Простая и сложная форма глагола будущего. Будущее время

Форма будущего простого времени (т.е. форма будущего времени глаголов совершенного вида) употребляется в следующих случаях.

1. В основном значении – для указания на отдельные, единичные действия в будущем: "В эту субботу впервые москвичи увидят на стадионе "Динамо" театрализованное представление, в котором главные роли отведены.... собакам самых разных пород... Гости представления увидят летучий бег спринтера охотничьих забав, своеобразного чемпиона по скоростным качествам, грейхаунда... Рядом с длинноногой борзой помчится, мало уступая ей в темпе, совсем небольшая собака – уипет, также признанный мастер бега" (Сов. культ. 1989. 31 авг.).

2. Для указания на такую ситуацию, которая возможна вообще (обобщенное значение) и типична не только для будущего, но и для настоящего. Вот как, например, рассказывает "Московская правда" о разительном несоответствии иных московских витрин тем товарам, которые можно на самом деле купить в магазинах: "Любой приезжий, даже не зная ни слова по-русски, посчитает снабжение города превосходным. Красочные слайды и надписи уверят его, что соки полезны всем, что богат и разнообразен у нас выбор сыров и колбас, а солнечные лимоны есть, видимо, всюду, где их советуют употреблять как можно активнее... Возможно, гость захочет захватить на ужин мечниковскую простоквашу и кусочек нежирного окорока. Хоть мы-то знаем, что довольствоваться ему придется яичницей без окорока в гостиничном буфете" (Моск. пр. 1989. 5 сент.). Ср. также использование этой формы в пословицах: "Как аукнется, так и откликнется ", "Что посеешь, то и пожнешь ".

3. В сочетании с отрицанием не форма будущего простого может обозначать действие, которое говорящий не может осуществить в настоящем времени: "никак не пойму ", "никак не вспомню ", "никак не найду ".

4. Формы будущего простого времени могут выступать в изобразительной функции *:

а) при описании сменяющих друг друга действий: "Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя, То, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя, То по кровле обветшалой Вдруг соломой зашумит, То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит " (П.);

б) при описании действий, связанных друг с другом причинно-следственными или временными связями: "Иван Иванович, когда сделается слишком жарко, скинет с себя и бекешу и исподнее, сам останется в одной рубашке и отдыхает под навесом..."; "Иван Иванович очень сердится, если ему попадется в борщ муха: он тогда выходит из себя, и тарелку кинет, и хозяину достанется "; "Прекрасный человек Иван Иванович! Он очень любит дыни. Это его любимое кушанье. Как только отобедает и выйдет в одной рубашке под навес, сейчас приказывает Гапке принести две дыни. И уже сам разрежет, соберет семена в особую бумажку и начнет кушать. Потом велит Гапке принести чернильницу и сам, собственною рукою, сделает надпись на бумажке: сия дыня съедена такого-то числа. Если при этом был какой-нибудь гость, то: участвовал такой-то" (Гог.).

5. Наконец, формы будущего простого времени могут обозначать внезапные действия в прошлом, отличавшиеся большой интенсивностью (часто с частицей как ): "Как царица отпрыгнет, Да как ручку замахнет, да по зеркальцу как хлопнет, Каблучком-то как притопнет !.. " (П.).

Будущее сложное время (т.е. форма будущего времени глаголов несовершенного вида) употребляется главным образом в основном значении – для указания на те процессы, которые будут протекать в будущем: "...В этом году впервые "Московскую красавицу" будут определять сами москвичи" (Моск. комс. 1989. 9 сент.); "Кто будет преподавать в гимназии? Учителя и кое-кто из научных работников" (Изв. 1989. 1 сент.). Иногда формы будущего сложного используются в речи переносно – для указания на типичную ситуацию (обобщенное значение): "В литературе, как и в жизни, нужно помнить одно правило, что человек будет тысячу раз раскаиваться, что говорил много, но никогда, что мало" (Писем.).

Одна из её модальностей, описывающая события и действия после момента речи.

В русском языке будущее время связано с использованием глагола быть в будущем времени (буду, будем; будешь, будете; будет, будут ) в рамках составного глагола, вторая часть которого (несущий смысловую нагрузку глагол) может быть только в несовершенной форме. Также возможно использование частицы «бы» для сослагательного наклонения .

В русском языке

В русском языке существует два вида будущего времени: совершенное (ср. Future Perfect) и несовершенное (ср. Future Simple) . Будущее совершенное указывает на намерение совершить действие в будущем: выходить (инф.) - выхожу (нас. в.) - выйду (б.в.). Будущее совершенного времени образуется как настоящее время с добавлением приставки (вы-, за-, на-, по-, с-):

пью - вы пью, режу - за режу, рисую - на рисую, иду (лечу) - по йду (полечу), ем (жгу, жру, шью) - с ъем (сожгу, сожру, сошью).

Будущее совершенного времени может быть образовано через антитезу с настоящим, имеющим вид длительного:

пинаю (н.в.) - пну (б.в.); убегаю (н.в.) - убегу (б.в.), убиваю (н.в.) - убью (б.в.).

Будущее несовершенное указывает на действие, которое будет совершенно в будущем с неопределенным результатом: ходить - хожу - буду ходить. Эта форма образуется с помощью глагола буду (ср. will) и неопределенной формы глагола действия.

Будущее время английского языка

В английском языке существуют специализированные частицы речи : модальные глаголы: will, would, shall, may . Будущее время может быть выражено в четырёх различных аспектных формах глагола:

  • Future Simple (простая (неопределённая) форма глагола в будущем): will + I форма глагола [V - do]
  • Future Continuous (длительная форма в будущем): will be + ing’овая форма глагола [V ing - doing]
  • Future Perfect (совершенная форма в будущем): will have + III форма глагола [V ed, done]
  • Future Perfect Continuous (совершенная длительная форма в будущем): will have been + глагол с ing’овым окончанием

Способы выражения будущего времени в английском языке

В английском языке будущее время может выражаться не только формами времен Future Tense. Встречается употребление как Present Continuous, так и Future Simple. Самые распространённые и часто употребляемые формы будущего времени - это Future Simple и конструкция to be going to + Infinitive.

  • Future Simple (то есть will+Infinitive)

Используется для предсказания или прогноза, которые основаны на личном мнении, убеждении (Используется после I think…, I hope…, I’m sure… ). Достоверных фактов/доказательств, подтверждающих предсказание или прогноз нет.
Например: I reckon Liverpool will win. (Said the day before the match.)

  • Конструкция to be going to +Infinitive

Предсказание или прогноз основаны на достоверных фактах/доказательствах, очевидны, явны.
Например:

  1. Look at that blue sky! It’s going to be a lovely day! (There’re no clouds).
  2. She’s going to have a baby. (Look at her bump).
  • Сравните:

Не факт (доказательств нет, высказывается мнение говорящего, основанное на собственных убеждениях):
(I bet) John will be late home. Мнение: The traffic is always bad at this time.
Факт (имеются явные доказательства совершения действия в будущем):
John is going to be late home. Доказательство: He left the message on the answerphone.

  • Используется, чтобы выразить решение, намерение, будущий план:
    1. Если решение принято в момент речи (спонтанно):
      I’ll phone you back in a minute.
    2. Если решение принято заблаговременно.
      We are going to get married in the spring.
  • Иногда will+Infinitive и to be going to+Infinitive взаимозаменяют друг друга, не имея разницы в употреблении:
We will run out of money if we aren’t careful. We’re going to run out of money if we aren’t careful.
  • Для выражения будущего времени используется также время Present Continuous. Оно употребляется при выражении личной договоренности или назначенного плана, особенно когда уже оговорено время и место. При этом предполагается, что действие будет совершено в ближайшем будущем. Например: What time are you meeting him? Where are you having lunch? What are you doing tonight?
  • Future Continuous Tense выражает действие, которое будет в процессе совершения до и после определённого момента в будущем.
Don’t phone at 8.00. I’ll be flying to New York.
  • Present Simple употребляется для выражения действия, которое произойдет по расписанию. Например:
I leave at 10 a.m. according to the timetable.

Будущее время немецкого языка

В немецком языке два будущих времени - Futur (иначе Futurum Ι) и Futurum ΙΙ.

Futurum Ι образуется так: werden + Infinitiv . Например:

Ich werde lernen (я буду учиться).

Для обозначения действия в будущем времени вместо Futurum Ι часто употребляется настоящее время - если в предложении есть обстоятельства времени, указывающие на будущее время, например, bald (скоро), morgen (завтра), im nächsten Jahr (в следующем году) и т. п., или если из контекста понятно, что речь идет о будущем времени:

Ich komme bald. Я скоро приду.

Futurum II образуется из настоящего время вспомогательного глагола werden и инфинитива II основного глагола. Имеет 2 значения:

  1. обозначает предшествующее действие в будущем времени (действие, которое завершится до определенного момента в будущем времени). В этом значении он часто заменяется перфектом.
  2. модальное значение: выражает предположение о действии в будущем времени:
    • Bis Montag werden wir den Vertrag abgeschlossen haben.
      (= Bis Montag haben wir den Vertrag abgeschlossen.) До понедельника мы заключим договор.
    • Sie wird (gestern) die Arbeit beendet haben. Вероятно, онa (вчера) закончилa работу.

Тема: Простая и сложная формы будущего времени глагола

Цель: формировать у обучающихся умение образовывать формы глагола будущего времени.

Задачи: создать условия для формирования представлений об образовании глаголов будущего времени; создать условия для формирования умений образовывать будущую сложную и будущую простую формы глаголов; создать условия для развития общеучебных умений и навыков (развитие внимания, сравнительных умений и навыков, умения обобщать и делать выводы); создать условия для воспитания дружеских партнёрских отношений, любви к книге, патриотизма.

Ход урока.

1. Мотивация к учебной деятельности.

Ребята, я желаю всем нам удачи и новых открытий. Вперёд за знаниями!

2. Словарная работа.

Вот на доске записаны слова. Какие ассоциации – словарные слова у вас они вызывают.

Через 3-5 сек. закрываю слова. И прошу написать в тетради словарные слова в том порядке в котором они были.

Если вы верно записали слова, то по первым буквам этих слов должно получиться слово

Город

Лопата

Аптека

Герой

Одежда

Лестница

И так какое слово получилось? (ГЛАГОЛ)

Сегодня мы поработаем с этой частью речи, но прежде чем мы приступим к работе отгадайте загадку одного персонажа, которому будем помогать.

Он и весел, и незлобен,

Этот милый чудачок.

С ним хозяин – мальчик Робин

И приятель – Пятачок.

Для него прогулка – праздник.

И на мёд особый нюх.

Этот плюшевый проказник –

Медвежонок … (Винни-Пух.)

Что Вы знаете о Винни-Пухе? Кто его придумал? (Он любил мёд, сочинял стихи.Этого героя придумал Алан Милн.) Ровно 60 лет назад Борис Заходер перевёл историю о Винни на русский язык, и весь мир узнал нашего Винни-Пуха.

3. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

Прочитайте стихотворение, которое он сочинил. Что Вы заметили?

Хорошо быть медведем, ура!

Хорошо быть медведем, ура!

Побежу...

Нет, победю!

Победю я жару и мороз,

Лишь бы мёдом был вымазан нос!

Победю...

Нет, побежду!

Побежду я любую беду,

Лишь бы были все лапки в меду!..

Какое слово Винни - Пух произносит по-разному? А как правильно? Давайте разберёмся в этом вопросе.

4.Выявление места и причины затруднения.

Что Вы можете сказать об этом слове? (Глагол) Докажите. (Глагол - это часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы: что делать? что сделать? и другие) Что ещё вы знаете о глаголе? (Глагол изменяется по временам.)

В каком времени стоит этот глагол? Докажи. (В будущем, так как отвечает на вопрос: что сделаю? и обозначает действие, которое произойдёт.)

Чему посвящён наш урок? О каком времени мы будем говорить? (Будущему времени).

Попробуйте поставить этот глагол в неопределённую форму. Запишите. Сколько глаголов получилось?

что делать? побеждать

что сделать? победить

Почему получилось два глагола? (отвечают на разные вопросы)

что буду делать? буду побеждать

что сделаю? ???

Смогли ли мы помочь Винни выбрать правильную форму глагола? (Можно сказать «буду побеждать») Что же делать с глаголами, отвечающими на вопрос: что сделать? Неужели у них нет формы будущего времени?

.Построение проекта выхода из затруднения.

Что Вы предлагаете? (Нужно поставить другие глаголы в будущее время) Может это прояснит ситуацию? Поможете мне?

2 глагола поставить их в будущее время: читать, прочитать

Что Вы можете сказать об этих глаголах? (Это глаголы в неопределённой форме) Докажите. (Эти глаголы отвечают на разные вопросы).

Постарайтесь записать все варианты. Предлагаю для удобства записывать в таблице.

ты

он

мы

вы

они

Дети работают в тетради.

Что получилось? Сравни свою работу с работой товарища по парте. Проверьте по шаблону. Если есть ошибки, исправьте. Поставьте оценку на полях себе и товарищу. (Таблица появляется на экране.)

Что заметили? (Глагол в будущем времени может быть выражен одним словом или двумя.)

Как можно назвать глаголы 1-2 столбиков? (Ответы детей). В русском языке для них есть специальное название: будущее сложное и будущее простое.

Сделайте вывод. Сравните образование будущего простого и будущего сложного времени. (От глагола, отвечающего на вопрос: что делать?, образуется сложная форма будущего времени. Такие глаголы отвечают на вопрос: что буду делать? и другие. От глагола, отвечающего на вопрос: что сделать, образуется простая форма будущего времени. Такие глаголы отвечают на вопрос: что сделаю? и другие)

Что можно сказать о простой форме будущего времени глагола? (Все глаголы с приставками).

Как образуется глагол будущего сложного времени? (Изменяется первый глагол: быть, а второй глагол – глагол в неопределённой форме.)

Как можно назвать первый глагол, который изменяется? Он главный или помогает? Какую роль он выполняет?

В русском языке его назвали вспомогательным

5.Выявление места и причины затруднения.

Стр. 34 упр 28 Вариант 1

Образовать от глаголов рисовать и нарисовать формы будущего времени

Стр. 35 упр. 29 Вариант 2

Образовать от глаголов петь и спеть формы будущего времени

6.Рефлексия учебной деятельности.

Что Вы сегодня открыли для себя? Чем заинтересовались? Что Вас удивило?

Оцени свою работу. Что получилось?

Домашнее задание: ТПО стр. 21 упр. 18

Вверх