Глаголы бывают переходные. Возвратные и невозвратные глаголы в русском языке

Возвратные глаголы имеют в своем морфемном составе постфикс -ся (-сь) .

Постоянными признаками глагола, как самостоятельной части речи, является грамматические категории совершенного или несовершенного вида, переходности, возвратности и спряжения, например:

  • (что сделать? ) увидеть — , переходный (увидеть кого? что? бабушку, картину ), невозвратный, II спряжения;
  • (что делать? ) смеяться — глагол несовершенного вида, непереходный, возвратный, I спряжения.

Признак возвратности глагола

Признаком возвратности глагола является постфикс -ся (-сь) в его составе:

обид-е-ть-ся — корень/суффикс/ окончание/постфикс

Постфикс -ся обычно пишется после согласных, например:

  • разувериться;
  • обиделся;
  • отдышаться;
  • расстелешься;
  • одевался;
  • занимаешься.

Вариант возвратного постфикса -сь встречается после гласных:

  • обрадовалась;
  • раздевалась;
  • горжусь;
  • боритесь;
  • усмехалась.

Одни глаголы могут быть как возвратными, так и невозвратными, например:

  • метать — метаться;
  • радовать — радоваться;
  • смотреть — смотреться;
  • славить — славиться.

Ряд глаголов употребляется только в возвратной форме:

  • нравиться всем;
  • гордиться;
  • трудиться;
  • распоряжаться;
  • оставаться;
  • надеяться;
  • улыбаться;
  • бороться;
  • кланяться;
  • ложиться.

Возвратные глаголы образуются как от переходных, так и непереходных глаголов.

Возвратные глаголы, образованные от переходных глаголов

Возвратные глаголы, основой которых являются переходные глаголы, делятся на пять основных групп:

1. собственно возвратные , обозначающие действие, субъект и объект которого являются одним и тем же лицом:

  • мыться;
  • обуваться;
  • раздеваться.

В их морфемном составе постфикс -ся имеет значение, близкое к значению возвратного местоимения «себя» :

бриться — брить себя.

2. Взаимно-возвратные глаголы обозначают действие, которое совершается двумя или несколькими лицами, каждое из которых является одновременно субъектом и объектом действия:

  • обниматься;
  • встречаться;
  • целоваться.

Постфикс -ся синонимичен словосочетанию «друг друга».

3. Общевозвратные глаголы указывают на внутреннее состояние субъекта, изменение его состояния или положения, например:

  • разочароваться;
  • сердиться;
  • веселиться;
  • огорчиться;
  • остановиться.

Постфикс -ся в морфемном составе этой группы возвратных глаголов имеет значение, близкое к значению местоимения «сам» :

обрадовать маму — обрадуется сам.

4. Косвенно-возвратные глаголы обозначают действие, совершаемое субъектом для себя, в своих интересах, в свою пользу:

  • собираться в дорогу;
  • укладываться спать.

5. Безобъектно-возвратные глаголы обозначают действия, выступающие в роли постоянного и характерного свойства субъекта:

  • светлячок светится;
  • собака кусается;
  • конь лягается;
  • еж колется .

Возвратные глаголы, образованные от непереходных глаголов

Возвратные глаголы, образованные от непереходных глаголов, делятся на три группы:

1. слова, обозначающие действие или состояние лица, переживаемое им помимо его желания, безо всяких усилий с его стороны, например:

  • не лежится;
  • не спится;
  • нездоровится;
  • неможется;

2. слова, обозначающие более интенсивные действия, совершаемые субъектом в своих интересах:

  • грозится;
  • плачется;
  • стучится.

3. слова, обозначающие более слабое проявление какого-либо внешнего признака:

  • краснеется;
  • тлеется;
  • белеется;
  • чернеется .

Видеоурок



ДОБАВИТЬ СТАТЬЮ В ЗАКЛАДКИ.


Переходность русских глаголов

Переходные глаголы - это глаголы, способные присоединять прямое дополнение (в русском языке - обычно дополнение в винительном падеже). Переходность/непереходность - это категория, связанная со способностью глагола присоединять такое дополнение.

Глаголы русского языка делятся на:

Переходные (требующие прямого дополнения): папа ругает мальчика;

Непереходные (не требующие прямого дополнения): девочка спит;

Лабильные (то есть способные быть и переходными, и непереходными): дядя ест кашу - дядя ест; дядя льет воду - льет дождь.

К основным морфологическим свойствам переходных глаголов относится образование страдательных причастий и дериватов на -ся, нехарактерное для непереходных глаголов.

Глаголы, обязательно требующие дополнения, но не в винительном падеже, такие как надеяться (на что-то), помогать (кому-то), не считаются переходными. Отметим, что традиционно в русистике выделяются только два класса глаголов - переходные и непереходные. Однако класс лабильных глаголов в русском языке также существует (хотя и невелик по сравнению, например, с английским или французским языками).

Возвратные дериваты образуются почти от всех переходных глаголов и лабильных глаголов в переходном употреблении. Существуют, тем не менее, немногочисленные исключения: например, лабильный глагол капнуть [лекарство в стакан], даже в переходном употреблении, литературном языке не употребляется с возвратным постфиксом, ср. также пристрелить, укусить, пнуть. Довольно существенная часть непереходных глаголов с постфиксом -ся не сочетается, в частности многие лексемы совершенного вида, обозначающие неконтролируемую ситуацию (ср. умереть, ослепнуть, чихнуть и т.д.).

Существуют некоторые непереходные глаголы с постфиксом -ся, которые способны управлять беспредложным винительным падежом объекта. Это глаголы слушаться, бояться и глаголы с циркумфиксами - например, дождаться, заждаться). При этом обстоятельства в винительном падеже свободно сочетаются с возвратными глаголами. Об этих глаголах мы и будем вести речь в дальнейшем.

Возвратность русских глаголов

Возвратные глаголы - это глаголы, содержащие постфикс -ся (ср. лечиться, улыбаться, вернуться). Присоединяясь к глаголу, -ся меняет его синтаксические и семантические свойства. Исторически постфикс -ся восходит к краткому местоимению ся - форме винительного падежа возвратного местоимения себя.

Почти все возвратные глаголы непереходны.

Общее правило:

· -ся присоединяется:

o ко всем формам глагола, оканчивающимся на согласный (успокоит-ся, утомил-ся, брить-ся, смей-ся);

o ко всем формам причастий, как на согласный. так и на гласный (смеющий-ся и смеющая-ся, удивлявшие-ся).

· -сь присоединяется:

o ко всем формам глагола, оканчивающимся на гласный, за исключением форм причастий (смейте-сь, успокоила-сь, брили-сь, нести-сь);

o при деепричастиях совершенного вида, на -в (собрав) -сь присоединяется к основе на -вши (собравши-сь).

Нарушения общего правила:

I. Присоединение -сь к формам, в норме присоединяющим -ся: Нарушения встречаются только в формах повелительного наклонения на -й. Они возникают в таких случаях, как: в военных и близких к ним командах (Выгружайсь!, Равняйсь!, Стройсь!, Подымайсь!, Рассчитайсь!, Раздевайсь!, Накройсь!, Рассыпайсь!,Собирайсь! и др.)

II. Присоединение -ся к формам, в норме присоединяющим -сь:

Нарушения встречаются практически во всех формах. При этом для разных форм ся-варианты в разной степени частотны и в разной степени стилистически окрашены. Какой-то гражданин, наверное, попович, Наевшися коммерческих хлебов, Ї Благодарю, Ї воскликнул, Ї Каганович! [О.Э. Мандельштам. "Какой-то гражданин, наверное, попович..." (1931-1933)]и тд.

Хотя возвратный постфикс -ся в строгом смысле не противопоставлен никакому другому морфологическому показателю, возвратность существует в языке не изолированно, а в связи с другими грамматическими и лексическими явлениями.

Беспредложный винительный объекта как показатель переходности

Управляемое имя в форме винительного падежа обозначает предмет как объект непосредственного приложения того действия или процессуального состояния, которое названо глаголом.

Минимальное воздействие на объект, передают глаголы чувств и эмоций, к которым относится глагол бояться.

("Грамматика русского языка" Т. 2, М.,1980 под ред. Н.Ю. Шведовой).

Переходность и непереходность глаголов определяется на основании их отношения к объекту, т.е. по их связям с падежами. От переходных глаголов образуются страдательные причастия (решать-решаемый, прочитать- прочитанный) и возвратные глаголы, образованные с помощью постфикса -ся: возвращать-возвращаться, удивлять-удивляться. Глаголы не всегда имеют при себе прямое дополнение в указанных выше формах- это непереходные глаголы: сидеть, спать, стоять, лежать, смеяться, ходить, висеть, плыть. Непереходные глаголы могут быть образованы от переходных при помощи постфикса –ся: решить-решиться, разбить-разбиться….Она хорошо поет романсы –она хорошо поет, мы всегда побеждали врагов- мы побеждали в прошлом и будем побеждать всегда.

27. Категория вида глагола. Способы образования видовых пар.

В современном русском языке различаются 2 вида глагола: совершенный и несовершенный. Совершенный вид глагола обозначает, что действие или состояние достигло своего внутреннего предела, содержит указание на его начальный или конечный предел: закричать, зацвести, написать, уйти, сделать. Глаголы совершенного вида имеют только прошедшее и будущее время: сказать- сказал, скажу. Несовершенный вид обозначает действие или состояние без указания на достижение им внутреннего предела, называет действие длительное или повторяющееся: кричать, цвести, писать, делать, идти, брать. Несовершенный вид имеет все три времени: прошедшее, настоящее и будущее. Пример: говорить - говорил, говорю, буду говорить. Глаголы совершенного вида в видовой паре образуются от основ несовершенного вида с помощью чистовидовых приставок: о- (дичать-одичать), по-(жалеть-пожалеть), с-(варить-сварить), за-(душить-задушить), на-(писать-написать), у-(морить-уморить), ис-, вз-,при-, раз-. Видовая пара может быть образована чередованием гл.суффиксов -а/-и (отвечать-ответить). Несовершенный вид образуется с помощью суффиксов (-а-)ва-ыва-ива-(описать-описывать,поиграть-поигрывать).

28. Спряжение глагола.

I спряжение

II спряжение

Спряжение - это изменение глагола по лицам и числам. В зависимости от личных окончаний в русском языке принято различать два спряжения - I и II, которые отличаются друг от друга гласными звуками в окончаниях: несёшь, поёшь, говоришь, молчишь, несёт, поёт, говорит, молчит, несём, поём, говорим, молчим, несёте, поёте, говорите, молчите, несут, поют, говорят, молчат.

29. Причастие как глагольная форма. Образование причастий.

Причастие обозначает признак предмета по действию. Подобно глаголу, оно называет действие или состояние как процесс: читающий, читавший, читаемый, читанный. Причастие как имя прилагательное называет признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? Причастию присущи следующие признаки глагола: 1)категория вида, которая сохраняет свое значение: причастие несовершенного вида называют действия длительные, не имеющие внутреннего предела, границы (бегущий, бежавший), причастие совершенного вида называют действия недлительные, имеющие внутренний предел, границу (прибежавший, принесенный); 2)категория настоящего или прошедшего времени; 3)категория залога. Причастия имеют значения действительного и страдательного залогов. Причастия действительного залога меют в настоящем времени суффиксы –ущ-,-ющ-,-ащ-,-ящ-, в прошедшем времени –вш, -ш-. Для причастий страдательного залога характерно наличие Т.п.: решенная (кем?) учеником, любимые (кем?)детьми. Причастия страдательного залога имеют в настоящем времени суффиксы –ом-ем-им-, в прошедшем времени –енн-нн-т. 4)причастия сохраняют глагольный признак переходность-непереходность. 5)причастие, как и глаголы, могут быть возвратными и невозвратными

30. Деепричастие как глагольная форма. Образование деепричастий.Деепричастие - Особая форма глагола в русском языке, обозначающая добавочное действие при основном действии. Эта часть речи соединяет в себе признаки глагола (вид и возвратность) и наречия (неизменяемость, синтаксическая роль обстоятельства). Отвечает на вопросы что делая? что сделав?Вид:

Несовершенный - обозначает настоящее и будущее времена. Образуется от глаголов несовершенного вида с помощью суффиксов а (-я) и отвечает на вопрос «что делая?» Если деепричастие стоит в прошедшем времени, то в предложении оно стоит до сказуемого, если в будущем - после.

Совершенный - обозначает прошедшее время и отвечает на вопрос «что сделав?». Извлечь - извлёкши, присесть - присев, присевши.

Деепричастия от основы прошлого времени с суффиксом -вши (бывши, знавши, ехавши, имевши, пахавши, лизавши, вязнувши) считаются устаревшими и обычно малоупотребительны, ранее обозначали действие только что совершенное к настоящему моменту: «сказавши так, он сел», «увидевши это, он схватился за вилы». В нынешнее время употребляются в форме -вшись, образованные от возвратных глаголов: умыться - умывшись, проговориться - проговорившись, разложиться - разложившись, изголодаться - изголодавшись и т. п.

31. Местоимение. Местоимения- часть речи, которая указывает на предметы, признаки и кол-ва, не называя их и не определяя их содержание. Примеры: Всего знать никто не может. Я очень крепко верю в чудеса, творимые разумом чел-ка. Да, жалок тот, в ком совесть нечиста.

32. Имя числительное. Имя числительное - самостоятельная часть речи, обозначающая число, количество и порядок предметов. Отвечает на вопросы: Сколько? который? какой?. Числительные делятся на три лексико-грамматических разряда: количественные (два, пять, двадцать, пятьдесят, двести, триста пятьдесят один), собирательные (оба, двое, пятеро) и порядковые (первый, второй, сотый). В состав количественных числительных входят определённо-количественные и неопределённо-количественные числительные. Первые обозначают определённое количество единиц (два, четыре, пятнадцать, полтораста, двести), вторые - неопределённое количество единиц; к ним относятся слова мало, немало, много, немного, а также местоименные числительные несколько, сколько, сколько-нибудь, сколько-то, столько.

33. Наречие. Категория состояния. Наречие - часть речи, неизменяемая, обозначающая признак действия, признак признака. В школьном преподавании принято говорить, что слова этого класса отвечают на вопросы «как?», «где?», «куда?», «когда?», «зачем?», «с какой целью?», «в какой степени?» и чаще всего относятся к глаголам и обозначают признак действия. Среди наречий выделяется группа слов, которые обозначают состояния человека, природы, окружающей среды. Мне грустно. В лесу тихо. Категории состояния: 1)употребляются только в безличных предложениях 2)выступают в роли сказуемого 3)часто употребляются со связкой: Всем было радостно.

Способы образования наречий:1)Суффиксальный: быстрый – быстро; 2)Приставочно-суффиксальный: сухой – досуха; 3)Приставочный: хорошо – нехорошо; 4)Сложение: еле, еле – еле-еле, мимо ходить – мимоходом.

34. Служебные части речи.Служебные (незнаменательные) части ре́чи, служащие для связи самостоятельных частей речи. Не обладают формообразованием и словоизменением. Служебные части речи в русском языке – предлог, союз, частица. Служебные части речи пополняются из фонда самостоятельных: напр., предлог в течение – из имени существительного; союз что – из местоимения.

Служебные части речи – это слова, которые выполняют вспомогательную роль при знаменательных частях речи и обслуживают знаменательные слова. Но служебные слова употребляются в речи достаточно часто и составляют около 25% от общего числа слов.

35. Модальные слова. Междометия и звукоподражательные слова.Модальность - грамматическая категория, выражающая отношение говорящего к содержанию высказываемого, отношение высказывания к реальной действительности. Модальные слова- это неизменяемая часть речи, при помощи которой выражается отношение говорящего к высказыванию. В предложении они выступают в роли вводных членов предложения. Междометия- это класс грамматически не изменяемых слов и словосочетаний, которые выражают различные чувства, настроения и волевые побуждения, но не называют их: ах!, ого!, ура!, батюшки!, фи!, фу!, черт!, чу!, брысь!, эй!, тсс! И т.д.Они не относятся ни к знаменательным, ни к служебным частям речи. Звукоподражание-это звуки или комплексы звуков, которые являются подражанием звучаниям живой и неживой природы (мяу, кап-кап, дзынь).

36. Предмет синтаксиса. Синтаксические единицы.Си́нтаксис - раздел лингвистики, изучающий строение предложений и словосочетаний.Синтаксические единицы – это конструкции, в которых их элементы (компоненты) объединены синтаксическими связями и отношениями. В составе синтаксических единиц изменяемые слова используются в одной из своих форм (словоформ), которые в совокупности образуют морфологическую парадигму слова. Однако словоформы изучаются и в морфологии, и в синтаксисе, но выглядят по-разному. Ср.: К утру иней налипнет на сосновых ветвях (Кедрин). В предложении – 7 слов, 5 словоформ, 5 членов предложения. Сильная вечерняя роса должна была лечь на траву.(А.Толстой). В предложении – 8 слов, 7 словоформ, 5 членов предложения.Таким образом, словоформы являются строевыми элементами синтаксических единиц: словосочетания, простого предложения, сложного предложения, сложного синтаксического целого, которые являются основными синтаксическими единицами.

37. Словосочетание.Словосочета́ние - это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически, служащее для расчленённого обозначения единого понятия (предмета, качества, действия и др.). Словосочетание рассматривается как единица синтаксиса, которая выполняет коммуникативную функцию (входит в речь) только в составе предложения.

В подчинительном словосочетании одно слово главное, а другое - зависимое (к нему можно задать вопрос от главного слова). Существует три типа связи между словами в словосочетании:

1)Согласование - вид связи, при котором зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже. Главное слово всегда существительное; придаточное может являться: прилагательным, причастием или местоимением. Примеры: красивая шляпка, об интересном рассказе, под тем же названием. 2) Управление - вид подчинительной связи, где зависимое слово находится при главном в форме косвенного падежа. Примеры: ненависть к врагу, читать книгу, любовь к Родине.

3)Примыкание - вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения. Образуется наречиями, инфинитивами и деепричастиями, а также притяжательными местоимениями 3 лица, простой формой сравнительной степени прилагательного или наречия.

Примеры: петь красиво, лежать спокойно, очень устал, шел не спеша, ее портрет, мальчик постарше. Простые словосочетания, как правило, состоят из двух знаменательных слов. Примеры: новый дом, человек с седыми волосами (= седоволосый человек).Сложные словосочетания образуются на основе простых словосочетаний. Примеры: весёлые прогулки по вечерам, отдыхать летом на юге.

38. Классификация предложений. Подразделение предложений на различные типы в зависимости от положенного в основу деления признака. Различаются предложения:

1) утвердительные и отрицательные - по характеру выражаемого в них отношения к действительности;2) повествовательные, вопросительные и побудительные - по цели высказывания; каждое из предложений этих групп может стать восклицательным при соответствующей эмоциональной окраске, выражающейся в особой восклицательной интонации;

3) односоставные и двусоставные - в зависимости от наличия одного или двух главных членов в качестве организующих центров предложения;4)распространенные и нераспространенные - по наличию или отсутствию второстепенных членов;5)полные, если налицо все необходимые члены данной структуры предложения, и неполные, если один или несколько необходимых членов данной структуры предложения опущены по условиям контекста или обстановки; 6) нечленимые (слова-предложения) - при отсутствии возможности членения некоторых видов предложений, т. е. выявления в их составе отдельных членов; 7) простые и сложные - в зависимости от количества предикативных единиц (одной или нескольких).

38.Классификация предложений -подразделение предложений на раз личные типы в зависимости от положенного в основу деления признака. КП может происходить по неск-м параметрам:*по целевому назначению : повествоват-е(Я пойду в школу),вопросительные(Ты пойдешь в школу?) и побудительные(Иди в школу);*по фиксации отнош. к действит-сти с точки зрения бытия :утвердительные(Я пойду в школу)и отрицательные (Я не пойду в школу);*по тому,состоит предлож.из грамм-ски членимых эл-ов (-Ты пойдешь в школу?–Еще бы.)или из грамм-ки нечленимых Я пойду в школу)эл-ов;*по наличию или отсутствию доп-й эмоц.окраски :Я пойду в школу или Я пойду в школу!;*по кол-ву предикативных единиц : простые(Я пойду в школу) и сложные(Я пойду в школу,и там у меня появится много друзей);*по кол-ву гл.членов :односоставные(Открыли новую школу)и двусоставные(Я хочу открыть свою школу);*по наличию или отсутствию второстепенных членов :распространенные(Завтра я пой ду в школу)и нераспространенные(Я пойду);*по полноте или неполноте вербального выражения смысла :полные(Я пойду в школу)и неполные (Я-в школу);*по наличию или отсутствию осложняющих предложение эл-ов (вводных слов,обращений и так далее);*по хар-ру стр-ой схемы (отражающей грамм-е св-ва предложения):Я пойду в школу;*по актуаль ному членению :Коля разбил окно,Коля разбил окно,Коля разбил окно.

39.Односоставные предложения- такие предлож,кот-е имеют один грам-й состав.Предикативность в односоставных предлож-х выражается в 1ом гл.члене,кот-й явл.его единственным организующим центром. Этот главный член не только называет определённый предмет, явление или действие, но и выражает отношение к действительности. Второго состава в таких предложениях или не может быть вообще, или формально он мог бы быть, но его отсутствие не создает неполноты, а является структурной особенностью этих предложений.Это предлож-я с 1м главным членом только сказуемым или только подлежащим: Тишина. Светает. На улице никого нет. В односоставном предложении только один главный член, и его нельзя назвать ни подлежащим, ни сказуемым. Это главный член предложения.Глагольное односоставное предложение:их оотличительная особенность-бессубъектность:в них не представлен субъект действия, поэтому действие рассматривается как независимое. Такое односоставное предложение включает в себя спрягаемую форму глагола в качестве вспомогательного глагола или глагола-связки, или является только таким глаголом: Идешь домой?;За окном поют;Его не проведешь;Ему было весело;Здесь не пройти.Глагольные односоставные предложения подразделяются на :*определенно-личные;*неопределенно-личные;*обобщенно-личные;*безличные;Субстантивное односоставное предложение .Главный член выражен формой существительного. Субстантивные предложения являются не просто безглагольными, в них действие даже не предполагается.В зависимости от смысла субстантивные предложения разделяют на:*номинативные;*генитивные;*назывные.Номинативные предложения утверждают бытие предмета в настоящем времени:Ночь.Улица.Фонарь.Аптека. (Блок А.А.).Генитивные предложения, кроме бытийности и настоящего времени, имеют значение избыточности,усиленное эмоциональной окраской.Они м.б.распространенными:Злато, злато, сколько через тебя зла-то!

40. Подлежащее . Способы выражения подлежащего. Подлежащее –это главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопрос Им-го падежа (кто? что?):а)подлежащее–это то,о чем говорится в предложении (предмет речи);б)основная форма выражения подлежащего – именительный падеж (вопрос кто? что?).Подлежащее может быть выражено всеми частями речи:1существительным: дождь идёт;2 глаголом -Учиться всегда пригодится;3 местоимением-МЫ ехали на дачу;4 прилагательным-ВО время детского чая ВЗРОСЛЫЕ сидели на балконе;5числительным-Девять делится на три;6 междометием- далеко на площади грянуло УРА;7Наречие--ЗАВТРА не будет таким,как сегодня;8 Причастием-ПРИСУТСТВУЮЩИЕ говорили о различных делах;9Подлежащим может быть неделимое словосочетание-Дед с матерью шли впереди всех. Пятеро мальчиков играли в мяч.

41. Сказуемое. Типы сказуемого . Сказуемое наряду с подлежащим является элементом грамматической основы предложения. С. обозначает действие,кот.выполняет субъект,а также его состояние или признак, следовательно, сказуемое отвечает на вопросы что делать?что сделать?что происходит с предметом?каков предмет?что он такое?кто он такой?Как правило,С.выражается глаголом, но есть и иные способы его выражения - существительное, прилагательное, местоимение, причастие и др. С.рус.яз. представлено тремя видами-простое глагольное сказуемое, составное глагольное и составное именное:1.Простое глагольное сказуемое -Это самый простой тип сказуемого - оно выражено глаголом в каком-либо наклонении.Например,он играет;пришел бы пораньше и др.2. Составное глагольное сказуемое -Это сказуемое строится по схеме:вспомогательный глагол + инфинитив.Все эти элементы д-ны присутствовать в сказуемом,чтобы мы смогли его назвать составным глагольным! Снова-таки не стоит думать, что данное сказуемое состоит из 2 компонентов - их может быть больше.Он хочет поступить в институт.Я долго не мог с ними встретиться.Ты должен учиться.3. Составное именное сказуемое .Такое С. Сост.из глагола-связки и именной части. Наиболее употребительный глагол-связка быть,но можно встретить и иные связки.Именная часть выражается прилагательным. Существительным, наречием, причастием, местоимением и др:Погода была хорошая.Книга - верный друг.У него характер твёрже стали.Трава скошена.

42. Понятие о полном и неполном предложениях. Разновидности неполных предложений. Нечленимые предложения .Неполные предложения–это предложения,в которых пропущен член предложения, необходимый для полноты строения и значения данного предложения. Пропущенные члены предложения могут восстанавливаться участниками общения из знания ситуации, о которой идёт речь в предложении. Например, если на остановке автобуса один из пассажиров, посмотрев на дорогу, скажет: «Идёт!»,остальные пассажиры легко восстановят пропущенное подлежащее: Автобус идёт. Пропущенные члены предложения могут восстанавливаться из предыдущего контекста. Такие контекстуально неполные предложения очень частотны в диалогах. Например:–Ваша рота завтра назначена в лес?–спросил князь Полторацкого.–Моя.(Л. Толстой).Ответная реплика Полторацкого представляет собой неполное предложение,в кот.пропущены подлежащее,сказуемое,обстоятельство места и обстоятельство времени (ср.: Моя рота завтра назначена в лес).Неполные конструкции распространены в сложных предложениях:Мне всё послушно, я же – ничему (Пушкин). Вторая часть сложного бессоюзного предложения (я же – ничему) представляет собой неполное предложение, в котором пропущено сказуемое (ср.: Я же не послушен ничему).

43.Второстепенные члены предложения.Определение .В рус.яз.традиционно выделяют 3 осн-х второстепенных члена:*дополнения;*определения;*обстоятельства. Приложения рассматриваются обычно как разновидность определения.Второстепенные члены непосредственно или опосредованно связаны с грамматической основой, то есть от грамматической основы можно задать вопрос к второстепенному члену, от этого второстепенного члена – к другому и т.д.Испуганное лицо молодой девушки выглянуло из-за деревьев (Тургенев).Грамматическая основа – лицо выглянуло. От подлежащего можно задать вопросы к двум словам: лицо (какое?) испуганное; лицо (чьё?) девушки. От определения девушки можно задать вопрос к одному слову девушки (какой?) молодой. Сказуемое выглянуло связано с существительным с предлогом: выглянуло (откуда?) из-за деревьев.Таким образом, в одно предложение входят все слова, которые так или иначе связаны с грамматической основой. Это особенно важно при расстановке знаков препинания в сложном предложении. Запятыми (реже другими знаками) части сложного предложения отделяются друг от друга. Поэтому для проверки знаков препинания надо четко представлять, где находятся эти границы.Определение -второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и поясняет подлежащее, дополнение и другие члены предложения, выраженные существительными. Определения отвечают на вопросы какой? чей? Относясь к именам существительным, определения как зависимые слова связываются с ними или по способу согласования - согласованные определения, или при помощи других способов (управления, примыкания) - несогласованные определения, например: (к а к а я?) Чердачная лестница была очень крутая (согласованное определение). - Лестница (к а к а я?) на чердак была очень крутая (несогласованное определение). Приложение - это определение, выраженное существительным и согласованное с определяемым словом в падеже, например: Ночевала тучка золотая на груди утеса-великана. (М. Лермонтов.)

44.Второстепенные члены предложения.Приложение .Второстепенные члены предложения-это,члены предложения,кот.зависят от гл-ых членов предложения или от других второстепенных членов,и поясняют,уточняют или дополняют господствующие слова.Грамматические разряды второстепенных членов: *определение (и приложение как разновидность определения),*дополнение,*обстоятельство.Приложение -это разновидность определения,кот.выражено существительным,согласованным с определяемым словом в падеже (город-герой, цветок роза).Особая разновидность приложений-несогласованные приложения.Это:названия произведений литературы, органов печати, пароходов, фабрик, заводов и т.д.: роман «Преступление и наказание», у гостиницы «Россия»;прозвища:о Всеволоде Большое Гнездо. Одиночные приложения и определяемые словапишутся:-через дефис, если* приложение выражено нарицательным существительным (инженер-конструктор);*приложение выражено именем собственным или географическим названием и стоит перед главным словом, которое обозначает родовое понятие (Иван-царевич, Москва-река).- раздельно , если*приложение выражено именем собственным или географическим названием и стоит после, главного слова, которое обозначает родовое понятие (царевич Иван, река Москва);*приложение, которое стоит перед определяемым словом можно приравнять по значению к определению-прилагательному (трус заяц - трусливый заяц);*в сочетании двух нарицательным существительных первое обозначает родовое понятие, а второе - видовое (цветок роза);*первыми элементами в словосочетании являются слова товарищ, господин, гражданин, наш брат (=я и мне подобные): гражданин милиционер, наш брат студент.

45. Второстепенные члены предложения. Обстоятельство. Второстепенные члены предложения - это, члены предложения, которые зависят от главных членов предложения или от других второстепенных членов, и поясняют, уточняют или дополняют господствующие слова. Обстоя́тельство - второстепенный член предложения, обозначающий признак действия или другого признака, место, время, причину, цель или образ действия. Отвечает на вопросы: где?куда?когда?откуда?зачем?почему?сколько?как?

46. Второстепенные члены предложения. Дополнение. Второстепенные члены предложения - это, члены предложения, которые зависят от главных членов предложения или от других второстепенных членов, и поясняют, уточняют или дополняют господствующие слова. Дополнение- второстепенный член предложения, обозначающий предмет, на который переходит действие или по отношению к которому совершается действие, и отвечающий на вопросы косвенных падежей. Бывают прямое дополнение- это дополнение в форме В.п. без предлога, которое относится к переходному глаголу. Косвенное дополнение выражается формой В.п. с предлогом, а также формами других косвенных падежей без предлогов и с предлогами.

Глаголы переходные и непереходные

Глаголы переходные и непереходные различаются по значению. Основой такого различения является отношение к объекту действия, выраженного глаголом.

К переходным относятся глаголы со значением действия, направленного на предмет, изменяющего или производящего этот предмет - объект действия: читать книгу, расширить рукав, сшить костюм.

К непереходным относятся глаголы, обозначающие движение и положение в пространстве, физическое и нравственное состояние, например: лететь, болеть, стоять, страдать.

С лексическим значением переходных и непереходных глаголов связано их синтаксическое различие: переходные глаголы сочетаются с обозначением объекта в винительном падеже без предлога, а непереходные глаголы требуют дополнения только в косвенных падежах без предлога или с предлогами; ср.: любить (кого? что?) - переходный глагол, помогать (кому? чему?) - непереходный глагол.

При переходных глаголах объект действия может быть выражен родительным падежом в двух случаях:

для обозначения части объекта: выпить воды, купить хлеба;

при наличии отрицания при глаголе: не читал газет, не получал зарплаты, не имеет права.

Обычно переходные и непереходные глаголы не имеют своих особых морфологических признаков. Однако некоторые типы словообразования глаголов являются показателями переходности и непереходности глагола. Так, к непереходным относятся все глаголы с аффиксом -ся (ср.: убедить - убедиться), а также отыменные глаголы с суффиксом -е- и -нича-(-ича-): обессилеть, плешиветь, кустарничать, жадничать, привередничать и т. п. К переходным принадлежат глаголы, образованные от прилагательных суффиксом -и-: чернить, озеленить и т. п.

В отдельных случаях присоединение приставок к непереходным бесприставочным глаголам обращает их в переходные; ср.: вредить (кому? чему?), обезвредить (кого? что?).

В зависимости от лексического значения один и тот же глагол может выступать как переходный и непереходный: Редактор правит рукопись. - Миром правит сам человек (М.). При непереходных глаголах возможен винительный падеж без предлога, но исключительно со значением пространства или времени: Войска идут день и ночь (П.).

Возвратность. словообразующим суффиксом -ся: учиться, смеяться. Большинство из них образовано от глаголов без -ся (готовить ® готовиться), но есть и не имеющие этого соответствия возвратные глаголы (бояться, гордиться, лениться, надеяться, нравиться, смеяться, сомневаться и др.).Возвратные глаголы могут передавать следующие значения:

1) действие субъекта направлено на себя: мыться, причесываться, настраиваться, унижаться; у этих глаголов обычно возможно перестроение в конструкцию с себя;

2) направленные друг на друга действия нескольких субъектов, каждый из которых является и субъектом, и объектом аналогичного действия: мириться, встречаться, целоваться;

3) действие совершается субъектом в своих интересах: строиться (строить для себя дом), укладываться (укладывать свои вещи); возможно перестроение в конструкции с для себя, себе;

4) действие субъекта, замкнутое в сфере его состояния: беспокоиться, радоваться, сердиться, веселиться; беспокоиться;

5) потенциальный активный признак субъекта: собака кусается (может укусить);

6) потенциальный пассивный признак предмета: стекло бьется (может разбиться);

7) безличность - нравиться, нездоровиться, смеркаться.

Вопрос о значении возвратных глаголов затронут только в комплексе 2, где среди указанных значений описано «страдательное значение»: дом строится каменщиками. В лингвистике конструкции такого рода чаще описывают как личную форму страдательного залога. Глагол стоит в форме страдательного залога в том случае, если в позиции подлежащего при нем находится существительное со значением объекта, а не субъекта действия. Однако во всех трех учебных комплексах морфологический признак залога выделяется только у причастий, поэтому согласно школьной грамматике любой глагол с -ся представляет собой самостоятельное слово.

Еще по теме 41. Переходность/непереходность глаголов. Возвратность глаголов.:

  1. 26. Как соотносится категория залога и разряды переходных/непереходных и возвратных/невозвратных глаголов? Значения возвратных глаголов действительного залога.
  2. 16. Глагол как часть речи; особенности морфемной структуры и словоизменения глагола. Система лексико-грамматических разрядов и морфологических категорий глагола. Глагол.
  3. 36. Категория лица глаголов. Изобилующие и недостаточные глаголы. Безличные глаголы. Употребление личных и безличных форм глаголов.
  4. 21. место глагола в системе частей речи сря. Особенности глагола как части речи. Объем глагольной лексемы. Однозначно ли оценивают исследователи парадигму русского глагола?
  5. 26. Глагол как часть речи, категории и формы глагола. Условия и приемы изучения глагола в начальной школе. Организация внеклассной воспитательной работы. Учитель как субъект педагогической деятельности.
  6. 35. Спряжение глаголов. Разноспрягаемые глаголы. Классы глаголов. Спряжение глагола
  7. 30. содержание и средства выражения категории лица глаголов. Способы выражения лица у глаголов настоящего и прошедшего времени. Особенности употребления личных форм глагола, их роль в создании значений обобщенности и неопределенности.
Вверх