой области человеческой деятельности прямо ведет к возникновению негативных явлений в международной жизни, обострению отношений между государствами и народами. Устранить причины конфликтов в сфере международных информационных связей можно, только создав крепкий юридический фундамент международных информационных отношений.




Вверх