Лабораторно-бригадный метод обучения и рабфаки в ссср, ч. ii. Рабочие факультеты Рабфак в бсср


Москва. 1919 г. Длинные очереди за хлебом, разруха. Голод. По улице бодро шагает юноша в солдатской шинели, в сбитых, стоптанных сапогах. Он идет и улыбается. Какое значение имеют сапоги, когда юноша мечтает стать инженером?

Их было много. Они шли и ехали, ехали и шли десятки, сотни, тысячи километров, шли, чтоб уметь и знать. «Много ярких картин осталось в памяти, писала Н. К. Крупская об этих днях. Вспоминается, как привели раз в Наркомпрос парня, крестьянина-бедняка, который не знал даже, что существует на свете какой-то Наркомпрос. А добравшись до Москвы, разыскал памятник Ломоносову и сел у его подножья, надеясь, что его кто-нибудь там увидит и отведет куда надо. Пара студентов обратила на него внимание, узнала, в чем дело, и привела в Наркомпрос.

2 августа 1918 г. Совет Народных Комиссаров издал декрет. В нем говорилось, что каждый юноша и каждая девушка, достигшие 16 лет, могут свободно, не предъявляя ни диплома, ни аттестата, ни даже свидетельства об окончании школы, стать слушателями любого высшего учебного заведения страны.

Казалось, исполнилась вековая мечта. Теперь все, крестьяне и рабочие смогут поступить в университет, в любой вуз. Но было еще одно препятствие. Для того чтобы поступить в высшее учебное заведение и успешно учиться там, необходимо уже обладать определенным объемом знаний, равным примерно курсу старой гимназии или нашей средней школы. Ни у рабочих, ни у крестьян таких знаний не было. В царской России двери гимназий для «кухаркиных детей» были закрыты. Нужно было ломать и эту преграду.

И вот 2 февраля 1919 г. в Коммерческом институте (ныне Институт имени Плеханова) состоялось торжественное открытие первого в мире рабочего факультета. Новых студентов приветствовал нарком просвещения А. В. Луначарский.

Вскоре рабфаки были созданы при многих вузах. Сначала они пытались давать своим слушателям в сокращенном виде и в популярной форме те знания, которые давались на основных факультетах института. Но потом рабфак постепенно стал превращаться в школу, которая готовила рабочих к высшему учебному заведению.

В сентябре 1920 г. Совнарком издал декрет «О рабочих факультетах», об организации рабфаков при всех вузах. Перед рабфаками были поставлены задачи: широкое вовлечение пролетарских и крестьянских масс в стены высшей школы, ознакомление слушателей с научными методами исследований и дача достаточных знаний для обеспечения работы в вузах. Рабочие факультеты были дневные (со сроком обучения 3 года) и вечерние (4 года).

Книги и журналы, воспоминания отдельных людей сохранили описание жизни рабфаковцев. Выступая на 15-летии Московского рабфака имени Свердлова, бывшая студентка Сазонова говорила: «Учащиеся в большинстве своем пришли на рабфак с фронта. Учиться на стипендию в 10 руб. было очень трудно, поэтому взяли подряд на Брянской дороге на разгрузку дров».

И все-таки они, эти юноши в потертых шинелях и девушки в кожаных тужурках, упорно учились. Недосыпая и голодая, работая зачастую за двоих, они слушали лекции, ставили лабораторные опыты, издавали свои журналы. Терпеливо и настойчиво овладевали знаниями, становились инженерами и врачами, кандидатами наук и директорами фабрик.

В 1926 г. на 62 рабфаках страны было уже больше 32 тыс. слушателей. Несмотря на происки реакционных профессоров, стремившихся сорвать дело подготовки новой, советской интеллигенции, рабфаки твердо шли своим путем. В 1935/36 учебном году на 772 рабфаках обучалось уже 276 тыс. человек. Эта новая советская интеллигенция построила заводы и шахты, спроектировала новые города, обогатила науку новыми открытиями.

В конце 30-х годов, когда в нашей стране вся молодежь имела возможность получить среднее образование в школах, рабфаки были упразднены.

1959 год. Студенты разных городов спешат в университеты, в институты. Десятки, сотни, тысячи студентов. Помнят ли они о своих предшественниках? Знают ли о первых рабфаках своих институтов? Слышали ли они о дне 2 февраля 1919 г. о дне образования первого в мире рабочего факультета, о дне зарождения советской интеллигенции?

Другие материалы по теме:

5 комментариев

Гелла - симпсолог 12.08.2014 11:43

Я сейчас ознакомилась со статьёй Г.А. Зюганова «Выборы — ответственность каждого гражданина России.» И в ней прочла фразу о том, о чём у нас с вами уже был разговор.
«…Ужесточение ответственности для коррупционеров на всех уровнях власти и в крупном бизнесе, максимальное расширение полномочий правоохранительных органов в борьбе с ними…»
Вот по ТВ, на каком-то из каналов, идёт сериал про некую правоохранительную службу ФЭС, «След» вроде называется. Я невольно остановилась на фрагменте одной из его серий, при переключении каналов, в котором сотрудники этой «ФЭС» пили то ли чай, то ли кофе из кружек с логотипом ФЭС. И хотя всё в сериале фантазия, нельзя не обратить внимание, что наличие кружек с логотипом — это уже мышление допускающее трату бюджетных средств на атрибутику не имеющую отношения к задачам стоящим перед этой самой ФЭС. Вы скажите, что у меня бред. Хорошо, посмотрите тогда на сайтах компаний, продающих ювелирные изделия, разделы касающиеся ведомственной атрибутики, где предлагаются к продаже для сотрудников юстиции, прокуратуры, полиции и даже МЧС знаки различия, заколки для галстуков и петличные эмблемы из золота. Причём звёздочки из золота на погоны в ассортименте, как малые, так и большие. Вы ещё не забыли закон ваших классовых врагов, что спрос рождает предложения. Не трудно предположить, что те, на кого ориентирован этот ассортимент только и ждут, когда им хоть капиталисты, хоть коммунисты расширят полномочия для борьбы с самими собой. И вот опять становится актуальным разговор о том, что нужно бороться не с людьми, а с явлениями. А коррупция имеет экономические корни. И вам история ещё отводит немного времени чтобы осознать, что нужно не новую экономику подстраивать под старую идеологию, а старую идеологию под новую экономику, модель которой вам нужно создать.

Савелий Земляникин 12.08.2014 23:44

Скоро, после новой Революции, опять будем организовывать новые рабфаки.

Valentina Ivanova 20.08.2014 22:40

Для создания необходимых условий обучения молодежи, необходима власть противоэксплуататорского класса в России. Для установления этой власти, нужна коммунистическая партия, в которой высшая партийная власть в руках большинства членов партии, но не в руках высших партийных руководителей.

Андрей 06.09.2014 13:23

Статья правильная, нужная….но скажите, редакция сайта, вы специально подбирали фотографию с «Шариковыми» на первом плане?

(рабфаки) — общеобразовательные учебные заведения (или подразделения учебных заведений) в СССР, осуществлявшие в 1920-1940-е годы подготовку в вузы молодежи, не получившей среднего образования.

Октябрьская революция 1917 года привела к коренному преобразованию университетского образования в стране.

Правилами приема в вузы, установленными декретом Совета народных комиссаров РСФСР от 2 августа 1918 года , трудящимся было предоставлено право поступать в высшую школу без документа об образовании. Новые правила привлекли в вузы большое число рабочих и крестьян. Но так как у большинства желающих поступить в вуз не было соответствующей подготовки, с 1919 года в ряде университетов страны была развернута сеть подготовительных курсов (рабочих факультетов), которая должна была обеспечить необходимый уровень знаний поступающих.

Законодательно система рабочих факультетов была оформлена декретом СНК РСФСР "О рабочих факультетах" от 17 сентября 1920 года.

На рабочие факультеты принимались рабочие и крестьяне в возрасте от 16 лет, занятые физическим трудом, по командировкам предприятий, профсоюзов, партийных и советских органов; обучение на рабочих факультетах приравнивалось к работе на производстве; слушатели обеспечивались государственными стипендиями. Лица нефизического труда принимались при наличии 3-х лет (позже 4-х и 6-ти лет) партийного или комсомольского стажа и свободных мест.

РАБОЧИЕ ФАКУЛЬТЕТЫ (рабфаки), учеб. заведения для подготовки к учебе в вузах рабочих и крестьян. Существовали в СССР в 1920–30-е гг., сыграли ведущую роль в обеспечении первоочеред. права рабочих и беднейшего крест-ва на получение высш. образования. Возникли в 1919 в Москве. Первым законодат. актом стал Декрет СНК «О рабочих факультетах» (17 сент. 1920). На 1 апр. 1921 в стране было 59 Р. (ок. 25,5 тыс. учащихся), в Москве и еще в 33 городах. В 1920 Р. окончили 215 чел., в 1921 – ок. 2 тыс. В Сибири Р. появились в марте–авг. 1920 в вузов. центрах Омске , Томске , Иркутске , а также в Барнауле (по инициативе Томского Р. и мест. отд. народ. образования). На 1 окт. 1922 в них обучалось 1,5 тыс. чел. Кроме дневных открылись 2 вечер. Р.: Черемховский (нояб. 1921) и Читинский (янв. 1923).

На Р. принимались рабочие и крестьяне с 16 лет, не эксплуатировавшие чужой труд, имевшие образование в объеме 4 классов I ступени и не менее 1 года производств. стажа. Впоследствии производств. стаж поступающих был увеличен в зависимости от возраст. группы до 3 (18–20 лет) и 6 (25–30) лет. Лица нефизич. труда принимались при наличии 3 лет (позже 4 и даже 6 лет) парт. или комсомол. стажа и свобод. мест. В 1921 введен 3-летний (в 1928 – 4-летний) срок обучения на днев. Р. В 1924 появились 1-е обязат. учеб. программы для Р. Осенью 1921 состоялся 1-й орг. набор на Р. в общересп. масштабе: 75 % мест было предоставлено профсоюзам , 25 % – парт. орг-циям. Последующее изменение разверстки шло по пути увеличения доли беднейшего крест-ва и батраков. Оставшиеся после разверстки места занимали лица, отвечавшие принципам клас. отбора (в первую очередь зачислялись рабочие, крестьяне и их дети). Выпускники Р. зачислялись в вузы в первую очередь. Лишь в 1932 рабфаковцы стали сдавать прием. экзамены наравне с выпускниками ср. школы и техникумов.

В 1924/25 уч. г. бывш. рабфаковцы составляли более 40 % от общей числ. студентов вузов. В 1925 Р. окончили 6,8 тыс. чел., более пол. из них поступили в техн. вузы. За 1926–29 в высш. школу поступило ок. 25 тыс. рабфаковцев. В 1928/29 в РСФСР в 47 городах действовало 68 Р. (14 – в Москве, 8 – в Ленинграде, 2 – в Казани, остальные – в еще 44 городах, в каждом по одному). Большое значение, особенно в пром. р-нах, придавалось вечер. Р. Были организованы вечер. Р. в Кемерове , Новосибирске , Анжеро-Судженске (днев. и вечер. отд-ния), вечер. отд-ние при Омском Р.

В целях быстрейшего развития высш. образования среди нерус. народов на Р. создавались нац. отд-ния. Срок обучения на таких отд-ниях и Р. увеличивался до 4–5 лет, организовывались подготовит. группы. Образоват. ценз, в зависимости от мест. условий и культур. уровня данной национальности, мог снижаться до элементар. грамотности, знания первых правил арифметики и наличия нек-рого «общественного развития». В 1924 в РСФСР имелись 2 нац. Р. и 12 отд-ний, в 1928/29 – 6 нац. Р. и 36 отд-ний, охвативших свыше 40 национальностей. На нац. отд-нии Томского Р. (открылось в 1926/27) на 15 сент. 1934 обучалось 157 чел.: 41 шорец, 24 корейца, 22 хакаса, по 15 остяков и чувашей, 12 телеутов, 9 алтайцев, татары, буряты, казахи и др. (даже негр). На базе Омского Р. действовало казах. подготовит. отд-ние. На Тюменском Р. в 1930 учились представители 23 национальностей. В созданном в 1932 Красноярском педагогическом ин-те, помимо Р., было Отд-ние народов Севера, готовившее учителей для нац. школ. В годы 1–2 пятилеток Р. появились в авт. республиках и областях Сибири – при вузах (Якутия , Бурятия ), ср. спец. учеб. заведениях. Только в Бурятии в 1932 было 8 Р. (из 965 учащихся 57 % – буряты).

В 1920-е гг. Р. являлись по сути краткосроч. общеобразоват. школой, готовившей пополнение для любых вузов. На рубеже 1920–30-х гг. в рамках реформы высш. образования они были реорганизованы по принципу специализации и целевого назначения. Отд-ния Р. превратились в самостоят. индустр.-техн., с.-х., экон. и др. Р., прикрепленные к соотв. вузам и наркоматам. Поощрялась орг-ция Р. (особенно вечер.) при круп. пром. предприятиях, совхозах и колхозах . На Р. зачисляли рабочих, колхозников и представителей бедняцко-середняц. слоев сел. населения. Согласно циркуляру Наркомата юстиции от 25 июня 1931, на Р. институтов следовало принять не менее 70 % рабочих и их детей, 20 % колхозников, батраков и лиц, принадлежащих к бедняцко-середняц. слоям крест-ва, и не более 10 % служащих сов. учреждений и обществ. орг-ций.

Вузовская реформа способствовала значит. увеличению кол-ва Р. В 1930/31 в СССР было 718 Р. (155,1 тыс. учащихся), в 1931/32 – 955 (285 тыс.), в 1932/33 – 1 025 (339,5 тыс.). В Зап. Сибири с 1929 по 1931 кол-во Р. возросло с 6 до 30, числ. учащихся в них – с 1,6 тыс. до 7 тыс. К 1933 в Зап. Сибири – 39 Р. (9,5 тыс. учащихся), в т. ч. 27 – техн. профиля. Бурный рост Р., не подкрепленный соотв. мат.-техн. базой и препод. кадрами, привел к снижению качества обучения. В 1932–33 приняты меры по упорядочению их сети и укреплению мат. базы, совершенствованию учеб. процесса.

С 1933/34 все большую роль в подготовке в вузы рабочих и крестьян начинают играть ср. общеобразоват. учеб. заведения и вечер. школы для рабочих-производственников. Ограничения по соц. происхождению, введенные в 1-е послерев. годы, отменены в дек. 1935. Согласно новому Уставу высш. школы (1938), все граждане от 17 до 35 лет с законченным ср. образованием могли поступать в любой вуз. Программы Р. стали составляться на основе программ 10-леток. Постепенно Р. превращались в общеобразоват. школы обыч. типа, кол-во их неуклонно сокращалось. В 1933/34 в СССР был 831 Р. (271,1 тыс. чел.), в 1934/35 – 774 (278,5 тыс. чел.). В 1938/39 кол-во Р. сократилось по сравнению с 1933/34 почти в 2 раза, числ. учащихся – более чем в 2,5 раза. В кон. 1930-х – нач. 1940-х гг. Р. упразднены (последний закрыт в Москве в окт. 1941).

В 1960-е гг. – возрождение Р. в новом качестве, когда при нек-рых вузах и пром. предприятиях стали появляться школы для рабочих-производственников с целью подготовки в вузы рабочих, уже имевших ср. образование. Массовое появление «рабфаков» нового типа привело к орг-ции при вузах спец. подгот. отд-ний для раб. и сел. молодежи, ставших впоследствии структур. частью вузов (пост. ЦК КПСС и Совета министров СССР от 20 авг. 1969). В 1969/70 подгот. отд-ния открылись при 190 вузах страны.

Лит.: Баландина Л.Г. Рабфаки и пролетарская интеллигенция // Из истории советской интеллигенции. Новосибирск, 1974; Катунцева Н.М. Опыт СССР по подготовке интеллигенции из рабочих и крестьян. М., 1977; Штамм С.И. Управление народным образованием в СССР (1917–1936). М., 1985.

Рабочие факультеты

рабфаки, в СССР общеобразовательные учебные заведения (или подразделения учебных заведений), осуществлявшие в 1920-1930-е гг. подготовку в вузы молодёжи, не получившей своевременно среднего образования. Правилами приёма в вузы, установленными декретом СНК РСФСР от 2 августа 1918, трудящимся было предоставлено право поступать в высшую школу и без документа об образовании. Новые правила привлекли в вузы большое число рабочих и крестьян. Недостаточный уровень общеобразовательной подготовки принятых в высшую школу обусловил необходимость организации специальных курсов для трудящихся, желавших получить высшее образование. В 1919 было принято постановление об открытии в Москве при вузах, школах и в качестве самостоятельных учреждений вечерних курсов по подготовке рабочих и крестьян в высшую школу. Первые учреждения типа Р. ф. возникли на базе таких курсов в 1919 при бывшем Коммерческом институте (ныне Московский институт народного хозяйства им. Г. В. Плеханова) и затем при др. вузах Москвы. В сентябре 1919 Наркомпрос РСФСР принял постановление об открытии при университетах Р. ф. как автономных учебно-вспомогательных учреждений специальных курсов для подготовки в кратчайший срок рабочих и крестьян в высшую школу.

Система Р. ф. была законодательно оформлена декретом СНК РСФСР «О рабочих факультетах» от 17 сентября 1920. На Р. ф. принимались рабочие и крестьяне в возрасте от 16 лет, занятые физическим трудом, по командировкам предприятий, профсоюзов, партийных и советских органов; обучение на Р. ф. приравнивалось к работе на производстве; слушатели обеспечивались государственными стипендиями. В 1921/22 учебном году на дневных Р. ф. был установлен 3-летний срок обучения, на вечерних - 4-летний. До 1924 представители национальных меньшинств обучались преимущественно в московских и ленинградских Р. ф. Во 2-й половине 20-х гг. стали открываться национальные Р. ф. и отделения при общих Р. ф. В 1925/26 учебном году около 40% мест при приёме в вузы занимали окончившие Р. ф. К 1932/33 учебном году работало свыше 1 тыс. Р. ф. (около 350 тыс. чел.).

Р. ф. создавались при отраслевых вузах, что давало возможность использовать в учебной работе оборудование, лаборатории и кабинеты и укрепляло связь Р. ф. с высшей школой.

Во 2-й половине 30-х гг. в связи с развитием в стране общего и специального среднего образования Р. ф. стали утрачивать своё значение и поэтому были упразднены. Р. ф. сыграли значительную роль в осуществлении политики Коммунистической партии, направленной на демократизацию высшей школы и подготовку кадров рабоче-крестьянской интеллигенции. В 1969 в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР в целях повышения уровня общеобразовательной подготовки рабочей и сельской молодёжи и создания ей необходимых условий для поступления в высшую школу в вузах учреждены подготовительные отделения (См. Подготовительное отделение).

Н. В. Александров.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Рабочие факультеты" в других словарях:

    Рабочие факультеты - (рабфаки) общеобразовательные учебные заведения (или подразделения учебных заведений) в СССР, осуществлявшие в 1920 1940 е годы подготовку в вузы молодежи, не получившей среднего образования. Октябрьская революция 1917 года привела к коренному… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Рабочие факультеты - рабфаки, общеобразовательные учебные заведения (или их подразделения) для подготовки в вузы рабочих и крестьян, не имевших ранее возможности получить среднее образование. Создание Р.ф. было связано с регулированием приёма в вузы по классовому … Педагогический терминологический словарь

    РАБОЧИЕ ФАКУЛЬТЕТЫ - рабфаки, в СССР. общеобразоват. уч. заведения (или их подразделения). для подготовки в вузы рабочих и крестьян, не имевших ранее возможности получить ср. образование. Создание Р. ф. было связано с регулированием приёма в вузы по классовому… … Российская педагогическая энциклопедия

    Совокупность систематизированных знаний и практических навыков, позволяющих решать теоретические и практические задачи по профилю подготовки, используя и творчески развивая современные достижения науки, техники и культуры. Под термином «В …

    У этого термина существуют и другие значения, см. Рабфак (значения). Рабочий факультет (рабфак), в СССР: в 1920 1930 е гг. учреждения системы народного образования (курсы, позже собственно факультеты), осуществлявшие предподготовку… … Википедия

    РСФСР. I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… … Большая советская энциклопедия

    Одна из форм подготовки специалистов высшей и средней квалификации, квалифицированных рабочих, а также обучения молодёжи и взрослых в средней общеобразовательной школе без отрыва от трудовой деятельности. Термин «В. о.» принят условно:… … Большая советская энциклопедия

    Рабочий класс СССР. ═ Пролетариат России в борьбе с самодержавием и капитализмом. Пролетариат в России, как и в др. странах, начал складываться ещё в феодальном обществе (предпролетариат). На мануфактурах и заводах 17≈18 вв. (Урал, города Центра… … Большая советская энциклопедия

    Пролетариат России в борьбе с самодержавием и капитализмом. Пролетариат в России, как и в др. странах, начал складываться ещё в феодальном обществе (предпролетариат). На Мануфактурах и заводах 17 18 вв. (Урал, города Центра и Севера… … Большая советская энциклопедия

    - (от лат. universitas – совокупность, общность) высшие учебно научные заведения, ведущие подготовку специалистов по совокупности дисциплин, составляющих основы научного знания. История У. начинается с эпохи западно европейского… … Большая советская энциклопедия

Рабочие факультеты - общеобразовательные учебные заведения в СССР для подготовки в вузы молодёжи, не имевших среднего образования существовали с 1919 по 1940 год. Позже они были заменены на подготовительные отделения при некоторых вузах…

На рабфаки, главным образом, принимались рабочие и крестьяне – в том числе представители национальных меньшинств – в возрасте от 16 лет, занятые физическим трудом, по командировкам предприятий, профсоюзов, партийных и советских органов.

«Нынешнему молодому читателю, больше наслышанному о коммерческих факультетах, слово «рабфак» мало что говорит. Поэтому напомню. Перед Октябрьской революцией один студент приходился на 20 дворян и на несколько десятков тысяч рабочих. Крестьянских детей во всех вузах России числилось 2850. Стоит повторить прописью: две тысячи восемьсот пятьдесят человек. Вскоре после революции Совнарком принял постановление о рабфаках. «Основной задачей рабочих факультетов, - говорилось там, - является широкое вовлечение пролетарских и крестьянских масс в стены высшей школы». Первый рабфак открылся в Москве второго февраля 1919 года. Рабфаковцами стали 985 молодых рабочих Замоскворечья. Им прислал тёплую телеграмму Тимирязев , поздравил с открытием «первого свободного рабочего факультета, бывшего моей мечтой в течение долгих лет». К началу 30-х годов в стране действовало 1025 рабочих факультетов. За двадцать лет своего существования рабочие факультеты подготовили для учёбы в вузах около миллиона будущих «красных специалистов».

Андриянов В.И., Косыгин, М., «Молодая гвардия», 2003 г., с. 45.

Юридически обучение на рабфаке приравнивалось к работе на производстве.

Вверх