Проблемы студенческой семьи. Социологическое исследование На тему: «Отношение студентов к выбранной профессии Отношение студентов к учебе социологическое исследование

Изучение студенческой аудитории с целью понять, что думает молодежь о работе по специальности после выпуска. Выявление отношения молодых людей к работе по специальности. Отношение студентов к выбранной профессии. Влияние заработной платы на выбор работы.

Нажав на кнопку "Скачать архив", вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку "Скачать архив"

Подобные документы

    Цели и задачи исследования основных проблем трудоустройства молодых специалистов и студентов по специальности. Подготовка высококвалифицированных кадров, адаптированных к условиям рыночной экономики. Процесс социализации современной российской молодежи.

    курсовая работа , добавлен 19.05.2014

    Рынок труда и трудовая социализация современной студенческой молодежи. Перспективы трудоустройства выпускников социологических факультетов. Подготовка исследования и изучение перспективы трудоустройства студентов с учетом их будущей специальности.

    курсовая работа , добавлен 28.07.2010

    Всем известно, что молодые люди не желают служить в рядах Российской Армии. Цель данного социологического исследования – выявление основных причин уклонения от службы, отношение молодых людей к армии. Центральный вопрос проблемы данного исследования.

    практическая работа , добавлен 11.07.2008

    Выявление отношения молодежи к семейным традициям. Изучение деятельности городских организаций по работе с семьёй. Отношение религиозных конфессий к браку. Роль мероприятий по пропаганде семейных ценностей в формировании отношения молодежи к семье.

    презентация , добавлен 22.12.2016

    Исследование положения молодой семьи в современном российском обществе. Выяснение основных ценностей студенческой молодежи. Выявление взглядов студентов на институциональные проблемы молодой семьи. Обзор готовности студенческой молодежи к созданию семей.

    практическая работа , добавлен 19.04.2015

    Понятие, цели и задачи социальной работы как вида научной деятельности. Сферы профессиональной деятельности специалиста социальной работы. Знания, которые получают студенты во время обучения и прохождения практики по специальности "Социальная работа".

    презентация , добавлен 27.11.2014

    Социально-демографический портрет студенческой молодежи. Методы социологического изучения отношения молодежи г. Красноярска к искусству. Уровень информированности студентов СФУ о современном искусстве, направлениях и проектах создаваемых в данной сфере.

    дипломная работа , добавлен 10.12.2015

Студенчество является основным источником воспроизводства интеллектуального потенциала страны. От качества приобретенных знаний, социальной позиции, морального облика современного студента в большой степени зависит прогресс общества. Социальную зрелость студенчества характеризует его отношение к учебе - главному труду студентов. Важно определить, оправдано ли совмещение учебы и семьи в личном и социальном плане, так как большинство студенческих семей предоставляют этой проблеме важнейшую роль.

В ходе изучения этой проблемы был сделан вывод, что семья не является главным препятствием для успешной учебы и участия в общественной работе. Есть другие факторы, которые затрудняют учебу в вузе. Основные из них мы необходимо проанализировать. Для студенчества учеба - первична. Но умение и стремление учиться, а главное - желание овладеть конкретной профессией, как правило, не возникают сами по себе, т.е. спонтанно, по факту зачисления абитуриентов в высшее учебное заведение. Только благое желание овладеть профессией не является надежной гарантией формирования склонности и профессиональных качеств. Редкий абитуриент полностью представляет себе, что составляет сущность его будущей профессии, каких знаний, умений, навыков и способностей она требует, какая система подготовки приведет к овладению специальностью и формированию нужных черт личности. Поэтому школьники, поступающие в вуз по формальным мотивам, обрекают себя в известной мере на ошибку выбора, что впоследствии сказывается на их учебе и профессиональной подготовке. Из 3186 обследованных студентов г.Минск осознанно поступили в вуз лишь 35,8% (готовились в кружках и студиях, учились в заочных школах при вузе, регулярно участвовали в олимпиадах, окончили спецшколу по будущей специальности). Большинство же (64,2%) поступили в вуз без учета личных возможностей и специфики будущей профессии, лишь из желания получить высшее образование, или престижности вуза и специальности, или невысокого конкурса, или за компанию с друзьями.

Понятно, что для становления студента как специалиста нужны соответствующие предпосылки, основными индикаторами которых могут быть профессиональная направленность и соответствующая довузовская подготовка молодежи. Обычно под профессиональной направленностью подразумевают положительное отношение, интерес к профессии, склонность заниматься ею. В понятие направленности также включают потребности, эмоции, установки, интересы и склонности, идеалы и убеждения. Если довузовская подготовка отвечает требованиям системы высшего образования, то учеба в вузе для студента создает непосредственную возможность реализации потребности в высшем образовании. Если нет, то возникает необходимость в дополнительных усилиях студента по развитию и совершенствованию знаний, способностей, навыков, отвечающих требованиям избранной профессии. Успех освоения профессии будет зависеть от того, насколько у студента разовьется потребность в освоении профессии. В этом отношении не все студенты, попавшие в вуз случайно, безнадежно утрачены для общества как квалифицированные специалисты. В процессе учебы под влиянием различных факторов у них может проявиться интерес к получаемой профессии. Для такой категории студентов особое значение имеет психолого-педагогическая атмосфера учебного заведения, качество преподавания, материально-техническая база, техника и методика учебного процесса и практических занятий. Однако приходится констатировать, что сегодня содержанием обучения удовлетворены лишь 29%. Серьезные претензии студенты предъявляют и к преподавателям учебных заведений. Многие из опрошенных студентов отмечали некомпетентность, неграмотность некоторых преподавателей, их профессиональное несоответствие. Эти обстоятельства снижают интерес к учебе, превращают учение в формальный процесс и тем самым в определенной степени дискредитируют вузовское образование. Иногда студентами отмечается неадекватная оценка их знаний, грубость, бесцеремонность и некорректность некоторых преподавателей по отношению к студентам, покровительственное отношение к тем, кто имеет влиятельных родственников. В таких условиях очень сложно хорошо учиться и достичь необходимого качества профессиональной подготовки. Студенты, в том числе и семейные, полагают, что повысить качество успеваемости и изменить отношение студентов к учебе как объективной необходимости, разумеется, можно. Для этого следует повысить качество преподавания, создать социальные гарантии при распределении на работу в зависимости от качества полученных знаний, нравственных и физических затрат. Необходимо обеспечить учебный процесс современной техникой, хорошими учебниками и научной литературой.

Примечательно, что все студенты (как семейные, так и несемейные) учебу в вузе связывают с будущими благами. В основном, это благоразумно и оправдано. Хорошо подготовленный специалист вправе рассчитывать на соответствующее вознаграждение со стороны общества.

У семейных студентов предполагалось выявить типичный для этой категории студенчества набор жизненных ценностей и характеристик успеваемости, имеющих некоторые отличия от тех же показателей у несемейных студентов. Предположительно семейное положение побуждает их более ответственно относиться к учебе, к овладению профессией, к более конкретным и реальным жизненным ориентациям. Это нашло подтверждение в ответах студентов о жизненных целях. Получать хорошую зарплату сразу после окончания вуза хотели бы 90,4% семейных и лишь 22% несемейных студентов, комфортабельную квартиру 82,8% и 3,8% студентов соответственно.

Предположение, что семейная жизнь отрицательно сказывается на успеваемости, не подтверждается, т.к. существенных расхождений в уровнях успеваемости семейных и несемейных студентов обнаружить невозможно. Была зафиксирована и такая особенность: семейная жизнь, несмотря на сложности быта и материальные затруднения, для значительной части студентов (41,1% мужчин и 34,6% женщин) явилась фактором, стимулирующим учебу. Они стали учиться лучше уже после того, как вступили в брак. Семья и учеба оказались для них приемлемыми и совместимыми. При общении студенты-супруги, как правило, часто обсуждают свою учебу, оказывают друг другу посильную помощь при подготовке к занятиям, во время сессий.

Однако существует некоторая зависимость между результативностью учебы и семейными факторами. Один из них - наличие детей. Так, 18,5% женатых студентов и 31,2% замужних студенток отмечают, что семейные дела, сложности, связанные с уходом за ребенком, отнимают много сил, времени и мешают хорошо учиться. У студентов, имеющих детей, более высокий процент неуспевающих как среди женщин, так и среди мужчин. Как правило, в отсев по неуспеваемости попадают чаще всего те студентки, которые имеют детей и плохо налаженный быт.

Совмещение учебной и семейной деятельности зависит в значительной мере и от типа организации семейной жизни, что, в свою очередь, связано с уровнем подготовленности к браку. Интересны данные о совмещении супругами учебной и семейной деятельности в различных типах семей. Заметно мешает учебе женщин семья анархического типа, где есть ребенок. Как правило, эти женщины оказываются в неблагоприятных условиях. Брак для них создает ситуацию, в которой "семейная жизнь мешает учебе, а учеба - семье". Более половины из них учатся на "удовлетворительно". Среди мужчин "страдающими" от семьи чаще всего также являются "анархисты". Неорганизованность семейной жизни, разобщенность супругов сказываются и на результатах учебы. В условиях психологического дискомфорта очень сложно достичь необходимого качества профессиональной подготовки. Самые благоприятные результаты от совмещения учебной и семейной деятельности наблюдаются в семьях демократического типа: почти половина мужей и жен стали учиться лучше после того, как вступили в брак, учеба не мешает семье.

На качество учебы существенное влияние оказывает участие студентов в научно-исследовательской работе. В условиях научно-технического прогресса и социальных преобразовании становление специалиста прочно связывается с формированием у студента качеств исследователя, творчески мыслящего работника, способного самостоятельно ориентироваться в огромном потоке научной и социальной информации, оперативно осваивать новые перспективные направления и сферы деятельности. Для развития этих качеств в вузах все студенты имеют реальную возможность участвовать в научно-исследовательской работе кафедр, лабораторий, научных кружков. У большинства тех, кто занимается научно-исследовательской работой, зафиксированы высокие показатели в учебе (78,8% на "отлично" и "хорошо"), многие пользуются заслуженным уважением и авторитетом среди своих товарищей (46,4%). Конечно, хорошо учиться и заниматься научно-исследовательской работой, иметь семью под силу далеко не каждому студенту. Очевидно, поэтому научно-исследовательской работой занимаются сегодня лишь немногие семейные студенты (11,8% женщин и 24,1% мужчин). Наряду с объективными существуют и субъективные причины неучастия в научно-исследовательской работе (лень, нежелание и неумение серьезно учиться, отсутствие интереса к науке), в силу которых большинство студентов, независимо от их семейного положения, остаются вне сферы научно-исследовательской работы вуза.

В жизни студенчества традиционной является общественная работа. Студенту она позволяет развить организаторские способности, дает навыки межличностного общения и поведения в условиях коллектива. В работе общественных организаций идет процесс переоценки ценностей, намечается отход от традиционных форм работы. Наблюдается некоторый рост активности и заинтересованности студентов в решении студенческих проблем. У семейных студентов Занятость студенчества общественной работой даже несколько выше, чем у несемейных (60% и 55,3% соответственно). Мотивы участия в общественной работе у семейных студентов различны. Чувствуют в ней потребность лишь 15% семейных, остальные же участвуют по необходимости, в силу своего социального положения или вынужденно, в связи с давлением общественных организаций и администрации. Студенты отмечают, что семейные заботы и маленький ребенок являются причиной неучастия в общественной работе в два-три раза реже, чем отсутствие желания и интересных дел. Таким образом, не семья является главной виновницей общественной пассивности студентов.

Семья и учеба, как и семья и работа, не взаимоисключающие сферы человеческой жизни, а сосуществующие. Они имеют нравственную и правовую основу в личностном и социальном плане. Подтверждением этому служат многочисленные позитивные примеры семейных студенческих пар. Успешность сочетания семейных и учебных обязанностей в определенной мере зависит от организации учебного процесса, от степени внимания к студентам со стороны профкомов, ректоратов, деканатов. Сегодня же почти треть состоящих в браке студентов отметили неудовлетворенность отношением к своей семье со стороны общественных организаций и администрации вузов.

Таким образом, успешное совмещение учебной и семейной деятельности вполне возможно для тех, кто достаточно ответственно подходит к тому и другому, кто организован и целеустремлен, кто имеет достаточный уровень образовательной подготовки для получения профессии, положительные установки и необходимые умения для семейной жизни.

Министерство науки и образования Российской Федерации

Федеральное агентство образования

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

ПРОГРАММА ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

по теме: Отношение студентов к образованию

Выполнила:

студентка

группы №7044

Маслова Татьяна Андреевна

Руководитель:

Страхова Ирина Борисовна

Новосибирск 2009


I. Методологический раздел

1. Описание научной проблемы.

Обоснование актуальности:

· Научный интерес к такой общественной группе молодежи, как студенчество, определяется тем, что, во-первых, в развитом обществе бурно развивающиеся отрасли народного хозяйства, наука и культура обуславливают дальнейшее увеличение численности и качества подготовки специалистов с высшим образованием (по отношению к другим группам учащейся молодежи); во-вторых, возрастает социально-экономическая значимость учебно-подготовительных функций учащихся вузов; в-третьих, студенчество является важнейшим источником воспроизводства интеллигенции; в-четвертых, той большой ролью, которую играет студенчество в общественно-политической жизни нашей страны.

Необходимость специального изучения ценностного отношения студенчества к высшему образованию определена связью этого отношения с формированием и реализацией потребности будущих специалистов в данной форме специального образования.

Студент - взрослеющий человек, определяющийся профессионально и потенциально включающийся в общественное разделение труда конкретной культурно-исторической эпохи. Эти факторы определяют специфику менталитета студента и отличают его от других.

· Студенты будущая рабочая сила, общество заинтересовано в ее качестве. А высшие учебные заведения непосредственно выпускают специалистов.

· Важное место в мотивации студентов отдается надежда в перспективе найти хорошую работу. В наибольшей степени эта ориентация выражена у юристов, несколько меньше – у экономистов, у студентов других вузов этот показатель колеблется от 20% до 28%.

Профессиональная функция образования открывает возможности студентам заниматься интересной профессиональной деятельностью. От 54,5 до 81,1% опрошенных студентов разных лет считают эту возможность вполне реальной.

· Студенчество – это довольно мобильная социальная группа, его состав ежегодно меняется, поэтому следует выявлять отношение студентов к образованию каждый год.

Высшие учебные заведения Российской Федерации (тысяч человек).

2006-2007 2007-2008
Число высших учебных заведений - всего 1090 1108
в том числе:

государственных и
муниципальных

660 658
негосударственных 430 450
Численность студентов - всего, тыс. человек 7310 7461
в том числе в учебных заведениях:
государственных и муниципальных 6133 6208
очных 3251 3241
очно-заочных (вечерних) 291 280
заочных 2443 2532
экстернат 147 155
негосударственных 1177 1253
из них обучалось на отделениях:
очных 331 331
очно-заочных (вечерних) 81 72
заочных 753 835
экстернат 12 14
На 10 000 человек населения приходилось студентов высших учебных заведений, человек 514 525
в том числе государственных и муниципальных 431 437

Распределение студенчества по полу в течение многих лет остается почти неизменным. В данном исследовании 43% составляют юноши и 57% девушки: такова их доля в вузе в среднем. Естественно преобладание юношей в технических вузах и девушек среди будущих гуманитариев.

2. Цель исследования

· Изучить отношение студентов к образованию.

3. Задачи исследования.

· Выявить потребность студентов в образовании.

· Определить место образования в системе ценностей студентов.

· Изучить факторы социализации студентов в отношении образования.

· Дифференцировать студентов по отношению у образованию.

4. Объект исследования.

· Студенты.

5. Предмет исследования.

· Поведение студентов в отношении образования.

6. Интеграция основных понятий.

· Студенчество – особая общественная группа общества, резерв интеллигенции – объединяет в своих рядах молодых людей примерно одинакового возраста, образовательного уровня – представителей всех классов, социальных слоев и групп населения.

· Отличительными чертами студенчества как общественной группы являются: характер труда студентов, заключающийся в систематическом накоплении, усвоении, в овладении научными знаниями, и его основные социальные роли, определенные положением студенчества как резерва интеллигенции и его принадлежностью к молодому поколению – молодежи».

· Рассматриваются проблемы лишь студентов высших учебных заведений, так как при изучении особенностей учащихся средних специальных учебных заведений возникло бы много трудностей при сопоставлении их учебной деятельности, досуге, мировоззрении и оценки своей будущей роли в жизни общества в качестве специалиста.


Близкими по духу людьми, приобрести опыт корректного общения и овладеть навыками коммуникативной компетентности) - 34%. Таким образом, наше исследование обнаружило следующий обобщенный социально-психологический портрет студента дополнительного образования: это преимущественно работающие в негосударственной сфере лица в возрасте от 26-ти до 45-ти лет; состоящие в браке; имеющие детей; получившие...




В борьбе с эпидемией курения и должен быть примером для пациентов в отказе от вредной привычки. II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. Исследование эффективности профилактической работы в виде Школы здоровья по изменению отношения студентов К КУРЕНИЮ 2.1. Организация исследования и анализ результатов Изучив теоретический материал по данной теме, мы можем отметить, что организация Школы...

Приводят к расслаблению. А вот упражнения днем или же ранним вечером, за 4-5 часов перед сном, способствуют улучшению сна. 1.3. Вредные привычки Следующим звеном здорового образа жизни является искоренение вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики). Эти нарушители здоровья являются причиной многих заболеваний, резко сокращают продолжительность жизни, снижают работоспособность, пагубно...

Вызревание новых экономических форм хозяйствования определяется, полагаем, переходом от трудовой деятельности к более высокому типу человеческой активности. Вернёмся к вопросу рассмотрения характера экономических отношений в сфере образования. Начнём наш анализ с установления различий между трудом и творчеством4, ибо среди вышеназванных свойств образования было отмечено такое свойство, как...

Введение

Во всем образовательном процессе практика играет очень большую роль. Это важная и неотъемлемая часть высшего профессионального образования, которая дает студенту возможность приобретения новых, а также развития уже полученных в процессе обучения знаний, навыков и умений, необходимых для дальнейшего профессионального роста и совершенствования.

Практика - это один из эффективных способов, помогающих стать специалистом в своей области и возможно даже познакомиться со своим будущим местом работы в какой-либо компании.

Цель практики: Формирование навыков профессиональной деятельности на основе закрепления ранее полученных теоретических знаний, более подробное знакомство с методикой проведения социологических исследований и приобретение опыта в изучении социальных проблем.

Задачи практики:

Выявление существующей социальной проблемы и определение методов для ее дальнейшего изучения.

Разработка программы социологического исследования по проблеме отношения студентов к образовательной деятельности.

Проведение исследования с применением социологических методов.

Применение и закрепление полученных теоретических знаний на практике.

Приобретение опыта исследовательской работы.

Сроки учебной практики: с 06.07 - 18.07.2015 г.

Место прохождения учебной практики: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тюменский государственный университет».

Руководитель практики от ТюмГУ: Батырева Мария Владимировна.

Образование помогает обрести определенные навыки и умения для того, чтобы стать высококвалифицированным специалистом.

Образование - это «социальный «лифт», позволяющий подняться человеку с самого низа на более высокие позиции и достичь определенного социального статуса.

Необходимость изучения ценностного отношения студентов к образованию определяется связью этого отношения с формированием и реализацией потребности будущих специалистов в каких-либо областях.

В ходе практики были проделаны следующие виды работ:

Составление анкеты для социологического исследования.

Опрос респондентов.

Сбор анкет и анализ результатов исследования.

Подготовка отчета.

Глава 1. Деятельность Тюменского Государственного Университета. Описание исследуемой проблемы

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» было образовано 1 января 1973 года постановлением Совета Министров СССР от 23 марта 1972 г. № 199, постановлением Совета Министров РСФСР от 10 апреля 1972 г. № 222 и

приказом Министра высшего и среднего специального образования РСФСР от 10 мая 1972 г.№ 237 на базе Тюменского педагогического института Министерства просвещения РСФСР как Тюменский государственный университет.

ТюмГУ является унитарной некоммерческой организацией, созданной для осуществления образовательных, научных, социальных и культурных функций.

Основными видами деятельности Университета, в том числе осуществляемыми в рамках выполнения государственного задания на оказание государственных образовательных услуг, формируемого Учредителем являются:

) образовательная деятельность по образовательным программам высшего образования, среднего профессионального образования, среднего общего образования, дополнительным профессиональным программам (программам повышения квалификации и программам профессиональной переподготовки), дополнительным общеобразовательным программам;

) научная деятельность;

) организация проведения общественно значимых мероприятий в сфере образования и науки .

На сегодняшний день существует проблема отношения современных студентов к образованию. Многие студенты не придают получению образования слишком большое значение. Для каждого важен только диплом, а преподаваемые дисциплины и получаемые знания совершенно не имеют значения. Они плохо готовятся к занятиям, прогуливают пары, каждый хочет иметь хорошие оценки, затрачивая при этом минимум усилий.

У многих совершенно отсутствует желание учиться, изучать что-то новое и развиваться. Из-за такого отношения к учебе соответственно снижается успеваемость, что является главным критерием оценки качественной подготовки специалистов любого образовательного учреждения.

Текущий контроль успеваемости студентов Университета - это объективная оценка степени освоения студентами программ учебных курсов; их усилий, настойчивости, результатов в приобретении знаний, умений, навыков (компетенций); соблюдения ими учебной дисциплины. Его целями являются обеспечение максимальной эффективности учебного процесса, повышение мотивации к учебе и сознательной учебной дисциплине студентов.

Для организации текущего контроля и управления учебным процессом в институтах для студентов очной формы, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, используется рейтинговая система оценки успеваемости, предусмотренная Положением о рейтинговой системе оценки успеваемости студентов в федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Тюменский государственный университет», утвержденным решением Ученого совета от 31.03.2014. Главная задача рейтинговой системы - повышение мотивации студентов Университета к освоению образовательных программ путем более высокой дифференциации оценки их учебной работы .

Разъяснительная функция состоит в объяснении студентам значимости образования, то есть, какие возможности будут им предоставлены как образованным людям.

Эмоциональная функция заключается в восприятии содержания через эмоциональную сферу, то есть студенты переживают эмоциональное потрясение, например, когда им в яркой форме преподносят образ жизни необразованных людей и они видят, какие последствия могут быть из-за необразованности.

Профессиональная функция - это ориентация студентов на будущую профессию.

Очень часто студенты не испытывают никакого интереса к дисциплинам, не относящимся к их специализации, поэтому студенты не посещают занятия и не успевают по данным дисциплинам. Следовательно, необходимо ориентировать студентов на то, что знания по той или иной дисциплине пригодятся в будущей профессии, и, конечно же, по возможности включать в материал ту информацию, которая связана с профессией студентов.

Творческая функция реализуется благодаря тому, что образование помогает создавать продукты творчества. Студенты получают знания и, таким образом, они могут сами создавать совершенно новые объекты для общества.

Социальная функция обеспечивается образованием как социально значимой ценностью, то есть образование способствует интеграции студентов в социальное пространство. Таким образом, студенты получают свои роли в социуме благодаря образованности.

Наглядная функция - это демонстрация результатов образованности людей и обладания ценностным отношением к образованию.

Мотивационная функция. Говоря о влиянии мотивации на образовательную деятельность студентов, необходимо отметить, что чем выше мотивация, тем результативней образовательная деятельность. Таким образом, для развития положительного отношения к образованию важно, чтобы у студентов была мотивация к образовательной деятельности, а именно: мотивация к посещению занятий, к получению знаний, как по профилирующим, так и по непрофилирующим предметам, к достижению результатов в данной деятельности, к применению полученных знаний на практике и т. д. Удовлетворение определенной потребности студентов побуждает к выполнению какой-то деятельности в образовательном процессе, что в свою очередь способствует повышению мотивации. Основные потребности студентов в образовательном процессе - потребность в получении диплома, потребность в получении профессии, в целом, потребность в образованности .

Для улучшения отношения студентов к получению образования, в ТюмГУ активно внедряются интерактивные методы обучения. Целью данной программы является повышение мотивации к изучению дисциплин, развитие профессиональных навыков, формирование коммуникативных навыков и многое другое. Особенностью интерактивного обучения является то, что практически все вовлечены в данный процесс, происходит обмен знаниями, идеями и каждый вносит свой вклад в совместную деятельность.

Реализуется все это в форме интерактивных лекций, презентаций с применением мультимедийных средств, дебатов, круглых столов, тренингов, форумов и иных различных формах проведения занятий.

Интерактивные методы образования помогут студентам лучше освоить дисциплины и наряду с традиционными методами учебной деятельности позволят достигнуть более высокой эффективности при подготовке специалистов. .

В ТюмГУ также действует центр карьеры, практики и трудоустройства, способствующий адаптации студентов к рынку труда и трудоустройству. Данный центр входит в структуру учебно-методического управления Университета.

Основными задачами центра являются:

трудоустройство студентов, выпускников (в том числе временного) и адаптации их к рынку труда;

координация и контроль деятельности кафедр, институтов по

организации всех видов практик, трудоустройству студентов, выпускников Университета;

поддержание положительного имиджа Университета, участие в поддержании связи с общественностью.

Среди основных функций центра можно отметить:

Заключение долгосрочных договоров о сотрудничестве с организациями.

Систематический анализ потребностей рынка в выпускниках Университета.

Анализ эффективности трудоустройства выпускников.

Ведение учета выпускаемых молодых специалистов.

Взаимодействие с местными органами власти, в том числе с территориальными органами государственной власти, общественными организациями и объединениями.

Изучение потребности предприятий и организаций в квалифицированных кадрах, информирование о поданных заявках ответственных за трудоустройство в институтах Университета. .

Безусловно, одной из важных проблем, с которыми сталкиваются студенты и выпускники является проблема трудоустройства. Не каждый может найти себе достойную работу по окончании Университета и одной из главных задач центра - помочь с поиском места работы для реализации своих профессиональных навыков и умений специалистам.

Глава 2. Программа социологического исследования на тему: «Отношение студентов к образовательной деятельности»

Актуальность данного исследования заключается в том, что в наше время среди студентов наблюдается потеря интереса к образовательной деятельности. У студентов пропадает желание получить какие-то знания, приобрести навыки, для того чтобы стать хорошими специалистами в дальнейшем. Большинство студентов посещают учебные заведения для того, чтобы просто провести время, пообщаться с друзьями, а не узнать для себя что-то новое, развиваться и совершенствовать себя. Многие студенты часто прогуливают пары, из-за чего потом появляются проблемы с учебой, все начинают сдавать накопившиеся долги и ходить на пересдачи, чтобы закрыть сессию. Студенты ищут своих преподавателей, сдают им какие-то работы, контрольные и курсовые. Преподаватели идут навстречу студентам, назначая им определенное время для сдачи всех учебных задолженностей во избежание отчисления из института. И все это происходит постоянно, и ситуация не меняется. Большая часть студентов обучается на договорной основе и за них платят деньги родители, во многим приходится себе отказывать, ради того, чтобы дать детям образование. Деньги достаются с большим трудом, но дети к сожалению, этого не ценят и воспринимают все как должное. Конечно не все родители имеют возможность дать детям образование и дети вынуждены устраиваться на работу, чтобы самостоятельно оплатить обучение. Некоторые студенты просто не хотят быть зависимыми от родителей и сами зарабатывают деньги. Очень мало людей относятся к образованию серьезно, посещают занятия и систематически готовятся. Не все к сожалению, сейчас понимают, что без образования, без хорошей базы знаний, никуда не устроиться, не стать востребованным и хорошим специалистом в своей области. Образованный человек всегда будет уважаемым, всегда найдет свое место в жизни, ведь он знает, чего хочет добиться и уверенно идет к своей цели. Образование - это один из главных каналов социальной мобильности, позволяющий добиться высокого социального статуса в обществе. Высшее образование перестало являться одной из самых важных ценностей в жизни для современных студентов. Игнорирование этой проблемы может привести к серьезным последствиям в обществе.

Степень разработанности: Отношение студентов к образовательной деятельности является одной из главных тем. Проведено достаточно большое количество исследований. Эта тема является очень актуальной в наше время. Пономарева Е.П занималась изучением факторов, влияющих на развитие ценностного отношения студентов к образованию. В своем исследовании она затрагивала такие аспекты как:

Функции, способствующие воспитанию ценностного отношения к образованию

Учебно - педагогическое взаимодействие студентов и преподавателей

Условия образовательного процесса .

В статье Ю. А. Зубок и Чупрова В. И. «Отношение молодежи к образованию как фактор повышения высококвалифицированных кадров» сравниваются базовые характеристики молодежи к образованию за разные года, которые выражаются через социальные показатели: уровень образования и его динамика, изменение ценностей образования.

Также рассматривается социально-ситуационный аспект, определяющий отношение к образованию, его различные факторы: принадлежность к различным социальным группам, материальное положение, модернизация системы образования.

Проблема исследования состоит в необходимости изучения роли образования в жизни студентов, отношения к образовательной деятельности и разработка рекомендаций, направленных на повышение интереса к образованию в молодежной среде.

Отслеживается динамика такого фактора, как образование родителей, непосредственно влияющая на формирование ценности образования. Рассматривается материальный достаток различных семей, складывающийся из различных жизненных ситуаций, существенно изменяющий характеристики отношения к образованию.

В статье также уделяется внимание дальнейшему трудоустройству. Соответствие специальности выполняемой работе. Применяются ли полученные знания на практике, либо студент трудоустраивается по какой-то схожей специальности .

Также выявлен процент работающих студентов и факторы, которые являются определяющими при поиске работы. Среди неразработанных аспектов следует отметить слабую изученность материальной обеспеченности, жилья .

Объект исследования- студенты Тюменского государственного университета, обучающиеся на 1-4 курсе дневного отделения.

Предмет исследования- отношение студентов к образовательной деятельности и факторы, влияющие на развитие ценностного отношения студентов к образованию.

Целью исследования является выявление основных факторов, влияющих на ценностное отношение студентов к образованию.

Определить место образования в системе ценностей студентов

Проанализировать какие ценности доминируют у современных студентов социологический студент образование

Оценить значимость образования и профессии для студентов

Проанализировать уровень образовательной активности студентов

Оценить уровень посещаемости и успеваемости

Выявить наиболее типичные для студентов стратегии при подготовке к занятиям

Узнать, какие формы участия в работе на учебных занятиях характерны для студентов

Выяснить основные формы участия студентов в научной и внеучебной деятельности в вузе

Изучить уровень удовлетворенности студентов образовательным процессом в целом и по отдельным его компонентам

Выявить влияют ли на отношение студентов к образовательной деятельности такие факторы как пол, курс, уровень материальной обеспеченности, место жительства.

Теоретическая интерпретация

Центральным понятием нашего исследования является образование. Возможна его различная интерпретация:

Образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся гражданином установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов) .

Понятие «Образование» можно разбить на 2 составляющие:

Образование как социальный институт.

Образование как процесс.

Удовлетворенность образовательным процессом складывается по следующим компонентам:

Учебные планы и рабочие программы

Соответствие учебным планов и программ Государственным

Образовательным стандартам

Обеспеченность учебными материалами

Кадровое обеспечение

Умение преподавателя работать с современными компьютерными программами

Наличие ученой степени и звания

Наличие методических разработок по своей дисциплине

Творческий потенциал

Умение руководить

Технологии обучения

Качество проведения лекционных занятий

Качество проведения лабораторных и практических занятий

Качество тестирования и контрольных работ

Техническое оснащение института

Оснащенность компьютерных классов и лекционных аудиторий современным оборудованием и программным обеспечением

Наличие локальной и глобальной вычислительной сети

Стоимость обучения

Возможности дальнейшего трудоустройства

Эмпирическая интерпретация

(Структурная интерпретация)

Место образования в системе ценностей

Здоровье

Любовь, семья, дети

Общение с друзьями

Образование

Творчество

Уровень образовательной активности

Уровень посещаемости

Никогда не пропускаю занятия

Иногда пропускаю

Часто пропускаю

Практически не хожу на занятия

Уровень успеваемости

Учусь на 5

Учусь на 4 и 5

Учусь в основном на 4

Учусь на 3 и 4

Учусь в основном на 3

Имею академические задолженности

Подготовка к занятиям

Повторение лекционного материала

Посещение библиотек для поиска необходимой литературы

Не готовлюсь к занятиям

Время на подготовку к занятиям

В будни В выходные

Не более 1 часа

Более 6 часов

Формы участия студентов на занятиях

Выступление с докладами

Активное участие в обсуждении

Ответы на вопросы преподавателя

Не принимаю никакого участия

Участие в научной деятельности

Выступление на конференциях

Прохождение практики

Подготовка статей и участие в исследованиях

Участие во внеучебной деятельности

Участие в студенческом активе

Участие в студенческой весне

Участие в команде КВН

Оценка уровня удовлетворенности по компонентам

Стоимость обученияОрганизация учебного процесса Качество услугТехническое оснащение ПреподавателиПолностью удовлетворенСкорее даЗатрудняюсь ответитьСкорее нетПолност. Не удовл

(Факторная интерпретация)

Объективные факторы

Уровень материальной обеспеченности:

Выше среднего

Ниже среднего

Жилищные условия:

Общежитие

Съемная квартира

С родителями

Отдельно от родителей

Субъективные факторы

Мужской; Женский

Гипотезы

В последнее время отношение студентов к образованию изменилось, оно стало все более безответственным.

1 Образование для современных студентов не является одной из важных жизненных ценностей.

Образовательная активность студентов падает, студенты стали все чаще прогуливать пары, что влияет на их успеваемость.

Большинство студентов основательно не готовится к занятиям и тратят на это очень мало времени.

Чаще всего основной формой активности на занятиях является выступление с докладами и обсуждение какой-либо темы.

Лишь некоторые студенты активно участвуют в научной деятельности, готовят статьи и материалы для различных мероприятий.

Больше всего студентов привлекают различные внеучебные мероприятия, они стараются всегда принимать в них участие.

Большинство студентов не удовлетворены стоимостью обучения, так как она является слишком высокой.

Студенты удовлетворены организацией учебного процесса.

Студенты довольны качеством предоставляемых услуг, но остаются недовольны техническим оснащением института.

Большинство студентов удовлетворены своим преподавателем. Стилем его преподавания и высокой квалификацией.

Во многом отношение студентов к образованию определяется комплексом объективных и субъективных факторов, таких как: уровень материальной обеспеченности, жилищные условия, пол, курс.

Чем выше уровень материальной обеспеченности студента, тем больше у него возможностей в получении качественного образования, и тем больше он удовлетворен полученным образованием.

Место жительства способствует формированию отношения студентов к образованию. Чем дальше живет студент, тем сложнее и дольше ему добираться до института.

От курса к курсу отношение студентов к образованию меняется. Студенты осознают важность образования и относятся к учебе более добросовестно.

Девушки более ответственно подходят к учебе, чем юноши.

Обоснование системы выборки единиц наблюдения

В ходе социологического исследования проводится социологический опрос студентов Тюменского Государственного Университета методов случайного отбора респондентов (N=8315).

Тип выборочной совокупности: случайная стратифицированная выборка с пропорциональным распределением по институтам и курсам. Изначально заданный общий объем выборки по Тюменскому Государственному Университету (N=8306) был распределен по имеющимся статистическим данным среди студентов финансово - экономического института, а затем по курсам с 1-4. Для определения соотношения квотируемых признаков были использованы данные Тюменского Государственного университета по контингенту очной формы обучения за 01.10.2014 .

Таблица 1. Распределение генеральной совокупности по институтам и курсам

ИНСТИТУТЫКУРСЫВСЕГО1234ИГИП4684041992081279ИИПН1421169784439ИМиКН3652692321391005ИНБИО16214010173476ИНЗЕМ222170177134703ИНХИМ831045644287ИПиП27018111667634ИФиЖ265214187132798ИФК1001297867374ФТИ1431025952365ФЭИ5515274764011955N= 8315

Таблица 2. Распределение выборочной совокупности по институтам и курсам

ИНСТИТУТЫКУРСЫВСЕГО1234ИГИП43371819117ИИПН13109840ИМиКН3526221396ИНБИО161410747ИНЗЕМ2015161263ИНХИМ795425ИПиП281912766ИФиЖ2622181379ИФК9117633ФТИ1395431ФЭИ51504437182n=800

Глава 3. Анализ результатов исследования

Для нашего исследования был применен один из количественных методов в социологии - метод опроса. Анкета включала в себя в себя 28 вопросов (Приложение 1). Всего было опрошено 20 человек.

Как показали результаты исследования, большинство респондентов удовлетворены качеством образовательных услуг, предоставляемых Тюменским Государственным Университетом. Но и имеются респонденты, кто остался не удовлетворен качеством образовательных услуг, в частности, они объясняют это тем, что некоторые преподаватели слабо подготовлены по своим дисциплинам, учебный план составлен некорректно (нарушена логическая последовательность преподаваемых дисциплин), наблюдается некомпетентность преподавателей в некоторых вопросах, учебный материал, выдаваемый студентам устарел, по мнению студентов наблюдается полное отсутствие воспитательного процесса в образовании, отсутствие необходимости прохождения теоретической практики, устаревшая мебель в лекционном зале, слабое мультимедийное оснащение.

Среди наиболее важных студенческих проблем респондентами были отмечены: Неудовлетворительная организация учебного процесса, неудовлетворительное преподавание по некоторым предметам, высокие цены в столовой и буфетах, а также наиболее важным для студентов является вопрос поиска места работы в процессе обучения и дальнейшее трудоустройство по своей специальности.

На вопрос: Какие проблемы вы видите в организации учебного процесса? Многими были отмечены следующие варианты ответов: несоответствие изучаемых дисциплин получаемой специальности, устаревшая методика преподавания, качества преподавания, организация приема экзаменов и зачетов, недостаточное количество часов для более значимых предметов.

Для большинства опрошенных качество образования - это прежде всего хорошее материально-техническое оснащение, полноценное информационное обеспечение, соответствие учебного плана и дисциплин своей специальности и возможность дальнейшего трудоустройства.

Таким образом, для изменения отношения студентов к получению образования, необходимо повысить интерес к своей специальности, улучшить материально-техническую базу института, грамотно организовать учебный процесс, создать комфортные условия при получении необходимых знаний и навыков, а также реализации свои способностей.

Заключение

Проведенное исследование «Отношение студентов к образовательной деятельности» было организовано в ФГБОУ ВПО «Тюменский Государственный Университет».

В целом, если подводить итоги по данному исследованию, то на основе данных анкетного опроса, можно утверждать, что студенты подходят к получению образования достаточно серьезно. Тратят необходимое количество времени на подготовку к занятиям, привлекая различную дополнительную литературу, принимают участие в обсуждении и выступают на занятиях. Ведут достаточно активную учебную и внеучебную деятельность. При анализе результатов исследования были выявлены основные проблемы, с которыми приходится сталкиваться студентам в процессе обучения.

В ходе прохождения практики, мною был приобретен опыт составления программы социологического исследования, а также изучения социальных проблем при помощи количественного метода в социологии, в данном случае анкетного опроса.

Практика помогла мне закрепить уже имеющиеся знания и навыки в области методологии и методики социологических исследований, приобретенные мною в ходе обучения. Благодаря практике, я приобрел опыт общения с респондентами, опыт обработки анкет и исследовательской деятельности. Я приобрел для себя много новых знаний и умений, которые в дальнейшем помогут мне в моей профессиональной деятельности.

Список литературы

Добреньков В. И., Кравченко А. И. Социология: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 624 с. - (Серия Высшее образование).

Зубок Ю.А., Чупров В.И. Отношение молодежи к образованию как фактор повышения эффективности подготовки высококвалифицированных кадров / Ю. А. Зубок, В. И. Чупров // Социологические исследования. -2012.- №8.- С. 102 - 111.

Официальный сайт Тюменского Государственного Университета URL: #"justify">Писарева, Т.А. Общие основы педагогики: конспект лекций / под ред Т. А. Писарева. - М.: ЭКСМО, 2008. - 33 с.

Положение «О Центре карьеры, практики и трудоустройства учебно-методического управления». URL: #"justify">Пономарева, Е.П. Факторы, влияющие на развитие ценностного отношения студентов к образованию / Е.П. Пономарева //Вестник ЮУрГУ. Сер. «Образование. Педагогические науки». - 2013. - Вып. 5. - № 2. - C. 111-115.

Приказ №628 от 25 октября 2012г. «Об утверждении методических рекомендаций для преподавателей по проведению занятий с применением интерактивных форм обучения в ФГБОУ ВПО «Тюменский Государственный Университет». URL: #"justify">Приказ Минобрнауки России №185 от 1 апреля 2014 г. «Об утверждении Положения о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации студентов федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Тюменский государственный университет». URL: #"justify">Приказ Минобрнауки России №723 от 16 июля 2015г. «О федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Тюменский Государственный Университет». URL: #"justify">Рысина, Т.В. Отношение молодежи к высшему образованию (по материалам социологического опроса студентов МГТУ им. Н.Э. Баумана) / Т. В. Рысина // Гуманитарный вестник МГТУ им. Н.Э.Баумана - 2013. - № 9(11)

Тихонова Е. В. Методология и методы социологического исследования: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / под ред. Е. В. Тихонова. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 368 с.

Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности/ под ред. В.А. Ядов. - 3-е изд., испр. - Москва: Омега-Л, 2007. - 567 с.

Приложение 1

Уважаемые студенты!

Просим вас принять участие в социологическом исследовании, целью которого является выявление отношения современных студентов к образовательной деятельности, поиск необходимых условий, позволяющих повысить уровень успеваемости студентов. Данная анкета является анонимной. Благодарим вас за участие в нашем опросе!

Какие жизненные ценности для вас являются наиболее значимыми?

(Выберите пожалуйста не более 3-х вариантов).

Здоровье

Образование

Развлечения

Самореализация

Нравится ли вам учиться?

Скорее да, чем нет

Затрудняюсь ответить

Скорее нет, чем да

Нет (Напишите почему) ___________

Почему вы выбрали именно Тюменский Государственный университет?

Хорошие отзывы о вузе от выпускников

Возможность получить качественное образование

Возможность дальнейшего трудоустройства

Возможность получения нескольких образований

Известность вуза

Наличие общежитий при ВУЗе

Наличие дистанционного образования

Другое__________

Устраивает ли вас качество образовательных услуг, предоставляемых Тюменским Государственным Университетом?

Да, полностью устраивает

Скорее да, чем нет

Затрудняюсь ответить

Полностью не устраивает

Нравится ли вам ваша специальность?

Скорее да, чем нет

Затрудняюсь ответить

Скорее нет, чем да

Нет (Напишите почему) _____________

Почему вы выбрали свою специальность?

Престижность, востребованность

Дальнейшие перспективы в будущем

Низкая стоимость обучения

Она мне интересна

На этой специальности учатся друзья

На этой специальности настояли родители

Другое___________

Удовлетворены ли вы своей студенческой жизнью?

Полностью удовлетворен

Затрудняюсь ответить

Скорее нет, чем да (Напишите почему) ____________

Полностью не удовлетворен

Сколько пар у вас в день?

Как часто Вы пропускаете занятия?

2 раза в неделю

2 раза в месяц

Чаще, чем 1-2 раза в месяц

Не пропускаю вообще

Как вы обычно готовитесь к занятиям?

Повторяю лекционный материал

Посещаю библиотеки и ищу необходимую литературу

Посещаю различные электронные порталы (biblioclub, znanium и др.)

Не готовлюсь к занятиям.

Сколько времени вы обычно тратите на подготовку к занятиям?

Более 6 часов

В какой форме вы принимаете участие на занятиях

Выступаю с докладами

Принимаю активное участие в обсуждении

Отвечаю на вопросы преподавателя

Не принимаю никакого участия

Сколько у вас свободного времени в день?

Более 6 часов

Как вы оцениваете свою успеваемость?

Отличная

Удовлетворительная

Не всегда удовлетворительная

Удовлетворены ли вы техническим оснащением института?

Полностью удовлетворен

Скорее да, чем нет

Затрудняюсь ответить

Скорее нет, чем да (Напишите почему) ___________

Полностью не удовлетворён

Какая стоимость образования является для вас наиболее приемлемой?

От 74 - 94 тысяч рублей

От 94 - 114 тысяч рублей

От 114 - 134 тысяч рублей

От 134 - 154 тысяч рублей

Другое______________

Когда возникают какие-то проблемы, к кому вы обращаетесь в первую очередь? (Выберите пожалуйста не более 3-х вариантов).

К родителям, родственникам

К друзьям, одногруппникам

В студенческий совет

К кураторам

К преподавателям

К администрации института

Другое___________

Какие из студенческих проблем вас особо волнуют? (Выберите пожалуйста не более 3-х вариантов).

Неудовлетворительная организация учебного процесса

Неудовлетворительное преподавание по некоторым предметам

Высокие цены в студенческой столовой и буфетах

Высокие цены на проживание в общежитии

Неудовлетворительные условия проживания в общежитии

Поиск будущего места работы во время обучения

Послевузовское трудоустройство по специальности

Другое____________

Проблем нет

Какие проблемы вы видите в организации учебного процесса? (Выберите пожалуйста не более 3-х вариантов).

Несоответствие изучаемых дисциплин получаемой специальности

Перегруженность аудиторными занятиями

Качество преподавания

Организация приема экзаменов и зачетов

Устаревшая система получения знаний

Устаревшая методика преподавания

Другое_____________

Насколько вы удовлетворены материальной базой нашего вуза?

Вполне удовлетворенЧастично удовлетворенПолностью не удовлетворенЗатрудняюсь ответить 1Наличие необходимой литературы в библиотеке12342Наличие компьютеров, используемых в учебном процессе12343Наличие учебного и научного оборудования12344Наличие лабораторий и специализированных аудиторий12345Наличие мест в читальном зале1234

Как вы участвуете в научной деятельности института?

Выступаю на конференциях

Прохожу практику

Готовлю статьи и принимаю участие в исследованиях

Не принимаю никакого участия

Как вы участвуете во внеучебной деятельности института?

Участвую в студенческом активе

Участвую в студенческой весне

Состою в команде КВН

Являюсь организатором мероприятий

Не принимаю никакого участия

Вы проживаете

С родителями

Один (одна)

С друзьями (подругами)

Другое (напишите):_________

Тип жилья, в котором вы проживаете?

Частный дом

Квартира

Общежитие

Другое (другое):____________

Мужской

Женский

Ваш возраст

От 16-18 лет

От 18-20 лет

От 20 -22 лет

От 22 -24 лет

Ваш курс

Ваша специальность

Экономика

Менеджмент

Управление персоналом

Социология

Экономическая безопасность

Спасибо вам за участие!!

Похожие работы на - Программа социологического исследования на тему: "Отношение студентов к образовательной деятельности"

Министерство образования и науки Российской Федерации
Казанский государственный архитектурно-строительный университет

Кафедра социологии

Социологическое исследование

«Отношение студентов к выбранной профессии»

Выполнил: Ситдикова Э.Р.

ст.гр.3АД-103

Проверила: Абдрахманова Л.В.

г. Казань 2014г.

Программа исследования

Актуальность проблемы

Современная молодежь зачастую безответственно относится к такому важному шагу, как выбор специальности. Вчерашние школьники поступают в ВУЗы, руководствуясь не своими талантами или знаниями о профессии, а соображениями по сложности и качеству обучения. Поступив, они считают свою задачу выполненной и расслабляются – постепенно отодвигают учебу на задний план и жалуются на чрезмерную нагрузку по специализированным предметам. Как следствие, учебные заведения они покидают недоученными, не готовыми к профессиональной деятельности специалистами – и вина в этом лежит не на преподавателях, а на самих студентах из-за безответственного отношения к своей специальности.

Предмет исследования

Отношение студентов к выбранной ими специальности.

Объект исследования

Студенты КГАСУ, обучающиеся на относительно «молодых» стремительно развивающихся специальностях, требующих более ответственной подготовки.

Цель исследования

Понять, какие факторы являются определяющими в отношении студентов к выбранной профессии, установить зависимости между различными факторами. Оценить отношение к выбранным специальностям студентов в целом.

Задачи исследования

  • Выделить основные мотивы выбора профессии;
  • Определить критерии, которыми пользуются студенты при выборе специальности;
  • Исследовать какое влияние оказывает социальное окружение на их выбор;
  • Проанализировать планы студентов по реализации своих способностей в будущей профессии.

Гипотеза

В процессе логического анализа проблемы был выдвинут набор гипотез относительно того, что может влиять на отношение к специальности:

    • Ошибочные представления о специальности
    • Неадекватная (слишком сильная или слишком слабая) нагрузка по специализированным предметам
    • Качество преподавания в ВУЗе
    • Отношение к самостоятельной работе, совершенствованию своих навыков по специальности
    • Ожидания от будущей работы по специальности
    • Ошибочные представления о рынке труда и реальных требованиях к специалисту

В соответствии с выдвинутыми гипотезами был сформулирован перечень вопросов для опроса.

Анкета

Примечание: берутся только предметы по вашей специальности.

  1. Мужской
  2. Женский

В2. Возраст

  1. 18 или менее
  2. 19-20
  3. Более 20

В3. Имели ли вы опыт работы по специальности до поступления в ВУЗ?

  1. Да, имел достаточный опыт
  2. Да, имел небольшой опыт
  3. Имел общее представление
  4. Нет, не имел никакого опыта
  1. Жалеете ли вы о выборе своей профессии?
  1. Нет, я нисколько не жалею
  1. В целом не жалею, но хотелось бы немного другую специализацию
  2. Жалею, но все равно хотелось бы заниматься чем-то родственным
  3. Жалею, это совершенно не моё
  4. Жалею, но доучусь и буду получать второе образование
  1. Если на предыдущий вопрос вы ответили “c” или “d”: Перевелись бы вы по возможности на другую специальность (в другой ВУЗ) без потери курса?
    1. Только на другую специальность в рамках моего факультета
    2. Хотелось бы вообще сменить род деятельности, даже если придется наверстать упущенное
    3. Только если не надо будет сдавать разницу в программах
  1. Изменились ли ваши представления о выбранной специальности за время обучения в ВУЗе?
  1. Кардинально в лучшую сторону
  1. Да, некоторые вещи оказались лучше, чем я ожидал
  2. Нет, не изменилось
  3. Да, некоторые вещи оказались хуже моих ожиданий
  4. Да, в худшую сторону
  5. Да, я просто разочарован
  1. Является ли изучение предметов по специальности трудной (обременительной) задачей для вас?
  1. Да, я не в состоянии успевать за учебной программой
  1. Да, это интересное, но достаточно трудное занятие
  2. Да, но иногда это бывает трудно
  3. Нет, это не трудно, всё укладывается в мои временные рамки
  4. Нет, у меня даже остается свободное время
  5. Это не является трудной задачей, но есть много обременительной рутины
  1. Как вы считаете, соответствует ли получаемая квалификация требованиям рынка?
    1. Да, полученных знаний вполне хватит для обеспечения конкурентоспособности
    2. Да, знаний хватит, чтобы устроиться на работу
    3. Да, но необходимо будет получить дополнительные знания непосредственно по профессии
    4. Нет, обязательно необходимо достаточное количество дополнительной практики, перед тем, как устроиться на работу
    5. Нет, для этого необходимо заниматься сверх программы, осваивая наиболее актуальные области
    6. Нет, квалификация абсолютно не соответствует требованиям рынка
  1. Занимаетесь ли вы дополнительно (читаете ли доп. литературу) по специальности?
  1. Только когда это необходимо для освоения плановой учебной программы
  2. Да, если это не представляет сложности и затрат времени
  3. Да, в целях повышения качества моих работ
  4. Да, даже если это требует времени и сил
  1. Приносят ли занятия по специальности вам радость, или это просто средство будущего заработка?
  1. Да, мне нравятся эти занятия, это моё хобби
  1. По настроению, иногда просто нет желания что-либо делать
  2. В зависимости от конкретной направленности задания
  3. Это исключительно средство заработка
  4. Работа не может приносить радость
  1. Что для вас главное в будущей профессии? (Расставьте приоритеты от 1 до 5)
  1. Условия труда
  1. Зарплата
  2. Удовольствие от работы
  3. Возможность быть в коллективе
  4. Самосовершенствование
  1. Готовы ли вы непрерывно обучаться и развиваться по специальности после окончания ВУЗа?
  1. Да, это непременный атрибут моей профессии
  2. Да, если от этого будет зависеть моя зарплата
  3. Только в крайнем случае
  4. Нет, все необходимое должны дать в ВУЗе
  1. Готовы ли вы выполнять в будущем часть работы дома (вне рабочего времени)?
  1. Да, если это будут интересные проекты
  1. Да, чтобы сэкономить время на работе
  2. Да, если это будет оплачиваться дополнительно
  3. Когда появится возможность, я могу обдумывать рабочие дела
  4. Нет, я не хочу заниматься дома рабочими делами
  1. Считаете ли вы, что можете улучшить программу обучения (только предметы по специализации)?
  1. Да, она не соответствует текущим потребностям рынка
  2. Да, небольшая корректировка не помешает
  3. Да, мы выполняем много ненужной работы, часть можно убрать
  4. Стоит перераспределить нагрузку по семестрам
  5. Да, необходимо добавить предметы, которые мы не изучаем
  6. Да, преподавателям не хватает времени на адекватную оценку работ всех студентов
  7. Да, программа требует переработки, но я не знаю какой именно.

(Берутся только предметы по специальности)

0 – Учебная программа не представляет трудности в освоении

5 – При должном приложении сил можно сдать все вовремя, нет необходимости заниматься ночью/в праздники

10 – Сложность программы не позволяет понять её полностью

0 – Я уже знаком с преподаваемым материалом, нет потребности в его изучении

5 – Сложность умеренная, я успеваю большинство материала сдать вовремя, и мне не приходится заниматься ночью/в праздники.

10 - Я не в состоянии самостоятельно выполнить учебный план

0 – Качество преподавания и / или задаваемые задания не соответствуют разумным рамкам, в наличии техническая не компетенция.

5 – Программа вполне адекватна, преподаватели знают свою область, качество обучения на уровне.

10 – С каждым выполненным заданием я понимаю, как могу использовать полученные навыки в работе, преподаватели могут ответить на большинство возникающих вопросов

0 – Рынок труда практически не развивается, то, что было актуально при моем поступлении останется актуальным и после выпуска

5 – Рынок труда ничем не отличается от остальных молодых отраслей, все новшества по моей специальности можно без проблем осваивать

10 – рынок труда активно развивается, невозможно охватить все новшества в рамках моей специализации.

Вверх