Роль информационных технологий в муниципальном управлении. Информационные технологии в государственном и муниципальном управлении

Введение.

Глава 1.Внедрение информационных технологий в сферы государственного и муниципального управления.

1.1. Информационная структура современного государственного управления.

Глава2. Информационноаналитическое обеспечение процесса государственного управления прессслужбами.

2.1. Информационные технологии.

2.2.Роль информации в политике.

2.3. Связи с общественностью, как сектор информационноаналитической деятельности в управленческом процессе.

Заключение.

Список литературы.

Введение.

Настоящая работа посвящена вопросам развития информационных технологий и их роли в развитии современного управления.

Слово "информация" стало явным фаворитом в словаре современности. Осмысление информации как важнейшего свойства объективного мира привело к становлению и развитию теории информации, приданию понятию "информация" общенаучного статуса. Цивилизационный сдвиг, характеризуемый выделением информации в ведущий фактор развития социума, не вызывает сомнений сегодня. Множатся приметы новой формы социальной организации информационного общества, явившегося результатом развития информационного типа технологии. Интеллектуализация и информатизация производства и управления формируют новый тип экономики.

Возрастающая значимость информационнокоммуникационных технологий (ИКТ) в развитии основных сфер жизнедеятельности современного общества и государственного управления обусловила перевод в последнее время вопросов использования информационных технологий в разряд приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации.

Осознание роли информации в усложнившемся процессе управления обществом в целом и отдельными его подсистемами важный шаг, сделанный социальными науками в XX веке. Информация является предметом управленческого труда, так было и будет всегда. Оперируя информацией, субъект социального управления реализует сущность управления, которая в наиболее общем виде может быть определена как "направляющее, организующее и регулирующее воздействие на общественные процессы" . Управление осуществляется, как известно, посредством системы действий циклического характера. Сбор и обработка информации этап, который начинает фазу цикла, являясь одновременно завершающим этапом предыдущей фазы цикла. На начальном этапе акцент делается на информацию о состоянии проблемной ситуации, на заключительном этапе на информацию о результатах реализации управленческого решения.

По всему миру муниципальные и региональные органы власти внедряют новые технологии, которые способствуют реализации таких благих целей современного управления, как открытость, прозрачность, подотчетность, вовлечение граждан в процессы управления и демократия. Сведения о распределении бюджетных средств и о расходах, данные о производительности труда, судебные процедуры, а также другие официальные документы, созданные государственными структурами и хранящиеся у них, теперь доступны обществу через интернет. Современные технологии также помогают государственным учреждениям делать публичные сообщения и отслеживать различные процедуры, например, подачу заявок на получение лицензий.

С помощью современных технологических решений люди могут направлять свои предложения и жалобы. Граждане и коммерческие организации имеют больше возможностей для обращения по поводу введения необоснованных правил и процедур. А наличие данных о таких обращениях позволяет выявлять ошибки и нарушения. Информационные потоки, проходящие через интернет, приближают власть к гражданам. При этом процессы управления становятся менее формальными и более ориентированными на диалог, чем при традиционных способах взаимодействия.

В свою очередь с помощью средств электронного участия (eparticipation) люди могут активнее участвовать в местном самоуправлении. Они имеют возможность лучше понять реализуемые задачи и установки, их вклад в эти процессы будет полнее, и они смогут оказывать влияние на направление и характер развития условий жизни.

Глава1. Внедрение информационных технологий в сферы государственного и муниципального управления.

Опыт России последних лет показал, что важно учитывать «общественность» в ее интерпретации в русле западноевропейской и русской национальной традиций. В процессе взаимодействия власти и общественности необходимо использовать средства массовой информации, которые определяют уровень сознания и населения всей страны, подвигают его на конкретные действия, добиваются согласия на те или иные программы правительства. Поддерживают определенные стандарты политического поведения, обеспечивают движение от события к информации и далее к символу. Поле деятельности политической общественности находится в области управления общественным мнением. Возможность гласного, публичного высказывания людей в СМИ и влияния на политическую элиту составляет суть той общественности, которая выступает в качестве лидеров мнений.

1.1. Информационная структура современного государственного управления

Информационная структура — одна из наиболее актуальных и технологически сложных проблем современного государственного управления. Информационная структура, выступая каркасом системы государственного управления, влияет на состояние субъекта и объекта, реализацию основных функций, выбор форм и методов связей с общественностью. Субъект управления структурноорганизованная социальная общность, выполняющая функции руководства и воздействия на объект с целью перевода его в новое состояние, — использует государственную информацию как основной ресурс управленческого воздействия. Объект управления — структурированная социальная общность, также использует информацию, прежде всего социальную и широкодоступную, и функционирует под направляющим воздействием субъекта для достижения общих целей. Механизмы и технологии, обеспечивающие эффективное субъектнообъектное взаимодействие, включены в информационную структуру как формы и виды связей.

В прежней управленческой системе тоталитарного общества традиционно доминировала и преобладала информационная структура, которая складывалась под воздействием господствующей государственной идеологии и характеризовалась безоговорочной верой чиновника любого ранга и гражданского населения в истинность ее положений. Одностороннее идеологическое видение действительности приводило к складыванию внутренне противоречивой системы информирования, размывающей почву целостного осмысления социальнополитических процессов. Это приводило к неизбежному одностороннему отбору фактов и сведений аппаратом управления и возникновению фатальных ошибок. Что касается гражданского населения, то замалчивание неугодных фактов, дезинформация и приукрашивание реальной социальноэкономической ситуации порождало двойственность общественного сознания, когда в мыслях было одно, на словах другое, а в реальной деятельности — третье.

Особенность современной политической ситуации состоит в том, что осуществляется переход от жестко централизованной структуры к разделению власти на несколько ветвей, от единственной государственной идеологии к политическому плюрализму, от старой «человеческой» технологии устного и письменного слова к широкому использованию информационных технологий, формированию современной информационной структуры государственного управления.

Государственное управление как исполнительнораспорядительная деятельность аппарата предполагает позитивную, организующую и творческую деятельность органов законодательной, исполнительной и судебной властей. Они осуществляют на правовой основе хозяйственную, социальнокультурную и административнополитическую функции. Эффективная реализация вышеназванных функций невозможна без разветвленной, гибкой и динамичной информационной структуры. Для того чтобы разделение власти было защищено от злоупотреблений, ошибок и дилетантизма, необходим баланс в обладании информацией и социальными знаниями. Поэтому начиная с 1993 г. Администрация Президента, Правительство и двухпалатный Парламент Российской Федерации концентрируют материальные, финансовые и административные ресурсы и направляют их на формирование информационной структуры государственного управления. Создание информационной инфраструктуры страны осложняется такими факторами, как географическая протяженность, недостаточно развитая инфраструктура, переходное состояние экономики, распад старой системы ценностей и низкая компьютерная грамотность населения.

Современная информационная структура России включает в себя информацию, информационные ресурсы, программные средства вычислительной и телекоммуникационной техники, информационные сети и системы, банки и базы данных, интеллектуальные информационные технологии, высокопрофессиональный персонал, обеспечивающий их создание и использование.

Информация, циркулирующая в аппарате власти федерального и регионального уровней, — это сложный и многообразный тип информации. Она огромна по объему, разнообразна по содержанию и характеризуется изменчивостью в динамике. Значительная часть ее связана с формированием и реализацией управленческих воздействий. Другая, не менее значимая, выражает взаимосвязи государственного аппарата с потребностями и интересами миллионов граждан.

Все информационные потоки, включенные в управленческий коммуникационный процесс, можно разделить на три группы:

1) информация, циркулирующая внутри органов государственной власти;

2) информационные потоки между органами управления разного уровня;

3) информационные потоки между органами управления и объектами управления во внешней информационной среде.

Движение информации регулируется специальными управленческими структурами. Это могут быть структурные подразделения внутри и вне органов государственного управления. Они обеспечивают мониторинговую деятельность, собирают информацию для разработки моделей и вариантов управленческих решений. К ним можно отнести информационноаналитические центры, управления по связям с общественностью, прессцентры, информационнопоисковые системы, информационные агентства, комитеты по статистике, средства массовой информации.

Сегодня в системе государственного управления существенно изменилось отношение к аналитическим службам на федеральном и региональном уровнях, расширяется само понимание сути аналитической и экспертной работы. Особенно усиливается роль различных видов экспертизы — правовой, макроэкономической, международной, научнотехнической, криминальной и др.

К аналитической деятельности большинство экспертов федеральных аналитических служб относят те процессы и процедуры интеллектуальной деятельности, которые имеют признаки творчества, позволяющего создавать новую информацию, выявлять скрытые проблемы или их аспекты, предлагать нетрадиционные способы их решения. Все это позволяет сократить перебор управленческих решений и время принятия позитивных решений.

Специалисты информационноаналитических служб в региональных администрациях вкладывают в понятие «аналитическая деятельность» самое разное содержание:

Информатизацию управленческих процессов;

Освоение компьютера для машинописных работ;

Создание справочноинформационных систем и технологий.

Все информационноаналитические службы регионов можно разделить на три класса:

Службы первого класса занимаются упорядочением информационных ресурсов и создают для этого соответствующие справочные массивы (правовая информация, письма жителей региона, различные справки и документы по ситуации, подготовленные традиционными методами).

Службы второго класса занимаются аналитической обработкой, используя базы данных («пресса», «статистика», «реформы», создают муниципальные информационные системы).

Службы третьего класса разрабатывают аналитические и экспериментальные технологии, обслуживающие чрезвычайные ситуации, а также избирательные кампании.

В информационном обеспечении государственной власти наибольшая значимость принадлежит информационноаналитическим службам. Аналитическая деятельность «встроена» в процесс управления. Здесь решаются организационные, технические, кадровые вопросы. Именно они выявляют и формулируют информационные потребности руководства для управления. От работы информационноаналитических центров зависит наиболее точный и полный охват функций, закрепленных за органом власти или отдельным работником, учет специфики видов информации, свойственной отдельным звеньям управления, установление оснований и видов ответственности работников аппарата за предоставление и обработку информации.

В современной системе государственного управления существенно изменилось отношение к аналитическим службам на федеральном и региональном уровнях. Расширяется само понимание сути аналитической и экспертной работы. Особенно усиливается роль различных видов экспертизы — правовой, макроэкономической, международной, научнотехнической, криминальной и др.

Специалисты для информационноаналитических центров готовятся в Институте проблем управления РАН и проходят стажировку в Аналитическом центре при Президенте РФ и Центре экономической конъюнктуры.

В задачи информационноаналитических центров входит:

Информационноаналитический мониторинг экономической, социальнополитической, экологической, криминогенной ситуации в регионе;

Анализ, диагностика, моделирование и прогнозирование управленческого процесса;

Поиск и обнаружение проблемных областей в сфере федерального и регионального управления, а также методов их решения;

Экспертиза важнейших управленческих решений, инвестиционных проектов;

Подготовка и обоснование на основе информации альтернатив управляющих решений для лица, принимающего решение и их обоснование;

Подготовка прогнозов, аналитических обзоров и ретроспективных справок.

Рассмотреть место информационноаналитической службы в системе современного государственного управления можно на примере работы информационноаналитического управления Аппарата Совета Федерации. Его основная задача заключается в обеспечении эффективной и аналитической поддержки работы Совета Федерации.

Верхняя палата российского парламента — Совет Федерации не принимает законов, а только одобряет или отклоняет тексты, принятые Государственной Думой. Эффективное выполнение данной функции требует организации регулярного взаимодействия органов Совета Федерации с Государственной Думой, а при необходимости и с другими органами власти на всех этапах подготовки законопроектов. Таким образом, он выполняет функцию связующего звена между федеральной системой власти и властными органами субъектов Федерации. Палата сформирована из действующих руководителей субъектов Федерации, т.е. из практиков, постоянно сталкивающихся в своих регионах со всем многообразием социальноэкономических, политических и иных проблем. Руководители регионов получают возможность непосредственно участвовать в формировании политики федеральных властей, а согласованные с ними решения федерального уровня получают дополнительную опору при реализации ее в регионах России.

Совет Федерации также участвует в программах взаимодействия с парламентами других стран и с международными организациями.

В связи с этим основной задачей аналитической деятельности становится обеспечение всех функций Совета Федерации — в части формирования как внутренней, так и внешней социальноэкономической государственной политики.

Особенно важной является задача аналитического обеспечения членов Совета Федерации объективной и полной информацией, необходимой для принятия взвешенного решения с учетом интересов Российской Федерации. Можно выделить следующие значимые виды информации:

О положении в сфере, регулируемой законопроектом;

О выдвигавшихся концепциях закона в ходе работы над ним в Государственной Думе;

Насколько учтены позиции и интересы субъектов Федерации в окончательной редакции законопроекта;

К каким последствиям, как позитивным, так и негативным, может привести его реализация.

Информационноаналитическое управление Совета Федерации ведет работу по нескольким направлениям:

Готовит аналитические и информационные материалы для членов верхней палаты;

Оперативно распространяет информацию по наиболее злободневным вопросам;

Активно участвует во всех парламентских слушаниях;

Организует выпуск Аналитического вестника по важнейшим проблемам ведения Совета Федерации;

Разрабатывает информационноаналитические доклады по наиболее важным, перспективным проблемам обеспечения подъема экономики, развития федерализма, совершенствования базовых, системообразующих законов;

Делает заключения на законопроекты, подготовленные в порядке законодательной инициативы членами Совета Федерации

В частности, информационноаналитическое управление Совета Федерации участвовало в организации и информационноаналитическом обеспечении Петербургского экономического форума, проведенного по инициативе Совета Федерации и Межпарламентской Ассамблеи государствучастников Содружества Независимых Государств. Управление разработало все необходимые информационноаналитические материалы, тематику «круглых столов». К столетнему юбилею заседаний Всемирной парламентской ассамблеи (сентябрь 1998 г.) управлением была подготовлена информация, которая позволила мировой общественности наиболее полно представить всю многогранную деятельность Совета Федерации и его роль в жизни России (Жиров, 34).

Деятельность информационноаналитических центров тесно связана с прессслужбами — новым и не менее значимым для процесса государственного управления элементом информационной структуры.

Глава 2. Информационноаналитическое обеспечение процесса государственного управления прессслужбами.

Прессслужбы являются самостоятельными подразделениями различных органов власти. Они действуют при Президенте, правительстве, парламенте и в регионах. Прессслужба Президента является самостоятельным подразделением Администрации Президента. Руководитель Прессслужбы приравнивается по должности к начальнику управления Президента Российской Федерации.

Прессслужба правительства входит в состав такого структурного подразделения Аппарата правительства, как Управление правительственной информации, образованное Постановлением правительства от 3 мая 1995 г.

В Государственной Думе проблемами информационной политики занимается Комитет по информационной политике и связи. Комитет сформирован на основе пропорционального представительства депутатских объединений.

В его структуре работают следующие подкомитеты:

По печати и экономической поддержке СМИ;

По связи и информатике;

По телевидению и радио.

Прессслужба — структурное подразделение аппарата Государственной Думы на правах управления.

Есть свой прессцентр и у Совета Федерации. Прессцентр возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от нее

Председателем Совета Федерации. Руководитель прессцентра является также пресссекретарем Председателя Совета Федерации.

Примером региональной информационноорганизационной структуры управления можно назвать Департамент по делам печати и информации правительства Москвы, Управление по связям с общественностью и прессой правительства СанктПетербурга и др.

Прессслужба Государственной Думы состоит из следующих подразделений:

Отдел средств массовой информации в составе,

Сектор парламентских корреспондентов,

Сектор анализа СМИ,

Отдел информационного взаимодействия в составе,

Сектор оперативной информации,

Сектор информационных изданий,

Сектор информационного обеспечения.

Телерадиослужба (на правах отдела) в составе 4 секторов и одной группы.

В задачи прессслужбы входит:

Подготовка и распространение в средствах массовой информации официальных сообщений о важнейших мероприятиях в Государственной Думе;

Объективное информирование субъектов РФ, населения страны, зарубежной общественности о парламентской деятельности через издания и телерадиослужбу;

Аккредитация представителей отечественных и зарубежных СМИ, освещающих деятельность парламента;

Взаимодействие с прессслужбами Президента, Совета Федерации, правительства, а также с информационными службами и организациями в вопросах взаимного информационного обеспечения и распространения решений органов государственной власти по различным аспектам экономической, социальной, международной, культурной политики.

В практическую деятельность прессслужбы входит организация прессконференций, брифингов, информационных встреч фракций, комитетов, депутатских групп, осуществление оперативного сбора и экспрессанализ материалов центральной и региональной печати, российских и зарубежных информационных агентств, а также сообщений с мест, участие в организации информационного освещения проводимых Думой международных мероприятий.

Основные задачи Управления правительственной информации фактически идентичны тем, которые выполняют прессслужбы парламента.

В целом для большинства развитых прессслужб законодательной, представительной и исполнительной власти федерального и регионального уровней характерны следующие функции и задачи:

Разъяснение того, что сказала или сделала администрация;

Анализ последствий постановлений, указаний, решений и т.д., принятых администрацией;

Систематическая работа со средствами массовой информации (газеты, радио, телевидение);

Неформальные контакты с главными редакторами и ведущими журналистами;

Подготовка и озвучивание докладов, сообщений, рассылка прессрелизов, опровержение негативной информации;

Работа с общественными организациями, политическими партиями и движениями;

Взаимодействие с лидерами «общественного мнения»;

Работа с предприятиями региона (реформирование, перераспределение собственности, налоги и др.);

Выявление «точек роста» плохих и критических ситуаций, тенденций;

Структурирование и формальное описание текущих или латентных проблем и ознакомление с ними администрации и общественности;

Владение методами психологических, социологических, политологических, демографических и других исследований объекта управления;

Формирование позитивного имиджа администрации;

Умение работать в чрезвычайных, кризисных ситуациях;

Руководство избирательными кампаниями и получение положительных результатов.

Кроме всего вышеперечисленного, работникам прессслужб необходимо быть психологически готовыми к восприятию отрицательных событий, просчетов в действиях администрации, собственных ошибок, а также к несправедливым обвинениям со стороны общественности и средств массовой информации.

Специфика работы прессслужб в системе государственного управления связана с высокой и ответственностью и повышенной требовательностью и оперативностью при обработке и предоставлении информации лицам, принимающим решения (ЛПР). Работа прессслужб, равно как и эффективная деятельность информационноаналитических центров, во многом зависит от возможностей пользования информационнопоисковыми системами.

Создание и совершенствование работы информационнопоисковых систем (ИПС) является одним из важнейших направлений в информационном обеспечении органов государственной власти и управления. Они обеспечивают управленческий процесс, отвечают реальным потребностям госаппарата, повышают качество и удобство работы, уменьшают ворох ненужных бумаг, повышают аналитические и управленческие возможности его работников.

Сегодня в органах государственной власти и управления Российской Федерации действуют крупномасштабные информационнопоисковые системы, которые дают возможность рассылать информацию по электронной почте, осуществлять информационный обмен с регионами, подключаться к информационным фондам других ведомств, осуществлять обмен информацией с зарубежными сетями.

Администрация Президента, палаты Федерального Собрания, Аппарат правительства и органы высшей судебной власти страны имеют устойчивый обмен данными с внешними источниками информации. Их компьютерные проекты — одни из самых сложных в российской Федерации.

Информационносправочное обеспечение высших органов власти осуществляется двумя основными поисковыми системами «Почта» и «Контур», различающимися базами данных, источниками информации, методами доступа к информации.

Система «Почта» имеет теледоступ к источникам информации и включает в себя такие информационнопоисковые системы, как «Право», «Директивные документы», «Гарант». Базы данных этих подсистем содержат нормативноправовую информацию (более 1 200 документов).

С экономической информацией работают «Экостат», «Социальноэкономическая статистика», «Регистр промышленных предприятий». Базы данных указанных подсистем включают в себя справочностатистическую, социальноэкономическую информацию по регионам страны, экспрессинформацию Госкомстата России, экономическую информацию по СНГ, данные о 24 тысячах промышленных предприятий России и выпускаемой ими продукции.

Общественнополитическая информация представлена в «Аналитических обзорах», «Оперативной информации». База данных этих подсистем содержит аналитические обзоры информационного управления и прессслужбы Администрации Президента РФ, Аналитического центра при Президенте РФ, библиотеки Администрации Президента, Управления Президента РФ по работе с обращениями граждан, Центра экономических реформ при правительстве РФ. Сюда же входит научнотехническая информация Росинформресурса, текущие сводки Госкомстата, информация МВД РФ (оперативные сводки, борьба с преступностью, криминальное состояние в России), общие сводки ИТАРТАСС, оперативная информация МЧС, отклики региональной прессы на действия правительства по вопросам экономики.

Телекоммуникационный обмен информацией системы «Почта» с внешними абонентами происходит путем приема и оперативной передачи сообщений.

Система «Контур» имеет локальный оптоволоконный доступ к информации и устанавливается в соответствии с функциональными обязанностями работников аппарата высших органов власти и управления. Содержит такие информационнопоисковые подсистемы, как: «Документы СНГ», «Социальноэкономический мониторинг», «Чрезвычайные ситуации», «Регион», «Социальная сфера» и др. Базы данных указанных подсистем содержат тематический набор слайдов о социальноэкономическом положении страны, ее развитии в региональном разрезе, о приватизации, валютном и денежном рынках, митингах, забастовках, беженцах, безработице.

К базам данных систем «Почта» и «Контур» подключены все высшие органы власти и управления субъектов РФ, представители Президента на местах. В свою очередь, из субъектов Федерации через информационнопоисковые системы налажено поступление региональной нормативноправовой информации, аналитической информации о развитии регионов, оценке и анализе общественнополитической ситуации, о социальноэкономическом мониторинге, а также обзоров региональных СМИ, оперативной и другой информации. При этом обеспечивается невмешательство в объемы, характер и структуру информации, поступающей из субъектов Федерации.

Необходимость применения информационнопоисковых систем в госаппарате была вызвана следующим рядом причин:

Большой объем информации и постоянное его изменение привел к тому, что поиск необходимой информации для целей управления прежними методами стал делом длительным и трудоемким;

Сложился чрезвычайно широкий круг потребителей информации в аппарате и ее использовании в практической деятельности;

Возникла острая необходимость в оперативном получении точной и исчерпывающей информации;

Возросла потребность в интеграции информационных ресурсов.

Таким образом, актуальным стал фактор улучшения доступа всех работников госаппарата к информации, что возможно только при условии развития информационных технологий и средств телекоммуникаций.

2.1. Информационные технологии.

Разработка информационных систем, внедрение информационных технологий и обеспечение их деятельности в госаппарате были возложены на ФАПСИ (Федеральное агентство правительственной связи и информации) в соответствии с Указом Президента РФ от 21 февраля 1994 г. «О совершенствовании деятельности в области информатизации органов государственной власти Российской Федерации». Если в начале 90х годов главным направлением было обеспечение государственных органов оперативной связью, информатизация и компьютеризация системы власти и гражданского общества, то с переходом к новому столетию упор был сделан на формирование национальной информационной структуры, сохранение и развитие информационных ресурсов, а также выход в мировую информационную систему Интернет, участие в "международном информационном обмене и деятельности Европейской Комиссии, направленной на формирование информационного общества в Европе. Дальнейшая глобализация и технологизация политического процесса еще более остро обозначила проблему информационных технологий и их использование в государственном управлении.

Термин «информационные технологии» — один из новейших в политологической науке. Он включает в себя понятия «технология» и «информация», В отечественной политологии разработка проблем информационных технологий связана с такими именами, как А.И. Пригожий, В.В.Щербина, А.Н. Мелюхин, Ж.Тощенко, Т.В.Закупень и др.

Государственное управление — это управление в масштабах общества, призванное создавать и закреплять законодательно, обеспечивать и гарантировать реализацию условий для любых видов человеческой деятельности. Оно предполагает использование некоторых информационнотехнологических приемов и методов. Другими словами, речь идет о создании механизмов рационального управления развитием и функционированием политики, умело и органично сочетающей в себе централизацию с самоуправлением в условиях демократии.

Информационные технологии позволяют обеспечить информационные потребности государственного управления основных ветвей власти на функциональном, отраслевом и территориальном уровнях.

Информационные технологии управленческого процесса — это средства организации управленческого труда, направленные на упорядочивание системы процессов и действий должностных лиц по получению, переработке, использованию и распространению информации.

Это механизм регулирования информационных потоков внутри органов государственной власти, между органами управления и объектами управления и внешней информационной средой. Информационные технологии способствуют качеству управленческих решений и связаны с качественной стороной использования информационных ресурсов.

Информационные технологии управленческого процесса представляют собой автоматизированную поддержку технологии управления и включают в себя информационные потоки, базы данных, алгоритм поиска, оценку и принятие решения.

При исследовании темы «информационные технологии» целесообразно рассмотреть такие понятия, как «информационный поток», «информационные массивы, или банки, информации», «информационные каналы прямой и обратной связи».

Информационный поток — это совокупность сообщений с одинаковыми или близкими свойствами. Для органов государственной власти поток управленческой информации — это законы, указы, постановления, распоряжения, сводки и другие документы.

Проблема упорядочивания и совершенствования информационных потоков решается в соответствии с целями, задачами, функциями государственных структур и требованиями внешней среды.

Банки информации — это хранилища документов, сведений, данных. Как правило, они сосредоточены в архивах, библиотеках, службах делопроизводства, информационнопоисковых системах.

Управленческие связи могут быть реализованы по каналам прямой и обратной связи. Одним из инструментов создания обратной связи являются избирательные технологии, направленные на информирование общественности, исследование и формирование общественного мнения избирателей, вовлечение общественности в процесс принятия решений.

Наибольшую значимость информационные технологии имеют при принятии решений. Решение — это проект изменения общественных отношений и их упорядочение в конкретных политических ситуациях, который оформляет и согласовывает интересы участников управленческого процесса. В зависимости от субъекта, принимающего управленческое решение, а также от уровня отражения в нем общественных интересов различают:

Решения центральных органов государственной власти, осуществляемые в форме законов, нормативноправовых актов (эти решения исходят из общегосударственных интересов и связаны как с определением стратегического курса развития, так и с задачами оперативного управления обществом);

Решения, принимаемые политическими партиями как выражение групповых интересов;

Решения, принимаемые в системе местной власти как форма согласования общегосударственных и региональных интересов.

Принятие управленческого решения — основная характеристика динамики управленческого процесса. Оно включает в себя технологические преобразования актов государственной власти и конкретные механизмы управления социальными процессами.

Процесс принятия управленческого решения складывается из следующего ряда управленческих циклов:

Сбора информации о состоянии объекта управления,

Подготовки и выработки решения,

Организации людей и ресурсов на выполнение решений и контроль их исполнения.

Технология процесса формирования решений предусматривает следующие этапы:

Изучение проблемы, ее постановку и анализ;

Сбор исходной информации, ее переработку и синтез;

Оценка альтернатив и выбор оптимального варианта;

Принятие решения.

Инструментом принятия решений может быть информационноаналитическая система. В данном случае она выполняет информационную, трансформационную и управляющую функции.

Понятие «информационные технологии» применимо к процессу управления и исследованию информационных процессов в обществе в целом. Что касается общества, то анализ этого феномена связан с поиском наиболее эффективных форм использования всех видов информации и реализацией различных видов коммуникативных политик в организации диалога власти с общественностью. Следует заметить, что сложившаяся в предшествующую эпоху организационнотехнологическая система управления очень скоро перестала удовлетворять вызовам времени и соответствовать новой политической и экономической ситуации

В стране. По мере усложнения социальных связей возникли новые требования по совершенствованию процесса управления, связанные с регулированием, сохранением, поддержанием и эффективностью системы управления.

Использование информационных технологий на уровне федерации и других ступеней организации управленческого процесса (в республиках, краях (областях), городах, районах) связано с решением проблем информатизации и компьютеризации, организацией прямых и обратных связей, обеспечением доступа деловых кругов и населения к государственной информации.

2.2.Роль информации в политике.

Политический аспект использования информации связан с тем, что любое государство стремится использовать информацию так, чтобы гарантировать его безопасность и обеспечить национальногосударственные интересы.

Государство определяет пределы распространения внешней по отношению к нему информации на своей территории. Современная ситуация характеризуется, с одной стороны, расширением гласности и свободы распространения информации; с другой стороны, необходимостью информационной безопасности. Свободный обмен информацией предполагает решение двух взаимно противоположных проблем: обеспечить лучшую информированность населения, в полном объеме реализовать права граждан на гласность и получение общественно значимой информации и обеспечить ее защиту и сохранность.

С начала XX в. конфигурация мировой и российской информационных систем претерпела радикальную трансформацию. В единую технологическую цепь сложились такие элементы, как компьютер, телефон, радио, телевидение, космическая связь. Распространение локальных и глобальных информационных сетей создают принципиально новое качество трансграничного информационного обмена. Все это влияет непосредственным образом на политику, международные отношения, национальную и международную безопасность. Сегодня 120 стран мира ведут работы или завершают отдельные разработки по развитию возможного информационнокомпьютерного воздействия на информационный ресурс потенциального противника.

В условиях перехода социальнополитической системы к новому состоянию встает проблема обеспечения информационной безопасности общества, государства, личности в условиях становления российской государственности на принципах демократии, законности, открытости информации. В настоящее время при решении проблем национальной безопасности — политической, экономической, военной, экологической и др. — вес информационных факторов непрерывно растет. Значение информации и обеспечение оперативного доступа к ней в политической борьбе всегда было бесценным и решающим на любых уровнях как внутри государства, так и на международной арене.

Вопервых, это касается системы принятия политических решений, стратегических и тактических задач управления. Здесь важны качество информации (ее достоверность, своевременность и полнота), используемой для принятия решений органами власти и управления, обеспеченность прав политических партий, общественных движений на свободное выражение своих программ, избирательных платформ через прессцентры и средства массовой информации, а также регулярное информирование населения о политической и социальноэкономической жизни страны.

Вовторых, незаконное использование, хищение или искажение государственной тайны, деловой (банковской, коммерческой, статистической) информации, персональных данных ведут к тяжелым экономическим потерям и политическим ошибкам. Противозаконный сбор и использование информации, манипулирование ею (дезинформация, клевета, шантаж, безальтернативность), хищение из архивов, библиотек, использование вопреки интересам общества и граждан. С помощью электронных средств разоряются банки, дестабилизируется работа промышленности и транспорта, уничтожаются жизненно важные базы данных, выводится из строя система государственного управления.

Втретьих, информационнопсихологические воздействия, реализуемые через средства массовой информации и под влиянием зарубежных прессы, радио и телевидения, создают атмосферу напряженности и политической нестабильности в обществе, могут спровоцировать социальные, этнополитические, религиозные конфликты и массовые беспорядки. Информация влияет на формирование духовного мира, вызывает девиантное поведение социальных групп или отдельных индивидов.

Наконец, уровень развития информационных технологий, на которых основываются современные системы разведки, управления войсками и высокоточным оружием, существенно предопределяет исход межгосударственных конфликтов.

2.3. Связи с общественностью, как сектор информационноаналитической деятельности в управленческом процессе.

Из информационных технологий это направление заимствует такие приемы, как организация экспертной и аналитической работы, проведение выставок и презентаций, прогнозирование, организация информационноимиджевых кампаний, аналитическое обеспечение избирательных кампаний. Все методы и приемы работы по связям с общественностью в государственном управлении выкристаллизовались в последние годы в государствах с развитой демократией и высоким уровнем жизни. Пришло понимание и в России того, что общество надо активно «уговаривать» и осторожно провоцировать к определенным поступкам цивилизованным, доброжелательным способом, избегая грубых форм психологического давления и манипулирования массовым сознанием.

Население страны — самый важный источник и потребитель управленческой информации. Управленческие связи с населением реализуются через информационные каналы прямой и обратной связи. Основными инструментами создания обратной связи являются демократические выборы, доступ общественности к объективной информации посредством СМИ, учет общественного мнения и активное вовлечение «лидеров мнений» в процесс принятия решений.

Как известно, в массовом сознании присутствует три вида представлений о власти: мифологическое, религиозноидеалистическое и научнореалистическое. Власть как политическое управление определяется как руководство совместной деятельностью, волевое социальное отношение и организованная сила, обеспечивающая единство действий и устойчивый порядок в общественных отношениях.

Связи с общественностью в государственном управлении можно рассматривать в данном контексте как процесс формирования благоприятного общественного мнения относительно политического руководства. Именно в связях с общественностью реализуется положительное восприятие управленческих решений и обеспечивается успех в достижении поставленных целей. Таким образом, в процессе формирования общественных связей важно понимать значение категорий «общественность», «общественное мнение» и «каналы информации».

Заключение.

Информационные технологии играют все более заметную роль в современном мире — без них невозможно принятие надежных обоснованных решений в политике, бизнесе, науке и других сферах жизни как государства в целом, так и отдельных людей. Так, информационная «магистраль» Интернет объединяет более ста стран мира. Информационное обеспечение бизнеса позволяет осуществлять международную интеграцию рынков товаров и услуг, труда, инвестиций и финансов. Информационные технологии становятся важнейшими механизмами ускорения темпов развития. Если вначале XX в. господствовал принцип «Винтовка рождает власть», то сегодня можно говорить о том, что «информация рождает власть и правит миром». Информация становится решающим фактором эффективного функционирования управленческой системы, социального состояния общества, темпов экономического развития. Информационное обеспечение процесса управления приобретает все более превалирующее значение в сравнении с обеспечением общества энергией и капиталами. Управленческий аспект информации связан с тем, что всякое управление любой системы является информационным процессом и заключается в сборе, передаче, переработке и использовании информации.

Опыт России последних лет показал, что важно учитывать «общественность» в ее интерпретации в русле западноевропейской и русской национальной традиций. В процессе взаимодействия власти и общественности необходимо использовать средства массовой информации, которые определяют уровень сознания и населения всей страны, подвигают его на конкретные действия, добиваются согласия на те или иные программы правительства. Поддерживают определенные стандарты политического поведения, обеспечивают движение от события к информации и далее к символу. Поле деятельности политической общественности находится в области управления общественным мнением. Возможность гласного, публичного высказывания людей в СМИ и влияния на политическую элиту

Составляет суть той общественности, которая выступает в качестве лидеров мнений.

В современном постиндустриальном обществе информация становится стратегическим ресурсом, а информационные технологии являются одним из инструментов повышения эффективности государственного и муниципального управления. Внедрение информационных технологий в сферы государственного и муниципального управления является задачей стратегической важности.

Кроме того, и это самое важное, ИТтехнологии создают условия для свободного диалога населения с властью. Она становится более доступной для критики, предложений и решения гражданами или группой граждан конкретных проблем с ее помощью. В психологическом плане повышается комфортность взаимоотношений властных структур и населения, что сказывается на формировании и поддержании стабильным социального климата на территории.

На сегодняшний день многие люди уверены, что существующие модели государственного управления еще не могут обеспечить открытость и доступ к информации. Объясняется это тем, что прозрачность процессов, сбор данных, управление информацией и системы учета обычно основаны на бумажном документообороте и поделены на не связанные между собой структуры. Руководство может легко оказаться вне зоны доступа граждан. Современный избиратель желает активнее участвовать в деятельности своих представителей и ожидает, что современные технологии помогут ему это осуществить.

Специалисты отмечают следующие проблемы современного российского информационного общества:

Отсутствие ориентации создаваемых органами власти информационных ресурсов на массовое информационное обслуживание населения по вопросам, связанным с деятельностью этих органов;

Отсутствие законодательных механизмов регулирования правовых отношений в области государственных информационных ресурсов;

Отсутствие координации создания федеральными и региональными органами государственной власти информационных фондов и баз данных о юридических и физических лицах и правоотношениях между ними. Это отрицательно отражается на полноте и актуальности этих ресурсов и приводит к значительному дублированию работ по их созданию и ведению;

Недооценка экономической значимости созданных государственных информационных ресурсов. Следствием этого является неполнота, а нередко и полное отсутствие бухгалтерского учета этих ресурсов в организациях и на предприятиях. Полного реестра созданных и действующих в стране государственных информационных ресурсов пока нет.

Решение перечисленных проблем требует выработки общегосударственных, согласованных решений в области управления государственными информационными ресурсами на основе четко сформулированной государственной информационной политики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.Атаманчук Г.В. Государственное управление (организационнофункциональные вопросы): Учебное пособие. М.: Экономика, 2000.

2.Государственное управление. Основы теории и организации: Междисциплинарный учебник для ВУЗов и госслужащих, проходящих подготовку, переподготовку и повышение квалификации / Под ред. В.А.Козбаненко. М.: Статут, 2000.

3.Ответы Губернатора Омской области Л.К. Полежаева на вопросы, заданные во время проведения Интернет прессконференций. Омск, 2002.

4.Афанасьев ВТ. Социальная информация. М, 1994.

5.Лаптенок А. Искусство информации. Выборы: работа с общественностью. Общественное мнение и власть: механизмы взаимодействия. Киев, 1999.

6.Петров В.П. Объект управления — население. М., 1995.

ФГОУ ВПО «Ставропольский государственный аграрный университет»

И.В. Зайцева

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ И МУНИЦИПАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ

Учебное пособие

для студентов специальности

080504.65 «Государственное муниципальное управление»

Ставрополь 2011

Предисловие ………………………………………………………………………………………....5

ГЛАВА 1. Организация и средства информационных

технологий обеспечения управленческой деятельности

    Задачи управления……………………………………………………………………………….8

    Структура системы управления……………………………………………………………...…9

    Понятие управленческой информации ………………………………..11

    Общая характеристика информационных технологий управления. . . . ……………...……15

    Автоматизированные информационные системы:

основные компоненты ………………………………..19

    Классификация автоматизированных информационных систем…………………………...32

Контрольные вопросы и задания ………………………………..34

ГЛАВА 2. Информатизация государственного и муниципального управления

    Из истории информатизации государственного управления …………………......................36

    Направления информатизации ………………………………..44

    Системное представление управляемой территории и основные

принципы создания территориальных автоматизированных

информационных систем ………………………………..46

Контрольные вопросы и задания ……………………………… 51

ГЛАВА 3. Компьютерные технологии в управлении организацией

    Технологии баз данных ………………………………..52

    Технологии текстового поиска ………………………………..79

    Web-технологии ………………………………..92

    Технологии электронной почты и телеконференций ………………………………. 100

    Технологии электронного документооборота ………………………………..107

    Технологии машинного перевода текстов ………………………………..113

    Технологии интеллектуального анализа данных…………………………………………....115

    Геоинформационные технологии ………………………………..120

ГЛАВА 4. Экспертные системы и базы знаний

    Экспертные системы ………………………………..130

    Базы знаний ……………………………… 137

    Системы поддержки принятия решений………………………………………......................141

    Ситуационные центры ………………………………..145

ГЛАВА 5. Основы построения инструментальных средств информационных технологий

    Автоматизированные рабочие места специалистов в области

информационных технологий ………………………………159

    Информационные технологии на разных уровнях управления

в организации ………………………………………… 160

    Масштабы применения автоматизированных информационных

систем ……………………………………………180

    Особенности применения информационных технологий и автоматизированных информационных систем в организациях………………………………………167
    Контрольные вопросы и задания……………………………………………………………….....168

ГЛАВА 6. Технологии телекоммуникаций

    Коммуникационные сети ………………………………………...170

    Телеобработка данных ………………………………..174

    Региональные и локальные сети ………………………………………..179

ГЛАВА 7. Создание компьютерных информационных систем управления

    Подходы к построению автоматизированного управления ………………………………..193

    Принципы и стадии создания автоматизированных

информационных систем ………………………………………….195

    Инструментальные средства проектирования автоматизированных

информационных систем ………………………………………….203

Контрольные вопросы и задания ……………………………………... 207

ГЛАВА 8. Экономическая эффективность территориальных информационных систем управления

    Автоматизированные информационные системы

в государственном управлении ……………………………………… 209

    Автоматизированные информационные системы муниципального

управления …………………………………………………214

    Электронное правительство …………………………………………….. 227

Контрольные вопросы и задания ……………………………………………..229

Глоссарий ………………………………………………… 230

Список литературы …………………………………………………243

ПРЕДИСЛОВИЕ

Современные информационные технологии, позволяющие соз-давать, хранить, обрабатывать информацию и обеспечивать эффек-тивные способы ее представления потребителю, являются важным фактором жизни общества и средством повышения эффективности управления всеми сферами общественной деятельности.

Развитие информационных технологий, используемых в управ-лении, всегда шло параллельно с совершенствованием средств вычислительной техники, история которых пережила резкий взлет в 1950-х гг., и до сих пор темпы роста и обновления техни-ческой, технологической и инструментальной базы высоки. Пер-воначально интерес разработчиков был прикован к техническим устройствам, системы автоматического управления были остро востребованы авиа-, энерго-, машиностроением, оборонным ком-плексом. Дальнейшее развитие теории автоматического управле-ния позволило перейти от управления устройством к управлению технологическим процессом, а затем выделить два уровня управ-ления производством - технологический (управление техноло-гическими процессами) и организационно-экономический. На организационно-экономическом уровне управления объектом рас-смотрения оказался процесс принятия решений, выполняемый чело-веком - руководителем производства. Информационные техноло-гии организационно-экономического уровня управления являются предметом изучения дисциплины «Информационные технологии управления» будущими специалистами в области государственного и муниципального управления.

Процесс принятия решений плохо поддается формализации, однако привлечение информационных технологий и опора на средства вычислительной техники позволяют разработать набор типовых решений, из которых руководитель может выбрать опти-мальное. Информатизация в сфере государственного управления зародилась в годы создания Единой статистической информацион-ной системы СССР в начале 1920-х гг. и пережила второе рожде-ние в 1970-1980 гг., когда стали широко внедряться автоматизи-рованные системы управления на предприятиях, организовываться территориальные вычислительные центры и была создана Общего-сударственная сеть передачи данных. Бурное развитие информаци-онных технологий в мире, а также накопление опыта создания ин-формационных систем в органах государственной власти в России позволили расширять практику внедрения в управление элементов автоматизированного принятия решений.

Информационные технологии, используемые для автомати-зации управленческой деятельности в органах государственного управления всех уровней (федерального, регионального, муници-пального) и принятия решений, за прошедшие десятилетия пре-терпели изменения как по методам и средствам обработки (в ши-роком смысле) данных, так и по своему составу. Технологии баз данных, технологии текстового поиска, Web-технологии составля-ют основу современных информационных систем, используемых на организационно-экономическом уровне управления. Кроме того, автоматизация управленческой функции требует применения та-ких информационных технологий, как технология электронного документооборота, представление учрежденческих документов, машинный перевод текстов на иностранные языки, интеллектуаль-ный анализ данных, анализ ситуаций, геоинформационные, сете-вые технологии, технологии баз знаний. Специалист в области го-сударственного и муниципального управления должен быть готов к использованию этих технологий в своей деятельности. В настоя-щее время в рамках информатизации государственного и муници-пального управления России реализуется несколько федеральных целевых программ: «Электронная Россия», «Электронное прави-тельство», «Социальная карта» и др., нацеленных на модернизацию информационных основ государственного управления, разработан и внедряется в органы муниципального управления проект типовой информационной системы.

Настоящее учебное пособие разработано в соответствии с тре-бованиями Государственного стандарта образования к содержанию дисциплины «Информационные технологии управления» для сту-дентов специальности «Государственное и муниципальное управле-нии». Принимая во внимание, что информационные технологии как научная дисциплина находятся в стадии развития и формирования, при разработке концепции содержания учебного материала исполь-зовались подходы и наработки многих коллективов, исследующих вопросы теории и практики применения информационных техно-логий и систем на организационно-экономическом уровне управ-ления и информатизации государственного управления. Следует особо отметить труды преподавателей экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, представивших богатейший материал по экономической информатике : ГА. Титоренко , А.С. Грин-берга, Н.Н. Горбачева, А.С. Бондаренко , Б.Я. Советова, В.В. Це-хановского, В.Д. Чертовского , В.И. Рыжкова , В.А. Никито-ва , во многом определивших понимание предмета дисциплины у составителя данного учебного пособия. В предлагаемом учебном пособии сделана попытка формирования целостного представления об информационных технологиях и системах, применяемых в сфе-ре государственного и муниципального управления, на основе объ-единения сведений и знаний, накопленных теорией и практикой информатизации данной сферы.

ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ И СРЕДСТВА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

      Задачи управления

Информационные технологии (ИТ) на различных уровнях управ-ления социально-экономическим объектом (уровне предприятия, кор-порации, города, региона, страны в целом) являются одним из направ-лений развития современной экономической и управленческой мысли. В основе ИТ лежат экономическая кибернетика, теория принятия ре-шений, теория экономико-математического моделирования, теория управления организационными системами. Современный уровень развития технологий в целях реализации экономических проектов по-зволяет разрабатывать и внедрять интегрированные информационные системы. Но в большей степени это относится к производственной сфере, в том числе и к практике управления деятельностью предпри-ятий. Уровень автоматизации деятельности органов государственного управления таков, что потребовал в конце XX в. создания специальных правительственных программ по информатизации государственного и муниципального управления. Качество управленческой деятельно-сти на территории, зависящее от использования ИТ, оказывает на по-требителя не меньшее влияние, чем качество производства.

Управление социально-экономическим развитием территории включает в себя решение двух основных относительно самостоятель-ных, но взаимосвязанных задач :

    перспективного планирования и управления;

    оперативного управления жизнедеятельностью территории.

В основе решения задач перспективного планирования развития территории лежит обобщенная информация об объектах и процессах, интегрированная на достаточно длительном временном интервале пла-нирования (один год и более). Источниками информации в основном являются функциональные подразделения органов государственной власти и местного самоуправления. Анализ и обработка информации проводятся информационно-аналитическими подразделениями тер-риториальных администраций и органами государственной статисти-ки. Однако состав и структура социально-экономических показателей для управления территориальным образованием еще окончательно не определены. Разработка перечня показателей - достаточно сложная задача, требующая участия экономистов, специалистов функциональ-ных подразделений администраций территориальных образований, а также первых лиц органов местного самоуправления.

Задачи оперативного управления базируются в основном на теку-щей информации о состоянии объектов и процессов, источником кото-рой являются функционально ориентированные системы сбора и об-работки информации, т.е. информационные системы ведомственного, отраслевого характера. Однако сбор и обработка такой информации затруднены в силу ведомственной разобщенности органов управле-ния, находящихся и осуществляющих свою деятельность на террито-рии района (города).

Общей основой информационного обеспечения задач управления территориальным образованием являются первичные информаци-онные ресурсы территории, характеризующие территорию как объ-ект управления со всеми ее природно-географическими, социально-демографическими, экономическими, инфраструктурными и иными характеристиками и особенностями. Информационное обеспечение органов управления формируется на основе создания системы мони-торинга и анализа социально-экономических процессов на террито-рии.

      Структура системы управления

Система управления территорией представляет собой совокуп-ность двух взаимодействующих компонентов: объекта управления и управляющей части. Объектами управления являются:

    хозяйствующие субъекты различных ведомств и форм собственно-сти, в том числе те, имущество которых принадлежит территории;

    территориальные ресурсы: финансовые, трудовые, товарные, при-родные;

    население территории.

К управляющей части системы управления территорией, в задачи которой входит выработка управленческих решений, относят руково-дящий состав всех уровней иерархии территориального образования: администрации территориальных образований, подразделений орга-нов государственного управления (бюро технической инвентаризации, органы записи актов гражданского состояния (ЗАГС), департаменты здравоохранения и социальной защиты населения и пр.), а также ор-ганов управления предприятиями территориальной принадлежности. Для предприятий управляющая часть представлена руководящими работниками всех уровней организационной иерархии. Простейшая структура системы управления приведена на рис. 1.1 .

Ресурс, поступающий на вход в объект управления, и продукт на выходе могут иметь различную природу. Например, ресурсом могут быть технологии, кадры, договоры, законодательные акты и пр.; про-дуктом - новые строительные, транспортные, социальные объекты, продукция предприятий, обученные кадры, научно-технические раз-работки и пр. Под возмущением понимается нежелательное для си-стемы управления действие, например природные и технические ката-клизмы, изменения на финансовых и фондовых рынках и др.

Решения управляющая часть генерирует в виде распорядительной документации различного вида. Для принятия решений крайне важна информация о состоянии объекта управления. Информация должна быть полной, непротиворечивой и актуальной. Учитывая, что приня-тие решений часто происходит в условиях неопределенности, важно иметь возможность анализа информации и проигрывания нескольких сценариев развития событий.

1.3. Понятие управленческой информации

Для автоматизированного управления информация имеет ключе-вое значение.

Информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.

В целом информацию подразделяют по областям получения или использования: на политическую, экономическую, техническую, био-логическую, химическую, физическую и т.д.; по назначению - на мас-совую и специальную. Часть информации, которая занесена на бумаж-ный носитель, получила название документированной.

Документированная информация (документ) - зафиксирован-ная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяю-щими ее идентифицировать.

Отдельные документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других видах информационных систем) называются информационными ресурсами. К информационным ресурсам относят рукописные, печатные и элек-тронные издания, содержащие нормативную, распорядительную, фак-тографическую, справочную, аналитическую и другую информацию по различным направлениям общественной деятельности (законода-тельство, политика, демография, социальная сфера, наука, техника, технология и т.д.).

Как итог теоретической и практической деятельности, анализа окружающих физических, химических, социально-экономических и прочих процессов и явлений, синтеза новых процессов на основе об-работки информации возникают знания.

На основе структуризации информации формируется информаци-онная модель объекта.

Информационная модель - совокупность информации, характе-ризующая свойства и состояние объекта, процесса или явления.

В сфере государственного управления объекты управления пред-ставлены информационными моделями хозяйствующих субъектов, региональных ресурсов (финансовых, трудовых, товарных, природ-ных), населения территории. Информационная модель отождест-вляется с базой данных (БД) либо с базой знаний (БЗ) (см. главы 3, 4). Единицами хранения БД являются информационные объекты и их свойства как характеристики реальных объектов управления. Значения свойств информационных объектов являются определяю-щими для принятия решений. Все множество объектов управления разбивается на множество объектов разных типов, каждый из кото-рых характеризуется одним и тем же набором признаков, причем состав признаков может быть различен, как и природа самих объ-ектов. Структура объектов, определяемая набором признаков, со-ответствует используемым классификаторам, например Общерос-сийскому классификатору услуг населению (ОКУН). Показатель объекта (по сути - социально-экономический показатель развития территории) представляет собой контролируемый параметр объек-та управления. Показатель состоит из основания (наименования) и значения.

1.3.1. Источники информации

В сфере территориального управления основными источниками информации являются:

    органы государственной власти и местного самоуправления, пред-приятия и организации;

    библиотеки;

    архивные учреждения;

    учреждения государственной статистики;

    центры научно-технической информации;

    промышленно функционирующие базы данных коммерческих ор-ганизаций;

    Интернет.

Информационные ресурсы органов государственной власти и мест-ного самоуправления, предприятий и организаций содержат огромную по объему разнообразную и динамичную информацию. Информация организована в виде архивов документов, оперативных документов, баз данных и может представлять собой как первичные данные, так и обработанные данные. Большое значение как массивы первичных дан-ных имеют информационные ресурсы, хранящиеся в виде кадастров.

Кадастр (регистр) - систематизированный свод регламентиро-ванных учетных сведений об определенном объекте (субъекте), со-ставляемый на основе периодических или непрерывных наблюдений над объектом (субъектом) и включающий его основные регистрацион-ные характеристики, которые редко изменяются и используются для описания этих объектов в различных базах данных.

К важнейшим кадастрам принадлежат:

    государственные кадастры недвижимости, включающие в себя дан-ные регистрации и учета земельных участков, связанных с ними объектов недвижимости и прав на них;

    государственный регистр юридических лиц, содержащий реги-страционные сведения и показатели деятельности хозяйствующих субъектов;

    государственный регистр населения, включающий в себя основные регистрационные сведения о проживающем населении. Учреждения Федеральной службы государственной статистики

(Росстат) обеспечивают органы государственной власти и местного самоуправления, предприятия, организации, физические лица ста-тистическими материалами: бюллетенями, докладами, экспресс-информацией, обзорами, сборниками и пр. (/).

Территориальные центры научно-технической информации (ЦНТИ) и их филиалы обеспечивают органы государственной власти и местного самоуправления, предприятия, организации, физические лица государственными стандартами, патентами и другой научно-технической информацией. Многие учреждения, предприятия и организации имеют собственные библиотеки стан-дартов, сформированные с помощью ЦНТИ по их профилю дея-тельности.

Промышленно функционирующие БД коммерческих органи-заций содержат информацию по различным видам деятельности и организованы в виде автоматизированных систем: правовых си-стем, систем поддержки принятия решений, экспертных систем и т.п. Системы устанавливаются на коммерческой основе в ло-кальных вычислительных сетях (ЛВС) пользователей или доступ-ны через региональные, федеральные и международные сети пере-дачи данных.

Сеть Интернет обеспечивает доступ к огромному объему социально-экономической, научной, технической, нормативной и справочной информации.

Информация в органах государственного управления передает-ся различными видами электросвязи (по телеграфу, телетайпу, те-лексу, телефону, электронной почте, факсимильной связи), а также на машинных носителях и машинограммах, при этом используются сети как общего назначения, так и ведомственные (см. главы 6, 8).

муниципального управления ...

  • Государственное регулирование экономики д ля студентов обучающихся по специальности 080504 65 «государственное и муниципальное управление»

    Рабочая учебная программа

    Доп.- М.: ЮНИТИ, 2008. Система государственного и муниципального управления .- Учебное пособие /под ред. Г.В.Атаманчук. 2-е изд., ... ГРЭ) зарегистрирована в ФГНУ Государственном координационном центре информационных технологий «Отраслевой Фонд алгоритмов и...

  • Народного хозяйства и государственной службы при президенте российской федерации (4)

    Учебно-тематический план

    В.И. Информационные технологии в государственном и муниципальном управлении : Учебное пособие / В.И. Рыжков.– Хабаровск: ДВАГС, 2004.–220 с.; 3.Рыжков, В.И., Полина Г.Н., Практикум по информационным технологиям : Учебное пособие / В.И. Рыжков...

  • Фгбоу впо народного хозяйства и государственной службы при президенте

    Документ

    1.5 УЧЕБНО -МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ 1.Абрамов, А. А. Информационный менеджмент: учебное пособие / А. А. Абрамов. – Н. Новгород: ННГУ, 2004. – 185 с. 2.Рыжков, В.И. Информационные технологии в государственном и муниципальном управлении : Учебное пособие ...

  • Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) становятся сегодня важнейшим фактором развития мирового сообщества. Под ними понимаются информационные процессы и методы работы с информацией, осуществляемые с применением средств телекоммуникаций и вычисли тельной техники.

    Широкое распространение ИКТ оказывает революционное воздействие на все без исключения сферы жизни общества. Они стали подлинной движущей силой мирового экономического и технологического развития, преумножая сегодняшние знания и духовные ценности, расширяя сферы использования достижений науки и техники. Стало очевидным преобладание информационной составляющей деятельности людей над всеми другими ее формами и компонентами. С формирующимся информационным обществом в последнее десятилетие связываются большие ожидания. Считается, что информационное общество обладает огромным потенциалом для улучшения качества жизни всего человеческого сообщества и каждого человека в отдельности, резко расширяет возможности для малого и среднего предпринимательства, для оптимального использования местных условий и ресурсов, для развития управления, образования и здравоохранения.

    Стратегическое использование информационных технологий может помочь организациям:

    предоставить возможность сотрудникам легко и оперативно получать, создавать и предоставлять коллегам информацию, управлять ею и действовать на ее основе в любое время, в любом месте и с помощью любого устройства. Служащие должны получать мгновенный доступ к· инструментам анализа и совместной работы, а в их распоряжении должны находиться базы данных и средства анализа данных на настольных ПК и мобильных устройствах;

    оказывать услуги, ориентированные на граждан, дав возможность служащим более оперативно и эффективно отвечать на запросы клиентов.

    Справочно

    Информационно-коммуникативные технологии связаны с использованием:информационных ресурсов (организованная совокупность документированной информации. включающая базы данных. другие совокупности взаимосвязанной, информации в информационных системах);

    Контента (любое информационно значимое наполнение информационного ресурса которое может быть предоставлено пользователю (употребляется как правило, в отношении информационного наполнения интернет-сайтов);

    средств электронной цифровой подписи (программное, программно-аппаратное или техническое средство. реализующее одну или несколько следующих функций: выработку электронной цифровой подписи. проверку электронной цифровой подписи. создание личного ключа подписи или открытого ключа);

    хостинга (услуга по размещению информационного ресурса на сервере и обеспечению постоянного доступа к этому ресурсу в сети включая интернет);

    цифрового контента (контент, представленный в виде, который обеспечивает работу с ним с при мнением средств телекоммуникаций и вычислительной техники);

    электронной услуги (деятельность по осуществлению поиска. получения, передачи, сбора, обработки, накопления, хранения, распространения и (или) предоставления информации, а также защиты информации. осуществляемая с применением средств телекоммуникаций и вычислительной техники);

    электронной цифровой подписи (последовательность символов, являющейся реквизитом электронного документа и предназначенная для подтверждения целостностии подлинности электронного документа).

    Использование информационных технологий способствует переменам в культуре работы. Если доступ к ин формации осуществляется очень просто, то вероятность того, что человек захочет посмотреть те или иные данные, будет намного больше. Если взаимодействие с коллегами тоже осуществляется просто, то человек наверняка захочет воспользоваться их опытом. Аналогично человек будет придерживаться правильных процедур, если их легко выполнять. Онлайновый обмен информацией порождает ощущение неотложности задачи и действует для государственных служащих как катализатор, заставляющий их непосредственно заниматься вопросами граждан,

    В реестре современных информационных технологий существенное значение имеют системы управлении базами данных (СУБД). Каждая из них представляет собой пакет программ, предназначенных для того, чтобы обеспечить системный, интегрированный и гибкий подход к организации данных и доступ к НИМ, в том числе в масштабах целого ведомства. СУБД основывается на, определенной модели данных, которая отражает взаимосвязи между объектами.

    Справочно

    Одну из баз данных государственных органов можно рассмотреть на примере автоматизированной информационной системы электронного учета руководящих кадров, их резерва (АИС е Резерв), Она представляет собой единую электронную базу данных о руководящих кадрах, должности которых включены в кадровые реестры Главы государства, Совета Министров Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома, их резерва, а также перспективно го кадрового резерва. Работа системы регламентируется Указом Президента Республики Беларусь от 26 июля 2004 г. М 354, .0, работе с руководящими кадрами в системе государственных органов и иных государственных организаций. АИС резерв позволяет:

    обеспечивать единый порядок ведения и поддержания в актуальном состоянии автоматизированной информационной системы электронного учета руководящих кадров, их резерва;

    получать статистическую, справочную и аналитическую информацию о руководящих кадрах страны для принятия комплексных решений по вопросам государственной кадровой политики;

    автоматизировать оперативную обработку данных о руководящих кадрах страны.

    В настоящее время широкое распространение также получают автоматизированные системы управления (АСУ), которые представляют собой определенную сеть, использующую компьютеры, чтобы поставлять руководству информацию, необходимую для принятия непрограммируемых решений, касающихся проблем: далеких от ясности. По мере продвижения вверх по ступеням организационно-управленческой иерархии процесс принятия решений становится все более непрограммируемым, а потому нуждается в использовании АСУ. Нельзя при этом забывать, что специалисты неотъемлемая часть АСУ, поскольку они привносят в нее существенный объем знаний и опыта, необходимый для принятия непрограммируемых управленческих решений.

    Сегодня руководители получают доступ к компьютерным информационным сетям. Практически мгновенная доступность огромного количества информации не снимает проблем ее анализа и последующего принятия решений. Поэтому все более востребованной становится методология «интегрирования информации: чем выше ранг руководи теля, тем более интегрированная информация может (и должна) им использоваться. В связи с этим большие ресурсы для роста эффективности управленческой деятельности заложены в системах поддержки принятии решений (СППР). Они представляют собой компьютерную информационную систему, которая поставляет работникам высших звеньев управления информацию, используемую для нетрадиционного принятия непрограммируемых управленческих решений. Они способны оказать поддержку руководителю в принятии нетривиальных решений, облегчают пользователю манипуляции множеством разнообразных данных, разработку моделей и построение сценариев. Их использование повышает качество управленческих решений, особенно если это связано с множественными целями и требует учета множественных вариантов.

    На первом плане современных информационных технологий находятся также экспертные системы. Опирающиеся на исследования в области искусственного интеллекта, они предназначены для того, чтобы подражать процессам человеческой мыслительной деятельности. В отличие от других компьютерных технологий они способны производить не только вычислительные операции, но и делать выводы, исходя из фактов и заданных правил, что во многом напоминает умозаключение думающего человека. Поэтому их часто назывaют интеллектуальными консультационными системами.

    Существуют и получают все более широкое распространение специальные программные оболочки для поддержки принятия экспертных решений (программы типа Ежреrt"(Jhоtсе фирмы Dectston ВuрроН Softwar~, США)

    Справочно

    Компьютерная система поддержки решений Ехреп Choice основана на методе анализа иерархий и многoкритериальном подходе к принятию решений.

    Методом анализа. иерархий:

    формализует интуитивное понимание сложной проблемы с использованием иерархической структуры;

    использует парные сравнения процедур для выбора среди набора альтернатив;

    позволяет объединить объективную информацию и субъективные суждения эксперта

    Пример nрименения меmода анализа иерархий принятие решений, имеющих несколько альтернатив и два или более критериев.

    Выбор среди предложений работы:

    Заработок, nоmeнциал карьеры. местоположение, Выбор среди претендентов на получение работы:

    Построение иерархии не только искусство, но и наука. Если иерархии выбраны, то система Ехреп Choice далее самостоятельно производит вычисления, которые выдает в удобном для восприятия виде по желанию пользователя (цифры, диаграммы). Таким образом. она позволяет моделировать комплексные решения правильно и эффективно.

    Говоря о широком применении информационно-коммуникационных технологий в государственном управлении, все чаще прибегают к использованию термина информационная модель государственного управления. В данном случае подразумевается информатизация всех управленческих процессов в органах государственной власти всех уровней, информатизация межведомственных взаимоотношений, создание компьютерных систем, способных поддерживать все функции взаимодействия этих органов с населением. Нельзя вести речь о том, что внутриправительственная транзакция реализована в электронном, без бумажном режиме, если в ведомствах не автоматизировав соответствующий процесс или нет электронного документооборота.

    Используемые интернет-технологии упрощают взаимодействие с государственными органами и доступ к информации для населения, способствуют большей открытости и прозрачности. Облегчается также доступ к разнообразным сведениям законопроектам, материалам заседаний в комитетах и документам по бюджету. Граждане могут лучше следить за действиями своих выборных представителей, создавать группы влияния и высказывать свои мнения в режиме реального времени. Население хочет не просто узнавать о том, что делает правительство и как оно работает, но и принимать непосредственное участие в реальном процессе управления.

    Онлайновые услуги и информация для населения должны быть доступны каждому, независимо от его возраста, пола, национальности, финансового положения или местонахождения.

    Директивой Президента Республики·"·Беларусь от 27 декабря 2006 г. № 2 о мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата, расширение использования интернет-технологий в госуправлении определено как важнейшее направление всей работы по де бюрократизации и построению государства для народа. В настоящее время в республике ИКТ активно внедряются в систему государственного управления.

    Сегодня, согласно обобщенному обзору Международного союза электросвязи, по индексу уровня развития ИКТ Беларусь занимает 54 место из, 154 мест, уступая в СНГ только России и Украине.

    Ключевая задача реализации концепции информационной модели государственного управления в, Республике Беларусь создание централизованного национального портала, через который граждане, предприниматели и государственные служащие смогут оперативно взаимодействовать как с самим государством, так и между собой посредством использования традиционной телекоммуникационной инфраструктуры. Не менее перспективным направлением в области оптимизации системы государственного управления является использование беспроводных технологий связи и мобильных коммуникаций.

    Таким образом, информационная модель государственного управления подразумевает реализацию гораздо более последовательного, простого и индивидуализированного подхода в предоставлении услуг и информации для населения. Это означает структурную перестройку функционирования государственных организаций и их взаимодействия с гражданами, частными компаниями и собственными служащими.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    хорошую работу на сайт">

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Подобные документы

      Методологические основы формирования информационно-коммуникационной базы государственного управления. Технологические основы информатизации органов государственной власти. Информационное общество как фактор развития государственного управления.

      курсовая работа , добавлен 24.12.2009

      Исследование понятия управленческой информации в государственном управлении. Анализ кризисных ситуаций, требующих непосредственного срочного вмешательства государства. Основные информационно-аналитические технологии в аппарате управления государством.

      контрольная работа , добавлен 08.01.2017

      Развитие информационных технологий как важнейший фактор государственного управления. Обеспечение доступа физических и юридических лиц к сведениям о государственных и муниципальных услугах. Деятельность Портала госуслуг и "Электронного правительства".

      реферат , добавлен 04.05.2014

      Комплексное социологическое исследование феномена социальных технологий в государственном управлении. Выявление их креативных функций в процессах оптимизации социальных объектов. Повышение социальной ориентированности государственного управления.

      курсовая работа , добавлен 09.12.2014

      Понятие информационных технологий во взаимодействии государства и граждан. Мировой опыт взаимодействия между государством, бизнесом и гражданами. Государство в современных информационно-коммуникативных процессах, типология информационных технологий.

      курсовая работа , добавлен 08.08.2011

      Специфика и основные функции государственного управления и их реализация. Методы и средства государственного управления. Сущность законности и ответственности в государственном управлении. Виды обеспечения законности в государственном управлении.

      курсовая работа , добавлен 28.07.2015

      Особенности государственного управления в Российской Федерации; его правовой, политический и менеджеристский подходы. Административная реформа в стране и ее компоненты. Использование современных информационно-коммуникационных технологий в управлении.

      курсовая работа , добавлен 07.06.2012

    Комплексная система автоматизации государственных органов власти субъекта РФ характеризует с системных позиций взаимоотношения между государственными органами на региональном и муниципальном уровнях, между государственными органами и коммерческими организациями, между государственными органами и населением, проживающим на искомых территориях. Управление ими с системных позиций включает совокупность взаимосвязанных макросистем в комплексе, т.е. всю инфраструктуру, обеспечивающую жизнедеятельность муниципального образования (МО): ЖКХ, инженерные и транспортные коммуникации, благоустройство, архитектура и градостроительство. На этих территориях существуют:

    производственная сфера;

    агропромышленный комплекс;

    социальная сфера;

    финансово-экономическая сфера;

    управленческая сфера.

    Производственную сферу составляют отрасли материального производства: промышленность, строительство, транспорт и связь, торговля, общественное питание, бытовое обслуживание, предпринимательство.

    Агропромышленный комплекс включает в себя сельское и лесное хозяйство, территорию, природные ресурсы.

    Социальная сфера включает в себя отрасли обеспечения жизнедеятельности, воспроизводства и духовного развития населения. Это - население и трудовые ресурсы, образование, здравоохранение, социальное обеспечение, культура, искусство, физическая культура и спорт.

    Финансово-экономическая сфера включает в себя макроэкономические характеристики управляемой территории: бюджет и финансы, налоги, имущество и собственность, инвестиции, внешнеэкономические связи.

    Управленческая сфера представляет собой совокупность органов муниципального и государственного управления, общественных объединений и организаций как институтов гражданского общества.

    Задача состоит в том, чтобы обеспечить достойную жизнь гражданам, всестороннее развитие личности, градостроительства, производства, социальной, экономической сферы и т.п.

    Созданию этой системы предшествует разработка концепции с системных позиций, учитывая информационные процессы:

    во внутренней структуре органов местного самоуправления;

    между МО и муниципальными предприятиями;

    между МО и общественными организациями;

    между МО и населением;

    между МО и внешним миром (федеральными центрами, иностранными государствами).

    Информационная система должна способствовать поддержке принятия решений. Для этого используются система внутренних коммуникаций, единая коммуникационная сеть, органы местного управления и муниципальные предприятия.

    Основные требования при проектировании ИС МО: 1)

    комплексный и системный подход к выбору технических и программных средств; 2)

    интеграция потоков; 3)

    эффективность расчетов, снижение затрат; 4)

    безопасность и защита информации при обмене данных в рамках сети; 5)

    интеграция информационной структуры в рамках МО с другими структурами регионального и государственного управления; 6)

    обеспечение масштабирования задач (возможность развития ИС); 7)

    обеспечение интерфейса с пользователем; 8)

    организация обучения, подготовки кадров; 9)

    использование Интернета и новейших технологий для повышения конкурентного потенциала МО, приобретения им статуса интеллектуального города, повышения качества информационного обслуживания населения, повышение прозрачности муниципальных властей и т.д.

    Наиболее трудоемкими задачами ЖКХ, подлежащими компьютеризации, являются:

    сбор и представление на диспетчерском пульте всей информации о состоянии объектов ЖКХ в целях обеспечения быстрого реагирования на проблемные ситуации;

    мониторинг технического состояния жилого фонда территории (энергоносителей, воды, отопления, лифтов, капитальный ремонт);

    дистанционное управление объектами ЖКХ (освещением в подъездах, контроль проникновения в технические помещения и т.п.);

    автоматизированный учет временно проживающих и регистрация жителей частного сектора;

    расчет тарифов, учет теплоэнергоносителей, использование имитационного моделирования;

    учет платежей за коммунальные услуги, перерасчеты;

    автоматизированная выдача справок, форм статистической и бухгалтерской отчетности, статистическое исследование населения.

    Информационные технологии в управлении землепользованием решают такие задачи:

    формирование, ведение, обработка информации по картографическим планшетам;

    мониторинг информации, поступающей из бюро инвестирования, жилищных комитетов, органов архитектуры, муниципального имущества по застройке территории;

    формирование и ведение БД по существующим и проектируемым улицам, дорожным транспортным сетям, объектам инженерного оборудования;

    получение и обработка информации из лесопаркового хозяйства, комитета по охране природы;

    обеспечение экологической безопасности, мониторинг окружающей среды, выбросов;

    сводный анализ использования территорий.

    Программный пакет «Хозяйство» предназначен для комплексной автоматизации деятельности сельской администрации.

    Программа позволяет создать всеобъемлющее хранилище информации по всем направлениям деятельности сельской администрации, что повышает оперативность и верность учетной информации. В состав пакета входят следующие АРМ :

    «Похозяйственная книга»;

    «Учет земельных участков»;

    «ЗАГС»;

    «Избиратель»;

    «Налоги хозяйства»;

    «Юридические лица»;

    «Образование»;

    «Культура и искусство»;

    «Сведения о сельской администрации».

    АРМ «Похозяйственная книга» - наиболее важная подсистема пакета, используемая сотрудниками администрации повседневно. АРМ позволяет работать с главным документом администрации - похозяйственней книгой, в которой учитываются все хозяйства сельского населенного пункта, включая информацию о жителях, жилье, технике и скоте хозяйства.

    АРМ «Учет земелънъх участков» предназначено для автоматизации деятельности работника сельской администрации - землеустроителя. В АРМ имеются средства для оперативного анализа учета земельных участков граждан и юридических лиц, формирования постановлений о выдаче земельных участков.

    АРМ «ЗАГС» предназначено для автоматизации деятельности работника отдела записи актов гражданского состояния в сельской администрации. В АРМ имеется возможность работы с записями актов о заключении брака, перемене фамилии, рождении и смерти, об установлении отцовства и усыновлении (удочерении).

    АРМ «Избирателъ» предназначено для автоматизации проведения выборов. В АРМ содержатся данные об избирателях и избирательных участках, находящихся на территории сельской администрации, ведется реестр избирателей, формируются избирательные бюллетени для проведения выборов.

    АРМ «Налоги хозяйства» позволяет получить детальную информацию об уплате налогов хозяйствами, находящимися на территории сельской администрации. Данные по налогообложению могут быть синхронизированы с данными налоговой инспекции, имеющимися, например, в пакете RNAL-N.

    Комплексная автоматизация управления муниципальным образованием. Современный уровень развития ИТ позволяет перейти от решения локальных задач к комплексной автоматизации управления муниципальным образованием. Муниципальное образование представляет собой сложный организм, управление которым требует оперативного анализа и обобщения больших объемов информации

    о состоянии всех его сфер деятельности. Менеджеры должны обладать полной информацией о состоянии муниципальных ресурсов при принятии управленческих решений. Централизация информационных ресурсов в рамках единой информационной системы муниципального образования позволяет организовать более эффективное управление финансовыми и материальными ресурсами, кадрами, делопроизводством и документооборотом.

    Коротко рассмотрим проект информационной системы управления муниципальным образованием от корпорации «Парус» на основе интернет-технологий .

    Все информационные ресурсы города или района объединяются и структурируются на веб-портале. Здесь размещаются программные продукты управления основными видами ресурсов: финансовыми, материальными, кадровыми, а также базы данных по видам деятельности.

    Система автоматизирует все направления деятельности администрации и включает в себя: подсистемы органов местного самоуправления; объектов жилищно-коммунального хозяйства; бюджетных организаций; подсистемы взаимодействия с поставщиками и заказчиками, уполномоченными банками и казначейством, службу обслуживания централизованных закупок. Для полноты информационного обеспечения деятельности администрации в конкретных условиях система допускает централизованное ведение баз данных по разным направлениям деятельности.

    Вверх