Питекантроп отличительные особенности. Питекантропы. орудие труда питекантропа

Международное научное название

Homo erectus erectus (Dubois , 1892)

Синонимы
  • Pithecanthropus erectus Dubois, 1894
  • Anthropopithecus javenensis
  • Hylobates giga Krause, 1895
  • Hylobates giganteus Bumüller, 1899

История открытия

Термин питекантроп (Pithecantropus) впервые предложен был в 1866 году Эрнстом Геккелем , как обозначение гипотетического промежуточного звена между обезьяной и человеком .

Опасность, подстерегавшая питекантропов на каждом шагу, вынуждала их жить большими семьями, или более-менее крупными устойчивыми объединениями, применительно к которым в советской исторической литературе утвердилось понятие «первобытное стадо» или праобщина .

Исследование орудийных материалов стойбищ в Африке показало, что последние, как правило, являлись постоянными . Судя по просторности известных современным учёным жилищ, в одном помещении в течение длительного времени могло сосуществовать несколько поколений большого семейства. Жизнь большими группами способствовала облегчению охоты на крупных животных, отличавшихся недюжинной силой и скоростью передвижения. Помимо охоты, питекантропы могли заниматься рыбалкой, чаще всего, ловя рыбу голыми руками.

По мнению учёных, в обществе питекантропов нередко случались стычки, зачастую приводящие к смерти тех или иных членов общины, а в голодные времена обычным являлся каннибализм . Чтобы мирно сосуществовать даже в таком примитивном обществе, следовало прилагать немалые усилия, позволяющие обуздать первобытные инстинкты. Именно с этой целью приходилось вырабатывать кое-какие общепринятые нормы поведения, что давало возможность перехода на новую ступень развития совместного существования для всех сородичей. Для контроля над выполнением таких определённых правил возникает необходимость в вожаках, которым отводилась руководящая роль .

В отличие от современных людей, на ранней стадии у питекантропов еще не существовало строгих сексуальных ограничений и фактически господствовал промискуитет . Однако на поздней стадии в их стадах периодически могли возникать устойчивые семейные пары, и какой-нибудь самец, проявляя агрессию к своим соплеменникам, выбирал конкретную самку, как это художественно описано в исторической повести Джека Лондона «До Адама » (1907).

По мнению французского антрополога А. Валуа и советского ученого А. В. Немилова, в эпоху раннего палеолита из-за последствий перехода к прямохождению , вызывавших осложнения при родах, продолжительность жизни самок питекантропов была значительно ниже, чем у самцов, в силу чего число последних в первобытных человеческих коллективах превышало число первых .

Если большая часть жизни самцов занимала охота или столкновения из-за личного соперничества, самки занимались бытом, растили детей, ухаживали за раненными и больными. Включение в повседневный рацион питекантропа мяса помогло решить проблему обеспечения организма надёжными источниками пополнения энергетического запаса, необходимого для выполнения тяжёлой физической работы. А использование в пищу различных растений являлось прекрасным способом познания их целебных свойств, что можно считать первыми шагами к врачеванию.

Наука располагает фактами проявления питекантропами коллективной заботы о больных соплеменниках. Так, на обнаруженной Дюбуа на острове Ява бедренной кости питекантропа имеются выраженные изменения костной ткани (экзостоз). Очевидно, что без поддержки сородичей этот хромой, с ограниченными возможностями самозащиты, индивид неизбежно должен был погибнуть, однако он жил, оставаясь калекой, долгие годы .

Даже в те далёкие первобытные времена, питекантроп начинает осознавать важность гигиенических навыков, таких как удаление из жилищ останков съеденных животных или захоронение умерших сородичей. Но на том этапе развития человечества, при отсутствии абстрактного мышления, всё это обходилось ещё без особых ритуалов или создания погребального культа.

Материальная культура

В отличие от австралопитеков, руки питекантропов уже способны были поверхностно обрабатывать дерево, кость и камень. Трудясь над созданием примитивных орудий, питекантропам приходилось постепенно доводить до совершенства камни, расколотые природным путём или раскалывать их своими силами, делать на них сколы и отщепы.

Прямых доказательств того, изготовлял ли питекантроп орудия, нет, так как костные останки на острове Ява обнаружены в переотложеном состоянии, исключающем нахождение современных им орудий. С другой стороны, в тех же слоях и с той же фауной , что и находки питекантропа, сделаны находки архаичных орудий аналогичных ашельской культуре . Кроме того, среди позднейших находок (синантроп , гейдельбергский человек , атлантроп), принадлежавших к тому же виду Homo erectus или близким видам (Homo heidelbergensis , Homo ergaster , Homo antecessor ), найдены орудия той же культуры, что и яванские. Поэтому есть основания думать, что яванские орудия были сделаны питекантропами .

Наряду с каменными, питекантропы способны были изготовлять примитивные орудия из костей и рогов, использовать деревянные дубинки и заострённые ветки в качестве копий.

Учёные не располагают убедительными данными, позволяющими утверждать, что питекантропы способны были, подобно синантропам , самостоятельно добывать или поддерживать огонь, но пользоваться им они умели несомненно . Помимо защиты от холода, хищников и приготовления пищи, овладение огнём сделало стада питекантропов менее зависимыми от климата и более мобильными .

Питекантроп и современные люди

В то время как советские антропологи в большинстве своем придерживались мнения, что питекантропы являлись промежуточным звеном между австралопитеками и людьми рода Homo , современные исследователи не склонны считать их предками современных людей. По всей видимости, они представляли собой дальнюю и изолированную популяцию Homo erectus , которые в условиях Индонезии дожили до появления современных людей и вымерли около 27 тысяч лет назад [ ] .

Большим достижением передовой науки в конце XIX в. явились находки останков ещё более высокоорганизованных существ, чем австралопитек.

Останки эти датируются уже целиком четвертичным периодом, который делится на два этапа: плейстоцен, продолжавшийся примерно до VIII-VII тысячелетий до н. э. и охватывающий доледниковое и ледниковое время, и современный этап (голоцен). Открытия эти целиком подтвердили взгляды передовых естествоиспытателей XIX в. и теорию Ф. Энгельса о происхождении человека.

Первым был найден наиболее древний из всех известных сейчас первобытный человек - питекантроп (буквально «обезьяночеловек»). Кости питекантропа впервые были обнаружены в результате настойчивых поисков, продолжавшихся с 1891 по 1894 г., голландским врачом Э. Дюбуа вблизи Тринпля, на острове Ява.

Отправляясь в Южную Азию, Дюбуа поставил своей целью найти останки переходной от обезьяны к человеку формы, так как существование такой формы вытекало из эволюционной теории .

Открытия Дюбуа с избытком оправдали его ожидания и надежды. Найденные им черепная крышка и бедро сразу показали огромное значение тринильских находок, так как было обнаружено одно из важнейших звеньев в цепи развития человека.

В 1936 году в Моджокерто, также на Яве, был найден череп ребёнка питекантропа. Там же оказались кости животных, в том числе, как полагают, несколько более древних, нижнеплейстоценового времени.

В 1937 г. местные жители доставили в Бандунгскую геологическую лабораторию из Сангирана наиболее полную крышку черепа питекантропа, с височными костями, а затем в Сангиране же были обнаружены и другие останки питекантропа, в том числе ещё два черепа. Всего в настоящее время известны останки по крайней мере семи особей питекантропа.

Как показывает само его название, питекантроп (обезьяночеловек) связывает древних высокоразвитых обезьян типа австралопитека с первобытным человеком более развитого типа. О таком значении питекантропа наиболее полно свидетельствуют черепа из находок в Триниле и Сангиране.

В этих черепах сочетаются специфические обезьяньи и чисто человеческие черты. К первым относятся такие особенности, как своеобразная форма черепа, с резко выраженным перехватом в передней части лба, около глазниц, и массивным, широким надглазничным валиком, следы продольного гребня на темени, низкий свод черепа, т. е. наклонный лоб, и большая толщина черепных костей.

Но в то же время питекантроп был уже вполне двуногим существом. Объём его мозга (850-950 куб. см) был в 1,5-2 раза больше, чем у современных нам человекообразных обезьян. Однако по общим пропорциям и степени развития отдельных долей мозга питекантроп больше приближался к антропоидам, чем к человеку.

Судя по остаткам растений, в том числе превосходно сохранившимся листьям и даже цветам, найденным в отложениях, непосредственно перекрывающих костеносный тринильский слой, питекантроп жил в лесу, состоявшем из деревьев, которые и сейчас растут на Яве, но в условиях несколько более прохладного климата, существующего ныне на высоте 600-1 200 м над уровнем моря.

В этом лесу произрастали цитрусовые и лавровые деревья, фиговое дерево и другие растения, субтропиков. Вместе с питекантропом в тринильском лесу обитало множество разнообразных животных южного пояса, кости которых уцелели в том же костеносном слое.

При раскопках больше всего найдено рогов антилоп двух видов и оленя, а также зубов и обломков черепов диких свиней. Там же оказались кости быков, носорогов, обезьян, гиппопотамов, тапиров. Нашлись также останки древних слонов, близких к европейскому древнему слону, хищников барса и тигра.

Как полагают, все эти животные, кости которых найдены в тринильских отложениях, погибли в результате вулканической катастрофы.Во время извержения вулкана лесистые склоны возвышенностей были засыпаны и обожжены массой раскалённого вулканического пепла.

Затем дождевые потоки проложили в рыхлой толще пепла глубокие каналы и вынесли в тринильскую долину кости тысяч погибших животных; так образовался костеносный слой Триниля. Нечто подобное имело место во время извержения вулкана Клут в восточной части Явы в 1852 году.

По словам очевидцев, огибавшая вулкан большая судоходная река Бронтас вздулась и высоко поднялась. В её воде было не менее 25 % вулканического пепла, смешанного с пемзой. Цвет воды был совершенно чёрным, и она несла такую массу сваленного леса, а также трупов животных, в том числе буйволов, обезьян, черепах, крокодилов, даже тигров, что был сломан и полностью уничтожен стоявший на реке мост, самый большой из всех мостов на острове Ява.

Вместе с другими обитателями тропического леса жертвой подобной катастрофы в глубокой древности стали, очевидно, и питекантропы, кости которых обнаружены в Триниле. Эти особые условия, с которыми связаны тринильские находки, как, вероятно, и находки костей питекантропов в других местах на Яве, объясняют, почему там не оказалось никаких признаков употребления питекантропами орудий.

Если бы костные останки питекантропов были найдены в местах временных стоянок, то наличие орудии труда было бы весьма вероятным. Во всяком случае, судя по общему уровню физического строения питекантропа, следует предполагать, что он ужо изготовлял орудия и постоянно пользовался ими, в том числе не только деревянными, но и каменными.

Косвенным доказательством того, что питекантроп изготовлял каменные орудия труда, служат грубые изделия из кварцита, обнаруженные на юге острова Ява, вблизи Патжитана, вместе с останками тех же самых животных, кости которых найдены у Триниля в одной толще отложений с костями питекантропа.

Можно, таким образом, сделать вывод, что с питекантропом и близкими к нему существами заканчивается начальный период в формировании человека.

Это было, как мы видели, то отдалённейшее время, когда наши предки вели стадный образ жизни и лишь начинали переходить от употребления готовых предметов природы к изготовлению орудий труда.

Питекантропы (Pithecanthropus) - род, выделяемый иногда для обозначения архантропов. Описан в 1894 г. (находка питекантропа Э. Дюбуа). Вероятно, включает несколько видов, в том числе наиболее признанные:

"Человек работающий" (Pithecanthropus ergaster или Homo ergaster), "Человек выпрямленный" (Pithecanthropus erectus или Homo erectus), "Человек гейдельбергский" (Pithecanthropus heidelbergensis или Homo heidelbergensis).

Временные рамки существования архантропов - примерно от 1700 до 500 или даже 130 тысяч лет. Распространен по всему Старому Свету - в Африке (Бодо, Данакиль, Боури, Олдувай 9, Ндуту, Тернифин и др.), Европе (Чепрано, Петралона, Мауэр, Вертешселлеш и др.), Азии (Триниль, Сангиран, Чжоукоудянь, Лантьянь, Наньчин и др.).

Отличается от более прогрессивных людей повышенной массивностью, крупными челюстями и зубами, меньшим мозгом (700-1100 см3).

Одним из ранних представителей этой таксономической группы является т.н. "Человек работающий" (Homo ergaster или Pithecanthropus ergaster). Это древнейшие архантропы.

Вид описан в 1975 г. по нижней челюсти KNM-ER 992 из Кооби-Форы в Эфиопии. Произошли в Африке около 1,8 или 1,7 млн. лет назад из "Ранних Homo", от которых отличаются большим мозгом (770-900 см3) и крупными размерами тела (до 1,8 м ростом). Около 1,4 млн. лет назад развились в "Человека выпрямленного" (см. рис. 1).

Важнейшие находки сделаны в Кооби-Фора в Эфиопии (например, черепа KNM-ER 3733, KNM-ER 3883 и множество других останков) и в Дманиси (Грузия, найдено 3 черепа, 3 нижних челюсти и метатарзальная кость). Это первые люди, вышедшие за пределы Африки. Однако они не покидали пределов тропического пояса. Пользовались орудиями олдувайской культуры.

Литература: 1. Хрисанфова Е.Н., Перевозчиков И.В. Антропология. М., 1999.

http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz/16810

История питекантропов

Есть такое мнение (у дарвинистов), что некоторые австралопитеки в результате эволюции превратились в питекантропов. Прежде считалось, что эти существа появились 900.000 - 1.000.000 лет назад. Недавний калий-аргоновый анализ костных останков увеличил эту дату до 1,9 миллиона лет. Правда, не все антропологи верят в столь древний возраст питекантропов. Они ссылаются на несовершенство метода исследований. Hо число 1,6 миллионов считается бесспорным. Именно такой возраст у почти целого скелета питекантропа, найденного в 1984.

Примем эту дату за начало эпохи питекантропов. Австралопитеки некоторое время сосуществовали с ними - примерно до 800.000 до Р.Х., затем исчезли. Возможно, питекантропы истребили своих менее удачливых конкурентов. Возможно, австралопитеки исчезли в силу других причин. Но вряд ли они вымерли из-за зависти к более совершенным существам, чем они сами. А питекантропы, в отношении разума, действительно были совершенней австралопитеков. У них гораздо больше мозг - 900 куб. см. (2/3 от объема человеческого мозга). Другие органы, например кисти рук, также более похожи на человеческие. А по габаритам - рост 160 см, вес 80 кг - питекантропы вообще не отличались от людей. По этой причине питекантропов нередко называют архантропами ("древнейшими людьми"). Биологи также используют обозначение Homo erectus - "человек прямоходящий".

Это существо было более умелым, чем Homo habilis. Кроме чопперов питекантропы изготовляли яйцевидные заостренные рубила, которыми легко и резать и рубить. Отщепы, образующиеся при создании рубил, также шли в дело. Из них делали кливеры для выскребания шкур от остатков жира и мяса. Появились и трёхгранники - возможно, это был колющий инструмент. В отличии от Homo habilis, делавших орудия только из кварцитов, питекантропы освоили обработку и более твердого кременя. Изготовить орудия из кpемня тpуднее, зато служат они намного дольше. Т.о. у питекантропов мы видим первую в истории борьбу за качество изделий. Кремень встречается намного реже кварцита, так что в течение всего каменного века он был одним из самых ценных материалов.

Кстати, насчет каменного века. Для обозначения дpевнейших эпох историки и археологи нередко используют наименования, хаpактеpизующие уровень технологии. Так время господства питекантропов принято называть ранним палеолитом (т.е."ранним каменным веком"). Hеpедко название эпохе дает место пеpвой находки оpудий опpеделенного типа.По этой пpичине вpемя Homo habilis называется олдувайской эпохой, а время питекантропов - ашельской эпохой.

Питекантропы отличались от австралопитеков не только внешним обликом и технологией, но и способом добычи пропитания. Они научились добывать пищу сообща. Эти создания изобрели загонную охоту, причем не только на мелких животных, но и на самых крупных. В результате мясная пища стала более разнообразной. Если австралопитеки довольствовались мелкими грызунами, то в меню питекантропов входили олени, антилопы, лошади, кабаны, бизоны и даже носороги и мамонты. Кроме того, они пробовали на вкус своих ближайших родственников - человекообразных обезьян. Есть основание считать, что у питекантропов существовало явление, которое вызывает возмущение у современных цивилизованных людей - каннибализм. (Правда, история знает случаи, когда и "цивилизованные" люди воспринимали заповедь "возлюби ближнего своего" исключительно в гастрономическом аспекте.) Рост потребления мяса привел к росту населения. Голод совсем не исчез, но выживать стало больше особей. По оценкам американского демографа Э.Диви около 1.000.000 до Р.Х. 125.000 питекантропов жило только в Африке - примерно столько же жителей в современных Бендерах, Мытищах или Ужгороде.

С помощью охоты на крупных животных питекантропы смогли не только улучшить питание, но и решить жилищный вопрос. После убийства саблезубых тигров или пещерных медведей, они занимали освободившуюся жилплощадь. Пещеры - более удобные и безопасные квартиры, чем гнезда или норы австралопитеков. Безопасное жилье тоже повлияло на рост численности населения.

Когда число обитателей пещеpы достигало определенного уровня, то возрастала опасность внутренних конфликтов. К счастью, вокруг лежали еще незаселенные просторы, куда могли удалиться несогласные с политическим курсом стада. А более высокие, чем у австралопитеков, технологические возможности позволяли переселенцам выжить на новом месте. Так питекантропы первыми начали расселяться по земной поверхности. На предыдущей странице мы упоминали, что австралопитеки жили только в восточной части Африки. Питекантропы же освоили и остальные области этого континента, и начали перебираться в Азию и Европу. Согласно современным данным заселение Европы началось не позднее 1.300.000 до Р.Х.

Термин расселение не означает, что питекантропы внезапно срывались с места и устремлялись за тридевять земель. За жизнь одного поколения, в поисках лучших охотничьих угодий, они уходили не так уж далеко. Но за сотни тысяч лет они пересекли огромные континенты, дойдя на востоке до низовий великих китайских рек и острова Ява, а на западе до Атлантики. В новых краях питекантропы селились не где попало. Нет, они предпочитали тропические и субтропические зоны, берега рек и озер, морское побережье и смешанные саванны. Не любили они пустынь и высокогорных районов, по крайней мере там не найдено их останков. Парадоксально, но факт - питекантропы избегали тропических лесов, откуда вышли их предки.

Загонная охота потребовала от питекантpопов лучшего взаимопонимания. Полагают, что pезультатом того стало появление у них зачатков речи, похожей на человеческую - т.е. состоящей не из звуков, а из слов. По крайней мере, строение их челюстей и мышц рта позволяло им говорить. Правда, слов в их словаре могло быть не больше, чем в словаре небезызвестной Эллочки Людоедки.

Однако мы ещё не упомянули главное достижение питекантропов. В этой связи вспоминается греческая мифология. У греков существует легенда, согласно которой огонь людям принес титан Прометей, похитив его с неба у олимпийских богов. Красивая легенда! Но в действительности было немного не так. Прометеями оказались питекантропы, внешне не столь симпатичные, как античный бог. А огонь с неба пришел сам. Он приходил с неба не раз и не два, когда молнии ударяли в деревья, вызывая лесные пожары. Огонь также приходил из-под земли при извержении вулканов. От огня в панике разбегалось все живое.

Питекантропы также боялись огня. Но они обладали самым продвинутым на то время разумом. А одним из главнейших свойств разума является ненасытное любопытство. Любопытство иногда бывает сильнее страха. Среди питекантропов находилось немало смельчаков, которые приближались к огню для исследования его свойств. Они могли заметить, что огонь не только обжигает, но и согревает, не только ослепляет, но освещает темноту. Они могли заметить, что огонь поджигает одни предметы и не трогает другие. Кому-то этих исследователей могло пpийти в голову самому поджечь ветки или куски дерева и pазложить их в пещеpе. Либо для обогрева в холодную погоду, либо для освещения ночного мрака, либо для отпугивания хищников.

Природный огонь редко возникает, поэтому со временем питекантропы научились поддерживать его, давая огню новую "пищу" - дрова, ветки и сухую траву. По нынешним представлениям использование огня началось 700.000 - 600.000 лет тому назад. Это случилось где-то в Европе или Азии. Около 500.000 - 300.000 до Р.Х. применение огня на этих континентах стало уже обычным явлением. Но в Африку огонь попал гораздо позже.

В самом конце раннего палеолита, когда жизнь без огня стала уже казаться невозможной, питекантропы научились сами зажигать огонь - трением двух кусков дерева друг о друга, высеканием искр из камня на трут или вращением палочки в куске дерева. Использование огня стало вторым, после изготовления орудий, технологическим скачком в истории человечества.

Открытие полезных свойств огня пришлось как нельзя кстати - после 35 миллионов лет теплого климата на Земле наступила поpа ледниковых периодов. Первый ледниковый период - Гюнцский, был примерно с 1.000.000 до 900.000 до Р.Х., второй - Миндельский, с 600.000 до 500.000 до Р.Х. Гюнцкий период был не слишком суровым. Льды покрыли только северные районы. На юге Европы и большей части Азии было тепло. Но Миндельский оказался суровее. Без внешнего подогрева жизнь питекантропов во многих местах стала бы весьма проблематичной. С огнем же они не только смогли удержаться на завоеванных рубежах, но и продвинуться дальше. Похолодание заставило их придумать ещё один способ обогрева - облачаться в шкуры убитых ими животных. Иначе говоря, у наших героев впервые появилась и одежда.

Что любопытно, примерно тогда, как стал использоваться огонь, появились более совершенные биологические виды (830.000 - 710.000 лет назад), которые называют классическими питекантропами. Их характеризует увеличенный объем мозга - более 1000 куб. см. Благодаря огню питекантропы продвинулись ещё дальше на север - в долины Рейна и Дуная, в Британию, на Северный Кавказ и на Алтай.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Международное научное название

Homo erectus erectus (Dubois , 1892)

Внешний облик

Питекантроп обладал невысоким ростом (чуть больше 1,5 метра), прямой походкой и архаическим строением черепа (толстые стенки, низкая лобная кость , выступающие надглазничные валики , скошенный подбородок и большие щеки).

Материальная культура

Прямых доказательств того, изготовлял ли питекантроп орудия, нет, так как костные останки на острове Ява обнаружены в переотложеном состоянии, исключающем нахождение орудий. С другой стороны, в тех же слоях и с той же фауной , что и находки питекантропа, сделаны находки архаичных орудий аналогичных ашёльской культуре . Кроме того, среди позднейших находок (синантроп , гейдельбергский человек , атлантроп), принадлежавших к тому же виду Homo erectus или близким видам (Homo heidelbergensis , Homo ergaster , Homo antecessor ), найдены орудия той же культуры, что и яванские. Поэтому есть основания думать, что яванские орудия были сделаны питекантропами.

История открытия

Термин питекантроп предложен Геккелем в 1866 году , как обозначение гипотетического промежуточного звена между обезьяной и человеком .

В 1890 году голландский врач Эжен Дюбуа отправился на остров Ява в поисках предка современного человека. Через месяц раскопок на берегу реки Соло возле деревни Триниль был обнаружен окаменевший обезьяний коренной зуб , а ещё через месяц, в октябре 1891, - черепная крышка, после чего Дюбуа делает вывод, что эти части принадлежат крупной человекообразной обезьяне. Ещё через год в 14 метрах от места находки была найдена человеческая бедренная кость , которая была также отнесена к останкам неизвестного человекообразного. По форме бедренной кости был сделан вывод о прямохождении, а сам новый вид назван Pithecantropus erectus (обезьяночеловек прямоходящий). Позднее в трёх метрах от черепной крышки был найден ещё один коренной зуб. Эти кости Эжен привёз в Европу для изучения, забыл коробку с ними в кафе, но потом, вернувшись в это кафе, обнаружил её на том же месте, где и позабыл.

В декабре 1895 года в берлинском обществе антропологии, этнологии и доистории собралась конференция с целью заключения вывода по поводу останков, обнаруженных Дюбуа. Обилие примитивных черт, присущих черепной коробке питекантропа (низкий покатый лоб, массивный надглазничный валик и др.), обусловило скептицизм тогдашнего научного сообщества по отношению к находке как к возможному предку человека, а президент Общества Рудольф Вирхов даже заявил:

«В черепе есть глубокий шов между нижним сводом и верхним краем орбит. Такой шов находят только у обезьян, а не у человека, поэтому череп должен был принадлежать обезьяне. На мой взгляд это существо было животным, гигантским гиббоном . Бедренная кость никак не связана с черепом».

В 1930-е годы ван Кенигсвальд обнаружил другие, лучше сохранившиеся, останки питекантропа Homo erectus soloensis на острове Ява (местечко Моджокерто около Сангирана), после чего сомнения в принадлежности питекантропа к роду Homo отпали, однако похоронили надежду на то, что этот подвид сыграл какую-либо роль в эволюции людей современного вида.

Питекантроп и современные люди

Современные исследователи не склонны считать питекантропа предком современного человека. По всей видимости, он представляет собой дальнюю и изолированную популяцию Homo erectus , которые в условиях Афганистана дожили до появления современных людей и вымерли 27 тысяч лет назад.

Напишите отзыв о статье "Питекантроп"

Примечания

См. также

Ссылки

  • (англ.)

Литература

  • Д. Джохансон, М. Иди. Люси. Истоки рода человеческого. Пер. с англ. М., 1984.
  • Биологический энциклопедический словарь / Гл. ред. М. С. Гиляров ; Редкол.: А. А. Баев , Г. Г. Винберг, Г. А. Заварзин и др. - М .: Сов. энциклопедия, 1986. - С. 470-471. - 100 000 экз.
  • В. П. Алексеев, А. И. Першиц. История первобытного общества. М., 2001

Отрывок, характеризующий Питекантроп

2 го сентября в десять часов утра была такая погода. Блеск утра был волшебный. Москва с Поклонной горы расстилалась просторно с своей рекой, своими садами и церквами и, казалось, жила своей жизнью, трепеща, как звезды, своими куполами в лучах солнца.
При виде странного города с невиданными формами необыкновенной архитектуры Наполеон испытывал то несколько завистливое и беспокойное любопытство, которое испытывают люди при виде форм не знающей о них, чуждой жизни. Очевидно, город этот жил всеми силами своей жизни. По тем неопределимым признакам, по которым на дальнем расстоянии безошибочно узнается живое тело от мертвого. Наполеон с Поклонной горы видел трепетание жизни в городе и чувствовал как бы дыханио этого большого и красивого тела.
– Cette ville asiatique aux innombrables eglises, Moscou la sainte. La voila donc enfin, cette fameuse ville! Il etait temps, [Этот азиатский город с бесчисленными церквами, Москва, святая их Москва! Вот он, наконец, этот знаменитый город! Пора!] – сказал Наполеон и, слезши с лошади, велел разложить перед собою план этой Moscou и подозвал переводчика Lelorgne d"Ideville. «Une ville occupee par l"ennemi ressemble a une fille qui a perdu son honneur, [Город, занятый неприятелем, подобен девушке, потерявшей невинность.] – думал он (как он и говорил это Тучкову в Смоленске). И с этой точки зрения он смотрел на лежавшую перед ним, невиданную еще им восточную красавицу. Ему странно было самому, что, наконец, свершилось его давнишнее, казавшееся ему невозможным, желание. В ясном утреннем свете он смотрел то на город, то на план, проверяя подробности этого города, и уверенность обладания волновала и ужасала его.
«Но разве могло быть иначе? – подумал он. – Вот она, эта столица, у моих ног, ожидая судьбы своей. Где теперь Александр и что думает он? Странный, красивый, величественный город! И странная и величественная эта минута! В каком свете представляюсь я им! – думал он о своих войсках. – Вот она, награда для всех этих маловерных, – думал он, оглядываясь на приближенных и на подходившие и строившиеся войска. – Одно мое слово, одно движение моей руки, и погибла эта древняя столица des Czars. Mais ma clemence est toujours prompte a descendre sur les vaincus. [царей. Но мое милосердие всегда готово низойти к побежденным.] Я должен быть великодушен и истинно велик. Но нет, это не правда, что я в Москве, – вдруг приходило ему в голову. – Однако вот она лежит у моих ног, играя и дрожа золотыми куполами и крестами в лучах солнца. Но я пощажу ее. На древних памятниках варварства и деспотизма я напишу великие слова справедливости и милосердия… Александр больнее всего поймет именно это, я знаю его. (Наполеону казалось, что главное значение того, что совершалось, заключалось в личной борьбе его с Александром.) С высот Кремля, – да, это Кремль, да, – я дам им законы справедливости, я покажу им значение истинной цивилизации, я заставлю поколения бояр с любовью поминать имя своего завоевателя. Я скажу депутации, что я не хотел и не хочу войны; что я вел войну только с ложной политикой их двора, что я люблю и уважаю Александра и что приму условия мира в Москве, достойные меня и моих народов. Я не хочу воспользоваться счастьем войны для унижения уважаемого государя. Бояре – скажу я им: я не хочу войны, а хочу мира и благоденствия всех моих подданных. Впрочем, я знаю, что присутствие их воодушевит меня, и я скажу им, как я всегда говорю: ясно, торжественно и велико. Но неужели это правда, что я в Москве? Да, вот она!»
– Qu"on m"amene les boyards, [Приведите бояр.] – обратился он к свите. Генерал с блестящей свитой тотчас же поскакал за боярами.
Прошло два часа. Наполеон позавтракал и опять стоял на том же месте на Поклонной горе, ожидая депутацию. Речь его к боярам уже ясно сложилась в его воображении. Речь эта была исполнена достоинства и того величия, которое понимал Наполеон.
Тот тон великодушия, в котором намерен был действовать в Москве Наполеон, увлек его самого. Он в воображении своем назначал дни reunion dans le palais des Czars [собраний во дворце царей.], где должны были сходиться русские вельможи с вельможами французского императора. Он назначал мысленно губернатора, такого, который бы сумел привлечь к себе население. Узнав о том, что в Москве много богоугодных заведений, он в воображении своем решал, что все эти заведения будут осыпаны его милостями. Он думал, что как в Африке надо было сидеть в бурнусе в мечети, так в Москве надо было быть милостивым, как цари. И, чтобы окончательно тронуть сердца русских, он, как и каждый француз, не могущий себе вообразить ничего чувствительного без упоминания о ma chere, ma tendre, ma pauvre mere, [моей милой, нежной, бедной матери,] он решил, что на всех этих заведениях он велит написать большими буквами: Etablissement dedie a ma chere Mere. Нет, просто: Maison de ma Mere, [Учреждение, посвященное моей милой матери… Дом моей матери.] – решил он сам с собою. «Но неужели я в Москве? Да, вот она передо мной. Но что же так долго не является депутация города?» – думал он.

Niramin - Сен 5th, 2016

Питекантроп (или обезьяночеловек) существовал на нашей планете 1,0 — 1,8 млн. лет назад. Последователи теории Дарвина признают его связующим звеном между человекообразной обезьяной и современными людьми. Однако в последнее время находится все больше свидетельств того, что питекантропы не являются нашими предками, это был самостоятельный вид, который полностью вымер 26 тыс. лет назад.

Первые останки питекантропов были обнаружены в Индонезии в 1891 году и вызвали настоящий фурор в научном сообществе. Берцовая кость с острова Ява была явно человеческой, а череп более походил на обезьяний. Поначалу ученые отказывались признать, что эти останки могут принадлежать одному существу, но найденные новые скелеты подтвердили это.

Черепная коробка питекантропа существенно отличалась от человеческой: черепная кость была в несколько раз толще, чем у наших современников; лоб был плоский, челюсть резко выдавалась вперед, а надглазные валики были толстыми и грубыми. Объем мозга питекантропов был меньше, чем у человека, но гораздо больше, чем у обезьяны. Главной особенностью строения их тела, по которому можно отнести их к человеку, были берцовые кости. Они свидетельствуют о том, что питекантропы ходили прямо, что не свойственно человекообразной обезьяне.

Образ жизни человека прямоходящего (так часто именуют питекантропа) состоял, преимущественно, из постоянных поисков пропитания. Они занимались собирательством и охотились на крупных млекопитающих. Орудия труда были более усовершенствованы, чем у их предков: вместо чопперов были изобретены ручные рубила, а также вошли в обиход проколки, скребки и копья. Питекантропы умели строить жилища, используя ветки и шкуры убитых зверей, а также постепенно научились использовать огонь.



Фото: Питекантроп — реконструкция.






Видео: Питекантропы Явы. Достающее звено #19

Вверх