Специфические проблемы трудоустройства выпускников по. Проблема трудоустройства выпускников после окончания вуза. Занятость как социальный феномен: основные понятия

  • Анисимова Виктория Сергеевна , кандидат наук, доцент, доцент
  • Российский государственный социальный университет
  • ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА
  • ВЫПУСКНИК
  • РЫНОК ТРУДА
  • МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ
  • ТРУДОУСТРОЙСТВО
  • Корпоративная культура как важнейший элемент организаций сферы фитнес-услуг
  • Профессиональная подготовка и уровень образованности кадров на предприятии ООО «Чистый город» города Барнаула
  • Особенности online-коммуникации в малых группах в нетворкинге
  • Формирование экологической культуры современной молодежи на примере города Белгорода

Проблема трудоустройства выпускников ВУЗов, ССУЗов на сегодняшний день получила дополнительную актуальность в связи с обострившейся необходимостью не только в практической реализации полученных знаний и навыков, но и в обеспечении себя средствами для нормальной жизнедеятельности и удовлетворения собственных потребностей . Тем более система государственного распределения выпускников осталась в прошлом.

В современных условиях молодые специалисты сталкиваются с довольно жесткими условиями рынка. Нельзя не отметить, что в настоящее время молодежь представляет самую многочисленную социальную группу безработных (более 30% от общего числа официально зарегистрированных безработных, а выпускники образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования из этого числа представляют 25-28%) . Поэтому выявление причин затруднений трудоустройства выпускников и поиск путей решений данной проблемы представляет собой задачу, требующую скорейшего разрешения.

Выпускники находятся в затруднительной ситуации, в первую очередь, в связи со своей низкой конкурентоспособностью на рынке труда в силу таких факторов, как отсутствие опыта работы, недостаточность знаний, необходимость наставничества и т.д.

Согласно данным Росстата, в численности безработных 22,6% составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В феврале 2015г. их численность составила 1 млн. человек. В числе безработных, не имеющих опыта трудовой деятельности, 16,7% составляет молодежь в возрасте от 15 до 19 лет, 47,3% - от 20 до 24 лет, 16,6% - от 25 до 29 лет.

Эксперты считают, что безработных людей в возрасте 15–24 лет в России уже в пять раз больше, чем нетрудоустроенных 30–49-летних. В сентябре среди безработных городских жителей числилось 31,6% россиян 15–24 лет, по данным Росстата. У 20–24-летних этот показатель составляет 13,5%, а к 25–29 годам падает до 4,6%.

Обратимся к диагностике причин возникновения такой ситуации. Конечно же, как отмечали выше, ключевыми причинами нежелания работодателей принимать на работу «вчерашних студентов» являются отсутствие у последних опыта, недостаточность знаний в сфере будущей работы и пр. Также не последним в рейтинге причин находится и высокая конкурентоспособность на рынке труда, особенно среди, так называемых, распространенных и популярных профессий.

К слову, проведенные исследования показали, что наибольшим спросом у выпускников пользуются такие профессии, как экономист, бухгалтер, менеджер, юрист, программист, web-дизайнер, специалист по телекоммуникациям, банковские служащие, рекламисты, маркетологи, бренд-менеджеры .

Одна из причин молодежной безработицы – нестыковка устремлений выпускников с реальностью. Многие хотят быть специалистами высокого полета, юристами, банкирами, а требуются в основном курьеры, продавцы, слесари и страховые агенты. Именно такую работу чаще всего предлагают молодым.

Также в рамках данного исследования имеет смысл представить основные выявленные причины сложности трудоустройства молодых специалистов на современном этапе :

  • незнание абитуриентов о тенденциях рынка труда, о востребованных профессиях, поэтому бывают случаи, когда полученная специальность на деле оказывается просто невостребованной;
  • слабая информированность выпускников о состоянии современного рынка труда, о предъявляемых работнику требованиях;
  • низкий уровень взаимодействия системы «образовательная организация- работодатель», а также слабо налаженная связь вуза с органами службы занятости, а также другими немаловажными структурами в сфере трудоустройства;
  • недооценка работодателями таких, присущих молодежи, качеств, как обучаемость, мобильность, стрессоустойчивость, коммуникабельность и т.д.;
  • повышенные представления выпускников о своих знаниях, умениях и навыках, престижности полученной профессии, следовательно, завышены желания по оплате труда, что ведет к незаинтересованности работодателей в данном кандидате и пр.

В заключение исследования отметим, что современная ситуация на рынке труда для молодежи является неудовлетворительной. Выпускники испытывают колоссальные трудности при трудоустройстве. Большая часть выпускников отметила, что наиболее верный способ трудоустроиться сегодня – это наличие «нужных» знакомств и связей .

Таким образом, нами видится, что без кардинальных трансформаций на рынке труда не обойтись. Для решения данной задачи необходимо повысить взаимодействие образовательной организации с представителями работодателей, и еще на уровне производственных и преддипломных практик, ориентировать выпускников и работодателей друг на друга. В этой связи, увеличение объема часов практических занятий в вузах будет являться повышением навыков и практического мастерства выпускников. Систематическое проведение ярмарок вакансий также, безусловно, способствует благоприятному разрешению существующих барьеров трудоустройства выпускников.

Немаловажным фактором является поддержка государства: проведение активной политики, разработка и внедрение соответствующего законодательства, выделение рабочих мест именно под выпускников, организация активной поддержки работодателям, принимающим на работу молодых специалистов и т.д. .

Таким образом, для решения проблем трудоустройства выпускников образовательных организаций необходимо, прежде всего, совершенствование нормативно-правовой базы государственной молодежной политики, развитие механизма профориентации и профессиональной подготовки для повышения конкурентоспособности выпускника на рынке труда в современных условиях с активным привлечением органов исполнительной власти, местного самоуправления, службы занятости, государственных и общественных организаций, а также внедрение механизма госзаказа на подготовку специалистов в образовательных организациях высшего и среднего профессионального образования.

Список литературы

  1. Афиногенова И.Н. Проблемы личностно-профессионального развития студента в условиях высшего учебного заведения // Профессионально-личностное развитие преподавателя и студента: традиции, проблемы, перспективы Материалы III Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). 2015. С. 427-430.
  2. Ахмедов А.Э., Смольянинова И.В., Шаталов М.А. Формирование системы подготовки высококвалифицированных кадров в условиях непрерывного образования // Территория науки. 2015. № 5. С. 7-11.
  3. Годовникова А.М. Специалиста надо готовить со школьной скамьи // Территория науки. 2013. № 1.С. 11-13.
  4. Жильников А.Ю. Формирование системы здоровьесбережения обучающихся в образовательной организации // Синергия. 2016. № 3. С. 31-36.
  5. Зайцев И.С. Высшее образование и повышение квалификации специалистов педагогического профиля: вопросы преемственности // Территория науки. 2016. № 3. С. 28-32.
  6. Зайцева В.А.. 2016. Т. 2. № 51. С. 259-263.
  7. Мычка С.Ю., Шаталов М.А. Маркетинг образовательных услуг как инструмент привлечения абитуриентов в высшие учебные заведения // Стратегия 2015: образование через всю жизнь. Традиции и новации Сборник статей научно-практической конференции. Удмуртский государственный университет, Институт дополнительного профессионального образования. 2016. С. 59-63.
  8. Никитина А.В. Характеристики системы инфокоммуникационного взаимодействия субъектов образовательного процесса // Синергия. 2015. № 1. С. 21-25.
  9. Сас Н.Н. Обеспечение взаимосвязи основ теории, стандартов профессиональной деятельности, методического сопровождения и результатов обучения инновационному управлению учебными заведениями на основе компетентностного подхода и модульной организации процесса обучения // Синергия. 2015. № 1. С. 8-20.
  10. Свиридова Г.Ф.. 2016. Т. 2. № 48. С. 258-262.
  11. Смольянинова И.В., Шаталов М.А. Направления модернизации высшего профессионального образования // Социально-экономическая политика России при переходе на инновационный путь развития Материалы 7-й международной научно-практической конференции. 2015. С. 146-148.
  12. Шаталов М.А., Ахмедов А.Э., Смольянинова И.В. Формирование системы профессиональной мобильности в условиях непрерывного образования // Территория науки. 2015. № 6. С. 74-78.

ПРОБЛЕМА ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ ПОСЛЕ ВУЗОВ

Шилина Евгения Борисовна

Кафедра правовых дисциплин,

Филиал ФГБОУ ВПО «КубГУ»

в г. Армавире

Ярмонова Е.Н.

Научный руководитель: канд.юрид.наук, доцент, зав. кафедрой правовых дисциплин,

Филиал ФГБОУ ВПО «КубГУ» в г. Армавире

Проблема трудоустройства выпускников после окончания ВУЗов сегодня чрезвычайно актуальна. Система государственного распределения – ушла в прошлое. Сегодня молодой специалист сталкивается с довольно жесткими условиями рынка, из которых он не всегда выходит победителем. В настоящее время молодежь пред­ставляет наиболее многочисленную груп­пу безработных – более 30 % от общего числа зарегистрированных безработных. Кроме того, 25–28 % от общей совокуп­ности безработной молодежи составляют выпускники учебных заведений .

Выявление причин затруднительности данного процесса и выработка эффективных механизмов их преодоления – задача, требующая скорейшего разрешения.

Сегодня социологами высказывается мнение, что «тот факт, что студенты в основной массе пребывают долгое время "в безмятежном состоянии" и не задумываются над тем, что студенческие годы существуют не для того, чтобы спокойно проводить время, но, прежде всего для получения знаний, нужных в последующей практической работе, - результат влияния стереотипов, укоренившихся в сознании и студентов, и их родителей еще в советский период».

Трудно однозначно с этим согласиться. Конечно, вышеописанное явление присутствует и, безусловно, следует преодолевать определенные установки, которые не соответствуют действительности, но наряду с этим есть большое количество молодых людей, студентов, которые сегодня довольно ответственно подходят и к выбору специальности, и к процессу обучения, и стараются проявить себя в различных научных и исследовательских конкурсах, тем самым заявляя о том, что они стремятся к получению знаний.

Стоит обратиться к истории и посмотреть, как решался данный вопрос, и, возможно позаимствовать, приобщив к современным реалиям, удачные механизмы и способы. Ранее, когда существовал Советский Союз, повсеместно была внедрена практика так называемой «работы по распределению» - практика трудоустройства выпускника высшего учебного заведения, обязательного на определённый срок, как для самого выпускника, так и для работодателя .

Данный процесс был и в некоторых учебных заведениях Российской империи (например, в Училище правоведения). Позже перешел и в СССР, где и появляется сам термин «распределение».

Распределение проводилось в последние месяцы обучения в вузе - специальная комиссия распределяла выпускников по рабочим местам на предприятиях и в организациях, нуждающихся, согласно разнарядке соответствующих ведомств, в специалистах данного профиля.

Выпускник был обязан отработать «по распределению» три года, и только после этого мог поменять место работы по собственному желанию. Работающий по распределению имел особый юридический статус «молодого специалиста» - такого работника нельзя было уволить без специального разрешения министерства. В некоторых случаях (когда предприятие или организация были заинтересованы в удержании этого работника), он мог получать льготы в обеспечении жильём, устройстве детей, если таковые были, в детские дошкольные учреждения и так далее. Распределяемые на работу вне своего местожительства обеспечивались безвозвратными пособиями по переезду («подъёмными»), дешёвым жильём в общежитиях (с сохранением прописки по основному месту жительства) и другими социальными гарантиями. Для выпускников, прошедших срочную службу в армии, время работы по распределению сокращалось на величину срока службы .

Итак, видно, что распределение, по сути, представляло собой отчасти отработку тех денежных средств, что потратило государство на обучение студента. По окончании ВУЗа студента могли направить в любую точку страны на предприятие или в ту или иную организацию.

На наш взгляд, представляется возможным введение частично практики распределения. В современных условиях можно было бы сделать подобную процедуру, только не на три года, как было до того, а например, в течение одного года. Лучше предлагать распределение по желанию, то есть не обязательно, а по собственному обращению молодого специалиста. При таком распределении учитывать успеваемость, творческие достижения. Данная мера будет призвана гарантированно обеспечить пусть небольшой, но все-таки нужный и полезный срок работы по специальности.

С какими же проблемами сталкиваются сегодня дипломированные специалисты? Одним из главных препятствий при трудоустройстве по окончании ВУЗа для многих «вчерашних» студентов является отсутствие опыта работы. В условиях функционирования рынка трудовых ресурсов основным критерием в оценке выпускников профессиональных образовательных учреждений становится их реальная профессиональная квалификация и компетентность, обеспечивающие конкурентоспособность и профессиональную мобильность специалиста . Казалось бы, какой может быть опыт работы у бывшего студента по своей специальности к концу учебы? Ведь, у него не было пока диплома, а если и имелся опыт работы, то, скорее всего, это был опыт курьера, разносчика, официанта и другие специальности, обычно предлагаемые студентам службами занятости в качестве дополнительного заработка в период обучения. Возникает парадокс, но, к сожалению, зачастую данное обстоятельство оставляет многих дипломированных специалистов без работы и вынуждает срочно менять сферу деятельности и работать не по специальности.

Сегодня работодатель ставит довольно высокую планку для соискателя, в том числе и молодым специалистам. У каждой кампании или предприятия свои требования, но часто они представляют собой большой список желательных качеств для своего потенциального сотрудника. Самыми основными: наличие опыта работы, профессионализм, умение применять полученные теоретические знания на практике, способность принимать решения. Естественно и понятно желание работодателей иметь у себя на работе грамотного, компетентного и ответственного сотрудника, но возникает вопрос: как же приобрести опыт и соответственно наработать профессионализм совсем еще молодому специалисту, «вчерашнему» студенту, если без опыта работы его не берут практически никуда?

Более того, одной из проблем является то, что многие выпускники ВУЗов, получившие хорошую теоретическую основу в своем учебном заведении, не в состоянии применить их на практике. Это не вопрос только какой-то отдельной специальности или же ВУЗа, а общая проблема. Данный факт подтверждается материалами интернет-конференции: «… более 50 % руководителей-работодателей считают уровень подготовки выпускников филиала и других российских ВУЗов примерно одинаковым. Среди качеств, которых не хватает выпускникам, руководители выделили, прежде всего, профессиональные знания. Данное противоречие можно, скорее всего, объяснить тем, что под нехваткой профессиональных знаний руководители подразумевают недостаток практических навыков, т.е. опыта работы» .

К рассматриваемой проблеме нужен системный подход. Более того, сама по себе тематика образования не может рассматриваться в отрыве от, во-первых, от всей системы работы с подрастающим поколение, начиная с младших классов, и во вторых, в отрыве от того, как развивается экономика и какие условия создаются для самореализации молодых ребят.

Для решения проблемы, связанной с трудоустройством выпускников после ВУЗов, можно и даже следует обратить особое внимание на опыт российской столицы - города Москвы. Как известно, количество столичных ВУЗов огромно, а, следовательно, каждый год различные службы, в том числе и государственные, сталкиваются с проблемой большого количества заявок по трудоустройство. Руководитель столичного департамента труда и занятости населения Олег Нетеребский прокомментировал данный вопрос и рассказал, что власти Москвы в ближайшем будущем намереваются разработать особую программу. Согласно ей «…выпускник столичного вуза сможет получить работу там, где он в период студенчества проходил стажировку» .

Более того, было также отмечено, что «на порядок увеличена программа стажировки выпускников учебных заведений, а также увеличены объемы временной занятости студентов. В итоге из общего количества обратившейся молодежи в службу занятости в этом году 24 тысячи человек нашли временную работу в свободное от учебы время» .

Итак, общий вывод из вышеперечисленного, как пояснил и сам руководитель столичного департамента труда и занятости населения, это стремление и идея объединить два направления - поиск подработки во время учебы и работы для выпускников, чтобы временная работа стала стажировкой для будущего специалиста.

Данная задумка представляется довольно перспективной и особенно важной для нынешних выпускников. Возможность прихода в качестве работника на место своей стажировки – это хорошее подспорье для «новоиспеченного» специалиста. От него смогут выиграть все: и работодатели, и «вчерашние» студенты.

Во-первых, проходя стажировку в той или иной кампании студент, ещё во время учебы, начинает применять на практике, полученные теоретические знания.

Во-вторых, он имеет возможность окунуться в непосредственный рабочий процесс и тем самым осознать принципы своей будущей специальности, что представляется весьма проблематичным посредством лишь изложения и выучивания учебных дисциплин.

В-третьих, у студента есть шанс проявить себя. Ответственный подход к работе, творческое мышление, коммуникабельность и многие другие качества – это неоспоримые доводы к тому, чтобы именно такой молодой специалист позже, после получения диплома, получил приглашение и пришел в ту же кампанию или организацию, в которой себя зарекомендовал.

И, наконец, такой важный на сегодняшний день критерий для соискателя, который указывают многие работодатели, - умение принимать решения и ориентироваться в порой довольно стремительно меняющихся обстоятельствах – также приобретается в ходе практики и стажировок.

Что же касается самих работодателей, то они безусловно будут иметь выгоду от данного проекта.

Предоставляя в своих кампаниях или организациях возможность стажировок, тем самым смогут отбирать себе заранее будущих работников.

Кроме того, во время стажировки, работодатель, обучая студента, показывает какие требования именно его организации, теоретические навыки и качества в большей степени нужны ему. То есть, работодатель как бы готовит себе работника, уже приспособленного к его требованиям.

По данному вопросу, хотелось бы изложить предложения по решению проблем трудоустройства выпускников после ВУЗа.

Во-первых, университетам следует тесней налаживать взаимодействие с различными предприятиями и организациями, а именно договариваться о стажировках своих студентов в данных организациях. Теоретическая база, которую дает высшее учебное заведение, подкрепленное обилием практики – это залог успешной подготовки грамотного молодого специалиста.

Во-вторых, подобно столичному опыту, ВУЗам нужно развивать такую практику, при которой место стажировки студента в дальнейшем может стать его местом работы по окончании учебного заведения. Для этого стоит, на наш взгляд, в первую очередь поощрять студентов с хорошей успеваемостью и тех, которые проявили себя с положительной стороны во время стажировки в той или иной организации.

В-третьих, для повышения заинтересованности как крупных и средних, так и малых частных кампаний в приеме к себе на работу молодых специалистов следует ввести льготное налоговое обложение. Ведь не секрет, что многие работодатели не хотят брать к себе «вчерашних» выпускников, аргументируя это тем, что у них нет опыта и их нужно учить всему «с нуля». Но сами же себе противоречат, так как лишают выпускников получить тот самый бесценный и необходимый опыт работы. А при действии такого механизма, как льготные ставки по налогам, скорее всего, найдется много кампаний желающих принять к себе молодых специалистов, тем самым удовлетворив свои кампании в новых кадрах и обеспечив занятость молодых людей.

В-четвертых, следует принять закон о квотировании рабочих мест, за теми, кто впервые ищет работу по специальности. С таким предложением выступил Российский студенческих союз. Согласно информации, размещенной на его сайте, Союз предлагает улучшить законодательство и принять Федеральный закон «О квотировании первого рабочего места». Предлагается установить следующую квоту на трудоустройство молодежи: 1 % - при списочной численности работников организации до 100 человек; 2 % - при списочной численности работников организации от 100 до 300 человек; 3 % -- при списочной численности работников от 300 и более человек» . Трудно не поддержать данное предложение, так как, на наш взгляд, это действительно поможет в разрешении проблемы трудоустройства. Сам Российский студенческий союз считает, что «квотирование рабочих мест должно касаться в первую очередь предприятий и организаций, которые финансируются из федерального, регионального бюджетов или бюджета местного самоуправления или в капитале которых не менее 25 % составляет государственная доля или доля муниципалитетов, или которые 50 % своей выручки получают за счет реализации государственного или муниципального заказа» .

В-пятых, целесообразно будет поощрять научные разработки студентов в различных ВУЗах нашей страны и их внедрение в производство. Например, если студентами того или иного университета будет выдвинута определенная разработка, улучшающая работу какого-нибудь производства, то тем организациям, предприятиям или же кампаниям, которые возьмутся за внедрение данной идеи и получат результат, должны быть также предоставлены определенные льготные условия в налоговой сфере. А студенты, разработавшие ту или иную уже внедренную идею, должны быть обеспечены работой или же на том предприятии, где действует их новация или же в той кампании, которая занималась финансовым обеспечением данного проекта. Это предложение также следует закрепить на законодательном уровне, приняв соответствующий нормативно-правовой акт.

Конечно же, ничто не сможет реализоваться в полной мере без активного участия с одной стороны ВУЗов, с другой – частных или государственных кампаний и предприятий. ВУЗам следует корректировать учебную программу больше под реальные навыки и умения той или иной специальности, которой они обучают своих студентов. Наряду с фундаментальными дисциплинами целесообразно вводить также и прикладные, непосредственно связанные с будущей профессией молодого специалиста. Это не говорит о том, что нужно в ущерб учебе и основательным знаниям насаждать практические занятия или же стажировки. Наоборот, следует наиболее сбалансировано построить учебный план таким образом, чтобы теоретическая база непрерывно дополнялась практическими навыками. Ведь именно так можно получить реальное представление о профессии и на практике понять значимость и ценность на первый взгляд «скучных терминов», рассказываемых на лекциях.

Работодателям же стоит отказаться от стереотипа, что «вчерашний» студент – это не самый лучший работник. Да, у него нет опыта. Да, его придется в первое время обучать, как может показаться, простым вещам в той или иной области. Но наряду с этим существует большое количество молодых дипломированных специалистов, «вчерашних студентов», которые действительно хотят работать и готовы «учиться» работать. Многие студенты еще во время учебы активно проявляют себя в исследовательских проектах, проводимых как своими университетами и другими, разрабатывают научные идеи и внедряют инновации. Более того, не следует забывать, что молодое поколение – это потенциал, который ни в коем случае нельзя бросать на произвол судьбы или же игнорировать в силу его малого опыта или отсутствия такового. Нужно дать шанс приобрести профессию и в дальнейшем найти работу по специальности.

Ситуация, складывающаяся на российском молодежном рынке труда, во многом зависит от деятельности служб занятости в области трудоустройства. В настоящее время они способны обеспечить рабочими местами лишь небольшую долю обращающейся к ним молодежи. Это связано, во-первых, с высокой напряженностью на рынке труда, во-вторых, с тем, что предъявляемые молодыми безработными требования к рабочим местам довольно высоки.

Прежде чем рассматривать специфику трудоустройства выпускников как форму практической деятельности социальных работников следует определить, что понимается под трудоустройством.

Трудоустройство с точки зрения Молевича Е.Ф. является одним из способов содействия (для определенных категорий граждан обеспечения) занятости. Во всех документах (включая международно-правовые акты) соответствующие мероприятия охватываются термином «содействие занятости». Такого подхода мы и будем придерживаться, определяя трудоустройство по общему правилу как способ содействия занятости. Исключения касаются особых, наименее социально защищенных на рынке труда субъектов, в отношении которых государство принимает на себя повышенные гарантии в сфере трудоустройства, что позволяет рассматривать трудоустройство уже как способ обеспечения занятости.

В работах С.В. Петрова социальная занятость определяется как сложная современная структура, которая активно участвует в процессе регулирования рынка труда, она обеспечивает гарантированное государством, право граждан на защиту от безработицы и оказывает населению и работодателям государственные услуги содействия занятости. Как мы видим, основой работы центра социальной занятости является установление трудовых отношений между работником и работодателем. Важно заметить, что конкретно проблема трудоустройства именно выпускников вузов в центрах социальной занятости мало затронута.

Таким образом, можно сделать вывод, что главная задача специалистов по социальной работе - научиться проводить в жизнь функциональную предназначенность социальной службы занятости, оптимально выполнить задачу, то есть помочь молодым выпускникам при трудоустройстве на работу. В условиях социально-экономического кризиса остро стоит вопрос о роли социальных работников в процессе адаптации молодой категории населения к новым социальным условиям, сложившимся в 90-е годы в Российской Федерации, об активном и профессиональном участии при трудоустройстве выпускников.

Петров С.В. в своей работе разделяет трудоустройство на следующие признаки:

  • а) является одним из способов содействия (для определенных категорий граждан обеспечения) занятости;
  • б) участие посреднических органов (как государственных, так и негосударственных);
  • в) служит юридической гарантией реализации прав граждан в сфере труда и занятости;
  • г) направлено, прежде всего, на обеспечение рационального использования трудовых ресурсов также с учетом интересов основных субъектов на рынке труда работников и работодателей, а также государства;
  • д) основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений и интересов государства.

Таким образом, можно сделать вывод, что Петров С. В. рассматривает трудоустройство как способ содействия социальной занятости, направленное на распределение трудового потенциала молодых специалистов. В рассмотренных признаках мы видим, что потребуются много тщательных разработок в законодательстве, анализа и исследований.

Пригожин А.И. в своей работе «Современная социология организаций» подчеркивает, что российская молодежь характеризуется неустойчивостью жизненных установок: из-за этого она более мобильна при выборе и поиске рабочего места и в то же время не готова к самостоятельным действиям на рынке. Отсюда следует, что одним из важнейших условий совершенствования организации социальной занятости выпускников как составных части социальной работы, является использование базовой информации, объективно отражающей состояние системы и ее элементов. Роль инструмента для получения такой информации выполняет система критериев и показателей эффективности социальной работы, которая должна содержать, как минимум, данные о молодых специалистах, предоставленных им услугах и их результатах.

В своих публикациях Лисовский В.П. и Оконника И.М., освещая проблему трудоустройства выпускников, отмечают снижение данного показателя в большинстве регионов РФ, связывая этот факт с изменением в требованиях работодателей к выпускникам и структурной перестройкой экономики территорий. Сложность найти достойное место работы и ее оплату, построить карьеру и обеспечить себя в перспективе отмечается и самими выпускниками вузов. На наш взгляд решение данного вопроса сегодня определяется не только отмеченными выше причинами, но и качеством самих инструментов и методов работы при организации данного процесса (трудоустройства выпускников вузов) со стороны всех его участников.

Если оценивать не только субъективный уровень потребности, но и объективно существующие проблемы, которые отражаются в низкой уверенности в трудоустройстве, то потребность в проф. ориентационных услугах у выпускников значительна. В публикации журнала «Социальные исследования» отмечено, что молодые люди не знают о существовании структуры, занимающейся вопросами профессиональной ориентации и трудоустройства выпускников в своем вузе, никто из них не обращался по вопросам трудоустройства в подобные структуры вне вуза (напомним, что до получения диплома выпускникам оставалось менее полугода). На фоне такого положения дел в государственных структурах можно отметить новые тенденции в обеспечении занятости выпускников вузов со стороны частных компаний. Благодаря этому обеспечивается постоянный приток молодых кадров, новых идей в структуру организаций.

Несомненный интерес представляет анализ Бессарабовой Н.В., где описывается точка зрения работодателей относительно выпускников, будущих работников. Они считают, что потенциальные работники наряду с профессионализмом должны обладать способностью принимать самостоятельные решения, коммуникабельностью, иметь широкий кругозор, множество дополнительных навыков (компьютерная грамотность, водительские права, знание иностранного языка и т.д.). Кроме того, работодателей интересует зарубежный опыт работы, цели в карьере, которые имеет потенциальный работник.

Итак, в социальной науке чрезвычайно важно учитывать особенности человека - ценностные, мотивационные, целевые, оценочные характеристики, изучаемой социальной группы. Пренебрежение к этим характеристикам может привести к неадекватному истолкованию сути молодого человека, обратившемуся в социальную службу за помощью. Только объективный учет таких характеристик может помочь социальному работнику произвести планирование перехода от одного качественного состояния клиента к другому состоянию, другой модификации, необходимой выпускнику при трудоустройстве. Для выхода из трудной жизненной ситуации; уяснив характеристику специалиста, он может переходить к квалификации характеристик, т.е. определению количественного выражения этих характеристик, их динамики (мера интенсивности). Раковская О.А. утверждает, что чем успешнее будут сформированы характеристики (компетенции) эффективности трудоустройства выпускников, тем успешнее они будут востребованы работодателями и в дальнейшем трудоустроены. При этом рынок труда определяет и изменяет критерии профессиональной подготовки в соответствии с темпами развития науки и экономики. В этом контексте возникает потребность в разработке перечня критериев оценки конкурентоспособности молодого специалиста, удовлетворяющего перспективным требованиям рынка труда, который определяет эффективность трудоустройства выпускника.

Избежать многих проблем и ошибок трудоустройства выпускников вузов можно за счет комплекса следующих мер: развитие системы профориентации молодого поколения, начиная со школы. Помочь в этом могут как сами выпускники и учащиеся вузов, так и преподаватели, специалисты вузовских агентств по трудоустройству, сотрудники Центра Занятости Населения и работодатели.

Для нас представляет несомненный интерес деятельность социальных работников Центра занятости населения при содействии трудоустройства выпускников вузов. Отсюда следует, что при правильной разработке организации труда выпускников вузов в центре занятости значительно уменьшит число нетрудоустроенных молодых специалистов и улучшится ситуация на рынке труда.

Эфендиев А.Г. и Кондрашова М.В. в своих работах предлагают сформировать систему мониторинга рынка труда и рынка образовательных услуг; проводить постоянный анализ соответствия спроса и предложения рабочей силы по профилю и уровню квалификации в разрезе специальностей (профессий), отраслей, муниципальных образований региона, а также анализировать причин дисбаланса спроса и предложения на рынке труда и причин «не трудоустройства» выпускников по полученной специальности. Мониторинг проблем трудоустройства молодых специалистов и других участников данного процесса, учитывающий их потребности и интересы сегодня должен выступать как социально-культурная норма проектирования деятельности центра социального содействия занятости выпускников. Исходя из этого, можно сделать вывод, что предлагаемая Эфендиевым и Кондрашовой система мониторинга рынка труда поможет выпускникам вузов при трудоустройстве. Данная работа потребует много времени и кропотливого труда социальных работников. При использовании моделей социальной деятельности, которые мы рассмотрим в следующем параграфе, можно выявить методы деятельности социальных работников по отношению молодых специалистов.

В статье «РИАНОВОСТИ» было отмечено, что количество молодых людей в возрасте от 15 до 24 лет, у которых нет работы, выросло с докризисных показателей на 4 млн человек и в данное время насчитывает 75 миллионов. Исполнительный директор сектора занятости Международной организации труда (МОТ) Хосе Мануэль Саласар-Ширинакс, представляя соответствующий доклад МОТ, отметил, что мировые показатели безработицы среди молодых людей не очень изменились по сравнению с пиковыми уровнями, зафиксированными в 2009 году. Он подчеркнул, что в 2011 году этот показатель безработицы среди молодежи составлял 12,6%, в текущем году прогнозируется уровень - 12,7%, что минимум на 1% выше, чем было в 2007 году. По словам Саласар-Ширинакса, согласно анализу ситуации, она вряд ли изменится в лучшую сторону и к "2016 году показатели безработицы среди молодежи, по нашей оценке, останутся на том же высоком уровне".

В своем докладе Международная организация труда напомнила, что согласно разработанному в 2011 году индексу социальной нестабильности, угрозу беспорядков сильно увеличилась в 45 странах из 118 изученных.

Таким образом, если проблемы с безработицей среди молодых людей не будут решены, это повлечет за собой рост уровня недовольства и нестабильности. Согласно докладу, повлиять на ситуацию могла бы продуманная национальная политика в этой области, заключающая в себе макроэкономический аспект, меры по налоговой стимуляции компаний, который предоставляют работу молодежи и госпрограммы для обучения молодежи.

Проанализировав основные термины и понятия данной дипломной работы, мы рассмотрели специфику занятости выпускников. В данном параграфе мы видим, что проблема трудоустройства выпускников заключается в том, что исследуемой группе уделяется мало внимания, недостаточно хорошо проработана система оказания помощи при трудоустройстве. Решение данного вопроса сегодня определяется качеством инструментов и методов работы при организации данного процесса. Как мы видим, основой работы центра социальной занятости является установление трудовых отношений между работником и работодателем, на из-за высоких требований и нестабильности на рынке труда выпускникам вузов, как будущим работникам, очень сложно трудоустроиться.

Метод «волшебных» вопросов в применении к данной проблеме.

  • 1. Кто задействован в проблеме и мог бы повлиять на ее решение ?
  • ? Сами студенты как потенциальные работники и носители ЗНУ.
  • ? Работодатели, которым нужны работники и которые предлагают вакансии.
  • ? Третья сторона в виде различных кадровых агентств, бюро по трудоустройству, бирж труда, помогающих в трудоустройстве.
  • ? Правительство РФ, которое не обеспечивает пополнение рабочих мест и трудоустройство выпускников вузов.
  • ? Вуз, дающий тот или иной уровень образования, и ЗНУ, которые ценятся или не ценятся на рынке труда.
  • ? Родители и их «связи», чтобы трудоустроиться на работу «по блату».
  • ? Конкуренты в виде других соискателей и др.
  • 2. Что реально происходит и влияет на развитие проблемы ?
  • ? Нехватка реальных рабочих мест: спрос на рабочие места во много раз перекрывает их предложения на рынке.
  • ? Неэффективный поиск, который зачастую заканчивается неудачей.
  • ? Непривлекательные варианты работы, связанные с неудобным графиком работы, низкой зарплатой, неудачным расположением места работы и др.
  • ? Неадаптированность студентов к требованиям рынка труда. Нехватка практического опыта работы у выпускников, которая является главной причиной отказа в приеме на работу.
  • ? Слабые программы обучения, не адаптированные под запросы рынка.
  • ? Слабый профессорско-преподавательский состав (ППС), когда многие из преподавателей не имеют практического опыта работы по специальности, незнание реального производства.
  • ? Слабая подготовка молодых специалистов по окончании вуза.
  • ? Отсутствие практической направленности процесса обучения. Нет тренингов, деловых игр, стажировок. Нехватка практических ЗНУ, которые в недостаточном объеме дает вуз.
  • ? Неудобное расписание, с которым невозможно работать параллельно с учебой, а многим студентам работа жизненно необходима, поскольку позволяет выжить, не имея финансовой поддержки со стороны родителей.
  • ? Незнание языков и др.
  • 3. Где проявляется проблема ?
  • ? В большинстве регионов России, включая Москву и Подмосковье.
  • ? В офисах компаний-работодателей, отделах кадров, службах персонала и др.
  • ? В офисах кадровых агентств, бюро по трудоустройству и бирж труда.
  • ? В вузе во время обучения студентов при поиске подработки по будущей специальности.
  • ? В Правительстве РФ, не создающем условия для трудоустройства выпускников.
  • ? Во всех отраслях промышленности.
  • ? В доме и душе каждого выпускника, когда возникает острая проблема трудоустройства и др.
  • 4. Когда проявляется данная проблема ?
  • ? В момент поиска работы.
  • ? Во время учебы, когда программы обучения не дают реальных практических знаний.
  • ? В момент выпуска из вуза и получения диплома.
  • ? Во время кризиса в экономике страны, когда проблемы предприятий обостряются.
  • ? В моменты переезда в другой регион или город.
  • ? При росте амбиций, когда потребности опережают возможности и др.
  • 5. Почему данная проблема имеет место ?
  • ? Недостаток практического опыта работы, ЗНУ, языковой подготовки и др.
  • ? Рост потребностей в обществе и у выпускников вузов в частности.
  • ? Нехватка «связей» (нужных людей) для помощи в трудоустройстве.
  • ? Лень! Слабая мотивация!
  • ? Незнание технологии поиска работы, неумение грамотно составить резюме, подготовиться и пройти собеседование, неумение держать себя во время интервью и др.
  • ? Психология неудачника (все равно откажут!), неуверенность в себе и своих силах. Личные проблемы и личностные недостатки.
  • ? Недостаток средств для жизни и удовлетворения потребностей. Очень низкая стипендия, которая не позволяет хоть как- то существовать без поддержки родителей. Но низкая стипендия является и «плюсом», так как подталкивает студентов еще во время учебы подрабатывать, зарабатывая деньги для жизни и необходимый опыт работы.
  • ? Неудобное расписание, которое не адаптировано под подработку студентов на рабочих местах. Многие вузы подработку не одобряют. Более того, студенты, которые работают, считаются, чуть ли не «преступниками», которые не хотят учиться. Это в корне неверно. Для многих студентов подработка - это единственный способ выжить и учиться.
  • ? Невозможность совмещения учебы и работы, не прогуливая занятия.
  • ? Отсутствие учета мнения студентов в области улучшения учебного процесса.
  • ? Непонимание перспектив работы по специальности и, как следствие, невозможность разработки стратегии своей карьеры хотя бы на краткосрочный период.
  • ? Академизм вузовских знаний, отсутствие практической направленности учебного процесса. Мало или нет вообще тренингов, деловых игр, стажировок.
  • ? Многие преподаватели не имеют практического опыта работы по специальности.
  • ? Нет связи вузов с крупными предприятиями - будущими работодателями.
  • ? Нет обязательного распределения молодых специалистов по окончании вуза.
  • ? Нет эффективной стратегии развития России, делающей упор на развитие производства, создание новых рабочих мест и модернизацию системы образования.
  • ? Нет четкой приоритетности образования в стране и др.
  • 6. Как решить данную проблему ? Можно сформировать предварительный список путей решения проблемы.
  • ? Искать и разрабатывать методы, корректирующие учебный процесс под возможность студентов подрабатывать. Сделать удобное расписание!
  • ? Разрешить официально подработку студентам, начиная с третьего курса.
  • ? В законодательном порядке ввести понятие «время работы студента», как результат реализации нового расписания.
  • ? Руководство кафедр и института должно получать обратную связь от студентов для построения этих методов.
  • ? Разработка и реализация эффективной стратегии развития России, когда будет развиваться производство и создаваться новые рабочие места.
  • ? Национальный приоритет - хорошее образование, как стержень развития и укрепления России!
  • ? Скорректировать учебные планы и программы с приданием им практической направленности. Шире использовать тренинги, деловые игры, стажировки на предприятиях.
  • ? К преподаванию допускать только профессорско-преподавательский состав (ППС), имеющий большой практический опыт по специальности.
  • ? Студентам начинать поиск работы и подрабатывать на законных основаниях еще во время обучения в вузе.
  • ? Изменить отношение к учебе и повышать свою квалификацию во время обучения (для студентов). Изменить отношение к работе студентов (для преподавателей).
  • ? Прохождение во время обучения в вузе практических тренингов (в самом вузе или в сторонних тренинговых центрах), выработка необходимых ЗНУ, подтягивание языковой подготовки, изучение передового опыта и др.
  • ? Преодолеть лень! Повысить уровень мотивации.
  • ? Обучиться грамотно составлять резюме, подчеркивая свои сильные стороны, готовиться к собеседованию, настроиться на положительный результат, что позволит преодолеть психологические барьеры.
  • ? Открыть при вузах научно-производственные предприятия (комплексы), где могли бы работать студенты, совместив при этом интересы вуза и студентов. Вуз получает возможность дополнительного финансирования за счет прибыли этих предприятий, а студенты - дополнительный заработок и практический опыт работы.
  • ? Активизация знакомых, родных, нужных людей и «связей» для поиска работы.
  • ? Открыть свое дело, что даст возможность самому создавать рабочие места, обеспечивая работой и себя и других людей, и т.д.

Вывод. Проблема очень актуальна. Стратегия каждой развитой страны направлена на создание общественного благосостояния. И благосостояние студентов как молодежной ячейки общества является важной частью этой стратегии. Проблема трудоустройства студентов сводит на нет их мотивацию к учебе, что ухудшает качество знаний выпускников и в серьезной степени мешает развитию страны. Ответы на ключевые вопросы «почему?» и «как?», позволяют совсем по-другому взглянуть на проблему трудоустройства. Главное заключается в том, что в настоящее время и студенты, и вуз вместе должны думать о будущей работе студентов, как специалистов. Студентам помимо хорошей учебы нужен опыт практической работы, так как без него устроиться на хорошую позицию практически невозможно. Вузам нужно подумать, как это обеспечить. С одной стороны, можно оптимизировать расписание, создав специальные «окна» для подработки студентов (это самое простое), а с другой - открыть при вузах научно-производственные комплексы, создав рабочие места для обучающихся студентов, где последние могли бы работать, зарабатывая деньги и опыт работы.

Конечно, в идеале нужны также прямые договоры с крупными и средними предприятиями на подготовку специалистов для них по определенным специальностям с гарантией трудоустройства и выплатой именных стипендий. Еще один важный момент связан с созданием центров оценки и сертификации квалификации новоиспеченных специалистов (ассесмент-центры) , которые предлагали сами же студенты в своих курсовых работах. В таких центрах выпускники будут сдавать настоящий экзамен на профпригодность. Все успешно сдавшие экзамен получат специальный сертификат, который должен убедить работодателей в качестве знаний бывшего студента. Для выпускника это может стать дополнительной строчкой в резюме - бонусом при поиске работы. В будущем получить сертификат придется всем, кто желает устроиться на хорошую работу (в Западной Европе человек не может устроиться на работу, если не получил признания профессионального сообщества). Понятно, что трудоустройство молодых специалистов не только их головная боль, но и задача государства. Здесь нужна государственная политика, нужна стратегия развития России, предусматривающая развитие экономики и создание новых рабочих мест.

Звездообразная диаграмма (рис. 4.10) позволяет разобрать проблему трудоустройства выпускников вузов и выявить ее причины по четырем составляющим. Рассмотрев звездообразную диаграмму, можно сделать вывод, что студенты стремятся стать профессионалами своего дела, чтобы добиться успеха в материальном и личностном плане. Однако отсутствие опыта работы значительно осложняет им жизнь после окончания вуза. Работодатели очень предвзято относятся к молодым специалистом. Выход один - студентам набирать опыт работы и при этом не быть отчисленным с последнего курса. Рассматривая актуальный для сегодняшней ситуации процесс обучения, это довольно сложно. Опыт работы губит учебу, и наоборот. Необходим конструктивный «диалог» между студентами и «верхами образования» хотя бы для обмена мнениями и возможной коррекции учебного процесса под его главного потребителя - студента. А благодаря знаниям студентов, которые впоследствии будут давать отдачу в виде доходов в бюджет страны и прироста ВВП, конечным потребителем этого процесса можно по праву считать весь Российский Народ.

Диаграмма Исикавы для рассмотрения проблемы трудоустройства выпускников вузов (рис. 4.11).

Основываясь на полученной диаграмме Исикавы, делаем вывод, что глубинные причины проблемы кроются:

  • ? в отсутствии единого понимания учебного процесса у студентов и преподавателей;
  • ? отсутствии практической направленности учебного процесса;
  • ? невозможности закрепления теоретических знаний на практике в виду отсутствия работы (подработки) по специальности;
  • ? отсутствии возможности свободного посещения и самостоятельного изучения непрофильных предметов;
  • ? ориентации на сырьевую экономику, отсутствии эффективной стратегии развития России, нацеленной на развитие производства и создание новых рабочих мест;
  • ? низких стипендиях и слабом финансировании всей системы образования, учебных заведений и преподавателей и др.

Рис. 4.10.


Рис. 4.11.

Лестничная диаграмма (рис. 4.12) позволяет установить причинно- следственную связь между основными причинами проблемы трудоустройства выпускников и выявить коренную причину проблемы.


1

В условиях инновационного развития национальной экономики достаточно остро обозначена проблема трудоустройства выпускников высших и средне-специальных учебных заведений. Особенно серьезной данная проблема является на региональном уровне. Регионы страны различаются, прежде всего, по уровням экономического развития и жизни населения. Именно данный факт, на наш взгляд, и определяет главные проблемы трудоустройства выпускников. В статье рассматриваются причины затруднений при трудоустройстве, а также возможности содействия трудоустройству выпускников. Для успешного трудоустройства выпускников необходимо, прежде всего, взаимодействие учебных заведений с работодателями, которое предполагает: встречи студентов с потенциальным работодателем; организация экскурсий студентов на предприятия; организация практик и стажировок на предприятиях; заключение договоров о трудоустройстве выпускников.

выпускник

трудоустройство

рынок труда

вакансии

работодатели

1. Информационный портал Государственной службы занятости населения Пензенской области [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.58zan.ru (дата обращения: 12.09.2014).

2. Официальный сайт Территориального органа Федеральной государственной статистики по Пензенской области [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://pnz.gks.ru (дата обращения: 13.09.2014).

3. Официальный сайт Министерства труда, социальной защиты и демографии Пензенской области [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://trud.pnzreg.ru (дата обращения: 13.09.2014).

4. Попова Н.В., Бочкова Н.В. Роль государства в регулировании регионального рынка труда // Человек и труд: научно-практический журнал. – 2010. – № 5. – М., 2010. – С.39-41.

5. Попова Н.В.. Бочкова Н.В., Круглова А.В. Образование и структурное неравновесие на региональном рынке труда // Человек и труд: Научно-практический журнал. – 2011. – № 5. – М., 2011. – С.39-42.

6. Попова Н.В. Безработица на рынке труда г. Пензы // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе: научно-информационный журнал. – 2013. – № 3(7). – С. 56-62.

7. Трудоустройство молодых специалистов: опыт, проблемы, перспективы: сборник трудов Международной научно-практической видеоконференции. – Уфа: БИСТ, 2011. – 156 с.

8. Юрасов И.А., Попова Н.В. К вопросу оптимизации отношений между работодателями и системой высшего профессионального образования // Человек и труд: Научно-практический журнал. – 2009. – № 7. – М., 2009. – С. 47–48.

9. Yurasov I., Popova N., Alekhin E. Transformation of the Russian working class as the globalization process // Life Science Journal 2014; 11(11). – P. 124-126.

В условиях инновационного развития национальной экономики достаточно остро обозначена проблема трудоустройства выпускников высших и средне-специальных учебных заведений. Особенно серьезной данная проблема является на региональном уровне. Регионы страны различаются, прежде всего, по уровням экономического развития и жизни населения. Именно данный факт, на наш взгляд, и определяет главные проблемы трудоустройства выпускников. Известно, что через пять лет квалификация опытного специалиста, не будучи востребованной, полностью утрачивается. Что же касается вчерашних выпускников, которым не нашлось применения в экономике, то фактически специалистами, готовыми к самостоятельно полноценной профессиональной деятельности, их считать нельзя вообще.

Следует учитывать, что несоответствие образования потребностям рынка труда может выражаться в двух формах. Оно может быть структурным, когда количество выпускников тех или иных профессий не соответствует заявленному работодателями спросу на эти профессии. Либо несоответствие может быть качественное, когда уровень образования не соответствует уровню знаний, умений и навыков, необходимых для участия в конкретном процессе труда. Говорить в целом о российском образовании как образовании, не дающем требуемого уровня профессионально-квалификационной подготовки, в настоящее время преждевременно. Снижение качества образования на современном этапе во многом обусловлено бесконтрольными цифрами приема в образовательные учреждения различного уровня, отсутствием надзора за сектором платных образовательных услуг, нежеланием работодателей плодотворно сотрудничать с образовательным сообществом и устаревшей материально-технической базой ряда учебных заведений. В целом же сформировавшаяся целостная система образования при рациональной государственной политике способна обеспечить подготовку грамотных специалистов .

В условиях инновационного развития экономики страны следует обратить внимание на несоответствие структурное. Оно объясняется тем, что способности человека не могут быть универсальны и всегда имеют качественную определенность, поэтому предложение рабочей силы в конкретный период времени является неэластичным, что приводит к структурному неравновесию на рынке труда. Именно из-за несбалансированности объемов и направлений подготовки специалистов с потребностями рынка труда у выпускников образовательных учреждений возникают, по нашему мнению, проблемы с трудоустройством.

Следует отметить, что выпускникам ВУЗов в регионе довольно сложно найти работу по специальности, приобретённой в процессе обучения. Во-первых, это объясняется преобладанием на рынке труда специалистов (чаще экономического профиля) и недостатком лиц, владеющих рабочими специальностями. Кроме того, зачастую ВУЗы выпускают специалистов «низкого качества», фактически неготовых к реальной работе, но имеющих завышенные амбиции и требования к будущему месту работы. И, наконец, часто будущая профессия выбирается исходя из таких понятий, как «мода», «престиж». В результате этого на рынке труда происходит «перекос» в пользу отдельных специальностей, что в свою очередь порождает дисбаланс спроса и предложения. Как итог: условия работы по «модной» профессии могут снижаться с одновременным увеличением требований, предъявляемых работодателем к претенденту. В это самое время спрос на лиц, владеющих не столь популярными профессиями, становится выше предложения, что делает их трудоустройство более вероятным и лёгким .

Однако сложное положение также в Пензенской области и с трудоустройством выпускников профессиональных училищ и лицеев. Несмотря на то, что в органах службы занятости области имеется достаточно вакансий по рабочим профессиям, их не удается заполнить за счет выпускников профессионально-технической школы. Данный факт непосредственно связан с тем, что выпускникам присваивается III квалификационный разряд, а большинству предприятий требуются рабочие более высокой квалификации: IV-VI разрядов. Предприятия же не имеют средств, необходимых на дополнительное обучение непосредственно на рабочих местах.

Число выпускников ВУЗов и ССУЗов, не нашедших работу после окончания учебного заведения, в настоящее время достаточно велико. По данным Государственной службы занятости населения Пензенской области во втором квартале 2014 года за содействием в поиске подходящей работы обратились 910 граждан в возрасте 20-24 лет, что составляет 6 % от общего числа обратившихся .

Причины такого положения, на наш взгляд, в следующем:

1) Отсутствие опыта работы. Как правило, работодатели желают принять на работу специалиста с опытом работы 1-2 года. Проблема в том, что получить этот опыт негде, поскольку не трудоустраивают.

2) Несоответствие получаемых выпускниками профессий требованиям рынка труда. На рисунке 1 представлены наиболее востребованные в Пензенской области профессии по видам экономической деятельности по данным за второй квартал 2014 года.

Рис. 1. Распределение вакансий по видам экономической деятельности на рынке труда Пензенской области во втором квартале 2014 г.

Как видно из рисунка 1, вакансии есть в сельском хозяйстве, строительстве, производстве, торговле и здравоохранении. Однако молодых людей данные вакансии обычно не привлекают, так как все они или характеризуются довольно тяжелыми условиями труда и не соответствующим им уровнем заработной платы, или высоким уровнем квалификации по заявленным вакансиям, или просто низкой оплатой труда. К тому же выпускники желают найти работу по полученной профессии. Но большинство выпускников, испытывающих затруднения на рынке труда, имеют специальности экономиста, бухгалтера, юриста, которые мало востребованы. В результате возникает ситуация структурной безработицы.

3) Низкий уровень оплаты труда. Работодатели предлагают специалистам без опыта работы довольно низкую заработную плату. Кроме того, некоторые работодатели берут на работу только после прохождения неоплачиваемой стажировки в течение 2-3 месяцев. Естественно, что молодых людей это не устраивает. При этом безработные выпускники имеют завышенную самооценку своих профессиональных качеств. Они, не имея профессиональных навыков, обладая низкой квалификацией, претендуют на высокий уровень заработной платы. Это также затрудняет трудоустройство.

4) Отсутствие высшего образования. Данная проблема существует для выпускников ССУЗов, так как большинство работодателей требуют наличия высшего образования. Вакансии, не требующие высшего образования, как правило, низкооплачиваемые и не привлекают молодых людей. Но данная проблема, в принципе, легко разрешима.

5) Неадекватное представление о профессиональной деятельности. Возникает из-за недостатка практики в процессе обучения. Выпускник имеет смутное представление о своих профессиональных функциях и обязанностях. В итоге может возникнуть нежелание работать по специальности.

С учетом обозначенных проблем явно обозначена необходимость помощи молодым людям в реализации их трудового потенциала и права на труд.

Вместе с тем в регионе наметилась тенденция снижения доли выпускников среди общего числа безработных. Уменьшение доли выпускников можно рассматривать двояко. С одной стороны, если снижение показателя вызвано тем, что большую часть выпускников, обращающихся в центр занятости, трудоустраивают (на постоянное место работы или временно по программе стажировки), то вполне можно говорить о том, что данное веяние положительно, и о росте результативности работы центра занятости в области трудоустройства выпускников образовательных учреждений. С другой стороны, спад в большей степени может быть вызван общим сокращением числа обращений выпускников в центр занятости или тем, что значительную часть их снимают с регистрационного учёта по другим причинам (в том числе и при направлении на проф. обучение). В таком случае можно говорить об ухудшении ситуации на рынке труда (в сфере трудоустройства выпускников) и о серьёзной проблеме занятости среди них .

Что касается структуры выпускников, являющихся безработными, то, начиная с 2008 года, среди них преобладают выпускники высших учебных заведений, несмотря на то, что их реальная численность снижается. Численность выпускников учреждений НПО и СПО, зарегистрированных в качестве безработных, также снизилась за исследуемый период .

Для успешного трудоустройства выпускников необходимо, прежде всего, взаимодействие учебных заведений с работодателями, которое предполагает:

Встречи студентов с потенциальным работодателем;

Организация экскурсий студентов на предприятия;

Организация практик и стажировок на предприятиях;

Заключение договоров о трудоустройстве выпускников.

Развитию контактов с работодателями, содействию в трудоустройстве выпускникам призвано способствовать также создание базовых кафедр в ВУЗах. Цель функционирования базовых кафедр состоит не только в повышении качества подготовки выпускников, но и в обеспечении их ранней адаптации к условиям совершенного производства.

Базовые кафедры призваны организовывать и проводить все виды практик студентов на предприятии, осуществлять целевую подготовку студентов с их последующим трудоустройством.

Помочь преодолеть остроту проблемы трудоустройства выпускников, по нашему мнению, может переход системы образования на ГОС третьего поколения, которые основаны на компетентностном подходе. Компетентностная модель варьируется в зависимости от отрасли, особенностей социально-экономического развития региона и конкретного предприятия. Если вузы не будут этого учитывать, то непонимание и дисбаланс в рынках образования и труда сохраняться. Таким образом, высшая школа должна опираться при составлении компетентностных профилей своих выпускников на требования конкретной отрасли, конкретного предприятия, для которых они готовят специалистов. Для оптимизации коммуникаций работодателей и вузов моделируется особая социальная технология, которая состоит из следующих этапов:

1. Формирование региональных и отраслевых кластеров.

2. Выделение инициативной единицы кластера (обособленного структурного подразделения вуза).

3. Разработка методики его деятельности по моделированию профилей компетенций абитуриента и выпускника.

4. Создание кадрового клуба с целью укрепления связей с работодателями.

5. Участие в ярмарках вакансий.

Практическое применение данной модели необходимо начинать со структурирования особого кластера. Можно предложить следующую форму создания регионально-отраслевого кластера. Она будет включать следующие элементы: предприятия отраслей экономики региона; обособленное структурное подразделение одного из наиболее развитых в технологическом и инновационном плане предприятий; высшие и средне-специальные учебные заведения. В случае этого кластера системнообразующим элементом становится обособленное структурное подразделение учреждения образования, которое выявляет требования практиков к компетенциям будущих специалистов, выявляет недостающие компетенции выпускников и организуют их корректировку и их практическую «доводку» под конкретного работодателя.

Помочь преодолеть остроту проблемы трудоустройства выпускников, по нашему мнению, может переход системы образования на ГОС третьего поколения, которые основаны на компетентностном подходе. Компетентностная модель варьируется в зависимости от отрасли, особенностей социально-экономического развития региона и конкретного предприятия. Если вузы не будут этого учитывать, то непонимание и дисбаланс в рынках образования и труда сохраняться. Таким образом, высшая школа должна опираться при составлении компетентностных профилей своих выпускников на требования конкретной отрасли, конкретного предприятия, для которых они готовят специалистов. Для оптимизации коммуникаций работодателей и вузов моделируется особая социальная технология, которая состоит из следующих этапов.

6. Формирование региональных и отраслевых кластеров.

7. Выделение инициативной единицы кластера (обособленного структурного подразделения вуза).

8. Разработка методики его деятельности по моделированию профилей компетенций абитуриента и выпускника.

9. Создание кадрового клуба с целью укрепления связей с работодателями.

10. Участие в ярмарках вакансий.

Практическое применение данной модели необходимо начинать со структурирования особого кластера. Можно предложить следующую форму создания регионально-отраслевого кластера Она будет включать следующие элементы: предприятия отраслей экономики региона; обособленное структурное подразделение одного из наиболее развитых в технологическом и инновационном плане предприятий; высшие и средне-специальные учебные заведения. В случае этого кластера системнообразующим элементом становится обособленное структурное подразделения учреждения образования, которое выявляет требования практиков к компетенциям будущих специалистов, выявляет недостающие компетенции выпускников и организуют их корректировку и их практическую «доводку» под конкретного работодателя.

При этом инициатива по моделированию инновационных коммуникаций должна исходить от учреждений образования как от субъекта рынка труда, который может организовать на своей базе подразделение для более эффективного взаимодействия между работодателями.

Также успешному трудоустройству выпускников призваны содействовать центры и службы трудоустройства, функционирующие при учебных заведениях. Они осуществляют взаимодействие с работодателями и помогают подобрать подходящую работу выпускникам и студентам, желающим подработать. Приобретение опыта работы еще в процессе обучения существенно облегчает последующее трудоустройство.

Для молодых людей, которые по какой-либо причине не желают работать по специальности, существует возможность пройти переобучение. Данные услуги предоставляет Государственная служба занятости населения Пензенской области. За второй квартал 2014 года переобучение прошли 82 человека, впервые ищущие работу, и 11 из них успешно трудоустроились . К тому же проводится временное трудоустройство выпускников, что позволяет им получить стаж, необходимый для поиска постоянной работы.

Многие молодые люди проявляют интерес к предпринимательской деятельности. Государственная служба занятости оказывает и содействие самозанятости граждан. Во втором квартале 2014 года было оказано содействие 26 гражданам в возрасте 18-29 лет .

Также данная служба осуществляет и психологическую поддержку граждан, ищущих работу. Во втором квартале за психологической поддержкой обратились 441 человек в возрасте 16-29 лет . Специалисты службы помогают молодым людям адекватно оценить свои возможности, повысить мотивацию в поиске работы и адаптироваться к условиям труда. Кроме того, работники службы занятости, оказывая консультационные услуги, формируют у бывших студентов умение не просто справляться с проблемами, но и обогащаться новым опытом преодоления трудной ситуации.

Следует отметить, что Пензенская область вошла в состав победителей конкурса в сфере отбора региональных программ модернизации систем образования и науки РФ в 2011 году. По итогам конкурса региону из федерального бюджета выделены субсидии на усовершенствование учебных программ и укрепление взаимосвязи с предприятиями. По нашему мнению, это обстоятельство окажет благотворное влияние на качество работы учебных заведений и успешное трудоустройство их выпускников.

Рецензенты:

Дресвянников В.А., д.э.н., профессор кафедры менеджмента ФГБОУ ВПО Финансовый университет при Правительстве РФ, филиал, г. Пенза.

Юрасов И.А., д.с.н., профессор кафедры государственного управления и социологии региона ФГБОУ ВПО Пензенский государственный университет, г. Пенза.

Библиографическая ссылка

Попова Н.В., Голубкова И.В. ПРОБЛЕМА ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=15510 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
Вверх