Инсценировка басни крылова свинья под дубом. Сценарий праздника «Бессмертные творения Крылова мы с каждым годом любим все сильней! III. Изучение нового материала

Тема. Выразительное чтение басни И.А. Крылова «Свинья под Дубом».

Цель: совершенствовать навыки выразительного чтения 6-классников, углублять знания по теории выразительного чтения; развивать эстетический вкус.
Оборудование: текст басни И.А. Крылова «Свинья под Дубом»; иллюстрации к басне; «Свинья под Дубом»: видеоклип к уроку литературы.
Тип урока: урок развития речи; вид урока – урок выразительного чтения.

ХОД УРОКА

І. Организация начала урока.

II. Проверка домашнего задания.

III. Изучение нового материала.

  1. Методический комментарий. Басня И.А. Крылова «Свинья под Дубом» – это произведение, которое, возможно, в большей степени, чем другие, позволит учащимся всесторонне раскрыть грани своего исполнительского мастерства. А поскольку речевая партитура этой басни включает в себя уже более сложные элементы, то обязательным условием на уроке выразительного чтения становится углубление знаний 6-классников по теории выразительного чтения.
    В 5 классе ученики получили общее представление о понятиях «пауза» и «ударение» и выработали первичные навыки составления речевых партитур (См.: «Интегрированный курс. Литература (русская и мировая): Книга для учителя. 5 класс / Сост. С.Е. Евтушенко, Т.И. Корвель, А.С. Оникиенко, Н.Н. Покатова, Л.М. Сипко. – К.: Грамота, 2013 (С. 94-95).
    В 6 классе ученики должны узнать, что паузы бывают логическими и психологическими. Логическая пауза, обозначающаяся в речевой партитуре вертикальной черточкой, может быть короткой (|) и длинной (||). Ее длительность зависит от логики членения текста. Например, на месте запятой пауза, как правило, короткая, а вот тире и точка требуют более продолжительной остановки чтеца во время исполнения вслух произведения.
    Но есть и более сложный вид паузы – психологическая . (В речевой партитуре психологическую паузу, как правило, обозначают \/). Она встречается значительно реже, в исключительных случаях: например, когда надо сосредоточить внимание на следующем слове, имитировать припоминание или поиск нужного слова, подчеркнуть эмоциональное напряжение, испуг, неожиданность, недоговоренность, сознательное умолчание, внезапную остановку в речи и т.п. Такая пауза может быть в любом месте: и между фразами, и в середине такта, и на месте разделительных знаков, и там, где их нет.
    Главное, что должны запомнить 6-классники (и записать в тетради), – это две основные функции психологической паузы:
    • сосредоточить внимание слушателей на только что сказанных словах, дать им возможность прочувствовать услышанное
      или
    • психологически подготовить слушателей к восприятию того, что прозвучит сейчас, как бы предупреждая их о важности следующей информации.
    Во время логической паузы чтец просто делает небольшую остановку в речи, расчленяя таким образом предложение на отдельные такты. Эта пауза получила название пассивной. А вот психологическая пауза – это не просто остановка, это – «молчание со смыслом». Такую паузу называют активной, эмоциональной, а поэтому чтец должен уметь ее «сыграть». Великий мастер сценического тренинга К.С. Станиславский говорил, что во время психологической паузы актер должен особенно глубоко ощущать то, о чем он говорит, он обязан проникнуть в мысли и чувства автора, постигнув идейный и эмоциональный смысл и конкретной произносимой фразы, и всего текста. Следовательно, ему необходимо не просто промолчать, а активно «прожить» эту остановку в речи. Ведь психологическая пауза тесно связана с подтекстом произведения – то есть его внутренней, не всегда лежащей на поверхности сутью.
    Логические паузы привычны для каждого говорящего и при верном понимании чтецом содержания произносимых им предложений достаточно легко воспроизводятся. Психологические же паузы требуют специальной подготовки. Вот почему перед чтением перед слушателями любого текста исполнитель должен, прежде всего, внимательно поработать над его общим, глубинным смыслом. Можно сказать так: чтец сначала должен уяснить, ЧТО он хочет донести до слушателей своим чтением, и только потом искать способы, КАК он это будет делать.
  2. Вступительное слово учителя: «Как правильно читать басню».
    Если говорить о выразительном чтении басен, то точнее будет сказать не «выразительное чтение», а «выразительное рассказывание». Как свидетельствуют современники великого русского баснописца И.А. Крылова, он читал свои басни таким тоном, в такой простодушной и естественной манере, что его чтение можно было принять за продолжение житейского разговора.
    То есть, в основе чтения басни лежит принцип живого и естественного повествования, которое включает в себя такое же живое и естественное воспроизведение реплик персонажей. При этом следует помнить, что живая речь изобилует оттенками, а потому чтецу надо передать не только основное содержание басни, но и все разнообразие ее логического и эмоционального наполнения.
    Авторский текст, который предшествует развитию событий, читается в повествовательно-информативной манере, подготавливая слушателей к восприятию основных событий. Но не всегда все слова автора надо произносить «нейтральным» тоном. Например, авторские комментарии к негативным поступкам героев следует читать с иронией, как бы «присвоив» авторский текст, представить его как «свой» рассказ о реальных событиях и их участниках.
    Особого мастерства требует чтение реплик. Ведь каждое действующее лицо басни воплощает в себе определенный тип людей. Здесь уже понадобится развитое воображение чтеца об индивидуальных особенностях характера персонажа, манере его поведения, а также умение менять высоту голоса, его силу, темп. Но чтецу не стоит слишком увлекаться «перевоплощением» в героев басни – животных, ведь основное направление произведения – это раскрытие пороков людей, которое автор осуществляет через аллегорию и элементы комизма.
    Мораль басни произносится медленнее, поучительно, в виде рассуждения. Это либо напоминание известной истины, либо совет мудрого человека, либо ироническая критика какого-то поступка. Перед моралью и после нее надо обязательно сделать ощутимые паузы (чаще – психологические), чтобы привлечь внимание слушателей к тому выводу, который воплощен автором в мораль.
    Басни, в которых важное место занимает прямая речь персонажей, позволяют привлечь к чтению элемент инсценировки. В конце урока мы попробуем прочитать басню «Свинья под Дубом» в ролях. Но нельзя забывать, что совершенное выполнение всего произведения одним чтецом является, как правило, задачей более сложной. Поэтому на уроках выразительного чтения мы будем отдавать предпочтение монологическому чтению, ведь именно оно требует от учащихся более добросовестной работы и над качествами голоса, и над интонированием, и над эмоциональностью чтения.
  3. Прослушивание чтения басни «Свинья под Дубом» профессиональным чтецом.

  4. Идейно-тематический анализ басни. Расшифровка аллегории.
    В басне «Свинья под Дубом « Крылов через прием аллегории выставляет напоказ и высмеивает человеческую тупость и невежество, которые достойны всеобщего осуждения. Он обличает невежд, не способных на анализ причинно-следственной связи в жизненных событиях и явлениях, а главное – осмеивает их полное нежелание вообще эту связь искать. Для воплощения своего замысла баснописец очень удачно выбрал именно образ Свиньи. Прежде всего, отталкиваясь от фольклорного толкования образа Свиньи (пословицы, поговорки, сказки), мы можем утверждать, что свинья у нас часто ассоциируется с ленью, обжорством, невежеством. Крылов ярко подчеркнул и то, что свинья очень любит желуди, и то, что рыть рылом землю она может даже и без видимой причины – просто для удовольствия. А исходя из физиологических особенностей этого животного, мы знаем, что свинья действительно через особое строение тела не способна поднимать голову высоко вверх. Ворон в басне представляет обычного человека, который, скорее, не возмущается поведением Свиньи, а наивно ей удивляется. А старый Дуб, который с точки зрения Свиньи является просто не стоящим ее внимания растением, выступает воплощением вековой мудрости, житейской истины.
  5. Работа над речевой партитурой басни. Комментирование учителем логических, психологических пауз, фразовых и логических ударений (то есть слов, подчеркнутых одной и двумя линиями).

    Свинья под Дубом

    Свинья | под Дубом вековым |
    Наелась желудей досыта, | до отвала; |
    Наевшись, выспалась под ним; |
    Потом, глаза продравши, встала \/
    И рылом | подрывать у Дуба корни стала. ||
    ”Ведь это дереву вредит, – |
    Ей с Дубу Ворон говорит, – |
    Коль корни обнажишь, | оно засохнуть может”. \/
    ”Пусть сохнет, – | говорит Свинья, – |
    Ничуть меня то не тревожит; |
    В нем проку мало вижу я; |
    Хоть век его не будь, | ничуть не пожалею, |
    Лишь были б желуди: | ведь я от них жирею”. ||
    ”Неблагодарная! – | примолвил Дуб ей тут, – |
    Когда бы вверх | могла поднять ты рыло, |
    Тебе бы видно было, |
    Что эти желуди | на мне растут”. \/

    Невежда | также в ослепленье |
    Бранит науки | и ученье, |
    И все ученые труды, |
    Не чувствуя, | что он вкушает их плоды. ||

  6. Детальные советы по выразительному чтению басни.
    Итак, читаем басню таким образом. Экспозицию (первые 4 строки) произносим медленно, с повествовательной интонацией, но обязательно учитываем, что такой, казалось бы, непринужденный характер речи не должен быть лишен необходимой эмоциональности. Задача чтеца определяется двумя направлениями: словесно описать Свинью и в то же время тоном голоса подчеркнуть авторское отношение к ней. А оно четко формируется уже с первых строк произведения: это пренебрежение к тем, чей смысл жизни сводится к двум жизненным удовольствиям – поесть и поспать. Важную роль в формировании необходимых эмоций играет удачно подобранная автором экспрессивная лексика: наелась «до отвала», а глаза не открыла, а «продрала».
    В конце четвертой строки уместной будет психологическая пауза – она готовит нас к завязке, сосредоточенной в пятой строке. Стараемся психологическую паузу не промолчать, а сыграть: еще до произнесения пятой строчки выражение лица чтеца должно подсказать слушателям, что он сейчас сообщит о каком-то отвратительном действии персонажа произведения.
    В озвучивании завязки пик эмоциональности выпадает на слово «рылом»: его произносим с ярко подчеркнутой брезгливостью. Перед прямой речью делаем чуть длиннее, чем обычно, остановку. Слова Ворона надо сказать не столько с наставлением, сколько с удивлением от бессмысленного поступка Свиньи. Авторский текст («Ей с Дубу Ворон говорит») должен прозвучать несколько тише и с более низкой тембральной окраской голоса.
    Перед ответом Свиньи на замечания Ворона снова выдерживаем психологическую паузу: ведь в произведении назревает кульминация, и мы должны привлечь к ней слушателей. При чтении этой части басни исполнителю понадобится незаурядное мастерство, поскольку именно здесь раскрывается главная тема произведения: изображение глупости, несусветной тупости и невежества, которые к тому же сочетаются с наглой самоуверенностью. Слова «Пусть сохнет» надо произнести с непомерной, гипертрофированной самовлюбленностью, как говорят в народе – надув губы. Тише произносим авторскую ремарку («говорит Свинья»), а следующие четыре строки – как амбициозное поучение в «свинской житейской мудрости»: жить только ради собственного удовольствия. Логическое ударение делаем на слове «желудь», а слово «жирею» немного растягиваем («жи-ре-е-ю») и озвучиваем с максимальным наслаждением и откровенной хвастливостью.
    Слова Дуба содержат в себе развязку произведения. Их следует прочитать рассудительно, с оттенком поучения, но обязательно оставив тонкую нотку брезгливости, которая будет акцентирована на слове «рыло». При произнесении реплики Дуба чтец должен добавить к звуковому воплощению мысли произведения еще и выразительную мимику и жесты.
    Перед озвучиванием морали басни делаем психологическую паузу. Выражением лица готовим слушателей к произнесению высшей житейской мудрости. Сама мораль традиционно произносится серьезным тоном – как итог, общий вывод из описанной ситуации, который переносит осмысление сюжета с аллегорического в общечеловеческий или даже философский план.

    Примечание. Ученики должны знать, что исполнение художественного произведения допускает в себя элемент индивидуальной интерпретации. Поэтому в речевой партитуре разных чтецов могут быть определенные расхождения. Однако начинающие чтецы должны максимально следовать советам учителя.
    Предложенная здесь речевая партитура басни «Свинья под Дубом» является основой для работы с текстом басни. Варианты разметки отдельных тактов могут быть такими: «пусть сохнет», «ничуть меня то не тревожит», «ведь я от них \/ жирею», «что он вкушает | их плоды».

  7. Чтение басни учениками. (Сначала – индивидуальное, потом – в лицах).
    Перед уроком выразительного чтения ученики обязательно должны выполнить небольшую разминку речевого аппарата. Примерный список упражнений для разминки был приведен в упомянутом выше пособии (С. 101-102).

Урок литературы в 5 классе

Басня И.А.Крылова «Свинья под Дубом».

Цели урока:

Образовательные.

Знакомство с басней И.А.Крылова «Свинья под Дубом». Дополнить знания об особенностях жанра басни.

Развивающие.

Развивать чуткость к художественному слову. Развивать эстетическое восприятие, эмоции, чувства и ощущения, интуицию.

Воспитательные.

Воспитывать сопротивление невежеству.

Оборудование.

Иллюстрации, лото, словарь, мультимедийная презентация, стикеры, листы дуба.

Ход урока

1.Приветствие.

Здравствуйте, ребята и гости! Посмотрите, как светит солнышко за окном. В такой прекрасный день я хочу подарить вам хорошее настроение, возьмите за руку своего соседа по парте, а наши гости берут за руки рядом сидящего, улыбнитесь, посмотрите друг другу в глаза и скажите: « Желаю тебе сегодня на уроке …»

(слайд 1)

2.Эмоциональная зарядка.

Конкурс на самого лучшего актёра пантомимы

На отдельных карточках у меня написаны названия басен Крылова. (раздаю 3-м ученикам) Теперь с помощью жестов надо изобразить то, что написано на карточках, название басни, а класс должен узнать изображаемую басню. Последний ученик показывает название басни, которая и будет темой нашего урока

    «Волк и Ягнёнок» (слайд 2) Лановая

    «Мартышка и очки» (слайд 3) Журикова

    «Свинья под дубом» (слайд 4) Петренко

3.Сообщение темы, целей урока.

Молодцы! назовите теперь тему урока.

Сегодня на уроке продолжим знакомство с творчеством И.А.Крылова, постараемся раскрыть секреты, прелесть и силу басни «Свинья под Дубом».

Прием Ассоциации

Скажите, какие ассоциации вызывает у вас слово свинья?( каждый ученик называет одно слово по цепочке )

4. Проверка дом задания

Скажите, что такое басня и каковы ее особенности?

Для этого проведем викторину Верно-Не верно. Если утверждение верно- хлопайте в ладоши, а если не верно – топайте ножками.

Верно ли, что в басне
1. Есть зачин и концовка. Да
2. Аллегория. Да
3. Олицетворение. Да
4. Троекратный повтор. Нет
5. Мораль. Да
6. Есть развёрнутый сюжет. Нет

5. Интерактивный прием Лото.

Поиграем в лото

Работа в парах . У вас на партах лежат подсказки с определениями понятий басня, аллегория, мораль Кто быстрее соберёт определение, поднимает руку и читает в паре.

1 ряд Басня – 1) краткий стихотворный или прозаический рассказ
2) нравоучительного характера,

3) имеющий иносказательный смысл.
(слайд 5)
2 ряд Аллегория – 1) изображение отвлечённых понятий
2) или свойств

3) через конкретный образ.
(слайд 6) 3 мораль Мораль –1) строки в басне,
2) в которых содержится нравоучительное заключение,
3) вывод
.(слайд 7)
Проверка по образцу.

6. Чтение парой

Мы с вами вспомнили, из каких компонентов должна состоять басня.

Вы дома работали над творческим проектом, в рамках которого должны были сочинить басни и нарисовали иллюстрации к ним. Посмотрим, у кого басня получилась интереснее, кто придумал оригинальный сюжет, использовал свойства басни.

7.Чтение вслух басен (2-3 ученика) Резникова, Адаменко

8. Знакомство с басней «Свинья под Дубом».

1)Целевая установка.

А сейчас давайте познакомимся с басней «Свинья под дубом». Для этого Романова Катя прочитает нам ее наизусть.

2)Чтение наизусть басни

Достаточно ли прослушивания басни, чтобы понять, о чем она? Нет. нужно ее прочитать.

3) Чтение эхом (половина басни)

4) Чтение по цепочке (по строчке) (оставшаяся половина)

5)Чтение по ролям. (Шемаров, Чурсинов, Акулова)

Достаточно ли прослушивания и прочтения произведения, чтобы постичь его смысл? (нет, необходимо увидеть его)

6)Инсценировка басни (Писарук, Кобыльских, Надя)

В басне встречаются слова, до сих пор неизвестные вам, давайте попробуем сейчас объяснить их значение. Для этого вы дома делали исследовательскую работу в группах.

9.Исследовательская и поисковая работа в группах. .

1-я группа “Лингвисты”: работа с различными источниками (словари, справочники, сеть Интернет)

Цель: выяснить значение слов неблагодарность, невежа, невежда, невежество (Шемарова)

2-я группа “Фольклористы”: работа со сборником русских пословиц и поговорок, с Фразеологическим словарем (Рудь)

Цель: подобрать пословицы и поговорки со словом свинья.

3-я группа “Литературоведы”: Используя критический материал учебника, доказать, что литературное произведение “Свинья под дубом” относится к жанру басни.(Войченко)

10. Работа с текстом басни. Усвоение новых знаний.

Итак, заслушаем сначала представителя группы литературоведов.(Результаты исследования группы “Литературоведы”).

Мы с вами хорошо потрудились, теперь давайте отдохнем и проведем физкультминутку.

11.Физкультминутка

Скачут, скачут во лесочке

Зайцы – серые клубочки

(Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки).

Прыг – скок, прыг – скок –

Встал зайчонок на пенек

(Прыжки вперед – назад)

Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.

Раз! Шагают все на месте.

Два! Руками машут вместе.

Три! Присели, дружно встали.

Все за ушком почесали.

На четыре потянулись.

Пять! Прогнулись и нагнулись.

Шесть! Все встали снова в ряд, зашагали как отряд.

Посмотрим отрывок из басни и постараемся понять аллегорию и мораль басни “Свинья под дубом”.

12.Просмотр отрывка из басни (слова свиньи) (слайд 8)

Какое чувство вызывает у вас Свинья? (неприятное, отвращение)

А теперь поработаем с текстом и найдем, какой рисует Крылов Свинью?

13.Чтение с разной интонацией

Как называет Свинью Дуб? Прочитайте с правильной интонацией! (“неблагодарная”)

Что такое неблагодарность? (1группа:Неблагодарность – отсутствие чувства признательности к оказавшему добро или услугу) (слайд 9)

Но это мягко сказано... Что Свинья делает? Ведь она не просто поела, не поблагодарив... Давайте послушаем ребят из группы “Фольклористы”. Какие устойчивые выражения со словом свинья вы вспомнили или нашли?

( Подложить свинью, поступить по - свински, метать бисер перед свиньями, тупорылая свинья. Свинья грязи найдет. Сыта свинья, а все жрёт.

Что означает выражение поступить по - свински, подложить свинью ? Олицетворением какой черты характера в басне является Свинья?

Понимает ли Свинья в басне Крылова, что своими действиями она наносит вред дереву? (нет, ее “ничуть то не тревожит”) Почему?

Какой же вывод делает Крылов? Какова мораль басни? (зачитывают)

Почему Крылов говорит о Свинье как о невежде? Кто такие невежды? А невежи?(1 - ая группа “Лингвисты” дают толкование слов). (Слайд 10)

Какое же из этих слов характеризует Свинью? А может быть, оба?

Обратите внимание на определение, стоящее перед словом Дуб. Что оно означает? (Вековой – это не только старый, но и мудрый. )

Интересна история создания этой басни. Она – аргумент в споре. Была написана Крыловым в то время, когда в среде дворянства бытовало мнение, что образование не нужно. Крылов же своей басней метко разил противников образования, доказывая их неправоту, показал истинное лицо, вернее, рыло, необразованных людей .(слайд 11) бессовестная эгоистка

(На доске: символический дуб, отвечают 3 и прикрепляют)

17. Итоги урока (отзыв учителя, оценки)

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим все сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались,

В те дни букварь постигшие едва.

И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова.

М. Исаковский.

Пусть и в вашей памяти, ребята, останутся крылатые крыловские слова, строчки из его басен, постоянно напоминая о том, что недостатки и порки необходимо искоренять.

Продолжите, чтобы получилось предложение.

1 ряд Меня захватывают басни Крылова тем, что …

2 ряд Секрет басни в том, что …

3 ряд Герои незабываемы, потому что …

Оценивание учеников

Домашнее задание. Басню выучить наизусть

«Крылов басни» - Знаете ли вы басни И.А.Крылова? Истоки басенного жанра. Басни- «книга мудрости самого народа» (н.В.Гоголь). В чём своеобразие басен И.А.Крылова?

«Басни Крылова» - «Лисица и виноград». Знаменитые баснописцы. Веласкес диего. «Лебедь, рак и щука». «Стрекоза и муравей». Памятник И.А.Крылову в Москве в летнем саду. «Кукушка и петух». Жан де лефонтен. «Мартышка и очки». Эзоп. «Волк и ягненок». «Квартет». Веласкес диего. Иван андреевич крылов (1768-1844). Существует скульптура на патриарших прудах, посвящённая басням крылова.

«Крылов Стрекоза и муравей» - Терпеливо выслушивай мысли других. «Люблю, где случай есть пороки пощипать» И.А. Крылов. Уважай мнение другого. Санкт-Петербург Летний сад. Памятка к работе над басней. Капитан определяет выступающего. Внимательны или отвлекаются участники группы? Речевая разминка. Мораль басни. Пазл. Без работы хоть убей, Жить не может муравей.

«Басни Крылова 5 класс» - Лафонтен Жан де (1621 – 1695) – французский поэт, прославившийся как баснописец. «Волк на псарне». Номера слайдов. Иван Андреевич Крылов (1769 - 1844). В Санкт-Петербурге. В. И. Майков. С 1783 служил в Казенной палате в Петербурге, активно занимался самообразованием. Взаимные похвалы не бывают искренними.

«Крылов Ворона и лисица» - Басня (по С.И.Ожегову) – краткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ. Портрет И.А. Крылова. Исчезла, скрылась. Утратила способность здраво рассуждать. Глупая, доверчивая. Главная среди птиц. Во всё горло -. Трудно стало дышать. На цыпочках подходит -. Пленить -. Простофиля. Обманывает, льстит, лукавит.

«Басни Крылова урок» - Урок внеклассного чтения в 6 классе по теме «Басни Ивана Андреевича Крылова». Угадай мораль басен Басня «Волк на псарне» Вывод. Словарная работа. План урока. Иван Андреевич показал нам целый зверинец. В.А. Жуковский. Крылов родился в Москве. Организационный момент. Иван Андреевич. Урок по русской литературе.

Ирина Д
Сценарий праздника «Бессмертные творения Крылова мы с каждым годом любим все сильней!»

Дети под музыку заходят в зал, встают в полукруг.

Ребенок : 1.

Сегодня наш праздник посвящен великому баснописцу Ивану Андреевичу Крылову и его произведениям .

2. Крылов – великий русский поэт – баснописец. Почему мы говорим – «русский» ? Почему – «великий» ?

3. Мы говорим – «русский» , потому, что он любил все русское . А «великий» - потому что он написал много басен.

4. Да, Крылов любил все русское : русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство.

5. «Кто не слыхал его живого слова,

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творении Крылова

Мы с каждым годом любим все сильней

6. Глубоко и серьезно работал Крылов над своими произведениями. За 30 лет работы он написал 205 басен.

7. «И в памяти навеки оставались

Крылатые Крыловские слова

Песня «Край родной»

8. Басни дедушки Крылова известны всем . Да кто же не знает их? Если где – то услышишь это имя, и сразу вспоминаешь полюбившиеся нам с детства басни : «Лебедь, рак и щука» , «Ворона и лисица» , «Лиса и виноград» , «Чиж и голубь» .

9. А, что такое басня, вы знаете?

Басня – это веселый, короткий, поучительный рассказ в стихах.

Главные герои басен – это звери, вещи.

Чтобы писать хорошие басни, надо быть очень трудолюбивым человеком .

Первая басня «Лиса и виноград»

Инсценировка басни «Лиса и виноград»

Голодная кума Лиса залезла в сад;

В нем винограду кисти рделись.

У кумушки глаза и зубы разгорелись;

А кисти сочные, как яхонты, горят;

Лишь то беда,висят они высоко :

Отколь и как она к ним ни зайдет,

Хоть видит око,

Да зуб неймет.

Пробившись попусту час целый,

Пошла и говорит с досадою : "Ну что ж!

На взгляд-то он хорош,

Да зелен - ягодки нет зрелой :

Тотчас оскомину набьешь".

10. А теперь «Плетень» на которой виноград тот и рос.

Игра «Плетень»

11. Что значит слово «хвалить» ?

Хвалят, то есть говорят приятные слова, когда это заслужено. Когда же человек не заслужил похвалы, а его хвалят – это называется лестью.

О лести мы узнаем из басни «Кукушка и петух»

Инсценировка басни «Кукушка и петух»

"Как, милый Петушок, поешь ты громко, важно!" -

"А ты, Кукушечка, мой свет,

Как тянешь плавно и протяжно :

Во всем лесу у нас такой певицы нет!" -

"Тебя, мой куманек, век слушать я готова". -

"А ты, красавица, божусь,

Лишь только замолчишь, то жду я не дождусь,

Чтоб начала ты снова.

И чист, и нежен, и высок.

Да вы уж родом так : собою невелички,

А песни - что твой соловей!" -

"Спасибо, кум; зато, по совести моей,

Поешь ты лучше райской птички.

На всех ссылаюсь в этом я".

Тут Воробей, случась,примолвил им : "Друзья!

Хоть вы охрипните, хваля друг дружку, -

Все ваша музыка плоха. "

За что же, не боясь греха,

Кукушка хвалит Петуха?

За то, что хвалит он Кукушку.

12. Льстить так же не хорошо, как просто врать, обманывать.

Мы часто замечаем недостатки и другое, но у себя ничего не видим.

«Каковы сани – таковы сами»

Инсценировка басни «Лебедь рак и щука»

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука.

Однажды Лебедь, Рак да Щука

Везти с поклажей воз взялись

И вместе трое все в него впряглись;

Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!

Поклажа бы для них казалась и легка :

Да Лебедь рвется в облака,

Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.

Кто виноват из них, кто прав - судить не нам;

Да только воз и ныне там.

13. Для того, чтобы сделать с друзьями какое либо дело с друзьями, надо договориться.

Игра «Репка»

14. Дружба всем помогает

Из любой беды выручает.

Песня «Настоящий друг»

15. Ушки на макушке, слушайте внимательно басню Ивана Андреевича Крылова «Зеркало и обезьяна»

Инсценировка басни «Зеркало и обезьяна»

Мартышка, в Зеркале увидя образ свой,

Тихохонько Медведя толк ногой :

"Смотри-ка, - говорит, - кум милый мой!

Что это там за рожа?

Какие у нее ужимки и прыжки!

Я удавилась бы с тоски,

Когда бы на нее хоть чуть была похожа.

А ведь, признайся, есть

Из кумушек моих таких кривляк пять-шесть :

Я даже их могу по пальцам перечесть". -

Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?" -

Ей Мишка отвечал.

Но Мишенькин совет лишь попусту пропал.

Таких примеров много в мире :

Не любит узнавать никто себя в сатире.

Я даже видел то вчера :

Что Климыч на руку нечист, все это знают;

Про взятки Климычу читают.

А он украдкою кивает на Петра.

16. Сундук был самым любимым для Крылова . В этом сундуке лежали книги. И каких только не было! Толстенные томики сатиристических журналов, приключенческие романы, романы про путешественников и даже знаменитая энциклопедия «Письмовник» .

Эти книги познакомили маленького Ваню с народными песнями, пословицами. От них Крылов получил первые сведения о науке.

На самом дне сундука лежала небольшая книжица. От времени страницы в ней пожелтели. Эта книга называлась «Эзоповы басни» . Именно эти басни уже в раннем возрасте оставили глубокий след в душе Вани.

Страсть к чтению и заветный сундучок были самой большой радостью.

Инсценировка басни «Свинья под дубом»

Свинья под Дубом вековым

Наелась желудей досыта, до отвала;

Наевшись, выспалась под ним;

Потом, глаза продравши, встала

И рылом подрывать у Дуба корни стала.

"Ведь это дереву вредит, -

Ей с Дубу Ворон говорит, -

Коль корни обнажишь, оно засохнуть может".

"Пусть сохнет, - говорит Свинья, -

Ничуть меня то не тревожит,

В нем проку мало вижу я;

Хоть век его не будь, ничуть не пожалею;

Лишь были б желуди : ведь я от них жирею".

"Неблагодарная! - примолвил Дуб ей тут, -

Когда бы вверх могла поднять ты рыло,

Тебе бы видно было,

Что эти желуди на мне растут".

Невежда так же в ослепленье

Бранит науку и ученье

И все ученые труды,

Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

17. Многие сюжеты великий баснописец черпал из пословиц и поговорок.

18. «Без труда – нет добра»

19. «За один раз дерева не срубишь»

20. «На хотенье есть терпенье»

21. «Пора придет и вода пойдет»

22. «Гуляй, гуляй, зато потом не пеняй»

23. «Смеётся тот, кто смеётся последний»

Инсценировка басни «Чиж и голубь»

Чижа захлопнула злодейка-западня :

Бедняжка в ней и рвался и метался,

А Голубь молодой над ним же издевался.

"Не стыдно ль, - говорит, - средь бела дня

Не провели бы так меня :

За это я ручаюсь смело".

Ан, смотришь, тут же сам запутался в силок.

Вперед чужой беде не смейся, Голубок.

24. Как много правды о жизни, о людях можно рассказать в стихотворном рассказе , как басня. Пчелы и муравьи почти всегда трудолюбивые . Вот о трудолюбии вы сейчас услышите басню.

Инсценировка басни «Стрекоза и муравей»

Попрыгунья Стрекоза

Лето красное пропела,

Оглянуться не успела,

Как зима катит в глаза.

Помертвело чисто поле,

Нет уж дней тех светлых боле,

Как под каждым ей листком

Был готов и стол и дом.

Все прошло : с зимой холодной

Нужда, голод настает,

Стрекоза уж не поет,

И кому же в ум пойдет

На желудок петь голодный!

Злой тоской удручена,

К Муравью ползет она :

Не оставь меня, кум милый!

Дай ты мне собраться с силой

И до вешних только дней

Прокорми и обогрей!

Кумушка,мне странно это :

Да работала ль ты в лето?

Говорит ей Муравей.

До того ль, голубчик, было?

В мягких муравах у нас -

Песни, резвость всякий час,

Так, что голову вскружило.

А, так ты.

Я без души лето целое все пела.

Ты все пела?Это дело :

Так поди же, попляши!

Игра – конструирование «Дом» (из кирпичиков)

25. Крылов избрал свой особый путь.

Когда его спросили, чем его привлек мир басен,он сказал : «Ведь звери мои за меня говорят»

Оркестр – инсценировка «Упрямый медведь»

26. Басни Крылова не стареют . Строки из басен вошли в речь, стали привычными.

27. Басни Крылова широко известны не только в нашей, но и в других странах. Они переведены более чем на 50 языков.

28. Басни Крылова особо дороги нам . Они русские и написаны про нас и для нас. Они никого не могут оставить равнодушными.

Читайте, изучайте их!

Вверх