Бежит совершенный или несовершенный. Что такое глагол совершенного вида

Возможны два пути:

  1. исходным является глагол несовершенного вида, от которого образуется глагол совершенного вида;
  2. исходным является глагол совершенного вида, от которого образуется глагол несовершенного вида.

Иногда несовершенный и совершенный вид выражаются словами с разным корнем: орать — взять, говорить — сказать, класть — положить, зажиться — лечь, садиться — сесть .

Способы образования глаголов совершенного вида от глаголов несовершенного вида

1. С помощью приставок: делать — с делать, мерить - из мерить, писать — на писать, строить — по строить, читать — про читать . Наиболее употребительны приставки по- , с- (со- ) .

Видовые пары (бесприставочный глагол несовершенного вида — приставочный глагол совершенного вида) образуются только в том случае, если приставка не меняет лексического значения глагола: пример, строить — построить .
Глаголы строить — перестроить, строить — достроить, строить — пристроить не образуют видовых пар, так как приставка меняет лексическое значение глагола: перестроить — построить по-другому.достроить — довести строительство до конца, пристроить — построить в дополнение к тому, что уже построено.

2. С помощью суффикса -ну- , который указывает на законченность действия или его однократность: двигать — двину ть, исчезать — исчезну ть, кричать — крикну ть, прыгать — прыгну ть .
Примечание. Некоторые глаголы с суффиксом -ну- относятся к несовершенному виду, и совершенный вид от них образуется с помощью приставок: гибнуть — по гибнуть, мёрзнуть — за мёрзнуть .

3. С помощью суффикса -и- , которому в несовершенном виде соответствует суффикс -а-/-я- : бросать - броси ть, выполнять — выполни ть, решать — реши ть. В этом случае возможно чередование конечного согласного основы: возвращать — возвратить, встречать — встрётить, объявлять — объявить.

4. С помощью ударения: насып а ть — насы пать, отреза ть - отре зать.

Способы образования глаголов несовершенного вида от глаголов совершенного вида

1. С помощью суффиксов -ыва- / -ива , -ва- (при этом возможны чередования гласных и согласных): записать — записыва ть, перестроить — пепрестраива ть, вылить — вылива ть, отдать — отдава ть, ходить — выхажива ть.

2. Чередованием звуков в корне (часто в сочетании с суффиксацией): выбрать — выбирать, послать — посылать, смять — сминать, съесть — съедать.

Немногочисленные глаголы совмещают в одной форме значение совершенного и несовершенного вида: атаковать, велетъ, жениться, обещать, организовать, образовать. В современном разговорном языке заметно стремление подчеркнуть в таких глаголал видовые pазличия формальными способами (появляются формы образовывать, организовывать , где суффикс -ыва- указывает на несовершенный вид, или пообещать , где приставка по- указывает на совершенный вид).

Особое место в видовой системе занимают глаголы движения , обозначающие перемещение в пространстве. Они имеют две формы несовершенного вида и распадаются на дне соотносительные группы:

Глаголы бежать, везти, вести и т. д. обозначают движение, которое совершается в одном направлении, в определённый момент, непрерывно. Глаголы бегать, возить, водить и т. д. обозначают движение, которое совершается не в одном направлении, не один раз, с перерывами. Ср.: Он идёт в театр (в данный момент, в определённом направлении) — Он ходит в театр (не один раз. в разное время), Он ходит по городу (в разных направлениях).

Путём прибавления приставок, обозначающих направление движения, от глаголов первой группы образуются глаголы совершенного вида, но всегда с дополнительным лексическим значением, вносимым приставкой: бежать — прибежать, везти — увезти, вести — перевести, ехать — проехать и т.д. От приставочных глаголов совершенного вида могут быть образованы парные глаголы несовершенного вида: прибежать (сов.) — прибегать (несов.), приехать приезжать , уехать — уезжать и т. д.

  • Образование видов глагола

1. Глагол — это часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета, отвечает на вопросы что делать? что сделать?: идти, прилететь, болеть, взбодриться .

2. Каждый глагол имеет следующие формы:

  • начальную форму, которая называется неопределенной формой (или инфинитивом ). Она оканчивается на -ть, -ти, -чь (это ): цвести , печь , купать ся . Неопределенная форма только называет действие или состояние, не указывая ни времени, ни числа, ни лица, т.к. это форма глагола. Она обладает только постоянными признаками глагола;
  • спрягаемые формы (не инфинитив). Они обладают постоянными и непостоянными признаками глагола;

3. Глаголы делятся на переходные и непереходные (это постоянный признак глаголов). Переходные глаголы обозначают действие, переходящее на другой предмет, название которого может быть выражено

  • существительным (или местоимением) в винительном падеже без предлога: читать газету, видеть его ;
  • существительным в родительном падеже без предлога, обозначающим часть чего-то: выпить чаю, отрезать хлеба ;
  • существительным (или местоимением) в родительном падеже без предлога при глаголе с отрицанием: не иметь права, не видеть её .

Все остальные глаголы непереходные: гулять в парке , верить в добро .

4. Глаголы, имеющие постфикс -ся (-сь), называются возвратными : бриться , пытаться . Остальные глаголы невозвратные : думать, знать (это постоянный признак глаголов). Все возвратные глаголы непереходные.

5. Глаголы бывают совершенного или несовершенного вида (это постоянный признак глаголов). Виды глагола показывают, как протекает действие.

Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? и указывают на завершенность действия, его результат, конец действия и начало: запеть . Они имеют два времени: прошедшее (что сделали? — запели ) и будущее простое, состоящее из одного слова (что сделают? — запоют ). Формы настоящего времени глаголы совершенного вида не имеют.

Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? и при обозначении действия не указывают на его завершенность, результат, конец или начало: петь . Они имеют три времени: прошедшее (что делали? — читали ), настоящее (что делают? — цветут ) и будущее сложное , состоящее из двух слов — «буду» («будешь») и неопределенной формы данного глагола (что будет делать? — будет чертить, будет петь ).

В русском языке есть небольшое число двувидовых глаголов, то есть таких глаголов, которые в зависимости от контекста имеют то значение совершенного вида (и отвечают на вопрос что сделать? ), то несовершенного вида (и отвечают на вопрос что делать? ): казнить, женить, жениться, велеть, исследовать, обследовать, арестовать, атаковать и др. Например: По стране распространялись слухи, что король лично казнит (что делает? — несовершенный вид) своих врагов; Король казнит (что сделает? — совершенный вид) несколько мятежников .

6. Глаголы имеют три формы наклонений (это непостоянный признак глаголов). Формы наклонения показывают, как говорящий оценивает действие, т. е. считает ли он его реальным, возможным или желательным при каком-либо условии.

  • Изъявительное наклонение показывает, что действие реально, на самом деле происходит, происходило или произойдет: Мы врагов встречаем просто: били , бьем и будем бить .
  • Сослагательное (условное) наклонение показывает, что действие возможно лишь при определенном условии: Без тебя я не добрался бы до города и замерз бы на дороге . Сослагательное наклонение образуется от формы прошедшего времени путем прибавления частицы бы (б) . Частица бы пишется раздельно.
  • Повелительное наклонение обозначает действие, которое велят, просят, советуют совершить: опрыскивай водой . Повелительное наклонение образуется путем прибавления суффикса -и к основе настоящего (будущего простого) времени или без суффикса: нести — несут — неси . Во мн.ч. прибавляется постфикс -те : несите .

7. В изъявительном наклонении глаголы изменяются по временам

  • настоящее время: хожу, думаю ;
  • будущее время: принесу (будущее простое), буду приносить (будущее сложное);
  • прошедшее время: ходил, думал .

8. В формах настоящего и будущего времени глаголы имеют категорию лица (это непостоянный признак глаголов):

  • 1-е лицо: я иду, мы идём ;
  • 2-е лицо: ты идёшь, вы идёте ;
  • 3-е лицо: он (она , оно )идёт, они идут .

Некоторые глаголы называют состояние, действие, происходящее без участия действующего лица, как бы само по себе. Такие глаголы называются безличными : Светает. Знобит. Мне нездоровится .

9. Число — непостоянный признак глагола, присущий всем изменяемым формам глагола:

  • единственное число: иду, шёл, пойду ;
  • множественное число: идём, шли, пойдём .

10. Род — непостоянный признак глагола, присущий формам единственного числа в прошедшем времени и в условном наклонении:

  • мужской род: захотел бы ;
  • женский род: захотела бы ;
  • средний род: захотело бы .

11. В предложении глагол обычно является сказуемым и вместе с подлежащим образует грамматическую основу предложения: Луна ярко озаряла всю долину .

Но инфинитив может быть любым членом предложения:

  • Жить — родине служить (жить — подлежащее, служить — сказуемое);
  • Я хочу поступить в консерваторию (хочу поступить — составное глагольное сказуемое);
  • У меня возникло острое желание оглянуться (желание (какое?) оглянуться определение);
  • Она попросила меня прочитать письмо (попросила (о чём?) прочитать дополнение);
  • Она присела отдохнуть (присела (с какой целью?)отдохнуть обстоятельство цели).

12. Морфологический разбор глаголов (план)

1. Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.

2. Начальная форма (инфинитив).

  • вид (совершенный, несовершенный);
  • возвратность (невозвратный, возвратный);
  • переходность (переходный, непереходный);
  • спряжение (I, II, разноспрягаемый или архаический).

4. Непостоянные морфологические признаки:

  • наклонение;
  • время (в изъявительном наклонении);
  • число;
  • лицо (в настоящем, будущем времени; в повелительном наклонении);
  • род (в единственном числе прошедшего времени и сослагательного наклонения).

5. Роль в предложении (каким членом предложения является глагол в данном предложении).

Образцы разбора глаголов

Любишь кататься — люби и саночки возить .

Любишь

что делаешь?
2. Н. ф. любить.
3. Постоянные морфологические признаки:
1) несовершенный вид;
2) невозвратный;
3) переходный;
4) II спряжение.
1) изъявительного наклонения;
2) настоящего времени;
3) единственного числа;
4) 2-го лица.

Кататься

1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делать?
2. Н. ф. кататься.
3. Постоянные морфологические признаки:
1) несовершенный вид;
2) возвратный;
3) непереходный;
4) I спряжение.

Люби

1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делай?
2. Н. ф. любить.
3. Постоянные морфологические признаки:
1) несовершенный вид;
2) невозвратный;
3) переходный;
4) II спряжение.
4. Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
1) повелительного наклонения;
2) единственного числа;
3) 2-го лица.
5. В предложении является частью составного глагольного сказуемого (вспомогательный глагол).

Возить

1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делать?
2. Н. ф. возить.
3. Постоянные морфологические признаки:
1) несовершенный вид;
2) невозвратный;
3) переходный;
4) II спряжение.
4. Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме инфинитива (неизменяемая форма).
5. В предложении является частью составного глагольного сказуемого.

Источники:

  • Глава «Глагол» в пособии Зубковой А. «Русский язык и культура речи»
  • Раздел «Глагол» в пособии Литневской Е. «Русский язык: краткий теоретический курс для школьников»

Дополнительно на Геноне:

Глаголы разных видов, за исключением отдельных частных случаев, образуются следующим образом:

1) Глаголы несовершенного вида образуются от глаголав совершенного вида посредством суффиксов:

-а- (-я-): спасти – спаса ть, ступить – ступа ть, пленить пленя ть;

-ва -; дать – дава ть, обуть – обува ть, одеть – одева ть;

-ыва-, -ива-: разглядеть – разглядыва ть, оттаять – оттаива ть.

Примечание. При образовании глаголов несовершенного вида посредством суффикса-а - (-я-) в корнях некоторых из них наблюдаются чередования звуков:

а) гласных: предло жить – предла гать, запе реть – запи рать, засо хнуть – засы хать, замкнуть – замы кать;

б) согласных: ответ ить – отвеч ать, прост ить – прощ ать, встав ить – вставл ять.

В отдельных глаголах видовые формы характеризуются более сложными различиями основ, например: сжать – сжимать, унять – унимать и т. п.

При образовании глаголов посредством суффиксов-ыва, -ива - как правило, в корне чередуютсяо са : вздро гнет – вздра гивает, раско лет – раска лывает и т. п.

Только у некоторых глаголов этого чередования не бывает: опозо рить – опозо ривать, пришпо рить–пришпо ривать, захло пнуть–захло пывать, узако нить– узако нивать, просро чить – просро чивать и нек. др.

2) Глаголы совершенного вида, обычно с оттенком мгновенности и однократности, образуются от глаголов несовершенного вида посредством суффикса -ну -: прыгать – прыгну ть; качать – качну ть.

Примечание. Перед суффиксом -ну - у некоторых глаголов отсутствуют последние согласные корня: двигать – двинуть, плескать – плеснуть, кидать – кинуть, шептать – шепнуть, утопать – утонуть.

3) Глаголы совершенного вида могут образовываться от глаголов несовершенного вида посредством приставок: делать – с делать, писать – на писать, слепнуть – о слепнуть, седеть – по седеть, строить – по строить и т. п.

Чаще всего приставки образуют глаголы совершенного вида с новым лексическим значением: писать – в писать, пере писать, с писать, под писать, над писать и т. п.

Только в небольшом количестве случаев приставки не вносят в глаголы никакого другого значения, кроме значения совершенного вида, образуя таким образом формы одного глагола (совершенного и несовершенного вида): писать – на писать; делать с делать и т. п.

4) В отдельных случаях пары глаголов совершенного и несовершенного вида образуются от разных корней: говорить (несоверш.) – сказать (соверш.); ловить (несоверш.)–поймать (соверш.); брать (несоверш.) –взять (соверш.).

5) Есть глаголы, которые в одних и тех же формах употребляются и в значении несовершенного, и в значении совершенного вида. Такие глаголы называются двувидовыми. К ним относятся слова: казнить, жениться, использовать, мобилизовать, военизировать, телеграфировать и нек. др. Сравните: Свой отпуск я уже использовал (сов. вид.).– Когда я использовал это приспособление, то обратил внимание на его конструкцию (несов. вид.).

Примечание. От глаголов с суффиксом -ова - могут быть образованы парные глаголы несовершенного вида добавлением суффикса -ыва -, но только в том случае, когда ударение падает на а в суффиксе - oва -: арестова ть – арестовывать, поторгова ть – поторговывать; поэтому от таких глаголов, как ра довать, ра товать. че ствовать, подобные образования невозможны.

Форма «использовывать» (от использовать) неправильна и в литературной речи не принята; глагол использовать употребляется в значении как совершенного, так и несовершенного вида.

От глаголов с суффиксом -ова -, имеющих приставку вы - (переносящую на себя ударение), парные глаголы с суффиксом -ыва - образуются в том случае, если при отбрасывании этой приставки ударение переносится на а в суффиксе -ова -: выкорчева ть (корчева ть) – выкорчёвывать, выторговать (торгова ть) – выторговывать; но выпестовать (пестова ть) – форма с суффиксом -ыва - не образуется.

6) Некоторые глаголы не имеют при себе парных глаголов другого вида. Так, нет глаголов несовершенного вида при глаголах ринуться, хлынуть, молвить, понадобиться и др.; наоборот, нет глаголов совершенного вида при глаголах преобладать, присутствовать, прихрамывать, расхаживать и др.

Упражнение 250. Рядом с глаголом совершенного вида напишите глагол несовершенного вида, образовав его при помощи суффиксов:

-а-, -я-: 1) пренебречь–пренебрегать, запрячь, увлечь, осесть, расцвести, разгрести; 2) взять – взимать; пожать, начать, размять; 3) послать – посылать; вырвать, призвать, выждать, создать; 4) двинуть – двигать; тронуть, дёрнуть, плеснуть, кинуть, шепнуть, утонуть; 5) заткнуть – затыкать; отомкнуть, отдохнуть, заснуть; 6) проводить – провожать; преградить, ответить, поглотить, возвратить, пригласить, известить, приготовить; 7) сгореть –- сгорать; закипеть;

-ва -; забыть – забывать; обуть, развить, одолеть, встать, сознаться, преподать;

-ыва-, -ива-: расколоть – раскалывать; выполоть, раскаяться, заказать, размежевать, заработать, размешать, заглянуть, загородить.

251. Подберите к бесприставочному глаголу несовершенного вида парный глагол совершенного вида (т. е. с тем же лексическим значением) из числа данных в упражнении.

1) Варить суп–сварить, доварить, переварить, разварить; 2) строить дом – перестроить, достроить, построить, выстроить; 3) петь песню – запеть, допеть, пропеть, спеть; 4) мыть руки – помыть, отмыть, обмыть, вымыть; 5) рисовать портрет – дорисовать, нарисовать, перерисовать, срисовать.

252. Спишите, вставляя пропущенные буквы; выделите глаголы и укажите их вид.

Ух, жарко!.. До полдня грибы соб...рали.

Вот из лесу вышли – навстречу как раз

Синеющей лентой, извил...стой, дли...ой,

Река луговая: спрыгнули гурьбой,

И русых головок над речкой пусты...ой,

Что белых грибов на полянк... лесной!

Река огл...силась и смехом, и воем:

Тут драка – не драка, игра – не игра...

А солнце п...лит их полуде...ым зноем.

Домой, ребятишки! Обедать пора.

Вернулись. У каждого полно лукошко,

А сколько pa…казов! Попался косой,

Поймали ежа, заблудились немно...ко

И вид...ли волка... у, страшный какой!

Ежу предл...гают и мух, и козявок,

Корней молочко ему отдал своё –

Не пьёт! отступились...

(Н. А. Некрасов.)

253. Спишите, вставляя пропущенные буквы; укажите, какого вида взяты глаголы при описании и спокойном повествовании и какого вида – при изображении быстрого развития событий.

Я ехал с охоты вечером один на беговых дро...ках. До дому ещ... было вёрст восемь; моя добрая рысистая кобыла бодро бежала по пыльной дорог..., изре...ка похрапывая и шевеля ушами; усталая собака, словно привязанная, н... на шаг н... отставала от задних колёс. Гроза надв...галась. Впереди огромная лиловая туча медленно подн...малась из-за леса; надо мною и мне навстречу неслись длинные серые облака; ракиты тревожно шевелились и лепетали. Душный жар вн...запно см...нился влажным холодом; тени быстро густели. Я ударил вожжой по лошади, спустился в овраг; перебрался через сухой ручей, весь заросший лозняком, поднялся в гору и в...ехал в лес. Дорога в...лась передо много между густыми кустами орешника, уже залитыми мраком; я подвигался вперёд с трудом. Дрожки прыгали по твердым корням столетних дубов и лип, бе...престанно пересекавшим глубокие продольные рытвины – следы тележных колёс; лошадь моя начала спотыкаться. Сильный ветер вн...запно загудел в вышине, дерев...я забушевали, крупные капли дождя ре...ко застучали, зашлёпали по листьям, сверкнула молния, и гроза разр...зилась. Дождь полил ручьями. Я поехал шагом и скоро принуждён был ост...новиться.

(И. С. Тургенев.)

254 . Спишите, указывая вид глаголов, в которых пропущены буквы.

1) Дуновение живой силы к...снулось сердца матери, будя его. 2) Нет ничего, что не к...салось бы честных людей. 3) Слова легко всплывали из глубины её сердца и сл…гались в песню. 4) Рисуя образы, дорогие ей, она вл...гала в свои слова всю силу, всё обилие любви. 5) Егор закинул голову, закрыл глаза и зам…р. 6) Всё странно зам...рало в сумрачной неподвижности. 7) Николай кончил говорить, снял очки, выт...р их, посмотрел стёкла на свет и стал выт...рать снова. 8) Человек шёл медленно, крепко оп...раясь на палку. 9) Три дня у Ниловны дрожало сердце, зам...рая каждый раз, как она вспом...нала, что в дом придут какие-то чужие люди, страшные. 10) Мать тщательно соб...рала кусочки разорванных черновиков прокламаций и сж...гала их.

1. Глагол — это часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета, отвечает на вопросы что делать? что сделать?: идти, прилететь, болеть, взбодриться .

2. Каждый глагол имеет следующие формы:

  • начальную форму, которая называется неопределенной формой (или инфинитивом ). Она оканчивается на -ть, -ти, -чь (это ): цвести , печь , купать ся . Неопределенная форма только называет действие или состояние, не указывая ни времени, ни числа, ни лица, т.к. это форма глагола. Она обладает только постоянными признаками глагола;
  • спрягаемые формы (не инфинитив). Они обладают постоянными и непостоянными признаками глагола;

3. Глаголы делятся на переходные и непереходные (это постоянный признак глаголов). Переходные глаголы обозначают действие, переходящее на другой предмет, название которого может быть выражено

  • существительным (или местоимением) в винительном падеже без предлога: читать газету, видеть его ;
  • существительным в родительном падеже без предлога, обозначающим часть чего-то: выпить чаю, отрезать хлеба ;
  • существительным (или местоимением) в родительном падеже без предлога при глаголе с отрицанием: не иметь права, не видеть её .

Все остальные глаголы непереходные: гулять в парке , верить в добро .

4. Глаголы, имеющие постфикс -ся (-сь), называются возвратными : бриться , пытаться . Остальные глаголы невозвратные : думать, знать (это постоянный признак глаголов). Все возвратные глаголы непереходные.

5. Глаголы бывают совершенного или несовершенного вида (это постоянный признак глаголов). Виды глагола показывают, как протекает действие.

Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? и указывают на завершенность действия, его результат, конец действия и начало: запеть . Они имеют два времени: прошедшее (что сделали? — запели ) и будущее простое, состоящее из одного слова (что сделают? — запоют ). Формы настоящего времени глаголы совершенного вида не имеют.

Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? и при обозначении действия не указывают на его завершенность, результат, конец или начало: петь . Они имеют три времени: прошедшее (что делали? — читали ), настоящее (что делают? — цветут ) и будущее сложное , состоящее из двух слов — «буду» («будешь») и неопределенной формы данного глагола (что будет делать? — будет чертить, будет петь ).

В русском языке есть небольшое число двувидовых глаголов, то есть таких глаголов, которые в зависимости от контекста имеют то значение совершенного вида (и отвечают на вопрос что сделать? ), то несовершенного вида (и отвечают на вопрос что делать? ): казнить, женить, жениться, велеть, исследовать, обследовать, арестовать, атаковать и др. Например: По стране распространялись слухи, что король лично казнит (что делает? — несовершенный вид) своих врагов; Король казнит (что сделает? — совершенный вид) несколько мятежников .

6. Глаголы имеют три формы наклонений (это непостоянный признак глаголов). Формы наклонения показывают, как говорящий оценивает действие, т. е. считает ли он его реальным, возможным или желательным при каком-либо условии.

  • Изъявительное наклонение показывает, что действие реально, на самом деле происходит, происходило или произойдет: Мы врагов встречаем просто: били , бьем и будем бить .
  • Сослагательное (условное) наклонение показывает, что действие возможно лишь при определенном условии: Без тебя я не добрался бы до города и замерз бы на дороге . Сослагательное наклонение образуется от формы прошедшего времени путем прибавления частицы бы (б) . Частица бы пишется раздельно.
  • Повелительное наклонение обозначает действие, которое велят, просят, советуют совершить: опрыскивай водой . Повелительное наклонение образуется путем прибавления суффикса -и к основе настоящего (будущего простого) времени или без суффикса: нести — несут — неси . Во мн.ч. прибавляется постфикс -те : несите .

7. В изъявительном наклонении глаголы изменяются по временам

  • настоящее время: хожу, думаю ;
  • будущее время: принесу (будущее простое), буду приносить (будущее сложное);
  • прошедшее время: ходил, думал .

8. В формах настоящего и будущего времени глаголы имеют категорию лица (это непостоянный признак глаголов):

  • 1-е лицо: я иду, мы идём ;
  • 2-е лицо: ты идёшь, вы идёте ;
  • 3-е лицо: он (она , оно )идёт, они идут .

Некоторые глаголы называют состояние, действие, происходящее без участия действующего лица, как бы само по себе. Такие глаголы называются безличными : Светает. Знобит. Мне нездоровится .

9. Число — непостоянный признак глагола, присущий всем изменяемым формам глагола:

  • единственное число: иду, шёл, пойду ;
  • множественное число: идём, шли, пойдём .

10. Род — непостоянный признак глагола, присущий формам единственного числа в прошедшем времени и в условном наклонении:

  • мужской род: захотел бы ;
  • женский род: захотела бы ;
  • средний род: захотело бы .

11. В предложении глагол обычно является сказуемым и вместе с подлежащим образует грамматическую основу предложения: Луна ярко озаряла всю долину .

Но инфинитив может быть любым членом предложения:

  • Жить — родине служить (жить — подлежащее, служить — сказуемое);
  • Я хочу поступить в консерваторию (хочу поступить — составное глагольное сказуемое);
  • У меня возникло острое желание оглянуться (желание (какое?) оглянуться определение);
  • Она попросила меня прочитать письмо (попросила (о чём?) прочитать дополнение);
  • Она присела отдохнуть (присела (с какой целью?)отдохнуть обстоятельство цели).

12. Морфологический разбор глаголов (план)

1. Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.

2. Начальная форма (инфинитив).

  • вид (совершенный, несовершенный);
  • возвратность (невозвратный, возвратный);
  • переходность (переходный, непереходный);
  • спряжение (I, II, разноспрягаемый или архаический).

4. Непостоянные морфологические признаки:

  • наклонение;
  • время (в изъявительном наклонении);
  • число;
  • лицо (в настоящем, будущем времени; в повелительном наклонении);
  • род (в единственном числе прошедшего времени и сослагательного наклонения).

5. Роль в предложении (каким членом предложения является глагол в данном предложении).

Образцы разбора глаголов

Любишь кататься — люби и саночки возить .

Любишь

что делаешь?
2. Н. ф. любить.
3. Постоянные морфологические признаки:
1) несовершенный вид;
2) невозвратный;
3) переходный;
4) II спряжение.
1) изъявительного наклонения;
2) настоящего времени;
3) единственного числа;
4) 2-го лица.

Кататься

1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делать?
2. Н. ф. кататься.
3. Постоянные морфологические признаки:
1) несовершенный вид;
2) возвратный;
3) непереходный;
4) I спряжение.

Люби

1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делай?
2. Н. ф. любить.
3. Постоянные морфологические признаки:
1) несовершенный вид;
2) невозвратный;
3) переходный;
4) II спряжение.
4. Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
1) повелительного наклонения;
2) единственного числа;
3) 2-го лица.
5. В предложении является частью составного глагольного сказуемого (вспомогательный глагол).

Возить

1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делать?
2. Н. ф. возить.
3. Постоянные морфологические признаки:
1) несовершенный вид;
2) невозвратный;
3) переходный;
4) II спряжение.
4. Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме инфинитива (неизменяемая форма).
5. В предложении является частью составного глагольного сказуемого.

Источники:

  • Глава «Глагол» в пособии Зубковой А. «Русский язык и культура речи»
  • Раздел «Глагол» в пособии Литневской Е. «Русский язык: краткий теоретический курс для школьников»

Дополнительно на Геноне:

Одной из русского языка является Глагол. Глагол обозначает действие, состояние предмета. Его основные вопросы: что делать? что сделать? Эта часть речи имеет много от чего зависят ее место в речи и синтаксическая роль в предложении. Тема данной статьи «Глаголы совершенного вида», поэтому, прежде чем говорить о них, надо узнать значение их категории: вид. Категория вида - это грамматическая она присуща всем его формам и показывает действие во времени. Глагол «решил» и «решал» похожи по значению, но грамматически различаются. Решил - глагол соверш. вида, он указывает на завершенное действие, на то, что оно закончено и ограничено. Решал - глагол несоверш. вида и не содержит в себе пределов или законченности действия. В русском языке есть два вида глаголов: совершенный и несовершенный.

Уже по одному названию - глагол совершенного вида - можно понять, что речь идет о действии, которое началось, совершено, закончено или закончится. Есть предел, граница, результат действия. Поэтому и вопросы у совершенного вида глагола такие: что сделать? что сделал (а)? что сделали? что сделаешь?

Так, например: в прошедшем времени

«Я прочитал книгу» означает: прочитал всю до конца;

«Я написал письмо» означает: письмо готово;

«Я изучил язык» означает: я знаю язык;

«Мы спели песню» означает: до конца.

Тогда как предложения: «Я писал письмо», «Я читал книгу», «Я пел песню», «Я изучал язык», означают, что действие происходило, но доведено ли оно до конца - неизвестно.

Глагольные виды различаются в основном по значению и временным формам. Глаголы совершенного вида имеют прошедшее и будущее простое время: вершил (вершу), написал (напишу), поиграл (поиграю), прочитал (прочитаю), изучал (изучу). Окончания в будущем простом те же, что и в настоящем времени у глаголов несоверш. вида: я читаю, играю.

Глаголы несоверш. вида имеют формы настоящ., прошед. и будущ. сложного времени. Предложения «Мы будем строить», «Мы будем изучать» говорят только о том, что действия будут совершены, но не о том, будут ли они закончены. Тогда как предложения «Мы построим», «Мы изучим» говорят, что что-то будет построено до конца, будет изучено и мы будем знать. Эта с различным образованием временных форм приводит к ошибкам употребления в речи настоящего времени вместо будущего, будущего вместо настоящего.

Так, вместо правильного образования будущего времени: я скажу, я пойду, я возьму, я начну, - люди, плохо владеющие языком, ошибочно говорят: я буду сказать, я буду пойти, я буду начать.

Образование и видовые пары

Исходной формой образования глаголов совершенного вида в основном являются глаголы несоверш. вида с добавлением приставок, суффиксов, противопоставлением суффиксов, чередованием в корне, перемещением ударений, выражением видов разными корнями, словами. Образуются видовые пары.

1. Глаголы совершенного вида образуются при помощи добавления суффикса -ну- к глаголам несовершенного вида: прыгать-прыгнуть, качать-качнуть. Эти глаголы придают значение краткости и мгновенности.

У некоторых глаголов с суффиксом -ну- перед суффиксом выпадают последние согласные: кидать-кинуть, утопать-утонуть, шептать-шепнуть. Суффикс -ну- в глаголах совершенного вида указывает на результат, предел, законченность действия (исчезнуть, достигнуть), на однократность действия (толкнуть, крикнуть, махнуть), на интенсивное начало действия (хлынуть, грянуть)

2. Приставки придают глаголу значение законченности, не изменяя основного лексического значения слова: писать-написать, списать; слепнуть-ослепнуть; седеть-поседеть; строить-построить; делать-сделать; крепнуть-окрепнуть.

Но нередко приставки придают новое лексическое значение глаголу соверш. вида: читать - перечитать, прочитать, дочитать

Приставки наряду со значением законченности могут привносить в глаголы другие оттенки, указывать на отношение действия ко времени. Так, приставка по- некоторым глаголам привносит значение ограниченности действия во времени, например: сегодня я почитал, поработал, погулял (некоторое время читал и перестал, некоторое время работал и прекратил работу, недолго гулял.)

Приставки за-, по- при соединении с некоторыми глаголами привносят в слово значение начала действия: петь-запеть (начали петь); шуметь-зашуметь (начали шуметь); лететь-полететь (начал лететь)

Например:

Лес зазвенел, застонал, затрещал, Заяц послушал и вон побежал. (Н. Некрасов )

Орлята засвистали и запищали еще жалобнее. Тогда орел вдруг сам громко закричал, расправил крылья и тяжело полетел к морю… (Л. Толстой )

3. Иногда видовые пары глаголов образуются от разных корней, слов: класть-положить. Запомните слова и сочетания, с которыми употребляются глаголы совершенного вида: вдруг, неожиданно, внезапно, как-то раз, как, сразу, как вдруг, однажды.

Поупражняйтесь!

Перед вами иллюстрированный текст. Найдите в тексте глаголы совершенного вида. Объясните разницу в значении глаголов соверш. и несоверш. вида.

Охота

Красавец-орел медленно делает круг над морем. Полет его такой спокойный и грациозный. Вот он на мгновение остановился в воздухе, как будто кто-то держит его за нить. Что-то произошло. Это хищник увидел в прозрачной воде добычу. Неожиданно и стремительно орел стал камнем падать вниз.

И уже у самой воды, на лету, он схватил клювом свою жертву и резко поднялся вверх. Рыбка мотает хвостом, пытается освободиться из клюва, но орел мертвой хваткой держит свою добычу, не прерывая полет.


Наконец он нашел себе место для обеда подальше от соперников. Важный, с гордой осанкой, с огнем в глазах, орел устраивается для трапезы.

Вверх